Женщины-политические и общественные лидеры в странах Западной Европы на современном этапе.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Зарубежная
  • 67 67 страниц
  • 53 + 53 источника
  • Добавлена 29.06.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ЕЕ НОСИТЕЛИ
1.1 Гендерный аспект распределения властных полномочий
1.2 Женское политическое лидерство в контексте имиджевых технологий
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Женщины в политике
ГЛАВА 2.
2.1 Особенности женского стиля лидерства на примере политического портрета М.Тэтчер
2.2 Первый федеральный канцлер Германии - женщина
2.3 Французский политик-социалист – Руаяль Сеголен
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Женщины – главы государств и правительств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Как заметил первый федеральный министр из ГДР в правительстве Гельмута Коля и товарищ Меркель по партии Гюнтер Краузе: «Ангела - милая женщина, но если вы неосторожно повернетесь к ней спиной, рискуете получить пинок под зад». Именно в этой двойственности и заключается секрет успеха пятидесятидвухлетней Ангелы Меркель. Сейчас ее рейтинг доверия колеблется в пределах от 56 до 80%.
Ангела Доротея Меркель (урожденная Каснер) родилась 17 июля 1954 года в Гамбурге в семье протестантского священника и учительницы. В 1954 году семья Меркель переехала в город Квитцов на территорию ГДР, где Ангела провела детство и юность.

Фрау Меркель окончила физический факультет Лейпцигского университета в 1978 году и по 1990 год работала научным сотрудником Института физической химии Академии наук ГДР.
В 1986 году защитила докторскую диссертацию по физике.
Меркель бывала в России - в частности, в командировке в ядерном центре в Дубне. Она отменно говорит по-русски. Еще в 1968 году Ангела стала победительницей школьной Олимпиады по русскому языку в ГДР, и была награждена поездкой в СССР.
Свое активное восхождение по карьерной лестнице Меркель начала в 1990 году, когда после выборов в народную палату ГДР стала официальным представителем восточногерманского правительства. В том же году она была назначена пресс-секретарем первого и единственного некоммунистического правительства ГДР под руководством Лотара де Мезьера, а с декабря 90-го стала депутатом бундестага ФРГ.
С января 1991 по ноябрь 1994 года личному предложению канцлера Гельмута Коля была назначена на пост министра по делам женщин и молодежи правительства ФРГ.
Способности Ангелы Меркель были весьма многосторонни. С ноября 1994 по октябрь 1998 года она уже министр по делам окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов ФРГ.
Партийная карьера Меркель также складывалась очень удачно. С 1989 по 1990 год она член партии «Демократический прорыв». В 1990 году вступила в Христианско-демократический союз (ХДС), а уже в 1991-1998 годах стала заместителем председателя партии. С ноября 1998 по апрель 2000 года - генеральный секретарь ХДС.
На 13-м съезде партии, проходившем 10-12 апреля в городе Эссен, была избрана председателем ХДС.
В 2002 году Меркель выдвинула свою кандидатуру на пост канцлера ФРГ, но отказалась от борьбы в пользу премьер-министра Баварии, лидера Христианского социалистического союза (ХСС) Эдмунда Штойбера. В сентябре 2002 года избрана депутатом бундестага ФРГ.
В начале 2005 года стала кандидатом на пост канцлера ФРГ от оппозиции.
Фрау Меркель замужем. Ее нынешний муж Иоахим Зауэр - профессор химии. Еще при социалистическом режиме Ангела Доротея развелась с первым мужем - Ульрихом Меркелем, но оставила довольно звучную фамилию, перекликающуюся с немецким словом merklich («заметный»).
Как политический лидер, Ангела невероятно активна. Проводит смелую реформу здравоохранения и корпоративного налогообложения. Под ее чутким руководством экономика Германии, стагнировавшая на протяжении последних пяти лет, в 2008 году показала двухпроцентный рост.
В 2008 году американский журнал Forbes опубликовал свой новый рейтинг 100 самых влиятельных женщин мира. Лидирующую позицию в нем второй год подряд заняла Ангела Меркель (Angela Merkel) - первая женщина на посту канцлера Германии.
Стоит кратко остановиться на характеристиках, которые Forbes дает женщинам, признанным им лидерами по уровню влияния в мире. По поводу Ангелы Меркель – номера 1 в рейтинге – журнал отмечает, что она все более искусно использует свое влияние на мировую политику. Ее сдержанность и твердость в достижении своих целей в последние месяцы продолжали производить глубокое впечатление на мировую общественность. Во второй раз, участвуя в саммите руководителей стран «восьмерки», Меркель сумела заставить спорящих лидеров придерживаться повестки дня, включающей борьбу с изменениями климата и бедностью, и согласиться на ряд решений, включая значительные сокращения углеродных выбросов. Затем она добилась от стран - участниц Европейского Союза согласия на договор, заменяющий конституцию ЕС. В ходе недавнего визита в Китай, нацеленного на укрепление его торговых связей с Германией, канцлер призвала эту страну уважать правила международной торговли. Она также подняла вопросы прав человека, защиты окружающей среды и вопиющего нарушения в Китае авторских прав.
В самой Германии, несмотря на повышение налогов, рейтинг поддержки канцлера в последнее время составлял 75%, что частично объясняется безработицей на уровне 5-летнего минимума и достаточно сильными темпами роста ВВП порядка 3%. Недавно Меркель проявила протекционистский настрой, поддержав планы, нацеленные на блокирование поглощения германских компаний иностранными инвесторами. Секрет успеха Меркель, по ее собственным словам, состоит в том, что она «не склонна принимать быстрые решения», предпочитая все тщательно обдумать, «чтобы найти, где могут быть скрыты ловушки».


