Экфраза в письме Плиния младшего.
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 19.04.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. «ТЕБЕ БУДЕТ ПРИЯТНО СЛУШАТЬ, А МНЕ РАССКАЗЫВАТЬ»
1.1.Экфразис как литературный прием
1.2. Объекты описания в эпистолярном наследии Плиния
1.3. Не скрывая эмоций (человек в письмах Плиния)
1.4. «Ты, так же как и я, ничем так не увлекаешься, как творениями природы»
1.5 «…Сколько удобств в самой вилле»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
И в самом деле, Плиний откровенно любуется Лаврентиумом, подчеркивая как соразмерность и пропорциональность конструктивных элементов, так и их сочетаемость, гармонию с природным ландшафтом.
В описании виллы нет особенно ярких эпитетов, метафор, гипербол, других литературных приемов. Эмоции заменяет логика. Н.В.Брагинская, рассматривая экфраксис применительно к живописи, указывает, что сам способ такого описания не предполагает «самостоятельной ценности пластической образности и согласуется со свойственным античности интеллектуализмом и рационализмом в отношении к изобразительным искусствам». Очевидно, что это верно и по отношению к описаниям архитектуры у Плиния.
Еще более обширное описание поместья - это этрусское имение у подножия Апеннин - находим в письме к Домицию Аполлинарию (кн.5, п.6). Это самое длинное из всех писем Плиния предваряется фразой «Тебе будет приятно слушать, а мне рассказывать». В ней кроется ключ к разгадке построения этого описания, за которым не способно угнаться зрительное восприятие человека. Этот «рассказ в рассказе», «описание описания» предназначен именно для слушания – спокойного, неторопливого, возможно, в исполнении чтеца. «Экфраза всегда описывает произведение искусства как чудо, диво…, - отмечает О.М. Фрейденберг, - а его содержание понимается… в качестве такого миража, который всегда конкретен до физичности». Плиния в данном случае не занимает вопрос, запомнит ли адресат последовательность расположений комнат и галерей. Его автора - погрузить адресата в описываемый мир.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вполне возможно, античные риторы догадывались, что архитектурные сооружения более уязвимы перед лицом времени, чем литературные произведения. На месте поместий Плиния археологи обнаружили остатки развалин, следы римской каменной кладки – и дали этому участку название «холм Плиния». Но описание прекрасной местности – как и описание водных источников, а также отличительных черт людей, увековечены в книгах Плиния и позволяют судить о характере и «внешности» тогдашней эпохи.
Анализ эпистолярного наследия Плиния младшего позволяет сделать вывод о том, что его в равной степени занимали люди, объекты природы и архитектурные сооружения. Однако в количественном отношении на первое место выходят письма, посвященные людям, отношениям между ними и различным типам характеров. Этому посвящено наибольшее количество текстов.
Принцип использования экфразы как риторического приема обусловлен предметом изображения и задачами автора.
Рассказывая о современниках, Плиний не использует экфраз, включает лишь элементы описания – портрета, характера, заслуг и недостатков. Зато тексты о людях полны эмоций, здесь много рассуждений, автор приводит свои, часто субъективные оценки, прибегает к метафорам, ярким эпитетам и риторическим восклицаниям.
Совсем иначе построены письма о природе и архитектурных сооружениях. Здесь используется экфраза в чистом виде – как «описание описания». Детальное изображение объекта является отдельным, завершенным, самодостаточным текстом, включенным в другой текст, который выполняет лишь служебную функцию (начало и конец письма, обращение к адресату и прощание с ним). Автор любуется описываемым, он эмоционально погружен в описание, но при этом текст абсолютно бесстрастен – в нем нет метафор, восклицаний и других средств создания образности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что экфраза как риторический прием позволяет передать эмоциональное отношение к предмету изображения без традиционных выразительных средств.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Брагинская Н.В. Генезис «Картин» Филострата Старшего //Поэтика древнегреческой литературы.– М., 1981.– С.224–289.
Никитин В.А. Античный цикл генезиса. URL: http://circle.ru/personalia/nikitin/ak_2.html
Олейников А. Теория наррации О.М. Фрейденберг и современная нарратология: попытка сравнительного анализа. URL: http://kogni.narod.ru/freiden.htm
Письма Плиния Младшего: Кн. I—Х М.: Наука, 1982. - 407 с.
Тронский И.М. История античной литературы.- М.,1957. - 483 c.
Фрейденберг О.М. Миф и литература древности.– М.: Издательская фирма Восточная литература, РАН, 1998. – 800 с.
Экфраксис в русской литературе: сборник трудов Лозаннского симпозиума"// ред. Л. Геллер. – М.: МИК, 2002.- 215 с.
