Правовые основы шенгенского пространства и его роль в обеспечении европейской интеграции.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Международное право
  • 94 94 страницы
  • 70 + 70 источников
  • Добавлена 10.06.2009
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:


Введение
Глава 1. Пространственная сфера действия шенгенского права
1.1. Понятие и причины возникновения шенгенского права
1.2. Источники шенгенского права: соотношения с иными источниками права Европейского Союза
1.3. Шенгенская зона: понятие, создание, развитие, правовая специфика
Глава 2. Процесс Европейской интеграции
2.1. Основные предпосылки и главные этапы формирования европейского права
2.2. Горизонтальная и вертикальная структура европейского права
2.3. Основные принципы европейского права. Принцип интегрированности европейского права, его правовое значение и последствия
2.4. Включение шенгенского права в европейскую правовую систему: расширение шенгенской зоны
Глава 3. Интеграция европейского пространства и государственный суверенитет
Заключение
Список источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

Протокол особо отметил, что при решении спорных вопросов следует обращаться к принципам, заложенным в учредительных договорах о европейских сообществах и Европейском союзе.
Интеграция Шенгенских договоренностей в правопорядок Европейского Союза привела к тому, что отдельный механизм, созданный странами–участницами Шенгена для реализации Соглашения и последующих документов, был упразднен. Функции Исполнительного комитета, являвшегося главным органом этого механизма, перешли к Совету. Тем самым было исключено существование дублирующих структур в механизме Европейского союза и – что весьма существенно, – подчеркнуто значение новых компонентов права ЕС. В Протоколе определен порядок рассмотрения Советом «шенгенских» вопросов и установлено, что решения по ним принимаются на основе единогласия.
Поскольку Шенгенские договоренности интегрированы в право сообществ, Суд европейских сообществ отныне вправе рассматривать вопросы, связанные с их осуществлением и толкованием. Но Суд не вправе выходить за пределы своей компетенции. Во всяком случае он не правомочен принимать решения по вопросам поддержания правопорядка и обеспечения внутренней безопасности государств-членов.
Надо иметь в виду, что Шенгенские договоренности приняты 13 государствами–членами Европейского союза. Среди них нет Великобритании и Ирландии. Эти страны не связаны обязательствами, вытекающими из договоренностей, но вправе в любое время принимать участие в отдельных частях или во всем сотрудничестве, связанном с договоренностями.
Что касается двух государств-нечленов Европейского союза – Исландии и Норвегии, которые еще ранее присоединились к Шенгену, то Протокол подтвердил их участие в договоренностях. Соответствующие процедуры должны быть определены в Соглашении, которое будет заключено между этими странами и Советом. Соглашение предусмотрит, в частности, решение вопроса о финансовых обязательствах Исландии и Норвегии.
Признание Шенгенских договоренностей интегральной частью права ЕС имеет еще одно значение. При рассмотрении и решении вопросов, связанных с присоединением новых государств к Европейскому союзу, кандидаты обязаны принять все положения договоренностей.
Следует отметить, что до сих пор свобода передвижения граждан Европейского союза в принципе не носит абсолютного характера. Применение этой свободы помимо контроля в целях обеспечения внутренней безопасности стран-участниц ограничено рядом условий и лимитов, установленных в праве сообществ. И это понятно. Проблема реализации свободы передвижения людей – это лишь часть сложного комплекса проблем, стоящих ныне перед Европейским союзом. Она может быть в полной мере решена лишь в результате сближения условий жизни в рамках Европейского союза, с созданием более или менее однородной экономической и социальной территориальной структуры. То же самое можно сказать о проблеме оседлости.
Оставались нерешенными многие проблемы иммиграции и предоставления убежища. Все подобные проблемы уже перешагнули через границы государств – членов Европейского союза и могут успешно решаться только на международном уровне. Между тем Европейский союз давно подвергался острой критике за пассивность и отсталые методы борьбы с социальными болезнями.
На Межправительственной конференции активно обсуждались предложения, в которых делался акцент на укрепление двух направлений в деятельности Европейского союза: юстиции и внутренних дел. Чтобы обезопасить свободу передвижения людей и выбора местожительства от злоупотреблений, считалось целесообразным: установить общие правила въезда и оседлости, а также статус лиц из стран – нечленов Европейского союза; добиться эффективного взаимного признания решений национальных судов; принять действенные меры борьбы со всеми формами преступности.
Результаты работы Межправительственной конференции были выражены в Амстердамском договоре прежде всего чисто визуально: в нем появилась часть, озаглавленная «Визы, убежище, иммиграция и другие понятия, относящиеся к свободному передвижению лиц». Однако нововведений принципиального характера, в сущности, нет. Есть только поручение Совету принять ряд мер, направленных на обеспечение свободного передвижения лиц. Это поручение расписано по основным направлениям и касается основных «болевых точек», включая вопросы внешнего пограничного контроля, борьбы с преступностью, единых правил предоставления убежища. Но, судя по тексту статьи 73 «j» – новой статьи Договора, меры будут приняты не скоро. Совету дано пять лет, отсчет которых начнется со вступления данной части в силу.
Наряду с идеей усиления защиты основных прав и свобод человека и в тесной связи с нею в Амстердамском договоре отражены идеи прозрачности и открытости Европейского союза. Это можно считать ответом на критику, раздававшуюся в адрес Союза по поводу его бюрократизации, отдаленности от простого человека, а в итоге его отчужденности от широких слоев населения. На Межгосударственной конференции не раз отмечалось, что имидж Европейского союза должен быть обновлен и приведен в соответствие с требованиями времени. Эффективность и «конкурентоспособность» Союза накануне XXI в. предопределяются не только опорой на успехи интеграции и новыми управленческими технологиями, но и привлекательностью Союза для народов Европы, его демократической природой.
Понятия «прозрачность» и «открытость» Европейского союза применяются прежде всего в отношениях между людьми и институтами Союза. Свойственное бюрократии стремление отгородиться от рядовых граждан и мелкого бизнеса привело к тому, что институты и другие органы Союза, их бесчисленные департаменты закрывались от демократического контроля. Чтобы прорвать формальные барьеры и заслужить симпатии населения, Амстердамский договор не только провозгласил принципы прозрачности и открытости, но и закрепил некоторые механизмы их реализации.
О принципах сказано достаточно ясно: «Договор отражает новый этап в процессе создания все более тесного Союза между народами Европы, – Союза, решения в котором принимаются так открыто, как это возможно, и так близко к гражданину, как это достижимо» (новая редакция ст. 191 «а» Договора о Европейском союзе). Но, пожалуй, самое главное достижение Амстердамского договора в этой сфере – это значительное облегчение доступа «посторонних» к документам институтов и других органов Европейского союза. Установлено, что каждый гражданин Европейского союза, а также каждое физическое лицо, проживающее на территории государства-члена, и каждое юридическое лицо, имеющее зарегистрированный офис на территории государства-члена, имеют право доступа к документам Европарламента, Совета и Комиссии, касающимся принципов и условий функционирования Союза и его институтов. Совету поручено разработать и по процедуре совместного решения утвердить перечень соответсвующих документов. Из общего правила сделано несколько исключений. Без согласия государств-членов не разрешается доступ к документам, направляемым ими в институты и другие органы Европейского союза. Нет всеобщего свободного доступа к документам Суда европейских сообществ и Суда первой инстанции
Глава 3. Интеграция европейского пространства и государственный суверенитет
Основа европейского правового пространства – общее культурное и историческое наследие, схожая эволюция подходов к фундаментальным ценностям в различных странах.
Одним из последствий экономической глобализации в мире стало дальнейшее спонтанное сближение различных правовых систем через их взаимодействие и взаимопроникновение в ходе международного общения, а также создание единых правовых пространств в рамках глубокой интеграции, осуществляемой рядом международных объединений (Евросоюз, Евразэс, Меркосюр). Другой не менее важной, чем экономическая глобализация, причиной формирования сходных правовых стандартов является гуманизация и социализация права, претворение в жизнь универсальной концепции прав человека.
К началу XXI века сложилось единое европейское правовое пространство и единая правовая стратегия. Формирование единого европейского правового пространства – сложный и порой противоречивый процесс. Прежде всего необходимо было обеспечить единое понимание и применение норм интеграционного права всеми государствами – участниками этого процесса. Важно было также определить принципы, на которых должны строиться взаимоотношения интеграционного права и национального права государств – членов интеграционных объединений. Наконец, необходимо было выработать механизм, обеспечивающий принципиальное разграничение юрисдикции национального и интеграционного права.
Современное европейское право – это относительно самостоятельная и автономная правовая система. Она включает в себя европейское интеграционное право (как регулятор на уровне Евросоюза – применительно к разнообразному комплексу вопросов, относящих к различным отраслям права) и европейскую систему защиты прав человека, действующую применительно к более широкому кругу субъектов на уровне стран – членов Совета Европы, объединяющим фактором для которых является Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Европейское право всегда развивалось на базе национальных законов. Поэтому для понимания европейского права необходимо глубоко вникать в суть правовых систем и первоначальный смысл норм, которые «выросли» до норм европейского уровня, а оттуда уже возвращались на национальный уровень. Кроме того, в ряде случаев интернационализация норм и их развитие на национальном уровне по схожему пути в различных государствах идут параллельно, как это происходило с правами и свободами человека.
