Организационные основы развития местного самоуправления в РФ на примере г.Москвы
Заказать уникальную дипломную работу- 72 72 страницы
- 58 + 58 источников
- Добавлена 15.06.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие местного самоуправления
1.2. Органы местного самоуправления и их полномочия
1.3. Правовые основы местного самоуправления
ГЛАВА 2. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ
2.1 Муниципальные выборы
2.2 Местный референдум
2.3 Органы территориального общественного самоуправления населения
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В Г. МОСКВЕ
3.1. Характеристика организационных структур местного самоуправления
3.2. Правовая основа деятельности и полномочия администрации города
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Анализ действующего регионального законодательства о местном самоуправлении в городах федерального значения позволяет выявить существенные отличия в организации этого института власти на внутригородских территориях этих городов от ситуации в данной сфере, сложившейся в других субъектах РФ.
Во-первых, в части территориальных основ местного самоуправления в региональных законах практически приводится норма 79 статьи федерального закона 131-ФЗ о том, что границы внутригородских муниципальных образований, их установление и преобразование осуществляются городскими законами с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий. При этом механизмы учета мнения населения законодательно не определяются, в то время как для муниципальных образований на остальной территории страны в федеральном законодательстве достаточно подробно описаны эти механизмы: голосование, проведение сходов граждан, либо решения представительных органов соответствующих муниципальных образований. В федеральном законодательстве достаточно подробно описано в каких случаях, какие механизмы выявления мнения населения используются.
Во-вторых, в сфере установления компетенции внутригородских муниципальных образований названия соответствующих статей городских законов звучат как «вопросы местного значения», в то время как формулировки самих вопросов местного значения в большинстве своем не соответствуют формулировкам вопросов местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов. В большинстве случаев в перечень вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований включаются отдельные полномочия органов местного самоуправления по решению некоторых вопросов местного значения.
В-третьих, перечень вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований существенно уже перечня вопросов местного значения муниципалитетов на других территориях. Это, с одной стороны, связано с необходимостью обеспечения единства городского хозяйства в границах крупного города, с другой стороны, объясняется непроработанностью концептуальных основ организации местного самоуправления в городах федерального значения и нежеланием органов государственной власти проводить реформы по децентрализации власти в городе.
Власти Москвы пошли по пути максимального ограничения собственных полномочий органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований и расширении их компетенции путем передачи им отдельных государственных полномочий. На настоящий момент в Москве на муниципальный уровень переданы следующие полномочия:
- образование и организация районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- некоторые полномочия по сферам организации социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства.
Такая политика по установлению компетенции муниципальных образований приводит к значительному ограничению самостоятельности местных органов власти, поскольку переданные государственные полномочия финансируются за счет субвенций, и тем самым ограничивается самостоятельность органов местного самоуправления в расходовании бюджетных средств, находящихся в их распоряжении. Кроме того, исполнение переданных государственных полномочий контролируется органами власти города, в то время как решение вопросов местного значения муниципальные органы управления осуществляют самостоятельно и несут ответственность за их решение, прежде всего, перед населением своих территорий.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сложившаяся организация государственных органов и органов местного самоуправления в Российской Федерации претерпевает серьезные изменения. Они требуют подробного и внимательного изучения.
Формирование и основные функции органов местного самоуправления регламентируются законодательными актами субъектов РФ. Конституция РФ относит к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления»
Прежняя редакция Устава г. Москвы определяла районное Собрание не как представительный орган власти (к таковому в Москве была отнесена только городская дума), а как орган, обладающий полномочиями представительного органа. Это вытекало, как уже отмечалось выше, из особого статуса районной Управы, в состав которого входило избираемое населением районное Собрание. В районное Собрание избирались не депутаты, а советники. В связи с этим, можно отметить два обстоятельства:
- во-первых, круг полномочий советников был значительно снижен передачей части полномочий в сфере местного самоуправления органам городской власти и непосредственно руководителю районной Управы;
- во-вторых, в отличие от депутатов, гарантии деятельности советников не включали ряда условий, Обеспечивающих беспрепятственное и эффективное осуществление ими своих полномочий, в том числе и депутатский иммунитет, как это установлено ст. 18 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Таким образом, право граждан самостоятельно осуществлять властные полномочия в сфере местного самоуправления реализовались не в полной мере, как это предусмотрено федеральным законодательством.
