Логический анализ произведений детективного жанра.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Логика
  • 18 18 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 04.05.2009
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Логический анализ произведений детективного жанра
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Э. Фандорин – специалист (если судить по многочисленным характеристикам) в сфере “сыскной дедукции”. Это – второе. В-третьих, он сторонник криминологической науки (“уши у каждого человека неповторимы и изменить их невозможно”), мастер “изысканных гипотез” и “ошеломляющих версий”. У Эраста Петровича (в-пятых) странные методы ведения расследования: то он дерётся на мечах, то хлопает ни с того ни с сего в ладоши, то выводит на рисовой бумаге иероглифы, то барахтается в наполненной колотым льдом ванне. Вообще сам Б. Акунин предпосылает своему литературному проекту такую фразу: “Памяти девятнадцатого столетия, когда литература была великой, вера в прогресс безграничной, а преступления раскрывались и совершались с изяществом и вкусом”. Очень важны именно те слова автора, где говорится “об изяществе и вкусе”. К сказанному стоит добавить следующее. Фандорин – личность. Точно такая же, как Мегрэ Сименона. Или Вульф Стаута.
Привечает ли Эраст Петрович логику? Вне всяких сомнений, как и любой прогрессист девятнадцатого века. Вера в грядущее благополучие человечества постоянно требовала всё новых жертв в виде разного рода теорий и взглядов. Как же в этом ряду без логики, которая со времён Джона Стюарта Милля стала настольной книгой как студентов университетов, так и “всей мыслящей России”. Однако особенность “фандоринской” логики заключается в том, что она мгновенно теряет свою абсолютность, если это требуется по ходу сюжета. Вот, например, известный роман “Декоратор”. Фандорин находит убийцу десятков безвинных жертв, более того, сам убивает его. Всё логично, всё в рамках прогрессистских теорий века. Зло должно быть наказано. Но ведь именно на этой стадии герой терпит крах: от него уходит любимая женщина, которая не может простить убийства. По её мнению, убийцу нужно лечить (это уже позиция века двадцатого), но никак не убивать. Таким образом, логика Фандорина оборачивается крупными личными потерями, а значит, она не всесильна.
Уже стало общей фразой утверждение, что Фандорин есть литературный “слепок” российской действительности девятнадцатого века. Его действия – некий римейк уже состоявшихся сюжетов и таких же героев. Он “входит” в русскую литературу как нож в масло. Однако есть и существенное отличие: Фандорин многолик, как Шива, причём та или иная его ипостась выходит на первый план с такой же непредсказуемостью, с какой он формулирует свои блестящие гипотезы относительно того или иного преступления.
Логика действий Фандорина обосновывает всё что угодно, но только не банальный триллер. Хотя элементы последнего всегда можно найти на страницах романов писателя. Фандорин в каком-то смысле фигура отстранённая от самой российской действительности – именно потому, что он “герой”, “идеальный тип”, социальные связи которого неочевидны. В пользу данного утверждения может служить даже такой факт, как “типология детективов”, предложенная Б. Акуниным. В самом деле, “Азазель” – конспирологический детектив, “Турецкий гамбит” – шпионский детектив, “Левиафан” – герметичный детектив, а ещё детективы мистические, этнографические и так далее. Как ни странно, нет “деревенского” детектива, хотя данная тема для России девятнадцатого века – ключевая. Нет детектива революционного, или промышленного. Хотя, может быть, всё дело в том, что автор – салонный шалопай, эпатирующий публику крутыми сюжетами, взятыми “напрокат” из отечественной и западноевропейской литературы? Да нет, ничего похожего. Именно отстранённость от животрепещущих тем российской действительности даёт Б. Акунину возможность выстраивать легко читаемые сюжеты, виртуозно формализовать рассуждения, формировать немыслимые развязки.
Акунинская проза производит впечатление эклектического смешения не только стилей, но и формально-логических подходов. Автора нельзя назвать писателем, строго следующем в фарватере методологии кого-либо из видных классиков современности: будь то Ж. Сименон или А. Кристи. У Б. Акунина просматриваются как социальные страницы, так и исторические реминисценции, как элементы ужасов а-ля Фредди Крюгер, так и сентиментальные поиски самого себя в этом “бушующем мире”. Симбиоз не предполагает логики, тем не менее страницы произведений Б. Акунина строго логичны. В чём же секрет? Именно в талантливой многоплановости как содержательной, так и формальной сторон анализируемых произведений. Вот, к примеру, роман “Пелагия и белый бульдог”. Здесь и лирические описания природы, блестящие сами по себе. Присутствует тонкое знание такого деликатного предмета, как специфика религиозного служения, религиозной службы, религиозной жизни вообще. Чего стоит один только образ владыки Митрофания. В романе обнаруживается жизнь дворянской усадьбы, прелести которой поданы совсем в тургеневском духе, социальное прожектёрство выдано в том же прогрессистском контексте, как и идеи Солженицына, до сих пор пытающегося обустроить Россию. И здесь же – мрачный сюжет о непрекращающихся убийствах, в центре расследования которых стоит образ женственной и милой матушки Пелагии. А ещё в романе присутствует “чеченский след”, неофрейдистские намёки и так далее. Вроде бы намешано (а перечислено далеко не всё) неисчислимо. Читатель должен теряться во внешне вне логичных формах. А на деле всё оказывается подогнанным столь же прочно и мастеровито, как сшит сам сюжет. Странная вещь, напоминающая известную сентенцию о безобразном, степень которого может быть столь велика, что оно незаметно превращается в прекрасное. Это к тому, что внелогичное может быть столь впечатляющим, что превращается в свою противоположность: строго формализованный текст.
Заключение