2.3 Французский политик-социалист – Руаяль Сеголен

Руаяль Сеголен французский политик-социалист, бывший министр окружающей среды (1992-1993), бывший министр-делегат по вопросам школьного образования (1997-2000) и делам семьи, детей и инвалидов (2000-2002). Депутат парламента Франции с 1988 года, председатель регионального совета Пуату-Шарант с 2004 года. В 2007 году участвовала в президентских выборах как кандидат от Социалистической партии, во втором туре уступила правоцентристу Николя Саркози.
«Мари-Сеголен Руаяль (Marie-Segolene Royal) родилась 22 сентября 1953 года в городе Дакар в Сенегале, в то время - французской колонии» [7]. Она была четвертым из восьми детей в семье Жака Руаяля (Jacques Royal), «полковника артиллерии» [27]. Детство Мари-Сеголен прошло в Мартинике, куда ее отец был направлен по службе [12].
Когда Мари-Сеголен исполнилось 11 лет, Жак Руаяль вышел в отставку и вернулся во Францию, где семья обосновалась в деревне Шамань в департаменте Вогезы [8]. По воспоминаниям Руаяль, отец воспринимал ее и ее сестер как людей второго сорта [12]. Полковник якобы любил говорить, что у него «пятеро детей и три дочери» [27]. Один из ее биографов свидетельствует, что Мари-Сеголен в 12-летнем возрасте начала активно протестовать против такого положения вещей и ратовать за равноправие женщин [8].
Хотя отец Руаяль считал образование ненужным для женщины, он не мог не гордиться школьными успехами дочери. Она же, в свою очередь, добивалась продолжения учебы в высшем учебном заведении [8]. После завершения среднего образования она поступила в Университет Нанси [12]. В 1972 году, после того, как родители Руаяль расстались, она подала в суд на отца. Она требовала от него официального развода для матери и выплаты ей алиментов, а для себя самой – оплаты обучения [25]. Иск Руаяль был удовлетворен лишь в 1981 году, за год до того, как ее отец скончался от рака [8].
Переехав в Париж, Руаяль перестала употреблять первую часть своего имени (Мари) [12]. Она изучала экономику в Институте политических исследований, а затем поступила в престижную Национальную школу управления, где специализировалась по экономике и политологии [7].
В Национальной школе управления она познакомилась с лидером студенческой организации социалистов Франсуа Олландом (Francois Hollande), будущим первым секретарем Социалистической партии (Parti socialiste, PS) [8]. Олланд стал гражданским мужем Руаяль и отцом ее четырех детей: двух сыновей и двух дочерей [11].
В 1978 году Руаяль вступила в Социалистическую партию [11]. В 1980 году она закончила учебу в Национальной школе управления и получила должность члена административного суда [7]. На Руаяль и Олланда обратил внимание специальный советник президента Франсуа Миттерана (Francois Mitterrand) Жак Аттали (Jacques Attali) [25]. С 1982 года Руаяль стала консультировать президента по вопросам здравоохранения, окружающей среды и делам молодежи [8], а Олланд – по экономическим вопросам [12].
В генеральном секретариате президента Руаяль проработала до 1988 года, когда по рекомендации Миттерана баллотировалась в парламент [10]. Она выдвинула свою кандидатуру на выборах депутата от департамента Де-Севр на западе Франции [10]. Хотя ранее избиратели департамента поддерживали правых, Руаяль удалось одержать победу [11]. Впоследствии она переизбиралась в 1993, 1997 и 2002 году [2].
С 1992 по 1993 год Руаяль занимала пост министра окружающей среды в правительстве Пьера Береговуа (Pierre Beregovoy) [12]. В этот период она родила своего четвертого ребенка, дочь Флору (Flora). С новорожденным младенцем на руках министр была сфотографирована для обложки журнала Paris Match [12]. Как отмечает пресса, одной из причин популярности Руаяль стала постоянная трансляция образов из ее «семейного альбома»: СМИ освещали ее беременность, уход за детьми, показывали, как она завтракает, и тому подобное [11].
С 1997 по 2002 год Руаяль занимала младшие министерские посты в правительстве Лионеля Жоспена (Lionel Jospin). Была министром-делегатом по школьному образованию в подчинении министра образования (1997-2000), министром-делегатом по делам семьи, детей и инвалидов в подчинении министра занятости (2000-2002) [27]. Хотя эти посты были далеко не самыми влиятельными в кабинете министров, Руаяль регулярно привлекала внимание прессы. К примеру, она проводила кампании против шумового загрязнения и насилия в телевизионных передачах, добивалась распространения в школах противозачаточных таблеток [12].
В 2004 году Руаяль одержала победу на выборах председателя регионального совета Пуату-Шарант [8]. Как отмечают журналисты, Руаяль ранее считалась всего лишь одной из женщин-политиков, причем не самой известной и влиятельной [7], но это не помешало ей огласить свои президентские амбиции [12].