В ХХI веке упрочение единства правового пространства Европы вплотную подошло к необходимости практического решения задачи интеграции европейского пространства. Процесс интеграции европейского пространства весьма сложен и противоречив. Об этом говорят трудности принятии Европейской Конституции. Поиск оптимальных вариантов интеграции конституционного пространства в Европе обусловил переосмысление фундаментальных концепций, которые на протяжении последних двух столетий доминировали в политической и правовой философии. В первую очередь это касается концепции государственного суверенитета, которая лежит в основе верховенства национальных конституций является краеугольным камнем миропорядка, сложившегося именно в результате однонаправленного волеизъявления суверенных государств.
Государственный суверенитет - верховенство и независимость власти государства от любой другой власти на его территории (в международных отношениях решение вопросов суверенитета имеет свои особенности). Суверенитет дает формально-юридически одинаковую, равную возможность всем государствам быть и развиваться в нынешнем мире. Обеспечение суверенитета требует наличия сильного государства. Нельзя не согласиться с Фрэнсисом Фукуямой, который в своей последней книге «Сильное государство» особо подчеркнул, что ослабление роли государства во многих странах, либерализующих экономику, «привело экономику к худшему состоянию, чем она была бы без этих реформ». Среди факторов, воздействующих на политическую структуру мира, на развитие международных отношений, прежде всего выделим такие, как глобализация, усиление взаимозависимости, формирование "планетарного экономического организма". Во всем многообразии современных тенденций можно назвать две наиболее значимые: 1) развитие глобализации и глобальных процессов; 2) увеличение числа различных субъектов на мировой арене и их суверенизация.
Глобализация означает не только интернационализацию связей, но и создание общемировой целостности, где каждый элемент целого превращается в орган этого глобального организма.Так, исследователи данной темы отмечают наличие трех измерений глобализации: 1) глобализация как постоянно идущий исторический процесс; 2) глобализация как гомогенизация и универсализация мира;3) глобализация как разрушение национальных границ. Глобализация обозначила новые подходы к суверенитету, его содержанию. Многие авторы предрекают закат "государственного суверенитета", вынужденного "делиться" своими полномочиями с международными структурами, неправительственными организациями, бизнес-сообществом и т.п.. Высказывается мнение о необходимости создания своего рода всемирной системы "сдержек и противовесов", призванной определять правила поведения, дополняя и заменяя международные договоры и вообще добровольно принимаемые государствами на себя обязательства.
Процессы глобализации, приобретающие все большее ускорение в последние годы, безусловно оказывают сильное воздействие на функционирование государств, на их базовые институты, а значит, и на суверенитет. Но несмотря на глубокие и многочисленные изменения, происходящие в мире в последние полтора десятилетия, государственный суверенитет остается основой конституционного строя большинства государств. Происходит трансформация роли государства, особенно в развитом мире. Информационные, финансовые и иные процессы, связанные с глобализацией, сокращают возможности национальных правительств по контролю за внутриполитической ситуацией и управлению ею. Многие функции, ранее выполнявшиеся правительствами, переходят к институтам гражданского общества, транснациональным корпорациям. Национальные и международные неправительственные политические, экономические, правозащитные, религиозные, благотворительные и иные организации оказывают растущее влияние на общественное мнение, формирование политики, выработку законов, сами выполняют некоторые властные функции, вплоть до участия в деятельности комитетов и комиссий ООН. Размывание государственных границ, пожалуй, в наибольшей степени отражает суть современного этапа глобализации. Сначала границы национальных государств оказались прозрачными в экономической сфере. Затем этот процесс перекинулся на социальные, военные, политические, культурные и иные отношения, стал охватывать целые регионы. Наибольшее развитие эти процессы получили в Западной Европе, где, начавшись с создания в 1951 г. Европейского объединения угля и стали, процесс интеграции к концу ХХ столетия привел к созданию Европейского Союза - мощнейшей наднациональной структуры, занимающейся уже среди прочего и координацией внешней политики стран - членов ЕС.
В последнее время выдвигаются предложения о необходимости пересмотреть ряд международно-правовых норм и принципов, прежде всего Устава ООН, в котором провозглашается принцип невмешательства "во внутреннюю компетенцию любого государства". Принципы соблюдения государственного суверенитета предлагается заменить принципами управления глобальной безопасностью, которое осуществляла бы "обновленная" ООН и ее Совет Безопасности. При этом как-то забывается, что сама Организация Объединенных Наций возникла и существует только благодаря воле суверенных государств, которые поставили цель не допускать впредь всемирных катастроф, подобных Второй мировой войне. Вместе с тем ООН является наследницей Вестфальской системы, которую атакуют по двум направлениям. Во-первых, права человека и право наций на самоопределение противопоставляются принципам государственного суверенитета и территориальной целостности. Во-вторых, национальные государства упрекают в неспособности обеспечить эффективность суверенитета в условиях глобализации. Таким образом, не утрачивается значение суверенитета. Каждый раз, на каждом новом историческом этапе этот принцип приходит в новом обличье. В глобализирующемся мире для решения вставших перед Европой и населяющими ее народами задач требуется не разрушение суверенитетов, а их объединение. Именно на основе объединенных суверенитетов наращивается интеграция европейского пространства. Суды распространяют свои полномочия далеко за пределы Европейского Союза. Задача европейского правосудия - стать инструментом и стержнем этой интеграции перед лицом вызовов и угроз XXI в.
Заключение
Европейское право является одновременно продуктом и инструментом интеграции, развернувшейся в Западной Европе.
Сегодня интеграцию вообще, а экономическую интеграцию в особенности, называют велением времени, вновь открытым законом истории. Интеграция стала чуть ли не главной идеей, стержнем программногих политических партий и общественных движений, притягательным лозунгом, вокруг которого собирают своих сторонников современные лидеры. Отношение к интеграции зачастую предопределяет повороты во внешней и внутренней политике государств, существенно влияет на судьбы народов. Понятно поэтому, что о проблемах интеграции рассуждают, спорят не только специалисты, теоретики и практики, но и миллионы простых граждан. И, – что весьма характерно, – интерес к проблемам интеграции не ослабевает, а наоборот, возрастает.
Интеграционные процессы развиваются ныне почти повсеместно, на многих континентах земного шара.
Пример Западной Европы поражает, как известно, вначале на интеграционных принципах объединились шесть стран (Франция, Германия, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург), затем к ним примкнули еще три (Великобритания, Дания, Ирландия). После того как в сообщества вступили Греция, Испания и Португалия, совместно интеграцию осуществляли уже 12 государств, а теперь их стало 15 (добавились Австрия, Швеция и Финляндия). Из Западной Европы пришли новые термины, которые стремительно ворвались не только в профессиональный, но и в обиходный лексикон. Пожалуй, самым популярным стал термин «интеграция» – от латинского integratio, что означает восстановление целого, воссоединение. Оперировать прежними понятиями, подобными «международному сотрудничеству» или даже «европейскому сотрудничеству» оказалось уже трудно, поскольку они не отражали суть новых явлений. Более того, понятие «интеграция» сегодня прямо противостоит понятию межгосударственного сотрудничества на основе принципов международного права. Интеграция понимается прежде всего как выход за пределы такого сотрудничества, вплоть до создания единой структуры, отличающейся наднациональными (надгосударственными) чертами.
Европейское право, с одной стороны, служит главным регулятором интеграции, способствует ее развитию, а с другой – отражает и воплощает ее результаты и потребности. И чем теснее европейское право (как и любое другое право) связано с происходящими в обществе процессами, чем полнее и точнее оно отражает условия и потребности развития, тем успешнее влияет на регулируемые им процессы. Иначе право может стать малодейственным, пассивным фактором общественного развития или, что совсем плохо, превратиться в тормоз прогресса, стать барьером на пути решения неотложных задач, поставленных самой жизнью.
Особенно большое значение имеет изучение права европейских сообществ, правопорядка всего Европейского союза. С одной стороны, это предопределяется той ролью, которую Европейский союз играет как в жизни нашей страны, так и во всем мире. Сегодня входящие в его состав страны являются главными торговыми партнерами России, а отношения с ними предопределяют многое в системе мировых экономических и политических связей. С другой стороны, изучение права европейских сообществ и Европейского союза представляет большой познавательный интерес. В процессе интеграции государств – членов Европейского союза найдены и опробованы многие решения сложнейших правовых проблем современности, накоплен ценнейший опыт. Речь идет о реальном продвижении по пути ко все более тесному сотрудничеству и союзу народов Европы.

