Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 32 32 страницы
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 01.05.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические основы игровой деятельности детей дошкольного возраста
1.1.Игра в психолого-педагогической литературе
1.2.Игра – ведущий вид деятельности дошкольников
1.3.Особенности сюжетно-ролевой игры
1.4.Влияние игры на развитие детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Развитие игровой деятельности у детей
2.1. Предпосылки игровой деятельности
2.2. Развитие игровой деятельности
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Как же разрешается это противоречие? Оно может разрешиться только в игровой деятельности.
Д.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин объясняют это тем, что игра не является продуктивной деятельностью, ее мотив лежит не в ее результате, а в содержании самого действия.
Игровые действия возникают у ребенка путем наблюдения деятельности взрослых и переноса. В ходе развития игры возникают два типа переноса. В одних случаях освоенное действие переносится в другие условия. Например, научившись причесывать себя, ребенок начинает расческой причесывать куклу, игрушечную лошадку, медведя. В других случаях действие переносится на какие-то предметы – заместители реальных предметов. Например, ребенок причесывает куклу не расческой, а деревянной палочкой. Или сначала укладывает спать только куклу, а позднее медведя, собачку, палочку, кубик и все равно приговаривает: «Бай, бай».
Типичным для употребления замещающих предметов в игре является то, что неоформленные предметы (палочки, щепочки, кубики) вносятся в игру как дополнительный материал к сюжетным игрушкам (куклам, животным) и выступают как средства выполнения того или иного действия с основными сюжетными игрушками.
В самом начале игра представляет собой элементарное действие с одним предметом.
Это действие может повторяться много раз. Такое же элементарное одноактное действие может производиться с различными игрушками: меняются объекты действий, а само действие повторяется без изменений, меняются игрушки, с которыми действует ребенок, но действие остается тем же, не усложняется, строение его не меняется.
Следующую ступень в развитии сюжета представляют игры, состоящие из ряда различных элементарных действий, еще не связанных между собой, но которые когда-то раньше производились. Например, игра с куклой (кормят, заворачивают, укачивают). Лишь к концу раннего детства можно наблюдать отдельные игры, отражающие такую цепочку действий.
В раннем возрасте ребенок открывает для себя назначение многих предметов человеческой материальной и духовной культуры и начинает действовать с ними по-человечески.
У ребенка формируется предметная деятельность. Ее отличие от простого манипулирования окружающими предметами, характерного для детей младенческого возраста, состоит в том, что действия и способы обращения ребенка с предметами начинает подчиняться функциональному назначению данных предметов в жизни культурного человека. Полуторагодовалый – двухлетний малыш с ложкой, мячом, книгой, стульчиком действует совершенно иначе, чем шести-восьми месячный ребенок, т.е. активность ребенка более старшего возраста с этими предметами носит более осмысленный характер, соответствующий их общекультурному назначению.

