Тренинг как метод интерактивного обучения в психологии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 25 25 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 18.05.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Тренинг как метод интерактивного обучения в психологии: понятие, цели, особенности планирования и проведения
1. 1. Тренинг и его особенности
1. 2. Цель тренинга
1. 3. Планирование и этапы проведения тренинга
Глава 2. Образец проведения тренинга
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Фрагмент для ознакомления

д.). Если в течение 7-10 сек. выраженная реакция отсутствует, следует продолжить рассказ в течение еще одной минуты и опять прерваться и запомнить следующую реакцию слушающего. На этом упражнение прекращается.
Всем членам группы раскрывается действительное содержание инструкции и цель упражнения. Рассказчиков просят держать в памяти содержание реакции слушающих (классифицировав видимое отсутствие реакций как "глухое молчание"). Ведущий приводит список наиболее типичных приемов слушания, называя их, и давая необходимые пояснения.
ТИПИЧНЫЕ ПРИЕМЫ СЛУШАНИЯ:
1. ГЛУХОЕ МОЛЧАНИЕ
2. УГУ-ПОДДАКИВАНИЕ ("ага", "угу", "да-да", "ну", кивание подбородком и т.п.).
3. ЭХО – повторение последних слов собеседника.
4. ЗЕРКАЛО – повторение последней фразы с изменением порядка слов.
5. ПАРАФРАЗ – передача содержания высказывания партнера другими словами.
6. ПОБУЖДЕНИЕ – междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь ("Ну и...", "Ну и что дальше ?", "Давай-давай" и т п.).
7. УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ – вопросы типа "Что ты имел в виду, когда говорил "эсхатологический".
8. НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ – вопросы типа "Что-где-когда-почему-зачем", расширяющие сферу, затронутую говорящим, нередко такие вопросы являются по существу уводящими от линии, намеченной рассказчиком.
9. ОЦЕНКИ, СОВЕТЫ
10. ПРОДОЛЖЕНИЯ – когда слушающий вклинивается в речь и пытается завершить фразу, начатую говорящим, "подсказывает слова".
11. ЭМОЦИИ – "ух", "ах", "здорово", смех, "ну-и-ну", "скорбная мина" и пр.
12. НЕРЕЛЕВАНТНЫЕ И ПСЕВДОРЕЛЕВАНТНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ – высказывания, не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально ("а в Гималаях все иначе" и следует рассказ о Гималаях, "кстати о музыке... " и следует информация о гонорарах известных музыкантов).
После  ознакомления  со  списком   ведущий   предлагает "рассказчикам" описать наблюдаемые ими реакции слушателей и дать им классификацию на основе приведенной схемы. Выявляются наиболее часто используемые реакции и обсуждаются их положительные и отрицательные стороны в ситуациях общения.
В контексте занятия уместно привести трехкратную схему выслушивания: "Поддержка – Уяснение – Комментирование" и обсудить уместность появления тех или иных реакций на разных тактах выслушивания. Так, на такте "Поддержки" наиболее уместным представляются такие реакции, угу-поддакивание, эхо, эмоциональное сопровождение, на такте "Уяснения" – уточняющие вопросы и парафраз, а оценки и советы приемлемы на такте "Комментирования".

