Экологическая политика на международном и национальном уровне: сопоставительный анализ
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 14.05.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА КАК ОДНА ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ МИРОВОЙ И ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ
1.1.Основные цели и задачи экологической политики
1.2.1. Цели и задачи мировой экологической политики
1.2.2. Основные цели и задачи российской экологической политики
ГЛАВА II. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В МИРЕ И В РОССИИ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
2.1. Международные аспекты экологической политики
2.2. Экологическая политика в России
2.3. Проблемы и перспективы мировой экологической политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Как известно, бедность и экологическая деградация связаны наиболее тесно.Представители гражданского общества России в заявлениях и обращениях к президенту неоднократно указывали, что на уровне реорганизации органов государственной власти, ответственных за решение экологических проблем, идет разрушение принципов УР страны и возможности ее полноправного участия в решении планетарных экологических проблем.Председатель Комиссии Общественной палаты по вопросам экологической безопасности и охраны окружающей среды В. Захаров отметил, что Россия, как и многие другие страны, которые активно берутся за свое развитие, начала с интенсивного подъема экономики, забыв о тех ценностях, за счет которых, собственно, и поднимается экономика — природных ресурсах, природе в целом и человеке как части природы. Вопрос экологической безопасности, по его мнению, должен стать одним из приоритетных направлений государственной политики России. По мнению В. Захарова, у современной российской экологической политики есть несколько серьезных недостатков, в том числе связанных со структурой государственных административных органов. Издержки от неблагоприятного использования окружающей среды составляют от 3 до 6 % ВВП в год, а по официальным оценкам, только от загрязнения атмосферноговоздуха Россия ежегодно теряет не менее 40 тыс. человек. Захаров предложил разработать и принять долгосрочную стратегию устойчивого развития РФ и выразил обеспокоенность состоянием российского экологического законодательства. Особо были отмечены важность экологического образования дляУР и необходимость формирования экологического мировоззрения. Подчеркивалось, что, в отличие от России, практически все европейские страны уже приняли национальные стратегии образования для устойчивого развития. В своем выступлении на заседании Совета безопасности в январе 2008 г. по вопросу обеспечения экологической безопасности В. Путин заявил, что это тема общенационального и международного значения. Основные тезисы его речи могут быть сведены к следующим:качество среды обитания прямо влияет на развитие демографического потенциала и здоровье нации и свидетельствует об отношении к сегодняшним и будущим поколениям;проблемы, относящиеся к глобальным вызовам современности, неоднократно рассматривались в правительстве РФ, в рамках Госсовета и Совета безопасности (даны ссылки на Экологическую доктрину РФ и «Федеральный закон об охране окружающей среды»);создание действенной системы экологической безопасности в стране необходимо для того, чтобы она эффективно справлялась с имеющимися и новыми техногенными и антропогенными факторами загрязнения;в условиях экономического подъема техногенная нагрузка постоянно увеличивается, а темпы роста образования токсичных отходов (15-16 % в год) значительно опережают темпы роста ВВП;в целом ряде регионов начата реализация крупных инвестиционных проектов, в которые вовлечены большие территории России, ранее относившиеся кт.н, дикой природе. Здесь негативные последствия интенсивной хозяйственной деятельности должны быть минимизированы, а загрязненная в результате прошлой хозяйственной деятельности и аварий окружающая среда восстановлена;особое внимание следует уделить экологической чистоте источников питьевого водоснабжения;не удается остановить загрязнение целого ряда бассейнов рек в европейской части страны, в Сибири, наиболее высокими темпами оно идет вокруг российских мегаполисов и крупных городов;эффективно должны решаться проблемы утилизации отходов, а также выбросов вредных веществ в атмосферу, в том числе и в связи с ростом промышленности и объемом транспортных перевозок;надо учиться эффективно защищать интересы России на международной арене, прежде всего, парируя угрозы экологической безопасности, вызванные трансграничным загрязнением территории Российской Федерации;разговор об экологических проблемах надо вести в наступательном и практическом ключе и выводить природоохранную работу на уровень системной, ежедневной обязанности государственной власти всех уровней;правительству в целом нужно создать необходимые предпосылки, чтобы в дальнейшем рост российской экономики базировался на высоких экологических стандартах.