Распределение отдельных полномочий между исполнительными и представительными органами власти района и объем представленных прав и обязанностей строился с учетом особого положения органа исполнительной власти района одновременно являющейся территориальным органом городской администрации.
Оценивая сложившуюся в городе Москве двойственную организацию органов власти и местного самоуправления по защите прав граждан на осуществление местного самоуправления согласно Конституции РФ, Верховным Судом РФ было установлено несоответствие Закона г. Москвы «О районной управе в городе Москве» федеральному законодательству. В связи с чем, в июле 2001 года была принята новая редакция Устава г. Москвы.
Новый Устав города Москвы исключил двойной статус, в соответствии с которым органы государственной власти города являлись одновременно органами местного самоуправления.
В настоящее время идет реформа самоуправления, предполагающая существенно законодательство о местном самоуправлении Москве.
06 ноября 2003 года Московской городской думой был принят Закон № 54 «О внесении изменений в статьи 13 15, 16, 18, 23, 24, 29, 35, 41, 45, 46, 48, 53, 54, 56, 58, 61, 68
Устава города Москвы». Изменения, внесенные в Устав г. Москвы послужили основанием построения единой властной вертикали. В частности, на основании статьи 46 Устава в административных районах города Москвы образовались территориальные органы государственной исполнительной власти — управы районов. Возглавляемые руководителями управ, они осуществляют в пределах установленных правовыми актами города Москвы полномочий исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территориях районов города Москвы. Руководители управ назначаются и освобождаются Правительством Москвы. По сути, управы районов стали низшим звеном государственного управления. Прежние районные Управы как органы местного самоуправления прекратили свое существование.
На основании внесённых в Устав г. Москвы изменений, 6 ноября 2002 года городской думой был принят Закон № 55 «0б организации местного самоуправления в городе Москве».
В соответствии с этим Законом районы города Москвы приобрели всю полноту муниципальных образований.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 43 вышеназванного Закона г. Москвы от 06.11.2002 г. до выборов нового состава депутатского корпуса действовали переходные положения, в соответствии с которыми представительные органы местного самоуправления (районные Собрания в своем составе) осуществляли свою деятельность до истечения срока полномочий, на который они были избраны. Исполнительно-распорядительным органом стали созданные Муниципалитеты, как органы местного самоуправления в районе в отличие от исполнительно-распорядительной сущности управы как органа государственной власти при условии, что каждый из этих органов имеет определенные полномочия.
По мнению московского Правительства это должно было помочь навести порядок в управлении и достроить до районного уровня властную вертикаль. И если, как уже отмечалось выше, раньше главу Управы избирали через своих представителей (советников) сами жители, то отныне он будет назначаться государственными органами. Таким образом, сегодня в пределах границ территории одного городского поселения параллельно органам местного самоуправления действует еще одна структура — управа, как исполнительный орган государственной власти. К управам района перешли все хозяйственные полномочия и бюджетные деньги, которые намного превышают бюджеты муниципальных образований. В этих неравных условиях осуществление вопросов местного значения происходит достаточно проблематично. Сократилось и число полномочий, возложенных на органы местного самоуправления: жители города Москвы самостоятельно определяют свои насущные проблемы в таких вопросах как планы развития территорий, опека и попечительство, охрана прав несовершеннолетних, регистрация домашних животных, поддержка местных традиций.
