Понятие и принципы административно-территориального устройства субьектов РФ.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 32 32 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 19.12.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Общая характеристика административно-территориального устройства субъектов РФ
1.1. Понятие административно-территориального делания субъектов РФ
1.2. Принципы административно-территориального делания субъектов РФ
Глава 2. Основные элементы системы административно-территориального деления субъектов РФ
2.1. Правовой статус городских, сельских поселений, мунципальных образований
2.2. Закрытые административно-территориальные образования в системе административно-территориального устройства РФ
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

В нем установлено, что все существующие ранее в Российской Федерации административно-территориальные образования (города и поселки, созданные в соответствии с указом Президиума Верховного Совета РСФСР как закрытые) приобретают статус ЗАТО.
Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты (далее - предприятия и (или) объекты), для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан.
Территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. При этом его границы могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации и районов, входящих в их состав. Решение о создании (об упразднении) закрытого административно-территориального образования принимается Президентом РФ по предложению Правительства РФ.
Решение о создании закрытого административно- территориального образования с установлением его административной подчинённости ранее принималось Верховным Советом Российской Федерации по представлению правительства Российской Федерации в тех случаях, когда необходимо было обеспечить безопасное функционирование специальных предприятий или объектов.
В этом случае правительство Российской Федерации рассматривало предложения о создании закрытого административно-территориального образования от соответствующих структур и принимало решение. Затем вносило представление в Верховный совет РФ.
В обосновании о необходимости создания ЗАТО, об охранных, защитных и санитарных зонах в его пределах предусматривались и источники финансирования, способы, силы и средства охраны НАТО, а также меры по обеспечению защиты граждан в случаях аварий на предприятиях и (или) объектах ЗАТО.
В представлении правительства особо оговаривались вопросы установления контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах ЗАТО, ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории, а также ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией.
Что же касается принятия решения об определении и введении особого режима в отношении конкретного закрытого административно-территориального образования, то такое право было предоставлено Президиуму Верховного Совета Российской Федерации по представлению правительства Российской Федерации.
Обеспечение особого режима осуществлялось в порядке, который устанавливался в издаваемых правительством Российской Федерации правовых актах для служебного пользования. Следует заметить, что иные особенности, имеющие значение для безопасных условий проживания и работы граждан в закрытом административно-территориальном образовании, могут устанавливаться федеральными ведомствами и органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
В свою очередь граждане, проживающие, работающие или вновь прибывающие в ЗАТО, должны были быть ознакомлены с условиями особого режима и ответственностью за его нарушение. Эта Ответственность предусматривается законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что действующая система оперативного управления проблемами жизнеобеспечения ЗАТО, отнесенных к ведению федеральных органов власти, еще не дает гарантий безопасного функционирования городов, предлагается уточнить, что для оперативного решения жизненно важных для ЗАТО вопросов в аппарате правительства Российской Федерации и соответствующих федеральных органах исполнительной власти должны быть созданы специальные структурные подразделения.
Таким образом, в системе административно-территориального устройства закрытые административно-территориальные образования снимают особое место и требуют самостоятельного, комплексного изучения специалистами различных наук.
Заключение
В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы.
Общей особенностью сложившейся системы административно-территориального устройства России является чрезмерная дробность, которая имеет целый ряд негативных последствий. Во-первых, на всех уровнях административно-территориального устройства нарушены пропорции между субъектами и объектами управления. К примеру, Башкортостан, Алтайский край, Красноярский край, Свердловская область, где количество субъектов управления выходит за 60, понятно, что это малоуправляемая система.
Во-вторых, в субъектах Российской Федерации административно-территориальные единицы одного вида резко различаются по основным параметрам и уровню социально-экономического развития. То есть по существу они относятся к разным таксономическим уровням, и, соответственно, организация эффективного управления ими из одного регионального центра практически невозможна. Резко, естественно, различаются в этих условиях и те факторы, которые формируют новый хозяйственный рыночный механизм.
