Международные стандарты финансовой отчетности, их взаимосвязь с российскими стандартами учета
Заказать уникальную дипломную работу- 88 88 страниц
- 41 + 41 источник
- Добавлена 15.09.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Роль, назначение и содержание международных стандартов бухгалтерской отчетности
1.1 Цели и принципы международных стандартов финансовой отчетности
1.2 Состав и структура финансовой отчетности по МСФО
1.3 Раскрытие содержания основных стандартов по МСФО
Глава 2. Процесс перехода российских организаций на МСФО
2.1 Анализ различий в принципах и методах составления финансовой отчетности по российским стандартам и по МСФО
2.2 Анализ финансового состояния организаций по российским стандартам и по МСФО – сопоставительный анализ результатов, полученных по двум системам стандартов
2.3 Анализ процесса перехода российских организаций на МСФО
Глава 3. Основные направления и методы устранения различий в финансовой отчетности российских организаций и МСФО
Заключение
Список использованной литературы
Принимая во внимание текущее состояние системы финансовой отчетности и бухгалтерского учета в России, а также процессы, происходящие в данной области на международном уровне, возможно несколько вариантов проведения нового этапа реформы финансовой отчетности в России:
постепенное сближение национальных стандартов финансовой отчетности и МСФО;
единовременный переход на МСФО всех организаций;
внедрение МСФО только в отношении консолидированной отчетности компаний, акции которых котируются на организованном фондовом рынке;
поэтапное внедрение МСФО для консолидированной и индивидуальной отчетности организаций.
Первый вариант является наиболее консервативным и описывает ситуацию при сохранении текущей политики.
Второй вариант предусматривает прямое применение МСФО в качестве национальных стандартов и является наиболее радикальным сценарием, но, тем не менее, предлагается некоторыми экспертами.
При реализации третьего варианта МСФО применяются только для консолидированной отчетности и только для публичных компаний.
Четвертый вариант предусматривает постепенную либерализацию государственного регулирования системы бухгалтерского учета и более глубокое внедрение МСФО на российских предприятиях. Реализация данного варианта требует серьезных усилий со стороны государства и профессионального сообщества, однако является наиболее эффективным сценарием.
В соответствии с поддерживаемыми в настоящее время принципами развития учета и отчетности четвертый вариант является наиболее предпочтительным с точки зрения перспектив не только ближайшего будущего, но и на более отдаленный период.
Бухгалтерский учет, осуществляемый в соответствии с МСФО, можно рассматривать в качестве фактора, способствующего повышению полноты и прозрачности составляемой финансовой отчетности. Для успешного завершения перехода российских хозяйствующих субъектов на МСФО необходимо:
- усовершенствовать нормы налогового законодательства;
- разрешить организациям представлять налоговые декларации, отчеты и расчеты к ним на основе достоверного аналитического учета;
- отменить необоснованные налоговые санкции за отклонения в ведении бухгалтерского учета при отсутствии нарушений и ошибок в налоговой отчетности;
- отменить или упорядочить некоторые нормативные предписания по первичному документальному оформлению отдельных хозяйственных фактов;
- разрешить организациям переходить на продвинутый план счетов бухгалтерского учета европейского типа, обеспечивающий отражение на счетах всей необходимой информации, требуемой для составления отчетности по МСФО;
- предоставить возможность хозяйствующим субъектам вести бухгалтерский учет на основе принятой ими учетной политики, полностью соответствующей требованиям МСФО. При этом не требовать от них параллельного ведения бухгалтерского учета в соответствии с российскими ПБУ;
- обеспечить подготовку квалифицированных специалистов по применению МСФО.
Методика бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности по МСФО уже разработана. Ее нужно только адаптировать к условиям конкретной кредитной организации, что существенно облегчает задачу перехода на МСФО и всем другим хозяйствующим субъектам. Требуется осознать ответственность поставленных задач и настойчиво их решать.
Как показывает практика, внедрение МСФО в российских компаниях, даже при наличии квалифицированных специалистов-консультантов, идет непросто. Необходимо переучивать бухгалтеров, менять их отношение к международным стандартам. Безусловно, профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов России обязаны принять на себя бремя по приведению менталитета специалистов бухгалтерского профиля в соответствие с возрастающими требованиями рыночной экономики.
Следует отметить, что в случае полного перехода России на МСФО не следует ожидать, будто иностранные инвестиции рекой хлынут в Россию. Однако это будет важным шагом в процессе построения взаимного доверия между Россией и международным сообществом. Увеличение корпоративной прозрачности будет означать, что инвестиции станут менее рискованными для инвесторов, а значит, более дешевыми. Очевидно, что ни один национальный финансовый рынок не сможет нормально развиваться в отрыве от международного рынка. По итогам первых лет реформы уже можно говорить как об определенных положительных результатах, так и о проблемах перехода. Тем не менее, реформа будет реально закончена, лишь когда каждый бухгалтер будет профессионально владеть основами МСФО, а руководители компаний – действительно заинтересованы в предоставлении достоверной и объективной информации. Это означает, что более активно должна вестись работа по повышению квалификации бухгалтеров.
В числе других задач реформирования следует отметить необходимость окончательного разделения бухгалтерского учета на финансовый, управленческий и налоговый учет, как это принято в международной практике. При этом финансовый анализ будет ориентирован на внешних пользователей (собственников, инвесторов, кредиторов, дебиторов и т.д.), управленческий учет будет использоваться для систематизации затрат, принятия управленческих решений и планирования, а налоговый учет – применяться для исчисления налогов. В то же время еще раз следует подчеркнуть, что реформа бухгалтерского учета должна осуществляться с учетом сложившихся национальных традиций, специфики экономического развития России, а не путем слепого копирования западного опыта.
По мнению специалистов, главным итогом реформирования российской системы бухгалтерского учета является наличие определенных положительных результатов. Весьма болезненный процесс трансформации бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики потребовал, прежде всего, изменения отношения к профессии бухгалтера. Бухгалтер, ранее являвшийся одной из самых незаметных фигур, превращается в незаменимого советника руководителей предприятия, осваивая совершенно новые функции (такие, как финансовый менеджмент, налоговое планирование и др.). Чрезвычайно важно, чтобы реформа продолжала идти достигнутыми темпами и приобретала законченный характер. Это особенно касается законодательной базы бухгалтерского учета, где нужно решить одну из самых застарелых болезней регулирования учета в России – бесконечный поток текущих инструкций, писем, указаний, которые нередко противоречат друг другу. В числе еще одного из перспективных направлений реформы следует выделить необходимость более широкого участия бизнеса в разработке новых стандартов учета, что может быть достигнуто путем более активного вовлечения в процесс адаптации международных стандартов профессиональных объединений бухгалтеров (34, стр. 18).