Исходя из практики осуществления местного самоуправления в городе Москве, за прошедший период можно сделать вывод, что это не стало основой более тесного взаимодействия с местным сообществом, а превратило местное самоуправление в законодательную «пустышку»: москвичам оставили лишь все атрибуты местного самоуправления — представительную власть (муниципальное Собрание с десятью депутатами и исполнительно-распорядительный орган - Муниципалитет).
Московский вариант местного самоуправления закреплен сегодня в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» и дает основание для серьезных сомнений в его целесообразности вообще.
В конце 2003 года Ассоциацией муниципальных образований города Москвы, официально поддерживаемой московским Правительством, всем муниципальным образованиям города Москвы был рекомендован проект Устава. Основной юридический документ местного самоуправления, несмотря на ряд предложений, был принят без лишних обсуждений: председательствующим на муниципальном Собрании вопрос о принятии Устава сразу ставился на голосование. При этом была нарушена норма действующего Федерального закона и самого Устава, которая гласит, что он принимается не менее чем двумя третями голосов от численности муниципального Собрания. Так был принят Устав муниципального образования Беговое, когда за Устав проголосовало меньше половины от числа депутатов, подобная ситуация была и в большинстве муниципальных образований города Москвы.
Организация осуществления государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления федерального и московского законодательства возложена на Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы, который автоматически и зарегистрировал уставы.
Согласно конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это чрезвычайно важная положение Конституции РФ позволяет оценивать местное самоуправление как особую власть, не относящуюся ни к одной из трех ветвей государственной власти. Возложив функцию государственного контроля за местным самоуправлением на Департаменты территориальных органов государственной власти мэр Москвы превысил свои полномочия.
Однако главным недостатком и вышеназванных законов города Москвы и Уставов большинства внутригородских муниципальных образований является отсутствие прямого механизма отзыва избирателями своих депутатов. А это реальное право каждого избирателя, одна из форм непосредственной демократии в местном самоуправлении. Кроме того, в Уставах внутригородских муниципальных образований не прописаны полномочия населения по контролю за деятельностью органов местного самоуправления.
В ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. закреплено, что уставами муниципальных образований должны определяться вопросы по видам ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, а также причины возникновения этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов. Также указывается, что в Уставах должные оговариваться причины и порядок отзыва выборных должностных лиц местного самоуправления населением, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
В ст. 17 Устава внутригородского муниципального образования Беговое в городе Москве указывается, что отзыв депутата осуществляется в порядке, установленном законом города Москвы. На сегодняшний день такого закона в городе Москве нет.
Во время принятия уставов в большинстве муниципальных образований была упущена уникальная возможность внести соответствующие изменения в предложенный сверху проект Устава. Советники муниципальных Собраний не воспользовались положением, записанным в Конституции РФ о том, что самостоятельность — одно из ключевых понятий, раскрывающих сущность местного самоуправления. Сказался прежний стиль работы представительного органа (районного Собрания) и тот особый статус, которым были наделены советники (об этом говорилось в начале статьи).
Новый депутатский корпус муниципального образования Беговое в городе Москве, сформированный на муниципальных выборах 14 марта 2004 г. на первом же своем заседании создает рабочую группу по внесению изменений и дополнений в Устав. На основании вышеназванных московских законов от 25 февраля 2004 г. изменения и дополнения в Устав готовились в части изменений в структуре органов местного самоуправления, в части дополнений в полномочия муниципального Собрания.
Однако, в ч. 8 ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что «изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений».
Создалась тупиковая ситуация, когда вновь сформированный представительный орган местного самоуправления не сможет в полной мере, как того требуют интересы местного сообщества, исполнять свои полномочия. Можно предположить, что только через четыре года реформа местного самоуправления в городе Москве будет завершена. А до этого момента за словами «местное самоуправление в городе Москве» практически ничего не стоит.