В-третьих, многие из административных единиц всех уровней не обладают ни демографическим, ни хозяйственным, ни финансовым потенциалом, необходимым для реализации принципов самоуправления и самофинансирования.
В-четвертых, большое количество органов управления административных единиц разных уровней усиливает мозаичность экономического и правового пространства, препятствует становлению рыночных отношений, удорожает управленческий аппарат, снижает его эффективность и так далее.
Существующая система государственно-территориального и административно-территориального устройства РФ жестко не связана с многонациональным составом населения страны. Напротив, опыт многонациональных и федеративных государств свидетельствует, что множественность критериев территориального размежевания между субъектами федерации, их внутренняя неоднородность и взаимозаполняемость — важнейшие условия политической стабильности. Средство снижения напряженности — упреждающие реформы, направленные на передачу существенных полномочий на более высокие или низкие уровни, чем уровень субъектов федерации, то есть местного самоуправления, но без передела границ; гибкость форм обеспечения интересов этнических групп без институализации административно-территориального образования, их расселения. Как показывает анализ территориальных этнокультурных конфликтов в разных странах, эти принципы применимы и к России.
Разрешение уже проявившихся противоречий между федерацией и ее субъектами делает необходимым внесение уточнений в территориальное устройство России с целью его максимального соответствия исторически сложившимся экономическим зонам (районам). Однако нельзя расценить как оптимальную идею укрупнения областей с преимущественно русским населением, - их объединения в губернии (штаты) и уравнения последних в правах с республиками, создания новых органов самоуправления, способных обеспечить им необходимую самостоятельность как новым федеральным субъектам. Сегодня она не снимет требования о «ликвидации» явных межэтнических диспропорций, выравнивании «уровней развития народов» и не повысит роль региональных образований в решении проблем. Одним из главных направлений становления национального суверенитета в ближайшей перспективе может стать воплощение идеи культурно-национальной автономии, ее разносторонняя государственная поддержка. Именно эта форма открывает прекрасные возможности для эффективного развития культуры, языка, обычаев и традиций этнических общностей, повышения их социального статуса в многонациональном сообществе. К тому же этот акцент в национальном самоопределении позволит сохранить принцип нерушимости границ, что особенно важно на данном этапе. Безусловно, имеется в виду не отказ от национальной государственности как таковой, от ее устоявшихся форм, доказавших свою жизненность. Речь идет о тех этнических общностях, для которых эти проблемы еще находятся в «начальной» стадии, и предполагается выбор того или иного варианта.
Обеспечение стабильности административно-территориальных границ не означает их полной и постоянной неподвижности. Главные направления реформы административно-территориального устройства промышленно развитых субъектов РФ — укрупнение низовых единиц и создание более крупных административно-территориальных единиц на базе единиц муниципального административно-территориального деления. Необходимо также осуществляемое без перекройки границ совершенствование путей инвестирования экономики территорий, а также дотирования и перераспределения средств, вызванное пространственным несовпадением налоговой базы и потребностей населения на всех уровнях в соответствии с принципами территориальной справедливости. Наиболее общими, принципами преобразования сети административных единиц являются их смежность, компактность, пропорциональность, преемственность, соответствие общественному сознанию, экономическая достаточность, взаимодополняемость, гибкость и адаптивность.
Таким образом, в едином государстве необходимо исходить из требования в первую очередь обеспечения функционирования экономического базиса, то есть административно-территориальное деление должно не затруднять, а способствовать, облегчать производственно-хозяйственные связи. Во-вторых, должны применяться все критерии науки административного управления: нормы управляемости, нормативы численности, штатов и другие. Эффективность управленческих усилий государственного аппарата в конечном счете определяется их близостью к населению, обеспечением возможности населению плодотворно трудиться по созданию прибавочного продукта на основе специализации, не отвлекаться от специализации на второстепенные вопросы снабжения, бытового обслуживания и поддержание себя в работоспособной форме. В этом контексте представления о местном самоуправлении как негосударственной системе органов являются реакционными и мешающими развитию.
Существующие чересполосица и принципы административно-территориального деления, решение которых перенесено на уровень субъектов РФ, затрудняют унификацию статуса административно-территориальных единиц и создают по крайней мере видимость отсутствия единой системы властвования в РФ. Это затрудняет управление страной. Создается разница их статуса, что в правовом отношении не является прогрессивным.

