Психофизиологическое изучение психических процессов и состояний.
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 19.11.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Проблема соотношения психического и психофизиологического
2. Психофизиологические методы в психологии
Заключение
Список литературы
Поэтому ряд исследователей особо подчеркивают, что при диагностике психического (психофизиологического) состояния как феномена, обладающего сложной многоуровневой организацией, должны использоваться принципы системности, комплексности и многомерности. Такой подход рассматривает любое психическое состояние человека как реакцию не только психики, но и всего организма и личности в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психических уровней регулирования.
Методически эти принципы реализуются в использовании различных видов оценок состояния: двигательных (психомоторных) тестов, биопотенциометрии, субъективной оценки человеком своего состояния, анкетных методик, цветовой диагностики и т. д. Большое значение для эффективности диагностики имеет обоснованный подбор методик исследования, который должен опираться на предварительный анализ особенностей изучаемого вида деятельности человека. Наряду с психомоторными тестами могут с успехом применяться анкеты самооценки человеком своего состояния. При составлении заключения по обследованию состояний человека целесообразно учитывать не только конкретные значения всех изучавшихся показателей, соотнесенных со статистическими нормативами, но и оценки таких интегральных параметров состояния, как стабильность, активированность и уровень регуляции.
Заключение
Физиологическое функциональное состояние организма человека составляет важнейшее условие, в котором осуществляется та или иная деятельность. Успешность, эффективность и даже физическая и психологическая безопасность любой деятельности зависит от оптимальности этого состояния. Поэтому разработано большое количество разнообразных методов психологической регуляции и саморегуляции состояний, основанных на сознательном изменении тонуса мускулатуры, вербальных воздействиях на протеканием внутренних процессов, произвольном мысленном воспроизведение физических действий и т.п. Эффективным современным подходом, основанным на понимании единства психофииологического процесса, является биологическая обратная связь (БОС), при которой человек, с помощью специальной аппаратуры, получает в режиме реального времени информацию о текущем состоянии той или иной физиологической функции (пульса, напряжения мышц, ЭЭГ и т.п.), а также о том, каким должно быть «идеальное» состояние и обучается этого состояния достигать произвольно.
Таким образом, разрешение психофизиологической проблемы является не только теоретической задачей, но прежде всего, составляет основу для решения разнообразных практических задач.
Проблема психических состояний до настоящего времени является слабоизученной областью психологии. Причина этого заключается в том, что психические состояния как системные явления, характеризующиеся многоуровневостью, многокомпонентностью, полифункциональностью и широким диапазоном проявления, занимают как бы промежуточное положение между психическими процессами, с одной стороны, и психическими свойствами – с другой. Это проявляется в размытости и относительности границ, отличающих психические состояния от психических процессов и свойств личности, что и создает определенные трудности в их диагностике. Еще одна причина трудностей диагностики состояний заключается в слабой разработанности психодиагностического инструментария. При огромном множестве психодиагностических методик, направленных на изучение психических процессов и психологических свойств личности, число методик, диагностирующих и измеряющих психические состояния, крайне ограничено.
Список литературы
Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер // М.: АСТ, 2008. – 352с.
Лапшина, Т.Н. Биологическая обратная связь как психофизиологическое воплощение позитивной психотерапии / Т.Н. Лапшина // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития России. – 2005. – С. 245-247
Леонова, А.Б. Психологические технологии управления состоянием человека / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова // М.: Смысл, 2007. – 312с.
Экман, П. Психология лжи / П. Экман // СПб.: Питер, 2009. – 272с.
Ярошевский, М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский // М.: Мысль,1985. – 576с.
Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер // М.: АСТ, 2008. – 352с.
Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер // М.: АСТ, 2008. – 352с.
Леонова, А.Б. Психологические технологии управления состоянием человека / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова // М.: Смысл, 2007. – 312с.
Экман, П. Психология лжи / П. Экман // СПб.: Питер, 2009. – 272с
Ярошевский, М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский // М.: Мысль,1985. – 576с.
Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер // М.: АСТ, 2008. – 352с.