Фрейденберг О.М. Миф и литература древности.– М.: Издательская фирма «Восточная литература», РАН, 1998. – 800 с.
Брагинская Н.В. Генезис «Картин» Филострата Старшего //Поэтика древнегреческой литературы.– М., 1981.– С.224–289.
А. Олейников Теория наррации О.М. Фрейденберг и современная нарратология: попытка сравнительного анализа. URL: http://kogni.narod.ru/freiden.htm
Фрейденберг О.М. Миф и литература древности.– М.: Издательская фирма «Восточная литература», РАН, 1998. – С. 16.
Экфраксис в русской литературе: сборник трудов Лозаннского симпозиума"// ред. Л. Геллер. – М.:, 2002, с. 13.
Фрейденберг О.М., Миф и литература древности.- М., 1978, с.195.
[Брагинская Н.В., Генезис картин Филострата Старшего. // Поэтика древнегреческой литературы,- М.,1981.- С.236.
Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. – с.197.
2
1.Брагинская Н.В. Генезис «Картин» Филострата Старшего //Поэтика древнегреческой литературы.– М., 1981.– С.224–289.
2.Никитин В.А. Античный цикл генезиса. URL: http://circle.ru/personalia/nikitin/ak_2.html
3.Олейников А. Теория наррации О.М. Фрейденберг и современная нарратология: попытка сравнительного анализа. URL: http://kogni.narod.ru/freiden.htm
4.Письма Плиния Младшего: Кн. I—Х М.: Наука, 1982. - 407 с.
5.Тронский И.М. История античной литературы.- М.,1957. - 483 c.
6.Фрейденберг О.М. Миф и литература древности.– М.: Издательская фирма Восточная литература, РАН, 1998. – 800 с.
7.Экфраксис в русской литературе: сборник трудов Лозаннского симпозиума"// ред. Л. Геллер. – М.: МИК, 2002.- 215 с.
Вопрос-ответ:
Чем является экфраза?
Экфраза - это литературный прием, заключающийся в подробном описании объектов и произведений искусства.
Какие объекты описывает Плиний в своих письмах?
Плиний описывает различные объекты, включая природные явления, произведения искусства, архитектурные сооружения и т.д.
Каким образом человек выражает свои эмоции в письмах Плиния?
Человек не скрывает своих эмоций в письмах Плиния и откровенно выражает свои чувства и впечатления.
Что Плиний говорит о вилле Лаврентиуме?
Плиний рассказывает о различных удобствах, которые доступны в вилле Лаврентиуме.
Какие принципы пропорциональности и соразмерности описывает Плиний в своих письмах?
Плиний подчеркивает, что в конструктивных элементах Лаврентиума присутствует соразмерность и пропорциональность.
Что такое экфраза в письме Плиния младшего?
Экфраза в письме Плиния младшего - это литературный прием, который заключается в описании предметов, явлений или произведений искусства с помощью слов. В письмах Плиния младшего экфраза используются для передачи эмоций, впечатлений и восприятия автора.
Какие объекты описания в эпистолярном наследии Плиния?
В эпистолярном наследии Плиния младшего объектами описания являются различные природные явления (пейзажи, рассветы, закаты), архитектурные сооружения (виллы, термы, акведуки), произведения искусства (картины, скульптуры) и другие объекты, которые вызывали у автора эмоции и восхищение.
В письмах Плиния младшего человек скрывает свои эмоции или нет?
В письмах Плиния младшего человек не скрывает свои эмоции. Он открыто выражает свое восхищение, любовь к природе, впечатления от увиденных объектов искусства. Плиний младший искренне делится своими эмоциями с адресатом письма.
Почему Плиний младший считает, что его адресат не увлекается творениями природы так же, как и он?
Плиний младший считает, что его адресат не увлекается творениями природы так же, как он, потому что он не получает от него таких же эмоциональных откликов и не разделяет его восторга по поводу природных явлений. Поэтому Плиний младший предполагает, что адресату не так интересны эти вещи, как ему самому.
Сколько удобств было в самой вилле Плиния младшего?
В самой вилле Плиния младшего было много удобств. Он описывает термы с горячей и холодной водой, бассейны, аллеи для прогулок, роскошные сады, украшенные цветами и фонтанами. Вилла также имела комнаты для гостей, просторные залы и террасы с панорамными видами. В целом, вилла обеспечивала комфортное проживание и отдых в окружении природы и красоты.
Какой литературный прием использует Плиний младший в своих письмах?
Плиний младший использует в своих письмах литературный прием экфразис, который заключается в подробном описании предметов, явлений природы или произведений искусства.