Партийная элита социалистов отнеслась к кандидатуре Руаяль пренебрежительно [12]. Многие из самых резких замечаний в ее адрес звучали именно со стороны однопартийцев [8]. К примеру, социалист Лоран Фабюс (Laurent Fabius), также претендовавший на выдвижение в президенты, публично поинтересовался, кто будет заботиться о детях Олланда и Руаяль, если последняя пойдет на выборы [8]. Высказывания, подобные этому, журналисты считали одной из причин роста симпатии избирателей к Руаяль [8].
По мнению некоторых критиков, мощный рост популярности Руаяль был исключительной заслугой СМИ, которые растиражировали ее выступления - крайне эмоциональные, но по сути бессодержательные [27]. Противники Руаяль винили ее в недостатке глубоких политических убеждений [12]. Особенно слабым ее местом считалась внешняя политика [12]. Тем не менее, Руаяль удалось создать себе достаточно мощную базу поддержки в Социалистической партии [12], и к весне 2006 года ее уже называли фаворитом левого лагеря [11].
На руку Руаяль сыграла развернувшаяся весной 2006 года волна молодежных протестов против правительственного законопроекта о контракте первого найма. Недовольство политикой правительства нанесло серьезный урон репутации президента Жака Ширака и его предполагаемого преемника, премьер-министра Доминика де Вильпена (Dominique de Villepin), а также всего правоцентристского движения [11]. Соперник де Вильпена в правом лагере, министр внутренних дел Николя Саркози, пытался по возможности заработать на происходящем политический капитал, что ему вполне удалось: к лету 2006 года Руаяль и Саркози рассматривались как два основных претендента на президентское кресло [7].
В ходе избирательной кампании Руаяль были допущены некоторые оплошности, которые критики называли следствием ее недостаточного политического опыта [8]. К примеру, в вину Руаяль ставили то, что она во время визита в Ливан чересчур равнодушно отреагировала на антиизраильское выступление парламентария от радикального шиитского движения «Хизбалла» [8]. Винили ее и в симпатиях к сепаратистскому движению в канадской франкоязычной провинции Квебек [8]. Кроме того, критики утверждали, что источник финансирования для предлагаемых Руаяль социально-политических преобразований неизвестен [27].
Помехой для Руаяль-кандидата называли и персону ее сожителя - лидера социалистов Олланда, который одно время тоже претендовал на выдвижение в президенты, но значительно уступал по популярности своей гражданской жене [7]. На партийных выборах в ноябре 2006 года борьба развернулась между Руаяль, Фабюсом и Домиником Стросс-Каном (Dominique Strauss-Kahn). Руаяль одержала победу, набрав около 60 процентов голосов [6].
Ее главным соперником в президентской гонке стал Николя Саркози, лидер правящего «Союза за народное движение» (Union pour un mouvement populaire, UMP). 14 января он был официально избран кандидатом в президенты от этой партии [9], а в марте получил поддержку действующего президента Ширака [5]. Наблюдатели говорили о сходстве позиций Саркози и Руаяль: программы обоих кандидатов тяготели к центру и носили популистский оттенок [12].
Программа Руаяль базировалась на трех китах: экономическое развитие, общественная и экологическая эффективность. Такой подход действительно позволил Руаяль синтезировать различные идеи.
Впервые Руаяль подвергла критике одну из французских бед - долг, «ставший невыносимым» [8]. Проценты, ставшие «второй по величине статьей государственных расходов» [8], «утроившийся» социальный дефицит, - это, по ее мнению, вина правых: «Вот Франция, которую они нам оставляют» [8]. Однако кандидат в президенты не говорила, как снизить дефицит, и старательно избегала вопроса о налогообложении, из-за которого некоторое время назад произошел конфликт с первым секретарем Социалистической партии Франсуа Олландом.
Заявив о своем «страстном желании служить обществу» [12], Руаяль пообещала «придать новые силы этому кольбертистскому, якобинскому, чрезмерно централизованному государству» [7]. Она хотела бы «уменьшить количество министерств» [8] и «снизить давление со стороны властей» [8], но не уточнила, подразумевает ли этот посыл сокращение числа чиновников.
В социальной сфере электорату Социалистической партии было обещано установить минимальную заработную плату (SMIC) в размере 1500 евро, а сторонникам децентрализации - форсировать процесс федерализации. Так, верная своим убеждениям и вооруженная итальянским и испанским опытом, Сеголен Руаяль намеревалась передать регионам многочисленные права (строительство университетов, поддержка местной экономики). По ее мнению, «лучшее распределение ответственных должностей обеспечит экономию средств» [12].
Наконец, давались обещания преподавателям, молодежи обещалось «подъемное» пособие при начале самостоятельной жизни, а старикам - повышение минимальной пенсии на 5%. Руаяль озвучила идею создания индексов цен в соответствии с уровнем доходов, контроля банковских операций, а также создания рабочих мест для родителей по территориальному признаку подобно тому, как создаются рабочие места для молодежи.