В заключение следует отметить, что, как показывают рассмотренные примеры, российский экологический политический дискурс весьма разнороден, непоследователен и противоречив. Дискурс представителей неправительственных организаций и представителей политической элиты существенно различается. В большей степени экологический политический дискурс может быть отнесен к категории декларативно-демагогического, когда за высказываниями не следуют конкретные решения и действия. В дискурсе политической элиты практически отсутствует дискурс «глобального управления», слабо проявляется «популистскийдискурс», иногда встречается «отрицающий» дискурс. Тезис, что «мы в состоянии влиять на мировое развитие, в том числе посредством того, что мы делаем, прежде всего, для себя», в области экологической политики пока остается лишь декларацией. Однако увеличение частоты высказываний со стороны политической элиты по проблемам глобальной окружающей среды не исключает возможность поворота политики от деклараций к конкретным действиям, о чем свидетельствуют события последних дней.2.3. Проблемы и перспективы мировой экологической политикиК глобальным экологическим проблемам относятся следующие:изменение климата; истощение озонового слоя; загрязненияокружающей среды (закисление; загрязнение атмосферного воздуха,околоземного космического пространства; химические, токсические,радиоактивные, биологические и генетические загрязнения); проблема«чистой воды»; проблема отходов; потеря биоразнообразия; проблемыгородской среды; продовольственная проблема; демографическаяпроблема; энергетическая проблема и др. Наличие глобальных экологических проблем заставляет говорить обэкологическом кризисе. Между тем сам факт существования последнего неявляется бесспорным. Дело в том, что официальное признание экологического кризиса ведет за собой необходимость ответа на вопрос, кто в большейстепени в этом виноват, и, следовательно, должен одним из первых ликвидировать последствия, что означает существенные финансовые затраты.Универсального подхода к решению глобальных экологических проблем еще не выработано, и есть серьезные основания полагать, что вряд лион существует. С другой стороны, очевидно, что ни административно-командные методы, ни рыночные отношения не в состоянии предложитьдейственного механизма решения экологических проблем. Речь должнаидти о комплексе мер, предусматривающих сочетание рыночных механизмов и государственного регулирования. Столкновение интересов национального развития отдельных государств серьезно препятствует выработкесогласованных позиций по целому ряду принципиальных проблем. Обобщая проведенный анализмировой экологической политики, важно отметить, что на данном этапе созданы все условия для реализации поставленных задач, есть финансовые возможности для внедрения в промышленности экологически чистых технологий, программ ресурсо- и энергосбережения, возросла общественная активность в сфере экологической безопасности.В выступлении Д. Медведева было сказано, что «уже в ближайшие годы качество окружающей среды станет одним из ключевых факторов конкурентоспособности страны и каждого российского региона, не говоря уже о существенном влиянии этих факторов на демографическую ситуацию, на здоровье нации». Он остановился на решении конкретных вопросов, конкурентоспособности российской экономики в связи с озабоченностью мирового сообщества проблемами изменения климата и загрязнений, отметилготовность к совместной работе всех уровней власти и общественных экологических организаций.В сложившейся ситуации перспективным направлением международной экологическойдеятельности может стать региональное сотрудничество и объединение усилий стран по борьбе с экологическими катастрофами.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ центре внимания экологической политики мирового сообщества стоят две задачи: 1) улучшить использование природных ресурсов, предотвращать их потери, в зависимости от вида способствовать их простому и расширенному воспроизводству; 2) уменьшить негативное воздействие на окружающую среду на основе минимизации загрязнений и отходов. Важной проблемой является выбор приоритетов для экологической политики. Подводя итог всему сказанному ранее, можно сделать следующие основные выводы о мировых экологических проблемах.Экологические проблемы входят в состав глобальных проблем, под которыми понимают общепланетарные проблемы, затрагивающие жизненные интересы человечества и требующие для своего решения усилий всего мирового сообщества.Эти проблемы в разной степени интенсивности характерны для всех стран мира, как промышленно развитых, так и развивающихся. Степень их интенсивности зависит от уровня развития экономики и величины расходов на охрану окружающей среды, рациональное природопользование.К основным факторам усиления экологической нестабильности относят количественное и качественное наращение общественных продуктивных сил, развитие НТП без учета экологических требований и ограничений, господство модели ресурсоемкого экономического возрастания с ориентацией на увеличение объемов потребление материальных благ, стихийную антиэкологическую урбанизацию, наращение деятельности военно-промышленных комплексов.