Список использованной литературы
Конституция РФ от 12.12.1993 г.//Российская газета от 25 декабря 1993г. № 237.
ФЗ РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 2003 г. № 40 ст. 3822.
Закон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом адмнистративно-территориальном образовании»//Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992, № 33, ст. 1915.
Указ Президиума ВС РСФСР от 17.08.1982 «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР»//Ведомости ВС РСФСР. 1982, № 34, ст. 1271.
Постановление правительства Российской Федерации от 30.12.1992 г. № 1037 «О введении, и организации статистической отчетности ЗАТО»//Собрание актов Президента и Правительства РФ. 04.01.1993, № 1, ст. 72.
ФЗ РФ от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 г. № 35, ст. 3506.
Постановление Конституционного Суда РФ от 24.01.1997 № 1-П «О проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17.04.96 «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике»//Собрание законодательства РФ. 03.02.1997, № 5, ст. 708.
Закон Тульской области «Об административно-территориальном и муниципальном устройстве Тульской области»//www.rels.obninsk.com.
Закон Амурской области «Об административно-территориальном устройстве Амурской области»//www.rels.obninsk.com.
Закон Саратовской области от 3 апреля 2000 г. N 21-ЗСО «Об административно-территориальном устройстве и территориях муниципальных образований в Саратовской области»//www.rels.obninsk.com
Закон Новгородской области от 05.07.95 N 17-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Новгородской области»//www.rels.obninsk.com.
Анимица Е.Г., Власова Н.Ю. Градоведение. -Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. эконом. ун-та, 1998. -417с.
Безуглов, А. А. Солдатов, С. А. Конституционное право России :В двух томах. Т. 1. -М.:Профобразование, 2002. -Т. 1. -932с.
Жигло А. Н. Реформы административно-территориального устройства России в XX веке: историко-географический анализ. Автореф. дис.... канд. юрид. наук. -СПб.: 1992. -28с.
Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности / Под ред. Боботова С. В. -М.: Прогресс. 1993. -382с.
Саломаткин А. С. Адмнистративно-территориальное устройство Российской Федерации (вопросы теории и практики). –М.: Манускрипт. 1995. -204с.
Тимченко И. А. Экономическое районирование и административно-территориальное деление союзной республики. Киев, 1983. -280с.
Уманский Я. Н. Советское государственное право. -М.: Наука. 1970. -310с.
Шафир М. А. Административно-территориальное устройство Советского государства. -М.: 1983. -175с.
Бабичев И. В. Территория местного самоуправления и их юридические конструкции//Конституционное и муниципальное право. 2009, № 10.
Берг О.В. Разграничение государственной власти и местного самоуправления: организационные и территориальные аспекты // Журнал российского права. 2001. № 4.
Васильев В. И. Административно-территориальное устройство региона и территориальное устройство местного самоуправления//Журнал российского права. 2006, № 3.
Златопольский Д.Л. Государственное единство Российской Федерации: некоторые аспекты проблемы//Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1994. № 4.
Комарова В. В. Некоторые проблемы правового регулирования административно-территориального устройства (вопросы теории и практики)//Право и власть. 2002. № 3.
Ладин И. Н. Понятие муниципального образования и его территориальный статус//Общество и право. 2009, № 1.
Берг О.В. Разграничение государственной власти и местного самоуправления: организационные и территориальные аспекты // Журнал российского права. 2001. № 4. С. 28
Саломаткин А. С. Адмнистративно-территориальное устройство Российской Федерации (вопросы теории и практики). –М.: Манускрипт. 1995. С. 9
Жигло А. Н. Реформы административно-территориального устройства России в XX веке: историко-географический анализ. Автореф. дис.... канд. юрид. наук. -СПб.: 1992. С.8
Уманский Я. Н. Советское государственное право. -М.: Наука. 1970. С. 261
Васильев В. И. Административно-территориальное устройство региона и территориальное устройство местного самоуправления//Журнал российского права. 2006, № 3. С. 74
Тимченко И. А. Экономическое районирование и административно-территориальное деление союзной республики. Киев, 1983. С. 3
Шафир М. А. Административно-территориальное устройство Советского государства. -М.: 1983. С. 9
Постановление Конституционного Суда РФ от 24.01.1997 № 1-П «О проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17.04.96 «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике»//Собрание законодательства РФ. 03.02.1997, № 5, ст. 708
Конституция РФ от 12.12.1993 г.//Российская газета от 25 декабря 1993г. № 237
Васильев В. И. Указ. Соч. С. 76
Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности / Под ред. Боботова С. В. -М.: 1993. С. 340
Златопольский Д.Л. Государственное единство Российской Федерации: некоторые аспекты проблемы//Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1994. № 4. С. 4
Безуглов, А. А. Солдатов, С. А. Конституционное право России :В двух томах. Т. 1. -М.:Профобразование, 2002. -Т. 1. С. 655
Закон Новгородской области от 05.07.95 N 17-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Новгородской области»//www.rels.obninsk.com
Закон Тульской области «Об административно-территориальном и муниципальном устройстве Тульской области»//www.rels.obninsk.com
Закон Амурской области «Об административно-территориальном устройстве Амурской области»//www.rels.obninsk.com
Закон Саратовской области от 3 апреля 2000 г. N 21-ЗСО «Об административно-территориальном устройстве и территориях муниципальных образований в Саратовской области»// www.rels.obninsk.com
ФЗ РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 2003 г. № 40 ст. 3822
Указ Президиума ВС РСФСР от 17.08.1982 «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР»//Ведомости ВС РСФСР. 1982, № 34, ст. 1271
Анимица Е.Г., Власова Н.Ю. Градоведение. -Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. эконом. ун-та, 1998. С. 150
ФЗ РФ от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 г. № 35, ст. 3506
Бабичев И. В. Территория местного самоуправления и их юридические конструкции//Конституционное и муниципальное право. 2009, № 10. С. 43
Ладин И. Н. Понятие муниципального образования и его территориальный статус//Общество и право. 2009, № 1. С. 23
Постановление правительства Российской Федерации от 30.12.1992 г. № 1037 «О введении, и организации статистической отчетности ЗАТО»//Собрание актов Президента и Правительства РФ. 04.01.1993, № 1, ст. 72
Закон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом адмнистративно-территориальном образовании»//Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992, № 33, ст. 1915
Комарова В. В. Некоторые проблемы правового регулирования административно-территориального устройства (вопросы теории и практики)//Право и власть. 2002. № 3. С. 17
Саломаткин А. С. Указ. Соч. С. 332












