"Феномен фигуры и фона"
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 3 + 3 источника
- Добавлена 15.04.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
I. Гештальтпсихология
II. Феномен фигуры и фона
III. Эксперименты в гештальтпсихологии
Литература:
В состав его гештальта входят, и лицо, и волосы, и голос и его характерные движения. Но составляющих, которые выделяет маленький ребенок одного-двух месяцев не так много, поэтому он может и не узнать даже близкого взрослого, если он сменит прическу или привычную ребенку одежду на совершенно незнакомую.
Однако уже к концу шестимесячного возраста ребенка этот смутный образ взрослого все больше дробиться на мелкие составляющие в результате превращается в четкие образы лица, глаза, рот, волосы которого уже выделяются как гештальты, а также появляются образы голоса и тела.
Также у ребенка с возрастом происходит развитие цветовосприятия. На первом этапе дети определяют мир вокруг себя по типу окрашенное-бесцветное. Бесцветное или неокрашенное ими воспринимается фоном. То, что окрашено для детей воспринимается как фигура. Затем ребенок начинает выделять теплые и холодные цвета и у детей формируется ряд комплектов "фигура-фон» в окружающем их мире". Это неокрашенное-окрашенное теплое, неокрашенное-окрашенное холодное и т.д.
Таким образом, прежде единый гештальт с возрастом ребенка начинает дробиться и множиться, превращаясь в несколько, которые уже более точно отражают цвет. С течением времени и эти образы дробятся: в теп лом ребенок начинает выделять желтый и красный цвета, а в холодном - зеленый и синий. Этот процесс длительный и происходит в течение времени, пока, в результате, Цвета не воспринимаются ребенком правильно.Так Коффка делает вывод, что при развитии процесса восприятия роль сочетаний фигура-фон огромна. Коффка сформулировал закон "трансдукции", один из законов восприятия, и который доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, но их отношения.
Эксперименты Г. Фолькельт
Г.Фолькельт также проводил исследования детского восприятия. Особенно он интересовался спецификой детского рисунка. Он ставил интересные опыты по рисованию детьми разного возраста геометрических фигур. В его опытах дети, в возрасте четырех-пяти лет рисовали конус, но рядом с ним они рисовали изображение круга и треугольника.
Фолькельт трактовал это как отсутствие у них адекватного данной фигуре образа, и поэтому в рисунке они пользуются похожими гештальтами. Со временем происходит интеграция гештальтов и уточнение, благодаря этому дети начинают рисовать как плоскостные, так и объемные фигуры. Фолькельт проводил также сравнительный анализ двух видов рисунков. На одних рисунках дети рисовали предметы, которые дети видели, а на других те, которые они не видели, но только ощупывали. При этом оказалось, что когда дети ощупывали, а это был, например, кактус, закрытый платком, они рисовали только колючки, и тем самым передавали свое общее ощущение от этого предмета, а не его форму. Таким образом, дети схватывали целостный образа предмета, а затем шло его дробление и дифференциация.
Эксперименты В. Келлера.
Гештальт-психолог В.Келлер доказывал, что такой же переход от схватывания общей ситуации к ее дифференциации происходит и в процессе интеллектуального развития. Он предполагал, что обучение ведет к образованию некой новой структуры и, к другому восприятию и осознанию ситуации. В момент, когда текущие явления переходят в другую ситуацию, они сразу же приобретают новую функцию. Это осознание новых сочетаний явлений и новых функций предметов является основой образования нового типа гештальта, осознание которого и есть суть мышления.
В. Келлер назвал этот процесс "переструктурированием гештальта". Он считал, что переструкурирование гештальта происходит мгновенно и совершенно не зависит от прошлого опыта человека. Для того, чтобы подчеркнуть мгновенный характер мышления, а не протяженный во времени, Келлер дал этому моменту название "инсайт", т.е. озарение.
Келлер провел интерсный эксперимент, целью которого было показать процесс инсайтного мышления. В этом эксперименте Келлер клал машинку высоко на шкаф и предлагал ребенку ее достать. Для того чтобы это сделать ребенку предлагалось использовать различные предметы. Обычно это были лестница, стул и ящик, которые предлагались по одиночке. Когда в комнате оставляли лестницу, ребенок быстро решал задачу. Он приставляли лестницу к шкафу и легко доставал машинку. Но в ситуациях, с ящиком ребенку нужно было догадаться его использовать. Труднее всего было детям, которым оставляли в комнате стул. Причем стул стоял рядом со столом, и его надо было отодвинуть от стола и использовать как подставку.
Келлер объяснил эти результаты тем, в сознание ребенка лестница с самого начала осознается функционально как предмет, который помогает достать что-то лежащее высоко. Поэтому ее включение в гештальт со шкафом для ребенка не представляет никакой трудности. А вот включение ящика уже вынуждает ребенка перестраивать предметы, так как ящик может уже осознаваться в нескольких функциях. Что же касается стула, то в сознании ребенка он находится не отдельно, а объединяясь со столом в единый гештальт. Для того, чтобы ребенку решить поставленную задачу , ему сперва необходимо разрушить гештальт стола и стула, который представляет нечто слитное, а затем в сознании построить новый гештальт со шкафом, осознавая при этом его новую функциональную роль.
