Принцип разделения властей, как основа построения системы государственных органов в правовом государстве.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 26 26 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 26.11.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ:

Введение
1. Принцип разделения властей в РФ
1.1. Принцип разделения властей как характеристика формы государства
1.2. Принцип разделения властей в РФ
2. Система органов государственной власти при существующем принципе разделении власти в РФ
2.1. Федеральные органы государственной власти в системе разделения властей
2.2. Органы государственной власти субъектов РФ в системе разделения властей
Заключение
Библиография


Фрагмент для ознакомления

Часть задач получила научную проработку, некоторые нашли решение в конституционной практике. Остановимся на рассмотрении одного из важнейших вопросов, затрагивающих суть проблемы, - принципах разделения государственной власти Российской Федерации и государственной власти ее субъектов. Обозначим основные из них.
Первый - принцип субсидиарности. Предлагается в качестве основополагающего принципа разделения правового поля в теории федерализма: вопросы, которые можно решать на уровне субъекта, нет смысла передавать наверх. Федеральный законодатель нередко руководствуется противоположным подходом и, как отмечалось, старается максимально регламентировать предмет совместного ведения.
Второй - принцип рамочного федерального регулирования. Исходный принцип субсидиарности необходимо дополнить и конкретизировать способом определения глубины, объема федерального регулирования по предметам совместного ведения.
Третий - "отраслевой" принцип. Принцип рамочного регулирования следует дополнить ограничением степеней свободы как федерального, так и регионального законодателя. Например, путем формирования своего рода "отраслевых" принципов по каждой группе общественных отношений в совместном правовом поле.
Четвертый - принцип позитивного обязывания, который, как отмечалось, в виде нормативного положения о взаимосвязи полномочий с обязанностями и ответственностью субъектов РФ. В рамках предметов совместного ведения необходимо в первую очередь выделить и нормативно закрепить общественные отношения активного типа, в которых "активный центр" находится в юридических обязанностях выполнения закрепленных полномочий. Правоотношения активного типа, обеспеченные бюджетными средствами, должны составлять ядро в каждом предмете совместного ведения. Оставшиеся общественные отношения могут быть урегулированы путем юридического дозволения как правоотношения пассивного типа. Причем это должно распространяться не только на регионального, но и на федерального законодателя.
Пятый - принцип сотрудничества. Совместная компетенция, естественно, реализуется совместными усилиями при сотрудничестве всех публичных властей.
Во-первых, это эффективное согласование федеральных и региональных интересов при принятии федеральных законов по предметам совместного ведения. Обоснованным представляется неоднократно высказываемое предложение об обязательном согласовании таких законопроектов более чем половиной субъектов Федерации.
Во-вторых, это прямая совместная деятельность по реализации совместных полномочий. Так, например, Законом РФ "О недрах" (ст. 2) прямо закреплено, что владение, пользование и распоряжение недрами осуществляется Российской Федерацией и ее субъектами совместно в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации. "Принцип "двух ключей", реализованный в Законе "О недрах", - совместное принятие решений по вопросам пользования и распоряжения недрами, - пишет по этому поводу А. Филипенко, - наиболее полно обеспечивает учет интересов государства в целом, регионов, где расположены участки недр, и недропользователей, минимизирует производственные риски и сглаживает объективные противоречия (экономические, экологические, социальные, национальные и т.п.), неизбежно возникающие при геологическом изучении, разведке и разработке полезных ископаемых". Очевидно, что принцип "двух ключей" может быть успешно применен и в других сферах совместного ведения.
Принципы разделения государственной власти Федерации и ее субъектов нуждаются в адекватной правовой форме для своего закрепления. Представляется, что такие принципы не могут устанавливаться одной стороной федеративных отношений - федеральным центром. Правила совместной игры должны определяться всеми участниками. В федеративном государстве стороны должны договориться, прийти к общему согласию по основам разделения государственной власти.
Возникают серьезные сомнения в самой конституционной возможности принятия федерального закона, регулирующего принципы разделения государственной власти Федерации и ее субъектов.
Исходя из ч. 3 ст. 11 Конституции возникает возможность дополнить федеральное законодательное регулирование принципов вертикального разделения государственной власти договорным способом их закрепления.
Заключение
Разделение властей закрепляется в Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя для РФ в целом, то есть не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах. Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно их взаимодействие.
Принципы разделения государственной власти между различными уровнями федеративной системы являются важнейшими факторами ее стабильности и эффективности функционирования. Поиск оптимальной модели приобретает особое значение для РФ в условиях многообразия региональной структуры и ориентации субъектов РФ на расширение своей самостоятельности.
