Сфера услуг и защита прав интеллектуальной собственности в области культуры
Заказать уникальный реферат- 29 29 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 20.04.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Роль ВТО в мировой экономике
1.1. Роль ВТО для права и экономики страны
1.2. Правовое регулирование защиты прав собственности на культурные ценности в странах, входящих в ВТО
2. Защита интеллектуальной собственности в ВТО (особенности в отношении культурных ценностей)
3. Регулирование ввоза и вывоза культурных ценностей ВТО
Список использованной литературы
При этом такое приостановление может иметь место не только в форме решения суда по делу, но и в форме определения суда о предварительной, обеспечительной мере. Суд должен иметь полномочия принять решение не только о возмещении прямого ущерба, но и упущенной выгоды. Кроме указанной компетенции суда, национальное законодательство должно предусматривать предотвращение импорта поддельной, контрафактной продукции средствами таможенных органов, вплоть до права их конфискации, а правообладатель должен иметь возможность добиваться запрета пропуска таких товаров на таможенную территорию страны для свободного обращения, правда, под гарантию ли депозит на случай, если жалоба против предполагаемого нарушителя не будет удовлетворена. Международная практика все же показывает, что если в течение 10 дней правообладатель не предъявит иск в суд, то товар выпускается для свободного обращения.
3. Регулирование ввоза и вывоза культурных ценностей ВТО
Разработанное совместно ЮНЕСКО и Всемирной таможенной организацией Типовое свидетельство на право вывоза культурных ценностей - это еще один полезный документ для борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей. Свидетельство предназначено специально для культурных ценностей, поскольку в большинстве стран сейчас используется один и тот же блакк для вывоза как «обычных» товаров (компьютеров, одежды и т.д.), так и дорогих культурных ценностей. Оно позволяет идентифицировать культурные ценности и проследить за их перемещением. Вместе с тем оно не особо обременительно для экспортеров и таможенных властей. Если это свидетельство будет широко распространено по всему миру и станет международным стандартом, от этого выиграют все государства и будет облегчена работа полиции и таможенных чиновников. ЮНЕСКО и ВТО распространили свидетельство среди своих государств-членов в 2005 г. они рекомендуют принять его (полностью или частично) в качестве специального национального свидетельства на право вывоза культурных ценностей. Как Конвенция ЮНЕСКО 1970 г., так и Конвенция ЮНИДРУА 1995 г. предусматривают использование экспортных сертификатов для культурных ценностей. С Типовым свидетельством на право вывоза культурных ценностей и пояснениями к нему можно ознакомиться в онлайновом режиме на веб-сайте http://www.unesco. org/culture/laws/illicit на английском, арабском, испанском, китайском, русском и французском языках. Государства могут скопировать текст этого свидетельства и адаптировать его к своим нуждам, используя собственное название, бумагу и другие формальности.
Стремление стран ЕС осуществить регулирование оборота культурных ценностей в рамках Союза нашло отражение в соответствующих нормативных актах. 9 декабря 1992 г. было принято Постановление № 3911/92 Совета о вывозе культурных ценностей, а 16 декабря 1996 г. — Постановление № 2496/96 об изменении приложения к Постановлению № 3911/92. 15 марта 1993 г. были приняты Директивы 93/7 EЭC «О возврате незаконно перемещенных ценностей с территории государств — членов Европейского сообщества». Европейским парламентом и Советом Европы 17 февраля 1997 г., а затем 5 июня 2001 г. были приняты изменения к приложению к Директиве 1993 г. (Постановлением 974/2001).
Целью Постановления № 3911/92 было регулирование вывоза культурных ценностей в третьи страны, т.е. в страны, не входящие в состав Сообщества. Было предусмотрено, что культурные ценности могут вывозиться только при наличии разрешения на вывоз (в приложении к Постановлению № 752/93 об исполнении Постановления № 3911/92 была приложена форма документа о вывозе). Разрешение на вывоз не должно выдаваться, если ценность относится к категориям культурных ценностей, предусмотренным Постановлением и установленным национальным законодательством о защите культурного достояния (об этих категорииях см. подробнее в гл. 1).
