Общий уровень креативности в социальной психологии.
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 05.05.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения креативности
1.1. Понятие креативности
1.2. Подходы к изучению креативности
1.3. Характеристики креативности
Глава 2. Эмпирическое исследование возможностей развития креативности
2.1. Программа исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложения
Список литературы
Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. - № 1.- 1995. - С. 111-131.
Ананьев Б. Г. Избр. психол. тр.: В 2 т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. Т. 1. М.: Педагогика, 1980.
Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
Брушлинский, А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение кибернетика / А.В.Брушлинский. - М.: Институт практической психологи; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. – С.35-201.
Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1969.
Григоренко Е. А., Кочубей Б. И. Исследование процесса выдвижения и проверки гипотез близнецами // Новые исследования в психологии. - 1989. - №2. - С. 15-20.
Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна вита, 1995.
Дружинин В. Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. - 1994. - № 4.
Креативность. Пути развития и тренинги. Ред. Рождественская Н.В. СПб., 2004
Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.
Перкинс Д. Н. Творческая одаренность как психологическое понятие // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Сер. Науковедение. 1988, № 4. С. 88-92.
Практический интеллект / под. ред. Р.Дж. Стернберга. - СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
Роджерс, К. Творчество как усиление себя / К.Роджерс // Вопросы психологии. – 1990. - № 2. – С.41-47.
Туник Е.Е. Диагностика творческого мышления: Креативные тесты. - М.: Чистые пруды, 2006.
Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Москва; Томск, 1996.
Приложения
Приложение 1
Фамилия________________________ Имя________________________
Возраст___________________
Дата заполнения__________________
Закончи рисунок.
На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигурки. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя получатся интересные предметы или сюжетные картинки.
На выполнение этого задания отводится 10 минут.
Постарайся придумать такую картинку или историю, которую никто другой не может придумать. Сделай её полной и интересной, добавляя к ней новые идеи. Придумай интересное название для картинки и напиши его внизу под картинкой.
Приложение 2.
Стимульный материал:
1. случайная гора долгожданная 2. вечерняя бумага стенная 3. обратно родина путь 4. далеко слепой будущее 5. народная страх мировая 6. деньги билет свободное 7. человек погоны завод 8. дверь доверие быстро 9. друг город круг 10. поезд купить бумажный 11. цвет заяц сахар 12. ласковая морщины сказка 13. певец Америка тонкий 14. тяжелый рождение урожайный 15. много чепуха прямо 16. кривой очки острый 17. садовая мозг пустая 18. гость случайно вокзал
Обработка результатов в сокращенном групповом варианте:
Оригинальность ответов оценивается исходя из всего массива данных и подсчитывается по формуле:
,
Где:
Or - оригинальность данного типа ответа;
x - количество ответов данного типа;
Хmax - максимальное количество ответов в типе.
При этом под типом ответа подразумевались однокоренные слова, несущие примерно одинаковую смысловую нагрузку.
Так, слова стремление, стремиться, устремление, стремлюсь рассматривались как слова однотипные и объединялись в один тип ответов: стремление.
Для оценки результатов тестирования людей, относящихся к контингенту менеджеров или схожему с ним, предлагается следующий алгоритм действий. Необходимо сопоставить ответы испытуемых с имеющимися типичными ответами и при нахождении схожего типа ответа присвоить данному ответу оригинальность, указанную в списке. Если в списке нет такого типа ответов, то оригинальность данного ответа считается 1.
Индекс оригинальности подсчитывается как среднее оригинальностей всех ответов, то есть сумма оригинальностей по всем ответам делится на количество ответов. Количество ответов может не совпадать с количеством «троек слов». На некоторые тройки слов испытуемые дают два, три ответа, на некоторые - ответы отсутствуют.
Индекс уникальности, по Меднику, равен количеству уникальных ответов.
Приложение 3.
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
Контрольный список характеристик креативности
Творческая личность способна:
1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость).3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).7. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность).8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).
Приложение 4
Занятие 1. ОПИСАНИЕ ПОДТЕКСТОВ
Цель упражнения выразить не проговариваемые мотивы и чувства, или выразить словами молчаливую атмосферу в вашем доме, а также понять послания, которые содержались в атмосфере дома и были присвоены протагонисттом.
Шаги
1.Попросите участников приготовить ручку карандаш и бумагу.
2.Скажите: "Закройте глаза, расслабьтесь, отрегулируйте дыхание и дайте свободу вашему воображению и памяти. Вообразите сцену, и пусть на этой сцене будет разыграна ситуация, когда вы почувствовали, осуществлявшийся на поверхности, сильно отличались от того, что эти люди переживали внутри. Это был момент, когда вы почувствовали, что "внутреннее" и "внешнее" не были синхронизированы, заставляя вас "не верить своим глазам" или почувствовать себя в изоляции".