Определение конкретных, четких полномочий федеральных и региональных органов государственной власти по предметам их совместного ведения - важнейшая задача государственной политики
Органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений. Недопустимо устанавливать нормы, ставящие исполнительную власть в подчиненное по отношению к представительному органу положение. К нарушению баланса властей в сфере законотворчества приводит принятие и промульгация (подписание и обнародование) законов одним и тем же органом. Право главы администрации подписать и обнародовать закон, а также его право вето в отношении принятого закона может уравновесить закрепление порядка преодоления вето главы администрации законодательным органом/
Библиография
Конституция РФ (принята на референдуме 12 декабря 1993 года). М., 1993.
ФКЗ "О Правительстве РФ" от 17.12.1997 № 2-ФКЗ. "Российская газета", № 245, 23.12.1997.
ФЗ "О выборах Президента РФ" от 10.01.2003 № 19-ФЗ. Российская газета, № 6, 16.01.2003.
Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов Изд. 6-е, изм., доп. М.: Норма, 2007. – 784 с.
Барнашов А.М. Принцип разделения властей: становление, развитие, применение. Томск: Издательство Томского университета, 1988. – 287 с.
Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник. М.: Омега-Л, 2007. - 607 с.
Глигич-Золотарева М.В. Законодательная база федеративных отношений: перспективы совершенствования // Журнал российского права. 2005. N 7.
Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. N 5.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник.-4.изд., перераб.и доп. М.: Проспект, 2008 – 417 с.
Конституционное право России: Учебник для вузов / Под ред. Кокотова А.Н., Кукушкина М.И. М.: Норма, 2008. – 544 с.
Конституционное право РФ / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Век, 2005. – 346 с.
Конституция РФ: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорина. М., 2006. – 587 с.
Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право России: Учебник. М: Книжный Мир, 2006. – 348 с.
Лысенко В.Н. Разделение власти и опыт Российской Федерации // Федерализм власти и власть федерализма. М., 1997. – 299 с.
Муксинов И.Ш. Становление самостоятельной системы законодательства Республики Башкортостан. В кн.: Федерализм в России. Казань, 2006. – 308 с.
Мушинский В.О. Конституционное право. М., 2006. – 417 с.
Некрасов С.И., Шульженко Ю. Конституционное право России. Курс лекций. М. Проспект, 2008. – 428 с.
Озиев Т.Т. Конституционное право: Учебное пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2008. – 287 с.
Постников А. Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2007. – 284 c.
Прудников А.С. Конституционное право России, 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2008. – 387 с.
Умнова И.А. Конституционные основы российского федерализма. М., 2006. – 376 с.
Филипенко А. Управление недрами России: нужна большая государственная работа, а не революции // Федерализм. 2006. N 3.
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристъ, 2007. – 538 с.
Мушинский В.О. Конституционное право. М., 2006. С. 182.
Постников А. Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2007. С. .173.
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристъ, 2007. С. 151 - 152.
Барнашов А.М. Принцип разделения властей: становление, развитие, применение. Томск: Издательство Томского университета, 1988. С. 8.
Конституция РФ (принята на референдуме 12 декабря 1993 года). М., 1993.
Конституция РФ: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорина. М., 2006. С. 98.
Постников А. Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2007. С. .173.
Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право России: Учебник. М: Книжный Мир, 2006. С. 135.
Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов Изд. 6-е, изм., доп. М.: Норма, 2007. С. 342.
Озиев Т.Т. Конституционное право: Учебное пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2008. С. 168.
Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. 5-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2006.
Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 2-П "По делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции РФ" // Российская газета. 1999. 10 февр.
Статья 3 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в РФ" (в ред. Федеральных законов от 4 июля 2003 г. N 96-ФЗ, от 14 августа 2004 г. N 100-ФЗ, от 5 апреля 2005 г. N 33-ФЗ).
СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005; Российская газета. 08.07.2003.
Глигич-Золотарева М.В. Законодательная база федеративных отношений: перспективы совершенствования // Журнал российского права. 2005. N 7. С. 50 - 51; Муксинов И.Ш. Становление самостоятельной системы законодательства Республики Башкортостан. В кн.: Федерализм в России. Казань, 2006. С. 119.
Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. N 5. С. 9.
Умнова И.А. Конституционные основы российского федерализма. М., 2006. С. 113 - 115; Лысенко В.Н. Разделение власти и опыт Российской Федерации // Федерализм власти и власть федерализма. М., 1997. С. 183 - 187.
СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.
Филипенко А. Управление недрами России: нужна большая государственная работа, а не революции // Федерализм. 2006. N 3. С. 15.