Постановление № 3911/92 было направлено на то, чтобы по меньшей мере защитить от незаконного вывоза наиболее важные предметы культурного наследия стран — членов ЕС. Однако эти страны могут, как и до принятия этого Постановления, запрещать или ограничивать вывоз других ценностей, не подпадающих под действие этого постановления.
В Постановлении № 3911/92 был установлен также перечень органов стран — членов ЕС, уполномоченных выдавать разрешение на вывоз.
Правил об импорте культурных ценностей в Постановлении № 3911/92 не имеется. Благодаря принятию Директивы № 93/7 от 15 марта 1993 г. был создан инструмент, облегчающий возвращение нелегально перемещенных культурных ценностей, имеющих особо важное значение для национального культурного достояния.
Директива № 93/7 о возврате незаконно перемещенных культур ных ценностей касается только отношений между членами ЕС и требует реализации во внутреннем законодательстве.
Согласно Директиве № 93/7 каждое государство — член ЕС должно определить центральный орган. Благодаря сотрудничеству между этими органами должна осуществляться цель Директивы: возвращение из одного государства-члена в другое культурных ценностей, неправомерно вывезенных с его территории. Таким образом, Директива регулирует исключительно отношения между государствами. Требования о возврате может предъявить только государство. Согласно ст. 12 Директивы № 93/7 «вопрос о собственности на культурную ценность определяется после осуществленного возврата по праву предъявившего претензию государства — члена ЕС». В Германии, как уже отмечалось выше, в 1995 г. был принят Закон о защите немецкого культурного достояния от вывоза. Кроме того, там действует Закон от 15 октября 1998 г., принятый во исполнение директив ЕС о возврате незаконно перемещенных с территории государства — члена Европейского Сообщества культурных ценностей и об изменении Закона о защите немецкого культурного достояния от вывоза. Согласно Закону 1998 г. предмет, незаконно перемещенный после 31 декабря 1992 г. с территории одного государства — члена ЕС в ФРГ, должен быть передан обратно этому государству — члену ЕС по его требованию при наличии определенных условий, в частности, если он внесен в каталог (реестр) музея, архива и т.п. учреждения.
В июне 2000 г. органам ЕС (Совету ЕС, Европейскому парламенту и др.) был представлен отчет Комиссии о реализации Постановления № 3911/92 и Директивы № 93/7.
Этот отчет дает представление о том, как выполняется Постановление. Из него, в частности, следует: практика показала, что если культурная ценность находится в государстве ином, чем государство происхождения, соответствующие компетентные органы только в редких случаях, в частности тогда, когда для выдачи разрешения не представлены соответствующие документы, — запрашивают страны происхождения, обычно же они сами выдают разрешение без какой-либо проверки.
1. В современных условиях трудно переоценить значение международных выставок произведений искусства. Выставки служат прежде всего взаимопониманию между народами. для того чтобы оценить шедевры Репина или Ван Гога, не надо знать русский или французский язык. Для того чтобы восхищаться в США шедеврами из Эрмитажа или музея им. А.С. Пушкина, не надо ехать в Санкт-Петербург или в Москву. Это стало возможно благодаря организации выставок за рубежом.
Одной из тенденций современного международного культурного сотрудничества стран ВТО является расширение практики проведения выставок произведений искусства музеями одних стран в других. Именно этим объясняется прежде всего повышение актуальности в решении правовых вопросов при временном вывозе культурных ценностей и в первую очередь при обеспечении сохранности экспонатов, предупреждении их хищения, повреждения и их своевременного возвращения в страну, из которой они были привезены.
