Российские цензурные уставы 20 века.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Журналистика
  • 34 34 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 17.06.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
§1. Особенность политики Николая II по отношению к прессе
§2. Манифест 1917 года и его влияние на прессу
§ 3. СМИ Советского Союза после манифеста
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Преодолевая статичность скульптуры, живописи, графики, фотографии, он движется в пределах экранного пространства, экранного обрамления.
Важно было подбирать правильное музыкальное сопровождение к фильмам.
Степанов отмечает, что единственно возможный путь создания полноценного музыкального сопровождения фильмов – написание к ним специальной музыки.
Естественно, что важно упоминуть о старейшей студии «Ленфильм». Коллектив студии уже в 1930-е годы представлял действительно творческое объединение.
Здесь трудились режиссеры: Г. и С. Васильевы, Л. Трауберг, А. Ивановский, Ф. Эрмлер, И. Хейфиц.
«Журналистика первого советского десятилетия представлена очерками, фельетонами Л. Сосновского, А. Серафимовича, Л. Рейснер, Д. Фурманова, В. Карпинского, М. Шолохова, А. Платонова, М. Булгакова и другими.
Некоторые из них были фронтовыми корреспондентами «Правды», «Известий», центральных и местных газет уже в годы гражданской войны. Первый очерк фронтового корреспондента «Правды» Серафимовича «В теплушке» появился в газете 1 января 1918 года.
В течение всего военного периода его очерки публиковались под постоянной рубрикой «Впечатления».
Главным достоинством военной публицистики Серафимовича было то, что в его очерках показывались правдиво «ужасы войны».
Военные рассказы и очерки Серафимовича, запечатлевшие главным образом события Восточного, Южного и Западного фронтов – впечатаны в летопись гражданской войны и в этом их огромное значение.
В советское время в Ленинграде издавалось множество научных, художественных, молодежных и детских журналов.
Так, очень популярным был иллюстрированных журнал «Красная панорама», выходивший в годы НЭПа.
«В декабре 1930 года на базе Ленгиза было создано Газетно-журнальное издательство обкома ВКП(б) и облисполкома Ленсовета – Леноблиздат.
В состав объединения вошли также издательства газеты «Вестник Ленинградского облисполкома и Ленинградского Совета», рекламного треста, типография облфинотдела и типография административного отдела.
В уставе Леноблиздата говорилось, что его целью является «объединение редакционно-издательской деятельности всех областных и городских отделов, ведомств и кооперативных организаций, действующих на территории Ленинградской области и г. Ленинграда; производство типографских работ… ведение всех отраслей рекламного дела в г. Ленинграде и области»».
А вот Лениздат на протяжении 1930-х годов выпускал около 500 наименований различных изданий.
Среди них: городские и областные газеты («Ленинградская правда», «Красная газета», «Смена», «Ленинские искры»), десятки журналов и 180 фабрично-заводских многотиражных газет.


