Методы стратегического менеджмента в условиях слияния и поглощения компаний на примере ОАО "Вымпелком"
Заказать уникальную дипломную работу- 102 102 страницы
- 48 + 48 источников
- Добавлена 30.05.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Теоретические основы сделок по слиянию и поглощению компаний
1.1 Слияния и поглощения в корпоративной стратегии компании
1.2 Классификация слияний и поглощений, мотивы к интеграциям
1.3 Факторы эффективности слияний и поглощений компаний
2 Сравнение мирового и российского рынков слияний и поглощений
2.1 Основные этапы и тенденции развития мирового рынка слияний и поглощений
2.2. Основные этапы и тенденции развития российского рынка
2.3 Особенности российского рынка слияний и поглощений
3 Российская и мировая практика сопровождения сделок по слиянию и поглощению компаний (на примере ОАО «ВымпелКом»)
3.1 Общая характеристика компании ОАО «ВымпелКом»
3.2 Практика совмещения российского и международного опыта сопровождения сделок по слиянию и поглощению
Заключение
Список использованной литературы
Лид-менеджерами сделки выступают ABN Amro, Barclays, BNP Paribas, Calyon, Citi, HSBC, ING, UBS.
Средства, необходимые для покупки 94,4% акций Golden Telecom, которые уже были предъявлены к продаже в рамках оферты к 15 февраля 2008г., уже были задепонированы «ВымпелКомом» в Citibank.
Как отмечает «Интерфакс», после завершения слияния Golden Telecom стало 100%-й дочерней компанией «ВымпелКома», при этом Altimo и Telenor, которые ранее являлись основными акционерами GTI, увеличат свое участие в холдинге до 37% (с 26,6%) и 33,6% (с 18,3%) соответственно.
В группу компаний «ВымпелКом» входят операторы связи, предоставляющие свои услуги в России, Казахстане, Украине, Таджикистане, Узбекистане, Грузии и Армении. Лицензии группы компаний «ВымпелКом» на предоставление услуг связи в стандартах GSM и 3G охватывают территорию, на которой проживает около 250 млн человек. Это включает всю территорию России, Казахстана, Украины, Узбекистана, Таджикистана, Грузии и Армении. ОАО «ВымпелКом» стало первой российской компанией, включенной в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE).
Компания «Голден Телеком, Инк.» является ведущим поставщиком интегрированных телекоммуникационных и Интернет-услуг в крупнейших населенных пунктах России и других стран СНГ, обладающим собственными средствами и сооружениями связи. Компания предлагает услуги телефонии, передачи данных, доступа в Интернет корпорациям, операторам и частным лицам через свои наложенные сети в крупнейших городах, включая Москву, Киев, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самару, Калининград, Красноярск, Алма-Ату и Ташкент, а также через волоконно-оптические и спутниковые сети связи, включая около 314 комбинированных пунктов доступа в России и других странах СНГ. Компания предоставляет услуги мобильной связи в Москве, Киеве и Одессе. Поэтому данной сотрудничество является весьма перспективным.3 Практика деятельности по слиянию и поглощению в ОАО «ВымпелКом»
Основной особенностью компании ОАО «ВымпелКом» является тот факт, что в ней уникальным образом совмещены как российский, так и мировой опыт сопровождения сделок по слиянию и поглощению компаний. Это объясняется двумя факторами. Во-первых, в компании имеется ряд сотрудников с большим опытом работы в американских и европейских финансовых организациях (в частности, ЕБРР, Goldman Sachs). Это способствует повышению качества оцениваемых услуг, в том числе, более грамотному структурированию сделок, более точной оценке бизнеса. В этих условиях расчеты начинают играть более важную роль. Во-вторых, компания получает большие инвестиции в развитие со стороны собственников, в силу их финансовых возможностей. Собственно, именно благодаря большому объему выделяемых средств, ОАО «ВымпелКом» оказалась способной переманить сотрудников из крупнейших западных организаций, предложив конкурентное вознаграждение. Помимо высококвалифицированных кадров, большие инвестиции позволили компании получить доступ ко всем необходимым информационным ресурсам, а также арендовать коммерческую недвижимость высокого класса с возможностью проведения переговоров в офисе самого инвестиционного банка.
Несмотря на эффективное сочетание российской и мировой практики в ОАО «ВымпелКом», автору работы удалось во время стажировки и в ходе дальнейшего исследования выделить ряд проблем во взаимодействии компании с инвестиционными банками.
Во-первых, при обращении в инвестиционный банк компания платит достаточно высокие цены за услуги. Стоимость услуг представляет собой коммерческую тайну и не может быть раскрыта в работе. Тем не менее, она является сравнимой с расценками ведущих инвестбанков мира.
Во-вторых, в банке предусмотрены годовая и квартальная системы вознаграждения вместо того, чтобы ввести проектные бонусы по закрытию каждой конкретной сделки (как минимум с уровня ассоциатов), которые могли бы увеличить мотивацию сотрудников. Кроме того, в банке не предусмотрена популярная на сегодняшний день система вознаграждения опционами на акции (с уровня вице-президента).
В-третьих, несмотря на высокий уровень обеспеченности информационными ресурсами, бюджет банка на IT-support (техническая поддержка) на сегодняшний день недопустимо низок (менее 1 000 евро в год).