2.2. Развитие игровой деятельности
Представление о большинстве предметов домашнего обихода, способах их использования дети осваивают на втором году жизни. Возникающая на этой основе предметная деятельность постепенно заменяет собой естественные, природой и устройством организма обусловленные движения ребенка. К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована, по крайней мере в отношении тех предметов домашнего обихода, которыми ребенок пользуется.
В отличие от младенца - ребенка раннего возраста начинают гораздо больше интересовать новые вещи. Если младенец, получив их в руки, начинает просто манипулировать ими, то ребенок двух-трех лет, прежде всего, приступает к детальному изучению, и только после этого обращается к использованию предмета в своей практической деятельности. Ребенок раннего возраста сначала должен выяснить функциональное назначение вещи, прежде чем употреблять ее, поэтому он часто задает окружающим вопрос «что это?», рассчитывая в ответ получить как раз такую информацию.
С первого полугодия второго года жизни дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых: куклу малыши укладывают спать, кормят ее, водят на прогулку, везет машинку, коляску, моет, чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу, стирает и т.д.
В возрасте около трех лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому изображению.
Благодаря совершенствованию символической функции, дети не только используют в игре предметы по их прямому назначению, но и подчиняют функциональное употреблению предмета своим идеям и замыслу игры. Однако в этом возрасте функциональное назначение предмета устанавливается еще с ориентации на его физические качества и свойства.
В раннем возрасте возникает и получает развитие индивидуальная предметная, в том числе символическая игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего игрушками, причем не просто манипулируют ими, но и конструируют, строят из них что-либо новое. Появляются первые попытки обращения изобразительной деятельности, в форме рисования на бумаге.
На втором и третьем годах жизни развитие символического действия проявляется в том, что рисунки детей становятся более сложными. Сначала дети изображают каракули, которые могут представлять собой все, что угодно: кошку, собаку или человека, любой другой знакомый ребенку объект. На третьем году жизни рисунки детей обнаруживают уже большее сходство с изображаемым объектом.
На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры – подражания. Они представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее – с формированием у ребенка определенных личностных качеств.
Детские игры предметного плана могут быть трех типов: игра – исследование, игра – конструирование и ролевая игра. Все виды игр имеют существенное значение для развития ребенка определяя его продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии.
Непосредственное взаимодействие между детьми на первом году жизни практически не наблюдается. Десятимесячные младенцы относятся друг к другу как к живым игрушкам: что-то лепечут, проявляя живой интерес, дергают за волосы, трогают пальцами глаза и тому подобное. В возрасте около восемнадцати – двадцати месяцев у детей возникают первые непосредственные взаимодействия с партнерами по игре. Начиная с этого возраста, дети стремятся больше играть друг с другом. Однако двухлетние дети еще не в состоянии играть вместе в игры с правилами [3, с. 6-7].
Позднее появляется сюжетно – ролевая игра. Ее возникновение в жизнедеятельности детей связано с рядом обстоятельств:
Во-первых, у ребенка к этому времени должна достичь высокого развития символическая функция, он должен научиться пользоваться предметами не только по их прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры;
Во-вторых, у ребенка должна возникнуть потребность копировать действия взрослых;
В третьих, он должен научиться взаимодействовать с другими людьми – детьми и взрослыми - в игре.
В сюжетно-ролевой игре ребенок копирует способы обращения людей с предметами и способы обращения друг с другом в различных социальных ситуациях. Тем самым ребенок лучше усваивает предметные действия, формы и нормы общения, а так же ролевое поведение. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях [12, с. 10-11].
На третьем году жизни наблюдаются первые признаки формирования у детей поло-ролевого поведения через подражание. Ребенок начинает больше подражать взрослому одного с ним пола, причем своим родителям дети подражают чаще, чем другим взрослым.
В трехлетнем возрасте подражание другим уже мотивировано, оно управляется определенной целью, которую ребенок ставит перед собой.
Подражание зависит от степени уверенности ребенка в том, справляется ли он с соответствующей задачей. Дети обычно не имитируют легко или трудно воспроизводимые действия и сильно огорчаются, если подражание не удается [18, с. 22].
Игра – основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести – семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: От предметно – манипулятивных и символических до сюжетно – ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.
Определенные этапы последовательного совершенствования игр, труда и учения детей в этом возрасте можно проследить, условно разделив в аналитических целях дошкольное детство на три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний дошкольный возраст (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-6 лет). Такое деление иногда проводится в возрастной психологии для того, чтобы подчеркнуть те быстрые, качественные изменения психологии и поведения детей, которые в дошкольном детстве происходят каждые один-два года.
Младшие дошкольники играют еще, как правило, в одиночку. В своих предметных и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетно – ролевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.
Постепенно к среднему периоду дошкольного детства игры становятся совместными, и в них включается все больше детей. Главное в этих играх не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности - ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать.
Детские сюжетно – ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок достаточно хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Роли, которые воспроизводятся детьми в игре – это, как правило, или семейные роли (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь и т.п.), или воспитательные (няня, воспитательница в детском саду) или профессиональные (врач, командир, пилот), или сказочные (козлик, волк, заяц, змей). Исполнителями ролей в игре могут быть люди, взрослые или дети, заменяющие их игрушки, например, куклы.
В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно – ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых или реализуемых в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте. Многие предметы натурального характера, используемые в игре младших дошкольников, здесь заменяются условными и возникает символическая игра. Например, простой кубик в зависимости от игры и отведенной ему роли может символически представлять и различные предметы мебели, и машину, и людей, и животных.
Род игровых действий у средних и старших дошкольников только подразумевается и выполняется символически, сокращенно или лишь обозначается словами.
Особая роль в игре отводится точному соблюдению правил и отношений, например субординационных. Здесь впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки.
Кроме игр, включающих реальные практические действия с воображаемыми предметами и ролями, символической формой игровой индивидуальной деятельности является рисование. В него постепенно все более активно включаются представления и мышление. От изображения того, что он видит, ребенок со временем переходит к рисованию того, что знает, помнит и придумывает сам.
В особый класс выделяются игры – соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех.
Предполагается, что именно в таких играх формируется и закрепляется у детей дошкольного возраста мотивация достижения успеха.
В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления [16, с. 154].
Таким образом, игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.
Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.



Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы и результаты экспериментального исследования позволяют сделать вывод, что все качества, свойства личности формируются в активной деятельности в тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие.
Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.
Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.
Центральным компонентом сюжетно-ролевой игры выступает роль - соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях.
Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных.
Литература

Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание 2004, № 4. – С. 25 – 32
Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1978. № 4. С. 23 – 35
Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М., 1983
Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). – М., 1969
Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. – 1966. – 3 6. – С. 62 – 76
Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. – М., 1983
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. / Под ред. Л.А. Венгера. М., 1973
Запорожец А.В. Избр. психол. труды. – М., 1986
Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. – М., 1964
Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М., 1988
Карабанова О. Как они играют // Дошкольное воспитание, 2004. № 4. – С. 94 – 97
Комарова Т. Игра и изобразительное творчество // Дошкольное воспитание 2004. № 4. – С. 74 – 76
Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры.// Психологическая наука и образование. - М., 1996. - №3
Мойсенюк Г.О. Педагогика. - Киев, 2001
Новосёлова С. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. 2006. № 3. – С. 84 – 87
Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждения. - М., 1986
Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М., 1983
Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. – М., 1989.
Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой. – М., 1986
Солнцева О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание 2004, № 4. – С. 33 – 37
Эльконин Д.Б. Основные вопросы теории детской игры./ В сб.: психология и педагогика игры дошкольника. – М., 1966












32


1.Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание 2004, № 4. – С. 25 – 32
2.Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1978. № 4. С. 23 – 35
3.Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М., 1983
4.Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). – М., 1969
5.Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Во-просы психологии. – 1966. – 3 6. – С. 62 – 76
6.Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. – М., 1983
7.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991
8.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997
9.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошко-льников. / Под ред. Л.А. Венгера. М., 1973
10.Запорожец А.В. Избр. психол. труды. – М., 1986
11.Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. – М., 1964
12.Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М., 1988
13.Карабанова О. Как они играют // Дошкольное воспитание, 2004. № 4. – С. 94 – 97
14.Комарова Т. Игра и изобразительное творчество // Дошкольное воспи-тание 2004. № 4. – С. 74 – 76
15.Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры.// Психоло-гическая наука и образование. - М., 1996. - №3
16.Мойсенюк Г.О. Педагогика. - Киев, 2001
17.Новосёлова С. О новой классификации детских игр // Дошкольное вос-питание. 2006. № 3. – С. 84 – 87
18.Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждения. - М., 1986
19.Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и раз-витии. – М., 1983
20.Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. – М., 1990
21.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. – М., 1989.
22.Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой. – М., 1986
23.Солнцева О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание 2004, № 4. – С. 33 – 37
24.Эльконин Д.Б. Основные вопросы теории детской игры./ В сб.: психо-логия и педагогика игры дошкольника. – М., 1966

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы игровой деятельности детей дошкольного возраста описываются в главе 1?

В главе 1 описываются основные теоретические основы игровой деятельности детей дошкольного возраста, включая роль игры в психолого-педагогической литературе, выделение игры как ведущего вида деятельности дошкольников, особенности сюжетно-ролевой игры и влияние игры на развитие детей старшего дошкольного возраста.

Какие предпосылки игровой деятельности описываются в главе 2?

В главе 2 описываются предпосылки игровой деятельности у детей, включая физическое и эмоциональное развитие, социальное окружение, наличие игровых материалов и игровой обстановки, возрастные особенности и индивидуальные характеристики каждого ребенка.

Как игра влияет на развитие детей старшего дошкольного возраста?

Игра играет важную роль в развитии детей старшего дошкольного возраста. Она способствует развитию таких качеств, как воображение, творческое мышление, социальные навыки, эмоциональная интеллектуальная сфера, моторные навыки и координация движений.

Чему уделяется внимание в главе 1 в отношении игровой деятельности у детей дошкольного возраста?

В главе 1 особое внимание уделяется теоретическим основам игровой деятельности детей дошкольного возраста. Рассматривается роль игры в психолого-педагогической литературе, выделяется игра как ведущий вид деятельности дошкольников, описываются особенности сюжетно-ролевой игры и рассматривается влияние игры на развитие детей старшего дошкольного возраста.

Какие компоненты игровой деятельности детей дошкольного возраста описываются в статье?

В статье описываются теоретические основы игровой деятельности, предпосылки игровой деятельности, особенности сюжетно-ролевой игры и влияние игры на развитие детей старшего дошкольного возраста. Каждый из этих компонентов рассматривается в свете возрастных особенностей и психолого-педагогических аспектов.

Что такое игра в педагогической литературе?

В педагогической литературе игра определяется как особый вид деятельности, который характеризуется свободой, добровольностью, самостоятельностью и радостью участников.

Почему игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста?

Игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста, так как она способствует развитию всех сфер ребенка: физической, познавательной, эмоционально-личностной и социальной.

Какие особенности имеет сюжетно-ролевая игра?

Сюжетно-ролевая игра характеризуется тем, что дети в ней вживаются в роли различных персонажей, создают свои истории и игровые ситуации. Она способствует развитию фантазии, воображения, речи, а также социализации ребенка.

Как игра влияет на развитие детей старшего дошкольного возраста?

Игра играет важную роль в развитии детей старшего дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию когнитивных навыков, социальных умений, речи, физического развития, творческих способностей и эмоционально-личностного роста.