Семья, как субъект педагогического взаимодействия
Заказать уникальный реферат- 10 10 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 25.12.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1 Семья XXI века
2 Взаимодействие семьи и школы, как субъектов воспитания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
); объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов);- активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, старшего вожатого, педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей (групп продленного дня, интернатов, класса);- оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам «Этика и психология семейной жизни», «Основы семейного воспитания»);- защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях. [3, с.79]Таким образом, педагогом реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции учебного заведения, педагогической позиции, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного, нравственного развития ребенка, об особенностях деятельности воспитанника в стенах образовательного учреждения, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах и т. д.) и корректировка семейного воспитания - именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку (искусство любить детей), режиму жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.ЗАКЛЮЧЕНИЕСейчас, как и двадцать лет назад, интерес к семье и семейному воспитанию возрастает. Наше общество заинтересовано в том, чтобы каждая семья была счастливой и прочной, чтобы отношения между мужьями и женами, родителями и детьми всегда были доверительными, добрыми.Только хорошо продуманная совместная работа семьи и школы обеспечивают должный эффект в воспитательной работе. Индивидуальная работа с родителями оказывает положительное влияние на родителей, способствует установлению откровенных, доверительных отношений с ними.Человек нашей эпохи должен уметь связать знания и практические умения с желанием и способностью вести активную общественно полезную деятельность. И только помогая друг другу, и во всём поддерживая друг друга, учитель и родители смогут воспитать всесторонне развитого человека, духовно богатого творца – созидателя нашего будущего.На мой взгляд, это возможно, если придерживаться рекомендаций Василия Александровича Сухомлинского, который советовал внедрять в семейную педагогику десять этических “нельзя”: “Нельзя бездельничать, когда все трудятся. Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми. Нельзя вступать в пререкания со старыми людьми, особенно со стариками. Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. Нельзя допускать, чтобы мама давала тебе то, что она не даёт себе – лучший кусочек на столе, лучшую конфетку, лучшее платье. Нельзя делать то, что осуждают старшие. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве. Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших. Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего. Нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его”. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫВоробьева К. Н. Развитие антропологического подхода в педагогике семейного воспитания во второй половине ХIХ – начале ХХ вв // Автореферат диссертации к.п.н. – М.: МГумУ, 2007.Кучмаева О.В. Мониторинг воспитательного потенциала семьи // Семья в России. - №1. – 2008. – С. 13 – 29.Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. М. «Педагогический поиск», 2004.Гаспарян Ю.Л. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы) Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1999.Зверева О.Л., Гашечева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Изд. цент «Академия», 1999.Маллямова Э.Н. Развитие общинного воспитания в России на примере сельских воспитательных общин Г. Литца // Вестник Омского государственного педагогического университета. – Омск, 2007. – С. 58 – 64.
1.Воробьева К. Н. Развитие антропологического подхода в педагогике семейного воспитания во второй половине ХIХ – начале ХХ вв // Автореферат диссертации к.п.н. – М.: МГумУ, 2007.
2.Кучмаева О.В. Мониторинг воспитательного потенциала семьи // Семья в России. - №1. – 2008. – С. 13 – 29.
3.Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. М. «Педагогический поиск», 2004.
4. Гаспарян Ю.Л. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы) Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1999.
5.Зверева О.Л., Гашечева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Изд. цент «Академия», 1999.
6.Маллямова Э.Н. Развитие общинного воспитания в России на примере сельских воспитательных общин Г. Литца // Вестник Омского государственного педагогического университета. – Омск, 2007. – С. 58 – 64.
Вопрос-ответ:
Каким образом семья влияет на воспитание ребенка?
Семья является основной средой, где происходит воспитание ребенка. Влияние семьи на воспитание может быть как положительным, так и отрицательным. Семья формирует ценности, нормы поведения, устанавливает правила, развивает коммуникационные навыки и эмоциональную интеллектуальность ребенка. Уровень взаимоотношений в семье, поддержка и забота родителей, их образ жизни - все это оказывает влияние на развитие личности ребенка.
Какие объединения родителей существуют для помощи семьям в решении проблем?
Существует множество объединений родителей, которые помогают семьям решать различные проблемы. Например, школы молодых родителей, клубы молодой семьи, группы для одиноких отцов и матерей, объединения родителей инвалидов и др. В таких объединениях родители могут получить поддержку, обменяться опытом и найти решения для своих жизненных ситуаций.
Какова роль педагогов в взаимодействии семьи и школы?
Педагоги играют важную роль в взаимодействии семьи и школы. Они могут активно включаться в работу семьи, помогать родителям воспитывать и образовывать детей, проводить индивидуальные консультации, организовывать различные мероприятия для семей. Педагоги также могут сотрудничать с психологами, социальными педагогами, педагогами дополнительного образования, библиотекарями, чтобы совместно решать вопросы и проблемы, связанные с воспитанием детей.
Кто еще может быть включен в работу с семьей, помимо педагогов?
Помимо педагогов, работу с семьей могут включаться психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, старшие вожатые, педагоги-организаторы, библиотекари, воспитатели групп продленного дня и другие специалисты. Все это разнообразие специалистов позволяет помочь семье в решении самых разных проблем и ситуаций, с которыми они сталкиваются в процессе воспитания детей.
Какие объединения существуют для решения семейных проблем?
Существуют различные объединения родителей, такие как школа молодых родителей, клуб молодой семьи, сообщества одиноких отцов и матерей, а также объединения родителей инвалидов.
Какие специалисты могут быть включены в работу с семьей?
Педагог, психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования, старший вожатый, педагог-организатор, библиотекарь, воспитатели групп продленного дня могут активно включаться в работу семьи.
Какие пути взаимодействия семьи и школы в сфере воспитания?
Для взаимодействия семьи и школы в сфере воспитания существуют различные пути, включающие в себя родительские собрания, консультации родителей с педагогами и специалистами, участие в семинарах и тренингах, совместные мероприятия и т.д.
Какими характеристиками должен обладать педагог для успешного взаимодействия с семьей?
Педагог, которому необходимо успешно взаимодействовать с семьей, должен быть внимательным, терпеливым, уметь слушать и понимать родителей, иметь знания и умения в области педагогики и психологии, быть готовым к сотрудничеству и поддержке семьи.
Какой подход к взаимодействию семьи и школы является наиболее эффективным?
Наиболее эффективным подходом к взаимодействию семьи и школы является активное включение педагогов, психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, старших вожатых, педагогов-организаторов, библиотекарей, воспитателей групп продленного дня в работу с семьей.
Какую роль играет семья как субъект педагогического взаимодействия?
Семья является основным субъектом педагогического взаимодействия, так как это первичная социальная среда, в которой ребенок проводит большую часть времени и получает основные знания, навыки и ценности. Семья несет ответственность за воспитание и развитие ребенка, а педагогическое взаимодействие с семьей позволяет создать благоприятные условия для его обучения и роста. Через семейное воспитание передается культурный опыт, формируются нравственные принципы и ценности, развивается самоопределение и социальные навыки.