Существует норма Конституции Российской Федерации, которая гласит, что структура органов местного самоуправления в городских поселениях определяется населением самостоятельно, существует запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации. И пока из действующего Федерального закона не будут исключены нормы права, противоречащие Конституции РФ, процесс осуществления нормативных правовых актов органов местного самоуправления в городе Москве будет упираться в основную проблему разногласия конституционно-правового регулирования. Решения представительного органа местного самоуправления будут носить лишь рекомендательный характер.
Таким образом недостатки действующего московского законодательства свидетельствуют о том, что процесс осуществления и реализации правовых актов о местном самоуправлении достаточно сложен и неопределен. Позитивные моменты сочетаются с негативными. При этом необходима разработка нового закона, отражающего особенности реализации местного самоуправления в городах федерального значения.
Таким образом, представляются актуальными исследования проблем местного самоуправления во всех направлениях. Изучения требуют структура органов местного самоуправления исполнительной власти, взаимоотношения органов местного самоуправления между собой, а также с государственной властью и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, развитие местного самоуправления в Российской Федерации является первоочередной задачей в силу того, что недостаточная четкость и противоречивость законодательства в этой сфере в значительной степени тормозит реализацию проводимой социально-экономической политики на самом важном ее уровне - уровне взаимодействия власти с населением и бизнесом, при том, что органы местного самоуправления, непосредственно отвечая за инфраструктуру жизнедеятельности, формируют качество жизни населения.
Одна из важнейших задач, стоящих перед органами государственной власти и местного самоуправления РФ на современном этапе, заключается в создании необходимых условий для интенсификации экономического роста, повышения качества жизни населения страны. Достигнуть ее возможно только при взаимодействии аппаратов разных уровней управления – федерального, регионального и местного. На местном уровне это выражается в обеспечении комплексного развития каждого поселения, что неразрывно связано с эффективным управлением организационно-экономическими процессами органами местного самоуправления на подведомственной территории при непрерывном взаимодействии с региональными органами управления.
В работе проанализировано множество взглядов на понятие местного самоуправления. На основании чего можно сделать вывод о неоднозначности отношения к данному явлению.
Сегодня актуальность изучения проблем развития местного самоуправления в России обусловливается многими причинами. На сегодняшний день все более активно возрастает роль местного уровня управления. Муниципальное образование как независимая система выполняет собственные функции, позволяющие работать муниципальному образованию должным образом, удовлетворяя потребности населения данной территории. С каждым годом все сильнее расширяются области действия местных властей. Помимо собственных функций местный уровень получает делегированные полномочия с других уровней власти, и нередко эти полномочия подкрепляются экономической базой не в полной мере.
Как видно из приведенного анализа, ситуацию с местным самоуправлением сложившуюся на сегодняшний день в городах федерального значения, нельзя назвать удовлетворительной:
- местные органы власти обладают чрезмерно узкой компетенцией и, соответственно, их влияние на жизнедеятельность подведомственных им территорий незначительно;
- применяемые механизмы распределения финансовой помощи характеризуются значительной долей субъективизма, что негативно влияет на мотивацию органов местного самоуправления, у которых нет стимулов к проведению политики по повышению эффективности расходов бюджетов и наращиванию налоговой базы;
- многообразие законодательных актов затрудняет систематизацию структурного подхода к определению роли органов местного самоуправления в той или иной ситуации
Сложности в распределении финансовых ресурсов, также является достаточно весомым элементом в эффективном функционировании органов местного самоуправления.
Анализ системы развития организационных основ на примере г. Москвы показал достаточно сложную структурную последовательность этого процесса. Совокупность муниципальных образований, входящих в состав г. Москвы требует более тщательной проработки системы управления.
Экономическая основа местного самоуправления является одним из главных основных элементов местного самоуправления, а одной из ее направленностей является возможность управления организационно-экономическим развитием муниципального образования.