Номер такта Название Основная цель Уместные реакции 1. Поддержка Дать возможность говорящему выразить свою позицию Молчание
Угу-поддакивание
Эхо
Эмоциональное сопровождение 2. Уяснение Убедиться, что Вы адекватно поняли собеседника Уточняющие вопросы
Парафраз 3. Комментирование Высказывание своей точки зрения Оценки
Советы
Комментарии
"ЧЕРЕЗ СТЕКЛО"
Назначение:
– формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.
Один из участников загадывает текст, записывая его на бумагу, но передает его как бы через стекло, т. е. мимикой и жестами: другие называют понятое.
Степень совпадения переданного и записанного текста свидетельствует об умении устанавливать контакт.
"ДИСКУССИЯ"
Назначение:
– формирование    паралингвистических    и    оптокинетических навыков общения;
– совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.
Группа разбивается на "тройки". В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль "глухого-и-немого": он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении – зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль "глухого и паралитика": он может говорить и видеть; третий "слепой-и-немой": он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи.
"КАРУСЕЛЬ"
Назначение:
– формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты;
– развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
Примеры ситуаций:
• Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...
• Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
• Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
• После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече...
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ ГРУППЫ
Снова проводится самооценка коммуникативных умений и навыков. Ее результаты сравниваются с теми, которые были получены в начале занятия. Участники группы обсуждают, что, как они определили, каждому из них помогает в общении, а что мешает. Качества называются только те, которые проявились во время работы в группе.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Потренироваться в установлении контакта с незнакомыми людьми. На следующем занятии каждый из студентов должен отчитаться о как минимум пяти случаях установления контакта с незнакомым человеком. Контакт разрешается установить по телефону, по Интернету и лично. Желательно, чтобы контакты были разноплановыми.
2. Самостоятельно изучить тему «Невербальные средства коммуникации» и подумать, какое она имеет отношение к теме проведенного тренинга. Ответ обосновать.
3. Написать эссе на тему «Отличие тренинга от других методов обучения», где выразить свое отношение к тренингу как методу интерактивного обучения.
Заключение
Тренинг – особый метод получения знаний, который отличается от своих аналогов тем, что все его участники учатся на собственном опыте настоящего момента. Это специально созданная благоприятная среда, где каждый может с легкостью и удовольствием увидеть и осознать свои плюсы и минусы, достижения и поражения. Помощь и внимание окружающих помогают быстрее понять, какие личностные качества необходимы и какие профессиональные навыки надо развить. Благодаря тому что ситуация тренинга учебная, ни один из участников не рискует уже сложившимися отношениями и взглядами, а приобретает и использует новый опыт. В реальной ситуации эксперименты могут привести к нежелательным последствиям. На стадии урока любой навык или качество моделируются на конкретных шагах и немедленно анализируются и проверяются в учебной обстановке, максимально приближенной к действительности. Так, на тренинге можно научиться гибкости, общению, принятию позиции другого, что очень полезно в жизни и творческой работе.
Кроме того, тренинг – это интенсивное интерактивное обучение, позволяющее за короткий срок овладеть большим объемом информации и закрепить полученные знания на практике. Тренинг очень эффективен при обучении студентов психологии.
Существуют некоторые принципы планирования и проведения тренинга. Если преподаватель учитывает все эти принципы, тренинг пройдет успешно и принесет не только пользу студентам, но и чувство удовлетворения самому преподавателю.
Тренинг утверждается как форма эффективного развития самоактуализирующейся, самоадаптирующейся личности. В то же время это – часть социально-психологической науки, которая требует дальнейшей теоретической и методологической разработки.
Список использованной литературы
Берч П. Тренинг. – СПб.: «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2003.
Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПб.: Питер, 2002.
Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Прогресс, 2000.
Вачков И. В., Дерябо С. Д., Окна в мир тренинга: методологические основы субъектного подхода к групповой работе. – СПб.: «Речь», 2004.
Гладышев С. Как вести себя на тренинге? // Журнал «Обучение и карьера». – 2005. – №35. – С. 68-73.
Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. – СПб.: «Речь», 2005.
Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. – М.: «Гардарики», 2004.
Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. – Л.: Альфа, 1989.
Каган В. Е. Психотерапия для всех и для каждого. – М.: «ЭКСМО-Пресс», 1998.
Кеннет Ф. Технологии обучения менеджеров. Где, когда и как их использовать. – М.: «Добрая книга», 2006.
 Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю.  Психогимнастика в тренинге. – СПб.: Прогресс, 1993.
Маслоу А. Самоактуализированные люди: исследование психологического здоровья. – М.: Прогресс, 1999.
Никандров В. В. Антитренинг, или Контуры нравственных и теоретических основ психотренинга. – СПб.: «Речь», 2003.
Никандров В. В. Экспериментальная психология. – СПб.: «Речь», 2003.
Пахальян В. Э. Групповой психологический тренинг. – СПб.: «Питер», 2006.
Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. – М.: ДРОФА, 2008.
Прикладная социальная психология / Под, ред. А. Н. Сухова и А. А. Деркача. – М.: Наука, 1998.
Пузиков В. Г. Технологии ведения тренинга. – СПб.: «Речь», 2005.
Рамендик Д. М. Тренинг личностного роста. – М.: «Форум–Инфра М», 2007.
Сидоренко Е. В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. – СПб.: «Речь»; 000 «Сидоренко и Ко», 2007.
Торп С., Клиффорд Дж. Коучинг: руководство для тренера и менеджера. – СПб.: «Питер», 2004.
Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании: учебное пособие. Ч. 1. – М.: ВЛАДОС, 1995.
 
Приложение
Основные типы ориентации тренингов

 
Ориентация Групповые
и индивидуальные эффекты Используемые
психотехники Личностная и межличностная Большая открытость и прямота в отношениях к себе и другим (сокращение защитных и игровых типов поведения); увеличение способности обучаться у своего собственного поведения (повышение осознанности потенциалов своего роста); большая осознанность установок и чувств. Расширение коммуникации с другими людьми (развитие новых моделей сотрудничества); выявление чувств и отношений, которые мешают удовлетворяющим контактам, их исследованию (работа по творческому разрешению конфликтов) Невербальные упражнения; психодинамическая релаксация; импровизация; психодинамические игры; экспрессия тела; межличностная конфронтация; аутопсиходиагностика; визуальная психодиагностика Межгрупповая Влияние на поведение человека, когда его группа взаимодействует с другой группой (степень его лояльности в межгрупповой деятельности); диагностика интрагрупповых проблем, вызванных интергрупповой работой; исследование межгрупповых совещаний в ситуации соревнования и сотрудничества (как могут быть произведены изменения в отношениях между группами); определение концептуальности и противостояние конфликту Игры, предполагающие соревнование и сотрудничество; групповое наблюдение; конфликтные модели; конструирование концептуальных моделей; социально-психологическое программирование Групповая Увеличение способности действовать в группе различными способами в ситуации различных видов группового психологического настроя; использование субъективных чувств и переживаний для понимания происходящих в группе процессов; понимание стадий групповой жизни и развития Социоанализ; ролевой анализ; социально-ролевое перевоплощение; групповые дискуссии; ролевые и ситуативные игры