Сказанное не означает, что проблемы такого рода не возникали ранее. Достаточно вспомнить в этой связи историю проведения в 1913 г. перед Первой мировой войной выставки произведений известных русских художников в шведском городе Мальме (южная Швеция). 15 мая 1914 г. там было выставлено более 90 картин; из них ряд картин Валентина Серова, Николая Рериха, Василия Кандинского, Бориса Кустодиева, Кузьмы Петрова-Водкина, скульптурные работы Голубкиной, Коненкова и Стеллецкого.
Большое внимание обмену культурных ценностей в Европе было уделено еще в Европейской культурной конвенции 1954 г., заключенной членами Совета Европы. Конвенция действует для России. Согласно ст. 4 этой Конвенции каждое государство-член «насколько это возможно, содействует передвижению и обмену» предметами, имеющими культурную ценность, в целях осуществления изучения своими гражданами языков, истории и культуры других европейских государств.
Статья 5 этой Конвенции предусматривает, что каждое государство-член «рассматривает передаваемые под ее контроль предметы, имеющие культурную ценность для Европы, в качестве неотъемлемой части общего культурного достояния Европы, принимает надлежащие меры для их защиты и обеспечивает разумный доступ к ним».
ЮНЕСКО приняла на 19 сессии Генеральной конференции 26 ноября 1976 г. Рекомендацию о международном обмене культурными ценностями. В этой Рекомендации содержится ряд предложений, направленных на поощрение таких обменов (создание картотек запросов и предложений об обменах, подготовка практических руководств, образцов контрактов и др.). Особое внимание уделено таким юридическим вопросам, как проблема покрытия рисков, которым подвергаются культурные ценности в течение всего периода нахождения во временном пользовании, включая транспортировку. Государствам-членам было предложено изучить возможность создания систем правительственных гарантий и возмещения убытков. Такие системы применялись в некоторых странах в случаях предоставления во временное пользование предметов большой ценности. Одновременно рекомендовалось разработать образцы контрактов, включая контракты о страховании.
Как отмечалось в Рекомендации, развитие международных обменов должно позволить учреждениям различных стран обогатить свои коллекции культурными ценностями законного происхождения, снабженными документацией, которая позволяет в полной мере оценить их культурное значение. «В соответствии с этим государствам-членам следует с помощью заинтересованных международных организаций принять все меры для того, чтобы развитие таких обменов сопровождалось активизацией борьбы с незаконной торговлей культурными ценностями в любых возможных формах» (п. 15).
На 20-й сессии Генеральной конференции 28 ноября 1978 г. была принята Рекомендация об охране движимых культурных ценностей. В этой Рекомендации обращается внимание на опасности, которым подвергаются культурные ценности в результате свободного доступа к ним или недостаточной охраны, рисков, связанных с перевозками, а также роста в некоторых странах нелегальных раскопок, краж, незаконной торговли и актов вандализма. В Рекомендации излагаются меры, которые предлагается осуществлять музеям с целью охраны ценностей при перевозке экспонатов для временных выставок, подготовки персонала и т.д.
В разделе«Рекомендации, посвященном мерам по улучшению финансирования покрытия рисков, которым подвергаются движимые культурные ценности во время перевозок и временных выставок, особое внимание уделяется системе государственных гарантий, о которых говорилось выше.
В Конвенции УНИДРУА 1995 г. содержится специальное положение о временно вывезенных культурных ценностях (п. 2 ст. 5). Согласно этому пункту, «культурные ценности, которые были временно вывезены с территории государства, обращающегося с просьбой, для таких целей как показ, исследование или реставрация по разрешению, выданному в соответствии с его законодательством, регулирующим вывоз культурных ценностей в целях защиты его культурного наследия, и не были возвращены в соответствии с условиями данного разрешения, считаются незаконно вывезенными».
Вопрос о правовой охране экспонатов на выставках рассматривается также в Этическом кодексе ИКОМ. В нем говорится о том, что пользование другого музея, устройство выставок, смонтированных из отдельных экспонатов, взятых из других коллекций, а также показ целиком коллекций, полученных взаимообразно, играют важную роль в повышении интереса к музею, качества и уровня предоставляемых им услуг (п. 3.6).