2.3 Анализ процесса перехода российских организаций на МСФО
В настоящее время в России существуют два способа получения отчетности, составленной в соответствии с требованиями МСФО: трансформация и параллельный учет, однако широкое распространение получила именно трансформация. Это можно объяснить тем, что она требует невысоких единовременных затрат на приобретение программных продуктов, обучение персонала и привлечение консультантов.
Практика показывает, что алгоритм наиболее распространенной методикой трансформации следующий.
1. Сбор дополнительной аналитической бухгалтерской и управленческой информации. Например, деление дебиторской и кредиторской задолженности на торговую и прочую.
2. Предварительная корректировка российских баланса и отчета о прибылях и убытках в целях приведения их к формату, соответствующему МСФО, т.е. перегруппировка статей российской отчетности и, соответственно, суммы по ним в статьи, установленные международными стандартами.
3. Написание корректирующих проводок и внесение их в отчетность по МСФО на основе данных РСБУ.
4. Приведение балансового отчета и отчета о прибылях и убытках к окончательному формату, соответствующему МСФО.
5. Подготовка отчета о движении денежных средств.
6. Подготовка отчета о движении капитала.
7. Подготовка примечаний к финансовой отчетности.
Обращаем внимание на то, что отчет о движении денежных средств и отчет о движении капитала подготавливают заново на основе трансформированного баланса и отчета о прибылях и убытках. Это упрощает работу бухгалтера, потому что не всегда легко можно проследить влияние трансформационных проводок, например на денежные потоки предприятия.
Важно помнить, что достоверность подготовленной отчетности зависит не только от профессиональных знаний исполнителей, но и от их внимательности при выполнении всех перечисленных ранее работ, от тщательного соблюдения всех методик. Все этапы трансформации рекомендуется оформлять в виде специальных таблиц, которые необходимо составлять как при выполнении отдельных работ, так и для обобщения результатов трансформации.
Процесс трансформации бухгалтерской отчетности требует от сотрудников тщательной подготовки исходной информации. Как правило, базой для составления отчетности в соответствии с требованиями МСФО является:
- проаудированная отчетность, составленная по российским стандартам;
- данные бухгалтерского и управленческого учетов компании;
- учетная политика по МСФО;
- ранее составленная финансовая отчетность предприятия по МСФО.
Чтобы трансформировать отчетность, прежде всего необходимо определить принципиальные различия между российскими и международными принципами учета.
Основные трудности возникают у бухгалтера на стадии сбора управленческой и аналитической информации. Эту работу рекомендуется проводить в два этапа.
На первом этапе составляется таблица, содержащая сальдо по синтетическим и аналитическим счетам. Такой подход позволяет выявить ошибки, допущенные при формировании показателей бухгалтерского баланса (например, свернутое сальдо по активно-пассивным счетам, неправильную группировку сальдо счетов бухгалтерского учета при переносе их в статьи баланса).
На втором этапе осуществляются сбор и подготовка необходимой аналитической информации по отдельным счетам бухгалтерского учета, подлежащим трансформации.
Например, для трансформации основных средств сначала необходимо собрать информацию об объектах, числящихся на балансе предприятия, а затем подготовить ее к дальнейшим корректировкам, сгруппировав по категориям, установленным МСФО (IAS) 16 "Основные средства": земельные участки и здания, машины и оборудование, водные суда, воздушные суда, автотранспортные средства, мебель и встраиваемые элементы инженерного оборудования, офисное оборудование.
Такая информация группируется и отражается в таблицах, форма и структура которых позволяют проводить в дальнейшем необходимые преобразования. После того как вся информация собрана, бухгалтеру необходимо скорректировать все статьи бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, для того чтобы они соответствовали международным принципам и имели адекватное стоимостное выражение.
Для трансформации данных российского учета в отчетность, соответствующую требованиям МСФО, делаются три вида корректирующих проводок:
1. Реклассификационные проводки.
Пример. Лицензии, находящиеся на балансе предприятия и числящиеся в составе расходов будущих периодов, переклассифицированы в нематериальные активы в соответствии с МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы".
Д-т "Нематериальные активы" 100
Кр-т "Расходы будущих периодов" 100.
2. Оценочные проводки, связанные с корректировкой стоимости элементов финансовой отчетности.
Пример. Запасы, учтенные по фактической себестоимости, обесценены до стоимости их возможной реализации, как того требует МСФО 2 "Запасы".
Д-т ОПУ 10
Кр-т "Запасы" 10.
3. Инфляционные проводки, связанные с переоценкой статей финансовой отчетности (в случае представления отчетности в рублях).
Пример. Уставный капитал предприятия скорректирован до его инфлированной стоимости, т.е. он представлен в денежных единицах, учитывающих инфляцию. Для этого размер уставного капитала пересчитывается с помощью общего индекса потребительских цен, публикуемого Росстатом и отражающего общую покупательную способность.
Д-т "Нераспределенная прибыль" 1000
Кр-т "Уставный капитал" 1000.
После того как все необходимые корректировки внесены, бухгалтер пересчитывает данные баланса и отчета о прибылях и убытках, составляет примечания, раскрывающие особенности учетной политики и способы трансформации, а также формирует остальные формы отчетности на их основе.
Отметим, что МСФО не устанавливают единой формы баланса и отчета о финансовых результатах, а лишь регламентируют минимальное количество информации, которое должно быть раскрыто в них, и устанавливают некоторые принципы подачи этой информации.
В балансе статьи должны быть расположены в соответствии со степенью их ликвидности, причем порядок (в сторону уменьшения или в сторону увеличения) может быть любой. Компания вправе самостоятельно решать: классифицировать активы и обязательства на текущие (краткосрочные) и не текущие (долгосрочные) или нет. Но в случае, если они не классифицировались, то краткосрочные и долгосрочные активы и обязательства должны раскрываться отдельно в примечаниях к финансовой отчетности.
