Правовое регулирование международного туризма

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Международное право
  • 72 72 страницы
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 10.06.2011
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава I
История становления и понятие международного туризма: теоретические аспекты
§ 1. История становления международных связей в области туризма и путешествий, понятие международного туризма и его роль в современном межгосударственном сотрудничестве
§ 2. Специфика и основные принципы правового регулирования международных туристских связей
§ 3. Основы правовой координации международного туризма в рамках ООН
Глава II
Организационно-правовые вопросы взаимодействия в сфере международного туризма
§ 1. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в области международного туризма
§ 2. Кодекс ЕС о визах как фактор развития международного туризма
Глава III
Сотрудничество Российской Федерации с зарубежными странами в сфере международного туризма
§ 1. Сотрудничество Российской Федерации с Европейским Союзом в области международного туризма
§ 2. Сотрудничество Российской Федерации в рамках СНГ по вопросам правового регулирования международного туризма
§ 3. Россия в системе международного сотрудничества в области туризма
Заключение
Список использованной литературы


Фрагмент для ознакомления

Узбекистан и Украина избраны в состав Исполнительного совета ВТО, что отражает их возросшее политическое влияние в мировом туристском сообществе. Свою кандидатуру на вступление в Исполнительный совет на период 2001-2005 гг. выдвинула Российская Федерация. В Постоянной комиссии по социальным и гуманитарным вопросам Межпарламентской Ассамблеи СНГ принят модельный Закон «О социальном туризме» и направлен в парламенты государств-участников для использования в национальных законодательствах. Активно функционирует Объединенный университет туризма государств-участников СНГ, созданный в мае 1998 г. как международный союз общественных объединений (зарегистрирован Министерством юстиции России 24.04.1998 г.), в который вошли учебные заведения и предприятия сферы туризма. Цель его создания – через координацию подготовки специалистов высшей квалификации из стран СНГ способствовать возрождению единого туристского пространства государств Содружества. Объединенный университет туризма СНГ создан на базе Российской международной академии туризма – головного по этому профилю высшего учебного заведения в России. Одной из существующих и активно развивающихся форм государственного сотрудничества является региональное взаимодействие, которое основано на многосторонних договорах и которое осуществляется в рамках международных организаций и союзов. В частности, нас интересуют интеграционные процессы стран СНГ, формирующие единое правовое пространство общего туристского рынка, в создании которого неоспоримая роль принадлежит Российской Федерации.
В соответствии с решением глав правительств Содружества Независимых Государств в сентябре 1994 г. образован Совет по туризму стран СНГ. Основными актами о сотрудничестве государств-участников СНГ в области туризма являются:
Межправительственное соглашение от 23 декабря 1993 г. «О сотрудничестве в области туризма»;
Рекомендательный законодательный акт Межпарламентской ассамблеи государств0участников СНГ от 29 октября 1994 г. «Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в области туризма;
Межгосударственная целевая программа от 14 февраля 1996 г. «Развитие туристских связей между государствами-участниками СНГ» (концепция).

Анализируя проводимую политику сотрудничества государств-участников СНГ, принятые международные правовые акты в области туризма, А.В. Стригулина делает вывод о недостатках развития правовой базы в туристической сфере, относят к ним следующие:
положения о целях и задачах, направлениях деятельности основополагающих международных правовых актов недостаточно конкретизированы;
немало формулировок соглашений носят необязательный характер
(«будут стремиться», «будут способствовать» и т.п.);
отсутствует единообразно понимаемое определение некоторых понятий и явлений, используемых в сфере международного туризма, или наблюдается их не совсем обоснованное применение в принятых документах и соглашениях СНГ ( См. 43 (.

Среди причин, которые затрудняют процесс образования единого туристского пространства, автор также называет нестабильность политической ситуации, различный уровень развития экономик стран-участниц СНГ, невыполнение интеграционных соглашений и др.
Сотрудничество в рамках СНГ по вопросам правового регулирования международного туризма призвано показать не только процесс формирования регионального механизма международно-правового регулирования и создания единого правового пространства в сфере туризма стран СНГ, но и подчеркнуть «естественную доминанту» России в этом деле.
В этих целях нами был проведен анализ нормативной базы СНГ в области туризма, представленный договорами и другими международно-правовыми актами: Соглашением о сотрудничестве в области туризма 1993 г., Рекомендательным законодательным актом об основных принципах сотрудничества государств СНГ в области туризма 1994 г., Соглашением о гуманитарном сотрудничестве государств СНГ 2005 г. и др., оказавшими основополагающее правовое воздействие на углубление интеграционных процессов государств СНГ в сфере туризма; а также иных соглашений, как непосредственно затрагивающих, так и в целом способствующих формированию регионального международного туризма государств Содружества, условно разбитых на две группы:
- регулирующие отдельные стороны и смежные направления международных отношений в сфере туризма (визовые, таможенные и иные формальности, отдых определенных социальных групп населения, транспортные перевозки, и т.д.);
- регламентирующие самостоятельные области международного сотрудничества (экономическую, культурную, экологическую и т.д.), влияющие на развитие туризма.
В контексте институционной формы сотрудничества в сфере туризма нами была проанализирована деятельность Межпарламентской ассамблеи СНГ и отраслевых органов Содружества, и можно сделать вывод об отсутствии эффективности функционирования специального органа в сфере туризма (Совета по туризму), прежде всего, в силу отсутствия у него стабильной организационно-материальной базы. Учреждение в 2006 г. нового отраслевого органа СНГ (Совета по гуманитарному сотрудничеству), с учетом возложенных на него функций, должно сделать межгосударственное сотрудничество в сфере туризма в рамках СНГ более плодотворным.
В качестве правовой формы регионального сотрудничества государств СНГ рассмотриваются конференции, проводимые, в частности МПА, в ходе которых вырабатываются рекомендации, катализирующие дальнейшее развитие туризма на пространстве Содружества.
Следует отметить, что на формирование единого правового поля сферы туризма в рамках СНГ существенное влияние оказывают интеграционные процессы субрегиональных объединений, в том числе двусторонние союзы, инициированные Россией, основные цели которых в целом отражают межгосударственную туристскую политику участвующих государств, а их достижение влияет на качественное состояние правовой основы туристских перемещений, и на развитие рынка туристских услуг.
§ 3. Россия в системе международного сотрудничества в области туризма