Руаяль предлагала альтернативные способы управления тюрьмами, а также police de proximite (специальная программа повышения качества полицейской работы за счет использования территориального принципа, повышающего ответственность и универсальность полицейских) - нечто подобное под названием «квартальная полиция» существовало при Жоспене.
Лидер социалистов внесла несколько собственных предложений, не входящих в программу ее партии, касающихся гибкости школьной программы, формирования судов присяжных для оценки законов и действий народных избранников и призыва на военную службу несовершеннолетних преступников. Но относительно предложения снизить долю ядерного топлива в производстве электроэнергии, так возмутившего Жан-Пьера Шевенмана, она высказалась довольно туманно. Не говорила она и о продлении срока работы преподавателей в школьных учреждениях.
Наиболее эмоционально Руаяль высказывалась о положении молодежи в городских предместьях, где «ничего или почти ничего не было сделано» после акций протеста в ноябре 2005 года. «Это неотложное дело. Я твердо намерена вплотную заняться этой проблемой» [2], - клялась Руаяль прерывающимся голосом и со слезами на глазах. Ударив себя кулаком в грудь, она произнесла: «У меня есть воля, она здесь, внутри меня. Я хочу сделать для молодых то, что я как мать хочу сделать для своих собственных детей» [8].
По поводу иммиграции мадам Руаяль высказывалась за избирательную легализацию, основанную на определенных критериях: длительность пребывания во Франции, обучение детей в школе, наличие или перспектива оформления трудового соглашения. При этом Руаяль выступала за пересмотр положения тех, кто не подлежит депортации, но также не был зарегистрирован.
Касаясь внешней политики, впервые, Руаяль заговорила о месте Франции в мире. «Франция - это наша любимая земля, но это и великая история, безусловно, неоднозначная, но со своими взлетами и падениями, происходившими на фоне неугасающего сияния Французской революции» [12]. Руаяль обещала проводить внешнюю политику, основанную на «многополярности», и уделять больше внимания Африке, «в противном случае это место займет Китай» [8]. Она намеревалась вести политику с «Сирией и даже Ираном» [2], «направленную на возобновление диалога, пока не стало слишком поздно», в то же время выступая «за большую твердость» [8] по отношению к иранскому режиму.
Франция должна быть «в авангарде борьбы с несоблюдением человеческих прав, или прав человека, как вам угодно» [12], - заявляла Руаяль в ответ на критику, высказанную после ее поездки в Китай. В этих вопросах Франция отныне не будет уступать давлению России, с которой необходимо говорить на «языке правды» [8], в том числе и о Чечне. Франция, «не униженная, но и не высокомерная» [8] в своих действиях, «не потворствующая диктаторам, какова бы ни была их политическая окраска» [8] - таков идеал родины Сеголен Руаяль.
Можно отметить, что Руаяль провела кропотливую работу для того, чтобы выяснить что «французы хотят», и «чего они не хотят для Франции» [11]. С этой целью лидер социалистов провела примерно 6 тысяч встреч с избирателями на всей территории начиная с ноября 2006 года, когда она была выдвинута кандидатом на пост главы государства от партии социалистов.
Сеголен Руаяль даже учла мнения оппонентов, и потому она предлагала повысить зарплаты и пособия, приравняв положение молодежи к среднему классу, а также пересмотреть закон о первом найме вместо учебы и опекунства.
«Справедливая Франция - сильная Франция» [7] – таким был девиз Сеголен Руаяль, высветившийся на огромном экране в заключение ее речи в большом зале выставочного центра Villepinte. В дополнение к своей речи кандидат от социалистов раздала свой «президентский пакт»: документ, содержащий «сто предложений о том, как вернуть Франции общие цели, гордость и братство» [8].
«Я предлагаю вам больше, чем просто программу, это пакт чести, президентский контракт» [8], - заявляла Руаяль.
22 апреля 2007 года состоялся первый тур президентских выборов, по результатам которого Руаяль, получившая 25,84 процента голосов, заняла второе место после Саркози: тот набрал 31,11 процента голосов [1]. 2 мая, в преддверии второго тура голосования, два кандидата встретились на телевизионных дебатах. В ходе дискуссии Руаяль возложила на Саркози частичную ответственность за неблагополучную общественно-политическую ситуацию во Франции. Кроме того, она обвинила соперника в «политической аморальности» [4]. Второй тур выборов, состоявшийся 6 мая, завершился убедительной победой Саркози: за него проголосовали 53,06 процента избирателей, а за Руаяль - 46,94 процента. Руаяль признала победу соперника и пообещала, что впредь будет добиваться большего сближения левых с политическим центром [1].
Подводя итоги, можно констатировать, что выдвижение все большего числа женщин на лидерские позиции происходит благодаря женскому движению и политическим партиям, которые находятся в центре общественно-политической жизни страны.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Женщины – главы государств и правительств

