Образ Петербурга в лирике А. Блока

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литература
  • 20 20 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 25.04.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1. Особенности поэтического мироощущения А.Блока
2. Воплощение образа Петербурга в лирике А.Блока
Заключение
Примечания
Библиография

Фрагмент для ознакомления

И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск».

В «Незнакомке» (24 апреля 1906 г.) перед нами – Петербург дачный, который буквально через несколько дней после написания «Незнакомки» был представлен Е.П.Иванову, о чем близкий друг А.Блока сделал следующую запись в своем дневнике от 9 мая 1906 г.: «Пошли на озеро, где «скрипят уключины» и «визг женский»... Потом Саша с какой-то нежностью ко мне, как Вергилий к Данте, указывал на позолоченный «крендель булочной», на вывески. Все это он показывал с большой любовью, как бы желая ввести меня в тот путь, которым велся он тогда, в тот вечер, как появилась «Незнакомка». Наконец, привел на вокзал Озерковский... Из большого венецианского окна видны «шлагбаумы», на все это он указывал по стихам. В окне видна железная дорога... Поезда часто проносятся мимо... Зеленеющий в заре кусок неба то закрывается, то открывается».
Если до конца проводить параллель между образом Санкт-Петербурга в творчестве А.Блока и гегелевской триадой (тезис, антитезис, синтез), то в качестве последнего звена, связующего столь непохожие образы города, выступает его цветовая гамма – палитра цветов от серого, голубого, до пурпурного и зловеще красного.
«Пётр» (22 февраля 1904 г.) – это преддверие революции 1905 г., преобладание активного, красного цвета и его оттенков:
«Он спит, пока закат румян.
И сонно розовеют латы.
И тихим свистом сквозь туман
Глядится Змей, копытом сжатый...

Он будет город свой беречь,
И, заалев перед денницей,
В руке простертой вспыхнет меч
Над затихающей столицей».
Сложным был взгляд поэта на исторические истоки города, конкретнее, Петербурга («Петр», «Поединок»). Монарх, заложивший северную столицу на Неве, воспринимался и как сила, победившая «копытом сжатого» Змея (внешних врагов), и как вдохновитель страшной городской действительности. Петербург - детище «веселого царя», очаг разврата: манящих женских зовов, мужского «лова» наслаждений - всего, что проступает в дыму «зловонного кадила», в «ризе городской гари».
Порочная атмосфера воплощена средствами стремительной смены одного плана обобщений другим. От раскрытия плотоядной толпы к сущности петербургской жизни, от монументальной фигуры Медного всадника к двойственной роли Петра I. Сплав зримых, предчувствуемых, домысленных признаков разложения заключен в небольшом произведении.
Революция, по А.Блоку, - это борьба цветов: красного – с серым, красного - с желтым. Кульминация борьбы цветов - в стихотворении, написанном 28 июня 1904 г. («Город в красные пределы...»):
«Город в красные пределы
Мертвый лик свой обратил,
Серо-каменное тело
Кровью солнца окатил.

Стены фабрик, стекла окон,
Грязно-рыжее пальто,
Развевающийся локон –
Все закатом залито...

И на башне колокольной
В гулкий пляс и медный зык
Кажет колокол раздольный
Окровавленный язык».

Без преувеличения можно сказать: в стихах А.Блока о Санкт-Петербурге зримо присутствуют не только Автор, но и «северная столица», окрашенная в цвета и предреволюционной тревоги, и серого, векового спокойствия российской монархии («серо-каменное тело», «безнадежная серая даль»), и в цвета голубой, несбыточной мечты о всеобщем счастье и всеобщей гармонии («в душе колыхнулась синяя города мгла», «дымно-сизый туман», «город тревожный, синяя дымка вдали»).


Заключение

В свете всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что именно А.Блок является ведущей фигурой того возрождения петербургской темы, когда она стала осознаваться интеллигентным русским обществом.
Образ Петербурга в лирике А. Блока своеобразен, как своеобразен его поэтический мир. Вся поэзия А. Блока – это прежде всего познание мира через любовь. Центральное место занимают женственные лики, образы (Прекрасная дама, Незнакомка и др.), чрез которые поэт передает свое ощущение мира и города.
В поэзии А. Блока раскрывается главная антиномия, нашедшая отражение и в облике города: идеальность и глубоко непоправимая трагичность, апокалипсичность. При этом две эти стороны не существуют раздельно, они постоянно присутствуют в мировидении поэта. И если через образ Прекрасной Дамы перед нами предстает выражение полной идеи, что Бог есть в мире, сам образ субъективен и абсолютен, то в образе Незнакомки город предстает в зыбкости, двойственности своего существования. Позднее А. Блок через женские образы предлагает нарочито сниженный вариант Незнакомки («Там дамы щеголяют модами...»). В итоге автор создает механизм превращения пошлости в «таинственную пошлость» («Лазурью месяц плыл...»).
Таким образом, все образы Петербурга возможно постичь только в контексте всего творчества поэта, его отношения к образу Женственности, к любви, к революции, к миру.