Заключение

Итак, на протяжении советского периода в истории журналистики и издательского дела следует отметить то, что многие издания в начале века выпускались для рабочих при разрешении цензуры. Российская журналистика к 1916 году превратилась в мощный социальный институт.
Несмотря на активизацию общественной мысли, обсуждение проблем свободы слова и печати, ситуация в цензурном законодательстве страны мало изменилась. На практике же в цензурном режиме произошли существенные изменения. Для журналистики определяющее значение в ее деятельности стало иметь вторжение в журналистский творческий процесс капитала. Оно было всесторонним и всеохватным. Капитал не только активно занялся производством информации в прямом смысле этого слова, но и смог выработать, используя опыт власти, целый ряд каналов проникновения в журналистику и контроля за нею.
В 1917 году насчитывалось уже около 3 000 газетных и журнальных изданий. Только в период 1917 года начался небольшой спад, но вскоре тиражи снова увеличились и наименований газет стало больше. Появились «Известия», «Советский рабочий», хорошо освещала внутренние события «Правда».
После 1917 года печатных периодических изданий насчитывалось свыше 600. Петроград был настоящей столицей российской журналистики. К февралю 1917 года в Петербурге выходило около 200 газет, свыше 600 журналов и альманахов.
После отречения императора Николая II революционные издания были легализованы, а монархические закрыты. Большевики обошлись со свободной прессой куда решительнее, чем прежняя власть.
Первыми погибли коммерческие издания, которым было запрещено публиковать рекламные объявления. Потом настала очередь «враждебных» газет и журналов – все они были закрыты в мае – июне 1918 г.
«Уже в первые дни после Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде были закрыты наиболее контрреволюционные издания – «Биржевые ведомости», «Русская воля», бульварная «Газета-копейка», кадетская «Речь», «Новое время».
Типографии, принадлежавшие владельцам закрытых буржуазных органов печати, были использованы как база для организации и развития советской печати.
Так, 27 октября 1917 года типография «Нового времени» была предоставлена для печатания газеты «Правда», типографии «Речи» и «Дня» были переданы в распоряжение газет «Солдатская правда» и «Деревенская беднота». Типография газеты «Биржевые ведомости» перешла 19 ноября в распоряжение газеты «Известия»».
Издания, посвященные истории и культуре, продолжали выходить до тех пор, пока голод и политические преследования не выгнали большинство их авторов за границу.
Остались только официальные большевистские газеты, которые в 1918 году переехали в Москву вместе с правительством, оставив в городе своих «дублеров».
Итак, на протяжении советского периода в истории журналистики следует отметить то, что многие первые издания выпускались для рабочих.
Важнейшим этапом в формировании мировоззрения было знакомство советских людей с киноискусством и искусством плаката, большинство которых пропагандировало труд.
В книгах и монографиях практически ничего не упоминается о музыкальных периодических изданиях.
А ведь интереснейшим явлением была концертная жизнь Ленинграда, которая связана с филармонием. Ее создание в 1921 году обусловливалось необходимостью централизации и придания организованности концертной деятельности в городе, общее руководство которой в течение первых трех лет после Октября хотя и принадлежало Музыкальному отделу Народного комиссариата по просвещению, в то же время практически осуществлялось и рядом общественных, профсоюзных организаций, музыкальных учреждений и учебных заведений.
Придавая важное значение музыкальному воспитанию масс, Народный комиссариат по просвещению 13 мая 1921 года утвердил специальное «Положение о Государственной филармонии в Петрограде».
Кроме того, ничего не написано о художественной самодеятельности в стране, которая развивалась быстрыми темпами. Были ли периодические издания этой направленности?
Известно, что в Петрограде возникает и ряд коллективов музыкальной самодеятельности, преимущественно на крупных предприятиях, при фабрично – заводских клубах.
Так, на «Красном треугольнике» под руководством Н. Голосова создается оркестр гусляров, возродивший это забытое искусство. К 1922 году относится зарождение на этом предприятии и заводского хора, руководителем которого был Н. Каретников.
«Свидетельством высоких достижений художественной самодеятельности Ленинграда явилось и то, что 18 апреля 1934 года объединенный рабочий хор города принял участие в исполнении оперы Глюка «Орфей и Эвридика» в Большом зале филармонии. Хор выступал совместно с прославленным симфоническим оркестром филармонии и солистами оперы под управлением известного дирижера А. Коутса».
Самодеятельное творчество трудящихся достигло столь высокого уровня, что стало в один ряд с лучшими образцами советского профессионального музыкального искусства.