По состоянию на 1 апреля 2009 года:
Премьер-министр Исландии Йохана Сигурдардоттир
Королева Нидерландов Беатрикс
Королева Дании Маргрете II
Президент Финляндии Тарья Халонен
Президент Ирландии Мэри Макэлис
Королева Великобритании Елизавета II
Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель
Президент Либерии Элен Джонсон-Сирлиф
Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко
Премьер-министр Мозамбика Луиза Диого
Президент Чили Мишель Бачилет
Президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер
Премьер-министр Новой Зеландии Хелен Кларк
Президент Филиппин Глория Макапагал Арройо




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тенденция усиления роли женщин в политике вплоть до избрания их президентами и премьерами ныне постепенно становится символом времени.
Все современные развитые страны переходят к новым, современным функциям государства в связи с ростом требования населения к качеству жизни и переходом общества к новой ступени своего развития – информационному обществу, основанному на «экономике знаний». Современный тип развития общества предъявляет существенно более высокие требования к воспроизводству и развитию человеческого капитала, что, в свою очередь, перераспределяет привычные функции государства с традиционных, в основном репрессивных и упорядочивающих, в сторону современных. Связаны эти современные функции, прежде всего, с политикой государства в таких сферах, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, фундаментальная наука. Постепенное «переформатирование» задач современного государства не в последнюю очередь сформировало более жесткий запрос на восстановление гендерного баланса в руководстве государством и создания более рационального механизма управления страной на всех уровнях. Именно поэтому продвижение женщин во власть рассматривается в настоящее время как инструмент стабильного, гуманного и устойчивого развития общества, поскольку реальное равноправие мужчин и женщин изменяет приоритеты государственной политики, жизнь страны в целом.
Статистика свидетельствует, что государства, имеющие в своих парламентах и правительствах меньше 25-30 % женщин, плохо справляются с проблемами охраны материнства и детства, прав ребенка, социальной защиты. А это указывает на то, что соблюдение и обеспечение прав человека в соответствии с основными демократическими требованиями не выполняется в полной мере. Поэтому не удивительно, что борьба за подлинную демократию включает в себя очень важную составляющую – полное равноправие женщин вплоть до паритета с мужчинами в правительствах, парламентах и во всех институтах государства, обеспечивающих социальную справедливость и стабильность в обществе.
Гендерные исследования показывают, что многим странам удалось добиться представительства женщин в парламентах на уровне одной трети и более от общего числа депутатов. За вторую половину ХХ века процент женщин в законодательных органах власти в странах, имеющих парламенты, вырос в четыре раза.
Европейских опыт показывает, что весьма велика роль партий в продвижении женщин в политическую жизнь. Современные социологические исследования подметили тенденцию, по которой большинство женщин в последнее время избирается в европейские парламенты от левых партий – социалистических, социал-демократических и зеленых.
И, если политические партии считают себя современными и демократическими, то они должны задавать себе многие из выше перечисленных вопросов и следовать в своей активности принципам равных возможностей для участия в политике всех граждан, независимо от пола, и рассматривать паритетное представительство женщин в структурах власти в качестве одного их индикаторов социальной справедливости и равенства в обществе.
Как показывает опыт, во многих странах мира продвижение женщин во власть, в систему управления всех уровней признано важнейшим направлением государственной политики. Сенатор от Демократической партии США Барбара Микульски, трижды побеждавшая на выборах в Сенат от штата Мэриленд, говоря о себе и о Мадлен Олбрайт, так охарактеризовала женский путь в политику: «Для «внезапного» успеха нам понадобилось всего двадцать пять лет»[3].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Международные конвенции и декларации
о правах женщин и детей
Конвенция о политических правах женщин от 7 июля 1954 г.
Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин от 7 ноября 1967 г.
Всемирная конференция по правам человека. Венская Декларация и программа действий. Июнь 1994 г.
Четвертая Всемирная пекинская конференция по положению женщин. Платформа действий. Сентябрь 1995 г.
Конвенция относительно неполной занятости - неполного рабочего времени.