В заключение хотелось бы отметить, что МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" предъявляет следующие требования к финансовой (бухгалтерской) отчетности:
- все существенные статьи выделяются в отдельные строки;
- представление сравнительной информации как минимум один прошлый отчетный период;
- финансовая отчетность признается соответствующей МСФО, если соблюдены все требования всех стандартов, применимых к существенным статьям данной отчетности (10, стр. 32).
Глава 3. Основные направления и методы устранения различий в финансовой отчетности российских организаций и МСФО
Последние годы отмечены усилением внимания к проблеме международной унификации бухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразию и понятности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования, капитализации заработанных средств и т.п. Многие западные инвесторы и банкиры полагают, что бухгалтерский учет в России не отвечает международным нормам, бухгалтерская отчетность российских организаций не отражает их реального имущественного и финансового положения и вообще "непрозрачна и ненадежна". Давление международных валютно-банковских организаций привело к необходимости перехода России на международные нормы бухгалтерского учета, массового переучивания бухгалтеров и аудиторов.
Следует отметить, что Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) представляют собой свод компромиссных и достаточно общих вариантов ведения учета. МСФО не являются догмой, нормативными документами, регламентирующими конкретные способы ведения бухгалтерского учета и нормы составления отчетности. Они носят лишь рекомендательный характер, т.е. не являются обязательными для принятия. На их основе в национальных учетных системах могут быть разработаны национальные стандарты с более детализированной регламентацией учета определенных объектов.
Использование МСФО необходимо по следующим причинам.
Во-первых, формирование отчетности в соответствии с МСФО является одним из важных шагов, открывающих российским организациям возможность приобщения к международным рынкам капитала. Общеизвестно, что капитал, особенно иностранный, требует прозрачности финансовой информации о деятельности компаний и отчетности менеджмента перед инвесторами. До тех пор пока иностранный инвестор не будет иметь возможность проследить и понять через финансовую отчетность, как используется предоставленный им капитал, Россия останется зоной повышенного риска и, соответственно, будет проигрывать другим странам в привлечении финансовых ресурсов с международных рынков.
В современном мире МСФО постепенно становятся своеобразным ключом к международному рынку капитала. Если компания имеет соответствующую отчетность, она получает доступ к источникам средств, необходимых для развития. Это не означает автоматического предоставления искомых ресурсов; путь к ним достаточно долог и труден. Однако эта компания попадает в число тех избранных, кто при соблюдении прочих условий может рассчитывать на иностранное финансирование. Если же компания не имеет требуемой отчетности, то она, с точки зрения западного инвестора, не заслуживает доверия и не может рассматриваться как конкурентоспособная в соревновании с другими соискателями капитала (6, стр. 118).
Во-вторых, международная практика показывает, что отчетность, сформированная согласно МСФО, отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей.
С самого начала стандарты разрабатываются исходя из потребностей конкретных пользователей. При выборе того или иного методического подхода основным критерием служит полезность информации для принятия экономических решений. Не случайно неотъемлемой частью Международных стандартов финансовой отчетности является документ "Основы подготовки и представления финансовой отчетности", определяющий среди прочего, на кого рассчитана отчетность, каковы потребности пользователей и качественные характеристики финансовой информации, делающие ее полезной этим пользователям.
Полезность отчетности, составляемой по МСФО, подтверждает тот факт, что уже сегодня основные фондовые биржи мира допускают представление таких отчетов иностранными эмитентами для котировки ценных бумаг. Еще в 1995 г. Международная организация комиссий по ценным бумагам объявила о своем намерении рекомендовать МСФО для целей листинга на всех международных рынках.
Постоянно растет число транснациональных корпораций, подготавливающих свою публичную сводную финансовую отчетность в соответствии с МСФО или исходя из них. Увеличивается список таких организаций и в России. Сегодня это главным образом коммерческие банки и организации нефтегазового комплекса.
В-третьих, использование МСФО позволяет значительно сократить время и ресурсы, необходимые для разработки новых национальных правил отчетности. Эти стандарты закрепляют достаточно длительный опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в условиях рыночной экономики. Они сформированы как результат труда и поиска не одного поколения бухгалтеров-исследователей, представителей разных научных школ. Стандарты учитывают запросы и опыт работы с отчетностью предпринимателей, банковских и других финансовых структур, финансовых аналитиков, профсоюзов, правительственных организаций, представители которых с 1981 г. образуют Консультативную группу в рамках Комитета по МСФО.
Проблема несоответствия моделей бухгалтерского учета не является уникальной, присущей только России. Она носит глобальный характер. В процессе работы составителей и пользователей финансовых отчетов во всем мире возникает проблема унификации бухгалтерского учета.
В настоящее время наибольшую известность получили два подхода к ее решению: гармонизация и стандартизация.
Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета реализуется в рамках Европейского сообщества (ЕС). Суть ее заключается в том, что в каждой стране может существовать своя модель организации учета и система стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным стандартам в странах - членах Сообщества, т.е. находились в относительной "гармонии" друг с другом. Работа в этом направлении ведется с 1961 г. В целях формирования концепции развития учета в странах ЕС была сформирована исследовательская группа по проблемам бухгалтерского учета. Ее деятельность рассматривалась как составная часть программы гармонизации национальных версий Закона о компаниях. Результаты этой работы опубликованы в виде нормативных документов, которые были включены каждым членом ЕС в свое национальное законодательство в части бухгалтерского учета (4, стр. 65).
Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), занимающийся разработкой и публикацией международных стандартов финансовой отчетности. Суть этого подхода состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применимых к любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов.
В настоящее время известны несколько систем бухгалтерского учета, в частности англо-американская, европейская и ряд других. Однако, по мнению специалистов, стандарты, разработанные КМСФО, будут использоваться большинством стран мира в ближайшем будущем.
Рост популярности Международных стандартов был обусловлен двумя событиями. Первым событием было подписание соглашения между КМСФО и Международной комиссией по ценным бумагам, в котором нашло отражение стремление финансовых кругов и конгресса США привлечь больше иностранных компаний к котировке своих акций на американских биржах. Второе событие, ускорившее переход к МСФО, произошло при объединении Германии. Этот факт во многом предопределил рост потребности привлечения капитала в страну. В связи с этим финансовая отчетность компаний должна была быть больше ориентирована на внешнего пользователя, например на фондовые биржи или международных инвесторов. Именно поэтому компании, входящие в листинг фондовых бирж и составляющие консолидированные финансовые отчеты, вынуждены были принять МСФО.