Согласно сложившемуся мнению отечественных исследователей в области права в сфере международного туризма – К.А. Комарова, Ю.Н. Соколова, Н.С. Барчуковой, К.Г. Борисова, система ООН, включающая ее органы и специализированные учреждения, с момента создания занимает особое место в вопросах развития и международно-правового регулирования международного туризма. Это положение еще более укрепилось в результате заключения 23 декабря 2003 г. Соглашения между ООН и Всемирной туристской организацией [ См. 44], зафиксировавшего статус последней в качестве специализированного учреждения ООН (ст. 1 (I)).
В плане практического взаимодействия Россия сотрудничает с органами, оперативными фондами и программами ООН по широкому спектру смежных с туризмом проблем устойчивого развития, с целью обеспечения достойных условий жизни и социально-экономического прогресса при сохранении окружающей среды. В этой связи, помимо активной деятельности Комиссии ООН по устойчивому развитию и ЮНЕП (Программы ООН по окружающей среде), большую значимость для России приобретает Форум ООН по лесам. Под его эгидой идет проработка вопросов устойчивого управления лесами всех видов, рассматривается проблема сохранения лесов и развитие туризма. Россия также принимает участие в разработке многих природоохранных конвенций (по климату, биологическому разнообразию, опустыниванию и т.д.). Повышенный интерес
представляет сотрудничество с органами ООН в области реагирования на чрезвычайные ситуации, обусловленный, главным образом, оперативным участием России в международных мероприятиях по ликвидации их последствий, что в свою очередь способствует продвижению развития безопасного туризма.
Следует отметить, что Россией в результате работы в рамках ЕЭК были проведены: упрощение формальностей для временного ввоза личного транспорта; введена система «зеленой карточки», позволяющая автотуристам дополнительно не страховаться при пересечении границ; достигнуто улучшение туристского обслуживания на международных путях; оказано содействие большому единообразиюв дорожных правилах, дорожных знаках
и указателях; создана сеть основных европейских международных дорог и другое.
Взаимодействие в сфере туризма в рамках ЭСКАТО, как и в ЕЭК, развивается со значительным уклоном в сторону транспортной проблематики. В частности, в 2004 г. странами-членами ЭСКАТО было принято Межправительственное соглашение по сети азиатских автомобильных дорог, вступившее в силу 4 июля 2005 г. [ ]. Его реализация способствует дальнейшему совершенствованию обозначенных в нем автодорог России, повышению их инвестиционной привлекательности, в том числе и с целью развития туризма.
В ноябре 2005 г. (Бангкок) в рамках ЭСКАТО согласован проект другого Международного соглашения по развитию трансазиатской сети железных дорог, предусматривающего создание трансазиатской железной дороги, соединяющей 27 стран региона, в рамках которого Россия объединена в один из четырех коридоров (Северный) с Китаем, Казахстаном,
Монголией и Корейским полуостровом. При этом эксперты ЭСКАТО считают, что железные дороги дадут возможность для развития более экономичного, экологически чистого и быстрого вида международных перевозок (См. 44, 45 (.
В целом, следует отметить, что международное сотрудничество в области природоохранной деятельности является составной частью национальной политики России и определяется стратегическими интересами в сфере обеспечения экологической безопасности в процессе перехода страны к устойчивому развитию, достижение которого невозможно без проведения соответствующей политики в сфере туризма.
Отдельный интерес представляют специализированные учреждения ООН, проводящие свою деятельность в интересах развития международного туризма при помощи программ, осуществляемых в соответствующих главных областях своей деятельности, или при выполнении проектов, связанных с туризмом. При этом направленность таких программ в сфере туризма определяется задачами, стоящими перед ними в области развития
международного экономического, социального и культурного сотрудничества государств, которые составляют часть общих задач ООН.
В этом ряду организаций на первом месте стоит ЮНВТО, основная задача которой определена, как содействие развитию туризма. Россия участвует в ее
деятельности с момента создания путем подписания Устава в 1970 г.
Взаимодействие со странами-членами происходит посредством направления организацией на места своих региональных представителей, базирующихся в штаб-квартире (Мадрид). При этом их деятельность выходит за рамки функций послов по особым поручениям: они встречаются с руководителями индустрии туризма всех стран соответствующего региона; обеспечивают контакты между туристскими ведомствами и организациями, предоставляющими финансирование, особенно с ПРООН, для разработки целевых проектов развития; организуют национальные семинары по актуальной для страны тематике; проводят региональные конференции по международным проблемам; помогают налаживать контакты между туристскими властями и иными госструктурами и другое.
