- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. К сообществу, основанному на ценностях: объединение Европы и европейская идентичность
2. Расширение на восток и социальное измерение европейской интеграции: вызов или новые возможности?
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления
Социальная политика является одной из тех областей, где такие проекты осуществляются наиболее активно.
Но, по оценкам специалистов, влияние ЕС на формирование пост-коммунистической социальной политики оказалось все же значительно слабее воздействия программ Мирового Банка, что во многом обусловило ориентацию региона на неолиберальные стратегии, основанные на сокращении роли государства и возрастании роли рынка в социальном обеспечении. Наряду с государственным пенсионным страхованием в четырех странах региона (Польше, Латвии, Эстонии, Венгрии) уже введены системы фондированных пенсий и системы частного страхования. В Чехии и Словении, с другой стороны, решили ориентироваться на укрепление государственных схем и увеличение пенсионного возраста. В области здравоохранения в последнее десятилетие также отмечались черты децентрализации и приватизации: появление частной врачебной практики и частного страхования, передача больниц в ведение местных властей(11;c.34).
Рыночные реформы в Центральной и Восточной Европе сопровождались снижением заработной платы и других доходов населения, усилением социального неравенства. Так что достижение ощутимых результатов в борьбе с бедностью и социальным отторжением, определенной Европейским Советом в Лиссабоне в марте 2000 г. одной из основных целей европейской политики, после расширения как минимум усложнится. Кроме того, новое расширение грозит обострением старых проблем на коммунитарном уровне: после присоединения к ЕС острее станут проблемы региональных диспропорций и реформирования обширного аграрного сектора. Возникнут и новые проблемы, связанные с нелегальными рынками рабочей силы и этнической дискриминацией (причем западных исследователей в первую очередь интересует положение цыганского населения, а проблем русскоязычного и других меньшинств в странах Прибалтики они касаются в меньшей степени).
Нерешенные задачи в сфере борьбы с бедностью, являющейся аккумулятором всех проблем в социальной сфере, могут привести к значительному перераспределению средств структурных фондов ЕС, а также к значительным миграционным потокам в будущем, что, вероятно, приведет к обострению отношений между государствами (в этой связи употребляется даже термин «политика «доведи до нищеты моего соседа»).
Поэтому такое большое внимание в связи с расширением уделяется проблеме миграции. Миграция рабочей силы с востока будет сдерживаться введением семилетнего переходного периода, в течение которого ограничивается свобода передвижения трудоспособных граждан всех стран, вступивших в ЕС. В течение нескольких лет будет действовать прежняя система, по которой все желающие работать в 15-ти государствах Евросоюза должны будут получить специальное разрешение на работу. Правда, будет действовать «правило предпочтения», согласно которому граждане новых государств-членов должны иметь преимущество по отношению к гражданам стран, не входящим в Евросоюз. Только первые два года нынешние члены ЕС имеют право допускать рабочих из стран ЦВЕ по своим национальным законам, а не по правилам Сообщества о свободном перемещении. В дальнейшем же они смогут сохранять ограничения только при наличии серьезных диспропорций на рынке рабочей силы. Кроме того, гражданам новых государств-членов уже предоставлена возможность открывать собственные компании и предоставлять услуги на всей территории ЕС.
Согласно большинству исследований, воздействие на рынок рабочей силы ЕС миграции с востока все-таки будет ограниченным. К тому же, основная часть рабочих-мигрантов будет сконцентрирована только в нескольких государствах (главным образом в Германии – около двух третей всего потока, и в Австрии – более 10%). Оценки потенциала миграции расходятся, особенно относительно первых лет после вступления новых стран (называются цифры от 70,000 до 335 тыс. человек). Согласно прогнозам, доля мигрантов из стран ЦВЕ в населении Евросоюза составит 1,1%, то есть 3,9 млн. человек к 2030 г(11;c.76).
В долгосрочной перспективе экономисты признают опасность увеличившейся мобильности населения, ведущей к потере налоговой базы, или даже к «налоговой конкуренции» между странами, поскольку граждане смогут регистрировать свои доходы там, где налоги меньше, что сократит способность некоторых государств финансировать социальные программы.
