Влияние типа семейного воспитания на уровень агрессивности детей с ЗПР (задержкой психического развития)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 44 44 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 12.04.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
нет данных


Фрагмент для ознакомления

Диагностико-аналитический этап: анализ причин агрессивности, прогнозирование на будущее.
Коррекционно-аналитический этап: совместно с ребенком проводится анализ пределов своей агрессивности, формируется сознательное отношение к деструктивным действиям, анализируются игровые ситуации.
Социализирующий этап: дополнительно проводится исследование условий воспитания в семье, отношение ребенка к этим условиям, проводится анализ личностных качеств ребенка, вводятся ограничения в действиях ребенка, особенно, если они по-прежнему носят агрессивный характер. Если ребенок посещает дошкольное учреждение, проводится дополнительно анализ условий воспитания в детском саду.
Формирующий этап: использование игр, тренингов для анализа своей агрессивности. Вводятся техники самоанализа. Исследуется отношение ребенка к себе такому. Игры на формирование чувств эмпатии, сочуствия, сострадания. Родителям и педагогам предлагаются методы сублимации детской агрессии в другие виды деятельности.
Прогнозирование: составление оптимистического прогноза на будущее.
Психоаналитик в процессе работы с ребенком придерживается мнения, что агрессивность может быть и полезным качеством для ребенка: оборонительная агрессия (спасение собственной жизни), целеустремленность, настойчивость, готовность защищать не только себя, но и других. Поэтому, в отличие от других психолого-педагогических методов, психолог-психоаналитик не подавляет детскую агрессивность, а использует методы смещения агрессивности (с живых объектов на неживые), методы сублемации (перенос агрессивной энергии в спорт, труд и другую активную деятельность), методы самоанализа и самокоррекции, которые из неосознаваемых становятся сознательными действиями. Поощряется самоконтроль. Таким образом, психоаналитик не только учит ребенка социальным методам использования своей агрессивности, но и совместно с ребенком проживает весь процесс коррекции агрессивного поведения ребенка.
В психологии существуют методы, выясняющие степень агрессивности и некоторой коррекции ее: тестовые материалы, «стул размышлений», сказкотерапия и др. Однако этого бывает недостаточно, чтобы излечить ребенка от агрессии. Педагогические методы, такие как вовлечение детей в интересную деятельность, создание ситуаций, демонстрирующих ребенку уважение к нему, его мнению, исключение наблюдения отрицательных форм поведения и оценка их в случае, если ребенок все же может их наблюдать, обучение ребенка с особыми возможностями способам положительного неагрессивного поведения, а главное, постоянное внимание родителей к внутреннему миру ребенка - все это дает основания предполагать, что степень агрессивности будет снижена, если не совсем исключена. Развитие культуры эмоциональной сферы - важная задача в воспитании ребенка с задержкой психического развития. Этому и следует уделять как можно больше внимания в детском возрасте.

























Глава 3. Исследование внутрисемейных отношений и агрессивности у ребенка с ЗПР

3.1. Методы диагностики и ход исследования

После того как мы сформулировали понятие агрессивности, сложившееся в современной психологической науке, и выявили влияние внутрисемейных отношений на особенности его проявления у детей ЗПР, возможно описать ход нашего эмпирического исследования. Определенные особенности развития детей ЗПР, а также характеристика влияния внутрисемейных отношений позволяет нам сформулировать гипотезу, которая будет либо доказана, либо опровергнута в ходе практического изучения вопроса. Гипотеза в работе представлена следующим утверждением: Дисгармоничные типы семейного воспитания с авторитарными или невротичными тенденциями способствуют формированию повышенного уровня агрессии у детей с ЗПР. Для того чтобы получить данные, позволяющие судить об истинности гипотезы, нами была поставлена цель исследования – определить тип семейного воспитания и уровень агрессивности детей с ЗПР, проследить взаимосвязь выявленных показателей. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
подобрать подходящую выборку испытуемых для проведения исследования;
определить характерные для детей ЗПР формы агрессивного поведения и средний уровень агрессии с помощью методики А. Басса и И.А. Дарки;
выявить характерные для родителей испытуемых типы семейного воспитания;
проанализировать полученные данные и на их основании подтвердить или опровергнуть выдвигаемую гипотезу.
Объектом нашего исследования являются дети ЗПР, предметом же мы считаем влияние типа семейного воспитания на формирование агрессивности.
Исследование было проведено на базе ДОУ № 442 «Кораблик» г. Новосибирска с детьми ЗПР в возрасте 6 лет в кол-ве 10 человек. В исследовании участвовало 5 девочек и 5 мальчиков. Равный половой состав участников был обеспечен нами для того, чтобы исключить возможность влияния гендерных особенностей на результаты эксперимента.
Поскольку нами в гипотезе предполагается связь между типом семейного воспитания и агрессивностью, для подтверждения или опровержения гипотезы необходимыми являются замеры таких величин как уровень и формы проявления агрессивности и характерный тип семейного воспитания. Для этого нами были отобраны психологические методики, способные наиболее надежно выявить развитие перечисленных выше показателей у испытуемых. Для измерения уровня агрессивности мы применили методику Басса-Дарки, а для определения характерного типа семейного воспитания методику «Исследование психологического типа родителей».