5

Библиография
1.Конституция РФ (принята на референдуме 12 декабря 1993 года). М., 1993.
2.ФКЗ "О Правительстве РФ" от 17.12.1997 № 2-ФКЗ. "Российская газета", № 245, 23.12.1997.
3.ФЗ "О выборах Президента РФ" от 10.01.2003 № 19-ФЗ. Российская газета, № 6, 16.01.2003.
4.Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов Изд. 6-е, изм., доп. М.: Норма, 2007. – 784 с.
5.Барнашов А.М. Принцип разделения властей: становление, развитие, применение. Томск: Издательство Томского университета, 1988. – 287 с.
6.Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник. М.: Омега-Л, 2007. - 607 с.
7.Глигич-Золотарева М.В. Законодательная база федеративных отношений: перспективы совершенствования // Журнал российского права. 2005. N 7.
8.Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. N 5.
9.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник.-4.изд., перераб.и доп. М.: Проспект, 2008 – 417 с.
10.Конституционное право России: Учебник для вузов / Под ред. Кокотова А.Н., Кукушкина М.И. М.: Норма, 2008. – 544 с.
11.Конституционное право РФ / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Век, 2005. – 346 с.
12.Конституция РФ: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорина. М., 2006. – 587 с.
13.Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право России: Учебник. М: Книжный Мир, 2006. – 348 с.
14.Лысенко В.Н. Разделение власти и опыт Российской Федерации // Федерализм власти и власть федерализма. М., 1997. – 299 с.
15.Муксинов И.Ш. Становление самостоятельной системы законодательства Республики Башкортостан. В кн.: Федерализм в России. Казань, 2006. – 308 с.
16.Мушинский В.О. Конституционное право. М., 2006. – 417 с.
17.Некрасов С.И., Шульженко Ю. Конституционное право России. Курс лекций. М. Проспект, 2008. – 428 с.
18.Озиев Т.Т. Конституционное право: Учебное пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2008. – 287 с.
19.Постников А. Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2007. – 284 c.
20.Прудников А.С. Конституционное право России, 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2008. – 387 с.
21.Умнова И.А. Конституционные основы российского федерализма. М., 2006. – 376 с.
22.Филипенко А. Управление недрами России: нужна большая государственная работа, а не революции // Федерализм. 2006. N 3.
23.Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристъ, 2007. – 538 с.

Вопрос-ответ:

Что такое принцип разделения властей?

Принцип разделения властей является основой построения системы государственных органов в правовом государстве. Согласно этому принципу, власть в государстве делится на три отдельных ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих ветвей обладает своими функциями и полномочиями, а также является независимой и взаимоконтролирующей.

В чем заключается принцип разделения властей в РФ?

В Российской Федерации принцип разделения властей закреплен в Конституции. Согласно этому принципу, власть в РФ делится на законодательную (Федеральное Собрание), исполнительную (Президент РФ и Правительство РФ) и судебную (Судебная система РФ). Каждая из этих ветвей обладает определенными функциями и полномочиями, а также является независимой и взаимоконтролирующей.

Какие органы государственной власти входят в систему разделения властей в РФ?

В систему разделения властей в РФ входят федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ. Федеральные органы государственной власти включают в себя Президент РФ, Правительство РФ и Федеральное Собрание. Органы государственной власти субъектов РФ представлены главой региона, органами исполнительной власти и местными органами самоуправления.

Какие функции и полномочия принадлежат федеральным органам государственной власти в системе разделения властей в РФ?

Президент РФ является главой государства и обладает функциями назначения на должности, представительными функциями, функциями командования Вооруженными силами и т.д. Правительство РФ отвечает за реализацию внутренней и внешней политики государства, разработку законов и контроль за их исполнением. Федеральное Собрание осуществляет законотворческую функцию и контроль за деятельностью исполнительной власти.

Что такое принцип разделения властей?

Принцип разделения властей - это принцип, в соответствии с которым государство разделяет свою власть на несколько ветвей: законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих ветвей имеет свои функции и ответственность, при этом они независимы друг от друга и контролируют деятельность друг друга.

Какова роль принципа разделения властей в правовом государстве?

Принцип разделения властей является одной из основных характеристик правового государства. Он служит гарантом соблюдения законности и обеспечивает равновесие между властными структурами. Благодаря принципу разделения властей, государственные органы ограничивают друг друга, что предотвращает злоупотребление властью и поддерживает справедливость и законность.

Как принцип разделения властей воплощен в России?

В России принцип разделения властей воплощен в конституции и определяет структуру государственных органов. Законодательная власть в России принадлежит Федеральному собранию, исполнительная власть - Президенту РФ и Правительству РФ, судебная власть - судебной системе. Каждая ветвь власти независима и имеет свою сферу компетенции.

Какие федеральные органы государственной власти существуют в системе разделения властей в РФ?

В системе разделения властей в РФ существуют следующие федеральные органы государственной власти: Президент РФ, Правительство РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Федеральные министерства и ведомства. Каждый из этих органов выполняет определенные функции и взаимодействует в рамках разделения властей.

Какие органы государственной власти субъектов РФ существуют в системе разделения властей?

В системе разделения властей в РФ существуют органы государственной власти субъектов РФ, такие как президенты и правительства субъектов РФ, субъектные парламенты и суды. Эти органы имеют свои полномочия и отвечают за управление в соответствии с законодательством и политикой РФ.