Судебная система РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Правоведение
  • 30 30 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 25.04.2010
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ
2. К ВОПРОСУ ОБ ЕДИНСТВЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ И СУДАХ
3. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТИРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Задача состоит в том, чтобы в сфере правосудия создать дополнительные гарантии объективности и беспристрастности.
В контексте заданной ситуации упомянутое предложение интерпретируется иногда не в качестве запрета на работу "родственной связки" вообще, а как ограничение на соответствующую работу в пределах региона. Но что есть регион? И решит ли проблему подобное территориальное лимитирование?
В системе российского законодательства термин "регион" отождествляется обычно с такой государственно-правовой категорией, как субъект Российской Федерации. Соответственно, запрет на совместную юридическую деятельность родственников, например, в нашем регионе будет иметь силу на территории всей Тверской области. Трудно вообразить, чтобы адвокаты (частнопрактикующие юристы) потянулись из Твери в Московскую, Новгородскую, Вологодскую и другие близлежащие области. Да и кто им даст возможность там работать? Значит, не исключено, что вопрос будет поставлен следующим образом: либо адвокат, либо судья должны сменить место своей службы. Насколько конституционен подобный подход, судить не берусь. Это дело Конституционного Суда РФ.
Однако есть более гуманный и экономный вариант: аккредитация адвокатов и частнопрактикующих юристов при арбитражных судах. В этом случае достаточно элементарно можно будет предотвратить многие ситуации, ставящие под сомнение корректность отношений судьи с представителем одной из сторон. Разумеется, нечистоплотные "торговцы правосудием" и в этих условиях будут искать обходные пути. Но ориентироваться надо не на проходимцев и плутов, а на основную массу честных и добросовестных служителей закона. В конечном итоге, можно продумать технологию аккредитации таким образом, чтобы исключить или, по крайней мере, минимизировать количество различных лазеек. Например, аккредитацию осуществлять не только по территориальному признаку, но и по направлению юридической деятельности (общая либо специальная юстиция; административные дела, налоговые споры, земельные, корпоративные и т.д.). Такой опыт известен ряду европейских стран, в частности Германии. При аккредитации же соответствующие особенности юридической деятельности родственников должны стать одним из определяющих критериев.
Проблемы, возникающие в процессе совершенствования судебной системы, сложны и многообразны. Как отмечалось на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования правосудия, прошедшем в марте текущего года, "недоверие, которое существует у значительной части граждан, к сожалению, не снижается, несмотря на огромную, порой непосильную работу, выполняемую судьями. А значит, ученые и практики должны задуматься, что же все-таки нужно сделать, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону". Очень бы хотелось, чтобы меры, которые намечается осуществить в этом направлении, были продуманными и без перегибов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

"Система" - слово греческое, буквально означает целое, составленное из отдельных частей (элементов). В другом значении "система" - порядок, определяемый правильным расположением частей и их взаимосвязями. Применительно к судебной власти термин "система" относится к числу наиболее употребляемых. Во-первых, потому, что реализация судебной власти в современных условиях носит упорядоченный, системный характер. Во-вторых, потому, что носитель судебной власти - ее аппарат (суды, судьи в их совокупности) не только представляет собой явление явно системное, но и практическое, во всех странах от США до России аппарат судебной власти просто так и называется - судебная система. А если взглянуть на организацию судов еще шире, то, наверное, стоит вспомнить, что системность: и объективное свойство всего сущего, и важнейшая характеристика материи. В то же время совокупность сама по себе далеко еще не система, чтобы доказать системность совокупности всех судебных органов государства или какой-то их части, мы обязаны найти системообразующий фактор.
В обеспечение принципа единства судебной системы Российской Федерации можно выделить организационные и функциональные (компетенционные) начала. Это, как представляется, было бы наиболее эффективным способом решения проблемы устранения разбалансированности, разорванности судебной власти, которые перманентно присущи системе без единого организационного и идейно-интеллектуального центра.
Создание такого объединяющего начала, думается, необходимо как в целом судебной системе, так и каждой из функционирующих подсистем, а в большей мере это нужно российской государственно-правовой системе страны. Ведь предложенные меры служат целям стабильного и единообразного развития института судоустройства в отечественной государственной практике.
Процесс строительства судебной системы нельзя назвать завершенным. Пути ее совершенствования различны: возможно введение инстанционности путем создания двух-трехзвенной структуры органов конституционной юстиции, уже давно планируется создание судов административной юрисдикции, которые взяли бы на себя полномочия по разрешению некоторых публичных дел в тех субъектах, в которых конституционные (уставные) суды не созданы, и т.д. Но не все эти пути приемлемы для развития конституционной юстиции в субъектах РФ.
Законодательная база организации и функционирования суда теоретически рассчитана на "идеальную" модель гражданского общества. Однако в современном российском обществе судебная система внешне напоминает новую деталь, помещенную в изношенный механизм. "Создание "классического" состязательного судебного процесса в России по ряду объективных причин - дело далекого будущего."
СПИСОК ЛИТИРАТУРЫ