3.2. Результаты исследования

Методика «Исследование психологического типа родителей» определяет преобладающий тип семейного воспитания. Выделяются 3 психологических типа родителей: психосоматический, невротичный, авторитарный.
Портрет родителя психосоматичного типа.
Это самая многочисленная категория родителей. У этих родителей проявляются черты, присущие родителям как первой, так и второй категорий. Эти родители эмоционально более лабильны, чем представители двух других групп. Им свойственны более частые смены полярных настроений (то радость, то депрессия, вызванная незначительным поводом). У некоторых из них в большей степени проявляется тенденция к доминированию, как и у авторитарных родителей, но отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса, как у первых и вторых. Они не устраивают скандалов и ссор, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. В поведении, как правило, проявляется нормативность. Проблема ребенка, чаще скрываемая от посторонних взглядов, переживается ими изнутри. Это объясняется тем, что канал реагирования на проблему, вызывающую фрустрирацию, у данной категории родителей переведен во внутренний план переживаний. У первых двух категорий родителей он проявляется во внешнем плане (у невротичных — слезы, истерики, у авторитарных — скандалы, агрессия, окрик). Это оказывается причиной нарушений, возникающих в психосоматической сфере, что и обусловило название этой категории родителей.
Портрет родителя невротичного (тревожно-сензитивного) типа.
Этому типу родителей свойственна пассивная личностная позиция, которую можно сформулировать следующим образом: «Уж что есть, то и есть. Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет». У родителей этой категории обычно не формируется способность к принятию проблемы ребенка и не развивается стремление к ее преодолению. Эта категория родителей чрезмерно фиксируется на отсутствии выхода из создавшегося положения, что значительно ухудшает их психологическое состояние.
Портрет родителя авторитарного (импульсивно-инертного) типа.
Эта группа родителей характеризуется активной жизненной позицией, стремлением руководствоваться своими собственными убеждениями вопреки уговорам со стороны (советам родственников или специалистов). К родителям авторитарного типа мы относим две категории. Первые, узнав о дефекте ребенка, могут от него отказаться, оставив в роддоме. Вторая категория, представленная преобладающей частью родителей, проявляет другую позицию — стойкое желание найти выход из создавшегося положения, как для себя, так и для своего ребенка. На предложение отказаться от ребенка такие родители реагируют как на личное оскорбление. Позиция родителей авторитарного типа характеризуется феноменом «вытеснения» негативных переживаний, связанных с проблемами ребенка. Это значительно оптимизирует их состояние.
В нашем исследовании поучаствовало 17 родителей (10 матерей, 7 отцов) описанных ранее детей с ЗПР. Результаты тестирования мы можем представить в диаграмме 1.