Список источников и литературы

Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) // Journal officiel des Communautеs europеennes. C 325 du 24.12.2002, p. 5. Official Journal of the European Communities. С 325, 24.12.2002, p. 5. Перевод с французского с учетом положений Договора на английском языке; Действующее международное право. Сост. Ю. М. Колосов и Э.С. Кршччкова. Т. 1. М., 1996. Т. 3 С. 211—225.
Кодекс Сообщества о режиме пересечения людьми границ (Шенгенский кодекс о границах) установлен Регламентом (ЕС) № 562/2006 Европейского Парламента и Совета от 15 марта 2006 г. // Journal officiel de l’Union europeenne L 105 du 13.4.2006, p. 1; Official Journal of the European Union L 105, 13.4.2006, p. 1.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (вместе с Протоколом № 1 (Подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый протокол к ней (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом № 7 (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // СЗ РФ от 08.01.2001, № 2, ст. 163.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993
Конвенция о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. между Правительствами государств экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германии и Французской Республики о постепенной отмене проверок на общих границах (Шенген, 19 июня 1990 г.) // L'acquis de Schengen intgr dans l'Union europenne. Bruxelles, Conseil de l'Union europenne: Secrtariat gnral, 1999. P.21-100. Перевод с французского к.ю.н. А.О. Четверикова.
Международный пакт «О гражданских и политических правах» от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12.
Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12.
Общая консульская инструкция о визах, адресованная постоянным дипломатическим и консульским представительствам договаривающихся сторон Шенгенской конвенции (28 апреля 1999 г.) // Утверждена Решением Шенгенского исполнительного комитета от 28 апреля 1999 г. (SCH/Com-ex (99) 13). L'acquis de Schengen integre dans l'Union europeenne. Bruxelles, Conseil de l'Union europeenne: Secretariat general, 1999. P.480-590: JO L 318 du 22.9.2000, p. 318-402.
Устав Организации Объединенных Наций // Международное право в документах. М., 1982. Гл. 1. Ст. 2. П. 7.
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
Федеральный закон от 07.03.2007 N 30-ФЗ "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 11, ст. 1261. Соглашение вступило в силу 1 июня 2007 года.
Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. № 19-ФЗ «О присоединении России к Уставу Совета Европы»
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 февраля 1996 г. № 97-II ГД «О Федеральном законе «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы»
Постановление Правительства РФ от 23.06.2003 № 361 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств, принятых на себя Российской Федерацией в Совместном заявлении Российской Федерации и Европейского союза о транзите между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации» // Российская газета, 26 июня 2003 г. – С.10.
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 22 февраля 1996 г. № 78-СФ «О Федеральном законе «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы».
Правила оформления проездных документов (билетов) пассажирам и посадки их в поезд при следовании в Калининградскую область с остальной территории Российской Федерации транзитом через территорию Литовской Республики и в обратном направлении железнодорожным транспортом // // Российская газета, 26 июня 2003 г. – С.10.
Правила процедуры для созыва международных конференций государств 1949 г. // Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов и Э.С. Кршччкова. Т. 1. М., 1996. С. 733—735.
Пражский документ о дальнейшем развитии и структур СБСЕ 1992 г. // // Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов и Э.С. Кршччкова. Т. 1. М., 1996. С. 695—702.
Приказ МВД РФ от 23 июля 2003 г. N 570. О вклеивании в паспорт гражданина СССР образца 1974 года с отметкой о гражданстве Российской Федерации фотографий детей - граждан Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста
Протокол № 6 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (ETS № 114). Подписан в г. Страсбурге 28.04.1983 // Российская газета от 05.04.1995.
Распоряжение Президента РФ от 13 апреля 1996 г. № 188-рп «О мерах по обеспечению участия Российской Федерации в Совете Европы» (с изменениями от 28 декабря 1996 г., 25 октября 1999 г., 28 декабря 2005 г.)
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о порядке выдачи упрощенного проездного документа на железной дороге (Москва, 20 июня 2003 г.)
Хельсинкские решения СБСЕ 1992 г. // Там же. С. 702—707.
Бирюков П.Н. Международное право. Учебник. Изд-во: «Норма», 2007 г.
Блатова Н. Т., Мелков Г. М. Международное право в документах. Москва, 2007 г.
Глобализация экономики, региональная интеграция, влияние этих процессов на положение трудящихся государств - участников СНГ. Труды международной научно-практической конференции. М.: Профиздат, 2002.
Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление. М.: Экономика, 1998.
Европейское право: Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Л. М. Энтина. М., 2000.
Зорькин В.Д. Апология Вестфальской системы // Россия в глобальной политике. 2004. Т. 2. N 3. С. 18-25.
Зорькин В.Д. Интеграция европейского конституционного пространства: вызовы и ответы. // "Журнал российского права", N 12, декабрь 2006 г.
Игнатенко Г.В. Международное право. Москва, 2006.
Калиниченко П. Новый этап в развитии права Европейского Союза: Договор о присоединении 2003 г. // "Российская юстиция", N 3, март 2004 г.
Кашкин С.Ю. Проект Конституции Европы и правовая реформа в Европейском союзе // "Законодательство и экономика", N 3, март 2004 г.
Комментарий к Общей консульской инструкции о визах, адресованной постоянным дипломатическим и консульским представительствам договаривающихся сторон Шенгенской конвенции / под ред. к.ю.н. Четверикова А.О. М, 2006 г.
Коновалов В.Н. Российский суверенитет в условиях глобализации. М.: Международные отношения, 2003. С. 337-346; Сеидов А.В. Указ. соч. С. 9-10.
Кузнецова Е. Суверенитет. Незыблемый и неделимый? Суверенитет государства может быть ограничен, если оно им злоупотребляет // Международная жизнь. 2004. NN 7-8.
Кузьмин Э. Мировое государство: иллюзии или реальность? М., 1969. Этциони А. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям. М., 2004.
Лукашук И. И. Международное право – Общая часть. Учебник для юридических факультетов и вузов. Москва, Издательство БЭК, 2007
Лукашук И.И. Международное экономическое право. Изд-во «Волтеркс Клувер», М. 2006 г.
Международное право / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчинкова., М., 2007
Международные организации / Под ред. И. П. Блищенко. Изд-ие 2-ое доп. и перер., М., 2007.
Мухаев Р. Т. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Приор, 2001.
Мухаева Н.Р. Право Европейского Союза. Учебник. / Н.Р. Мухаева.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г.
Нешатаева Т. Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. М., 2007
Основы права Европейского Союза: схемы и комментарии. Учебное пособие / Под ред. С.Ю. Кашкина. – М.: Инфра-М, 2002 .
Пастухова Н.Б. Государственный суверенитет в эпоху глобализации // "Журнал российского права", N 5, май 2006 г.
Право Европейского Союза. Учебник / Под ред. С.Ю. Кашкина. – М.: Юристъ, 2002.
Право Европейского Союза: Документы и комментарии / Под. ред. С.Ю. Кашкина. – М.: ТЕРРА, 1999.
Решение Шенгенского исполнительного комитета от 28 апреля 1999 г. (SCH/Com-ex (99) 13).
Россия и Европейский Союз: документы и материалы. – М.: Юридическая литература, 2003 г.
Суд Европейских сообществ. Избранные решения. М.,2007 г.
Топорнин Б.Н. Европейское право: Учебник. – М.: Юристъ, 1998.
Туманов В.А. Материалы о рассмотрении дел в Европейском суде // ГиП. 1993. № 4.
Фердросс А. Международное право. М., 1959.
Фукуяма Ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в ХХI веке: (пер. с англ.). М.:АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007 г. С.168.
Чиркин В.Е. Государство и общество // "Гражданин и право", N 4, апрель 2007 г.
Шенгенские соглашения. – М.: Преобразование, 2000
Шенгенские соглашения. – М.: Профобразование, 2006.
Шреплер Х. А. Международные организации. Справочник. М., 2005.
Amstblatt der Europaischen Union L 105 vom 13.4.2006, S. 1. Перевод с французского с учетом англоязычной и немецкоязычной редакций документа. Перевод и предисловие Четверикова А.О.
In die Europaische Union ubernommener Schengen-Besitzstand. Brussel. Rat der Europaischen Union, Generalsekretariat, 1999. S. 480-590.
Jo Shaw. Flexibility and the Treaty Establishing a Constitution for Europe // The EU Constitution: The Best Way Forward? -  The Hague, T.M.C. Asser press, 2005. - C. 62.
Journal officiel de l’Union europeenne L 105 du 13.4.2006.
L’acquis de Schengen intégré dans l’Union européenne. Bruxelles, Conseil de l’Union européenne: Secrétariat général, 1999. P.20-31. Перевод с французского к.ю.н. А.О.Четверикова.
Mathews Jessica T. Power Shift // Foreign Affairs. January / February. 1997.
Official Journal of the European Union L 105, 13.4.2006.
Pierre le Mire. Droit de l'Union Europenne et politiques communes: libre circulation, concurrence, harmonisation, politiques communes. Paris: Dalloz, 1998.
Simonovic I. Relative Sovereignty of the Twenty First Century // Hastings International and Comparative Law Review. Vol. 25. No. 3. 2002. Р. 371-381.
Strange S. The Retreat of the State: The Diffusion of Power in the World Economy. Cambridge, 1996.
The Schengen Acquis integrated into the European Union. Brussels. Council of the European Union, General Secretariat, 1999.