Музеи должны принимать необходимые меры к сохранности экспонатов и обеспечить их возврат владельцу сразу же по окончании мероприятия.
Предметы, предоставляемые для временного пользования, не могут приниматься или выставляться, если нет документов, удостоверяющих их происхождение. Музеи должны предоставлять во временное пользование предметы из своих коллекций исключительно в научных, исследовательских или просветительских, целях. Они не должны передаваться частным лицам (п. 3.6).
В Швейцарском законе от 20 июня 2003 г. предусмотрено предоставление гарантий возврата временно ввезенных культурных ценностей. Согласно ст. 10 этого Закона в случае, если культурная ценность ввозится в Швейцарию в музей или в иное культурное учреждение для экспонирования на выставке, из государства — участника Конвенции ЮНЕСКО 1970 г., то учреждение может на основании договора безвозмездного пользования обратиться в соответствующий государственный орган для того, чтобы он предоставил гарантию возвращения в течение срока проката, предусмотренного в договоре. Заявка публикуется в официальном государственном издании, в ней дается описание предмета и указывается страна его происхождения. Если заявка не отвечает требованиям, предъявляемым к гарантии возвращения, то она отклоняется и не публикуется. Гарантия согласно ст. 12 Закона предоставляется при наличии следующих условий: 1) никто не реализовал титул собственности на культурную ценность; 2) ввоз культурной ценности не был незаконным; 3) в договоре проката было предусмотрено, что культурная ценность после закрытия выставки должна быть возвращена в страну, из которой она была предоставления для проката (выставки). Действие гарантии, согласно ст. 13, состоит в том, что частные лица и государственная власть не могут осуществлять правовые притязания на культурную ценность до тех пор, пока ценность находится в Швейцарии.
Заключение
Специалисты в области международного права и экономики едины во мнении, что без участия нашей страны в международном торгово-экономическом обмене и в международных организациях на современном этапе экономического развития невозможно поступательное движение экономических реформ в России. Особое значение приобретает факт вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Без условно вступление богатой культурными ценностями России в ВТО также актуально, т.к. это упростит механизм вывоза и ввоза культурных ценностей из России и в Россию. Также упростится процедура предоставления услуг в этой сфере.
ВТО - это продукт согласия, и это соглашение о создании ВТО и другие соглашения, входящие в "пакет ВТО", составляют основу источников права ВТО. При этом решения специалистов и апелляционных судов и инстанций дают толкования текстов, крайне важные для практического их использования. Большинство споров в рамках ВТО разрешаются ссылкой на тексты и приоритетные решения, и в этом смысле правовая система ВТО является в значительной степени независимой, автономной от других правовых и судебных систем. Но эта независимость правовой системы ВТО не является абсолютной, важную ее часть составляют не только интерпретация принципов, содержащихся в текстах соглашений "пакета ВТО", но также обычай, учения высоко квалифицированных специалистов и другие правовые инструменты.
Международное публичное право вносит огромный вклад в право ВТО. И хотя обратное звучит не так однозначно, и международные трибуналы не используют пока при принятии решений отсылки на практику ВТО, как на источник права, растущее количество и высокое качество заключений ВТО позволяет сделать вывод, что это только вопрос времени.
Список использованной литературы
Европейская культурная конвенция Литературная газета. 2003. № 12.
Нормативные акты ЮНЕСКО по охране культурного наследия. М., 2002.
Сборник докладов и нормативных правовых актов государств — участников СНГ по проблемам охранения культурных ценностей / Под общей редакцией В.В. Петракова. М., 2001
Богуславский М.М. Практика применения принципа иммунитета государства и проблема законодательного регулирования // Международное частное право: современная практика. Сб. статей / Под ред.М.М. Богуславского, А.Г. Светланова. М., 2000.
Известия. 2003. Май. Прилож
Культура. 2004. № 13. 1—7 апр.