23

1.Берч П. Тренинг. – СПб.: «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2003.
2.Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПб.: Питер, 2002.
3.Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Прогресс, 2000.
4.Вачков И. В., Дерябо С. Д., Окна в мир тренинга: методологические основы субъектного подхода к групповой работе. – СПб.: «Речь», 2004.
5.Гладышев С. Как вести себя на тренинге? // Журнал «Обучение и карьера». – 2005. – №35. – С. 68-73.
6.Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. – СПб.: «Речь», 2005.
7.Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. – М.: «Гардарики», 2004.
8.Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. – Л.: Альфа, 1989.
9.Каган В. Е. Психотерапия для всех и для каждого. – М.: «ЭКСМО-Пресс», 1998.
10.Кеннет Ф. Технологии обучения менеджеров. Где, когда и как их использовать. – М.: «Добрая книга», 2006.
11. Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. – СПб.: Прогресс, 1993.
12.Маслоу А. Самоактуализированные люди: исследование психологического здоровья. – М.: Прогресс, 1999.
13.Никандров В. В. Антитренинг, или Контуры нравственных и теоретических основ психотренинга. – СПб.: «Речь», 2003.
14.Никандров В. В. Экспериментальная психология. – СПб.: «Речь», 2003.
15.Пахальян В. Э. Групповой психологический тренинг. – СПб.: «Питер», 2006.
16.Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. – М.: ДРОФА, 2008.
17.Прикладная социальная психология / Под, ред. А. Н. Сухова и А. А. Деркача. – М.: Наука, 1998.
18.Пузиков В. Г. Технологии ведения тренинга. – СПб.: «Речь», 2005.
19.Рамендик Д. М. Тренинг личностного роста. – М.: «Форум–Инфра М», 2007.
20.Сидоренко Е. В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. – СПб.: «Речь»; 000 «Сидоренко и Ко», 2007.
21.Торп С., Клиффорд Дж. Коучинг: руководство для тренера и менеджера. – СПб.: «Питер», 2004.
22.Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании: учебное пособие. Ч. 1. – М.: ВЛАДОС, 1995.

Вопрос-ответ:

Что такое тренинг и как он используется в психологии?

Тренинг в психологии - это метод интерактивного обучения, который позволяет развивать навыки и компетенции участников. Он используется для повышения качества коммуникации, лидерских навыков, управления эмоциями и других аспектов психологического развития.

Какие особенности имеет тренинг?

Особенности тренинга включают его интерактивный характер, активное участие учеников, фокус на практическом применении знаний и навыков, а также индивидуальный подход к каждому участнику.

Какова цель проведения тренинга?

Цель проведения тренинга может быть разной в зависимости от конкретной ситуации. Например, целью может быть развитие коммуникативных навыков, повышение уровня самооценки, снижение стресса или развитие лидерских качеств.

Как происходит планирование и проведение тренинга?

Планирование тренинга включает выбор конкретной темы, определение целей и задач, разработку программы, подбор методов и средств обучения. Проведение тренинга включает в себя объяснение правил и задач, активное вовлечение участников, демонстрацию примеров, проведение упражнений и дебрифинг.

Как проводить тренинг с использованием образца?

При проведении тренинга с использованием образца, рекомендуется продолжать рассказ в течение 7-10 секунд, и если нет выраженной реакции слушающего, продолжать еще минуту. Запоминать реакции слушающего и учитывать их в дальнейшем проведении тренинга.

Что такое тренинг как метод интерактивного обучения в психологии?

Тренинг - это метод интерактивного обучения в психологии, который предполагает активное участие участников и развитие их навыков и компетенций через практическую деятельность, тренировки и обратную связь.

Какова цель тренинга?

Цель тренинга состоит в том, чтобы помочь участникам развить определенные навыки, компетенции или качества, которые будут полезны им в работе, личной жизни или других сферах деятельности.

Как осуществляется планирование и проведение тренинга?

Планирование и проведение тренинга включает в себя несколько этапов, таких как определение целей и задач, выбор методов и форм обучения, разработка программы и материалов, организационные моменты и оценка результатов.

Какие особенности у тренинга как метода интерактивного обучения?

Тренинг отличается от других методов обучения тем, что акцент делается на практической деятельности, активном участии участников, обратной связи и развитии навыков через тренировки и применение полученных знаний в реальной жизни.