С учетом специфики российского налогового учета автором работы была предложена и применена другая формула расчета средневзвешенной стоимости капитала, отражающая предельную величину процентов по долговым обязательствам, признаваемым расходами в целях налогового учета.
Согласно статье 269 части 2 НК РФ, предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Рассмотренные особенности мировой и российской практики сопровождения сделок по слиянию и поглощению компаний, а также их эффективное сочетание в деятельности ОАО «ВымпелКом» и инвестиционного банка позволяют сформулировать с учетом выявленных проблем оптимальную модель функционирования инвестиционных консультантов на российском рынке M&A.
Инвестиционные банки должны иметь большие объемы инвестированных в их развитие средств, для расширения круга возможностей:
привлечение высококлассных специалистов с международным опытом работы по слиянию и поглощению компаний;
подключение ко всем необходимым информационным ресурсам и безлимитный доступ к междугородним и международным коммуникациям;
высокий бюджет технической поддержки;
аренда офисного помещения высокого класса для проведения переговоров в офисе консультантов.
Инвестиционные банки, оказывающие услуги M&A,, в частности ОАО «ВымпелКом» должны быть узко специализированными и иметь четкую организационную структуру для эффективного управления и командной работы.
Бонусное вознаграждение сотрудникам инвестиционных банков видится более эффективным в проектном, а не поквартальном варианте. Кроме того, важно предусмотреть возможность вознаграждения в форме опционов на акции компании для верхнего звена менеджмента.
Эффективным являются программы стажировок, которые позволяют выполнять большие объемы работ по низкой стоимости, обучая при этом своих потенциальных будущих сотрудников.
Важным условием функционирования IB на рынке услуг по сопровождению сделок M&A, в частности ОАО «ВымпелКом» является установление эффективных цен в зависимости от уровня развития и опыта консультанта, а также уровня конкурентности среды.
Кроме того, важную роль играет обеспечение высокой точности оценки стоимости предприятий, для чего, в частности, необходимо наличие высокопрофессиональных кадров, а также:
использование комплексного подхода с применением доходного и сравнительных методов оценки;
использование новой формулы расчета средневзвешенной стоимости капитала, предложенной автором работы.
Правовое поле сделок слияний и поглощений компаний в России регулируется Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изм. и доп.), Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изм. и доп.), Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изм. и доп.), Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп.), Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Постановлением ФКЦБ России от 12.02.1997 N 8 "Об утверждении Стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций и внесении изменений в Стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденные Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 17 сентября 1996 г. N 19" (в ред. Постановления ФКЦБ России от 11.11.1998 N 48), Постановлением Правительства РФ "Вопросы Федеральной антимонопольной службы", Положением о Федеральной антимонопольной службе от 30.06.2004 N 331.
Процессы M&A последние несколько лет носят активный характер практически во всех сферах российского бизнеса, причем лидеры этого процесса меняются каждый год. Как правило, участниками процессов M&A являются хозяйствующие субъекты, но зачастую в эти процессы включается и третья сторона – Государство, осуществляющее в данном случае контрольные функции в лице антимонопольных органов. По мнению многих специалистов, ни одна из сфер антимонопольного законодательства не вызывает столь пристального внимания к себе. Полномочия и функции Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в области государственного контроля за экономической концентрацией определены Законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Так, с предварительного согласия ФАС осуществляются создание и реорганизация коммерческих организаций, сделки с акциями и имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций. Таким образом, закон прямо ограничивает права лиц на совершение указанных действий без предварительного согласия государственного органа. На первый взгляд, роль антимонопольных органов в процессах M&A вполне очевидна: предварительное согласие на те или иные сделки, действия. Однако, это лишь техническая роль антимонопольных органов. Антимонопольный орган устанавливает, ограничивает ли те или иные сделки, действия конкуренцию на соответствующем товарном рынке. Не допустить концентрации, направленной на вытеснение конкурентов, и злоупотреблений монопольным положением с целью ограничения конкуренции через систему формальных и неформальных связей – такова задача ФАС в процессах M&A.
Федеральная антимонопольная служба стремится взять под контроль проведения сделок по слиянию и поглощению. Если совокупный актив сливающихся организаций будет более 10 млрд. рублей, то вскоре может потребоваться разрешение ФАС. Таким образом, под ее контроль также попадают организации со скромным уставным капиталом, но солидным активом.
В случае, когда участники сделки, действий относительно малы, то слияние само по себе для конкуренции не представляет опасности. Целью антимонопольных органов является предотвращение таких сделок, при которых вероятность вредных последствий для конкуренции преобладает над возможной выгодой. Контролю со стороны ФАС подлежат сделки, действия с участием, в основном, крупных хозяйствующих субъектов.
Провести необходимый анализ и оценить сделку с точки зрения ее влияния на ограничение конкуренции на соответствующем товарном рынке главным образом дают возможность сведения о группе лиц заинтересованного в сделке, действии хозяйствующего субъекта. Наряду с другими предметами анализа важнейшим элементом является выявление реальных собственников активов (продаваемых и приобретаемых), поскольку именно обладание активами дает возможность реально управлять бизнесом, а одной из главной целью процессов M&A является получение возможности управлять бизнесом другой компании. Возможность иметь реальный контроль над бизнесом порождает специфический стимул экономической концентрации – слабая защищенность прав собственности в российской экономике, что снижает инвестиционную привлекательность размещения денежных средств во всех случаях, когда предполагается передача права распоряжения деньгами от владельца любому другому контрагенту. Вложение денег внутри хозяйствующего субъекта, находящегося под реальным контролем, значительно предпочтительней.
