Юмор и ирония в рассказах Аверченко (сб. "Веселые устрицы", "Круги по воде").

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Литература
  • 15 15 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 25.04.2009
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Юмор и ирония в рассказах А. Аверченко (сб. «Веселые устрицы» и «Круги по воде»)


Оглавление
Введение
Часть 1. Сатира в «Веселых устрицах»
Часть 2. Ирония и юмор в «Кругах по воде»
Заключение
Список использованной литературы


Фрагмент для ознакомления

Ему не нужны подачки от хозяев жизни. Он сам может все еще изменить.Аверченко обладал редкостным даром жизнерадостного светлого юмора, который в изгнании позволял многим не утрачивать веры в будущее. Его смех зачастую был желчным и горьким, но и тогда за ним скрывалась подлинная любовь к родине, забота о человеке и тревога за судьбы русской национальной культуры.«После его смерти Тэффи прозорливо заметила: «Многие считали Аверченко русским Твеном, некоторые в свое время предсказывали ему путь Чехова. Но он не Твен и не Чехов. Он русский чистокровный юморист, без надрывов и смеха сквозь слезы.Место его в русской литературе свое собственное, я бы сказала – единственного русского юмориста. Место, оставленное им, наверное, долгие годы будет пустым».Аверченко всегда шутил над тем миром, в котором так много нелепого, но не может дать оценку той обывательской стихии, которую с таким неподражаемым мастерством изображает.Стихия эта часто захлестывала его самого, подчиняла и тащила за собой вниз в небытие.Авторский юмор Аверченко, проникающий во все стороны обывательской жизни, тонкая наблюдательность, умение несколькими штрихами выдвинуть смешную сторону явления, – все это оправдывало широкую известность писателя.Смех автора никогда не был зубоскальством. Он был просто Аркадием Аверченко, человеком попытавшимся культивировать в русской литературе здоровый смех.ЗаключениеИтак, с именем А. Аверченко связана история журналов «Сатирикон» (1908 – 1913 гг.) и «Новый Сатирикон» (1913 – 1918 гг.), в которых он был и редактором, и автором. Природный литературный дар А. Аверченко сочетался с талантом человеческого общения.Аверченко признается выдающимся писателем юмористом, и эта его репутация основывается главным образом на мастерстве, с которым он создавал короткие рассказы, имевшие успех у читателей не только русских, но и иностранных.Когда-то рассказами и фельетонами Аверченко зачитывалась вся Россия. Здесь нет преувеличения: аудитория писателя включала и мелкого служащего, и профессора; аверченковский смех заражал и Николая II, и Ленина, считавшего его «озлобленным белогвардейцем» и посвятившего сатирику из враждебного стана статью в газете «Правда».Знание жизни, внешнюю беспечность и внутреннюю серьезность писателя подчеркивают в воспоминаниях о нем современники.А. Аверченко пытались сопоставить с Марком Твеном, с Чеховым. Но он был русским чистокровным юмористом, без надрывов и смеха сквозь слезы. Место его в литературе очевидно.А. Куприн подчеркивал отсутствие у Аверченко подражания кому бы то ни было, соединение таланта видения с неисчерпаемой выдумкой. Сатирик использовал различные формы пародии, обнаруживая противоречие между тем, что человек о себе думает, и истинной его сущностью, между внешней респектабельностью и подлостью натуры.«Аверченко принес в сумрачный Петербург напоенный солнцем, овеянный степным ветром, шумный, разноголосо гомонящий юг. Сочный юмор его рассказов немного напоминал раннего Гоголя.Вспоминая, с какой энергией взялся Аверченко за работу в «Сатириконе», Князев писал: «Аверченко поражал своей «зарядностью»: не тем, что он создавал, а тем, что, судя по создаваемому им, он мог бы, в других условиях и при других обстоятельствах, щедро по-гоголевски-шекспировски излить».Изобретательность и фантазия Аверченко были поистине неисчерпаемы, он обладал какой-то особой способностью замечать в жизни смешное. Большинство ранних произведений Аверченко держится на эксцентрически веселом сюжете, на комизме поз и карикатурности положений.Аверченко создал обобщенные юмористические типы: специалиста, праведника, лентяя, доводя при этом какую-то присущую им характерную черту до абсурда. Его лентяй настолько ленив, что не хочет поднять выпавшую из рук книгу, привести в порядок костюм. Даже покончить с собой ему лень. Аверченко умело доводил до абсурда юмористические похождения людей того времени.Писатель умел сатиру сделать оружием против власти и тонко юмористически подчеркнуть всю фальш и ничтожность этого иллюзорного мира.Отметим, что сатира начала XX века отразила процесс взаимопроникновения трагического и комического, создав переходные формы: существовали жанры на грани сатиры и лирики, смешного и трагического, комического и героического. Однако расширение границ сатиры, характерное для всей литературы начала XX века, приобретало различный смысл в разных художественных направлениях. Это прослеживалось на примере иронии.В начале нового столетия, когда критика отжившего свой век самодержавия приобрела всеобъемлющий характер, роль иронии неизмеримо возросла.В своей биографии Аверченко писал: «Много ли мы знаем и видим примеров созидающего «звонкого» смеха…Нет, мы видим всегда и всюду – то лица, скованные серьезностью, не умеющие улыбаться, то лица – судорожно дергающиеся от внутреннего смеха, который готов затопить всю душу человеческую…» Смех скрывал боль.В произведениях Аверченко «утверждающая» ирония была способом ухода от мира в «творимую легенду» и средством отрицания, морального уничтожения социального врага.Идеалом Аверченко были любовь к жизни и простой «здравый смысл», а положительным героем – смех.Писатель очень часто писал о драгоценнейшей прелести здравого смысла человека: «А мы, почти все, запутали себя сетью сложных, дорого стоящих и ненужных противоречий, так далеко отбежали от здравого смысла, что он нам дорог и люб в чистом виде, люб в своей кристальной поражающей простоте, и мы, утеряв его, жадно к нему тянемся».Эволюция русской сатиры отразила общие процессы, происходившие в русской литературе в первой четверти XX века.Кризис модернизма, обновление и расширение границ реализма – все это привело к росту нового социалистического искусства. Высшие художественные завоевания сатиры предреволюционного времени создали плодотворную почву для развития советской сатиры.Список использованной литературы№ 1. Аверченко А. Т. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. Веселые устрицы / Сост., подгот. текста, коммент. Ст. Никоненко. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб; Республика, 1999. – 448 с.№ 2. Аверченко А. Т. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Круги по воде / Сост., подгот. текста, коммент. Ст. Никоненко. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб; Республика, 1999. – 464 с.№ 3. Левицкий Д. А. Жизнь и творческий путь Аркадия Аверченко. – М.: Русский путь, 1999. – 552 с.: ил.№ 4. Святополк-Мирский Д. П. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год / Пер. с англ. Р. Зерновой. – 3-е изд. – Новосибирск: Изд-во Свиньин и сыновья, 2007. – 872 с.№ 5. Спиридонова Л. А. Бессмертие смеха. Комическое в литературе русского зарубежья. – М.: Наследие, 1999. – 336 с.№ 6. Спиридонова Л. А. Русская сатирическая литература начала XX века. – М.: Изд-во Наука, 1977. – 302 с.