Нельзя отрицать, что в детективном жанре буквально всё имеет смысл и может быть адекватно оценено читателем. То есть и сам ход авторского рассуждения, и соответствующие диалоги, даже описание природы и психологические характеристики тех или иных персонажей. Однако суть и смысл детектива – и именно в этом аспекте такого рода труды наиболее близки в содержательном смысле формальной логике – в аргументации, доказательстве, опровержении и сопутствующих элементах формального характера.
Подводя итоги, нужно особо выделить констатацию диалектической связи между понятиями “криминальное” и “формально-логическое”. Хотя та же формальная логика применительно к диалектике формирует своё неоднозначное отношение. Всё дело в том, что в контекст постоянно врывается не менее важное понятие – творчество. И здесь без диалектики не обойтись. Например, для юриста особенно важна эта констатация, так как разделять понятия, видеть их связь – это двуединая задача, решать которую приходится фактически ежедневно. Возьмём в качестве примера одну из элементарных задач, предложенных американским автором: “Одного человека судили за участие в ограблении, обвинитель и защитник в ходе заседания заявили следующее. Обвинитель: Если подсудимый виновен, то у него был сообщник. Защитник: Неверно! Ничего хуже защитник сказать не мог. Почему?” Ответив на поставленный вопрос, мы ещё раз убедимся как в необходимости правильно мыслить, так и важности постоянного обращения к царице доказательств – логике.


Литература

Акунин Б. «О творчестве» \\ Литературная критика и словесность – М., публикация 1993г.;
Акунин Б. «Пиковый валет» \\ Литературная критика и словесность – М., публикация 1993г.;
Акунин Б. «Статский советник» - М., изд. «Эксмо», 2007г.;
Буало и Нарсежак «Та, которой не стало» – М., изд. «Эксмо», 2003г.;
Кроче Б. Язык русской культуры – М., изд. «Просвещение», 1988г.;
Сименон Ж. «Мегрэ и бродяга» - М., изд. «Эксмо», 2005г.;
Сименон Ж. «Неизвестные в доме» – М., изд. «Астрель», 2001г.;
Симонов К.Н. Логический анализ мышления – М., изд. «Просвещение», 2006г.;
Рекс Стаут «Слишком много женщин» – М., изд. «Флюид», 2006г.;
Чандлер Р. Сборник романов – М., изд. «Рипол классик», 1999г.;
Washington Profile \\ Independent critics – U., 1994.;









Симонов К.Н. Логический анализ мышления – с. 103-111
Буало и Нарсежак “Та, которой не стало”

Симонов К.Н. Логический анализ мышления – с. 231
Чандлер Р. Сборник романов – с. 70
Washington Profile \\ Independent critics – p.21
Симонов К.Н. Логический анализ мышления – с. 279
Ж. Сименон «Мегрэ и бродяга» - с. 43

Ж. Сименон “Неизвестные в доме” – с. 189
Кроче Б. Язык русской культуры – с. 46
Рекс Стаут “Слишком много женщин” – с. 259
Б. Акунин «Пиковый валет» \\ Литературная критика и словесность – с. 14
Б. Акунин «О творчестве» \\ Литературная критика и словесность – с. 12
Б. Акунин «Статский советник» - с. 11

Симонов К.Н. Логический анализ мышления – с. 316












3

Литература

1.Акунин Б. «О творчестве» \\ Литературная критика и словесность – М., публикация 1993г.;
2.Акунин Б. «Пиковый валет» \\ Литературная критика и словесность – М., публикация 1993г.;
3.Акунин Б. «Статский советник» - М., изд. «Эксмо», 2007г.;
4.Буало и Нарсежак «Та, которой не стало» – М., изд. «Эксмо», 2003г.;
5.Кроче Б. Язык русской культуры – М., изд. «Просвещение», 1988г.;
6.Сименон Ж. «Мегрэ и бродяга» - М., изд. «Эксмо», 2005г.;
7.Сименон Ж. «Неизвестные в доме» – М., изд. «Астрель», 2001г.;
8.Симонов К.Н. Логический анализ мышления – М., изд. «Просвещение», 2006г.;
9.Рекс Стаут «Слишком много женщин» – М., изд. «Флюид», 2006г.;
10.Чандлер Р. Сборник романов – М., изд. «Рипол классик», 1999г.;
11.Washington Profile \\ Independent critics – U., 1994.;

Вопрос-ответ:

В чем заключается особенность логического анализа произведений детективного жанра?