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: Конституция – (5-е изд.): М.: Право и закон, 2006г.-30с.- (Российское законодательство) – 10000 экз.- ISBN 5-7858-0129-9
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) "О судебной системе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) (с изм. и доп., вступающими в силу с 12.03.2010)// "Российская газета", N 3, 06.01.1997
Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2009) "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.04.1995)// "Российская газета", N 93, 16.05.1995
Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 11.02.2010) "О мировых судьях в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 11.11.1998)// "Российская газета", N 242, 22.12.1998
Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 29.03.2010) "О статусе судей в Российской Федерации"// "Российская юстиция", N 11, 1995.
Указ Президента РФ от 20.03.1996 N 401 (ред. от 17.06.2002) "О дополнительных мерах по обеспечению деятельности судов в Российской Федерации"//"Российская газета", N 57, 26.03.1996
Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 N 583 (ред. от 17.03.2009) "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы"/"Собрание законодательства РФ", 09.10.2006, N 41, ст. 4248,
Постановления Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного закона Читинской области" // СЗ РФ. 1996. N 7. Ст. 700.
Постановления Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2728.
Определения Конституционного Суда РФ от 12 марта 1998 г. N 32-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса высших должностных лиц ряда субъектов Российской Федерации о проверке конституционности некоторых положений Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 18. Ст. 2062.
Определения Конституционного Суда РФ от 8 июня 2000 г. N 91-О "По запросу Правительства Республики Ингушетия о проверке конституционности части первой статьи 2, статей 5, 6, 7, 8, пункта 2 статьи 9, статьи 21 и пункта 4 статьи 23 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 28. Ст. 3000.
Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса / Под ред. и с предисловием В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2003. С. 130.
Власов А. Как повысить эффективность гражданского судопроизводства? // Российская юстиция. 2003. N 9. С. 22.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М., 1994. Т. 4. С. 788
Дорошков В.В. Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. М.: НОРМА, 2004. 320 с.;
Елисеев Н.Г. Гражданское процессуальное право зарубежных стран. Источники, судоустройство. Подсудность: Учебное пособие. М.: Статут, 2000. С. 84, 101, 198.
Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты / под ред. М.М. Славина. М.: НОРМА, 2008. 448 с.;
Кучерена А.Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: Монография. М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. 434 с.
Михайловская И.Б. Суды и судьи: независимость и управляемость. М.: Проспект, 2008. 128 с.;
Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран/ М.: Юстицинформ, 2008. 520 с.
Рожкова М.А. АПК и законопроект о посредничестве // Арбитражная практика. 2006. N 2. С. 65
Скуратовский М.Л. Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции. М.: Волтерс Клувер, 2007. 200 с.;
Харламова И.В. Арбитражный суд: цели кассационного производства. М.: Статут, 2009. 189 с.
См.: Судья. 2008. N 12.