Таким образом, подводя итог главе, мы делаем следующие основные выводы.
1. Россией в результате работы в рамках ЕЭК были проведены: упрощение формальностей для временного ввоза личного транспорта; введена система «зеленой карточки», позволяющая автотуристам дополнительно не страховаться при пересечении границ; достигнуто улучшение туристского обслуживания на международных путях; оказано содействие большому единообразиюв дорожных правилах, дорожных знаках и указателях; создана сеть основных европейских международных дорог и другое.
2. В плане практического взаимодействия Россия сотрудничает с органами, оперативными фондами и программами ООН по широкому спектру смежных с туризмом проблем устойчивого развития, с целью обеспечения достойных условий жизни и социально-экономического прогресса при сохранении окружающей среды.
3. Исходя из общенациональных целей и задач, поставленных Правительством Российской Федерации, приоритетной целью Ростуризма является обеспечение конкурентоспособности российского туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках. Для достижения поставленной цели деятельность Ростуризма в 2011 году направлена на решение следующих первоочередных задач:
продвижение российского туристского продукта на внутреннем и мировом рынках;
содействие развитию туристской инфраструктуры, создание благоприятных условий для развития туристской индустрии в Российской Федерации;
повышение качества туристских и сопутствующих услуг, обеспечение безопасности туризма;
защита прав и законных интересов туристов, реализация правоприменительных функций;
взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в сфере туризма;
обеспечение подготовки гостиничного хозяйства к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи.
4. В работе указано на следующие рекомендации в целях развития международного туризма, участницей которого является Российская Федерация:
Парламентам и правительствам Российской Федерации и государств-членов Европейского Союза рассмотреть возможность кодификации всех нормативных правовых актов и отдельных юридических норм, регулирующих вопросы туризма, путем их объединения при одновременном устранении существующих пробелов, во всеобъемлющее законодательство, где были бы определены национальная политика и приоритеты в области туризма, правила и стандарты оказания туристских услуг, минимальные нормы и системы классификаций; совершенствование и проведение в жизнь туристских законов и постановлений; финансовые стимулы для внутренних и иностранных инвесторов; охрана и порядок использования туристских ресурсов и окружающей среды, вопросы безопасности туризма и другие актуальные вопросы;
компетентным органам Европейского Союза, а также компетентным органам государственной власти Российской Федерации рассмотреть возможность использования предложений рабочей группы «Международного форума юристов в сфере туризма и путешествий (IFTTA)» по совершенствованию Директивы Совета 90/314/EEC от 13 июня 1990 года «О комплексных турах, комплексных путешествиях и комплексном отдыхе» при развитии и совершенствовании законодательства в сфере туризма; создания совместной рабочей группы с участием Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО) с целью организации работ по проведению юридической инвентаризации, сближению и гармонизации законодательства Российской Федерации и Европейского Союза в сфере туризма, в том числе для подготовки и заключения в среднесрочной перспективе международного договора в области туризма между Российской Федерацией и Европейским Союзом;
компетентным органам государственной власти Российской Федерации, компетентным органам государств - членов Европейского Союза, органам местного самоуправления, профессиональному юридическому и туристическому сообществу активизировать усилия по консолидации юристов, работающих в сфере туризма, с целью использования их опыта, знаний, навыков и умений в правовом обеспечении туризма, повышения эффективности защиты прав и законных интересов граждан, формирования у всех участников туристского процесса высокого уровня правовой культуры и туристского сознания;
образовательным и научным организациям сферы туризма при подготовке (переподготовке) специалистов, а также при организации научных исследований уделять особое внимание рассмотрению правовых аспектов туризма, как важнейшей составляющей подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов и исследователей, что является необходимым условием высокого качества и безопасности оказываемых в туризме услуг, надежного существования и прогрессивного развития туризма как решающего фактора качества жизни в современном обществе.
Заключение