Большинство слияний и поглощений осуществляется лицами, не входящими в одну группу лиц. Соответственно слияние одного лица с другим или поглощение одного лица другим лицом уменьшает экономическую концентрацию, что безусловно влияет на состояние конкуренции. Особенно это характерно для горизонтальных слияний, при которых происходит объединение, приобретение всех или части активов другой компании, осуществляющей производство тех же самых или аналогичных товаров и функционирующей на одном и том же региональном рынке. Значит ли это, что компании, заинтересованные в слияниях и поглощениях, не заинтересованы показывать антимонопольным органам свою реальную группу лиц? Учитывая существующую меру ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и полномочия антимонопольных органов, я бы дал на этот вопрос отрицательный ответ. На практике юристами применяются несколько легальных способов, способствующих получить положительный результат при рассмотрении антимонопольным органом ходатайства лица о совершении сделок, действий в рамках процессов M&A.Важной особенностью участия антимонопольных органов в процессах M&A является определение ими доминирующего положения участников сделок. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта может быть установлено антимонопольным органом только в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства либо при осуществлении контроля за экономической концентрацией. Однако, хозяйствующему субъекту предоставлено право предоставлять антимонопольному органу или суду доказательства того, что положение хозяйствующего субъекта даже с долей на рынке свыше 50% может и не являться доминирующим. Подбор и анализ соответствующих доказательств – это работа юристов. Признание антимонопольным органом или судом отсутствия доминирующего положения у такого субъекта дает возможность совершать сделки, действия без всяких ограничений.
Необходимо заметить, что ФАС осуществляет государственный контроль и в сферах естественной монополии, где конкуренции не может быть по определению, и там роль антимонопольных органов состоит в недопущении ущемлении интересов потребителей услуг естественных монополий в результате проведения процессов слияния и поглощений. Однако юристы субъектов естественной монополии попросту зачастую забывают про требования Закона «О естественных монополиях» и не направляют в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на совершение тех или иных действий. С точки зрения процессов M&A с участием субъектов естественных монополий вызывает интерес требование о необходимости получения предварительного согласия антимонопольного органа на инвестиции субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров в конкурентных областях деятельности.
Не смотря на то, что соблюдение антимонопольного законодательства уже не только необходимость, но и способ защиты своего бизнеса, не все хозяйствующие субъекты с должным вниманием относятся к требованиям антимонопольного законодательства. Хотя этому способствует не только нежелание хозяйствующих субъектов соблюдать установленные требования. Структура антимонопольных органов такова, что в каждом субъекте РФ присутствует лишь одно Территориальное управление Федеральной антимонопольной службы, которое не в состоянии единолично осуществлять надзор за всем, что происходит на рынке. В этом вопросе они пока сильно отстают, например, от развитой системы налоговых органов. Однако, благодаря поддержке государства, широкому спектру функций и полномочий и грамотной системной и методичной работе антимонопольных органов, этот недостаток не столь значим. Объем и характер рассматриваемых антимонопольными органами дел если не впечатляет, то вызывает уважение.
Наибольшее число нарушений антимонопольного законодательства со значительным отрывом, опережая другие отраслевые и товарные рынки, приходится на энергетическую отрасль, за второе и третье место борются между собой связисты и транспортники. Большей частью они связаны со злоупотреблением хозяйствующими субъектами своим положением на рынке, однако и нарушения, связанные с невыполнением хозяйствующим субъектом требований в части получения предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделки, действия выявляются нередко.При этом хотелось бы отметить, что из 100 % предписаний, которые выдает ФАС, 80 % исполняется без судов. Остальные 20 % дел оспаривается в судах, из них 80 % дел ФАС выигрывает. Это один из самых высоких показателей выигранных дел среди всех органов исполнительной власти. Однако эти 20 % всегда надо пытаться использовать в свою пользу. Прежде чем приступать к процессам слияний и поглощений необходимо просчитать возможные риски, в том числе, связанные с нарушением антимонопольного законодательства.
Рассмотрим особенности рынка слияний и поглощений в России в кризисный период. Аналитическая группа ReDeal в рамках проекта Mergers.ru / «Слияния и Поглощения в России провели исследование российского рынка слияний и поглощений за первый квартал 2009 года. Обзор охватывает завершенные процессы перехода прав корпоративного контроля над компанией (процессы M&A) в России.
По итогам первого квартала 2009 года нами зафиксировано 156 сделок. Отметим 42% снижение количества сделок в сравнении с IV кварталом прошлого года (270 сделок) и 57% снижение по сравнению с I кварталом прошлого года (364 сделки).
Снижение стоимостного объёма ($12 465 млн.) российского рынка слияний и поглощений менее значительно — на 31% в сравнении с предыдущим кварталом ($18,1 млрд.) и 36% снижение по сравнению с I кварталом прошлого года ($19,4 млрд.). Почти 50% стоимостного объема пришлось на 3 завершенные сделки в нефтегазовой сфере (Русснефть, Imperial Energy, Naftna Industrija Srbije).