Кабанова О. Скандальный внук гениального деда. Потомок Щукина помирился с Пушкинским музеем // Российская газета. 2004. 22 сент.
Маковский А.Л. Проблемы реституции и добросовестного приобретения культурных ценностей. С. 319.
Мазеин Д.В. Некоторые проблемы правового регулирования гражданского оборота движимых культурных ценностей // Журнал Российского права. 2004.№ 9.
Римское частное право: Учебник / Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского.
Сироткин В. Реституция к юбилею // Литературная газета. 2003. №21.
Тыков Р. Упрямый «наследник шедевров». Внук мецената пытается вернуть картины деда // Культура. 2003. № 29.
Штанке Эльке. Предварительная судебная защита прав в гражданском процессуальном праве Германии. Сравнение с институтом обеспечения иска в гражданском процессуальном праве России. СПб., 2002.
Хлестова И.О. Проблемы юрисдикционного иммунитета иностранного государства. Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2003.
Юдина О.Г. Защита культурных ценностей в случае террористического акта // Российский ежегодник международного права. 2003. Спец. выпуск. СПб.,2003.
Museumskunde. 2000. В. 67. № 21. S. 65.
Rascher Д., Christen С. Staatsgarantien fur Leihgaben. Claims for the Restitution of Looted Art. La revendication des oeuvres d'art spoliees. Ed. by Mark-Andre Renold.Geneva, 2004.
Первоначально это было сделано в Дании, Франции, Ирландии, Нидерландах, Швеции, Испании, Великобритании, а затем позднее, в 1998 г., в Германии. Перечень этих национальных законов неоднократно публиковался. См., в частности: Siehr К. А Special Regime for Cultural Objects in Europe. Unif. L. Rev. / Rev. dr. unif. 2003. 1/2. P. 556
Литературная газета. 2003. № 12.
Сироткин В. Реституция к юбилею // Литературная газета. 2003. №21.
Нормативные акты ЮНЕСКО по охране культурного наследия. М., 2002.С. 176.
28
1.Европейская культурная конвенция Литературная газета. 2003. № 12.
2.Нормативные акты ЮНЕСКО по охране культурного наследия. М., 2002.
3.Сборник докладов и нормативных правовых актов государств — участников СНГ по проблемам охранения культурных ценностей / Под общей редак¬цией В.В. Петракова. М., 2001
4.Богуславский М.М. Практика при¬менения принципа иммунитета государства и проблема законодательного регулирова¬ния // Международное частное право: современная практика. Сб. статей / Под ред.М.М. Богуславского, А.Г. Светланова. М., 2000.
5.Известия. 2003. Май. Прилож
6.Культура. 2004. № 13. 1—7 апр.
7.Кабанова О. Скандальный внук гениального деда. Потомок Щукина поми¬рился с Пушкинским музеем // Российская газета. 2004. 22 сент.
8.Маковский А.Л. Проблемы реституции и добросовестного приобретения культурных ценностей. С. 319.
9.Мазеин Д.В. Некоторые проблемы правового регулирования граж-данского оборота движимых культурных ценностей // Журнал Российского права. 2004.№ 9.
10.Римское частное право: Учебник / Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетер¬ского.
11.Сироткин В. Реституция к юбилею // Литературная газета. 2003. №21.
12.Тыков Р. Упрямый «наследник шедевров». Внук мецената пытается вернуть картины деда // Культура. 2003. № 29.
13.Штанке Эльке. Предварительная судебная защита прав в гражданском процессуальном праве Германии. Сравнение с институтом обеспечения иска в гражданском процессуальном праве России. СПб., 2002.
14.Хлестова И.О. Проблемы юрисдикционного иммунитета иностранного государства. Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2003.
15.Юдина О.Г. Защита культурных ценностей в случае террористи-ческого акта // Российский ежегодник международного права. 2003. Спец. выпуск. СПб.,2003.
16.Museumskunde. 2000. В. 67. № 21. S. 65.
