1.Причины конфликтов в старшем школьном возрасте, образы конфликтной ситуации, возникающие у её участников. 2,Условия устнавления благосприятной психоогической атмосферы.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 13 13 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 21.04.2009
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Психологические особенности детей старшего школьного возраста
2. Причины конфликтов в старшем школьном возрасте
3. Образы конфликтной ситуации, возникающие у её участников
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Ход занятия
Психологический настрой «Все в твоих руках»
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». Тема занятия «Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке».
Вхождение в тему (метод «Ассоциации»)
Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт?»
(Слова должны начинаться с букв данного слова.)
К Красота О Органичность М Мама Ф Фантазия О Отдых Р Радость Т Тепло Теоретический ввод
В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.
Это декларируется в законе «Об образовании».
(Находятся и приводятся ссылки на соответствующие статьи.)
В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28. 2 гласит: «Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией». (Находятся и приводятся иные ссылки на статьи.)
В Концепции общего среднего образования, других документах фиксируются соответствующие цитаты о формировании личности ребенка в новой парадигме образования.
Социализованная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства:
– где ребенку с первого класса предоставляется возможность выражать свое «я», делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями;
– где поощряется генерирование идеи, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений;
– где развиваются готовность и умение брать на себя ответственность;
– где создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности;
– где формируется взгляд на другого человека как на безусловную ценность.
Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.
Что такое комфорт?
Комфорт – заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н.М. Шанский).
Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).
Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
В развивающей системе обучения Л.В. Занкова, в иных инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей в которой они чувствуют себя «как дома».
Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:
Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит...
Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.
Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке. Такую систему мер мы попробуем сегодня разработать.
Деление на группы (метод «Классические тройки»)
Участники берут карточку, на которой написано слово и ищут еще двоих, чтобы получилась «классическая тройка»:
– солнце – воздух – вода;
– мир – труд – май;
– красный – желтый – зеленый;
– ум – честь – совесть и т.п.
Эксперимент-отступление
Предлагается одному человеку за одну минуту назвать 20 известных педагогов. Затем эта работа делается в группе.
Вывод: что одному человеку не под силу, он играючи проделывает в коллективе.
Для того чтобы наша работа сегодня была эффективной, мы объединились в группы.
Разработка группами системы мер по созданию психологического комфорта (метод «Мозговой штурм»):
– сбор идей (принимаем все идеи);
– анализ идей;
– оформление на карточках наиболее эффективных идей;
– представление системы мер группой;
– обсуждение и дополнение каждой группой.
Изучение в группах эмоциональноличностных особенностей детей
Эти особенности необходимо учитывать для создания атмосферы психологического комфорта (метод «Проработка темы в группе»).
На доске укреплены карточки с заданиями для групп. Каждая группа снимает карточку, переворачивает и читает задание.
Задание группам
Группы работают с раздаточным материалом: изучают эмоционально-личностные особенности младших школьников и конкретные рекомендации.


1 Неуверенность в себе 2 Повышенная утомляемость 3 Замедленность темпа деятельности 4 Повышенная потребность во внимании 5 Повышенная двигательная активность 6 Трудности в переключении с одной деятельности на другую Приветствуется дополнение рекомендаций из своего педагогического опыта. После проработки темы группа представляет свой материал, используя карточки для визуализации.
Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке
(Выступление учителей из опыта работы.)
Рефлексия «Все в твоих руках»
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение:
«Большой» – для меня было важным и интересным...
«Указательный» – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
«Средний» – мне было трудно (мне не понравилось).
«Безымянный» – моя оценка психологической атмосферы.
«Мизинец» – для меня было недостаточно...


Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: учеб. пособ. для студентов вузов. – СПб.: Питер, 2006. – С. 234
Психологические тесты: в 2 т. / Под ред. А.А. Карелина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – Т. 2. – С. 26.
Тулина О.О. К вопросу о формировании коллектива учащихся // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. – Серия «Гуманитарные науки». – 2005. – №2 (14). – С. 46.
Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика. – 2000. – №7. – С. 12-18.












20

Волков, Б.С. Психология юности и молодости: Учеб. пособ. – М.: Академический Проект: Трикста, 2006. – 256 с.
2. Дорохова, А.В. Разрешение конфликтов: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.В. Дорохова, Л.И. Игумнова, Т.И. Привалихина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с.
3. Кон, И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 252 с.
4. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.
5. Петровская, Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М: Аспект Пресс, 2003. – С. 116-126.
6. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.— М.: Просвещение, 1991.— 303 с.: и

Вопрос-ответ:

Какие психологические особенности детей старшего школьного возраста?