Список использованной литературы

1.Аверченко А. Т. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. Веселые устрицы / Сост., подгот. текста, коммент. Ст. Никоненко. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб; Республика, 1999. – 448 с.
2.Аверченко А. Т. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Круги по воде / Сост., подгот. текста, коммент. Ст. Никоненко. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб; Республика, 1999. – 464 с.
3.Левицкий Д. А. Жизнь и творческий путь Аркадия Аверченко. – М.: Русский путь, 1999. – 552 с.: ил.
4.Святополк-Мирский Д. П. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год / Пер. с англ. Р. Зерновой. – 3-е изд. – Новосибирск: Изд-во Свиньин и сыновья, 2007. – 872 с.
5.Спиридонова Л. А. Бессмертие смеха. Комическое в литературе русского зарубежья. – М.: Наследие, 1999. – 336 с.
6.Спиридонова Л. А. Русская сатирическая литература начала XX века. – М.: Изд-во Наука, 1977. – 302 с.

Вопрос-ответ:

Какой основной тон присутствует в рассказах Аверченко?

Основным тоном в рассказах Аверченко является юмор и ирония.

В чем заключается сила юмора Аверченко?

Сила юмора Аверченко заключается в его светлости и жизнерадостности, которые позволяют не утратить веру в будущее.

Какими эмоциями часто сопровождается смех Аверченко?

Смех Аверченко зачастую сопровождается эмоциями желчи и горечи.

Какие чувства и мысли вызывали рассказы Аверченко у его читателей в трудные времена?

Рассказы Аверченко вызывали чувства радости, оптимизма и позволяли не утрачивать веру в будущее даже в трудные времена.

Почему редкостным был дар Аверченко?

Дар Аверченко был редкостным, так как он обладал способностью создавать жизнерадостный и светлый юмор даже в изгнании.

Какие сатирические элементы присутствуют в рассказах Аверченко?

В рассказах Аверченко можно найти различные сатирические элементы, такие как искажение реальности, карикатура на общественные явления и типажи, пародия на литературные шаблоны и стили, метафоричность и аллегоричность.

Какой юмор присутствует в рассказах Аверченко?

В рассказах Аверченко можно найти различные виды юмора – словесный, ситуационный, игра слов, комические ситуации, шутки и смешные диалоги.

Какую роль играет ирония в рассказах Аверченко?

Ирония в рассказах Аверченко играет важную роль. Она помогает автору раскрывать противоречия и недостатки общества, высмеивать его негативные стороны, а также создавать особую атмосферу и настроение в тексте.

Что такое "ржавый юмор" в рассказах Аверченко?

Ржавый юмор в рассказах Аверченко – это особый вид юмора, который смешивает в себе горечь, сарказм, критику и шутку. Он имеет своеобразный стиль и оттенок и создает особую атмосферу в тексте.

Каким образом рассказы Аверченко помогают сохранять веру в будущее?

Рассказы Аверченко, своим светлым и жизнерадостными юмором, помогают многим сохранять веру в будущее, даже в трудные времена. Они придают оптимизма, показывают, что даже в суровой реальности можно найти место для смеха и радости.

Какую тему освещает статья?

Статья освещает тему юмора и иронии в рассказах А. Аверченко. В частности, рассматриваются его сборники "Веселые устрицы" и "Круги по воде".