2

Список использованной литературы
1.Конституция РФ от 12.12.1993 г.//Российская газета от 25 декабря 1993г. № 237.
2.ФЗ РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 2003 г. № 40 ст. 3822.
3.Закон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом адмнистративно-территориальном образовании»//Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992, № 33, ст. 1915.
4.Указ Президиума ВС РСФСР от 17.08.1982 «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР»//Ведомости ВС РСФСР. 1982, № 34, ст. 1271.
5.Постановление правительства Российской Федерации от 30.12.1992 г. № 1037 «О введении, и организации статистической отчетности ЗАТО»//Собрание актов Президента и Правительства РФ. 04.01.1993, № 1, ст. 72.
6.ФЗ РФ от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 г. № 35, ст. 3506.
7.Постановление Конституционного Суда РФ от 24.01.1997 № 1-П «О проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17.04.96 «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике»//Собрание законодательства РФ. 03.02.1997, № 5, ст. 708.
8.Закон Тульской области «Об административно-территориальном и муниципальном устройстве Тульской области»//www.rels.obninsk.com.
9.Закон Амурской области «Об административно-территориальном устройстве Амурской области»//www.rels.obninsk.com.
10.Закон Саратовской области от 3 апреля 2000 г. N 21-ЗСО «Об административно-территориальном устройстве и территориях муниципальных образований в Саратовской области»//www.rels.obninsk.com
11.Закон Новгородской области от 05.07.95 N 17-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Новгородской области»//www.rels.obninsk.com.
12.Анимица Е.Г., Власова Н.Ю. Градоведение. -Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. эконом. ун-та, 1998. -417с.
13.Безуглов, А. А. Солдатов, С. А. Конституционное право России :В двух томах. Т. 1. -М.:Профобразование, 2002. -Т. 1. -932с.
14.Жигло А. Н. Реформы административно-территориального устройства России в XX веке: историко-географический анализ. Автореф. дис.... канд. юрид. наук. -СПб.: 1992. -28с.
15.Саломаткин А. С. Адмнистративно-территориальное устройство Российской Федерации (вопросы теории и практики). –М.: Манускрипт. 1995. -204с.
16.Тимченко И. А. Экономическое районирование и административно-территориальное деление союзной республики. Киев, 1983. -280с.
17.Уманский Я. Н. Советское государственное право. -М.: Наука. 1970. -310с.
18.Шафир М. А. Административно-территориальное устройство Советского государства. -М.: 1983. -175с.
19.Бабичев И. В. Территория местного самоуправления и их юридические конструкции//Конституционное и муниципальное право. 2009, № 10.
20.Васильев В. И. Административно-территориальное устройство региона и территориальное устройство местного самоуправления//Журнал российского права. 2006, № 3.
21.Комарова В. В. Некоторые проблемы правового регулирования административно-территориального устройства (вопросы теории и практики)//Право и власть. 2002. № 3.
22.Ладин И. Н. Понятие муниципального образования и его территориальный статус//Общество и право. 2009, № 1.