Диаграмма 1. Психологические типы воспитания ребенка
у опрошенных родителей (%)
Как видно из диаграммы 1, подавляющее большинство родителей – 10 человек (59%) имеют психосоматический психологический тип. Что является оптимальным вариантом для воспитания ребенка с ЗПР. 4 испытуемых (23%) продемонстрировали себя как невротичный тип, что требует коррекции, т.к. подобный тип родителей совершает целый ряд ошибок в воспитании. 3 родителей (17%) показали результаты авторитарных родителей, что также недопустимо и требует коррекции. Необходимо отметить, что склонность к авторитарному стилю воспитания продемонстрировали, в большей мере, матери-одиночки, имеющие дисгармоничные отношения со своими детьми. Также авторитарное отношение к ребенку имеет один отец, что, возможно, связано с его хронической алкоголизацией. К невротичному типу родительства оказались склонны матери детей из полных семей с гармоничными отношениями, как с детьми, так и с супругами. Таким образом, можно отметить, что неполные семьи, где женщинам приходится воспитывать ребенка в одиночестве, оказывают определенное влияние на формирование у них негативных авторитарных установок. В то же время благоприятные семейные отношения могут повлечь за собой некоторую невротичность у матерей.
Второй проведенной методикой был опросник Баса-Дарки. По полученным результатам поведенного опросника Басса – Дарки выявлено, что почти все исследуемые дети с задержкой психического развития доминирующей агрессивной реакцией используют шкалу № 7 - вербальную агрессию (90 %), т.е. выражать негативные чувства как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).
Испытуемые также проявляют раздражение (№ 3) и подозрительность (№ 6) – 70 % детей. Открытое применение физической агрессии (№ 1) было отражено только у двух детей (20 %).
Выявлено, что у некоторых детей показатели по подозрительности (№ 6) соотносятся с обидой (№ 5). Возможно, что для ребенка эти эмоциональные реакции взаимосвязаны и четче отражают его внутреннее состояние.
Можно сказать, что доминирование вербальной агрессии (№ 7) у детей с ЗПР отражает их внутреннее напряжение, но чувство вины и угрызения совести (№ 8) не позволяют агрессивным эмоциям проявляться в виде физической реакции (№ 1). Описанные результаты приведены нами в таблице 1.


Таблица 1
Результаты исследования агрессивности у детей ЗПР
(методика Басса-Дарки)
№ п\п
Испы-туемо-го Физичес-
кая
агрессия
(в баллах)
(10+) Косвен-
ная
агрессия
(в баллах)
(9+) Раздра-жение
(в баллах)
(11+) Негати-
визм
(в баллах)
(5+) Обидчи-вость
(в баллах)
(8+) Подозри-тельность
(10+) Верба-льная агрес-сия
(13+) Уро-вень агрес-сивнос-ти 1 8 7 9 4 7 10 12 29 2 4 5 4 4 3 3 6 14 3 9 7 8 4 5 5 13 30 4 6 4 6 5 6 6 6 18 5 7 9 9 4 5 8 10 26 6 5 4 4 5 6 9 5 14 7 10 6 8 3 4 7 8 24 8 4 6 4 5 8 8 8 16 9 6 9 11 5 7 8 10 27 10 4 6 5 5 7 5 6 15
Исходя из полученных данных, наиболее агрессивными детьми можно считать респондентов под номерами 1, 3, 5, 7 и 9. Остальные ребята (испытуемые под номерами 2, 4, 6, 8 и 10) продемонстрировали средний и низкий уровни агрессии. В табл. 2 представлены данные о соотношении уровня агрессивности испытуемых и типа семейного воспитания, характерного для родителей.
Таблица 2
Соотношение уровня агрессивности испытуемых и типа семейного воспитания, характерного для родителей
№ п\п
Испытуемого Уровень агрес-сивности Тип семейного воспитания мама папа 1. высокий невротичный психосоматический 2. низкий психосоматический - 3. высокий авторитарный - 4. средний психосоматический психосоматический 5. высокий невротичный психосоматический 6. низкий психосоматический психосоматический 7. высокий авторитарный - 8. средний невротичный психосоматический 9. высокий невротичный авторитарный 10. средний психосоматический психосоматический
Как видно из сопоставления параметров, высоким уровнем агрессии страдают те дети, родители которых имеют дисгармоничный тип воспитания (так, у 1 и 5 испытуемых невротичные мамы, у 3 и 7 испытуемых мамы склонны к авторитаризму, у 9 ребенка мама также невротична, а папа авторитарен).
Таким образом, нам удалось доказать выдвинутую в начале исследования гипотезу о влиянии дисгармоничных типов воспитания на уровень агрессивности детей с ЗПР. Поэтому можно утверждать, что дисгармоничные типы семейного воспитания с авторитарными или невротичными тенденциями способствуют формированию повышенного уровня агрессии у детей с ЗПР.
