Примечание. Данному правилу не противоречит право субъектов РФ учреждать на своей территории конституционные (уставные) суды субъектов РФ, которые являются составной частью системы судов РФ наряду с федеральными судами. Принципу единой судебной системы РФ не противоречит существование отдельных судебных систем, созданных для рассмотрения дел различных категорий: системы арбитражных судов, системы судов общей юрисдикции, Конституционного суда, конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.
СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
Пункт 9 Постановления Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного закона Читинской области" // СЗ РФ. 1996. N 7. Ст. 700.
Пункты 2, 3, 6 Определения Конституционного Суда РФ от 12 марта 1998 г. N 32-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса высших должностных лиц ряда субъектов Российской Федерации о проверке конституционности некоторых положений Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 18. Ст. 2062.
Пункт 1 Определения Конституционного Суда РФ от 8 июня 2000 г. N 91-О "По запросу Правительства Республики Ингушетия о проверке конституционности части первой статьи 2, статей 5, 6, 7, 8, пункта 2 статьи 9, статьи 21 и пункта 4 статьи 23 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 28. Ст. 3000.

Пункт 7 Постановления Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2728.
См.: п. 6 вышеуказанного Постановления.

Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.

См.: Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса / Под ред. и с предисловием В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2003. С. 130.

См. подробнее: Елисеев Н.Г. Гражданское процессуальное право зарубежных стран. Источники, судоустройство. Подсудность: Учебное пособие. М.: Статут, 2000. С. 84, 101, 198.

См., например, Скуратовский М.Л. Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции. М.: Волтерс Клувер, 2007. 200 с.; Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты / под ред. М.М. Славина. М.: НОРМА, 2008. 448 с.; Дорошков В.В. Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. М.: НОРМА, 2004. 320 с.; Кучерена А.Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: Монография. М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. 434 с.
См. См. Рожкова М.А. АПК и законопроект о посредничестве // Арбитражная практика. 2006. N 2. С. 65
См. Рожкова М.А. АПК и законопроект о посредничестве // Арбитражная практика. 2006. N 2. С. 65
Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 29.03.2010) "О статусе судей в Российской Федерации"// "Российская юстиция", N 11, 1995.
См., например, Михайловская И.Б. Суды и судьи: независимость и управляемость. М.: Проспект, 2008. 128 с.; Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты / под ред. М.М. Славина. М.: НОРМА, 2008. 448 с.; Харламова И.В. Арбитражный суд: цели кассационного производства. М.: Статут, 2009. 189 с.

См. Дорошков В.В. Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. М.: НОРМА, 2004. 320 с.

См., например, Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран/ М.: Юстицинформ, 2008. 520 с.

Система - план, порядок расположения частей целого, предначертанное устройство, ход чего-либо, в последовательном связном порядке (см.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М., 1994. Т. 4. С. 188); множественность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство, принятый порядок, распространяющийся на круг каких-либо явлений, каких-либо отношений, устройство, структура, представляющие собой единство взаимосвязанных частей (см.: Словарь русского языка. В 4 т. М., 1985 - 1988. Т. 4. С. 99).

Власов А. Как повысить эффективность гражданского судопроизводства? // Российская юстиция. 2003. N 9. С. 22.