Под влиянием этих факторов приняли катастрофический масштаб такие экологические проблемы: изменение климата; уменьшение озонового слоя атмосферы и возникновения «озоновых дыр»; сокращение биологического разнообразия; усиление подверженности окружающей среды различным рискам.Для решения этих проблем необходимо сотрудничество правительств всех стран мира.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБолотова, А.А. Экологическая политика повседневности в западных странах и в России / А.А. Болотова// Общественные науки и современность. – 2006. - № 1. – С. 80-89Вавилов, А.М. Экологическая безопасность и устойчивое развитие России / А.М. Вавилов // Международная жизнь. - 2002. - №8. - С. 85-90 .Васильева, М.И. Публичные интересы в экологическом праве / М.И. Васильева. - М.: Изд-во МГУ, 2003 Виссарионова, В. Понятие устойчивого развития в современном политическом дискурсе российских СМИ / В. Виссарионова// Россия в глобальном мире. – СПб, 2008. – С. 164-169Высторобец, Е. А. Атлас международного природоохранного сотрудничества / Е.А. Высторобец. – М., Гаага, 2001. – С. 20-22Выступление на заседании Совета Безопасности по вопросу обеспечения экологической безопасности России // www.kremlin.ruГалашев, А. Проблемы экологической политики / А. Галашев, А. Галашева // Вопросы экономики. - 2006. - №11. - С. 111-117Ермолина, М. А. Концепция устойчивого развития: общие принципы и подходы // Юридическая мысль. – 2003. - № 2 (15). - С. 80-89.Зотов, В.Д. Глобальная экологическая политика - категорический императив XXI века / В.Д. Зотов // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - №6. - С. 3-20Кочеткова, Е. В. Экологическая политика как необходимый элемент устойчивого развития человечества / Е. В. Кочеткова // Вестник Московского университета. Социология и политология. Сер.18 / Социологический факультет МГУ. - 2007. - №4. - С. 113-114Лагутина, М. Л. Роль Российской Федерации в процессе экологизации международных отношений / М. Л. Лагутина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. Серия 6. - 2008. - Вып.4. - С. 167-173Маркович, Данило Ж. Социальная экология / Пер. с сербск. - М., 1997. – 451 с.Пискулова, Н.А. Экологическая политика как фактор международной конкурентоспособности государства / Н.А. Пискулова // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №7. - С.48-53.Урсул, А. Д. Проблема государственности в перспективе перехода к устойчивому развитию / А.Д. Урсул // Социально-политический журнал (социально-гуманитарные знания). – 1997. - № 2. - С. 34-36Фишер-Ковальски, М. Что Путин привезет с собой на саммит // http://www.inopressa.ruШмелева, И.А. Проблемы глобальной окружающей среды и развития в современном российском политическом дискурсе/ И.А. Шмелева // Вестник СПбГУ. Сер. 8. Вып. 4. – 2008. – С. 174-183Экологический энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Данилова-Данильяна, Ю. М. Арского, Р. И. Вяхирев,а М. Ч. Залиханова, К. Я. Кондратьева, К. С. Лосева. - М.: Ноосфера, 1999. - С. 754Экологическая доктрина Российской Федерации. – М.,2002
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Болотова, А.А. Экологическая политика повседневности в западных странах и в России / А.А. Болотова // Общественные науки и современность. – 2006. - № 1. – С. 80-89
2.Вавилов, А.М. Экологическая безопасность и устойчивое развитие России / А.М. Вавилов // Международная жизнь. - 2002. - №8. - С. 85-90 .
3.Васильева, М.И. Публичные интересы в экологическом праве / М.И. Васильева. - М.: Изд-во МГУ, 2003
4.Виссарионова, В. Понятие устойчивого развития в современном политическом дискурсе российских СМИ / В. Виссарионова // Россия в глобальном мире. – СПб, 2008. – С. 164-169
5.Высторобец, Е. А. Атлас международного природоохранного сотрудничества / Е.А. Высторобец. – М., Гаага, 2001. – С. 20-22
6.Выступление на заседании Совета Безопасности по вопросу обеспечения экологической безопасности России // www.kremlin.ru
7.Галашев, А. Проблемы экологической политики / А. Галашев, А. Галашева // Вопросы экономики. - 2006. - №11. - С. 111-117
8.Ермолина, М. А. Концепция устойчивого развития: общие принципы и подходы // Юридическая мысль. – 2003. - № 2 (15). - С. 80-89.
9.Зотов, В.Д. Глобальная экологическая политика - категорический императив XXI века / В.Д. Зотов // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - №6. - С. 3-20
10.Кочеткова, Е. В. Экологическая политика как необходимый элемент устойчивого развития человечества / Е. В. Кочеткова // Вестник Московского университета. Социология и политология. Сер.18 / Социологический факультет МГУ. - 2007. - №4. - С. 113-114
11.Лагутина, М. Л. Роль Российской Федерации в процессе экологизации международных отношений / М. Л. Лагутина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. Серия 6. - 2008. - Вып.4. - С. 167-173
12.Маркович, Данило Ж. Социальная экология / Пер. с сербск. - М., 1997. – 451 с.