Подводя общий итог работе, можно сделать следующие выводы.

1. Стать самостоятельным, естественным и обычным видом путешествий туризм смог лишь на определенной ступени развития общественных отношений, то есть на базе высокоразвитого и устойчивого экономического, политического и культурного общения между народами. Это совпадает с периодом формирования международного рынка, роста международной торговли и появления новых средств транспорта.
2. Существующие дефиниции туризма могут быть объединены в две группы. Одни из них, рабочие, носят узкоспециальный характер, касаются
отдельных экономических, социальных, правовых и других аспектов туризма
или его видовых особенностей и выступают в качестве инструмента для решения конкретных задач (например, определение туризма в целях статистики). Другие, концептуальные, или сущностные, дефиниции охватывают предмет в целом, раскрывают внутреннее содержание туризма, выражающееся в единстве всего многообразия свойств и отношений, и позволяют отличить его от сходных, часто взаимосвязанных, но инородных явлений.
3. Сложность в организации и развитии международных туристских связей заключается и в том, что они должны осуществляться в строгом соответствии не только с общепризнанными принципами современного международного права, но и – принимая во внимание, что эти связи относятся к сфере внешнеэкономических, - с принципами, действующими в сфере международных экономических отношений, прежде всего, нашедших закрепление в Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г.
4. Вступление в силу Визового кодекса обеспечивает, с одной стороны, соблюдение интересов стран-участниц Шенгенского соглашения в сфере безопасности, а с другой – потребности туристов в части развития международного туризма и реализации права на свободы передвижения и доступа к туристским объектам и ресурсам.
5. Визовый кодекс 2009 г. в полном объеме имеет юридически обязательную силу и распространяет действие на все Шенгенское пространство, которое охватывает как государства-члены Европейского Союза, так и некоторые ассоциированные государства
6. Правовое регулирование туристских связей и международных путешествий постоянно совершенствуется. В связи с этим можно говорить о самостоятельном институте международного права – международном туристском праве, представляющем собой совокупность принципов и норм, которые регулируют деятельность государств в области туризма и международных путешествий в целях удовлетворения широкого круга культурных и духовных потребностей человека.
7. Россией в результате работы в рамках ЕЭК были проведены: упрощение формальностей для временного ввоза личного транспорта; введена система «зеленой карточки», позволяющая автотуристам дополнительно не страховаться при пересечении границ; достигнуто улучшение туристского обслуживания на международных путях; оказано содействие большому единообразиюв дорожных правилах, дорожных знаках и указателях; создана сеть основных европейских международных дорог и другое.
8. В плане практического взаимодействия Россия сотрудничает с органами, оперативными фондами и программами ООН по широкому спектру смежных с туризмом проблем устойчивого развития, с целью обеспечения достойных условий жизни и социально-экономического прогресса при сохранении окружающей среды.
9. В работе указано на следующие рекомендации в целях развития международного туризма, участницей которого является Российская Федерация:
Парламентам и правительствам Российской Федерации и государств-членов Европейского Союза рассмотреть возможность кодификации всех нормативных правовых актов и отдельных юридических норм, регулирующих вопросы туризма, путем их объединения при одновременном устранении существующих пробелов, во всеобъемлющее законодательство, где были бы определены национальная политика и приоритеты в области туризма, правила и стандарты оказания туристских услуг, минимальные нормы и системы классификаций; совершенствование и проведение в жизнь туристских законов и постановлений; финансовые стимулы для внутренних и иностранных инвесторов; охрана и порядок использования туристских ресурсов и окружающей среды, вопросы безопасности туризма и другие актуальные вопросы;
компетентным органам Европейского Союза, а также компетентным органам государственной власти Российской Федерации рассмотреть возможность использования предложений рабочей группы «Международного форума юристов в сфере туризма и путешествий (IFTTA)» по совершенствованию Директивы Совета 90/314/EEC от 13 июня 1990 года «О комплексных турах, комплексных путешествиях и комплексном отдыхе» при развитии и совершенствовании законодательства в сфере туризма; создания совместной рабочей группы с участием Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО) с целью организации работ по проведению юридической инвентаризации, сближению и гармонизации законодательства Российской Федерации и Европейского Союза в сфере туризма, в том числе для подготовки и заключения в среднесрочной перспективе международного договора в области туризма между Российской Федерацией и Европейским Союзом;
компетентным органам государственной власти Российской Федерации, компетентным органам государств - членов Европейского Союза, органам местного самоуправления, профессиональному юридическому и туристическому сообществу активизировать усилия по консолидации юристов, работающих в сфере туризма, с целью использования их опыта, знаний, навыков и умений в правовом обеспечении туризма, повышения эффективности защиты прав и законных интересов граждан, формирования у всех участников туристского процесса высокого уровня правовой культуры и туристского сознания;
образовательным и научным организациям сферы туризма при подготовке (переподготовке) специалистов, а также при организации научных исследований уделять особое внимание рассмотрению правовых аспектов туризма, как важнейшей составляющей подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов и исследователей, что является необходимым условием высокого качества и безопасности оказываемых в туризме услуг, надежного существования и прогрессивного развития туризма как решающего фактора качества жизни в современном обществе.
10. Международные туристские отношения являются комплексными, ибо они складываются из:
межгосударственных отношений, регулируемых нормами международного публичного права;
отношений, возникающих при туристском обмене, которые не ограничиваются пределами одного из государств-участников и подлежат гражданско-правовому регулированию.
Список использованной литературы



Нормативно-правовые акты

Устав ООН http://www.un.org/ru/documents/charter/
Международный пакт о гражданских и политических правах
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml
Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. № 7. 21.01.2009
Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О международных договорах Российской Федерации» // Российская газета. № 140. 21.07.1995
Федеральный закон от 24.11.1996 № 132 ФЗ (ред. от 30.07.2010) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. № 231. 03.12.1996
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) // Российская газета. № 238-239. 08.12.1994
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 21.04.2011, с изм. от 25.04.2011) // Российская газета. № 256. 31.12.2001






Справочная литература

Барчукова Н.С. Правовое регулирование международного туризма на многосторонней основе. М.: Изд-во УДН, 1990. – 84 с.
Биржаков М.Б., Пшенко К.А. Международное туристское право. Законодательство государств-участников СНГ в сфере туризма. СПб.: Невский фонд, 2009. – 232 с.
Борисов К.Г. Международный туризм и право. М.: НИМП, 2003. – 357 с.
Головатюк А.В. Отдельные аспекты организационно-правового механизма развития туризма: применение международного опыта в России. М.: МАКС-Пресс, 2008. – 24 с.
Международно-правовое регулирование туристических услуг. М., 2006. – 423 с.
Сборник международных документов и конвенций / Сост. Нельсон Г. Тель-Авив-Москва, 2011. – 1065 с.