Обобщённые данные российского рынка M&A:
• 1183 — количественная оценка рынка M&A в России;
• 156 — количественная оценка рынка M&A в России (MARX_Deals);
•$12,5 млрд — стоимостная оценка рынка M&A в России (MARX_Value);
• $100,8 млн. — средняя цена сделки M&A в России (MARX_ADV);
• 4,8% — соотношение стоимостного объема и ВВП России;
• 16 сделок стоимостью более $100 млн.;
• 3% стоимостного и 4% количественного объёма рынка приходится на приобретение акций менеджментом (MBO);
• 79% стоимостного и 12% количественного объёма рынка занимают сделки в ТЭК;
• 53% стоимостного и 42% количественного объёма рынка занимают сделки в форме полного приобретения (100% акций);
• 14% сделок занимают 90% стоимостного объема рынка;
•15% стоимостного и 25% количественного объёма рынка характеризуются круговым (диверсификация) характером;
•10% от количественного и 23% от стоимостного объема рынка составляют приобретения иностранными компаниями российских.
Что касается сотового оператора «Вымпелком», то компания предприняла превентивные меры для развития бизнеса в условиях кризиса. Компания «Вымпелком» предполагает сокращать капвложения на десятки процентов в имеющиеся проекты. Этот шаг обусловлен макроэкономической ситуацией, хотя в компании сообщают, что финансовый кризис существенно не сказался на развитии оператора.
Так, чистая прибыль «Вымпелкома» снизилась на 41,3% по US GAAP в III квартале 2008г.. Падение курса доллара привело к тому, что убыток компании стал равен сумме в $341 млн. В частности, чистая прибыль компании упала на 21,3% ($515,6 млн). Доход компании составил $2,843 млрд (+45,3%), что объясняется приобретением компании «Голден-телеком». Выручка от услуг фиксированной связи равна $462 млн маржа по OIBDA составила 48,8% в III квартале 2008 года (снизилась на 4%).
Превентивные меры будут касаться пересмотра договоров с поставщиками оборудования, уменьшения затрат на второстепенные нужды, приостановление капвложений в новые проекты, ограничение найма персонала и роста зарплаты. Кроме того, оператор предполагает сократить расходы на маркетинговые и рекламные ходы.
В компании планируют сохранить заявленные капвложения на 2009 год ($2,7 млрд). Первостепенные задачи – выплата долгов, капинвестиции, выплата дивидендов. Стратегия «Вымпелкома» заключается в переориентации на проекты с быстрым сроком окупаемости.
Аналитики высказывают мнение о том, что действия компании «Вымпелком» в условиях финансового кризиса выглядят вполне обоснованными и верными. Оператор определил для себя основную тенденцию развития своего бизнеса, которая заключается в поддержании имеющихся финансовых потоков и рефинансировании долгов. Однако эксперты предполагают, что оператор будет сворачивать проекты по развитию 3G-сетей в регионах и основное внимание уделять действующим проектам.
В целом меры, озвученные «Вымпелкомом», являются ожидаемыми. Прежде всего, компания фокусируется на выплате долга (около $8 млрд на 30 сентября, в течение 2009 года «Вымпелком» должен погасить $1,8 млрд – основной долг), а уже затем на инвестиционной программе и выплате дивидендов. Стоит отметить, что компания не анонсировала каких-либо ориентиров относительно инвестиционной программы на 2009 г., но, по заверению топ-менеджмента, к данному вопросу она будет подходить очень гибко и осмотрительно. Таким образом, рассматривая инвестиционную программу на 2009 г., можно отметить, что, в первую очередь, урезания капитальных затрат может коснуться непрофильных направлений (административные ERP системы, и т.п.), в части 3G «Вымпелком» может сократить CAPEX до уровня необходимого по лицензии.
При этом не стоит забывать, что в России уровень загрузки сетей весьма существенен, поэтому сильного урезания CAPEX (на основную сеть) ожидать не следует. В среднесрочной перспективе на финансовые показатели компании (в том числе и других сотовых операторов) окажет значимое влияние «курсовая политика «Центробанка».
При этом, принимая во внимание, что в России APPM - один из самых низких среди развивающихся рынков (учитывая покупательную способность населения, MOU), ожидать его снижения не стоит. С другой стороны, в случае существенной (для «большой тройки») девальвации можно ожидать, что компании предпримут шаги по «перекладке» последствий «курсовой политики «Центробанка» на абонентов с целью сохранить необходимый уровень рентабельности для бизнеса. В данном случае ожидается, что MOU покажет темп роста 0 - +3% в сравнении с 2008 годом. При этом в целом ожидается, что динамика MOU (в среднем по всей Б3) окажется в диапазоне +18% (позитивный сценарии) - +8% (негативный сценарии)».
«Вымпелком» делает абсолютно правильные шаги, в отношении менеджмент компании и ведет себя очень грамотно. По поводу показателей компании сказать сложно, т.к. никто не знает, что будет в России в III квартале. Все будет зависеть от цены на нефть, курса валют и многих других факторов. Имеющаяся емкость сети позволит «Вымпелкому» обслуживать его абонентов до весны. Компания на данный момент заморозила все инвестиции. Она будет осуществлять минимум капитальных вложений, чтобы поддерживать свое положение. Будет развиваться проект ШПД в рамках того покрытия, в котором он существует сейчас. Строительство новых сетей «Вымпелком» будет осуществлять в ограниченном количестве или не будет строить вообще, т.к. вряд ли такая программа будет окупаться».