Примечания

1 Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы. – СПб., 2003.
2 Альфонсов В.Н. Блок и Врубель // Альфонсов В.Н. Слова и краски. Очерки из истории творческих связей поэтов и художников. – М.-Л., 1966. – С. 14.
3 Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В.М. Теория литературы: Поэтика: Стилистика. – Л., 1977. – С. 106-133.
4 Городецкий С. Воспоминания об Александре Блоке// Александр Блок в воспоминаниях современников. Т.1, - М.: 1980. - С. 329-330.
5 Примечание А.А.Блока к словам «латник в черном».
6 Александр Блок в воспоминаниях современников. Т.2. – 1980 г. - С.423.

Библиография

Блок А.А. Избранные произведения. – Л., 1980.
Альфонсов В.Н. Блок и Врубель // Альфонсов В.Н. Слова и краски. Очерки из истории творческих связей поэтов и художников. – М.-Л., 1966. – С. 14.
Анциферов Н.П. «Непостижимый город...» Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина / Сост. М.Б. Вербловская. – СПб., 1991.
Гаспаров М.Л. Поэтика «серебряного» века // Русская поэзия «серебряного» века: Антология. – М., 1993.
Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В.М. Теория литературы: Поэтика: Стилистика. – Л., 1977. – С. 106-133.
История русской литературы. ХХ век: Серебряный век. М.,1995.
Максимов Д.Е. Русские поэты начала века. – Л., 1986.
Мокина Н.В. . Русская поэзия Серебряного века: концепция личности и смысла жизни в динамике художественных мотивов и образов : дис. ... д-ра филол. наук. - Саратов, 2003.
Ронен О. Серебряный век как умысел и вымысел. - М., 2000.
Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX - начала ХХ века. - М., 1993.
Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы. – СПб., 2003.
Эткинд Е. Единство «серебряного» века // Звезда. – 1989. - № 12.

Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы. – СПб., 2003.
Альфонсов В.Н. Блок и Врубель // Альфонсов В.Н. Слова и краски. Очерки из истории творческих связей поэтов и художников. – М.-Л., 1966. – С. 14.
Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В.М. Теория литературы: Поэтика: Стилистика. – Л., 1977. – С. 106-133.
Городецкий С. Воспоминания об Александре Блоке// Александр Блок в воспоминаниях современников. Т.1, - М.: 1980, сс. 329-330.
Примечание А.А.Блока к словам «латник в черном».
Александр Блок в воспоминаниях современников. Т.2. – 1980 г., с.423.












2

Библиография

1.Блок А.А. Избранные произведения. – Л., 1980.
2.Альфонсов В.Н. Блок и Врубель // Альфонсов В.Н. Слова и краски. Очер-ки из истории творческих связей поэтов и художников. – М.-Л., 1966. – С. 14.
3.Анциферов Н.П. «Непостижимый город...» Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина / Сост. М.Б. Вербловская. – СПб., 1991.
4.Гаспаров М.Л. Поэтика «серебряного» века // Русская поэзия «серебряно-го» века: Антология. – М., 1993.
5.Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В.М. Теория литературы: Поэтика: Стилистика. – Л., 1977. – С. 106-133.
6.История русской литературы. ХХ век: Серебряный век. М.,1995.
7.Максимов Д.Е. Русские поэты начала века. – Л., 1986.
8.Мокина Н.В. . Русская поэзия Серебряного века: концепция личности и смысла жизни в динамике художественных мотивов и образов : дис. ... д-ра филол. наук. - Саратов, 2003.
9.Ронен О. Серебряный век как умысел и вымысел. - М., 2000.
10.Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX - начала ХХ века. - М., 1993.
11.Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы. – СПб., 2003.
12.Эткинд Е. Единство «серебряного» века // Звезда. – 1989. - № 12.

Вопрос-ответ:

Какие особенности поэтического мироощущения А. Блока можно выделить?