3.Продолжите, сказав: "Посмотрите на действующих лиц на вашей сцене. Посмотрите на их лица и позы и послушайте, что они говорят".
4.Продолжите: "Посмотрите на себя в этой сцене, и позвольте себе погрузиться в те чувства, которые она порождает".
5.Продолжите: "Существует слабый голос внутри вас, который пытается что-то сказать. Прислушайтесь к этому голосу и обратите внимание на то, что он говорит. Сделайте так, чтобы этот внутренний голос стал громче".
6.Продолжите: "На листе бумаги запишите все, что говорит этот голос, неважно имеет ли это какой-либо смысл или нет. Запишите то, что вы слышите, не пытаясь отредактировать или внести коррективы. Просто зафиксируйте, что говорит голос".
7.Попросите участников провести шэринг относительно того, что они написали, с другим доверенным лицом или с группой.
Занятие 2. ПОЗИТИВНЫЕ ПОСЛАНИЯ
Цель упражнения выявить то, что было хорошего в детстве человека и определить те места и людей, от которых исходило это хорошее.
Последовательность шагов:
1.Попросите участников группы приготовить ручку и бумагу.
2.Попросите участников схематически изобразить себя в детстве любым способом, который им покажется выразительным.
3.Скажите: "Вспомните позитивные послания, которые вы услышали, или почувствовали, когда были детьми".
4.Скажите, "Запишите эти послания в любом месте на листе бумаги. Рядом с посланием напишите, от кого оно исходило, включая вас самих".
5.Наконец, "Обсудите это с доверенным лицом или с группой, или выберете исполнителя роли, чтобы произнести эти послания лицу в любой приемлемой для вас форме".
Вариации
Мы все усваиваем позитивные послания о нас - и, хотя необходимо получить доступ к негативным посланиям, в равной степени важно выявить и положительные послания, которые представляют собой часть нашего бессознательного "Я". Положительное восприятие себя самого представляет собой жизненно необходимое условие нашего хорошего самочувствия.
Занятие 3. ЛИЧНЫЕ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ И ТАЛАНТЫ
Цель упражнения понимание и выявление наших сильных сторон и талантов и толерантности к чувствам, которые возникают при осознании наших положительных качеств, а также взять ответственность за хорошие качества и работа над ними, а также сфокусироваться на них.
Последовательность шагов:
1.Попросите участников приготовить ручку и бумагу.
2.Сажите: "Мы все обладаем качествами, которые считаем положительными. Мы иногда сосредотачиваемся на негативных сторонах и забываем о своих хороших качествах, которые мы унаследовали и развили. Перечислите некоторые из этих основополагающих качеств, которые вы пронесли через свою жизнь, и которые дают вам силы для изменения и перестройки в будущем".
3.Попросите участников выбрать любого человека в их жизни, от которого они хотели бы получить письмо с положительной оценкой собственной личность, где содержалась бы благодарность за их силу и помощь, и признание их хороших качеств. Попросите их написать это письмо самим себе, как будто они были этим лицом.
4.Попросите участников обсудить это письмо с группой или доверенным лицом, или разбившись на пары. Можно попросить участников выбрать кого-нибудь в группе, кто хотел бы, чтобы письмо было прочитано ему. Протагонист может также выбрать кого-то, кто сыграл бы его самого, когда он будет читать свое письмо, исполняя роль "дополнительного Я".
5.Вернитесь в большую группу и проведите шэринг.
Занятие 4. ИСТОРИЯ ЛИЧНОГО ИМЕНИ
Цель упражнения узнать человека с помощью истории его имени и обменяться полученной информацией.
Последовательность шагов:
1.Предложите членам группы представиться, отталкиваясь от собственного имени и обмениваясь информацией о нем. Они могут рассказать: как оно было выбрано; его этническое происхождение; меняли ли они его, или имели прозвища; любят ли они его; как им хотелось бы, чтобы его произносили и пр.
2.Лидер группы или ее члены могут задать пару соответствующих вопросов, чтобы углубить упражнение.
3.Выделить время для каждого человека, кто хотел бы исследовать свое имя.
Вариации
Это упражнение дает большой материал касательно личности человека, потому что так много информации, истории и чувств могут быть связаны с именем. Это хороший "разогрев", который ведет к глубокой психодраматической работе со всем тем, что всплывет в ходе упражнения. Участники могут выбрать кого-то для исполнения роли себя самих, используя детские прозвища, имя, которое они не любили, и пр.
Занятие 5. ИСТОРИЯ НАПИСАННОГО ИМЕНИ ЧЕЛОВЕКА
Цель упражнения понять человека через историю его имени и обсудить личностно окрашенную информацию с группой и "разогреть" ее.
Последовательность шагов:
1.Используйте большую школьную доску.