4

СПИСОК ЛИТИРАТУРЫ

1.КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: Конституция – (5-е изд.): М.: Право и закон, 2006г.-30с.- (Российское законодательство) – 10000 экз.- ISBN 5-7858-0129-9
2.Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) "О судебной системе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) (с изм. и доп., вступающими в силу с 12.03.2010)// "Российская газета", N 3, 06.01.1997
3.Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2009) "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.04.1995)// "Российская газета", N 93, 16.05.1995
4.Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 11.02.2010) "О мировых судьях в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 11.11.1998)// "Российская газета", N 242, 22.12.1998
5.Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 29.03.2010) "О статусе судей в Российской Федерации"// "Российская юстиция", N 11, 1995.
6.Указ Президента РФ от 20.03.1996 N 401 (ред. от 17.06.2002) "О дополнительных мерах по обеспечению деятельности судов в Российской Федерации"//"Российская газета", N 57, 26.03.1996
7.Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 N 583 (ред. от 17.03.2009) "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы"/"Собрание законодательства РФ", 09.10.2006, N 41, ст. 4248,
8.Постановления Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного закона Читинской области" // СЗ РФ. 1996. N 7. Ст. 700.
9.Постановления Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2728.
10.Определения Конституционного Суда РФ от 12 марта 1998 г. N 32-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса высших должностных лиц ряда субъектов Российской Федерации о проверке конституционности некоторых положений Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 18. Ст. 2062.
11.Определения Конституционного Суда РФ от 8 июня 2000 г. N 91-О "По запросу Правительства Республики Ингушетия о проверке конституционности части первой статьи 2, статей 5, 6, 7, 8, пункта 2 статьи 9, статьи 21 и пункта 4 статьи 23 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 28. Ст. 3000.
12.Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса / Под ред. и с предисловием В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2003. С. 130.
13.Власов А. Как повысить эффективность гражданского судопроизводства? // Российская юстиция. 2003. N 9. С. 22.
14.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М., 1994. Т. 4. С. 788
15.Дорошков В.В. Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. М.: НОРМА, 2004. 320 с.;
16.Елисеев Н.Г. Гражданское процессуальное право зарубежных стран. Источники, судоустройство. Подсудность: Учебное пособие. М.: Статут, 2000. С. 84, 101, 198.
17.Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты / под ред. М.М. Славина. М.: НОРМА, 2008. 448 с.;
18.Кучерена А.Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: Монография. М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. 434 с.
19.Михайловская И.Б. Суды и судьи: независимость и управляемость. М.: Проспект, 2008. 128 с.;
20.Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран/ М.: Юстицинформ, 2008. 520 с.
21.Рожкова М.А. АПК и законопроект о посредничестве // Арбитражная практика. 2006. N 2. С. 65
22.Скуратовский М.Л. Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции. М.: Волтерс Клувер, 2007. 200 с.;
23.Харламова И.В. Арбитражный суд: цели кассационного производства. М.: Статут, 2009. 189 с.

Вопрос-ответ:

Что гарантирует судебная система РФ?

Судебная система РФ гарантирует объективность и беспристрастность в сфере правосудия.

Какие законы регулируют судебную систему РФ?

О судебной системе РФ регулируется законодательством.

Каковы проблемы развития судебной системы?

Судебная система имеет проблемы развития, но список литературы не указан, чтобы подробно об этом рассказать.

Можно ли работать в судебной системе вместе с родственниками?

В сфере правосудия нельзя работать с родственниками, чтобы создать дополнительные гарантии объективности и беспристрастности.

Что такое регион в контексте работы судебной системы?

Регион это ограниченное территориальное пространство, где судебная система может работать и принимать решения.

Какое законодательство регулирует судебную систему РФ?

Судебная система РФ регулируется законодательством, принятым на федеральном уровне. Основной закон, регулирующий деятельность судов, - это Конституция РФ. Кроме того, суды руководствуются такими нормативно-правовыми актами, как Гражданский процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и другие. Это позволяет обеспечить единство и согласованность судебной системы во всей стране.

Состоит ли судебная система РФ из единой судебной системы и судей?

Да, судебная система РФ является единой системой, а судьи являются основными исполнителями правосудия. Судебная система РФ состоит из следующих судов: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ, а также другие суды общей юрисдикции, арбитражные суды, военные суды и т.д. Судьи независимы и подчиняются только закону.

Какие проблемы существуют в развитии судебной системы РФ?

Судебная система РФ имеет ряд проблем, включая неэффективность работы судов, длительность рассмотрения дел, недостаток кадров в судах, главное управление которых осуществляется Юстицией. Кроме того, есть проблемы с недостаточной независимостью судей, а также недоверие общества к судебной системе. Все эти проблемы требуют внимания и решения для улучшения работы судебной системы РФ.

Какие гарантии объективности и беспристрастности существуют в сфере правосудия РФ?

В сфере правосудия РФ существуют различные гарантии объективности и беспристрастности. Во-первых, это независимость судей, которая обеспечивается конституционными гарантиями и отсутствием вмешательства других ветвей власти в их деятельность. Во-вторых, это система проверок и контроля, включающая апелляцию, кассацию, надзор и дисциплинарную ответственность. Кроме того, судебная система РФ также работает над повышением профессионализма судей и улучшением качества подготовки новых кадров.

Какие гарантии объективности и беспристрастности должны быть в судебной системе РФ?

В сфере правосудия должны быть созданы дополнительные гарантии объективности и беспристрастности. Это означает, что судебная система должна быть независимой от внешних влияний и политических давлений. Судьи должны рассматривать каждое дело исключительно на основе закона и фактов, не допуская предвзятости или коррупции.