Периодические издания

Алферов О.Е. Проблемы формирования законодательства о туризме // Проблемы теории и юридической практики в России. Материалы 5-й Международной научно-практической конференции молодых ученых, специалистов и студентов. 16-17 апреля 2008 г.. Ч. 2. Самара, 2008. С. 14-18
Горовой Н.К., Горовой К.Э. Состояние нормативно-правового регулирования в сфере туризма в РФ // Юридический мир. Общероссийский научно-практический правовой журнал. № 4 (148). М., 2009. С. 72-74
Губенко Н., Писаревский Е. Туризм в России и за рубежом // Закон. № 4. М., 2003. С. 3-10
Данилов Р.М. К вопросу об организации туризма в Российской Федерации // Молодежь. Наука. Практика: Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции курсантов, слушателей и студентов, 26 мая 2010 г. Хабаровск, 2010. С. 84-87
Доунс Д. Правовое регулирование туризма // Туризм: право и экономика. № 2. М., 2010. С. 15-18
Емельянова Ю.Н. Международно-правовые аспекты международного туризма // Государство и право. № 7. 2007. С. 56-59
Кожевникова Ю.С. Правовое регулирование деятельности туристских фирм, специализирующихся на международном туризме // Актуальные проблемы реформирования современного законодательства Российской Федерации: Сборник тезисов докладов (по материалам Всероссийской ежегодной научной студенческой конференции, Саратов, 15-16 апреля 2009 г.). Саратов, 2009. С. 281-282
Корнеев С.Е. Некоторые вопросы правового регулирования туристской деятельности в аспектах правового режима Всемирной торговой организации (ВТО) (материалы международной научно-практической конференции «Туризм и экономическая безопасность России» // Туризм: право и экономика. № 2. М., 2005. С. 34-48
Маркова-Мурашова С.А. Теоретико-правовые аспекты категории «туризм» // Туризм: право и экономика. № 3. М., 2009. С. 20-21
Моисеева Е.Г. Туризм - ресурс социокультурного развития страны // Туризм: право и экономика. № 1. М., 2008. С. 13-16
Нечепуренко Е.В. Туризм и правовые основы его управления в РФ // Права и свободы человека и гражданина: Актуальные проблемы науки и практики: Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. М., 2009. С. 222-228
Неязык Н.Г. Современное состояние и тенденции развития туризма в мире // Туризм: право и экономика. № 2. М., 2008. С. 15-19
Отческий И.Е. Договорные формы привлечения иностранных инвестиций в сферу туризма // Актуальные проблемы частноправового регулирования. Материалы Всероссийского VIII научного форума (Самара, 24-25 апреля 2009 г.). Самара, 2009. С. 444-447
Ошноков А.Н. Некоторые проблемы коллизионного регулирования договоров в области международного туризма // Международное частное право: современная практика. Сборник статей. № 4. 2009. С. 78-85
Писаревский Е.Л. Актуальные вопросы развития туризма в РФ // Туризм: право и экономика. № 3. М., 2009. С. 2-11
Писаревский Е.Л. Вопросы сближения законодательства России и Европейского Союза в сфере туризма // Туризм: право и экономика. № 2. М., 2010. С. 19-21
Писаревский Е.Л. Интервью с заместителем Руководителя Федерального агентства по туризму Писаревским Е.Л. // Юрист. № 12. М., 2008. С. 4-13
Писаревский Е.Л. Международное право и упрощение «формальностей» в сфере туризма // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. № 3 (18). М., 2009. С. 143-148
Плиева М.Р. Правовое регулирование международного туризма в условиях глобализации // Государство и право в условиях глобализации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 17 - 18 ноября 2004 года): Сборник статей. М., 2004. С. 200-202
Рагимов Т.С. Международно-правовое регулирование туризма // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. № 2 (21). М., 2010. С. 109-113
Стригулина А.В. К вопросу о правовом регулировании международного туризма // Сборник аспирантских научных работ юридического факультета КГУ. Вып. 5: Ч. 2. Казань, 2004. С. 128-138
Стригулина А.В. О совершенствовании двустороннего договорного законодательства России в сфере международного туризма // Закон и право. № 12. М., 2006. С. 21-23
Стригулина А.В. Россия в системе международного сотрудничества в области туризма // Современные проблемы развития международного и конституционного права. Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Д.И. Фельдмана. Казань, 2008. С. 282-287
Стригулина А.В. Сотрудничество и партнерство Российской Федерации с Европейским Союзом в области международного туризма // Туризм: право и экономика. № 4. М., 2006. С. 39-47
Стригулина А.В. Сотрудничество Российской Федерации по вопросам правового регулирования международного туризма // Туризм: право и экономика. № 4. М., 2007. С. 28-32
Стригунова Д.П. Понятие международного туризма // Современное право. № 7. М., 2006. С. 61-66
Тутинас В.А., Тутинас Е.В. Основные этапы развития и современное состояние системы между народных правовых актов в сфере туризма // Проблемы развития российской правовой системы: Межвузовский сборник научных трудов. М., 2010. С. 222-239
Чеботарева И.А. Культурный туризм: международно-правовое регулирование // Туризм: право и экономика. № 1. М., 2004. С. 12-15
Шарафутдинов В.Н. О смысловой нагрузке понятия «туризм» // Туризм: право и экономика. № 2. М., 2005. С. 18-23
Шураева М.В. Развитие правотворческой деятельности в сфере туризма и стратегия туризма в Российской Федерации до 2015 г. // Юриспруденция. № 3 (15). М., 2010. С. 84-92
Щекин Г.Ю. Нормативно-правовое регулирование туризма в РФ // Права человека и проблемы безопасности общества и личности в современной России: материалы II Межрегиональной научно-практической конференции, Волгоград, 4-5 декабря 2008 года. Волгоград, 2009. С. 116-120
Эльдаров Э. Существующее состояние сферы туризма в Российской Федерации // Туризм: право и экономика. № 2. М., 2008. С. 6-15
Ярочкин А.И. Основные направления деятельности Ростуризма по реализации государственных услуг и правоприменительных функций в сфере туризма // Туризм: право и экономика. № 4. М., 2009. С. 2-8