В настоящее время существуют несколько форм использования странами мира Международных стандартов учета:
- применение МСФО в качестве национальных стандартов. К числу таких стран относятся: Кипр, Кувейт, Латвия, Мальта, Пакистан, Тобаго, Таиланд и Хорватия;
- использование МСФО в качестве национальных стандартов, но с условием, что для вопросов, не затронутых международными стандартами, разрабатываются национальные. Такими странами являются Малайзия и Новая Гвинея;
- использование МСФО в качестве национальных стандартов, однако в некоторых случаях возможна их модификация в соответствии с национальными особенностями. Это - Албания, Бангладеш, Барбадос, Замбия, Зимбабве, Кения, Колумбия, Польша, Судан, Таиланд, Уругвай, Ямайка;
- национальные стандарты основаны на МСФО и обеспечивают дополнительные их разъяснения. Среди таких стран можно назвать Китай, Иран, Словению, Тунис, Филиппины;
- национальные стандарты основаны на МСФО, однако некоторые из них могут быть более детализированы, чем МСФО. Странами, применяющими такие стандарты, являются Бразилия, Индия, Ирландия, Литва, Мавритания, Мексика, Намибия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Турция, Франция, Чехословакия, Швейцария, Южная Африка;
- национальные стандарты основаны на МСФО, за исключением того, что каждый национальный стандарт включает в себя положение, сравнивающее национальный стандарт с МСФО (Австралия, Гонконг, Дания, Италия, Новая Зеландия, Швеция, Югославия) (30, стр. 29).
Сейчас обсуждается вопрос о принятии МСФО странами ЕС, по крайней мере, в отношении компаний, акции которых котируются на фондовых биржах. Поскольку эти Стандарты представляют собой систему, позволяющую новым финансовым структурам применять базу ведения учета, признанную на международном уровне, их начали использовать и многие развивающиеся страны.
Рассмотрим положительные и отрицательные черты Международных стандартов учета. Их объективными преимуществами перед национальными стандартами в отдельных странах являются:
- четкая экономическая логика;
- обобщение современной мировой практики в области учета;
- простота восприятия для пользователей финансовой информации во всем мире.
При этом международные стандарты учета позволяют не только сократить расходы компаний по подготовке своей отчетности, особенно в условиях консолидации финансовой отчетности предприятий, работающих в разных странах, но и снизить затраты по привлечению капитала. Известно, что рыночная цена капитала определяется двумя основными факторами: перспективной отдачей и рисками. Некоторые из рисков действительно характерны для деятельности самих компаний, однако есть и такие, которые вызваны недостатком информации, отсутствием точных сведений об отдаче капиталовложений. Одной из причин информационной недостаточности является отсутствие стандартизированной финансовой отчетности, которая, сохраняя капитал, фактически приумножает его. Это объясняется тем, что инвесторы согласны получать чуть более низкие доходы, зная, что большая открытость информации снижает их риски.
Совокупность данных преимуществ во многом обеспечивает стремление различных стран к использованию МСФО в национальной практике учета. Однако следует отметить и недостатки МСФО. К ним, в частности, можно отнести:
- обобщенный характер Стандартов, предусматривающий достаточно большое многообразие в методах учета;
- отсутствие подробных интерпретаций и примеров приложения Стандартов к конкретным ситуациям.
К тому же внедрению Стандартов во всем мире препятствуют такие факторы, как национальные различия в уровне развития и традициях, а также нежелание национальных институтов поступиться своим приоритетом в области регулирования и методологии учета.
В результате можно сказать, что данные отчетности, составленной по российским правилам, по-прежнему существенно отличаются от финансовой информации, подготовленной в соответствии с МСФО.
В основе таких отличий - разное понимание ряда основополагающих элементов постановки и ведения бухгалтерского учета. Это касается в первую очередь адресной направленности отчетности, объяснения достоверности, трактовки активов/имущества, применения метода начислений, требований осмотрительности, приоритета содержания перед формой и рациональности, а также возможности профессиональных суждений (оценок) при подготовке отчетности. Конкретным проявлением приведенных отличий становятся различия в порядке оценки, признания и отражения в отчетности отдельных видов активов, пассивов и операций: разный порядок формирования отчетных показателей об основных средствах, НИОКР, договорах аренды, условных обязательствах, событиях после отчетной даты, прекращенной деятельности и т.д. (31, стр. 28).
Спорным является мнение, получившее достаточно широкое распространение, согласно которому переход к использованию Международных стандартов рассматривается в качестве конечной и чуть ли не единственной цели реформирования системы, адекватной новому типу хозяйственных отношений в российской экономике. В результате реформы должны быть созданы условия для формирования хозяйствующими субъектами полезной информации об их финансовом положении и результатах деятельности, а также обеспечены достоверность и надежность бухгалтерской отчетности как важнейшего источника информации для принятия решений широким кругом заинтересованных пользователей.
Если подходить к реформе таким образом, то применение МСФО является не целью, а средством рыночных преобразований, весьма важным и эффективным, но лишь одним из целого ряда средств. Сведение же всей реформы исключительно к использованию международных стандартов ограничивает поле деятельности специалистов и вводит в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности.
Внедрение МСФО не подразумевает одномоментного изменения всей системы учета и отчетности в России. Переход к использованию Международных стандартов, несомненно, должен быть постепенным и целенаправленным процессом. Смысл такого процесса заключается в том, чтобы недостатки и несоответствия отечественной системы бухгалтерского учета устранялись последовательно в соответствии с запросами рыночной экономики без нарушения целостности этой системы.
Невозможность быстрого перехода на МСФО обусловлена необходимостью предварительного осуществления большого числа мероприятий, делающих такой переход реальным. В частности, потребуются коррективы в законодательстве, прежде всего гражданском и налоговом, а также пересмотр практически всей нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности. Принимая во внимание, что МСФО имеют дело лишь с отчетностью, орган, регулирующий учет и отчетность в стране, должен разработать и издать детальные инструкции по внедрению и применению новых стандартов, включая вопросы организации учетного процесса. Налоговым органам потребуется пересмотреть свои подходы к использованию данных бухгалтерского учета и отчетности, включая серьезные изменения в налоговых правилах.