Заключение

В этой работе мы изучали влияние типа семейного воспитания на уровень агрессивности детей с ЗПР.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам).
В семье на основе скрытых взаимовнушений и взаимовлияний создается особая атмосфера, когда даже невысказанные мысли отмечаются ребенком и, проникая в его сознание, проявляются потом в поведении.
В результате проведенного исследования можно предположить, что выявленные агрессивные реакции ребенка с ЗПР могут быть следствием дисгармоничного воспитания в семье.
«Хорошо наложенные семейные отношения — это вопрос выживания, вопрос первостепенной жизненной важности, — пишет Вирджиния Сатир. — Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами... Если семья станет тем местом, где человек получает настоящее гуманистическое воспитание, мы обеспечим себе более безопасный и человеческий мир».
Данная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Теоретическая значимость заключается в систематизации и обобщении существующих на данный этап развития психологической мысли теоретических положений по изучаемой тематике. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования как в процессе преподавания при изучении соответствующих вопросов, так и в использовании при проведении научных исследований подобной тематики.
Список использованной литературы

Беневольская Т.Б. Диагностика агрессивных проявлений в старшем дошкольном возрасте // Психологическая наука и образование. –2007. –№1. –C. 49 – 59.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2008.
Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс. СПб. : Речь, 2001.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. М. : Владос, 2008.
Демко Е.В. Организационно-педагогическая деятельность по профилактике и коррекции агрессивности детей 6-7 лет: Дис. ... канд. пед. наук. - Армавир, 2005. - 172 c.
Егошкин Ю.В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1995. - 165 c.
Истратова О.Н. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. психол. наук. - Таганрог, 1998.
Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка / Пер. с англ. — 3-е изд. СПб.: Мирт, 1999.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Изд-во «Речь», 2002. – 136 с.
Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В.И.Селиверстова. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Обухова Л.Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. М. : Жизнь и мысль, 1999.
Перминова Л.М. Психолого-педагогические основы домашнего воспитания. М. : Вече, 2002.
Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений. – M.: Владос, 2002.
Савченко Н.В. Дети с ЗПР: психолого-педагогическая характеристика. Оренбург: ОГУ, 2006. – 176 с.
Филипповских М.А. Воспитание в семье. СПб. : Нева, 2008. – 219 с.
Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В.П., 1996.
Черкасова О.В. Современная семья: проблемы и перспективы развития. Самара : Сам. ун-т, 2000.
Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз. СПб. : Речь, 2003.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицких В. Психология и психотерапия семьи. СПб. : Питер, 1999.

Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004. С. 45-47.
Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004. С. 51-54.
Егошкин Ю.В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1995. С. 36-37.
Беневольская Т.Б. Диагностика агрессивных проявлений в старшем дошкольном возрасте // Психологическая наука и образование. –2007. –№1. –C. 58.
Беневольская Т.Б. Диагностика агрессивных проявлений в старшем дошкольном возрасте // Психологическая наука и образование. –2007. –№1. –C. 50.
Там же. С. 52.
Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В.П., 1996. С. 65.

Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В.П., 1996. С. 77.
Там же. С. 84.
Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В.П., 1996. С. 91.
Там же. С. 96.
Савченко Н.В. Дети с ЗПР: психолого-педагогическая характеристика. Оренбург: ОГУ, 2006. С. 31.
Савченко Н.В. Дети с ЗПР: психолого-педагогическая характеристика. Оренбург: ОГУ, 2006. С. 58-63.
Цит. по: Филипповских М.А. Воспитание в семье. СПб. : Нева, 2008. С. 134.
Филипповских М.А. Воспитание в семье. СПб. : Нева, 2008. С. 74.
Савченко Н.В. Дети с ЗПР: психолого-педагогическая характеристика. Оренбург: ОГУ, 2006. С. 32.
Перминова Л.М. Психолого-педагогические основы домашнего воспитания. М. : Вече, 2002. С. 69.
Там же. С. 73.
Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс. СПб. : Речь, 2001. С. 91.

Савченко Н.В. Дети с ЗПР: психолого-педагогическая характеристика. Оренбург: ОГУ, 2006. С. 76.
Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В.П., 1996. С. 47.
Черкасова О.В. Современная семья: проблемы и перспективы развития. Самара : Сам. ун-т, 2000. С. 89.

Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В.И.Селиверстова. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С. 102.
Там же. С. 111.
Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В.И.Селиверстова. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С. 94.

Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В.И.Селиверстова. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С. 98.
Там же. С. 99.
Истратова О.Н. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. психол. наук. - Таганрог, 1998. С. 46.
Истратова О.Н. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. психол. наук. - Таганрог, 1998. С. 53.
Истратова О.Н. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. психол. наук. - Таганрог, 1998. С. 61.
Истратова О.Н. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. психол. наук. - Таганрог, 1998. С. 68.
Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз. СПб. : Речь, 2003. С. 152.