Меры, объявленные «Вымпелкомом», выглядят логично в сложившейся обстановке. Приоритетными направлениями для компании сейчас являются поддержание денежных потоков и обслуживание задолженности, 22% которой - краткосрочная. Инвестпрограмма 2009 года строится с таким расчетом, чтобы при неблагоприятном развитии кризиса можно было сократить до 20% планируемых капвложений. Общая сумма CAPEX-затрат на следующий год не раскрывается. В первую очередь, будут заморожены проекты по организации сетей 3G и FTTH в новых городах, уже начатые проекты будут завершены. Сеть 2G будет функционировать без дополнительных капвложений, как минимум, в течение II квартала 2009 года. Вряд ли сокращение капзатрат приведет к негативным последствиям в ближайшее время, хотя в средне- и долгосрочной перспективе осуществлять инвестирование придется, чтобы сохранить позицию в отрасли. К тому же, приоритетное обслуживание долговой нагрузки может лишить компанию «Вымпелком» конкурентных преимуществ на рынке слияний и поглощений».
Планы будущей деятельности ОАО «ВымпелКом»
В связи с приобретением Golden Telecom, корпоративная стратегия ОАО «ВымпелКом», совместно с его дочерними и/или зависимыми обществами, сконцентрирована по пятиосновным направлениям: максимальный рост доходов в России, усиление сегмента корпоративного бизнеса, развитие бизнеса потребительского доступа в Интернет, развитие бизнеса в СНГ и продолжение инвестиций в соответствии с ключевыми принципами ведения бизнеса. В основу этой стратегии положено следующее:
1. Извлечение максимального дохода на рынке мобильной связи в России. По данным AC&M Consulting, по состоянию на конец четвертого квартала 2008 г. общее количество абонентов беспроводной связи в России (сим карты) составило 187,8 миллиона, и степень проникновения выросла до 129,4%. По мере того, как рынок беспроводной связи в России приближается к состоянию насыщения, ВымпелКом переносит акцент с роста количества абонентов на рост доходов. Стратегия ВымпелКома предусматривает дальнейший рост доходов в России за счет следующего:
- Повышение среднего дохода в расчете на одного существующего пользователя. ВымпелКом рассчитывает на некоторое увеличение среднего дохода в расчете на одного существующего абонента (ARPU).
- Сохранение конкурентоспособности в привлечении абонентов, которые находятся в процессе поиска нового оператора. В связи с насыщением рынка, возможно увеличение доли абонентов, которые могут переходить от оператора к оператору. Кроме того, каждый год новое поколение молодежи становится пользователями сотовой связи. Эти два фактора предполагают, что все еще существует возможность ежегодного приобретения новых абонентов и ВымпелКом сохранит свою позицию, направленную на их привлечение, хотя и с меньшей ориентированностью на ценовую сторону, чем в период интенсивного роста проникновения сотовой связи.
- Исследование возможностей консолидации рынка (Избирательное приобретение региональных операторов). ВымпелКом полагает, что рыночная консолидация, при благоприятных условиях, может создавать значительную стоимость, и поэтому ВымпелКом активно продолжает следить за появляющимися возможностями, по приобретению операторов на территории России.
2. Усиление бизнеса в корпоративном сегменте. С приобретением Golden Telecom, ВымпелКом полагает, что он будет иметь уникальные возможности на Российском рынке по обслуживанию общих клиентов и увеличивать свой бизнес в этой сфере.
3. Развитие бизнеса потребительского доступа в Интернет. Бизнес потребительского доступа в Интернет в России до сих пор отстаёт от многих развитых стран по уровню проникновения, но в последнее время число покупателей в Москве и других крупных городах сокращается. ВымпелКом намерен использовать эту ситуацию, обеспечивая полный набор услуг доступа в Интернет, включая мобильный доступ через оптоволокно (FTTB), эффективно предоставляя высокий уровень решений для каждого сегмента рынка. ВымпелКом занимает уникальную позицию на рынке по предоставлению столь широкогоперечня услуг.
4. Развитие бизнеса Компании в СНГ. С учетом недавнего приобретения компаний, оказывающих услуги сотовой связи в СНГ, ВымпелКом считает, что у него есть хорошие перспективы стать одним из ведущих международных провайдеров услуг связи. ВымпелКом будет продолжать расширение своей коммерческой деятельности в СНГ за счет следующего:
- ВымпелКом разработал и внедрил унифицированную бизнес-модель в России, которая основана на глубоких знаниях и обширном опыте работы в сфере технологий и обслуживания клиентов. ВымпелКом планирует внедрить аналогичную бизнес-модель на всех рынках СНГ, на которых осуществляет деятельность. ВымпелКом также намерен использовать бренд «Билайн» для всех своих сетей в СНГ, что обеспечит единый и устойчивый бренд на международном рынке, на основе которого ВымпелКом будет продвигать услуги и продукты.
5. Продолжение инвестиций в соответствии с основными принципами ведения бизнесаВымпелКома. В рамках своей общей стратегии деятельности ВымпелКом продолжит осуществлять инвестиции в соответствии с основными принципами осуществления деятельности, включая единую бизнес-модель, маркетинг, обслуживание клиентов и отношения с работниками.
Планы, касающиеся организации нового производства: развертывание сети 3-го поколения (3G).
Планы, касающиеся расширения или сокращения производства: увеличение покрытия и емкости в регионах, где это необходимо.