Необходима определенная институциональная перестройка системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, в том числе образование органа, способного быстро реагировать на запросы практики и давать некоторые оперативные разъяснения по поводу новых стандартов. Целесообразно создать специальный орган, надзирающий за применением стандартов или контролирующий качество бухгалтерской отчетности.
Требуется переобучение и переаттестация бухгалтерских работников, и в первую очередь главных бухгалтеров. Переход на МСФО предполагает обучение заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, в частности существующих и потенциальных собственников, ибо реформирование бухгалтерского учета в целом возможно и реально лишь при востребованности информации, формирующейся в нем.
Опыт других стран показывает, что применение какого-либо международно признанного решения в национальном стандарте возможно лишь в том случае, когда это решение соответствует реальной ситуации, существующей в стране. Иными словами, при использовании МСФО для создания национальной системы учета необходима своего рода адаптация.
Исходя из мировой практики, перевод российского учета на МСФО нельзя понимать как непосредственное внедрение этих Стандартов в практику отечественных организаций. Использование Международных стандартов в России должно заключаться прежде всего в активном применении их при создании концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике, что должно обеспечить общую сопоставимость бухгалтерской информации, формируемой российскими и западными компаниями. При разработке национальных стандартов необходимо принять МСФО в качестве отправной точки, образца и критерия соответствия признанной в мире практики, что ни в коем случае не должно вести к игнорированию специфики рыночных отношений в России (22, стр. 21).
Если исходить из предложенного выше пути перехода к использованию МСФО и рассматривать данный процесс как один из основных факторов продолжения и активизации реформы бухгалтерского учета в стране, то задачей первостепенной важности сегодня представляется максимально полное и добросовестное освоение концепции и содержания Международных стандартов широкой бухгалтерской общественностью, включая представителей регулирующих органов. Понимание основополагающих идей и смысла международных стандартов обеспечит в дальнейшем корректный подход к применению в российской бухгалтерии решений, традиционных для лучшей западной практики.
Заключение
Финансовая отчетность эмитента является одним из основных элементов, который подвергается анализу при оценке кредитоспособности компании, привлекательности ее ценных бумаг в качестве объекта инвестиций. Особое внимание уделяется надежности, доступности, понятности, сопоставимости и достоверности финансовой информации, раскрываемой компаниями в своей отчетности. Такими характеристиками обладает отчетность, составленная в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО).
Целью разработки МСФО является создание в общественных интересах единого комплекта высококачественных, понятных и практически реализуемых глобальных стандартов учета, которые требуют предоставления высококачественной, прозрачной и сравнимой информации в финансовой отчетности и прочих финансовых отчетах для помощи участникам мировых рынков капитала и другим пользователям в принятии экономических решений. МСФО представляют собой международную систему общепринятых принципов бухгалтерского учета (International GAAP), которые широко применяются и используются в качестве основы подготовки финансовой отчетности во многих странах.
МСФО применяются в отношении публикуемой финансовой отчетности всех коммерческих предприятий. Они могут также применяться некоммерческими организациями, государственными предприятиями, организациями и учреждениями.
Совет по МСФО оказывает существенное влияние на гармонизацию финансовой отчетности через сотрудничество с Международной организацией комиссий по ценным бумагам. В 2000 г. Международная организация комиссий по ценным бумагам одобрила применение Стандартов КМСФО 2000 при подготовке финансовой отчетности для целей листинга и купли-продажи на мировых фондовых рынках.
Это одобрение означает, что Международная организация комиссий по ценным бумагам рекомендует входящим в нее органам регулирования фондовых рынков разрешить компаниям, чьи акции котируются на фондовых биржах мира, применять МСФО при подготовке соответствующей финансовой отчетности (эта рекомендация не является обязательным требованием).
Основные преимущества применения МСФО состоят в следующем:
привлекается зарубежное финансирование;
повышается корпоративный имидж путем публикации более качественной финансовой информации;
усиливается финансовая прозрачность;
достигается сравнимость финансовой информации, подготовленной в разных странах;
растет степень известности компаний в среде конкурентов, покупателей и на финансовых рынках.
Вместе с тем переход на МСФО связан с рядом проблем:
1. Перевод информации в формат МСФО и обучение персонала правилам применения МСФО могут повлечь за собой значительные затраты.
2. Во многих странах не существует надежных механизмов контроля за соблюдением стандартов учета, что может вызвать недоверие к качеству предоставляемой финансовой отчетности. Доверие к отчетности может быть повышено путем использования услуг глобальной аудиторской фирмы.
3. МСФО не занимаются регулированием учета в отдельных отраслях хозяйственной деятельности, по отношению к которым могут применяться национальные нормы, противоречащие требованиям стандартов.
4. МСФО не содержат развернутых норм относительно корпоративного управления или юридических принципов, вследствие чего могут возникнуть расхождения между МСФО и нормами национальных законодательств, обусловливающие необходимость модификации стандарта.
В первой главе дипломной работы раскрыты основные положения международных стандартов финансовой отчетности, а также проанализированы основные сходства и отличия между МСФО и РСБУ. В результате был сделан вывод о том, что финансовая отчетность, сформированная по международным стандартам, отражает текущее финансовое состояние организации более адекватно, чем финансовая отчетность, сформированная в соответствии с РСБУ.
Кроме того, МСФО строго не регламентируют используемый план счетов, который каждая организация разрабатывает самостоятельно, учитывая при этом примерный план счетов. В российских стандартах ситуация обратная – имеется четкий регламентированный план счетов, утвержденный в законодательном порядке.
При этом отмечено, что переход на МСФО стал мировой тенденцией и к нему необходимо готовиться уже сегодня с тем, чтобы получить конкурентные преимущества завтра.
Вторая глава дипломной работы посвящена вопросам правового регулирования перехода на МСФО. Здесь показаны уже совершенные изменения российского регулирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также показаны те изменения, которые необходимо претворить в жизнь в целях гармонизации ПБУ с МСФО.
В работе отмечено, что российские банки уже формируют свою финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами, однако в коммерческих предприятиях и организациях окончательный переход на формирование отчетности в соответствии с МСФО еще не завершен. Во многом это связано с нехваткой квалифицированных кадров, несовершенством российского законодательства, а также множеством других факторов, обусловливающих невозможность формирования отчетности по МСФО многими российскими предприятиями и организациями. Проведение предложенных изменений в законодательстве России позволит ускорить гармонизацию ПБУ с МСФО и облегчит переход на новые стандарты учета и отчетности большинству предприятий и организаций.