5

Список использованной литературы

1.Беневольская Т.Б. Диагностика агрессивных проявлений в старшем дошкольном возрасте // Психологическая наука и образование. –2007. –№1. –C. 49 – 59.
2.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2008.
3.Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс. СПб. : Речь, 2001.
4.Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. М. : Владос, 2008.
5.Демко Е.В. Организационно-педагогическая деятельность по профилактике и коррекции агрессивности детей 6-7 лет: Дис. ... канд. пед. наук. - Армавир, 2005. - 172 c.
6.Егошкин Ю.В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1995. - 165 c.
7.Истратова О.Н. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. психол. наук. - Таганрог, 1998.
8.Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
9. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка / Пер. с англ. — 3-е изд. СПб.: Мирт, 1999.
10. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Изд-во «Речь», 2002. – 136 с.
11. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В.И.Сели­верстова. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
12. Обухова Л.Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. М. : Жизнь и мысль, 1999.
13. Перминова Л.М. Психолого-педагогические основы домашнего воспитания. М. : Вече, 2002.
14.Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений. – M.: Владос, 2002.
15.Савченко Н.В. Дети с ЗПР: психолого-педагогическая характеристика. Оренбург: ОГУ, 2006. – 176 с.
16.Филипповских М.А. Воспитание в семье. СПб. : Нева, 2008. – 219 с.
17.Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В.П., 1996.
18. Черкасова О.В. Современная семья: проблемы и перспективы развития. Самара : Сам. ун-т, 2000.
19.Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз. СПб. : Речь, 2003.
20. Эйдемиллер Э.Г., Юстицких В. Психология и психотерапия семьи. СПб. : Питер, 1999.

Вопрос-ответ:

Какие данные о влиянии типа семейного воспитания на уровень агрессивности детей с ЗПР задержкой психического развития есть?

Нет данных о влиянии типа семейного воспитания на уровень агрессивности детей с ЗПР задержкой психического развития.

Какие этапы включает диагностико-аналитический процесс по анализу причин агрессивности у детей с ЗПР?

Диагностико-аналитический процесс включает в себя несколько этапов: анализ причин агрессивности, прогнозирование на будущее и коррекционно-аналитический этап.

Что включает в себя коррекционно-аналитический этап при работе с детьми с ЗПР?

На коррекционно-аналитическом этапе вместе с ребенком проводится анализ пределов его собственной агрессивности, а также формируется сознательное отношение к деструктивным действиям. Также на этом этапе проводится анализ игровых ситуаций.

Какой этап включает исследование условий воспитания в семье у детей с ЗПР?

Исследование условий воспитания в семье включается в социализирующий этап работы с детьми с ЗПР. Оно проводится дополнительно для более полного понимания влияния семейной среды на агрессивное поведение ребенка.

Какой влияние имеет тип семейного воспитания на уровень агрессивности детей с задержкой психического развития?

Научные исследования не дают однозначного ответа на этот вопрос, так как нет достаточно данных, касающихся именно детей с ЗПР задержкой психического развития. Однако известно, что семейное воспитание оказывает значительное влияние на развитие агрессивности у всех детей.

Какие этапы проходит анализ причин агрессивности у детей с ЗПР задержкой психического развития?

Диагностико-аналитический этап, на котором проводится анализ причин агрессивности и прогнозирование на будущее. Затем следует коррекционно-аналитический этап, на котором ребенок совместно с взрослыми анализирует пределы своей агрессивности и формирует сознательное отношение к деструктивным действиям. На последнем этапе, социализирующем, исследуются условия воспитания в семье и формируется позитивное отношение к правилам и общепринятым нормам поведения.

Какие методы используются на коррекционно-аналитическом этапе для анализа пределов своей агрессивности?

На коррекционно-аналитическом этапе можно использовать различные методы для анализа пределов своей агрессивности у детей с ЗПР задержкой психического развития. Один из таких методов - анализ игровых ситуаций, в которых ребенок проявляет агрессивное поведение. Также взрослые могут работать с ребенком индивидуально, помогая ему осознавать последствия своих действий и развивать альтернативные способы выражения своих эмоций.

Что включает в себя социализирующий этап, проводимый с детьми с ЗПР задержкой психического развития?

Социализирующий этап, проводимый с детьми с ЗПР задержкой психического развития, включает в себя не только работу непосредственно с ребенком, но и исследование условий воспитания в его семье. Взрослые могут провести семейные беседы, чтобы выявить особенности семейного воспитания и предложить подходящие методы управления агрессивностью. Также на данном этапе формируется позитивное отношение ребенка к правилам и общепринятым нормам поведения, что способствует его социализации в обществе.