Планы, касающиеся разработки новых видов продукции: запуск новых продуктов и услуг.
Планы, касающиеся модернизации и реконструкции основных средств: замена основных средств по мере их физического/морального износа
Планы, касающиеся возможного изменения основной деятельности: Эмитент не предполагает изменение основной деятельности.
Заключение
Актуальность проведенного исследования, прежде всего, объясняется приоритетностью сектора M&A для российской экономики. В процессе перехода от сырьевой модели народного хозяйства к инновационной требуется огромный объем инвестиций, вкладываемых в высокотехнологичные отрасли и компании. Основная роль в процессах привлечения долевого и долгового финансирования отводится фондам прямых инвестиций и инвестиционных банкам, качество работы которых оказывает прямое влияние на объемы привлечения капиталов.
Особая роль здесь отведена иностранным источникам капитала, которые являются одним из приоритетных направлений политики действующей власти. С одной стороны, за 2007 год в экономику нашей страны было привлечено более 120 млрд. долл. иностранных инвестиций, что в 2,2 раза превышает показатель 2006 года. Из них на совокупную долю прямых и портфельных инвестиций приходится более 32 млрд. долл.
С другой стороны, объем российского рынка M&A в 2007 году составил 110,1 млрд. долл., при этом объем сделок inbound (покупка иностранными инвесторами активов в России), сопровождаемых инвестиционными консультантами, оценивается в 32,3 млрд. долл., увеличившись за год в 2,2 раза. Это говорит о том, что практически все прямые и портфельные иностранные инвестиции производятся под контролем инвестиционных банков либо фондов прямых инвестиций. В связи с этим в работе сделан вывод о том, что от показателей их работы напрямую зависит переход нашей страны к инновационной модели экономики.
Выполненный в дипломной работе анализ позволил выявить, по меньшей мере, еще два фактора, обуславливающих необходимость развития сектора M&A в России.
Во-первых, несмотря на то, что одним из мотивов интеграций является оптимизация налоговых платежей, чаще всего основной движущей силой слияния или поглощения выступает другой фактор – эффект синергии. Поэтому в большинстве случаев сделки M&A, напротив, способствуют увеличению налоговых поступлений в бюджетную систему России. В данном контексте целесообразно выделить четыре группы налогов: на капитал, на проценты, на дивиденды и на прирост стоимости имущества.
Во-вторых, необходимость развития рынка M&A обусловлена высоким уровнем инфляции. За первые пять месяцев текущего года индекс потребительских цен в России уже составил 7,7%, что превосходит все планы Правительства Российской Федерации и прошлогодние показатели. Эффект синергии, возникающий при совершении интеграций, зачастую позволяет предприятиям более эффективно вести финансово-хозяйственную деятельность, что, в результате, может отражаться в виде снижения цен на продукты и услуги компании или как минимум замедления темпов их роста. Масштабное развитие рынка M&A способно привести к тому, что такие микроэкономические процессы найдут свое отражение на макроуровне.
Одним из основных выводов работы является обоснование необходимости количественного и качественного развития российского рынка слияний и поглощений компаний. Проведенное исследование показало, что, несмотря на достаточно высокий среднегодовой темп роста в последние пять лет (61,5%), российский рынок M&A имеет значительный потенциал развития в сравнении с рынками Европы и США. Кроме того, российский рынок M&A характеризуется рядом негативных факторов, которые позволяют говорить о низком уровне его качественного развития: высокий показатель средней стоимости сделки, значительный уровень присутствия государства в общем объеме рынка, а также высокая доля враждебных поглощений.
Для ускорения процесса качественного развития рынка слияний и поглощений в России в работе высказан ряд рекомендаций как в адрес органов государственной власти, так и относительно оптимизации работы самих инвестиционных консультантов.
В первую очередь, рекомендации автора касаются принятия мер со стороны государства по созданию оптимальных условий для развития корпоративных интеграций:
Снижение рейдерства с помощью ужесточения мер уголовной ответственности. Работа над законами и проведение программ, направленных на снижение коррупции, должны привести к повышению уровня качественного развития рынка M&A.
Сокращение доли государственного участия на рынке слияний и поглощений.
Пересмотр банковского законодательства с целью получения возможности применения расчетов эскроу, распространенных в мировой практике в силу их удобного использования и относительной экономичности.
Введение специального единого налога на сделки по поглощению компаний в размере 8-15% от суммы сделки, наряду с применением прогрессивной шкалы налогообложения, которая может служить эффективным инструментом в работе Федеральной антимонопольной службы по сокращению стоимостной доли мегасделок на российском рынке M&A.
Список использованной литературы
Гражданский кодекс Российской Федерации
Налоговый кодекс Российской Федерации
Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 29.04.2008)
Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»
Воронкова О. Н. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление. - М. : Экономистъ, 2008. - 623 с.
Внутренняя документация ОАО "ВымпелКом"
Астахов П.А. Рейдер. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
Донцов А. Структурирование сделок. – М.: Клиффорд Чанс, 2007. – 15 с.
Кузьмин Э. Л. Международное экономическое право . - М. : Проспект, 2008. - 196 с
МакКинзи В. Использование и интерпретация финансовой отчетности. – М.: Альпина, 2006. – 515 с.
Мертон М., Боди Э. Финансы. – М.: Альпина, 2008. – 651 с.