Особенности поэтического мироощущения А. Блока включают в себя мистическую атмосферу, символизм, ощущение трагичности бытия, религиозные мотивы, апокалиптические предчувствия и романтическое восприятие мира. Он стремился к объединению человека с природой и космосом, искренне верил в возможность трансцендентного опыта через поэтическое творчество.

Какое место занимает образ Петербурга в лирике А. Блока?

Образ Петербурга занимает важное место в лирике А. Блока. Поэт видел в этом городе символ судьбоносного события, место, где проходит борьба добра и зла. Петербург в его стихах олицетворяет город "великой нераскрытой тайны", мир загадки и ужаса, где скрываются тайные смыслы и судьбы людей.

Какие характерные мотивы связаны с образом Петербурга в лирике А. Блока?

Одними из характерных мотивов, связанных с образом Петербурга в лирике А. Блока, являются мотивы противоположности – света и тьмы, жизни и смерти, неба и ада. Также в его стихах присутствуют мотивы города-призрака, тоски, одиночества, разрушения и падения.

Каким образом Петербург воплощается в лирике А. Блока?

В лирике А. Блока Петербург воплощается через использование символических образов и метафор, создающих картину города, полную мистики и загадок. Этот образ является многогранным и многозначным, олицетворяя как историческую сущность города, так и монументальные достопримечательности, а также внутренний мир автора и его эмоциональное состояние.

Какую роль играет образ Петербурга в лирике А. Блока?

Образ Петербурга играет важную роль в лирике А. Блока. Он помогает поэту выразить свои эмоции, ощущения и мысли, создавая особую атмосферу и настроение в стихах. Петербург является не только физическим городом, но и символическим пространством, в котором происходят важные события и противостояние различных сил и судеб.

Какие особенности поэтического мироощущения А. Блока?

А. Блок обладал уникальным поэтическим мироощущением, которое отличалось от других поэтов своей эпохи. Он был глубоко религиозным человеком и в своих стихах часто обращался к высшим силам, философировал о жизни и смерти, обретении смысла и проповедовал идею духовного возрождения. Его поэзия была наполнена символикой, использованием точных и ярких образов, а также характеризовалась метафизической направленностью и стремлением к гармонии между человеком и миром.

Как образ Петербурга воплощается в лирике А. Блока?

Петербург играет важную роль в лирике А. Блока. Это город, который становится символом различных идей и переживаний поэта. В его стихах Петербург олицетворяет скуку и монашескую тишину, ноутсы и таинственность ночных прогулок, а также бесконечный поиск и стремление к высшему. Петербург становится метафорой для вечных вопросов смысла жизни и смерти, для поисков просветления и духовного совершенствования. Он служит фоном и символом, создает особое настроение и добавляет глубину в лирику А. Блока.

В чем заключается роль Петербурга в лирике А. Блока?

Петербург играет важную роль в лирике А. Блока. Он становится не только фоном для стихов, но и активным участником происходящего. Город олицетворяет определенные настроения, эмоции и идеи поэта. Он становится местом контрастов и противоречий, символизирующих вечный поиск смысла и духовного возрождения. Влияние Петербурга на поэтическое мироощущение А. Блока заключается в создании определенного настроения, пропитанного мистикой, философией и духовностью.

Какие особенности поэтического мироощущения у А. Блока?

У А. Блока особенности поэтического мироощущения проявляются в его способности видеть и передавать противоречивость мира, воссоздавать его в своих произведениях. Он объединяет в своей лирике разные противоположности: духовное и физическое, мистическое и рациональное, свет и тьму. В его произведениях ощущается душевное напряжение, внутренний конфликт и стремление к некой гармонии.

Как А. Блок воплощает образ Петербурга в своей лирике?

В своей лирике А. Блок изображает Петербург как город противоречий. Он передает его атмосферу тоски, одиночества, утраты и трагической красоты. Блок показывает Петербург как символ России и ее истории, где переплетаются светлые и темные стороны. В его стихах оживают улицы, строения и люди города, их мысли и чувства, создавая образ Петербурга, богатый значением и смыслом.

Какими примечаниями автор дополнил статью о "Образе Петербурга в лирике А. Блока"?

Автор дополнил статью о "Образе Петербурга в лирике А. Блока" примечаниями, в которых указывает на конкретные источники, на которые опирается при написании статьи. Также в примечаниях могут быть указаны другие работы и авторы, расширяющие тему статьи и дополняющие ее содержание.