В третьей главе дипломной работы раскрыты основные проблемы, возникшие при переходе на формирование финансовой отчетности в соответствии с МСФО на ОАО «РЖД».
Здесь дана краткая характеристика предприятия, проведен анализ его финансового состояния. В результате анализа, проведенного по данным, сформированным в соответствии с российскими стандартами бухгалтерской отчетности, получены результаты, свидетельствующие о кризисном финансовом состоянии предприятия, его хронической неплатежеспособности. В соответствии с этими данными предприятие регулярно получает государственную финансовую помощь.
Однако в то же время ОАО имеет свободные финансовые средства и прибыль. Единственный вывод, который следует из этого – финансовая отчетность, сформированная по российским стандартам недостоверно отображает реальное положение на предприятии.
С целью повышения доверия к предприятию со стороны партнеров руководство решило формировать финансовую отчетность также и в соответствии с международными стандартами, однако это вызвало множество проблем, основными из которых являются следующие:
- отсутствие информации об исторической стоимости основных средств. Как следствие, предприятию пришлось привлекать независимого квалифицированного оценщика;
- консолидация дочерних предприятий. Согласно МСФО, отчетность дочерних и зависимых предприятий должна консолидироваться в МСФО-отчетности материнской компании. В противном случае отчетность не может считаться соответствующей стандартам МСФО;
- сравнительные данные за прошлый период. МСФО предписывают, что в отчетности должны быть приведены сравнительные данные как минимум за один прошлый период. Если они отсутствуют, то такая отчетность не является в полной мере соответствующей МСФО;
- раскрытие информации об операциях со связанными сторонами. Это одно из требований МСФО, обязательность которого зачастую является сюрпризом для акционеров и менеджмента предприятия. В соответствии с МСФО должны быть раскрыты суть и размеры транзакций со связанными сторонами, а также применяемая политика ценообразования. При этом МСФО трактуют связанные стороны по их сути, а не по правовой форме.
Кроме того, оказывает свое влияние недостаточность квалифицированных кадров, умеющих формировать финансовую отчетность по МСФО.
Методика бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности по МСФО уже разработана. Ее нужно только адаптировать к условиям конкретной кредитной организации, что существенно облегчает задачу перехода на МСФО и всем другим хозяйствующим субъектам. Требуется осознать ответственность поставленных задач и настойчиво их решать.
Бухгалтерский учет, осуществляемый в соответствии с МСФО, можно рассматривать в качестве фактора, способствующего повышению полноты и прозрачности составляемой финансовой отчетности. Для успешного завершения перехода российских хозяйствующих субъектов на МСФО необходимо:
- усовершенствовать нормы налогового законодательства;
- разрешить организациям представлять налоговые декларации, отчеты и расчеты к ним на основе достоверного аналитического учета;
- отменить необоснованные налоговые санкции за отклонения в ведении бухгалтерского учета при отсутствии нарушений и ошибок в налоговой отчетности;
- отменить или упорядочить некоторые нормативные предписания по первичному документальному оформлению отдельных хозяйственных фактов;
- разрешить организациям переходить на продвинутый план счетов бухгалтерского учета европейского типа, обеспечивающий отражение на счетах всей необходимой информации, требуемой для составления отчетности по МСФО;
- предоставить возможность хозяйствующим субъектам вести бухгалтерский учет на основе принятой ими учетной политики, полностью соответствующей требованиям МСФО. При этом не требовать от них параллельного ведения бухгалтерского учета в соответствии с российскими ПБУ;
- обеспечить подготовку квалифицированных специалистов по применению МСФО.
Список использованной литературы
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2004 №180 «Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу» // Бухгалтерский учет, №16, 2004.
Аверчев И. 10 отличий МСФО и ПБУ // «Консультант», №19, 2004.
Базельские рекомендации: подходы и реализация // Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в кредитной организации, 2006, №5.
Бакаев А.С. Законодательная база и развитие бухгалтерской профессии // Бухгалтерский учет. 2007. N 8.
Гощанский О. Первое применение МСФО // Консультант, №1, 2005
Грюнинг Х. ван, Коэн М. Международные стандарты финансовой отчетности. Практическое руководство. На рус. и англ. яз. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство "Весь мир", 2003. 336 с.
Губко А. Особенности применения МСФО в Российской Федерации // Финансовая газета, 2005, №21.
Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: ЮНИТИ, 2006.
Журавлева О.Ю. Введение в МСФО // Новая бухгалтерия, 2006, №9.
Ильина Ю.В. Как трансформировать данные российского бухгалтерского учета в отчетность, соответствующую требованиям МСФО // Международный бухгалтерский учет, 2008, №10.
Каспина Р.Г. Практическое применение международных стандартов финансовой отчетности в России // Бухгалтерский учет, 2006.
Колпаков Я. Отчетность по МСФО станет прозрачнее // Консультант, 2006, №1.
Концепция системы обеспечения исполнения стандартов финансовой отчетности // Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в кредитной организации, 2006, №№3 – 5.
Критерии оценки возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов) // Налоги (газета), 2008, №18.
Леонид Шнейдман: Российские правила учета останутся российскими // http://www.minfin.ru/buh/1098_b.htm.
Международные стандарты финансовой отчетности. М.: Аскери, 1999. С. 33, 35.
Международные стандарты финансовой отчетности: издание на русском языке. М.: Аскери-АССА. 1999.
Международные стандарты финансовой отчетности: Николаева О.Е. Шишкова Т. В. - Эдиториал УРСС. – 2005. – С. 26
Мерзликин В.А., Гатина Г.Ф., Щукина Н.Н. Внешнеэкономическая деятельность в Российской Федерации. – Пермь.: Пермский государственный университет, 1999.
Николаева О.Е., Шишкова Т.В. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: Эдиториал УРСС, 2008. – с. 26.
Новикова О. Задачи на переходном к МСФО этапе // Финансовая газета, №47.
Орлова В.М. Роль и значение международных стандартов финансовой отчетности в гармонизации системы бухгалтерского учета // Налоги (газета), 2008, №38.
Петенева Е.Ф. Сравнительный анализ основных принципов подготовки финансовой отчетности по МСФО и РСБУ // Налоговый учет для бухгалтера, 2006, №10.
