Особенности реализма в творчестве Ч. Диккенса
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 11 + 11 источников
- Добавлена 24.04.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА I. ЧАРЛЬЗ ДИККЕНС КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО РЕАЛИЗМА.
1.1. Исторические предпосылки развития реализма в Англии
1.2. Общая характеристика реализма у Чарльза Диккенса
ГЛАВА II. РОМАН «КРОШКА ДОРРИТ» КАК РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.
2.1. Сферы действительности, отраженные в романе
2.2. Сочетание описания личной судьбы и общественного строя в романе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В создании ее образа значительную роль играет та обстановка в которой она находится. Ее образ неотделим от затхлой и душной тюремной обстановки. Даже когда она расстается по сюжету с тюремными стенами, они продолжают сопровождать ее во снах, в мысляхОбраз крошки Доррит вполне соотносим с образами его первых сказочных героинь- остается традиционная их готовность жертвовать собой, огромная душевная сила, покровительственный тон по отношению к старшим. Но сам образ связан и с романтической и с фольклорной традицией. Сама она видит себя в своих мечтах сказочной героиней. В мире тюрьмы она становится своеобразной легендой – как ребенок, родившийся в стенах этой тюрьмы.Применяя нетрадиционный для него сюжетный ход, Диккенс приводит семью Доррит к благополучию в середине романа, и показывает, насколько негативно богатство влияет на характеры героев. Это говорит о социальной направленности романа Диккенса. Изображение старого Доррита, сменившего снисходительность нищего патриарха на заносчивую неприступность новоиспеченного богача, так же как пышный расцвет негативных качеств Фанни и Типа обогатили все эти образы. Особенно интересно,что материальные блага не производят перемен лишь в крошке Доррит. Жизнь в довольстве среди горничных и гувернанток является для нее утратой ее собственного существования. Во сне она возвращается к своим прежним заботам и интересам: «Мне снилось, например, что я иду вниз к миссис Дженераль в старом платье с заплатками – тем самом, в котором я начинаю себя помнить. Снилось, и много раз, что я за обедом в Венеции, где у нас бывало много гостей, в том самом траурном платьице, которое я носила после смерти матери так долго, что оно все истерлось и превратилось почти в лохмотья». Утрата бедности означает для диккенсовской героини утрату основы ее существа. Именно жалкое состояние семьи ставило крошку Доррит в положение «маленькой мамы», которое являлось ее внутренней сущностью, а теперь лишенная возможности такого самопожертвования, она чувствует себя вырванной из родной почвы. Поэтому Крошка Доррит вновь обретает себя только тогда, когда оказывается снова нищей и может возвратиться в тюрьму, что бы ухаживать за больным Артуром Клэннемом. Такой сюжет выявляет известную схематичность диккенсовского образа, который живет лишь одной своей характерной чертой и требует лишь одной определенной ситуации, в которой эта черта могла бы беспрепятственно проявляться.2.2. Сочетание описания личной судьбы и общественного строя в романеКак и в предыдущих романах Диккенса в «Крошке Доррит» поставлена одна из существенных для реализма проблем: проблема адекватного описания существующего социального строя. Ко времени написания «Крошки Доррит» автор достигает уже более обобщенного и законченного взгляда на современность.Капиталистическое общество представлено в «Крошке Доррит» в виде колоссального механизма, каждая из частей которого бесчисленными звеньями связана с остальными. Мы видим и движение этого механизма, и то влияние,которое он оказывает на судьбу отдельного человека.В связи с этими двумя аспектами (общая картина капитализма и его влияние на судьбу отдельного человека) в романе постоянно сочетаются две темы. Первая – изображение общества, его круговорота, с более менее объективной точки зрения. Эта точка зрения предаются через мысли и высказывания одного из главных героев –Артура Клэннема. Именно этот герой в один из моментов оказывается включенным в оборот капиталистического общества. Именно он, разбираясь с историей семейства Дорритов, наиболее полно представляет себе всю картину. Его поиски заставляют его сталкиваться с разнообразнейшими сферами действительности. В его кругозор постепенно входят и дом миссис Клэннем, и долговая тюрьма Маршальси, «Министерство Волокиты», - символ буржуазной государственной машины с его основным принципом «не делать того, что нужно», нищенское подворье «кровоточащего сердца», и, наконец, снова Маршальси.