Лапшина, Т.Н. Биологическая обратная связь как психофизиологическое воплощение позитивной психотерапии / Т.Н. Лапшина // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития России. – 2005. – С. 245-247
Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер // М.: АСТ, 2008. – 352с.
Ярошевский, М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский // М.: Мысль,1985. – 576с.
2
1.Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер // М.: АСТ, 2008. – 352с.
2.Лапшина, Т.Н. Биологическая обратная связь как психофизиологическое воплощение позитивной психотерапии / Т.Н. Лапшина // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития России. – 2005. – С. 245-247
3.Леонова, А.Б. Психологические технологии управления состоянием человека / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова // М.: Смысл, 2007. – 312с.
4.Экман, П. Психология лжи / П. Экман // СПб.: Питер, 2009. – 272с.
5.Ярошевский, М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский // М.: Мысль,1985. – 576с.
Вопрос-ответ:
Какие методы применяются для психофизиологического изучения психических процессов и состояний?
В психологии применяются различные методы для психофизиологического изучения психических процессов и состояний. Некоторые из них включают использование нейрофизиологических мер, таких как электроэнцефалография (ЕЭГ), функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) и позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ). Также используются психофизиологические методы, такие как измерение физиологических показателей, например, сердечного ритма, дыхания и галванической кожной реакции. Эти методы позволяют исследователям изучать связь между психическими процессами и физиологическими процессами в организме.
В чем заключается проблема соотношения психического и психофизиологического?
Проблема соотношения психического и психофизиологического заключается в том, как объяснить взаимодействие между психическими процессами и физиологическими процессами в организме. Некоторые исследователи считают, что психическое и психофизиологическое являются непосредственно связанными и взаимодействуют друг с другом. Другие ученые считают, что психическое и психофизиологическое являются отдельными аспектами человеческой деятельности и нужно исследовать их по отдельности. Такая проблема требует более глубокого изучения и понимания природы психических процессов и состояний.
Какие принципы следует использовать при диагностике психического психофизиологического состояния?
При диагностике психического психофизиологического состояния как феномена обладающего сложной многоуровневой организацией следует использовать принципы системности, комплексности и многомерности. Это означает, что необходимо учитывать различные аспекты состояния, такие как эмоциональные, когнитивные и физиологические, и рассматривать их взаимосвязь и взаимодействие. Такой подход позволяет получить более полное и комплексное представление о психических процессах и состояниях человека.
Какую проблему рассматривает статья?
Статья рассматривает проблему соотношения психического и психофизиологического.
Какие методы используются в психологии для изучения психических процессов?
В психологии используются психофизиологические методы.
Какими принципами должна руководствоваться диагностика психического состояния?
Диагностика психического состояния должна использовать принципы системности, комплексности и многомерности.
Какой подход рассматривает любое психическое состояние?
Подход, рассматривающий любое психическое состояние как феномен со сложной многоуровневой организацией.
Какие принципы должны использоваться при диагностике психического состояния?
При диагностике психического состояния должны использоваться принципы системности, комплексности и многомерности.
Какие методы используются в психодиагностике психических состояний?
В психодиагностике психических состояний используются различные методы, включающие психофизиологический анализ, а также методы наблюдения, опроса и эксперимента. Эти методы позволяют изучить психические процессы и состояния с разных сторон и получить более полное представление о психическом состоянии человека.
Какие принципы должны быть использованы при диагностике психического состояния?
При диагностике психического состояния необходимо использовать принципы системности, комплексности и многомерности. Это означает, что нужно рассматривать психическое состояние как сложную многоуровневую систему и учитывать его различные аспекты и проявления. Такой подход позволяет получить более глубокое понимание психического состояния человека и точнее определить его диагноз.
Какие методы широко используются в психологических исследованиях?
В психологических исследованиях широко используются различные методы, включая наблюдение, эксперимент, опросы, анкетирование и психофизиологический анализ. Эти методы позволяют получить информацию о психических процессах и состояниях, а также изучить взаимосвязь между психическими и физиологическими процессами.