Список использованной литературы

№ 1. Баренбаум И. Е., Костылева Н. А. Книжный Петербург – Ленинград. – Л.: Лениздат, 1986. – 446 с.
№ 2. Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П., Лучинский Ю. В., Станько А. И. История мировой журналистики. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИКЦ МарТ; Ростов/Д.: МарТ, 2003. – 432 с.
№ 3. Григорьев С. И. Придворная цензура и образ верховной власти (1831 – 1917). – СПб.: Алетейя, 2007. – 480 с.
№ 4. Есин Б. И., Кузнецов И. В. Триста лет отечественной журналистики (1702–2002). – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. – 224 с.
№ 5. Жирков Г. В. История цензуры в России XIX–XX вв.: учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 368 с.
№ 6. Ивлев Д. Д. История русской журналистики XVIII – начала XX века. – М.: Изд-во рос. ун-та дружбы народов, 2004. – 286 с.
№ 7. История книги / Под ред. А. А. Говорова, Т. Г. Куприяновой. – М.: Светотон, 2001. – 400 с.
№ 8. История мировой журналистики: Уч. Пос. для студ. фак. И отделений журналистики / А. Г. Беспалова, Е. А. Корнилов, А. П. Короченский и др. – 3-е изд., доп. и испр. – М.: Ростов н/Д: Март, 2004. – 426 с. – (Журналистика и реклама).
№ 9. История печати: Антология. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 420 с. – (Классика журналистики).
№ 10. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917–2000): Уч. Пособие. – М.: Флинта; Наука, 2003. – 638 с.: ил.
№ 11. Лихоманов А. В. Борьба вокруг нового закона о печати в Государственной думе IV созыва (1912 – 1914 гг.) // Книжное дело в России в XIX – начале XX века: Сб. научных трудов. – Вып. 13. – СПБ.: Рос. нац. Б-ка, 2006. – С. 7 – 31.
№ 12. Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века.- М.: Изд-во Флинта, 2004. – 368 с.
№ 13. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики: февраль 1917 – начало XXI века / Под ред. Я. Н. Засурского. – 3-е изд., доп. – М.: Изд-во Моск. ун-та; Наука, 2005. – 352 с.
№ 14. Средства массовой информации России: Учеб. пособие для студентов вузов / М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др.; под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект-Пресс, 2005. – (Классический университетский учебник).
№ 15. Ферро М. Николай II / Пер. с фр. Г. Н. Ерофеевой. – М.: Изд-во Междунар. отношения, 1991. – 352 с.
№ 16. Цензура в Советском Союзе. 1917 – 1991. Документы и материалы / Сост. А. В. Блюм. – М.: Изд-во Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. – 576 с. – (Культура и власть от Сталина до Горбачева. Документы).
№ 17. Цечоев В. К., Асташин В. Е. Отечественная история: Учеб. пособие / Под ред. В. К. Цечоева. – М.: ИКЦ МарТ; Ростов н/ Д: Изд-кий центр МарТ, 2004. – 528 с.
№ 18. Шерих Д. Ю. Голос родного города: Очерк истории и развития газеты Санкт-Петербургские ведомости / Под общ. редакцией О. С. Кузина. – СПб.: Изд-во Лениздат, 2001. – 254 с.: ил. – (Серия Петербургская коллекция).
Приложение

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР
ДЕКРЕТ
от 28 октября 1917 года
О печати
В тяжкий решительный час переворота и дней, непосредственно за ним следующих, Временный Революционный Комитет вынужден был предпринять целый ряд мер против контрреволюционной печати разных оттенков.
Немедленно со всех сторон поднялись крики о том, что новая социалистическая власть нарушила, таким образом, основной принцип своей программы, посягнув на свободу печати.
Рабочее и Крестьянское Правительство обращает внимание населения на то, что в нашем обществе за этой либеральной ширмой фактически скрывается свобода для имущих классов, захвативших в свои руки львиную долю всей прессы, невозбранно отравлять умы и вносить смуту в сознание масс.
Всякий знает, что буржуазная пресса есть одно из могущественнейших оружий буржуазии. Особенно в критический момент, когда новая власть, власть рабочих и крестьян, только упрочивается, невозможно было целиком оставить это оружие в руках врага, в то время, как оно не менее опасно в такие минуты, чем бомбы и пулеметы. Вот почему и были приняты временные и экстренные меры пресечения потока грязи и клеветы, в которых охотно потопила бы молодую победу народа желтая и зеленая пресса.
Как только новый порядок упрочится, всякие административные воздействия на печать будут прекращены; для нее будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом, согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону.
Считаясь, однако, с тем, что стеснения печати, даже в критические моменты, допустимы только в пределах абсолютно необходимых, Совет Народных Комиссаров постановляет:

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПЕЧАТИ

1. Закрытию подлежат лишь органы прессы: 1) призывающие к открытому сопротивлению или неповиновению Рабочему и Крестьянскому Правительству, 2) сеющие смуту путем явно - клеветнического извращения фактов, 3) призывающие к деяниям явно преступного, т.-е. уголовно - наказуемого характера.
2. Запрещения органов прессы, временные или постоянные, проводятся лишь по постановлению Совета Народных Комиссаров.
3. Настоящее положение имеет временный характер, и будет отменено особым указом по наступлении нормальных условий общественной жизни.