2.Предложите участникам подходить один за другим к доске и записывать свои имена. Они должны писать свое имя различным образом, в короткой и длинной форме, различными стилями, которыми они пользовались на протяжении жизни, и включить изменения имени. В результате, у каждого из них будет несколько версий написания своего имени с периода детства и до настоящего времени. Они могут обменяться своими воспоминаниями и чувствами, когда они записывают каждое из этих имен.
3.В качестве группового лидера задавайте участникам вопросы, или позвольте группе задавать вопросы, которые кажутся им релевантными или приемлемыми для более глубокого понимания личности каждого участника.
4.Поблагодарите участников и попросите их сесть.
5.Обсудите всей группой то, что обнаружилось в ходе выполнения этого упражнения.
Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1969.
Григоренко Е. А., Кочубей Б. И. Исследование процесса выдвижения и проверки гипотез близнецами // Новые исследования в психологии. - 1989. - №2. - С. 15-20.
Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна вита, 1995.
Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
Перкинс Д. Н. Творческая одаренность как психологическое понятие // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Сер. Науковедение. 1988, № 4. С. 88-92.
Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна вита, 1995.
Дружинин В. Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. 1994. № 4.
Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна вита, 1995.
Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1969.
33
1.Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. - № 1.- 1995. - С. 111-131.
2.Ананьев Б. Г. Избр. психол. тр.: В 2 т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. Т. 1. М.: Педагогика, 1980.
3.Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
4.Брушлинский, А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение кибернетика / А.В.Брушлинский. - М.: Институт практической психологи; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. – С.35-201.
5.Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1969.
6.Григоренко Е. А., Кочубей Б. И. Исследование процесса выдвижения и проверки гипотез близнецами // Новые исследования в психологии. - 1989. - №2. - С. 15-20.
7.Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна вита, 1995.
8.Дружинин В. Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. - 1994. - № 4.
9.Креативность. Пути развития и тренинги. Ред. Рождественская Н.В. СПб., 2004
10.Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.
11.Перкинс Д. Н. Творческая одаренность как психологическое понятие // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Сер. Науковедение. 1988, № 4. С. 88-92.
12.Практический интеллект / под. ред. Р.Дж. Стернберга. - СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
13.Роджерс, К. Творчество как усиление себя / К.Роджерс // Вопросы психологии. – 1990. - № 2. – С.41-47.
14.Туник Е.Е. Диагностика творческого мышления: Креативные тесты. - М.: Чистые пруды, 2006.
15.Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Москва; Томск, 1996.
Вопрос-ответ:
Что такое креативность?
Креативность - это способность к мышлению и действию, которая приводит к созданию новых и оригинальных идей, концепций, продуктов или решений. Она основывается на индивидуальной способности к генерации новых идей, умению видеть проблемы с нестандартной точки зрения и оказывать влияние на окружающую среду.
Какие подходы существуют к изучению креативности?
Существует несколько подходов к изучению креативности. Один из них - когнитивный подход, который исследует процессы мышления и внимания, когда человек генерирует новые идеи. Другой подход - социально-психологический, который рассматривает влияние общественной среды на креативность и взаимосвязь между индивидуальными и социальными факторами.
Какие характеристики присущи креативности?
Креативность может проявляться в различных формах и иметь разные характеристики. Она может быть связана с оригинальностью, гибкостью мышления, способностью к преодолению препятствий, уровнем эмоционального вовлечения и стремления к самовыражению. Креативные люди обычно открытыми к новым идеям, готовы рисковать и не боятся ошибаться.
Какие результаты были получены в эмпирическом исследовании возможностей развития креативности?
В ходе эмпирического исследования были проведены различные тесты и эксперименты для изучения возможностей развития креативности. Было обнаружено, что проведение специальных программ, которые направлены на развитие творческого мышления и воображения, может значительно повысить уровень креативности участников исследования.
Какое понятие креативности рассматривается в статье?
В статье рассматривается понятие креативности, включающее в себя способность генерировать новые идеи и решать проблемы нестандартным образом.
Какие подходы используются при изучении креативности?
При изучении креативности используются различные подходы, включая психометрический подход, когнитивный подход, социально-биографический подход и другие.
Какие характеристики креативности рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются такие характеристики креативности, как оригинальность, гибкость мышления, способность к ассоциативной связи, смелость в экспериментировании и другие.
Какие методы исследования были использованы в эмпирическом исследовании?
В эмпирическом исследовании были использованы такие методы, как тестирование на креативность, наблюдение, анкетирование и статистический анализ результатов.
Какие результаты были получены в ходе исследования возможностей развития креативности?
В ходе исследования было выявлено, что определенные программы и методы могут способствовать развитию креативности и повышению ее уровня.
Какое понятие рассматривается в главе 1 "Теоретические аспекты изучения креативности"?
В главе рассматривается понятие креативности.
Какие подходы к изучению креативности рассматриваются в главе 1?
В главе рассматриваются различные подходы к изучению креативности.