Технологии консультирования человека в состоянии горя

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 23 23 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 03.04.2010
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ
1. СПЕЦИФИКА СОСТОЯНИЯ ГОРЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
2. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОСТОЯНИИ ГОРЯ: ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА:



Фрагмент для ознакомления

Его основу составляют следующие ведущие этапы:
Установление контакта между психологом и клиентом: соблюдение оптимальной дистанции, синхронизация дыхания участников консультирования, зрительный контакт и т. д.
Сбор информации о проблеме клиента: производится при помощи активного монолога клиента; при необходимости психолог-консультант задает наводящие вопросы для прояснения отдельных моментов сложившейся ситуации (при этом важно, чтобы вопросы в большинстве своем носили открытый характер, например: «Какого результата вы хотите достигнуть?», «Чего вы хотите?», «Что вы испытываете, когда..?» и т. д.).
Формирование т. н. психотерапевтического контракта: психолог и клиент распределяют обязанности, оговаривают условия работы (например, обязательная активность клиента, готовность отвечать на все вопросы психолога и т. д.); уточняется продолжительность сеансов работы, количество часов, периодичность встреч, количество участников (если консультирование проводится в групповой форме) и т. д.
Уточнение проблемы: вычленение наиболее значимых моментов; задавание уточняющих вопросов.
Собственно консультирование: обсуждение положительных и отрицательных моментов сложившейся проблемной ситуации; выработка возможных решений выхода из проблемы и способов реализации данных решений с опорой на реальные возможности клиента.
Также возможен этап т. н. «экологической проверки»: клиенту предлагается представить себя в аналогичной (насколько это возможно) ситуации через 5-10 лет и проанализировать свое возможное состояние на тот момент.
Соответственно работа консультанта строится по принципу: выделение проблемы → выделение роли и возможностей клиента в данной ситуации → разработка возможных способов решения проблемы с учетом данных возможностей → выбор из них того способа, на который клиент в дальнейшем будет опираться → «проверка» готовности клиента к исполнению данного решения.
В зависимости от специфики психологической проблемы, с которой субъект обращается к психологу-консультанту, можно говорить о возможной быстроте эффекта консультирования – т. н. «выздоравливания» клиента. В свою очередь при работе психолога с субъектом переживания горя консультанту важно придерживаться принципа реалистичности: неуместно ожидать мгновенных результатов «выздоровления» субъекта, испытывающего на себе последствия тяжелого эмоционального переживания. Тем более, как уже упоминалось выше, важным моментом консультирования в данном случае является не избегание тяжелых переживаний и отказ от них, а, напротив, собственно «работа» горя – т. е. сам процесс переработки и анализа создавшейся ситуации и сопровождающих ее эмоциональных переживаний.
При этом для самого консультируемого важно уметь соблюдать дистанцию в процессе общения с субъектом переживания, иметь несколько отстраненное положение – в противном случае консультант не сможет сохранять позицию помогающего и процесс перестанет носить характер профессионального психологического консультирования.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что состояние горя является специфической структурой, включающей в себя три составляющие: первая характеризует общие закономерности протекания состояния горя, свойственные, в той или иной степени, подавляющему большинству людей (стадии переживания, распространенные формы поведения субъекта, психические реакции и т. д.); вторая характеризуется спецификой конкретной ситуации горя (влияние предыдущих и последующих событий на оценку ситуации субъектом, стечение определенных социальных обстоятельств); третья составляющая определяется социально-психологической, а также физиологической спецификой самого субъекта переживания (темпераментные черты и черты характера, особенности воспитания, возрастной период и т.д.).
Процесс психологического консультирования субъекта, в свою очередь, также является структурой, элементы которой должны соответствовать общей специфике переживания горя данным субъектом. Также процесс психологического консультирования должен носить динамичный характер и соответствовать тем стадиям переживания горя, на которой находится субъект в настоящий момент.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении мы можем отметить следующие теоретические выводы, выявленные в процессе исследования:
Причины возникновения состояния горя, несмотря на свою социальную обусловленность и относительную однородность, определяются прежде всего личным осознанием субъекта конкретной ситуации как ситуации горя.
Состояние переживания горя одинаково для всех людей и всех культур, однако выражение этого состояния специфично для различной социо-культурной ситуации. Главным условием успешного завершения процесса консультирования субъекта в состоянии горя является «эффективно завершенные отношения поддержки».
Цели консультирования могут носить как конкретный, сиюминутный характер – дать субъекту возможность выразить свое эмоциональное состояние и успокоиться, так и более глобальный – привести субъекта к осознанию реальности случившегося события и принятию его. Если в первом случае, связанном с успокоением субъекта, для успешной реализации цели активная проработка ситуации горя не является необходимым условием, то в случае с осознанием реальности активная «работа» горя необходима, так как принятие реальности ситуации подразумевает активную сознательную позицию субъекта переживания, требующую его сознания, оценки ситуации и выработки адекватного отношения к ней. Только в данном случае «завершение отношения поддержки» может быть по-настоящему эффективным.
На основе данных выводов можно сформулировать некоторые рекомендации для повышения эффективности психологического консультирования субъекта в состоянии горя:
Эффективное психологическое консультирование не должно быть статичным – переход субъекта переживания с одной стадии состояния на другую сопровождается определенными изменениями его психоэмоциональной структуры, что, в свою очередь, должно сопровождаться изменениями в его психологической работе с горем.
Работа с горем должна строиться на активной деятельности самого субъекта переживания, роль консультанта не должна быть доминирующей.
Эмоциональная энергия горя не должна подавляться (что, в свою очередь, может привести к возникновению определенных психологических комплексов и неврозов) – роль психотерапевта заключается в ее оптимальной трансформации и перенаправлении.
Критерием эффективного психологического консультирования субъекта в переживании состояния горя является новый уровень отношений субъекта к сложившейся ситуации и жизни в целом, определяющий процесс восстановления и гармонизации социально-психологического состояния субъекта.