Покровская В.В. Международные коммерческие операции и их регламентация. – М.: ИНФРА-М, 2007.
Различия между МСФО и российской системой бухгалтерского учета // Новая бухгалтерия, №12.
Салтыкова А. Каковы преимущества для российских компаний от досрочного применения МСФО? // Финансовая газета, №22, 2003.
Смирнова И.А. Международные стандарты финансовой отчетности.– М.: Финансы и статистика. – 2005. – С. 36
Смирнов Е.Е. Бухгалтеры и аудиторы в России ждут перемен // Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в кредитной организации, 2006, №5.
Смирнов Е.Е. Еще один шаг на пути к обновлению системы бухучета и отчетности // Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в кредитной организации, 2006, №4.
Соколов Я.В. МСФО в России: их настоящее и будущее // Бухгалтерский учет. 2007. N 8.
Солоненко А.А. МСФО и российское законодательство о признании зависимости сторон // Финансы. 2007. N 5.
Способы формирования отчетности в соответствии с МСФО // Новая бухгалтерия, №10.
Структура МСФО. Стандарты. Интерпретации // Новая бухгалтерия, 2006, №11.
Суворов А. МСФО и российские ПБУ: сходства и различия // Аудит и налогообложение, 2005, №4.
Суворов А. Учет и аудит по МСФО // Аудит и налогообложение, 2005, №8.
Суворов А.В. Бухгалтерский учет и МСФО // Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в кредитной организации, 2006, №3.
Сухарев И.Р., Сухарева О.А. Отчетность по МСФО на основе российского бухгалтерского учета без трансформации // Финансовые и бухгалтерские консультации, 2006, №2.
Харитонова О. Практика МСФО: в ожидании лучшего // Консультант, 2005, №19.
Шевякова М. «Отличные» МСФО // Расчет, 2006, №8.
Шелагинов В.Е. Пересмотр Принципов подготовки и представления финансовой отчетности совета по МСФО: цели финансовой отчетности // Международный бухгалтерский учет, 2007, №4.
Discussion Paper "Preliminary Views on an improved Conceptual Framework for Financial Reporting: The Objective of Financial Reporting and Qualitative Characteristics of Decision-useful Financial Reporting Information", 2006, IASCF.
91
Формы отчетности
Баланс (финансовое положение компании)
Отчет о прибылях и убытках (результаты деятельности компании)
Отчет об изменения капитала (изменения в финансовом положении компании)
Отчет о движении денежных средств
Предоставляет информацию:
- об экономических ресурсах компании;
- о ликвидности и платежеспособности;
-о способности компании адаптироваться к изменениям окружающей среды.
Предоставляет информацию необходимую для:
- прогнозирования способности компании генерировать потоки денежных средств имеющейся ресурсной базы;
- формирования суждения об эффективности, с которой компания могла бы использовать дополнительные ресурсы.
Данные необходимы для оценки:
- инвестиционной, финансовой и операционной деятельности компании;
- способность компании создавать денежные средства и их эквиваленты;
- потребности компании в использовании этих денежных средств.
Позволяет заинтересованным пользователям оценить:
-динамику чистых активов компании;
- изменение ликвидности и платежеспособности;
- эффективность управления денежными потоками.
1.Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2004 №180 «Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу» // Бухгалтерский учет, №16, 2004.
2.Аверчев И. 10 отличий МСФО и ПБУ // «Консультант», №19, 2004.
3.Базельские рекомендации: подходы и реализация // Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в кредитной организации, 2006, №5.
4.Бакаев А.С. Законодательная база и развитие бухгалтерской профессии // Бухгалтерский учет. 2007. N 8.
5.Гощанский О. Первое применение МСФО // Консультант, №1, 2005
6.Грюнинг Х. ван, Коэн М. Международные стандарты финансовой отчетности. Практическое руководство. На рус. и англ. яз. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство "Весь мир", 2003. 336 с.
7.Губко А. Особенности применения МСФО в Российской Федерации // Финансовая газета, 2005, №21.
8.Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: ЮНИТИ, 2006.
9.Журавлева О.Ю. Введение в МСФО // Новая бухгалтерия, 2006, №9.
10.Ильина Ю.В. Как трансформировать данные российского бухгалтерского учета в отчетность, соответствующую требованиям МСФО // Международный бухгалтерский учет, 2008, №10.
11.Каспина Р.Г. Практическое применение международных стандартов финансовой отчетности в России // Бухгалтерский учет, 2006.
12.Колпаков Я. Отчетность по МСФО станет прозрачнее // Консультант, 2006, №1.
13.Концепция системы обеспечения исполнения стандартов финансовой отчетности // Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в кредитной организации, 2006, №№3 – 5.
14.Критерии оценки возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов) // Налоги (газета), 2008, №18.
15.Леонид Шнейдман: Российские правила учета останутся российскими // http://www.minfin.ru/buh/1098_b.htm.
16.Международные стандарты финансовой отчетности. М.: Аскери, 1999. С. 33, 35.
17.Международные стандарты финансовой отчетности: издание на русском языке. М.: Аскери-АССА. 1999.
18.Международные стандарты финансовой отчетности: Николаева О.Е. Шишкова Т. В. - Эдиториал УРСС. – 2005. – С. 26
19.Мерзликин В.А., Гатина Г.Ф., Щукина Н.Н. Внешнеэкономическая деятельность в Российской Федерации. – Пермь.: Пермский государственный университет, 1999.
20.Николаева О.Е., Шишкова Т.В. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: Эдиториал УРСС, 2008. – с. 26.
21.Новикова О. Задачи на переходном к МСФО этапе // Финансовая газета, №47.
22.Орлова В.М. Роль и значение международных стандартов финансовой отчетности в гармонизации системы бухгалтерского учета // Налоги (газета), 2008, №38.
23.Петенева Е.Ф. Сравнительный анализ основных принципов подготовки финансовой отчетности по МСФО и РСБУ // Налоговый учет для бухгалтера, 2006, №10.
24.Покровская В.В. Международные коммерческие операции и их регламентация. – М.: ИНФРА-М, 2007.
25.Различия между МСФО и российской системой бухгалтерского учета // Новая бухгалтерия, №12.
26.Салтыкова А. Каковы преимущества для российских компаний от досрочного применения МСФО? // Финансовая газета, №22, 2003.