17.Rascher Д., Christen С. Staatsgarantien fur Leihgaben. Claims for the Restituti¬
on of Looted Art. La revendication des oeuvres d'art spoliees. Ed. by Mark-Andre Renold.Geneva, 2004.
Вопрос-ответ:
Что такое Всемирная торговая организация (ВТО)?
Всемирная торговая организация (ВТО) — это международная организация, занимающаяся регулированием мировой торговли. Она была создана с целью установления правил торговли между странами и поощрения свободной торговли. Роль ВТО в мировой экономике заключается в обеспечении свободного доступа к рынкам, снижении ограничений торговли и принятии согласованных правил для всех государств-членов.
Какая роль ВТО играет в праве и экономике страны?
Участие страны в Всемирной торговой организации (ВТО) позволяет ей воспользоваться преимуществами свободной торговли и обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности в области культуры. ВТО создает рамки и правила для международной торговли, обеспечивает прозрачность и справедливость в торговых отношениях между странами. ВТО также служит механизмом разрешения торговых споров и защиты прав стран участниц.
Какое правовое регулирование существует на защиту прав собственности на культурные ценности в странах, входящих в ВТО?
Страны, входящие в Всемирную торговую организацию (ВТО), обязаны соблюдать соглашения ВТО, в том числе соглашения об интеллектуальной собственности (ТРИПС). Эти соглашения устанавливают минимальные стандарты для защиты прав собственности, включая права на культурные ценности. Страны-члены ВТО должны разрабатывать и внедрять соответствующие национальные законы и механизмы защиты, чтобы обеспечить соблюдение этих стандартов.
Какая роль ВТО в мировой экономике?
ВТО играет важную роль в мировой экономике. Она является организацией, которая регулирует международную торговлю и способствует развитию свободной и справедливой торговли между странами-членами.
Какая роль ВТО для права и экономики страны?
ВТО имеет значительное влияние на право и экономику страны. Вступая в эту организацию, страны обязуются соблюдать правила и нормы торговли, что способствует укреплению правового государства и развитию экономики.
Какое правовое регулирование защиты прав собственности на культурные ценности в странах, входящих в ВТО?
В странах, входящих в ВТО, правовое регулирование защиты прав собственности на культурные ценности осуществляется в соответствии с нормами и стандартами Всемирной организации торговли. Каждая страна может иметь свои законы и механизмы защиты, но они должны соответствовать общепризнанным международным стандартам.
Как осуществляется защита интеллектуальной собственности в ВТО в отношении культурных ценностей?
Защита интеллектуальной собственности в ВТО в отношении культурных ценностей осуществляется путем установления соответствующих прав и обязанностей для стран-участниц. Каждая страна должна гарантировать эффективную защиту прав интеллектуальной собственности, включая культурные ценности, согласно правилам ВТО.
Как регулируется ввоз и вывоз культурных ценностей во ВТО?
Регулирование ввоза и вывоза культурных ценностей в ВТО осуществляется с помощью правил и механизмов организации. Например, ВТО может разрешить приостановление ввоза или вывоза определенных культурных ценностей, если они являются объектом прав интеллектуальной собственности и нарушаются эти права. Решение о приостановлении может быть принято судом или другими правоохранительными органами стран-участниц.
Какая роль ВТО играет в мировой экономике?
ВТО является организацией, которая регулирует международную торговлю и имеет целью содействовать развитию экономики государств-членов путем создания справедливых и предсказуемых условий торговли. Она способствует установлению правил, снижению тарифных и нетарифных барьеров, а также разрешению торговых споров между странами.
Какую роль ВТО играет для права и экономики страны?
Вступление страны в ВТО обеспечивает ей ряд правовых и экономических преимуществ. Во-первых, страна получает доступ к мировым рынкам и возможность экспорта своих товаров и услуг. Во-вторых, ВТО способствует созданию рамок для законодательного регулирования торговли, что влияет на развитие национальных экономических систем и правовую защиту прав интеллектуальной собственности.