Топорнин Б.Н. Европейское право: Учебник. – М.: Юристъ, 1998. С.3.
Европейское Сообщество и Европейский Союз никогда ранее не расширялись в таком масштабе. 1 мая 2004 года к Европейскому Союзу присоединились Польша, Чехия, Словакия, Словения, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Кипр, Мальта. С 1 января 2007 года членами Европейского Союза становятся Болгария и Румыния.
Текст договора c изменениями, внесенными Амстердамским договором, на английском языке см.: Official Journal С 340. 10.11.1997. Р.145-172; на русском см.: Европейское право: Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Л. М. Энтина. М., 2000. С.523-552.
Речь идет о трех Европейских Сообществах, которые были учреждены в 50-е годы ХХ в., - Европейское объединение угля и стали (1951), Европейское экономическое сообщество (1957) и Европейское Сообщество по атомной энергии (1957). В 1992 г. три названные Сообщества были трансформированы в Европейский союз. Текст Договора, учреждающего Европейское Сообщество, см.: Европейское право: Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Л.М. Энтина. С.553-699. Тексты двух других договоров об учреждении Сообществ см.: Документы Европейского союза. В 3-х т. Т.1. М.: Право, 1994 (Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали - с.19-94; Договор об учреждении Европейского Сообщества по атомной энергии - с.289-390).
Journal officiel des Communautеs europеennes. C 325 du 24.12.2002, p. 5. Official Journal of the European Communities. С 325, 24.12.2002, p. 5. Перевод с французского с учетом положений Договора на английском языке.
Jo Shaw. Flexibility and the Treaty Establishing a Constitution for Europe // The EU Constitution: The Best Way Forward? -  The Hague, T.M.C. Asser press, 2005. - C. 62.
L’acquis de Schengen intégré dans l’Union européenne. Bruxelles, Conseil de l’Union européenne: Secrétariat général, 1999. P.20-31. Перевод с французского к.ю.н. А.О.Четверикова.
L"acquis de Schengen integre dans l"Union europeenne. Bruxelles, Conseil de l"Union europeenne: Secretariat general, 1999. P. 21 - 100.
Великобритания присоединилась согласно решению Совета Европейского Союза к Шенгенской информационной системе, а также к некоторым другим нормам Конвенции 1990 года правоохранительной направленности.
См. 4-й Амстердамский протокол "О позиции Великобритании и Ирландии" к Договору о Европейском Союзе и 5-й Амстердамский протокол "О позиции Дании" к Договору о Европейском Союзе и Договору, учреждающему Европейское сообщество. Official Journal. 1997. C 340. Р.98.


Это протокол "Об интеграции Шенгенских достижений в рамки Европейского союза" кратко именуется Шенгенским протоколом. См: Амстердамский договор. М.: Интердиалект+, 1999. С. 129-134.
Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) // Journal officiel des Communautеs europеennes. C 325 du 24.12.2002, p. 5. Official Journal of the European Communities. С 325, 24.12.2002, p. 5. Перевод с французского с учетом положений Договора на английском языке.
Мухаев Р. Т. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Приор, 2001.С. 347.
Там же. С. 349.
Топорнин Б.Н. Европейское право: Учебник. М.: Юрист, 2001 г. С.291.
Мухаева Н.Р. Право Европейского Союза. Учебник. / Н.Р. Мухаева.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г. с.69
"общая внешняя политика и политика безопасности"
"сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере"
В сфере атомной энергетики деятельность союзных институтов по-прежнему основана на положениях Договора об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г.
В английской редакции: ст.27а, ст.40b и т.д.
1) Протокол 1992 г. (протокол не имеет названия; приложен одновременно к Договору о Европейском Союзе и к договорам, учреждающим Европейские сообщества; согласно протоколу нормы учредительных договоров и документов, их изменяющих или дополняющих, не затрагивает положений ст. 40 Конституции Ирландии, которыми право на жизнь признается за "еще не родившимися детьми");
2) Протокол 1997 г. о статье 17 Договора о Европейском Союзе (см. примечание к ст. 17);
3) Протокол 1997 г. об интеграции Шенгенских достижений в рамки Европейского Союза (приложен к Договору о Европейском Союзе и Договору об учреждении Европейского сообщества; предусматривает включение в правовую систему Союза Шенгенских соглашений и правовых актов, изданных на их основе);
4) Протокол 1997 г. о применении некоторых аспектов статьи 14 Договора об учреждении Европейского сообщества к Соединенному Королевству и Ирландии (приложен к Договору о Европейском Союзе и Договору об учреждении Европейского сообщества; гарантирует Великобритании и Ирландии право на осуществление пограничных проверок при въезде на их территорию);
5) Протокол 1997 г. о позиции Соединенного Королевства и Ирландии (приложен к Договору о Европейском Союзе и Договору об учреждении Европейского сообщества; предусматривает право данных стран самостоятельно решать вопрос об участии в процессе принятия актов Сообщества по вопросам визовой политики, иммиграции, убежища, гражданского судопроизводства);
6) Протокол 1997 г. о позиции Дании (приложен к Договору о Европейском Союзе и Договору об учреждении Европейского сообщества; предусматривает неучастие Дании в принятии и применении актов по вышеуказанным вопросам, за исключением некоторых аспектов визовой политики);
7) Протокол 1997 г. об установлении местонахождения институтов, некоторых органов и служб Европейских сообществ, а также Европола (приложен ко всем учредительным договорам);
8) Протокол 1997 г. о роли национальных парламентов в Европейском Союзе (приложен ко всем учредительным договорам; устанавливает формы участия парламентов государств-членов в принятии решений на уровне Союза);
9) Протокол 2001 г. о расширении Европейского Союза (приложен ко всем учредительным договорам; изменяет с 2004-2005 гг. квоты государств-членов при формировании Европейского парламента и Комиссии, а также количество приходящихся на их долю "взвешенных голосов" в рамках Совета);
10) Протокол 2001 г. о статуте Суда (приложен к Договору о Европейском Союзе, договорам, учреждающим Европейское сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии; определяет правовой статус членов Суда и Трибунала первой инстанции Европейских сообществ, внутреннюю структуру и процедуру работы этих органов).
"Ниццкий договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе, в Договоры, учреждающие Европейские сообщества, и в некоторые связанные с ними акты"; в силе с 1 февраля 2003 г. Незначительные изменения, преимущественно, "технического" характера, были также внесены Договором о присоединении 1994 г., на основании которого в состав Европейского Союза вступили Австрия, Финляндия и Швеция.
См. параграф 1 ст. 7, а также пункт "е" ст. 46.
См. параграф 2 ст. 23 и параграфы 3 - 4 статьи 24.
См. новая редакция ст. 17.
См. ст.24.
См. ст.25.
См.ст. 29 и ст. 31.
См. новую редакцию раздела VII и ст.40 - ст.40В, регулирующие продвинутое сотрудничество в уголовно-правовой сфере.
См. ст.27 - ст.27Е

