Влияние наследственности и среды на одаренность.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 20 20 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 15.11.2010
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание




Введение
1. Исторический аспект: феномен наследственности и его влияние одарённость в психогенетике
2. Влияние наследственности и среды на одарённость: психогенетические теории возникновения одарённости
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

В. Штерн полагал, что одаренность является общечеловеческим предрасположением, возникшим в результате «конвергенции внутренних и внешних условий». Важно заметить, что под внешними условиями им подразумевались воспитание и среда, а под внутренними условиями – задатки, причём, задатки – это в понимании В. Штерна не совсем чётко очерченная возможность деятельности, имеющая широкий простор для развертывания. Под влиянием возрастного развития и внешних условий, внутренний фактор превращается в свойство, которое по своему виду и степени является уже результатом совместного действия внутренних и внешних условий. Однако задатки определяют возможное влияние, оказываемое на развитие индивида теми или иными культурно-педагогическими условиями;
5) «интеллект»: роль врожденного и приобретенного в интеллекте (А.Р. Дженсен), адаптивные функции интеллекта (У.Р. Чарлсворз), интеллект биологический, индивидуальные различия интеллекта (Г.Ю. Айзенк), изучение биохимических факторов, оказывающих существенное влияние на развитие интеллектуальной одаренности детей (Т. Глассер, Дж. Эртл, Е. Шафер) и т.д.;
6) «интеллектуальную деятельность» – согласно исследованиям подтверждена гипотеза о преимущественной генетической детерминации различий в уровне развития общего интеллекта и о меньшем влиянии генотипа на различия в специальных познавательных способностях (Г. Айзенк, В. Вайс, Д. Ройс, В. Шафер) и т.д.
Важно выделить именно те области, на которые именно генетический фактор оказывает наиболее сильное влияние. Исследования, которые проводились во второй половине ХХ века при помощи метода анализа абстрактной дисперсии, показали, что значительна роль генотипа в формировании вербального интеллекта, при этом нужно также учитывается возрастная динамика влияния генетических и средовых факторов как на вербальный, так и на невербальный интеллект. Большинство авторов признают, что очень значительно влияние генотипа на формирование общих интеллектуальных функций.
Очень интересен подход Р. Пломина, предлагающий рассматривать психические особенности человека с позиций двух аспектов: «универсального» и «индивидуального». К первым аспектам относятся исследования влияния депривации социальных контактов на интеллектуальное развитие детей. Важно заметить, что если индивиды имеют условия для нормального развития, то их индивидуальные различия невозможно объяснить с помощью «общих» закономерностей социального взаимодействия. Данный подход стоит рассмотреть более подробно.
Итак, Р. Пломином различается три типа корреляции генотипа и среды:
- пассивное влияние: когда члены одной семьи имеют и общую наследственность, и общую среду. В этом случае имеет место сочетание генотипа и среды, являющееся неслучайным;
- реактивное влияние: реакция среды на проявления различных врожденных особенностей индивида, приводящая при некоторых условиях (возможно приводящая) к формированию определенных личностных черт;
- активное влияние: индивид в данном случае ищет среду или создаёт её, причём среда эта в наибольшей степени соответствует его наследственности.
Исследователь выдвинул предположение о том, что в ходе развития ребенка тип генотип-средовых влияний изменяется последовательно от пассивных к активным.
Таким образом, можно заключить, что в психологической науке устоялась точка зрения, согласно которой степень генетической детерминации одаренности составляет около 40-60%. Очень важно провести различие между направленностью и областью генотипического и средового влияния на формирование одаренности: в данном случае, роль генотипа превалирует тогда, когда: способность характеризуется как общая, а не специальная; способность в большей мере (тесно) связана с общим интеллектом; способность не определяет непосредственное моторно-перцептивное взаимодействие со средой; способность можно охарактеризовать как видовой признак человека.
Итак, большинством исследователей признается активное воздействие генотипических факторов на развитие умственной одаренности в двух направлениях:
во-первых, генотип определяет некий теоретически существующий предел развития способностей,
во-вторых – генотип определяет индивидуальный темп развития. Однако это «обстоятельство не следует рассматривать в качестве признания фатальной предопределенности результатов развития, поскольку данные, получаемые в ходе различных психогенетических исследований, свидетельствуют не о наследуемости той или иной характеристики, а лишь о роли наследственности в формировании ее межиндивидуальных различий».
Заключение