Сама судьба семейства Дорритов- упрек социальному механизму. Они оказываются вновь богаты также неожиданно, как до этого были внезапно разорены.Тема судьбы отдельной семьи. Семьи Дорритов, попавшей под действие непонятных, необъяснимых законов капитализма, раскрывается с точки зрения ее отдельных членов.Естественно, что вторая тема – судьба отдельной семьи,выступает в романе все-таки как главная. Все произведение можно схематически поделить на две части «бедность» и «богатство», отражающие два различных периода в истории Дорритов. Однако в преддверии романа также стоит «богатство» (относительное благополучие Дорритов, до их появления в Маршальси), в то время как в эпилоге снова появляется «бедность». Таким образом, прибавив к двум центральным частям два обрамляющие их звена, мы получаем формулу – богатство –бедность – богатство – бедность, и так далее. Именно такова по Диккенсу формула человеческого существования в капиталистическом обществе, отражающая всю несправедливость и нестабильность человеческой судьбы при капитализме. Формула находит свое подтверждение и в судьбах других персонажей роман – богача Мердля, например. Судьба самого Клэннема складывается в полном согласии с этой формулой. Человек может в любой момент оказаться бедным или богатым и от него самого это практически никак не зависит. Таков общий ход вещей в мире.Деньги — тема, важнейшая для искусства XIX в. и одна из центральных во всем творчестве Диккенса, — приобрели в поздних романах иную, более глубокую и в социальном, и в этическом смысле трактовку. В ранних романах Диккенса деньги нередко были спасительной, доброй силой (Браунлоу в «Оливере Твисте», братья Чирибл в «Николасе Никльби»). Теперь деньги превратились в силу губительную, призрачную. В «Крошке Доррит» впервые с такой убежденностью прозвучала тема непрочности буржуазного успеха, тема крушения, утраты иллюзий. В «Крошке Доррит» мечта о добре и счастье, которые могут принести деньги, еще теплившаяся в «Холодном доме», разрушается окончательно: Крошка Доррит боится денег — она сознательно путает пустую бумажку с завещательным документом. Она не хочет быть богатой, не хочет состояния, понимая, что деньги разрушат ее счастье, — Артур не женится на богатой наследнице. Счастье для героев Диккенса в ином: в труде на пользу людям. В таком понимании героя — отличие позднего Диккенса от Теккерея, от Стендаля, автора «Люсьена Левена», от многих произведений Бальзака. Показав власть денег в обществе, Диккенс наделяет своих героев способностью вырваться из-под этой власти, и тем самым в его книгах торжествует идея героя — обычного трудового человека.Важно внимание Диккенса к законам и закономерностям, которое можно рассматривать как характерное, вообще говоря, для литературы середины века. Основные принципы, исповедуемые наукой XIX в., можно сформулировать как принцип всеобщности (стремление к тотальному охвату и упорядочению явлений посредством классификации, систематики, таксономии), принцип детерминизма (обусловленность всякого явления средой, окружением, системой причинных взаимосвязей) и принцип эволюции (объяснение явления в генетическом, историко-диахроническом аспекте, через происхождение и развитие). Ориентация на них характеризует в той или иной степени и литературное сознание середины века.Рассуждая об общих законах капиталистическом мире и их частных случаях, в применении к отдельным судьбам Т.И. Сильман предлагает следующую классификацию:Общие законы: они ясны, они понятны. Против них следует бороться, хотя окончательно, по мнению Диккенса, они не устранимы.Частные закономерности, индивидуальные судьбы.Диккенс подробно рисуют судьбу отдельной семьи, на фоне панорамы общественной жизни. И судьба эта оказывается тесно связана с общими законами развития капиталистического общества.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе мы анализируем творчество Чарльза Диккенса как реалистического писателя. Творчество Диккенса во многом зависело от тех условий, в которых складывался английский реализм. Наше внимание преимущественно, останавливается на его позднем романе «Крошка Доррит», который хотя и не так популярен, как «Домби и сын» тем не менее, дает представление о Диккенсе-реалисте, рисует широкую панораму английского общества.«Крошка Доррит» принадлежит к зрелым романам Чарльза Диккенса. Здесь он рисует грандиозную панораму капиталистической действительности, где с большой разоблачающей силой показывает и церковь, и государство, суды, тюрьмы, буржуазные семьи. В романе мы видим людей разных характеров и профессий, от скромного клерка до государственного деятеля, рабочего и предпринимателя, миллионера и нищего, бедную швею и великосветскую леди. Таким образом, такие характеристики реалистического метода, как широта, глубина и правдивость общественной панорамы, ярко проявляется в данном романе Чарльза Диккенса.