В старшем школьном возрасте у детей происходят значительные физиологические и психологические изменения. Они начинают переход от детства к подростковому возрасту, что сопровождается бурным развитием и появлением новых потребностей и интересов. Психологические особенности данного возраста включают в себя: повышенную интенсивность эмоций, стремление к самостоятельности, формирование собственной идентичности и противоречащие потребности в отношении автономии и зависимости от родителей, агрессивность, протестное поведение и становление социальной и ролевой идентичности.

Какие причины конфликтов возникают в старшем школьном возрасте?

Причинами конфликтов в старшем школьном возрасте могут быть: различия во мнениях, соревнование и стремление выделиться, нарушение границ личного пространства, ревность, различия в ценностях и убеждениях, обида и непонимание, а также социальная и ролевая идентичность.

Какие образы конфликтной ситуации могут возникать у участников в старшем школьном возрасте?

У участников конфликта в старшем школьном возрасте могут возникать различные образы конфликтной ситуации, такие как оскорбления и обиды, физическое насилие, отказ от дружбы, нарушение личных границ, соревнование и стремление к доминированию, протестное поведение и отказ от выполнения требований взрослых.

Какие условия способствуют установлению благоприятной психологической атмосферы в старшем школьном возрасте?

Для установления благоприятной психологической атмосферы в старшем школьном возрасте необходимо создать условия для коммуникации, поддерживать уважительное отношение и эмоциональную поддержку, развивать навыки конструктивного разрешения конфликтов, помогать развивать самостоятельность и ответственность, искать компромиссы и готовиться к сотрудничеству, учитывать потребности и желания каждого участника конфликта.

Какие причины могут вызывать конфликты в старшем школьном возрасте?

Конфликты в старшем школьном возрасте могут вызываться различными причинами. Некоторые из них включают в себя: различия во мнениях и ценностях, соревнование за внимание и признание, ревность и зависть, желание установить свою силу и влияние, стремление к самоутверждению, а также недоумение и непонимание между подростками. Возможны и другие факторы, которые индивидуальны для каждого конкретного случая.

Какие условия необходимы для установления благоприятной психологической атмосферы?

Для установления благоприятной психологической атмосферы в старшем школьном возрасте необходимо создать условия, способствующие взаимопониманию, уважению и эмоциональной безопасности. Важно обеспечить доверие и открытость в коммуникации, активно слушать и понимать позицию других, учитывать различия и особенности каждого участника конфликта. Также важно научиться разрешать конфликты конструктивным путем, предлагая варианты решения и поощряя сотрудничество и взаимопомощь.

Какие психологические особенности есть у детей старшего школьного возраста?

Дети старшего школьного возраста находятся на стыке детства и подросткового периода, что влечет за собой ряд особенностей. Они проходят через процесс самоидентификации и поиска своего места в обществе, что может вызывать эмоциональную нестабильность и противоречивость поведения. У них также возникает стремление к самостоятельности и самоопределению, но в то же время они нуждаются в поддержке и руководстве взрослых. Конфликты часто возникают из-за несоответствия между их ожиданиями и реальностью.

Какие причины могут привести к конфликтам в старшем школьном возрасте?

Конфликты в старшем школьном возрасте могут возникать по разным причинам. Некоторые из них включают различия во мнениях и ценностях, конкуренцию за ресурсы или внимание, соперничество и желание проявить себя. Также причиной конфликтов могут быть социальные и эмоциональные проблемы, как например, недостаток навыков общения или низкое самооценка.

Какие образы конфликтных ситуаций могут возникнуть у старшеклассников?

Старшеклассники могут оказаться в различных конфликтных ситуациях, таких как споры и ссоры с одноклассниками или учителями, конфликты из-за распределения ролей и власти в группе, проблемы с ревностью и отношениями, а также конфликты из-за различных ценностей, верований и культур.

Какие особенности психологии детей старшего школьного возраста могут влиять на возникновение конфликтов?

Дети старшего школьного возраста проходят через период активного развития личности и формирования своей самоидентичности. Их психология отличается от психологии более младших школьников и может быть связана с повышенной эмоциональностью, стремлением к независимости, установлением социальных отношений и историей предыдущих конфликтов.

Какими условиями можно установить благоприятную психологическую атмосферу в старшей школе?

Для установления благоприятной психологической атмосферы в старшей школе важно создать условия для решения конфликтов, например, путем проведения тренингов по развитию навыков коммуникации и умений посредничества. Также важно акцентировать внимание на развитие эмоциональных и социальных навыков, способствующих пониманию и адаптации к изменениям.