В их числе представители 10 стран Восточной Европы и Средиземноморья, вступивших в Европейский Союз 1 мая 2004 года. Хорватия была признана государством-кандидатом в 2004 году и в разработке Конституции не участвовала.
Кашкин С.Ю. Проект Конституции Европы и правовая реформа в Европейском союзе // "Законодательство и экономика", N 3, март 2004 г.
Договор между Королевством Бельгия, Королевством Дания, Федеративной республикой германия, Греческой республикой, Королевством Испания, Французской республикой, Ирландией, Итальянской республикой, Великим герцогством Люксембург, Королевством Нидерландов, Республикой Австрия, Португальской республикой, Республикой Финляндия, Королевством Швеция, Соединенным королевством Великобритании и северной Ирландии (государствами-членами Европейского союза) и Чешской республикой, республикой Эстония, Республикой Кипр, Республикой Латвия, республикой Литва, Республикой Венгрия, Республикой мальта, Республикой Польша, Республикой Словения и Словацкой республикой Относительно присоединения Чешской республики, республики Эстония, Республики Кипр, Республики Латвия, республики Литва, Республики Венгрия, Республики Мальта, Республики Польша, Республики Словения и Словацкой республики к Европейскому союзу (Афины, 16 апреля 2003 г.). Перевод Калиниченко П.А. с английского языка при сопоставлении с немецким и польским аутентичными текстами.


Относительно условий присоединения ст. 1 Акта подразделяет стороны Договора на существующие государства - члены Союза и новые государства - члены Союза. Десять новых государств-членов присоединяются ко всем учредительным договорам Европейского Союза и признают действующими на своей территории все акты, принятые институтами Союза, включая решения Суда Европейских сообществ (ст. 2).
На новые государства-члены в полном объеме распространяются положения Шенгенских соглашений (ст. 3), а также всех актов, составляющих сегодня Шенгенские достижения (acquis Schengen), или Шенгенское право, инкорпорированное в правопорядок Союза специальным протоколом 1997 года. Таким образом, Литва и Польша окончательно закрывают границы для свободного транзита граждан России через свою территорию по автомобильным и железным дорогам, связывающим Калининградскую область и другие субъекты Российской Федерации. Учитывая это обстоятельство, к Договору была приложена Декларация о транзите лиц между Калининградской областью и остальной частью Российской Федерации, которая определила создание специального упрощенного режима для целей такого транзита.
Калиниченко П. Новый этап в развитии права Европейского Союза: Договор о присоединении 2003 г. // "Российская юстиция", N 3, март 2004 г.
Шенгенские соглашения. – М.: Преобразование, 2000
См.: Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление. М.: Экономика, 1998.
Право Европейского Союза. Учебник / Под ред. С.Ю. Кашкина. – М.: Юристъ, 2002.
См.: Pierre le Mire. Droit de l'Union Europenne et politiques communes: libre circulation, concurrence, harmonisation, politiques communes. Paris: Dalloz, 1998. P.21. Аналогичным образом может переводиться и английский термин "Schengen area".

См.: Pierre le Mire. Droit de l’Union Europйenne et politiques communes: libre circulation, concurrence, harmonisation, politiques communes. Paris: Dalloz, 1998. P.21. Аналогичным образом может переводиться и английский термин “Schengen area”.
Journal officiel de l’Union europeenne L 105 du 13.4.2006, p. 1; Official Journal of the European Union L 105, 13.4.2006, p. 1; Amstblatt der Europaischen Union L 105 vom 13.4.2006, S. 1. Перевод с французского с учетом англоязычной и немецкоязычной редакций документа. Перевод и предисловие Четверикова А.О.
Утверждена Решением Шенгенского исполнительного комитета от 28 апреля 1999 г. (SCH/Com-ex (99) 13). L'acquis de Schengen integre dans l'Union europeenne. Bruxelles, Conseil de l'Union europeenne: Secretariat general, 1999. P.480-590: JO L 318 du 22.9.2000, p. 318-402. Перевод с французского Четверикова А.О. При переводе отдельных положений использован текст Инструкции на английском и немецком языках (The Schengen Acquis integrated into the European Union. Brussels. Council of the European Union, General Secretariat, 1999. P. 480-590; In die Europaische Union ubernommener Schengen-Besitzstand. Brussel. Rat der Europaischen Union, Generalsekretariat, 1999. S. 480-590).
Комментарий к Общей консульской инструкции о визах, адресованной постоянным дипломатическим и консульским представительствам договаривающихся сторон Шенгенской конвенции / под ред. к.ю.н. Четверикова А.О.
Спустя два дня после принятия Инструкции вступил в силу Амстердамский договор, в соответствии с которым «Шенгенские достижения» были включены в правовую систему ЕС, а полномочия названного комитета перешли к Совету Европейского Союза.
Конвенция о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. между Правительствами государств экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германии и Французской Республики о постепенной отмене проверок на общих границах (Шенген, 19 июня 1990 г.) // L'acquis de Schengen intgr dans l'Union europenne. Bruxelles, Conseil de l'Union europenne: Secrtariat gnral, 1999. P.21-100. Перевод с французского к.ю.н. А.О. Четверикова.
Дословно: этикетки, виньетки (vignette). В английской версии в аналогичном значении используется термин sticker (наклейка).
Эти условия закреплены в статье 5 Шенгенской конвенции. См.часть IV Инструкции.
Дословно: не предоставляет права на въезд, не подлежащего отмене (ne confere pas de droit d'entree irrevocable).
Перечень государств, чьи граждане, а также другие лица, которым они выдали документы на поездку, подлежат обязанности иметь визу для транзита через аэропорт
ЕЭП - Европейское экономическое пространство. Образовано в 1994 г. на основании соглашения между Европейскими сообществами и государствами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Соглашение о ЕЭП позволило распространить на три страны ЕАСТ - Исландию, Лихтеншнейн и Норвегию - режим общего рынка, существующий между странам ЕС.
Для каждого государства сначала приводится название соответствующего документа на его официальном языке и (или) на английском; затем в скобках (или внизу) дается перевод либо разъяснение соответствующего термина на языке, на котором составлена настоящая Инструкция (в данном случае - на французском, с которого выполнен перевод на русский язык).
В исключительных случаях визы для краткосрочного пребывания или транзитные визы могут выдаваться на границе согласно условиям, предусмотренным пунктом 5 части II Общего руководства для внешних границ.
Общая консульская инструкция о визах, адресованная постоянным дипломатическим и консульским представительствам договаривающихся сторон Шенгенской конвенции (28 апреля 1999 г.)
Общая консульская инструкция о визах, адресованная постоянным дипломатическим и консульским представительствам договаривающихся сторон Шенгенской конвенции (28 апреля 1999 г.)
Общая консульская инструкция о визах, адресованная постоянным дипломатическим и консульским представительствам договаривающихся сторон Шенгенской конвенции (28 апреля 1999 г.)
Общая консульская инструкция о визах, адресованная постоянным дипломатическим и консульским представительствам договаривающихся сторон Шенгенской конвенции (28 апреля 1999 г.)
Конвенция о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. между Правительствами государств экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германии и Французской Республики о постепенной отмене проверок на общих границах (Шенген, 19 июня 1990 г.)
Общая консульская инструкция о визах, адресованная постоянным дипломатическим и консульским представительствам договаривающихся сторон Шенгенской конвенции (28 апреля 1999 г.)
Общая консульская инструкция о визах, адресованная постоянным дипломатическим и консульским представительствам договаривающихся сторон Шенгенской конвенции (28 апреля 1999 г.)
Общая консульская инструкция о визах, адресованная постоянным дипломатическим и консульским представительствам договаривающихся сторон Шенгенской конвенции (28 апреля 1999 г.)
любое разрешение независимо от его характера, которое выдано одной из Договаривающихся Сторон, дающее право проживания на ее территории. Данным определением не охватывается временный допуск для пребывания на территории Договаривающейся Стороны, предоставленный в связи с рассмотрением ходатайства о предоставлении убежища или просьбы о выдаче вида на жительство.
Конвенция о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. между Правительствами государств экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германии и Французской Республики о постепенной отмене проверок на общих границах (Шенген, 19 июня 1990 г.)