Реализм для Диккенса всегда связан с отображением социальной структуры общества – именно поэтому он обращается как к жизни беднейших его представителей, так и к героям, занимающим положение руководящих лиц, обладающим значительным состоянием.Диккенс в романе уделяет внимание различным сферам общественной жизни: это и жизнь государственных учреждений буржуазной Англии, и тюрьма Маршальси, городские улицы, на которых разыгрываются многие события романа.Быстрое формирование капитализма позволило писателям реалистического направления ярко показать взаимосвязанность личности и общества. В романе параллельно показывается развитие общества в широкой панораме и история одной семьи, взятая на фоне общественной жизни. Мы отмечаем, что история семьи Дорритов все же оказывается на первом плане.Мы обращаем внимание на то, что творчество Диккенса развивается именно в Англии, и соответственно, в его произведениях, ярче, чем в произведениях его современников выражены контрасты английского общества. Описанию именно Английской социальной системы. Описанию «государственной машины» работающей в Англии уделяется значительное место в романе. Для описания государственной системы, произвола чиновников Диккенс использует символические образы «Министерства Волокиты», «Полипов», паразитирующих на теле английского государства.В романе Диккенса остро проявляется критическое начало. Он рисует разницу положения богатых и бедных, которая именно в Англии до середины ХIХ века была наиболее очевидной. Именно тяжесть положения беднейших слоев населения определяется безрадостная атмосферу романа.Роман насыщен мрачными пейзажными описаниями. Лондон в «Крошке Доррит» уже не выглядит так, как в ранних романах. Он становится городом наполненным противоречиями и абсолютно не радующим взгляд.Диккенс описывает ту нестабильность положения человека, который в один миг может спуститься от богатства до бедности. Внимание к судьбам людей, не принадлежащих к крупным предпринимателям, обусловлено следующим: мелкие предприниматели в Англии оказались в уязвимом положении. Диккенс изображает в романе несколько судеб, Которые подпадают под формулу богатство –бедность –богатство – бедность.. В центре внимания Диккенса стоят не просто отдельные события, но закономерности их связывающие. В центре романа оказываются те законы капиталистического общества, которые заставляют семейство Дорритов переходить от богатства к бедности.«Крошка Доррит» вместе с «Холодным домом» и «Тяжелыми временами» составляют грандиозный триптих социальной панорамы современной Диккенсу Англии. Хотя ни одна из его четырех последних книг: «Повесть о двух городах» (1859), «Большие надежды» (1860—1861), «Наш общий друг» (1864—1865) и «Тайна Эдвина Друда» (1870) — не знает размаха его больших социальных полотен, именно в них многие темы, социальные и психологические, получили эстетико-философское завершение, обрели большую глубину и художественную цельность. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫСильман Т.И. Диккенс: очерки творчества/ Т.И. Сильман.- М. : Художественная литертура, 1958.- 406 с.Николаев П.А. Реализм как творческий метод (историко-теоретические очерки)/П.А. Николаев. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1975. – 280 с.Волков И. Ф. Теория литературы. М.: Наука,2001. – 356 с.Светликова И.Ю. История русского формализма: традиции психологизма и формальная школа/И.Ю. Светликова.- М.:Новое литературное обозрение, 2005. – 168 с.Эрлих В. Русский формализм: история и теории/ В. Эрлих. – Спб.: «Академический проект», 1996.- 352 с.Бенедиктова Т.Д Секрет срединного мира. Культурная функция реализма XIX века /Т. Д. Бенедиктова. - (www.gumfak.ru/zarub_html/zarub_vtorogo1000/zaruba5.shtml).История английской литературы. Том II. Выпуск второй – (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Ist_Ang_2_2/intro.php).Ивашева В.В. Творчество Диккенса/В.В. Ивашова. - М.: Наука 1954 – 278 с.Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса/Э.Уилсон -. М: Наука,1975. – 488 с. Храповицкая М. А. История зарубежной литературы/М. А. Храповицкая – М, Новое литературное обозрение, 1991. – 516 с.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВДиккенс Ч. Крошка Доррит /Ч. Диккенс//Собр.соч: в 10 т. –М: Художественная литература, 1986. – Т.9. – 735 с.