Логический анализ произведений детективного жанра заключается в выявлении логических связей, последовательности событий и отгадывании загадок, основываясь на информации, предоставленной автором.

Что делает Литература Э. Фандорин специалистом в сфере сыскной дедукции?

Литература Э. Фандорин является специалистом в сфере сыскной дедукции благодаря своим многочисленным характеристикам и умению логически мыслить.

Какие особенности характерны для Эраста Петровича в детективных произведениях?

Эраст Петрович проявляет странные методы ведения расследования, иногда дерется на мечах и хлопает ни с чем не бывало, что делает его персонажем интересным и непредсказуемым для читателя.

Чему придает значение Литература Э. Фандорин в расследованиях?

Литература Э. Фандорин придает большое значение ушам каждого человека, так как считает их неповторимыми и невозможными для изменения, что помогает ему разрабатывать мастерские гипотезы и версии при расследовании дел.

Почему люди интересуются логическим анализом детективных произведений?

Люди интересуются логическим анализом детективных произведений, потому что такой анализ помогает развивать логическое мышление, способность анализировать информацию, находить скрытые связи и решать загадки, что может быть полезно и в реальной жизни.

Какие характеристики делают Литературу Э. Фандорина специалистом в сфере сыскной дедукции?

Литература Э. Фандорина обладает множеством характеристик, которые делают его специалистом в сфере сыскной дедукции. Во-первых, он второй по гениальности после Шерлока Холмса. Во-вторых, он является сторонником криминологической науки, что позволяет ему применять научные методы в своих расследованиях. В-третьих, он обладает уникальными слухом, которые невозможно изменить, и это помогает ему замечать даже самые мелкие детали. В-четвертых, он мастер изысканных гипотез и ошеломляющих версий, что позволяет ему развивать нетрадиционные подходы к расследованию.

Какой стиль ведения расследования использует Эраст Петрович в произведениях?

Эраст Петрович, главный герой произведений, использует странные методы ведения расследования. Иногда он дерется на мечах с преступниками, иногда хлопает дверьми, чтобы привлечь внимание, иногда пускает дымовую шашку, чтобы запутать противника. Он известен своим эксцентричным поведением и необычными подходами, что делает его уникальным детективом.

Какие особенности слуха есть у Литературы Э. Фандорина?

У Литературы Э. Фандорина есть уникальные особенности слуха. Его уши неповторимы и невозможно изменить их. Благодаря этому, он может заметить даже самые тонкие звуки и звуковые следы, что помогает ему в расследовании и раскрытии преступлений.

В чем проявляется гениальность Литературы Э. Фандорина?

Гениальность Литературы Э. Фандорина проявляется во многих аспектах. Он второй по гениальности после Шерлока Холмса и обладает уникальным интеллектом. Он способен соорудить сложные логические цепочки, находить скрытые зависимости и разрабатывать гениальные методы расследования. Это делает его не только превосходным детективом, но и великим мастером головоломок.

Какие характеристики в сфере сыскной дедукции указывают на то, что Эркст Фандорин - специалист?

Эркст Фандорин является специалистом в сфере сыскной дедукции по многим характеристикам. Во-первых, он является сторонником криминологической науки, что делает его подготовленным и информированным в области преступления и предполагаемых действий преступника. Во-вторых, он способен разработывать сложные гипотезы и версии, что свидетельствует о его умении анализировать информацию и делать выводы. В-третьих, у него развиты уши, которые позволяют ему услышать даже самые тихие звуки, что является необходимым навыком для раскрытия преступлений. Все эти характеристики делают Фандорина истинным профессионалом в области детективных расследований.

Какие методы ведения расследования использует Эркст Фандорин?

У Эркста Фандорина есть свои собственные особенные методы ведения расследования. Во-первых, он иногда предпочитает действовать по своим интуитивным подсказкам и выполнять шокирующие действия для достижения своих целей. В одних случаях он мог быстро дерься на мечах, а в других случаях - умело хлопать в ни с. Такие странные методы иногда помогают ему прийти к правильному решению и раскрыть преступление. Фандорин - мастер изысканных гипотез и ошеломляющих версий, и его необычные методы ведения расследования являются его отличительной чертой.

Что делает уши Эркста Фандорина неповторимыми и невозможно изменить их?

Уши у каждого человека неповторимы и невозможно изменить их. Относительно ушей Эркста Фандорина это значит, что у него развито слуховое восприятие на очень высоком уровне. Он способен услышать даже самые тихие звуки, что становится очень ценным навыком в процессе раскрытия преступлений. Благодаря развитым ушам Фандорин может замечать детали, которые могут остаться незамеченными для других, и использовать эту информацию в своих расследованиях.