Диссертации, авторефераты диссертаций

Воронова Е.Ю. Тенденции развития международного туризма в странах Западной Европы. Дис. ... канд. экон. наук. М., 1993. – 173 с.
Головатюк А.В. Международное развитие туризма: опыт зарубежных стран и его применение в России. Дис. ... канд. экон. наук. М., 2009. – 158 с.
Кобяк М.В. Развитие международного туризма в Западной Европе: проблемы и перспективы. Дис. ... канд. экон. наук. М., 1998. – 185 с.
Ошноков А.Н. Гражданско-правовые договоры в сфере международного туризма. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. – 19 с.
Ошноков А.Н. Гражданско-правовые договоры в сфере международного туризма. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. – 176 с.
Стригулина А.В. Международно-правовые основы сотрудничества в области международного туризма с участием Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2008. – 27 с.
Стригулина А.В. Международно-правовые основы сотрудничества в области международного туризма с участием Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2008. – 187 с.
Хамова Ю.А. Публично-правовые аспекты туризма в Европейском праве. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2009. – 25 с.
Хамова Ю.А. Публично-правовые аспекты туризма в Европейском праве. Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2009. – 186 с.


Интернет-ресурсы


http://www.garant.ru/action/interview/246798/
http://www.wolters-kluwer.ru/ai/book.29840/file_chapt/tekst.pdf









71


1.Устав ООН http://www.un.org/ru/documents/charter/
2.Международный пакт о гражданских и политических правах
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml
3.Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. № 7. 21.01.2009
4.Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О международных договорах Российской Федерации» // Российская газета. № 140. 21.07.1995
5.Федеральный закон от 24.11.1996 № 132 ФЗ (ред. от 30.07.2010) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. № 231. 03.12.1996
6.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) // Российская газета. № 238-239. 08.12.1994
7.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 21.04.2011, с изм. от 25.04.2011) // Российская газета. № 256. 31.12.2001






Справочная литература

1.Барчукова Н.С. Правовое регулирование международного туризма на многосторонней основе. М.: Изд-во УДН, 1990. – 84 с.
2.Биржаков М.Б., Пшенко К.А. Международное туристское право. Законодательство государств-участников СНГ в сфере туризма. СПб.: Невский фонд, 2009. – 232 с.
3.Борисов К.Г. Международный туризм и право. М.: НИМП, 2003. – 357 с.
4.Головатюк А.В. Отдельные аспекты организационно-правового механизма развития туризма: применение международного опыта в России. М.: МАКС-Пресс, 2008. – 24 с.
5.Международно-правовое регулирование туристических услуг. М., 2006. – 423 с.
6.Сборник международных документов и конвенций / Сост. Нельсон Г. Тель-Авив-Москва, 2011. – 1065 с.