Безусловно, возникнут проблемы, связанные и с координацией работы схем социальной защиты между старыми и новыми членами ЕС, но их масштаб во многом будет зависеть от уровня миграции рабочей силы.
Странам ЦВЕ после вступления в Евросоюз придется столкнуться с трудностями прежде всего связанными с обеспечением свободы движения рабочей силы, капитала и услуг в рамках единого рынка. В связи с расширением, одной из проблем развития частных схем пенсионного страхования этих стран является определение регуляционной функции государства и необходимость обеспечения свободы движения капитала в этой сфере.
Целый ряд проблем для здравоохранения связан со свободой движения пациентов и услуг. Прежде всего, они обусловлены тем, что расходы на услуги здравоохранения в старых государствах ЕС намного выше, чем в новых. Это может повлечь за собой отрицательные последствия из-за более низкого потенциала здравоохранительных систем новых членов ЕС, на которые ляжет большая нагрузка. Но в то же время они смогут получить и преимущество, предоставляя качественные и более дешевые услуги пациентам из других стран. С другой стороны, возникшие возможности получить работу за границей и значительная разница в размере заработной платы может привести к «утечке мозгов» и, таким образом, к недостатку специалистов в новых странах-членах ЕС.
Существует и косвенная опасность для социальной сферы новых членов Евросоюза, связанная с подготовкой к вступлению в Экономический и Валютный Союз, а, следовательно, необходимостью соответствия критериям конвергенции и принципам Пакта стабильности и роста. Правительства этих стран, также как и многие правительства нынешних 15-ти государств-членов, могут попытаться сократить социальные расходы, переложив издержки на частный сектор, который из-за своей ориентации на рыночные правила не ставит своей целью равный доступ для всех граждан к услугам социальной сферы.
Заключение
Относительно реализации социальной политики на уровне ЕС, важно отметить, что из-за сложной структуры Евросоюза и его институтов, конфликта интересов как между, так и внутри различных институтов, а также национальных интересов государств-членов, всеобъемлющего общего взгляда на социальную политику ЕС достичь до сих пор было невозможно. Теперь сделать это будет еще труднее. Принятие решений в ключевых областях социальной политики в Европейском Совете требует применения принципа единогласия, что еще более осложнит этот процесс после присоединения еще десяти стран. Однако, для облегчения взаимодействия и обмена опытом государств в социальной сфере на саммите в Лиссабоне в 2000 г. был введен новый инструмент – открытый метод координации, и будущие члены ЕС сразу же стали принимать участие в его осуществлении.
Для социального измерения европейской интеграции возможности расширения на восток совсем не так очевидны как перспективы в сфере экономики. Единственное, что несомненно - опыт последнего расширения еще раз доказывает возросшую значимость этой сферы в процессе «европейского строительства», а также огромную опасность, которую таит в себе игнорирование социальных проблем. И хотя во многом последствия расширения для социальной сферы можно только прогнозировать, можно также ожидать, что основным методом успешной реализации коммунитарной социальной политики будет координация действий всех государств ЕС.
Список литературы
Бусыгина И., Региональная политика Европейского Союза и возможности использования ее опыта для России, Доклады Института Европы N17, Москва, 2006
Европейский опыт решения региональных проблем: глава//Монография «Модели социально-экономического развития ЕС»; под ред. В.П. Гутника. – М.: ИМЭМО РАН, 2007.
Испания в Европейском Союзе. – М.: Огни, 2003.
Конституционализм и парламентаризм в Европе: глава в сборнике ИВИ РАН., под ред. Проф. С.П. Пожарской – М.: Наука, 2007.
К вопросу о теории регионального развития: доклад// Сборник материалов конференции «Проблемы федерализма и регионализма в Европе», апрель 2007 г. – М.: ИВИ РАН, 2007.
Ландабасо Ангуло А.И., Коновалов А.М. Терроризм и этнополитические конфликты. 2 тома. – М.: Изд-во Огни, 2004.
Ландабасо Ангуло А.И. Средиземноморье после Ирака. – М.: Огни, 2004.