2.Николаев П.А. Реализм как творческий метод (историко-теоретические очерки)/П.А. Николаев. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1975. – 280 с.
3.Волков И. Ф. Теория литературы. М.: Наука,2001. – 356 с.
4.Светликова И.Ю. История русского формализма: традиции психологизма и формальная школа/И.Ю. Светликова.- М.:Новое литературное обозрение, 2005. – 168 с.
5.Эрлих В. Русский формализм: история и теории/ В. Эрлих. – Спб.: «Академический проект», 1996.- 352 с.
6.Бенедиктова Т.Д Секрет срединного мира. Культурная функция реализма XIX века /Т. Д. Бенедиктова. - (www.gumfak.ru/zarub_html/zarub_vtorogo1000/zaruba5.shtml).
7.История английской литературы. Том II. Выпуск второй – (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Ist_Ang_2_2/intro.php).
8.Ивашева В.В. Творчество Диккенса/В.В. Ивашова. - М.: Наука 1954 – 278 с.
9.Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса/Э.Уилсон -. М: Наука,1975. – 488 с.
10. Храповицкая М. А. История зарубежной литературы/М. А. Храповицкая – М, Новое литературное обозрение, 1991. – 516 с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Диккенс Ч. Крошка Доррит /Ч. Диккенс//Собр.соч: в 10 т. –М: Художественная литература, 1986. – Т.9. – 735 с.
Вопрос-ответ:
Какие исторические предпосылки способствовали развитию реализма в Англии?
Историческими предпосылками развития реализма в Англии было бурное индустриальное развитие, социальные противоречия и экономические неравенства, а также проблемы социальной справедливости и детского труда.
Какую общую характеристику имеет реализм в творчестве Чарльза Диккенса?
Реализм в творчестве Чарльза Диккенса характеризуется глубоким анализом социальных проблем, описанием жизни обычных людей и сочетанием реалистичных деталей с фантастическими сюжетными элементами.
Какие сферы действительности отражены в романе "Крошка Доррит"?
В романе "Крошка Доррит" отражены сферы жизни викторианского общества, включая неравенство социальных классов, тюремную систему, политические интриги и проблемы бедности.
Как в романе "Крошка Доррит" сочетаются описание личной судьбы героини и общественный строй?
В романе "Крошка Доррит" описание личной судьбы героини тесно связано с общественным строем – в нем показано, как общественное окружение формирует характер и возможности человека, вызывает его страдания и ограничивает или расширяет его возможности.
Какая роль обстановки, в которой находится героиня, играет в создании ее образа в романе "Крошка Доррит"?
Обстановка, в которой находится героиня, играет значительную роль в создании ее образа. Она вынуждена жить в бедности и тюремной среде, что оказывает сильное влияние на ее характер и судьбу. Это создает особую атмосферу и вызывает сочувствие у читателей.
Какие исторические предпосылки способствовали развитию реализма в Англии?
Развитию реализма в Англии способствовали такие исторические факторы, как промышленная революция, социальные противоречия и неравенство, усиление классовых различий и проблемы рабочего класса. Все это создавало благоприятную почву для появления и развития реалистической литературы, в том числе творчества Чарльза Диккенса.
Какие особенности реализма присутствуют в творчестве Чарльза Диккенса?
В творчестве Чарльза Диккенса присутствуют такие особенности реализма, как детальное описание окружающей действительности, реалистичные и живые характеры персонажей, яркое изображение социальной действительности и проблем рабочего класса. Диккенс старался передать не только внешний облик персонажей, но и их внутренний мир, а также общественное положение и условия жизни, в которых они находились.
Какие сферы действительности отражены в романе "Крошка Доррит"?
В романе "Крошка Доррит" отражены различные сферы действительности, такие как социальная иерархия, бедность и богатство, преступность и моральные проблемы, политическая жизнь и проблемы закона. Автор раскрывает множество аспектов жизни общества, рисуя полную картину английского общества своего времени.