Статьи, брошюры, монографии
Айвазова С. Путь женщин к политическому лидерству в постсоветской России. // Женщина третьего тысячелетия: гражданская и политическая ответственность. М., 2005. С. 93-95.
Банч Ш. Феминизм в 80-е годы: мыслить глобально – действовать локально // Феминизм и гендерные исследования. Хрестоматия под ред.В.Успенской. Тверь, 1999. С.133-142.
Блондель Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу. М., 1992. С. 57-61.
Василенко А.Б. ПИАР крупных российских корпораций / А.Б. Василенко. – 2-е изд. – М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2002. С. 304.
Великие правители. М., 2006. С. 79-80.
Воронина О. Женщина и социализм: опыт феминистского анализа // Феминизм. Восток. Запад. Россия. М., 1993. С.205-225.
Гидденс А. Участие женщин в политике // Гидденс А. Социология. М., 1999. С.309-314.
Горшкова Т. Женщина-лидер: установка электората // Посиделки. 1998. №9.
Грошев И. Мужчины и женщины как руководители: различия в принятии решений // Проблемы теории и практики управления. 1998. №6. С.115-125.
Ильин М.В., Ковалев Б.И., Личность в политике: «кто играет короля?»// Ж. Полис, 1991. С.130.
Канапьянова Р. Женщины во властных структурах \\ Социологические исследования. 2007. №2. С.68-75.
Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М., 1999.
Кириллина В.Н. Гендерный конфликт как фактор политических изменений / В.Н. Кириллина //Вестник Московского университета. Серия 12 Политические науки. 2004. №4.
Клёцина И. Гендерная социализация. СПб., 1998.
Константинова В. Власть и женщина, женщины во власти. Реализация права женщин на политическое участие и представительство // Права женщин: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. М., 1998. С.190-246.
Кочкина Е. Разработка феминистской политологической концепции: изменяющаяся политическая роль женщины и пересмотр теории политики // Женщина и культура. 1998. С.96-107.
Липовецкий Ж. Третья женщина. СПб.: Алетейя, 2003. С. 21-25.
Перегудов С.П. Тэтчер и тэтчеризм. М., 1996. С. 52-54.
Перегудов С.П. Маргарет Тэтчер. М., 1996. С. 78-81.
Мандаль Р. Прошлое и будущее //We/ Мы. Диалог женщин. М., 2001. № 14
Ребчук А.В. Курс политологии. М., 2001.
Роденберг Б., Вихтерих К. Emprowerment. Влияние женщин на характер власти. Берлин, 1999. С. 76-78.
Силласте Г. Женщины в политической жизни // Коммунист. 1991. №8. С.7-15.
Стасова Е. Слово о женщине \\ Рабочая газета. 2007. №2. С.2.
Степанова Н.М. Опыт использования гендерных квот в странах Западной Европы // Общественные науки и современность. 1999. № 4
Табурова С.К. Гендерные аспекта речевого поведения парламентариев (на материале парламентских дебатов в ФРГ) / С.К. Табурова //Социологические исследования. 1999. №9.
Терехов А. После Ширака. - Независимая газета, 19.02.2007.
Тёмкина А. Женский путь в политику: гендерная экспертиза // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период / Труды ЦНСИ, СПб., 1996. Вып.4. 1996. С.19-33
Тёмкина А. Женское движение как общественное движение // Гендерные тетради. Вып.1. СПб., 1997. С.70-93.
Фесенко В. Динамика политического участия женщин: самоорганизация, политическое движение, вхождение во власть // Гендерные исследования. ХЦГИ, 1999. №4. С.83-151.
Феминизм. Восток. Запад. Россия., под ред. Степанянц М.Т., М.,
«Наука», 1993. С.4.
Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований». М., 2000. С 98-101.
Шведова Н. Женщины и власть // Права женщин в России. Законодательство и практика. М., 1999. №45.
Декларация по проблеме равенства между женщинами и мужчинами в качестве фундаментального критерия демократии. /Материалы IV Межминистерской Европейской конференции по проблеме равенства между женщинами и мужчинами. Стамбул, 13 - 14 ноября 1997 г. Страсбург, 2001.

Литература на английском языке
Angela Charlton. Sarkozy, Royal advance to French runoff. - The Associated Press, 23.04.2007.
Biographie. - Le site officiel de Segolene Royal.
Burns Y. Leadership.-N.Y., 1978.Katrin Bennhold, Elaine Sciolino. French Voters Pick Sarkozy to Be President; Turnout High. - The New York Times, 06.05.2007.
Crispian Balmer. Sarkozy, Royal go on offensive in French TV debate. - Reuters, 02.05.2007.
Chirac endorses longtime rival. - The Associated Press, 21.03.2007.
Charles Bremner. The Royal French revolution. - The Times, 18.11.2006.
David Lawday. Marriage made in heaven. - New Statesman, 31.07.2006.
Profile: Segolene Royal. - BBC News, 20.02.2007.
Profile: Nicolas Sarkozy. - BBC News, 16.01.2007.
Les secrets de Segolene Royal. - L'Express, 25.05.2006.
Stefan Simons. The Hour of the Princess. - Spiegel Online International, 13.04.2006.
Lea Salame. Segolene Royal - the Power of Ambition. - France 24.
Women & Politics and Decision-Making in the Late XXth Century. A United Nations Study. United Nations Office in Vienna, Center for Social Development and Humanitarian Affairs, 1992.