13.Пискулова, Н.А. Экологическая политика как фактор международной конкурентоспособности государства / Н.А. Пискулова // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №7. - С.48-53.
14.Урсул, А. Д. Проблема государственности в перспективе перехода к устойчивому развитию / А.Д. Урсул // Социально-политический журнал (социально-гуманитарные знания). – 1997. - № 2. - С. 34-36
15.Фишер-Ковальски, М. Что Путин привезет с собой на саммит // http://www.inopressa.ru
16.Шмелева, И.А. Проблемы глобальной окружающей среды и развития в современном российском политическом дискурсе / И.А. Шмелева // Вестник СПбГУ. Сер. 8. Вып. 4. – 2008. – С. 174-183
17.Экологический энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Данилова-Данильяна, Ю. М. Арского, Р. И. Вяхирев,а М. Ч. Залиханова, К. Я. Кондратьева, К. С. Лосева. - М.: Ноосфера, 1999. - С. 754
18.Экологическая доктрина Российской Федерации. – М.,2002
Вопрос-ответ:
Какие цели и задачи имеет экологическая политика?
Экологическая политика имеет цели и задачи, связанные с сохранением природы и биоразнообразия, защитой окружающей среды, обеспечением экологической безопасности и устойчивого развития.
Какие цели и задачи стоят перед мировой экологической политикой?
Основными целями мировой экологической политики являются сотрудничество между странами в области экологии, принятие соглашений о защите окружающей среды, снижение выбросов вредных веществ и поощрение устойчивого развития.
Какие основные цели и задачи имеет российская экологическая политика?
Основными целями российской экологической политики являются защита окружающей среды, сохранение природных ресурсов, контроль над загрязнением, развитие экологически чистых технологий и повышение экологической безопасности.
Какие аспекты связаны с международной экологической политикой?
В международной экологической политике рассматривается сотрудничество между странами в области экологии, принятие соглашений о защите окружающей среды, снижение воздействия вредных веществ на климат и биоразнообразие, сохранение природных ресурсов и устранение экологических проблем.
Что включает в себя сравнительный анализ экологической политики в мире и в России?
Сравнительный анализ экологической политики в мире и в России включает исследование основных целей и задач, принятых мер для защиты окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, развитие экологически чистых технологий и устойчивого развития.
Какие цели и задачи имеет мировая экологическая политика?
Основные цели и задачи мировой экологической политики включают пресечение дальнейшего ухудшения окружающей среды, сохранение биоразнообразия, обеспечение экологической безопасности и устойчивого развития, а также сотрудничество между странами в решении глобальных экологических проблем.
О каких целях и задачах говорится в российской экологической политике?
Основные цели и задачи российской экологической политики включают обеспечение экологической безопасности, сохранение природных ресурсов, восстановление и охрану экосистем, снижение загрязнения окружающей среды, привлечение инвестиций в экологические проекты и повышение экологической осведомленности населения.
Что включает анализ международных аспектов экологической политики?
Анализ международных аспектов экологической политики включает изучение международных соглашений и конвенций, роль международных организаций, таких как ООН и Всемирный банк, в реализации экологических программ, а также обмен опытом и сотрудничество между странами в области охраны окружающей среды.
Как сравнивается экологическая политика в мире и в России?
Сравнительный анализ экологической политики в мире и в России включает изучение подходов и стратегий, принятых различными странами, а также сравнение эффективности и результатов их экологических программ. Такой анализ позволяет определить общие тенденции и лучшие практики в области охраны окружающей среды.
Какие проблемы решает экологическая политика на международном и национальном уровне?
Экологическая политика на международном и национальном уровне направлена на решение таких проблем, как изменение климата, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, устойчивое использование земли и водных ресурсов, охрана биоразнообразия и сохранение экосистем. Также политика в этой сфере ставит перед собой задачу предотвращения экологических катастроф и обеспечения экологической безопасности общества.
Какие основные цели и задачи в экологической политике на международном и национальном уровнях?
Основные цели и задачи в экологической политике на международном уровне включают сотрудничество государств для защиты окружающей среды, предотвращение вредных воздействий на климат и биологическое разнообразие, устойчивое использование природных ресурсов и т.д. На национальном уровне цели и задачи экологической политики могут включать разработку и внедрение экологических норм и стандартов, регулирование загрязнений и охрану территорий природного наследия, повышение экологической осведомленности населения и т.д.