ЛИТЕРАТУРА:

Айви А., Айви М., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. – М.: Психотерапевтический колледж, 1999.
Вайтхед М. Консультирование человека в состоянии горя: модель помощи // Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь / Под ред. О. В. Красновой. – М.: МПГУ, 2002.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: МГУ, 1984.
Дейтс Б. Жизнь после потери. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1994.
Додонов Б. И. Гармоническое развитие и типологическое своеобразие личности // Психология формирования и развития личности / Ред. Л. И. Анцыферова. – М.: Наука, 1981.
Додонов Б. И. Эмоция как ценность. – М.: Политиздат, 1978.
Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2006.
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2007.
Кондрашенко В. Т., Донской Д. И., Игумнов С. А. Общая психотерапия. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2003.
Краснова В. Г. Педагогические аспекты в социальной работе. – Волгоград, 2004.
Менеджмент социальной работы / Под ред. Е. И. Комарова. – М., 1999.
Моуди Р., Арканджел Д. Жизнь после утраты. Как справиться с несчастьем и обрести надежду. – М.: Гелиос, 2002.
Нагавкина Л. С., Крокинская О. К., Косабуцкая С. А. Социальный педагог: введение в должность. – СПб.: Каро, 2000.
Нельсон – Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2000.
Никитин В. А. Социальная работа: проблемы и теории подготовки специалистов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.
Павлюк П. Д. Теория, история и методика социальной работы – М., 2009.
Практическая психодиагностика / Ред. Д. Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2001.
Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. – Ташкент, 1985.
Сидорова В. Ю. Четыре задачи горя // Журнал практической психологии и психоанализа. - № 1-2, май, 2001.
Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Отв. ред. Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочарова. – М.-Тула, 1993, 1-2 т.
Теория социальной работы. // Под общ. Ред. Кузиной И.Г. – Владивосток: ДВГТУ, 2006.
Технологии социальной работы / Григорьева Н. Ю., Герасимова Е. Ю., Горбунова М. Ю. и др. – Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2003.
Технологии социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Владос, 2002.
Фарсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. – М.: Владос, 2000.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2004.


Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2004, с. 107.
Сидорова В. Ю. Четыре задачи горя // Журнал практической психологии и психоанализа. - № 1-2, май, 2001.
Практическая психодиагностика / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара: БАХРАХ-М, 2001.
Цит. по: Вайтхед М. Консультирование человека в состоянии горя: модель помощи // Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь / Под ред. О. В. Красновой. – М.: МПГУ, 2002.
Моуди Р., Арканджел Д. Жизнь после утраты. Как справиться с несчастьем и обрести надежду. – М.: Гелиос, 2002, с. 169.
Вайтхед М. Консультирование человека в состоянии горя: модель помощи // Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь / Под ред. О. В. Красновой. – М.: МПГУ, 2002, с. 23.
Моуди Р., Арканджел Д. Жизнь после утраты. Как справиться с несчастьем и обрести надежду. – М.: Гелиос, 2002.
Там же, с. 168-169.
Там же, с. 176.
Моуди Р., Арканджел Д. Жизнь после утраты. Как справиться с несчастьем и обрести надежду. – М.: Гелиос, 2002, с. 187.
Вайтхед М. Консультирование человека в состоянии горя: модель помощи // Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь / Под ред. О. В. Красновой. – М.: МПГУ, 2002., с. 31.
Вайтхед М. Консультирование человека в состоянии горя: модель помощи // Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь / Под ред. О. В. Красновой. – М.: МПГУ, 2002.
Кондрашенко В. Т., Донской Д. И., Игумнов С. А. Общая психотерапия. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2003.
Вайтхед М. Консультирование человека в состоянии горя: модель помощи // Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь / Под ред. О. В. Красновой. – М.: МПГУ, 2002, с. 33.