Федеральный закон от 7 марта 2007 г. № 30-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 11, ст. 1261. Соглашение вступило в силу 1 июня 2007 года.
Правила оформления проездных документов (билетов) пассажирам и посадки их в поезд при следовании в Калининградскую область с остальной территории Российской Федерации транзитом через территорию Литовской Республики и в обратном направлении железнодорожным транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 23 июня 2003 г. №361) (с изменениями от 28 октября 2003 г.).
См: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о порядке выдачи упрощенного проездного документа на железной дороге (Москва, 20 июня 2003 г.)

О вклеивании в паспорт гражданина СССР образца 1974 года с отметкой о гражданстве Российской Федерации фотографий детей - граждан Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста см. приказ МВД РФ от 23 июля 2003 г. N 570
Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2003 г. N 647 в пункт 10 настоящих Правил внесены изменения
Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2003 г. N 647 в пункт 11 настоящих Правил внесены изменения
Постановление Правительства РФ от 23 июня 2003 г. N 361 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств, принятых на себя Российской Федерацией в Совместном заявлении Российской Федерации и Европейского союза о транзите между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации"

Мухаева Н.Р. Право Европейского Союза. Учебник. / Н.Р. Мухаева.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г. с.8
Мухаева Н.Р. Право Европейского Союза. Учебник. / Н.Р. Мухаева.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г. с.8
Мухаева Н.Р. Право Европейского Союза. Учебник. / Н.Р. Мухаева.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г. с.9
Мухаева Н.Р. Право Европейского Союза. Учебник. / Н.Р. Мухаева.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г. с.10.
Европейское право: Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Л. М. Энтина. М., Норма 2007. С.11.
ЕОУС - Европейское объединение угля и стали
Текст Договора о ЕОУС см.: Договоры, учреждающие Европейские сообщества. М., 1994. С. 19-94.
Тексты Договора об учреждении Европейского экономического сообщества и Договора об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии см.: Договоры, учреждающие Европейские сообщества. С. 99-288, 291-400. Многочисленные изменения, внесенные в последующие годы, суммированы в консолидированном тексте Договора о Сообществе, выработанном при подписании Амстердамского договора 1997 г. (см.: Европейское право. М., 2000. С. 553-699). Последующие изменения внесены Ниццским договором 2001 г. (см.:Ниццский договор и Хартия основных прав Европейского Союза.С. 26-54).
Европейское право: Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Л. М. Энтина. М., Норма 2007. С.12-13.
Европейское право: Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Л. М. Энтина. М., Норма 2007. С.13.
Европейское право: Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Л. М. Энтина. М., Норма 2007. С.12.
Европейское право: Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Л. М. Энтина. М., Норма 2007. С.15.
Case 26/62 Van Gend en Loo, (1963) ECR 1.
Opinion 1/91, First EEA Case, (1991) ECR 6079.
Cases C-6, 9/90 Francovich v. Italy, (1991) ECR I-5357.

Текст Договора об образовании Европейского Союза см.: Единый европейский акт. Договор об образовании Европейского Союза. М., 1994.
Европейское право: Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Л. М. Энтина. М., Норма 2007. С.93.
Исключение связано с действием договоров, заключенных государствами-членами с третьими странами до образования Европейских сообществ.
Европейское право: Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Л. М. Энтина. М., Норма 2007. С.95.
От.фр. – дополнительное.
Суд Европейских сообществ. Избранные решения. С.305-308.
Эти отличия состоят в следующем:
1) они создаются преимущественно на основе соглашений между государствами-членами и носят по общему правилу конвенционный характер. Правовые нормы этой части европейского права, хотя и обязаны своим происхождение учредительным актам Европейского Союза, имеют иные правовые характеристики, нежели правовые предписания права Сообществ;
2) эти нормы права носят обязательный характер, но не имеют прямого действия и не интегрируются автоматически в национальные правовые системы государств-членов (иное может быть результатом национального правотворчества, а не действия права ЕС);
3) они не подлежат прямому применению национальными судебными учреждениями при отсутствии соответствующих актов имплементации;
4) субъектами права выступают в данном случае лишь государства - члены Союза и институты ЕС, но не частные лица;
5) не будучи адресованы напрямую частным лицам, эти правовые нормы не создают непосредственных обязательств и прав для частных лиц, и основанные на них исковые требования, а следовательно, и возможности возмещения причиненного ущерба по общему правилу не входят в юрисдикцию Судов ЕС.
Европейское право: Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Л. М. Энтина. М., Норма 2007. С.100-101.
Европейское право. Учебник для вузов / Под общ. ред. д..ю.н., проф. Л. М. Энтина. – М.: Норма, 2004. - С. 40-41.
Европейское право: Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Л. М. Энтина. М., Норма 2007. С.54.
Суд Европейских сообществ. Избранные решения. С. 16-17.

См.: Суд Европейских сообществ. Избранные решения. С. 111-119.
Европейское право: Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Л. М. Энтина. М., Норма 2007. С.57.
См.: Суд Европейских сообществ. Избранные решения. С. 1-10.
Суд Европейских сообществ. Избранные решения. С. 1-10.

1973 ECR 101/
Европейское право: Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Л. М. Энтина. М., Норма 2007. С.62.
Суд Европейских сообществ. Избранные решения. С. 306-307.
Единый европейский акт и Договор о Европейском Союзе. М., 1994 г. С.240.
Топорнин Б.Н. Европейское право: Учебник. – М.: Юристъ, 1998. C.150.
Под ними понимаются:
1) Соглашение о постепенной отмене контроля на общих границах, подписанное в Шенгене 14 июля 1985 г. между странами Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), Германией и Францией;
2) Конвенция, подписанная в Шенгене 19 июля 1990 г. между Бельгией, Германией, Францией, Люксембургом, Голландией о применении Соглашения о постепенной отмене контроля на их общих границах от 14 июля 1995 г. с приложенным заключительным актом и совместными декларациями;
3) протоколы о присоединении и соглашения, относящиеся к Соглашению 1985 г. и Конвенции 1990 г. и подписанные Италией (Париж, 27 ноября 1990 г.), Испанией и Португалией (Бонн, 25 июня 1991 г.), Грецией (Мадрид, 6 ноября 1992 г.), Австрией (Брюссель, 28 апреля 1995 г.), Данией, Финляндией и Швецией (Люксембург, 19 декабря 1996 г.), с соответствующими заключительными актами и декларациями;
4) решения и декларации, принятые Исполнительным комитетом, учрежденным в соответствии с Конвенцией 1990 г., а также акты, принятые в целях применения Конвенции органами, которые были наделены соответствующей компетенцией Исполнительным комитетом.