Ландабасо Ангуло А.И. Страна Басков. Свой путь в Европу. Европейский опыт решения региональных проблем. – М.: ИМЭМО, 2006.
Мировая экономика и международные экономические отношения: глава /Под ред чл.-кор. РАН, д.э.н. Р.И. Хасбулатова. – М.: Гардарики, 2006.
Между сепаратизмом и автономией. Региональные и этнические партии в Европейской политике: глава (Институт Европы РАН) М.: Огни ТД,2006.
Навстречу Европе: Сборник статей / под ред. доц. А.А.Касьяновой. Томск: Томский государственный университет, 2005. – 133 с.
Проблемы решений региональных вопросов: опыт ЕС: статья//Сборник «Проблемы расширения ЕС – 2007 г.»; под ред. Т.П. Пархалиной. – М.: ИНИОН РАН, 2007.
Региональные проблемы ЕС: статья// Сборник под ред. И.М. Супоницкой. – М.: ИВИ РАН. 2007.
Роль и место ЕП в Современной Европе: глава// Сборник ИЕ РАН. – М.: Огни, 2004.
Ситуация на Балканах: 2007 г. (новые черты международных отношений в Средиземноморье: статья// Сборник ИЕ РАН; Под ред. Н.А. Ковальского. – М., 2007.
Теория регионалистики, европейский опыт, федерализм: доклад// Сборник материалов конференции «Опыт европейского федерализма», октябрь 2007 г. – М.: ИВИ РАН, 2007.
Региональное развитие как фактор европейской стабильности: статья// Сборник «Проблемы европейской безопасности». – М.: РИСИ РАН, 2007.
Экономические аспекты региональной политики в странах Европы: опыт для России, Сборник обзоров ИНИОН, Москва, 2007
2
1.Бусыгина И., Региональная политика Европейского Союза и возможности использования ее опыта для России, Доклады Института Европы N17, Москва, 2006
2.Европейский опыт решения региональных проблем: глава//Монография «Модели социально-экономического развития ЕС»; под ред. В.П. Гутника. – М.: ИМЭМО РАН, 2007.
3.Испания в Европейском Союзе. – М.: Огни, 2003.
4.Конституционализм и парламентаризм в Европе: глава в сборнике ИВИ РАН., под ред. Проф. С.П. Пожарской – М.: Наука, 2007.
5.К вопросу о теории регионального развития: доклад// Сборник материалов конференции «Проблемы федерализма и регионализма в Европе», апрель 2007 г. – М.: ИВИ РАН, 2007.
6.Ландабасо Ангуло А.И., Коновалов А.М. Терроризм и этнополитические конфликты. 2 тома. – М.: Изд-во Огни, 2004.
7.Ландабасо Ангуло А.И. Средиземноморье после Ирака. – М.: Огни, 2004.
8.Ландабасо Ангуло А.И. Страна Басков. Свой путь в Европу. Европейский опыт решения региональных проблем. – М.: ИМЭМО, 2006.
9.Мировая экономика и международные экономические отношения: глава /Под ред чл.-кор. РАН, д.э.н. Р.И. Хасбулатова. – М.: Гардарики, 2006.
10.Между сепаратизмом и автономией. Региональные и этнические партии в Европейской политике: глава (Институт Европы РАН) М.: Огни ТД,2006.
11.Навстречу Европе: Сборник статей / под ред. доц. А.А.Касьяновой. Томск: Томский государственный университет, 2005. – 133 с.
12.Проблемы решений региональных вопросов: опыт ЕС: статья//Сборник «Проблемы расширения ЕС – 2007 г.»; под ред. Т.П. Пархалиной. – М.: ИНИОН РАН, 2007.
13.Региональные проблемы ЕС: статья// Сборник под ред. И.М. Супоницкой. – М.: ИВИ РАН. 2007.
14.Роль и место ЕП в Современной Европе: глава// Сборник ИЕ РАН. – М.: Огни, 2004.
15.Ситуация на Балканах: 2007 г. (новые черты международных отношений в Средиземноморье: статья// Сборник ИЕ РАН; Под ред. Н.А. Ковальского. – М., 2007.