Жирков Г. В. История цензуры в России XIX – XX вв.: учеб. пособие. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – С. 3.
Есин Б. И., Кузнецов И. В. Триста лет отечественной журналистики (1702 – 2002). – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. – С. 70.
Жирков Г. В. История цензуры в России XIX – XX вв.: учеб. пособие. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – С. 349.
Цит. по: Жирков Г. В. История цензуры в России XIX – XX вв. С. 8.
Там же. С. 12.
Ивлев Д. Д. История русской журналистики XVIII – начала XX века. – М.: Изд-во рос. ун-та дружбы народов, 2004. – С. 195.
Цит по: Ивлев Д. Д. История русской журналистики XVIII – начала XX века. С. 196.
Там же. С. 196.
История мировой журналистики: Уч. Пос. для студ. фак. И отделений журналистики / А. Г. Беспалова, Е. А. Корнилов, А. П. Короченский и др. – 3-е изд., доп. и испр. – М.: Ростов н/Д: Март, 2004. – С. 216.
Лихоманов А. В. Борьба вокруг нового закона о печати в Государственной думе IV созыва (1912 – 1914 гг.) // Книжное дело в России в XIX – начале XX века: Сб. научных трудов. – Вып. 13. – СПБ.: Рос. нац. Б-ка, 2006. – С. 21.
Цит. по: Лихоманов А. В. Борьба вокруг нового закона о печати в Государственной думе IV созыва (1912 – 1914 гг.). С. 22.
Там же. С. 22.
Баренбаум И. Е., Костылева Н. А. Книжный Петербург – Ленинград. – Л.: Лениздат, 1986. – С. 300–301.
Есин Б. И., Кузнецов И. В. Триста лет отечественной журналистики (1702 – 2002). – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. – С. 109.
Там же. С. 133.
Там же. С. 111.
Баренбаум И. Е., Костылева Н. А. Книжный Петербург – Ленинград. – Л.: Лениздат, 1986. – С. 319.
Баренбаум И. Е., Костылева Н. А. Книжный Петербург – Ленинград. – Л.: Лениздат, 1986. – С. 300–301.
Там же. С. 268.















2

Список использованной литературы

№ 1. Баренбаум И. Е., Костылева Н. А. Книжный Петербург – Ленинград. – Л.: Лениздат, 1986. – 446 с.
№ 2. Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П., Лучинский Ю. В., Станько А. И. История мировой журналистики. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИКЦ МарТ; Ростов/Д.: МарТ, 2003. – 432 с.
№ 3. Григорьев С. И. Придворная цензура и образ верховной власти (1831 – 1917). – СПб.: Алетейя, 2007. – 480 с.
№ 4. Есин Б. И., Кузнецов И. В. Триста лет отечественной журналистики (1702–2002). – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. – 224 с.
№ 5. Жирков Г. В. История цензуры в России XIX–XX вв.: учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 368 с.
№ 6. Ивлев Д. Д. История русской журналистики XVIII – начала XX века. – М.: Изд-во рос. ун-та дружбы народов, 2004. – 286 с.
№ 7. История книги / Под ред. А. А. Говорова, Т. Г. Куприяновой. – М.: Светотон, 2001. – 400 с.
№ 8. История мировой журналистики: Уч. Пос. для студ. фак. И отделений журналистики / А. Г. Беспалова, Е. А. Корнилов, А. П. Короченский и др. – 3-е изд., доп. и испр. – М.: Ростов н/Д: Март, 2004. – 426 с. – (Журналистика и реклама).
№ 9. История печати: Антология. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 420 с. – (Классика журналистики).
№ 10. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917–2000): Уч. Пособие. – М.: Флинта; Наука, 2003. – 638 с.: ил.
№ 11. Лихоманов А. В. Борьба вокруг нового закона о печати в Государственной думе IV созыва (1912 – 1914 гг.) // Книжное дело в России в XIX – начале XX века: Сб. научных трудов. – Вып. 13. – СПБ.: Рос. нац. Б-ка, 2006. – С. 7 – 31.
№ 12. Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века.- М.: Изд-во Флинта, 2004. – 368 с.
№ 13. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики: февраль 1917 – начало XXI века / Под ред. Я. Н. Засурского. – 3-е изд., доп. – М.: Изд-во Моск. ун-та; Наука, 2005. – 352 с.
№ 14. Средства массовой информации России: Учеб. пособие для студентов вузов / М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др.; под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект-Пресс, 2005. – (Классический университетский учебник).
№ 15. Ферро М. Николай II / Пер. с фр. Г. Н. Ерофеевой. – М.: Изд-во Междунар. отношения, 1991. – 352 с.
№ 16. Цензура в Советском Союзе. 1917 – 1991. Документы и материалы / Сост. А. В. Блюм. – М.: Изд-во Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. – 576 с. – (Культура и власть от Сталина до Горбачева. Документы).
№ 17. Цечоев В. К., Асташин В. Е. Отечественная история: Учеб. пособие / Под ред. В. К. Цечоева. – М.: ИКЦ МарТ; Ростов н/ Д: Изд-кий центр МарТ, 2004. – 528 с.
№ 18. Шерих Д. Ю. Голос родного города: Очерк истории и развития газеты Санкт-Петербургские ведомости / Под общ. редакцией О. С. Кузина. – СПб.: Изд-во Лениздат, 2001. – 254 с.: ил. – (Серия Петербургская