Зорькин В.Д. Интеграция европейского конституционного пространства: вызовы и ответы. // "Журнал российского права", N 12, декабрь 2006 г.
Чиркин В.Е. Государство и общество // "Гражданин и право", N 4, апрель 2007 г.
Фукуяма Ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в ХХI веке: (пер. с англ.). М.:АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007 г. С.168.
Пастухова Н.Б. Государственный суверенитет в эпоху глобализации // "Журнал российского права", N 5, май 2006 г.
См.: Глобализация экономики, региональная интеграция, влияние этих процессов на положение трудящихся государств - участников СНГ. Труды международной научно-практической конференции. М.: Профиздат, 2002.
См., например: Mathews Jessica T. Power Shift // Foreign Affairs. January / February. 1997.
См.: Simonovic I. Relative Sovereignty of the Twenty First Century // Hastings International and Comparative Law Review. Vol. 25. No. 3. 2002. Р. 371-381.
См.: Коновалов В.Н. Российский суверенитет в условиях глобализации. М.: Международные отношения, 2003. С. 337-346; Сеидов А.В. Указ. соч. С. 9-10.
См.: Strange S. The Retreat of the State: The Diffusion of Power in the World Economy. Cambridge, 1996.
См.: Устав Организации Объединенных Наций // Международное право в документах. М., 1982. Гл. 1. Ст. 2. П. 7.
См.: Зорькин В.Д. Апология Вестфальской системы // Россия в глобальной политике. 2004. Т. 2. N 3. С. 18-25.
Топорнин Б.Н. Европейское право: Учебник. – М.: Юристъ, 1998. С.5.
Топорнин Б.Н. Европейское право: Учебник. – М.: Юристъ, 1998. С.6-7.









94

Список источников и литературы

1.Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) // Journal officiel des Communautеs europеennes. C 325 du 24.12.2002, p. 5. Official Journal of the European Communities. С 325, 24.12.2002, p. 5. Перевод с французского с учетом положений Договора на английском языке; Действующее международное право. Сост. Ю. М. Колосов и Э.С. Кршччкова. Т. 1. М., 1996. Т. 3 С. 211—225.
2.Кодекс Сообщества о режиме пересечения людьми границ (Шенгенский кодекс о границах) установлен Регламентом (ЕС) № 562/2006 Европейского Парламента и Совета от 15 марта 2006 г. // Journal officiel de l’Union europeenne L 105 du 13.4.2006, p. 1; Official Journal of the European Union L 105, 13.4.2006, p. 1.
3.Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (вместе с Протоколом № 1 (Подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый протокол к ней (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом № 7 (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // СЗ РФ от 08.01.2001, № 2, ст. 163.
4.Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993
5.Конвенция о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. между Правительствами государств экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германии и Французской Республики о постепенной отмене проверок на общих границах (Шенген, 19 июня 1990 г.) // L'acquis de Schengen intgr dans l'Union europenne. Bruxelles, Conseil de l'Union europenne: Secrtariat gnral, 1999. P.21-100. Перевод с французского к.ю.н. А.О. Четверикова.
6.Международный пакт «О гражданских и политических правах» от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12.
7.Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12.
8.Общая консульская инструкция о визах, адресованная постоянным дипломатическим и консульским представительствам договаривающихся сторон Шенгенской конвенции (28 апреля 1999 г.) // Утверждена Решением Шенгенского исполнительного комитета от 28 апреля 1999 г. (SCH/Com-ex (99) 13). L'acquis de Schengen integre dans l'Union europeenne. Bruxelles, Conseil de l'Union europeenne: Secretariat general, 1999. P.480-590: JO L 318 du 22.9.2000, p. 318-402.
9.Устав Организации Объединенных Наций // Международное право в документах. М., 1982. Гл. 1. Ст. 2. П. 7.
10.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
11.Федеральный закон от 07.03.2007 N 30-ФЗ "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 11, ст. 1261. Соглашение вступило в силу 1 июня 2007 года.
12.Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. № 19-ФЗ «О присоединении России к Уставу Совета Европы»
13.Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 февраля 1996 г. № 97-II ГД «О Федеральном законе «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы»
14.Постановление Правительства РФ от 23.06.2003 № 361 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств, принятых на себя Российской Федерацией в Совместном заявлении Российской Федерации и Европейского союза о транзите между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации» // Российская газета, 26 июня 2003 г. – С.10.
15.Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 22 февраля 1996 г. № 78-СФ «О Федеральном законе «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы».
16.Правила оформления проездных документов (билетов) пассажирам и посадки их в поезд при следовании в Калининградскую область с остальной территории Российской Федерации транзитом через территорию Литовской Республики и в обратном направлении железнодорожным транспортом // // Российская газета, 26 июня 2003 г. – С.10.
17.Правила процедуры для созыва международных конференций государств 1949 г. // Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов и Э.С. Кршччкова. Т. 1. М., 1996. С. 733—735.
18.Пражский документ о дальнейшем развитии и структур СБСЕ 1992 г. // // Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов и Э.С. Кршччкова. Т. 1. М., 1996. С. 695—702.
19.Приказ МВД РФ от 23 июля 2003 г. N 570. О вклеивании в паспорт гражданина СССР образца 1974 года с отметкой о гражданстве Российской Федерации фотографий детей - граждан Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста
20.Протокол № 6 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (ETS № 114). Подписан в г. Страсбурге 28.04.1983 // Российская газета от 05.04.1995.
21.Распоряжение Президента РФ от 13 апреля 1996 г. № 188-рп «О мерах по обеспечению участия Российской Федерации в Совете Европы» (с изменениями от 28 декабря 1996 г., 25 октября 1999 г., 28 декабря 2005 г.)
22.Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о порядке выдачи упрощенного проездного документа на железной дороге (Москва, 20 июня 2003 г.)
23.Хельсинкские решения СБСЕ 1992 г. // Там же. С. 702—707.
24.Бирюков П.Н. Международное право. Учебник. Изд-во: «Норма», 2007 г.
25.Блатова Н. Т., Мелков Г. М. Международное право в документах. Москва, 2007 г.
26.Глобализация экономики, региональная интеграция, влияние этих процессов на положение трудящихся государств - участников СНГ. Труды международной научно-практической конференции. М.: Профиздат, 2002.
27.Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление. М.: Экономика, 1998.
28.Европейское право: Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Л. М. Энтина. М., 2000.
29.Зорькин В.Д. Апология Вестфальской системы // Россия в глобальной политике. 2004. Т. 2. N 3. С. 18-25.
30.Зорькин В.Д. Интеграция европейского конституционного пространства: вызовы и ответы. // "Журнал российского права", N 12, декабрь 2006 г.
31.Игнатенко Г.В. Международное право. Москва, 2006.
32.Калиниченко П. Новый этап в развитии права Европейского Союза: Договор о присоединении 2003 г. // "Российская юстиция", N 3, март 2004 г.
33.Кашкин С.Ю. Проект Конституции Европы и правовая реформа в Европейском союзе // "Законодательство и экономика", N 3, март 2004 г.
34.Комментарий к Общей консульской инструкции о визах, адресованной постоянным дипломатическим и консульским представительствам договаривающихся сторон Шенгенской конвенции / под ред. к.ю.н. Четверикова А.О. М, 2006 г.
35.Коновалов В.Н. Российский суверенитет в условиях глобализации. М.: Международные отношения, 2003. С. 337-346; Сеидов А.В. Указ. соч. С. 9-10.
36.Кузнецова Е. Суверенитет. Незыблемый и неделимый? Суверенитет государства может быть ограничен, если оно им злоупотребляет // Международная жизнь. 2004. NN 7-8.
37.Кузьмин Э. Мировое государство: иллюзии или реальность? М., 1969. Этциони А. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям. М., 2004.
38.Лукашук И. И. Международное право – Общая часть. Учебник для юридических факультетов и вузов. Москва, Издательство БЭК, 2007
39.Лукашук И.И. Международное экономическое право. Изд-во «Волтеркс Клувер», М. 2006 г.
40.Международное право / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчинкова., М., 2007
41.Международные организации / Под ред. И. П. Блищенко. Изд-ие 2-ое доп. и перер., М., 2007.
42.Мухаев Р. Т. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Приор, 2001.
43.Мухаева Н.Р. Право Европейского Союза. Учебник. / Н.Р. Мухаева.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г.
44.Нешатаева Т. Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. М., 2007
45.Основы права Европейского Союза: схемы и комментарии. Учебное пособие / Под ред. С.Ю. Кашкина. – М.: Инфра-М, 2002 .
46.Пастухова Н.Б. Государственный суверенитет в эпоху глобализации // "Журнал российского права", N 5, май 2006 г.
47.Право Европейского Союза. Учебник / Под ред. С.Ю. Кашкина. – М.: Юристъ, 2002.
48.Право Европейского Союза: Документы и комментарии / Под. ред. С.Ю. Кашкина. – М.: ТЕРРА, 1999.
49.Решение Шенгенского исполнительного комитета от 28 апреля 1999 г. (SCH/Com-ex (99) 13).
50.Россия и Европейский Союз: документы и материалы. – М.: Юридическая литература, 2003 г.
51.Суд Европейских сообществ. Избранные решения. М.,2007 г.
52.Топорнин Б.Н. Европейское право: Учебник. – М.: Юристъ, 1998.
53.Туманов В.А. Материалы о рассмотрении дел в Европейском суде // ГиП. 1993. № 4.
54.Фердросс А. Международное право. М., 1959.
55.Фукуяма Ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в ХХI веке: (пер. с англ.). М.:АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007 г. С.168.
56.Чиркин В.Е. Государство и общество // "Гражданин и право", N 4, апрель 2007 г.
57.Шенгенские соглашения. – М.: Преобразование, 2000
58.Шенгенские соглашения. – М.: Профобразование, 2006.
59.Шреплер Х. А. Международные организации. Справочник. М., 2005.
60.Amstblatt der Europaischen Union L 105 vom 13.4.2006, S. 1. Перевод с французского с учетом англоязычной и немецкоязычной редакций документа. Перевод и предисловие Четверикова А.О.
61.In die Europaische Union ubernommener Schengen-Besitzstand. Brussel. Rat der Europaischen Union, Generalsekretariat, 1999. S. 480-590.
62.Jo Shaw. Flexibility and the Treaty Establishing a Constitution for Europe // The EU Constitution: The Best Way Forward? - The Hague, T.M.C. Asser press, 2005. - C. 62.
63.Journal officiel de l’Union europeenne L 105 du 13.4.2006.
64.L’acquis de Schengen integre dans l’Union europeenne. Bruxelles, Conseil de l’Union europeenne: Secretariat general, 1999. P.20-31. Перевод с французского к.ю.н. А.О.Четверикова.
65.Mathews Jessica T. Power Shift // Foreign Affairs. January / February. 1997.
66.Official Journal of the European Union L 105, 13.4.2006.
67.Pierre le Mire. Droit de l'Union Europenne et politiques communes: libre circulation, concurrence, harmonisation, politiques communes. Paris: Dalloz, 1998.
68.Simonovic I. Relative Sovereignty of the Twenty First Century // Hastings International and Comparative Law Review. Vol. 25. No. 3. 2002. Р. 371-381.
69.Strange S. The Retreat of the State: The Diffusion of Power in the World Economy. Cambridge, 1996.
70.The Schengen Acquis integrated into the European Union. Brussels. Council of the European Union, General Secretariat, 1999.