16.Теория регионалистики, европейский опыт, федерализм: доклад// Сборник материалов конференции «Опыт европейского федерализма», октябрь 2007 г. – М.: ИВИ РАН, 2007.
17.Региональное развитие как фактор европейской стабильности: статья// Сборник «Проблемы европейской безопасности». – М.: РИСИ РАН, 2007.
18.Экономические аспекты региональной политики в странах Европы: опыт для России, Сборник обзоров ИНИОН, Москва, 2007
Вопрос-ответ:
Какие ценности лежат в основе объединения Европы и европейской идентичности?
Основные ценности, лежащие в основе объединения Европы и европейской идентичности, включают в себя демократию, свободу, права человека, мир, справедливость, солидарность и многообразие культур и языков.
Какое влияние оказало расширение Евросоюза на восток на европейскую интеграцию?
Расширение Евросоюза на восток представляло как вызовы, так и новые возможности. С одной стороны, оно привело к увеличению числа стран-членов и сложности принятия решений. С другой стороны, расширение открыло новые рынки и создало потенциал для экономического роста и развития восточных стран Европы.
Какое влияние Евросоюз оказывает на формирование социальной политики в пост-коммунистических странах?
Влияние ЕС на формирование социальной политики в пост-коммунистических странах оказалось значительно слабее, чем ожидалось специалистами. В целом, ЕС предоставляет финансовую поддержку и экспертные знания, но реализация социальной политики все еще остается национальной компетенцией каждой страны-члена.
Какую роль играет социальная политика в Евросоюзе?
Социальная политика является одной из областей, где проекты Евросоюза осуществляются наиболее активно. Она направлена на обеспечение равенства, социальной справедливости, защиты прав работников и создания благоприятной среды для социального развития граждан Европы.
Какое значение имеет европейская идентичность в Евросоюзе?
Европейская идентичность является основой для социальной, политической и экономической интеграции в Евросоюзе. Она способствует формированию общественного единства, обеспечивает солидарность между странами-членами и поддерживает ценности, на которых основано европейское сообщество.
Какие основные ценности лежат в основе европейской идентичности?
Основными ценностями европейской идентичности являются демократия, права человека, свобода, равенство, правовое государство, многообразие культур и толерантность.
Какое влияние имеет расширение Евросоюза на восток на социальное измерение европейской интеграции?
Расширение Евросоюза на восток имеет как вызовы, так и новые возможности для социального измерения европейской интеграции. С одной стороны, расширение помогло разработать и внедрить новые социальные политики и стандарты в странах Восточной Европы. С другой стороны, эти страны столкнулись с рядом социальных проблем и неравенств, вызванных переходом к рыночной экономике и интеграции в Европейский союз.
Какие виды противоречий существуют в Евросоюзе сегодня?
В Евросоюзе существуют различные виды противоречий. Одно из главных противоречий связано с распределением власти между центром и регионами. Другое противоречие связано с различиями в экономическом развитии и социальной политике разных стран-членов. Еще одно противоречие возникает в связи с вопросами иммиграции и беженцев, где разные страны имеют разные точки зрения и интересы. Внутри Евросоюза также существуют противоречия между различными политическими партиями и националистическими движениями.
Какое влияние оказывает ЕС на формирование социальной политики в пост-коммунистических странах?
Влияние ЕС на формирование социальной политики в пост-коммунистических странах оказалось значительно слабее воздействия. Хотя ЕС активно проводит проекты в области социальной политики, специалисты отмечают, что он не смог полностью изменить системы социальной защиты и добиться существенных улучшений. Влияние ЕС ограничивается, в основном, нормативной базой и финансовой поддержкой, однако реализация политик в данной области остается национальной компетенцией.
Какие формы противоречий существуют между Евросоюзом и его ценностями и европейской идентичностью?
Существуют различные формы противоречий между Евросоюзом и его ценностями и европейской идентичностью. Некоторые из них включают рост национализма и сепаратизма в некоторых странах, сопротивление принятию общеевропейских норм и ценностей, а также нарушение прав человека и принципов правового государства в некоторых странах-членах.