Проблема детерминации одарённости занимает важнейшее место в психогенетике и психологической науке в целом. Начало изучения одаренности и создания методов ее выявления было положено Ф. Гальтоном, который является основателем подхода к изучению одаренности как к личностной особенности, имеющей природную обусловленность. Исследования одаренности, выполненные в русле измерительного подхода, также следует считать состоятельными, начиная с исследований именно Ф. Гальтона. Этот учёный поставил проблему создания методов измерения способностей, в более широком смысле - методов измерения психических свойств индивидуальности.
Таким образом, на основании многочисленных исследований в данной области, можно сделать вывод о том, что преобладающее значение во влиянии на одарённость играет наследственность, иными словами, генотипические факторы. Тем не менее, средовое влияние на формирование и развитие одарённости также достаточно сильно. Наиболее верной представляется промежуточная точка зрения, согласно которой средовые и генотипические факторы оказывают одинаковое по значимости влияние на формирование и развитие одарённости и способностей, однако необходимо отметить различную направленность и разные сферы их влияния на одаренность.








Список литературы



Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций//Собрание сочинений. В 3 т. Т. 1. - М., 1982.
Гальтон Ф. Наследственность таланта. - М., 1996.
Иванова И.А. Психогенетические теории возникновения одарённости./И.А. Иванова//Материалы Пятой межрегиональной научной конференции «Студенческая наука – экономике России». – Ставрополь, 2005.
Малых С.Б. История психогенетики./С.Б. Малых//Социально-гуманитарное и политологическое образование: электронный ресурс// http://www.humanities.edu.ru/
Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. – М., 2000.


Малых С.Б. История психогенетики./С.Б. Малых//Социально-гуманитарное и политологическое образование: электронный ресурс// http://www.humanities.edu.ru/

Малых С.Б. История психогенетики./С.Б. Малых//Социально-гуманитарное и политологическое образование: электронный ресурс// http://www.humanities.edu.ru/

Гальтон Ф. Наследственность таланта. - М., 1996. С. 29

Гальтон Ф. Наследственность таланта. - М., 1996. С. 33.
Малых С.Б. История психогенетики./С.Б. Малых//Социально-гуманитарное и политологическое образование: электронный ресурс// http://www.humanities.edu.ru/
Гальтон Ф. Наследственность таланта. - М., 1996. С. 208.
Гальтон Ф. Наследственность таланта. - М., 1996. С. 243.
Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций//Собрание сочинений. В 3 т. Т. 1. - М., 1982. С. 246.
Гальтон Ф. Наследственность таланта. - М., 1996. С. 252.

Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. – М., 2000. С. 31.
Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. – М., 2000. С. 31.
Цит. по: Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. – М., 2000. С. 32.
Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. – М., 2000. С. 33.
Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. – М., 2000. С. 39.
Цит. по: Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. – М., 2000. С. 39.
Иванова И.А. Психогенетические теории возникновения одарённости./И.А. Иванова//Материалы Пятой межрегиональной научной конференции «Студенческая наука – экономике России». – Ставрополь, 2005. С.1

Иванова И.А. Психогенетические теории возникновения одарённости./И.А. Иванова//Материалы Пятой межрегиональной научной конференции «Студенческая наука – экономике России». – Ставрополь, 2005. С. 2-3.
Иванова И.А. Психогенетические теории возникновения одарённости./И.А. Иванова//Материалы Пятой межрегиональной научной конференции «Студенческая наука – экономике России». – Ставрополь, 2005. С.4

Иванова И.А. Психогенетические теории возникновения одарённости./И.А. Иванова//Материалы Пятой межрегиональной научной конференции «Студенческая наука – экономике России». – Ставрополь, 2005. С. 4
Иванова И.А. Психогенетические теории возникновения одарённости./И.А. Иванова//Материалы Пятой межрегиональной научной конференции «Студенческая наука – экономике России». – Ставрополь, 2005. С. 5.













18

Список литературы



1.Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций//Собрание сочинений. В 3 т. Т. 1. - М., 1982.
2.Гальтон Ф. Наследственность таланта. - М., 1996.
3.Иванова И.А. Психогенетические теории возникновения одарённости./И.А. Иванова//Материалы Пятой межрегиональной научной конференции «Студенческая наука – экономике России». – Ставрополь, 2005.
4.Малых С.Б. История психогенетики./С.Б. Малых//Социально-гуманитарное и политологическое образование: электронный ресурс// http://www.humanities.edu.ru/
5.Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. – М., 2000.

Вопрос-ответ:

Что такое наследственность и как она влияет на одаренность?

Наследственность - это наследование определенных генетических характеристик от родителей. Она может влиять на одаренность, поскольку некоторые гены могут быть связаны с развитием умственных способностей и талантов. Но наследственность не является единственным фактором, определяющим одаренность, так как среда также играет важную роль в развитии и проявлении талантов.