2

ЛИТЕРАТУРА:

1.Айви А., Айви М., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. – М.: Психотерапевтический колледж, 1999.
2.Вайтхед М. Консультирование человека в состоянии горя: модель помощи // Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь / Под ред. О. В. Красновой. – М.: МПГУ, 2002.
3.Дейтс Б. Жизнь после потери. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1994.
4.Кондрашенко В. Т., Донской Д. И., Игумнов С. А. Общая психотерапия. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2003.
5.Краснова В. Г. Педагогические аспекты в социальной работе. – Волгоград, 2004.
6.Менеджмент социальной работы / Под ред. Е. И. Комарова. – М., 1999.
7.Моуди Р., Арканджел Д. Жизнь после утраты. Как справиться с несчастьем и обрести надежду. – М.: Гелиос, 2002.
8.Нагавкина Л. С., Крокинская О. К., Косабуцкая С. А. Социальный педагог: введение в должность. – СПб.: Каро, 2000.
9.Никитин В. А. Социальная работа: проблемы и теории подготовки специалистов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.
10.Павлюк П. Д. Теория, история и методика социальной работы – М., 2009.
11.Практическая психодиагностика / Ред. Д. Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2001.
12.Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. – Ташкент, 1985.
13.Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Отв. ред. Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочарова. – М.-Тула, 1993, 1-2 т.
14.Теория социальной работы. // Под общ. Ред. Кузиной И.Г. – Владивосток: ДВГТУ, 2006.
15.Технологии социальной работы / Григорьева Н. Ю., Герасимова Е. Ю., Горбунова М. Ю. и др. – Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2003.
16.Технологии социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Владос, 2002.
17.Фарсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. – М.: Владос, 2000.
18.Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2004.


Вопрос-ответ:

Какие основные характеристики технологий консультирования при состоянии горя?

Основные характеристики технологий консультирования при состоянии горя включают установление контакта с клиентом, соблюдение оптимальной дистанции, синхронизацию дыхания, зрительный контакт и другие методы, которые помогают собрать информацию о проблеме клиента.

Какие условия и методы применяются при консультировании человека в состоянии горя?

Условия и методы, применяемые при консультировании человека в состоянии горя, включают установление контакта, создание доверительной атмосферы, активное прослушивание, эмпатию, а также использование различных техник вроде меморандумов, метода «стула пустого кресла» и др.

Какие этапы входят в консультирование человека в состоянии горя?

В консультирование человека в состоянии горя входят такие этапы, как установление контакта между психологом и клиентом, соблюдение оптимальной дистанции, синхронизация дыхания, зрительный контакт и сбор информации о проблеме клиента.

Какую роль играет установление контакта при консультировании человека в состоянии горя?

Установление контакта является одной из ведущих стадий консультирования человека в состоянии горя. Это помогает клиенту почувствовать поддержку и понимание, а также создает базу для дальнейшей работы психолога.

Какую роль играет синхронизация дыхания в консультировании человека в состоянии горя?

Синхронизация дыхания является одной из техник консультирования в состоянии горя. Она помогает установить более глубокий контакт с клиентом и создать атмосферу спокойствия и доверия.

Какие основные характеристики технологии консультирования человека в состоянии горя?

Технология консультирования человека в состоянии горя характеризуется следующими основными характеристиками: установление контакта между психологом и клиентом, соблюдение оптимальной дистанции, синхронизация дыхания участников консультирования, зрительный контакт и т.д.

Какие основные условия и методы применяются при консультировании человека в состоянии горя?

Основные условия и методы, применяемые при консультировании человека в состоянии горя, включают установление контакта, соблюдение оптимальной дистанции, синхронизацию дыхания, зрительный контакт, а также сбор информации о проблеме клиента и активное слушание.

Как происходит установление контакта между психологом и клиентом при консультировании в состоянии горя?

Установление контакта между психологом и клиентом при консультировании в состоянии горя происходит через соблюдение оптимальной дистанции, синхронизацию дыхания, зрительный контакт и другие методы, помогающие клиенту почувствовать поддержку и понимание со стороны психолога.

Как происходит сбор информации о проблеме клиента при консультировании в состоянии горя?

Сбор информации о проблеме клиента при консультировании в состоянии горя производится при помощи активного слушания со стороны психолога. Это позволяет выяснить все детали и особенности проблемы, чтобы правильно понять и помочь клиенту.