Сложившаяся ситуация приводит к недостаточной самостоятельности местных бюджетов, превращающей органы местного самоуправления в исполнителей государственной власти, расходующих выделенные регионом финансовые средства, что влечет за собой исчезновение на местном уровне стимулов расширения доходной базы и изыскания собственных финансовых ресурсов для повышения уровня предоставления местному сообществу бюджетных услуг и обеспечения комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
Самостоятельность местного бюджета обеспечивается рядом факторов, характеризующих способность муниципального образования управлять имеющимися финансовыми ресурсами и возможность привлекать дополнительные источники, необходимые муниципальному образованию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные акты
Конституция РФ
Федеральный Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Российская газета.- N 202.- 08.10.2003.
Европейская Хартия местного самоуправления // Сборник законодательства Российской Федерации..-1998.-№36.- ст.466
Закон г. Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве"
Закон г. Москвы от 10 марта 1999 г. № 13 "О территориальных единицах с особым статусом в городе Москве" (с изменениями от 21 февраля 2001 г.)
Закон г. Москвы от 25 июня 1997 г. № 22 "О местном референдуме в городе Москве" (с изменениями от 20 декабря 2000 г., 21 февраля 2001 г.)
Закон г. Москвы от 11 сентября 1996 г. № 28-91 «О районной Управе в городе Москве» (с изменениями от 10 марта, 1 декабря 1999 г., 14 июля 2000 г., 21 февраля, 27 июня, 24 октября 2001 г., 12 июля 2002 г.).
Устав города Москвы (утв. Московской городской думой 28 июня 1995 г.) (с изменениями от 24 июня 1998 г., 12 июля 1999 г., 12 июля 2000 г., 13 июля 2001 г.)
Монографии, учебники, учебные пособия
Абдурахимов Ю.В. Муниципальная экономика: тенденции перспективы развития.- Екб.: Изд-во УГГГА.- 2000.- 109 с.
Амелин Д.Е. Местное самоуправление в региональном развитии/ Филиал СПбГИЭУ в г. Вологде.- Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН.- 2006.- 181 с.
Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие для вузов.- М.: Финансы и статистика.- 2007.- 477 с.
Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие.- СПб: Питер.- 2005.- 192 с.
Берр Х. Содействие развитию экономики на муниципальном уровне. -М. – РНЦМС.- 2000.- 66с.
Воронин А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики.- М.: Финансы и статистика.- 2002.-176.
Голикова Т.А. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: проблемы и развитие. СПб.: СПбГИЭУ.- 2005.-128с.
Государственные и муниципальные финансы/Под ред. Г.Б.Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА.-2007.-319 с.
Государственные и муниципальные финансы: Учебник – Под общ. ред. Мацкуляка И.Д. – М.: Изд-во РАГС.- 2004.- 680с.
Гохберг М.Я. Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспективы развития.- М.: Финансы и статистика.- 2002.- 357 с.
Грицюк Т.В.Система государственного и муниципального управления.- М.: Издательство РДЛ.- 2004.- 592с.
Зотов В.Б. Система муниципального управления.- Ростов-на-Дону: Феникс.- 2007.- 179 с.
Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление. -М.: ЮНИТИ-ДАНА.-2003.-279с.
Иванова В.Н., Гузов Ю.Н., Безденежных Т.И. Технологии муниципального управления. -М.: Финансы и статистика.- 2005.-396с.
Игнатов В.Г. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: Учебное пособие/ В.Г. Игнатов, В.И.Бутов.- 2-е изд., перераб. и доп..- М.; Ростов-на-Дону: МарТ.- 2005.- 351 с.
Кирсанов С.А., Ошурков А.Т., Истомин Е.П., Резанов Л.В. Муниципальное управление: эффективность муниципального менеджмента. – СПб.: ООО «Андреевский издательский дом».- 2008.- 317с.
Муниципальный менеджмент: Учебное пособие/ В.Л. Асаул и др.- 2-е изд., испр. и доп..- М.: Муниципальный мир.- 2004.- 409 с.