Таким образом, инсайтное мышление объясняет принцип творческого мышления в концепции гештальтпсихологии.
Литература:
Дункер К. Психология продуктивного мышления // Психология мышления. М., 1965.
Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов Издательство "Смысл". Москва, 1998
Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. Учеб.пособие. – М., 1996.
Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов Издательство "Смысл". Москва, 1998 . С.305
Ярошевский М.Г. История психологии от античности до серединыXX века. Учеб.пособие. – М., 1996.С. 295
14
1.Дункер К. Психология продуктивного мышления // Психология мышления. М., 1965.
2.Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов Издательство "Смысл". Москва, 1998
3.Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. Учеб.пособие. – М., 1996.
Вопрос-ответ:
Какие эксперименты проводились в гештальтпсихологии, связанные с феноменом фигуры и фона?
В гештальтпсихологии проводились различные эксперименты для изучения феномена фигуры и фона. Например, одним из таких экспериментов было показывание испытуемым изображения, на котором менялись фон и фигура. Исследователи изучали, как люди воспринимают и визуально выделяют фигуру на разных фонах. Результаты показали, что восприятие фигуры и фона зависит от их визуальной организации и взаимоотношения.
Какова роль фигуры и фона в восприятии человека?
Фигура и фон играют важную роль в восприятии человека. Они помогают нам различать объекты и события, выделять главное и объединять детали в целостность. Фигура и фон влияют на наше внимание и восприятие, позволяют нам распознавать и понимать окружающий мир. Именно благодаря фигуре и фону мы можем ориентироваться в пространстве и определять местоположение объектов.
Как меняется восприятие фигуры и фона у ребенка с возрастом?
У маленьких детей, например, одномесячных и двухмесячных, количество выделенных составляющих в фигуре и фоне сравнительно невелико. Поэтому они могут не узнавать взрослого, если тот поменяет прическу или одежду. Однако к шести месяцам возраста ребенка, это смутное восприятие изменяется, и они уже могут успешно распознавать знакомые объекты в различных условиях фигуры и фона.
Какие аспекты входят в фигуру в гештальтпсихологии?
В фигуру в гештальтпсихологии входят различные аспекты, такие как лицо, волосы, голос и характерные движения человека. Они воспринимаются и объединяются в целостное представление, что позволяет нам распознавать и узнавать других людей.
Что такое фигура и фон в гештальтпсихологии?
Фигура и фон - это ключевые понятия в гештальтпсихологии. Фигура представляет собой объект, который привлекает наше внимание, в то время как фон - это всё остальное, что окружает фигуру и не привлекает такого же внимания. Например, визуальные примеры фигуры и фона - это черные буквы на белом фоне или белые буквы на черном фоне. Гештальтпсихология изучает взаимодействие между фигурой и фоном и их влияние на восприятие и понимание окружающего мира.
Какой эксперимент проводили в гештальтпсихологии?
В гештальтпсихологии проводили различные эксперименты, чтобы изучить феномен фигуры и фона. Один из таких экспериментов называется "эксперимент с фигурами на фоне". В этом эксперименте испытуемым предлагалось наблюдать за серией фигур, которые появлялись на фоне. Затем испытуемым задавали вопросы о том, что они видели. Благодаря этому эксперименту было выяснено, как фигура и фон взаимодействуют в восприятии и как они влияют на восприятие окружающего мира.
Влияет ли возраст ребенка на его восприятие фигуры и фона?
Да, возраст ребенка влияет на его восприятие фигуры и фона. В начале развития ребенка, в возрасте около двух месяцев, он может не распознать близкого взрослого, если тот изменит прическу или одежду. Это происходит потому, что в этом возрасте ребенок еще не различает достаточное количество мелких деталей, чтобы узнавать людей по ним. Однако к концу шестимесячного возраста ребенка его способность различать фигуру и фон значительно улучшается, и он становится более способным к распознаванию и восприятию окружающих объектов.
Какая тема статьи?
Тема статьи - "Феномен фигуры и фона".
Что такое гештальтпсихология?
Гештальтпсихология - это направление в психологии, изучающее восприятие и воспроизведение образов в целостном виде, а не как сумму отдельных элементов.
Что входит в гештальт фигуры?
В гештальт фигуры входят лицо, волосы, голос, характерные движения и другие характерные особенности.
Как дети воспринимают фигуры и фоны?
Маленькие дети одного-двух месяцев могут выделить немного составляющих в гештальте, поэтому они могут не узнать близкого взрослого, если тот изменит прическу или одежду. Однако уже к концу шестимесячного возраста ребенка, он уже может узнать знакомые фигуры и фоны.