Интернет-источники
www.guide2womenleaders.com
www.owl.ru
www, ipu.org
www.genderstudies.info
www.fixed.ru
www.humanities.edu.ru
























60



35

2

4

1

14

5

6

12

1112

8

9

7

13

10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айвазова С. Путь женщин к политическому лидерству в постсоветской России. // Женщина третьего тысячелетия: гражданская и политическая ответственность. М., 2005. С. 93-95.
2.Банч Ш. Феминизм в 80-е годы: мыслить глобально – действовать локально // Феминизм и гендерные исследования. Хрестоматия под ред.В.Успенской. Тверь, 1999. С.133-142.
3.Блондель Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу. М., 1992. С. 57-61.
4.Василенко А.Б. ПИАР крупных российских корпораций / А.Б. Василенко. – 2-е изд. – М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2002. С. 304.
5.Великие правители. М., 2006. С. 79-80.
6.Воронина О. Женщина и социализм: опыт феминистского анализа // Феминизм. Восток. Запад. Россия. М., 1993. С.205-225.
7.Гидденс А. Участие женщин в политике // Гидденс А. Социология. М., 1999. С.309-314.
8.Горшкова Т. Женщина-лидер: установка электората // Посиделки. 1998. №9.
9.Грошев И. Мужчины и женщины как руководители: различия в принятии решений // Проблемы теории и практики управления. 1998. №6. С.115-125.
10.Ильин М.В., Ковалев Б.И., Личность в политике: «кто играет короля?»// Ж. Полис, 1991. С.130.
11.Канапьянова Р. Женщины во властных структурах \\ Социологические исследования. 2007. №2. С.68-75.
12.Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М., 1999.
13.Кириллина В.Н. Гендерный конфликт как фактор политических изменений / В.Н. Кириллина //Вестник Московского университета. Серия 12 Политические науки. 2004. №4.
14.Клёцина И. Гендерная социализация. СПб., 1998.
15.Константинова В. Власть и женщина, женщины во власти. Реализация права женщин на политическое участие и представительство // Права женщин: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. М., 1998. С.190-246.
16.Кочкина Е. Разработка феминистской политологической концепции: изменяющаяся политическая роль женщины и пересмотр теории политики // Женщина и культура. 1998. С.96-107.
17.Липовецкий Ж. Третья женщина. СПб.: Алетейя, 2003. С. 21-25.
18.Перегудов С.П. Тэтчер и тэтчеризм. М., 1996. С. 52-54.
19.Перегудов С.П. Маргарет Тэтчер. М., 1996. С. 78-81.
20.Мандаль Р. Прошлое и будущее //We/ Мы. Диалог женщин. М., 2001. № 14
21.Ребчук А.В. Курс политологии. М., 2001.
22.Роденберг Б., Вихтерих К. Emprowerment. Влияние женщин на характер власти. Берлин, 1999. С. 76-78.
23.Силласте Г. Женщины в политической жизни // Коммунист. 1991. №8. С.7-15.
24.Стасова Е. Слово о женщине \\ Рабочая газета. 2007. №2. С.2.
25.Степанова Н.М. Опыт использования гендерных квот в странах Западной Европы // Общественные науки и современность. 1999. № 4
26.Табурова С.К. Гендерные аспекта речевого поведения парламентариев (на материале парламентских дебатов в ФРГ) / С.К. Табурова //Социологические исследования. 1999. №9.
27.Терехов А. После Ширака. - Независимая газета, 19.02.2007.
28.Тёмкина А. Женский путь в политику: гендерная экспертиза // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период / Труды ЦНСИ, СПб., 1996. Вып.4. 1996. С.19-33
29.Тёмкина А. Женское движение как общественное движение // Гендерные тетради. Вып.1. СПб., 1997. С.70-93.
30.Фесенко В. Динамика политического участия женщин: самоорганизация, политическое движение, вхождение во власть // Гендерные исследования. ХЦГИ, 1999. №4. С.83-151.
31.Феминизм. Восток. Запад. Россия., под ред. Степанянц М.Т., М.,
«Наука», 1993. С.4.
32.Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований». М., 2000. С 98-101.
33.Шведова Н. Женщины и власть // Права женщин в России. Законодательство и практика. М., 1999. №45.
34.Декларация по проблеме равенства между женщинами и мужчинами в качестве фундаментального критерия демократии. /Материалы IV Межминистерской Европейской конференции по проблеме равенства между женщинами и мужчинами. Стамбул, 13 - 14 ноября 1997 г. Страсбург, 2001.