Периодические издания

7.Алферов О.Е. Проблемы формирования законодательства о туризме // Проблемы теории и юридической практики в России. Материалы 5-й Международной научно-практической конференции молодых ученых, специалистов и студентов. 16-17 апреля 2008 г.. Ч. 2. Самара, 2008. С. 14-18
8.Горовой Н.К., Горовой К.Э. Состояние нормативно-правового регулирования в сфере туризма в РФ // Юридический мир. Общероссийский научно-практический правовой журнал. № 4 (148). М., 2009. С. 72-74
9.Губенко Н., Писаревский Е. Туризм в России и за рубежом // Закон. № 4. М., 2003. С. 3-10
10.Данилов Р.М. К вопросу об организации туризма в Российской Федерации // Молодежь. Наука. Практика: Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции курсантов, слушателей и студентов, 26 мая 2010 г. Хабаровск, 2010. С. 84-87
11.Доунс Д. Правовое регулирование туризма // Туризм: право и экономика. № 2. М., 2010. С. 15-18
12.Емельянова Ю.Н. Международно-правовые аспекты международного туризма // Государство и право. № 7. 2007. С. 56-59
13.Кожевникова Ю.С. Правовое регулирование деятельности туристских фирм, специализирующихся на международном туризме // Актуальные проблемы реформирования современного законодательства Российской Федерации: Сборник тезисов докладов (по материалам Всероссийской ежегодной научной студенческой конференции, Саратов, 15-16 апреля 2009 г.). Саратов, 2009. С. 281-282
14.Корнеев С.Е. Некоторые вопросы правового регулирования туристской деятельности в аспектах правового режима Всемирной торговой организации (ВТО) (материалы международной научно-практической конференции «Туризм и экономическая безопасность России» // Туризм: право и экономика. № 2. М., 2005. С. 34-48
15.Маркова-Мурашова С.А. Теоретико-правовые аспекты категории «туризм» // Туризм: право и экономика. № 3. М., 2009. С. 20-21
16.Моисеева Е.Г. Туризм - ресурс социокультурного развития страны // Туризм: право и экономика. № 1. М., 2008. С. 13-16
17.Нечепуренко Е.В. Туризм и правовые основы его управления в РФ // Права и свободы человека и гражданина: Актуальные проблемы науки и практики: Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. М., 2009. С. 222-228
18.Неязык Н.Г. Современное состояние и тенденции развития туризма в мире // Туризм: право и экономика. № 2. М., 2008. С. 15-19
19.Отческий И.Е. Договорные формы привлечения иностранных инвестиций в сферу туризма // Актуальные проблемы частноправового регулирования. Материалы Всероссийского VIII научного форума (Самара, 24-25 апреля 2009 г.). Самара, 2009. С. 444-447
20.Ошноков А.Н. Некоторые проблемы коллизионного регулирования договоров в области международного туризма // Международное частное право: современная практика. Сборник статей. № 4. 2009. С. 78-85
21.Писаревский Е.Л. Актуальные вопросы развития туризма в РФ // Туризм: право и экономика. № 3. М., 2009. С. 2-11
22.Писаревский Е.Л. Вопросы сближения законодательства России и Европейского Союза в сфере туризма // Туризм: право и экономика. № 2. М., 2010. С. 19-21
23.Писаревский Е.Л. Интервью с заместителем Руководителя Федерального агентства по туризму Писаревским Е.Л. // Юрист. № 12. М., 2008. С. 4-13
24.Писаревский Е.Л. Международное право и упрощение «формальностей» в сфере туризма // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. № 3 (18). М., 2009. С. 143-148
25.Плиева М.Р. Правовое регулирование международного туризма в условиях глобализации // Государство и право в условиях глобализации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 17 - 18 ноября 2004 года): Сборник статей. М., 2004. С. 200-202
26.Рагимов Т.С. Международно-правовое регулирование туризма // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. № 2 (21). М., 2010. С. 109-113
27.Стригулина А.В. К вопросу о правовом регулировании международного туризма // Сборник аспирантских научных работ юридического факультета КГУ. Вып. 5: Ч. 2. Казань, 2004. С. 128-138
28.Стригулина А.В. О совершенствовании двустороннего договорного законодательства России в сфере международного туризма // Закон и право. № 12. М., 2006. С. 21-23
29.Стригулина А.В. Россия в системе международного сотрудничества в области туризма // Современные проблемы развития международного и конституционного права. Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Д.И. Фельдмана. Казань, 2008. С. 282-287
30.Стригулина А.В. Сотрудничество и партнерство Российской Федерации с Европейским Союзом в области международного туризма // Туризм: право и экономика. № 4. М., 2006. С. 39-47
31.Стригулина А.В. Сотрудничество Российской Федерации по вопросам правового регулирования международного туризма // Туризм: право и экономика. № 4. М., 2007. С. 28-32
32.Стригунова Д.П. Понятие международного туризма // Современное право. № 7. М., 2006. С. 61-66
33.Тутинас В.А., Тутинас Е.В. Основные этапы развития и современное состояние системы между народных правовых актов в сфере туризма // Проблемы развития российской правовой системы: Межвузовский сборник научных трудов. М., 2010. С. 222-239
34.Чеботарева И.А. Культурный туризм: международно-правовое регулирование // Туризм: право и экономика. № 1. М., 2004. С. 12-15
35.Шарафутдинов В.Н. О смысловой нагрузке понятия «туризм» // Туризм: право и экономика. № 2. М., 2005. С. 18-23
36.Шураева М.В. Развитие правотворческой деятельности в сфере туризма и стратегия туризма в Российской Федерации до 2015 г. // Юриспруденция. № 3 (15). М., 2010. С. 84-92
37.Щекин Г.Ю. Нормативно-правовое регулирование туризма в РФ // Права человека и проблемы безопасности общества и личности в современной России: материалы II Межрегиональной научно-практической конференции, Волгоград, 4-5 декабря 2008 года. Волгоград, 2009. С. 116-120
38.Эльдаров Э. Существующее состояние сферы туризма в Российской Федерации // Туризм: право и экономика. № 2. М., 2008. С. 6-15
39.Ярочкин А.И. Основные направления деятельности Ростуризма по реализации государственных услуг и правоприменительных функций в сфере туризма // Туризм: право и экономика. № 4. М., 2009. С. 2-8