Какой исторический аспект связан с феноменом наследственности и ее влиянием на одаренность?

Феномен наследственности и его влияние на одаренность имеют долгую историю исследования. Уже в древнегреческой философии были выдвинуты идеи о наследственности и ее роли в передаче способностей от родителей к потомкам. Впоследствии эти идеи были дальше развиты в исследованиях психологов и генетиков, которые стали изучать связь между генотипом и фенотипом, в том числе и в контексте одаренности.

Какие психогенетические теории существуют относительно влияния наследственности и среды на одаренность?

Существует несколько психогенетических теорий, объясняющих влияние наследственности и среды на одаренность. Например, одна из таких теорий - это теория двойного фактора, которая предполагает, что наследственность определяет границы потенциала для развития одаренности, в то время как среда может способствовать или препятствовать ее реализации. Еще одна теория - это теория пластичности, согласно которой как наследственность, так и среда могут влиять на развитие одаренности, но среда имеет более существенное значение.

Какие внешние условия могут влиять на одаренность, согласно В. Штерну?

В. Штерн полагал, что наследственность и среда играют важную роль в формировании одаренности. Под внешними условиями он понимал воспитание и среду, в которой растет ребенок. Он считал, что благоприятные воздействия в среде, такие как стимулирующая обстановка и доступ к образовательным ресурсам, могут способствовать развитию и проявлению одаренности.

Какие факторы влияют на одаренность?

Одаренность зависит от взаимодействия наследственности и среды. Наследственность передает гены, которые могут предрасполагать к определенным способностям. Однако среда, включая воспитание и образование, играет также важную роль в развитии этих способностей.

Какова роль наследственности в формировании одаренности?

Наследственность играет важную роль в формировании одаренности. Гены, передаваемые от родителей, могут включать в себя факторы, которые влияют на способности и таланты человека. Например, некоторые особенности мозга и нервной системы могут быть унаследованы и способствовать развитию определенных навыков.

Как среда влияет на развитие одаренности?

Среда играет важную роль в развитии одаренности. Воспитание, образование, культурная среда и социальные условия могут предоставлять ребенку возможности для развития своих способностей. Например, доступ к образовательным ресурсам и поддержка со стороны родителей и учителей могут способствовать развитию талантов и способностей.

Какие психогенетические теории существуют относительно возникновения одаренности?

Существует несколько психогенетических теорий относительно возникновения одаренности. Одна из них - теория внутренних и внешних условий, разработанная В. Штерном. Он считал, что одаренность является результатом совпадения внутренних способностей и внешних факторов, таких как воспитание и среда. Другая теория, разработанная Л. Виготским, утверждает, что одаренность возникает в результате социокультурного взаимодействия и развития высших психических функций.

Какова роль наследственности и среды в формировании общечеловеческого предрасположения к одаренности?

Наследственность и среда играют важную роль в формировании общечеловеческого предрасположения к одаренности. Наследственность передает гены, которые могут создать основу для развития определенных способностей. Среда, включая воспитание и образование, предоставляет ребенку возможности для развития этих способностей. Таким образом, совместное влияние наследственности и среды формирует общечеловеческую предрасположенность к одаренности.

Каков исторический аспект феномена наследственности и его влияния на одаренность в психогенетике?

Феномен наследственности и его влияние на одаренность изучается уже на протяжении многих лет. В историческом аспекте наследственность рассматривалась как основной фактор, определяющий одаренность человека. Однако с развитием психогенетики стало ясно, что наследственные факторы не являются единственными. Среда, в которой растет и развивается человек, также оказывает значительное влияние на формирование его интеллектуальных способностей и талантов.

Какие психогенетические теории о влиянии наследственности и среды на одаренность существуют?

Существует несколько психогенетических теорий, объясняющих влияние наследственности и среды на одаренность. Одна из них - теория Генриха Штерна, который считал, что одаренность является общечеловеческим предрасположением, возникшим в результате конвергенции внутренних и внешних условий. То есть, для проявления одаренности необходимо, чтобы человек был обладал определенными генетическими предпосылками, но также важны педагогические и социальные условия его развития.

Как Генрих Штерн объяснял влияние наследственности и среды на одаренность?

Генрих Штерн полагал, что наследственность и среда взаимодополняют друг друга в формировании одаренности. По его мнению, генетические предпосылки определяют потенциал одаренности человека, но для его реализации необходима благоприятная среда. Под внешними условиями Штерн понимал воспитание и среду, в которой растет и развивается человек. Эти условия могут влиять на выявление и развитие потенциала одаренности.