Панкрухин А.П. Муниципальное управление: маркетинг территорий.- М.: Логос.- 2002.- 64с.
Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА.- 2001.-399с.
Полбицын С.Н. Муниципальная экономика: инновационный путь развития.- Екб..- 2001.- 192 с.
Рохчин В.Е., Жилкин С.Ф., Знаменская К.Н. Стратегическое планирование развития городов России: системный подход-СПб.: ИРЭ РАН, «Скифия-принт».- 2004.-276с.
Социально-экономические проблемы регионального развития: Сборник научных трудов/ СПбГИЭУ; Отв.ред. С.Н.Максимов.- СПб: СПбГИЭУ Вып. 3.- 2006.- 639 с.
Самойленко В.А. Муниципальные связи на межгосударственном уровне.- Краснодар.- 1999.- 48с.
Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования/ Независимый институт выборов.- М.: ТК Велби; Проспект.- 2006.- 431 с.
Сопчук С.А. Отечественный и зарубежный опыт экономического развития муниципальных образований / Владивосток: изд-во ДВГТУ.- 2006.- 31с.
Состояние и перспективы законодательного обеспечения местного самоуправления в Российской Федерации. Аналитический вестник Федерального Собрания РФ.- №19.-М.- 2000, с.38
Степанов А.Г. Государственное регулирование экономики региона.- М.: Финансы и статистика.- 2004.- 239 с.
Ускова Т.В. Местное самоуправление: взаимодействие власти и бизнеса: Учебное пособие/ Филиал СПбГИЭУ в г. Вологде; Т.В.Ускова, Д.Е.Амелин, Д.П.Жаравин.- Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН.- 2006.- 91 с.
Цейтлин Р.С. История государственного и муниципального самоуправления в России: Учебное пособие/ Р.С. Цейтлин, С.А. Сергеев.- М.: Омега-Л.- 2003.- 119 с.
Цицин П.Г. Проблемы устойчивого социально-экономического развития муниципального образования и пути их решения – М.: «Издательский дом «НОВЫЙ ВЕК».- 2002.-364г.
Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления.- М.: Юристъ.- 2006.- 382 с.
Швецов А.Н. Экономические ресурсы муниципального развития: Финансы, имущество, земля.- Изд. 2-е испр..- М.: Едиториал УРСС.- 2002.- 198 с.
Широков А.Н. Местное самоуправление в Российской Федерации: основные понятия, термины и положения федерального законодательства: Справочное пособие для депутатов, должностных лиц и служащих органов местного самоуправления/ А.Н.Широков, С.Н.Юркова; Российский научный центр местного самоуправления.- М.: ФГНУ "Российский научный центр государственного и муниципального управления".- 2004.- 121 с.
Широков А.Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации – М.: «Редакционно-издательский центр «Муниципальная власть».- 2000.- 304 с.
Шопенко Д.В., Бушуев О.В. Государственное и муниципальное управление.-СПб.,СПбГИЭУ.-2006.-163с.
Юшина Е.А. Муниципальное управление: Учебник.- М.: ФГНУ « Российский научный центр государственного и муниципального управления».- 2003.- 220с.
Статьи периодических изданий, тезисы докладов
Алексеева Н. Об оценке эффективности межбюджетных отношений // Экономист.- №8.- 2007.- с.84-88
Актуальные проблемы управления в регионе: Сборник научных трудов/ СПбГИЭУ; Отв. ред. С.Н.Максимов.- СПб: СПбГИЭУ.- 2007.- 355 с.
Актуальные проблемы экономического развития региона: Сборник научных трудов/ Под ред.Рохчина В.Е..- СПб.: УНЦ ГМУ. Вып.2.- 2008.- 132 с.
Батов Г. Проблемы организации местного самоуправления // Экономист.- №3.- 2008.- с. 81-86.