Вопрос-ответ:

Какое понятие включает в себя административно-территориальное деление субъектов РФ?

Административно-территориальное деление субъектов РФ - это система разделения территории Российской Федерации на административно-территориальные единицы (регионы, районы, города, села и т.д.), каждая из которых имеет свои права и обязанности.

Какие принципы лежат в основе административно-территориального деления субъектов РФ?

К основным принципам административно-территориального деления субъектов РФ относятся принцип единства и неразрывности территории государства, принцип целесообразности деления территории, принцип дифференциации, принцип охраны прав субъектов РФ и другие.

Что включает в себя правовой статус городских и сельских поселений муниципальных образований?

Правовой статус городских и сельских поселений муниципальных образований представляет собой совокупность правовых норм и положений, определяющих положение и компетенцию данных поселений в системе местного самоуправления.

Что такое закрытые административно-территориальные образования?

Закрытые административно-территориальные образования - это административно-территориальные образования, к которым ограничен доступ для граждан и иностранных граждан в связи с наличием особых объектов (например, военных объектов или объектов ядерной энергетики) или особых правил режима.

Какие основные элементы включает в себя система административно-территориального деления субъектов РФ?

Система административно-территориального деления субъектов РФ включает в себя такие элементы, как регионы, районы, города, села, поселки, а также муниципальные образования и их статусы, разделение компетенций между различными уровнями власти и другие аспекты.

Какое понятие имеет административно-территориальное деление субъектов РФ?

Административно-территориальное деление субъектов РФ - это система разделения территории Российской Федерации на административные единицы на основе определенных принципов и правового статуса.

Какие принципы лежат в основе административно-территориального деления субъектов РФ?

Основными принципами административно-территориального деления субъектов РФ являются принцип единства государственной власти, принцип разделения властей, принцип сочетания локальной и централизованной власти, принцип равенства и самоуправления, принцип социально-экономической целесообразности, принцип применения и обеспечения прав и свобод граждан.

Какова роль городских и сельских поселений в административно-территориальном устройстве субъектов РФ?

Городские и сельские поселения являются одним из основных элементов системы административно-территориального деления субъектов РФ. Они имеют свой правовой статус и осуществляют самоуправление, решая вопросы местного значения и обеспечивая развитие социально-экономических и культурных сфер на своей территории.

Какие элементы включает в себя система административно-территориального деления субъектов РФ?

Система административно-территориального деления субъектов РФ включает в себя такие элементы, как территориальные образования, административные границы, местное самоуправление, систему городских и сельских поселений, а также правовой статус и полномочия этих образований.

Каким образом осуществляется закритая администрация в рамках административно-территориального деления субъектов РФ?

Закрытая администрация является одной из форм административно-территориального деления субъектов РФ. В ее рамках определенные территории ограничиваются доступом для посторонних лиц, ввоза и вывоза товаров, перевозки иностранной валюты и других ресурсов без специального разрешения. Закрытая администрация выполняет функцию обеспечения безопасности и стратегического развития определенных районов или объектов.

Что такое административно-территориальное устройство субъектов РФ?

Административно-территориальное устройство субъектов РФ — это система деления территории России на административные единицы, которая определяет компетенцию государственных и муниципальных органов власти и управления.