Мировая экономика и международный бизнес / Под ред. В. В. Полякова, Р. К. Щенина. - М. : КНОРУС, 2008. - 680 с.
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Л. Н. Красавина. - М. : Финансы и статистика, 2008. - 573 с.
Никонова И. А. Финансирование бизнеса. - М. : Альпина Паблишер, 2007. - 195 с.
Обзор российского рынка M&A. Re-Deal Group, 2008, – 11 с.
Оценка компаний при слияниях и поглощениях: создание стоимости в част. компаниях: пер. с англ. / Ф. Ч. Эванс, Д. М. Бишоп. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. - 331 с.
Сейфуллаева М. Э. Международный маркетинг. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 319 с.
Стэнли Фостер Рид. Искусство M&A. – М.: Альпина, 2006. – 955 с.
Фомишин С. В. Международные экономические отношения. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 606 с.
Чеботарев Н. Ф. Мировая экономика. - М. : Дашков и К°, 2008. - 329 с.
Черезов А. В. Корпорации. Корпоративное управление. - М. : Экономика, 2006. - 478 с.
Чернышов Г. П. Особенности корпоративных споров в рамках процесса недружественного поглощения. - М. : Викор-Медиа, 2007. - 107 с.
Эванс Ф. Оценка компаний при слияниях и поглощениях. – М.: Альпина, 2007. – 331 с.
M&A: разворот рек. - // РБК. Итоговый выпуск 2007. С. 52.
Готова Н. Модель для сборки. - // Профиль. – 2008. - №5 (561). С. 10-15.
Хозяева оффшоров. - // Слияния и Поглощения. – 2003. - №2. С. 3-5.
Кокшаров А. Время сливаться. - // Эксперт. – 2004. - №5 (406). С. 30-32.
Пирогов А.Н. Слияния и поглощения компаний: зарубежная и российская практика. - // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. - №5. С. 3-7.
Рынок M&A страдает от финансовой засухи. - // Коммерсантъ. – 2007. - № 161 (3737). С. 3.
Симонова М. Госкорпорации: как распилить триллион. - // РБК. – 2008. - №3. С. 64-68.
www.bloomberg.com
www.brmb.ru
www.dis.ru
www.gks.ru
www.globalpolicy.org
www.investopedia.com
www.ma-journal.ru
www.mergermarket.com
www.mergers.ru
www.multitran.ru
www.newdelo.com
www.realbusiness.su
www.stplan.ru
www.vz.ru/news
www.wikipedia.com
www.satnew.ru
www.bit.prime-tass.ru
www.vimpelcom.com
http://www.telecomru.ru
http://www.vedomosti.ru
Сейфуллаева М. Э. Международный маркетинг. - М. : ЮНИТИ, 2008. - 319 с.
2 Сейфуллаева М. Э. Международный маркетинг. - М. : ЮНИТИ, 2008. - 319 с.
Сейфуллаева М. Э. Международный маркетинг. - М. : ЮНИТИ, 2008. - 319 с.
Оценка компаний при слияниях и поглощениях: создание стоимости в част. компаниях: пер. с англ. / Ф. Ч. Эванс, Д. М. Бишоп. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. - 331 с.
Сейфуллаева М. Э. Международный маркетинг. - М. : ЮНИТИ, 2008. - 319 с.
Сейфуллаева М. Э. Международный маркетинг. - М. : ЮНИТИ, 2008. - 319 с.
Оценка компаний при слияниях и поглощениях: создание стоимости в част. компаниях: пер. с англ. / Ф. Ч. Эванс, Д. М. Бишоп. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. - 331 с.
www.investopedia.com
www.investopedia.com
www.mergers.ru
www.brmb.ru
www.mergers.ru
www.brmb.ru
www.mergers.ru
www.brmb.ru
www.mergers.ru
www.multitran.ru
www.globalpolicy.org
www.multitran.ru
www.mergermarket.com
www.multitran.ru
www.multitran.ru
www.mergermarket.com
www.multitran.ru
www.mergermarket.com
www.mergermarket.com
www.mergermarket.com
www.mergermarket.com
www.mergermarket.com
www.vimpelcom.com
www.vimpelcom.com
www.vimpelcom.com
www.bit.prime-tass.ru
http://www.satnew.ru
http://www.vedomosti.ru
http://www.vedomosti.ru
http://www.telecomru.ru
http://www.telecomru.ru
www.vimpelcom.com
50
81
.
CAGR 1999-2006 = 24.8%
.
2.Налоговый кодекс Российской Федерации
3.Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 29.04.2008)
4.Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»
5.Воронкова О. Н. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление. - М. : Экономистъ, 2008. - 623 с.
6.Внутренняя документация ОАО "ВымпелКом"
7.Астахов П.А. Рейдер. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
8.Донцов А. Структурирование сделок. – М.: Клиффорд Чанс, 2007. – 15 с.
9.Кузьмин Э. Л. Международное экономическое право . - М. : Проспект, 2008. - 196 с
10.МакКинзи В. Использование и интерпретация финансовой отчетности. – М.: Альпина, 2006. – 515 с.
11.Мертон М., Боди Э. Финансы. – М.: Альпина, 2008. – 651 с.
12.Мировая экономика и международный бизнес / Под ред. В. В. Полякова, Р. К. Щенина. - М. : КНОРУС, 2008. - 680 с.