27.Смирнова И.А. Международные стандарты финансовой отчетности.– М.: Финансы и статистика. – 2005. – С. 36
28.Смирнов Е.Е. Бухгалтеры и аудиторы в России ждут перемен // Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в кредитной организации, 2006, №5.
29.Смирнов Е.Е. Еще один шаг на пути к обновлению системы бухучета и отчетности // Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в кредитной организации, 2006, №4.
30.Соколов Я.В. МСФО в России: их настоящее и будущее // Бухгалтерский учет. 2007. N 8.
31.Солоненко А.А. МСФО и российское законодательство о признании зависимости сторон // Финансы. 2007. N 5.
32.Способы формирования отчетности в соответствии с МСФО // Новая бухгалтерия, №10.
33.Структура МСФО. Стандарты. Интерпретации // Новая бухгалтерия, 2006, №11.
34.Суворов А. МСФО и российские ПБУ: сходства и различия // Аудит и налогообложение, 2005, №4.
35.Суворов А. Учет и аудит по МСФО // Аудит и налогообложение, 2005, №8.
36.Суворов А.В. Бухгалтерский учет и МСФО // Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в кредитной организации, 2006, №3.
37.Сухарев И.Р., Сухарева О.А. Отчетность по МСФО на основе российского бухгалтерского учета без трансформации // Финансовые и бухгалтерские консультации, 2006, №2.
38.Харитонова О. Практика МСФО: в ожидании лучшего // Консультант, 2005, №19.
39.Шевякова М. «Отличные» МСФО // Расчет, 2006, №8.
40.Шелагинов В.Е. Пересмотр Принципов подготовки и представления финансовой отчетности совета по МСФО: цели финансовой отчетности // Международный бухгалтерский учет, 2007, №4.
41.Discussion Paper "Preliminary Views on an improved Conceptual Framework for Financial Reporting: The Objective of Financial Reporting and Qualitative Characteristics of Decision-useful Financial Reporting Information", 2006, IASCF.
Вопрос-ответ:
Для чего нужны международные стандарты финансовой отчетности?
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) предназначены для обеспечения единых принципов составления и представления финансовой отчетности организаций по всему миру. Они способствуют улучшению прозрачности и сравнимости финансовой информации, что облегчает принятие решений стейкхолдерами и инвесторами.
Какие цели и принципы лежат в основе международных стандартов финансовой отчетности?
Основными целями МСФО являются обеспечение достоверной, полной и понятной информации о финансовом положении, результате деятельности и изменениях в составе капитала организации. Они также стремятся к снижению риска и повышению прозрачности в отчетности. Принципы МСФО включают сущность, надежность, адекватность, сопоставимость, осмотрительность и внимательность к деталям.
Какова структура финансовой отчетности в соответствии с МСФО?
Финансовая отчетность по МСФО включает в себя баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет об изменении капитала и примечания к отчетности. Баланс показывает финансовое положение организации на определенную дату, отчет о прибылях и убытках - ее результаты за определенный период, отчет о движении денежных средств - источники и использование денежных средств, отчет об изменении капитала - изменения в составе капитала организации.
Какие основные стандарты МСФО необходимо раскрывать в финансовой отчетности?
Основными стандартами МСФО, которые должны быть раскрыты в финансовой отчетности, являются МСФО 9 "Финансовые инструменты", МСФО 15 "Договоры с покупателями", МСФО 16 "Аренда", МСФО 17 "Лизинги" и МСФО 4 "Страхование контрагентов". Эти стандарты регулируют отчетность по соответствующим областям бухгалтерии и финансов.
Какие цели и принципы насчитывают международные стандарты финансовой отчетности?
Цели МСФО включают обеспечение информации о финансовых показателях организации для принятия экономических решений, а также улучшение прозрачности и сопоставимости финансовой отчетности между разными компаниями. Принципы МСФО включают справедливое представление, неделимость, составление отчетности на основе деловых событий, надежность и прочность отчетности.
Какова структура финансовой отчетности по МСФО?
Финансовая отчетность по МСФО состоит из нескольких компонентов, включающих баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и примечания к отчетности. Баланс отражает финансовое положение организации на определенную дату, отчет о прибылях и убытках отражает доходы и расходы за определенный период, а отчет о движении денежных средств отражает изменения в денежных средствах организации за определенный период.
Какие основные стандарты по МСФО необходимо раскрыть в финансовой отчетности?
В финансовой отчетности необходимо раскрыть основные стандарты по МСФО, такие как МСФО 9 "Финансовые инструменты", МСФО 15 "Доходы от договоров с покупателями", МСФО 16 "Аренда", МСФО 17 "Аренда", МСФО 13 "Оценка стоимости", МСФО 10 "События после отчетной даты" и другие.
Как происходит процесс перехода российских организаций на МСФО?
Процесс перехода российских организаций на МСФО включает несколько этапов. Сначала организация должна определить цели и преимущества перехода на МСФО, затем провести анализ различий в принципах и методах составления отчетности по МСФО и российским стандартам учета. После этого организация должна разработать план перехода, обучить персонал и начать применять МСФО в составлении финансовой отчетности. Последний этап включает оценку эффективности перехода и корректировку процесса, если необходимо.
Для чего нужны международные стандарты финансовой отчетности?
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) разработаны для обеспечения единообразия и прозрачности в отчетности компаний по всему миру. Они помогают сравнивать финансовую информацию разных компаний и принимать обоснованные решения на основе этой информации. МСФО также способствуют привлечению инвестиций и повышению доверия к финансовой отчетности компаний.
Каковы цели и принципы международных стандартов финансовой отчетности?
Основной целью МСФО является предоставление полезной финансовой информации о компании инвесторам, кредиторам и другим заинтересованным сторонам. Принципы МСФО включают, например, принцип истинной и справедливой отчетности, принцип долгосрочной ориентации, принцип оценки на основе справедливой стоимости, принцип раскрытия и др.
Каков состав и структура финансовой отчетности по МСФО?
Финансовая отчетность по МСФО состоит из следующих основных компонентов: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и примечания к отчетности. Баланс отображает финансовое положение компании на определенную дату, отчет о прибылях и убытках показывает финансовые результаты за определенный период времени, отчет о движении денежных средств отражает изменения в денежных потоках компании, а примечания к отчетности содержат дополнительную информацию и пояснения к основным компонентам.