Вопрос-ответ:

Какое было отношение Николая II к прессе?

Особенностью политики Николая II по отношению к прессе было сильное цензурное ограничение. Власти контролировали содержание публикаций и подавляли любые выражения несогласия.

Какой был манифест 1917 года и как он повлиял на прессу?

Манифест 1917 года был выпущен после Февральской революции и дал широкую свободу печати. Это позволило множеству газет и журналов свободно выражать свои мнения и идеи, что привело к расцвету свободной прессы.

Как развивались СМИ в Советском Союзе после манифеста 1917 года?

После манифеста 1917 года, СМИ в Советском Союзе стали мощным инструментом пропаганды, подчиненным и контролируемым государством. Независимая журналистика была подавлена, а СМИ использовались для распространения идеологии коммунизма.

Какова роль музыки в фильмах по мнению Степанова?

Степанов считает, что правильное музыкальное сопровождение к фильмам имеет важное значение. Оно помогает создать нужную атмосферу и передать эмоции зрителю, делая фильм полноценным и эмоционально насыщенным.

Какие преимущества имело движение изображений в пределах экранного пространства?

Движение изображений в пределах экранного пространства позволяло избежать статичности и оживлять скульптуры, живопись, графику и фотографии. Это создавало динамизм и интересность визуального контента.

Какие особенности имела политика Николая II в отношении прессы?

Политика Николая II по отношению к прессе характеризовалась жесткой цензурой и контролем информации. Власть стремилась подавлять любые проявления свободного слова и критики в адрес режима.

Каким образом манифест 1917 года повлиял на прессу?

Манифест, объявленный в 1917 году, признавал свободу печати и гарантировал свободу слова. Это дало возможность широкому развитию прессы и появлению новых изданий, которые ранее не имели таких возможностей.

Какими особенностями отличались СМИ в Советском Союзе после манифеста 1917 года?

СМИ в Советском Союзе после манифеста 1917 года были подвержены жесткой государственной цензуре и контролю. Власть стремилась использовать прессу в качестве инструмента пропаганды, исторических цензурных установок несколько раз изменялись.

Каким образом использовалось музыкальное сопровождение в фильмах?

Важно было подбирать правильное музыкальное сопровождение к фильмам, так как оно создавало особую атмосферу и подчеркивало эмоции героев и событий на экране. Музыкальное сопровождение могло быть записанным или же исполняться вживую во время показа фильма.

Как отмечает Степанов, какую роль играло музыкальное сопровождение в создании полноценного музыкального сопровождения?

Степанов отмечает, что единственно возможным путем создания полноценного музыкального сопровождения является движение в пределах экранного пространства и экранного обрамления. Это позволяло создать гармоничное взаимодействие между зрелищем на экране и звуковым сопровождением.

Какая была особенность политики Николая II по отношению к прессе?

Основной особенностью политики Николая II по отношению к прессе была цензура и ограничение свободы слова. Власть старалась контролировать публикации, подавлять критические мнения и поддерживать государственную пропаганду.