13.Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Л. Н. Красавина. - М. : Финансы и статистика, 2008. - 573 с.
14.Никонова И. А. Финансирование бизнеса. - М. : Альпина Паблишер, 2007. - 195 с.
15. Обзор российского рынка M&A. Re-Deal Group, 2008, – 11 с.
16.Оценка компаний при слияниях и поглощениях: создание стоимости в част. компаниях: пер. с англ. / Ф. Ч. Эванс, Д. М. Бишоп. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. - 331 с.
17.Сейфуллаева М. Э. Международный маркетинг. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 319 с.
18.Стэнли Фостер Рид. Искусство M&A. – М.: Альпина, 2006. – 955 с.
19.Фомишин С. В. Международные экономические отношения. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 606 с.
20.Чеботарев Н. Ф. Мировая экономика. - М. : Дашков и К°, 2008. - 329 с.
21.Черезов А. В. Корпорации. Корпоративное управление. - М. : Экономика, 2006. - 478 с.
22. Чернышов Г. П. Особенности корпоративных споров в рамках процесса недружественного поглощения. - М. : Викор-Медиа, 2007. - 107 с.
23.Эванс Ф. Оценка компаний при слияниях и поглощениях. – М.: Альпина, 2007. – 331 с.
24.M&A: разворот рек. - // РБК. Итоговый выпуск 2007. С. 52.
25.Готова Н. Модель для сборки. - // Профиль. – 2008. - №5 (561). С. 10-15.
26.Хозяева оффшоров. - // Слияния и Поглощения. – 2003. - №2. С. 3-5.
27.Кокшаров А. Время сливаться. - // Эксперт. – 2004. - №5 (406). С. 30-32.
28.Пирогов А.Н. Слияния и поглощения компаний: зарубежная и российская практика. - // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. - №5. С. 3-7.
29.Рынок M&A страдает от финансовой засухи. - // Коммерсантъ. – 2007. - № 161 (3737). С. 3.
30.Симонова М. Госкорпорации: как распилить триллион. - // РБК. – 2008. - №3. С. 64-68.
31.www.bloomberg.com
32.www.brmb.ru
33.www.dis.ru
34.www.gks.ru
35.www.globalpolicy.org
36.www.investopedia.com
37.www.ma-journal.ru
38.www.mergermarket.com
39.www.mergers.ru
40.www.multitran.ru
41.www.newdelo.com
42.www.realbusiness.su
43.www.stplan.ru
44.www.vz.ru/news
45.www.wikipedia.com
46.www.satnew.ru
47.www.bit.prime-tass.ru
48.www.vimpelcom.com
Вопрос-ответ:
Какие основные методы стратегического менеджмента используются при слиянии и поглощении компаний?
При слиянии и поглощении компаний используются такие методы стратегического менеджмента, как анализ стратегических альтернатив, выбор оптимальной стратегии, формирование плана реализации стратегии, контроль и оценка ее эффективности.
Какие теоретические основы лежат в основе сделок по слиянию и поглощению компаний?
Теоретической основой сделок по слиянию и поглощению компаний являются такие концепции, как теория агентства, теория структурного изменения, теория стоимости компании и теория слияний и поглощений.
Какие мотивы к интеграциям могут быть при слиянии и поглощении компаний?
Мотивы к интеграциям при слиянии и поглощении компаний могут быть различными, включая экономию стоимости, расширение рынка, диверсификацию бизнеса, укрепление позиций на рынке, приобретение новых технологий и привлечение новых клиентов.
Какие факторы оказывают влияние на эффективность слияний и поглощений компаний?
На эффективность слияний и поглощений компаний оказывают влияние такие факторы, как правильный выбор партнера, стратегическое планирование и управление процессом интеграции, учет особенностей культуры организации, аккуратное управление финансовыми аспектами и эффективное взаимодействие с заинтересованными сторонами.
Какими основными этапами проходит развитие мирового рынка слияний и поглощений?
Основными этапами развития мирового рынка слияний и поглощений являются становление и развитие рынка, активное развитие сделок в определенных отраслях, формирование международных корпораций и развитие регулирования сделок.
Какие методы стратегического менеджмента применяются в условиях слияния и поглощения компаний на примере ОАО Вымпелком?
В условиях слияния и поглощения компаний на примере ОАО Вымпелком применяются различные методы стратегического менеджмента, такие как анализ конкурентного окружения, стратегическое планирование, маркетинговые исследования, оценка рыночной ценности компаний, реализация соглашений о слиянии и поглощении и другие.
Какие научные основы лежат в основе сделок по слиянию и поглощению компаний?
Сделки по слиянию и поглощению компаний имеют теоретические основы, которые основаны на экономической теории организации, теории стратегического менеджмента, теории индустрии и других экономических и финансовых теориях. Эти научные основы помогают определить мотивы, преимущества и риски слияний и поглощений компаний, разработать стратегии интеграции и оценить эффективность таких сделок.
Какие факторы влияют на эффективность слияний и поглощений компаний?
Эффективность слияний и поглощений компаний зависит от различных факторов, таких как стратегическое планирование, управление рисками, качество исполнения сделок, уровень интеграции бизнес-процессов, синергетические эффекты, управление изменениями, финансовая стабильность, соответствие ожиданиям стейкхолдеров и другие. Успешное управление этими факторами может привести к успешному результату слияний и поглощений компаний.