Диссертации, авторефераты диссертаций

40.Воронова Е.Ю. Тенденции развития международного туризма в странах Западной Европы. Дис. ... канд. экон. наук. М., 1993. – 173 с.
41.Головатюк А.В. Международное развитие туризма: опыт зарубежных стран и его применение в России. Дис. ... канд. экон. наук. М., 2009. – 158 с.
42.Кобяк М.В. Развитие международного туризма в Западной Европе: проблемы и перспективы. Дис. ... канд. экон. наук. М., 1998. – 185 с.
43.Ошноков А.Н. Гражданско-правовые договоры в сфере международного туризма. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. – 19 с.
44.Ошноков А.Н. Гражданско-правовые договоры в сфере международного туризма. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. – 176 с.
45.Стригулина А.В. Международно-правовые основы сотрудничества в области международного туризма с участием Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2008. – 27 с.
46.Стригулина А.В. Международно-правовые основы сотрудничества в области международного туризма с участием Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2008. – 187 с.
47.Хамова Ю.А. Публично-правовые аспекты туризма в Европейском праве. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2009. – 25 с.
48.Хамова Ю.А. Публично-правовые аспекты туризма в Европейском праве. Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2009. – 186 с.


Интернет-ресурсы


49.http://www.garant.ru/action/interview/246798/
50.http://www.wolters-kluwer.ru/ai/book.29840/file_chapt/tekst.pdf


Вопрос-ответ:

Какова история становления международных связей в области туризма и путешествий?

Международные связи в области туризма и путешествий начали формироваться в XIX веке, в период расцвета колониализма. Развитие транспортных средств и средств связи стимулировало международное перемещение людей и туристическую деятельность. В этот период также начала формироваться система регулирования туристической деятельности, включающая в себя законы и соглашения между странами.

Что такое международный туризм и какую роль он играет в современном межгосударственном сотрудничестве?

Международный туризм представляет собой перемещение людей через границы государств с целью отдыха, развлечения, познавательных поездок и других туристических активностей. Он играет важную роль в современном межгосударственном сотрудничестве, так как способствует развитию экономики стран, обмену культурными ценностями и укреплению дипломатических отношений.

Каковы специфика и основные принципы правового регулирования международных туристских связей?

Специфика правового регулирования международных туристских связей заключается в необходимости согласования интересов разных государств и установлении единых правил и норм для обеспечения безопасности туристов и сохранения экологической среды. Основными принципами правового регулирования являются суверенитет государств, взаимовыгодное сотрудничество и защита прав и интересов туристов.

Каким образом осуществляется правовая координация международного туризма в рамках ООН?

Правовая координация международного туризма в рамках ООН осуществляется через специализированное агентство - Всемирную туристскую организацию (ВТО). ВТО разрабатывает и оказывает помощь государствам в принятии международных соглашений и рекомендаций по вопросам туризма, проводит исследования и статистический мониторинг в сфере туризма.

Какова история становления международных связей в области туризма и путешествий?

Международные связи в области туризма и путешествий имеют долгую историю. Одним из первых шагов в этом направлении были осуществлены в начале XX века, когда были созданы первые туристские организации и ассоциации. Однако, настоящее развитие международного туризма началось после Второй мировой войны. В этот период государства стали активно сотрудничать друг с другом в области туризма, заключали соответствующие двусторонние и многосторонние договоры.

Что такое понятие международного туризма и какая роль он играет в современном межгосударственном сотрудничестве?

Международный туризм – это сфера экономической и социальной деятельности, связанная с путешествиями людей из одной страны в другую. Он имеет огромное значение в современном межгосударственном сотрудничестве, так как способствует развитию экономики, стимулирует укрепление международных связей, культурного обмена и понимания между народами.

Каковы основные принципы правового регулирования международных туристских связей?

Основными принципами правового регулирования международных туристских связей являются: свобода передвижения, равноправие и взаимовыгодное сотрудничество. Свобода передвижения гарантирует право граждан на путешествия и пребывание в других странах без лишних ограничений. Равноправие обеспечивает равные возможности для всех участников туристической индустрии. Взаимовыгодное сотрудничество предполагает взаимное удовлетворение интересов государств и субъектов туристической деятельности.

Какова история становления международных связей в области туризма и путешествий?

История становления международных связей в области туризма и путешествий началась в XIX веке. С развитием железных дорог и пароходства возникла возможность совершать дальние поездки и открывать новые страны. Первые туристические организации и агентства появились в конце XIX века. Однако, формально международный туризм начал регулироваться только в середине XX века с созданием различных международных организаций и заключением соответствующих соглашений.

Что такое международный туризм и какова его роль в современном межгосударственном сотрудничестве?

Международный туризм - это перемещение граждан одной страны в другую для отдыха, путешествий и других целей. Роль международного туризма в современном межгосударственном сотрудничестве очень важна. Он способствует развитию экономики, содействует укреплению культурных связей между странами, способствует дипломатическому диалогу и повышению взаимопонимания.

Каковы специфика и основные принципы правового регулирования международных туристских связей?

Специфика правового регулирования международных туристских связей заключается в том, что оно включает набор правил и принципов, которые регулируют перемещение туристов через границы и обеспечивают их права и безопасность. Основные принципы правового регулирования включают свободу передвижения, защиту потребителей, сотрудничество между государствами и другие аспекты, которые способствуют развитию туризма.

Каким образом осуществляется правовая координация международного туризма в рамках ООН?

Правовая координация международного туризма в рамках ООН осуществляется через различные специализированные организации, такие как Всемирная туристская организация (ВТО). ООН и ее органы разрабатывают международные соглашения и рекомендации, направленные на содействие развитию туризма, защите прав туристов и содействию устойчивому развитию.