Вопрос-ответ:

Что такое шенгенское право и каковы его основные принципы?

Шенгенское право — это совокупность правовых норм, регулирующих свободу передвижения и пребывания граждан в странах, входящих в Шенгенскую зону. Основные принципы шенгенского права включают отсутствие контроля на внутренних границах, единый список стран, входящих в Шенгенскую зону, единые правила визового режима и сотрудничество в сфере правопорядка и безопасности.

Какие источники права лежат в основе шенгенского права и как оно соотносится с правом Европейского Союза?

Основными источниками шенгенского права являются Шенгенское соглашение и его дополнительные протоколы. Шенгенское право соотносится с правом Европейского Союза как его раздел или подраздел, поскольку часть стран-участниц Шенгенского соглашения также являются членами Европейского Союза, и некоторые положения шенгенского права были включены в законы ЕС.

Что подразумевается под понятием "шенгенская зона" и как она создавалась и развивалась?

Шенгенская зона — это территория, на которой отсутствует контроль на внутренних границах между странами-участницами Шенгенского соглашения. Она была создана в результате постепенного развития и расширения Шенгенского соглашения. Начало зоны было положено в 1985 году, когда пять стран ЕС (Бельгия, Франция, Люксембург, Германия и Нидерланды) заключили Соглашение о применении Шенгенского соглашения.

Какие предпосылки и этапы формирования европейского права можно выделить?

Формирование европейского права было предопределено рядом предпосылок, таких как потребность в обеспечении мира и безопасности, экономическое взаимодействие и сотрудничество, стремление к унификации и гармонизации правовых норм. Основными этапами формирования европейского права были создание Европейского союза, установление общих правил и законов через правовые акты ЕС, развитие правоприменительной практики судов ЕС и последующая адаптация национальных законодательств стран-членов ЕС.

Какое значение имеет шенгенское право в процессе европейской интеграции?

Шенгенское право играет важную роль в процессе европейской интеграции, поскольку оно определяет правовые основы и принципы, которые позволяют свободно передвигаться по границам стран-участниц без необходимости проходить паспортный контроль. Это способствует упрощению взаимодействия между государствами, содействует развитию экономических, социальных и культурных связей в Европе, а также способствует формированию общего европейского пространства.

Какое определение имеет шенгенская зона?

Шенгенская зона – это территория, на которой действуют особые правовые условия, позволяющие гражданам стран-участниц передвигаться по границам без необходимости проходить паспортный контроль. Создание шенгенской зоны стало важным шагом в европейской интеграции, поскольку оно содействует развитию экономических, социальных и культурных связей между странами-участницами.

Какие причины привели к возникновению шенгенского права?

Возникновение шенгенского права было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, страны Европейского Союза стремились усилить интеграцию и сотрудничество между собой, чтобы облегчить передвижение граждан и упростить процесс торговли и предоставления услуг. Во-вторых, была необходимость обеспечить безопасность и борьбу с преступностью в европейском пространстве. В-третьих, шенгенская зона была важным шагом на пути формирования общей европейской идентичности.

Какие источники права относятся к шенгенскому праву?

Шенгенское право имеет свои источники, которые включают главным образом международные договоры и соглашения между участниками шенгенской зоны. Также шенгенское право связано с правом Европейского Союза и получает свое развитие через нормативные акты и решения Европейского Союза. Важно отметить, что шенгенское право взаимодействует и связано с другими источниками права Европейского Союза и национальными законодательствами стран-участниц.

Какова роль шенгенского пространства в обеспечении европейской интеграции?

Шенгенское пространство играет важную роль в обеспечении европейской интеграции. Оно образует свободную зону перемещения лиц между его государствами-членами, упрощает процессы путешествий, торговли и экономического сотрудничества. Шенгенская система также предоставляет механизмы для борьбы с преступностью и незаконной миграцией, что способствует безопасности и стабильности всего региона.

Какие являются источники шенгенского права и как они соотносятся с другими источниками права Европейского Союза?

Источниками шенгенского права являются межправительственные соглашения, такие как Шенгенское соглашение 1985 года и Шенгенский конвенция 1990 года. Они имеют приоритет перед законодательством Европейского Союза. Шенгенское право имеет особенности и отличается от права Европейского Союза, но в то же время оно взаимодействует с ним и должно соблюдать его основные принципы и нормы. Таким образом, можно сказать, что шенгенское право соотносится с другими источниками права Европейского Союза и является частью европейской правовой системы.