Литература на английском языке

1.Angela Charlton. Sarkozy, Royal advance to French runoff. - The Associated Press, 23.04.2007.
2.Biographie. - Le site officiel de Segolene Royal.
3.Burns Y. Leadership.-N.Y., 1978.Katrin Bennhold, Elaine Sciolino. French Voters Pick Sarkozy to Be President; Turnout High. - The New York Times, 06.05.2007.
4.Crispian Balmer. Sarkozy, Royal go on offensive in French TV debate. - Reuters, 02.05.2007.
5.Chirac endorses longtime rival. - The Associated Press, 21.03.2007.
6.Charles Bremner. The Royal French revolution. - The Times, 18.11.2006.
7. David Lawday. Marriage made in heaven. - New Statesman, 31.07.2006.
8.Profile: Segolene Royal. - BBC News, 20.02.2007.
9.Profile: Nicolas Sarkozy. - BBC News, 16.01.2007.
10.Les secrets de Segolene Royal. - L'Express, 25.05.2006.
11.Stefan Simons. The Hour of the Princess. - Spiegel Online International, 13.04.2006.
12.Lea Salame. Segolene Royal - the Power of Ambition. - France 24.
13.Women & Politics and Decision-Making in the Late XXth Century. A United Nations Study. United Nations Office in Vienna, Center for Social Development and Humanitarian Affairs, 1992.

Интернет-источники

1.www.guide2womenleaders.com
2.www.owl.ru
3.www, ipu.org
4.www.genderstudies.info
5.www.fixed.ru
6.www.humanities.edu.ru



Вопрос-ответ:

Какие есть главы в статье?

В статье есть две главы: глава 1 "Политическая власть и ее носители" и глава 2 "Osobennosti zhenskogo stilya liderstva na primere politicheskogo portreta M. Tatcher, Perviy federalniy kantsler Germanii zhenshchina, Frantsuzskiy politik socialist Ruayal Segolen".

Какие рамки рассматриваются в главе 1?

В главе 1 рассматривается гендерный аспект распределения властных полномочий и женское политическое лидерство в контексте имиджевых технологий.

Какие общественно-политические лидеры рассматриваются в главе 2?

В главе 2 рассматривается политический портрет М. Тэтчер, первый федеральный канцлер Германии женщина и французский политик социалист Руаяль Сеголен.

Какие особенности женского стиля лидерства рассматриваются на примере М. Тэтчер?

На примере М. Тэтчер рассматриваются особенности женского стиля лидерства, такие как сила личности, решительность, уверенность в себе.

Кто является первым федеральным канцлером Германии женщиной?

Первым федеральным канцлером Германии женщиной была Анжела Меркель.

Каковы особенности женского политического лидерства в Западной Европе?

Женское политическое лидерство в Западной Европе имеет ряд характерных особенностей. Во-первых, оно часто связано с использованием имиджевых технологий, таких как медиа-образы и стилизация политического имиджа. Во-вторых, женские политические лидеры в Западной Европе активно выступают на защиту прав женщин, равноправия и гендерного равенства. В-третьих, они проявляют стиль лидерства, отличающийся от традиционно мужского, с особенным уклоном в область социальной и экологической политики.

Какие полномочия имеют женщины-политические и общественные лидеры в странах Западной Европы?

Женщины-политические и общественные лидеры в странах Западной Европы обладают различными полномочиями в зависимости от своих должностей. Например, некоторые из них занимают посты президентов, премьер-министров, министров или лидеров политических партий. Они принимают решения, влияющие на политику, экономику и общественную жизнь своих стран. Также они активно участвуют в разработке и реализации законов, проводят дипломатические переговоры и представляют свои страны на международной арене.

Каким образом женское политическое лидерство связано с имиджевыми технологиями?

Женское политическое лидерство в Западной Европе часто использует имиджевые технологии для формирования своего образа и привлечения внимания к своим политическим идеям. Это может включать в себя использование стилизации политического имиджа, создание медиа-образов и использование социальных медиа для коммуникации с избирателями. Женские политические лидеры часто обращаются к модным средствам выражения, таким как одежда, прическа, макияж и жесты, чтобы создать сильный и запоминающийся образ.

Как распределяются полномочия власти между мужчинами и женщинами в странах Западной Европы?

В странах Западной Европы происходит постепенное изменение баланса полномочий власти между мужчинами и женщинами. Хотя женщины все еще составляют меньшинство среди политических лидеров, последние годы принесли увеличение представительства женщин в политике, особенно на высших постах.

Какие имиджевые технологии используются женскими политическими лидерами в Западной Европе?

Женские политические лидеры в Западной Европе активно используют имиджевые технологии для создания своего общественного образа. Они стремятся выделить свою женственность, эмоциональную и социальную компетентность, а также ассоциироваться с такими значениями, как справедливость, забота о семье и социальная ответственность.

Какие особенности женского стиля лидерства можно наблюдать по примеру М. Тэтчер?

М. Тэтчер, бывший премьер-министр Великобритании, была известна своим энергичным и решительным стилем лидерства. Ее лидерский стиль отличался авторитарностью, силой воли и умением принимать трудные решения. Она также привлекала внимание своим преображенным имиджем и стилем одежды, что помогало ей укрепить свою власть и привлечь поддержку общественности.

Кто является первым федеральным канцлером Женщиной в Германии?

Первым федеральным канцлером Женщиной в Германии стала Ангела Меркель. Она занимала этот пост с 2005 года и считается одной из самых влиятельных политических лидеров не только в своей стране, но и в мировой политике. Ангела Меркель внесла значительный вклад в развитие Германии и Европейского союза, а также стала символом успешной женщины в политике.