Беляев М., Максимчук О. Механизм управления факторами развития современных экономических систем. // Проблемы теории и практики управления.- №11.- 2006. - с.19-24
Бердников П.В. Реформа местного самоуправления (на примере Ставропольского края) // ЭКО.- №1.- 2008.- с. 98-109.
Грызлов Б. «Наравне с полной реализацией 131-го закона важнейшая задача – насыщение бюджетов» // Муниципальная власть.- №1.- 2008.- с.6-7.
Дементьева О. Собственные доходы бюджетов: российское законодательство и международные нормы // Муниципальная экономика.-№1 (33).- 2008.- с.32-37.
Казанцев С.В. Оценка внутренней конкурентоспособности регионов России // ЭКО.- №5.-2008.-с. 63-81.
Кандилов В.П. Человеческий потенциал как фактор ресурсного потенциала территории // Вопросы статистики.- №12.- 2007.- с.13-20.
Клисторин В.И., Сумская Т.В. Роль института местного самоуправления в развитии федеративных отношений // Регион: экономика, социология // №1- 2008.-с.58-75.
Козак Д. «Выравнивание должно быть минимальным, а дотации – поощрение за наращивание экономического потенциала» // Муниципальная власть.- №1.-2008.- с.7-9.
Проблемы финансового обеспечения муниципальных и пути их решения на основе повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления. Совет по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы РФ // Муниципальная экономика.- №3 (35).- 2008.-с.18-54.
Черданцева Н. Муниципальное планирование: организационно-экономические аспекты // Экономист.- №8 .- 2008.- с. 93-96.
Федеральный Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Российская газета, N 202, 08.10.2003.
Европейская Хартия местного самоуправления // Сборник законодательства Российской Федерации.1998.№36, ст.466
Козбаненко В.А. Местное самоуправление в общей системе управления государством и обществом // Государственное управление: основы теории и организации.М.,с.667
Широков А.Н. Местное самоуправление в политической системе современной России: особенности и проблемы становления. Обнинск,1997.с.11
Бобович Р. Эти коварные термины. Местное самоуправление с точки зрения русского языка // Муниципальная власть. 2002.№1.с.13
Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимоджействия.М.,2001.с.64
Николаев К.А. Муниципальное образование как самоуправляющаяся общественная ячейка территориальной организации общества.-Саратов,2002.-с70
Конституция Российской Федерации // Российская газета, N 237, 25.12.1993.
Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА.- 2001.-76с.
Ускова Т.В. Местное самоуправление: взаимодействие власти и бизнеса: Учебное пособие/ Филиал СПбГИЭУ в г. Вологде; Т.В.Ускова, Д.Е.Амелин, Д.П.Жаравин.- Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2006.-12с.
Амелин Д.Е. Местное самоуправление в региональном развитии/ Филиал СПбГИЭУ в г. Вологде.- Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2006.- 37.
Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие.- СПб: Питер, 2005.-23с.
Степанов А.Г. Государственное регулирование экономики региона.- М.: Финансы и статистика.- 2004.- 29с.
Федеральный Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Российская газета, N 202, 08.10.2003
Цейтлин Р.С. История государственного и муниципального самоуправления в России: Учебное пособие/ Р.С. Цейтлин, С.А. Сергеев.- М.: Омега-Л.- 2003.- 54с.
Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования/ Независимый институт выборов.- М.: ТК Велби; Проспект, 2006.- 62с.
Широков А.Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации – М.: «Редакционно-издательский центр «Муниципальная власть».- 2000.- 92с.
Грицюк Т.В.Система государственного и муниципального управления.- М.: Издательство РДЛ, 2004.- 47с.
Федеральный Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Российская газета, N 202, 08.10.2003.
Клисторин В.И., Сумская Т.В. Роль института местного самоуправления в развитии федеративных отношений // Регион: экономика, социология // №1- 2008.-с.58
Гохберг М.Я. Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспективы развития.- М.: Финансы и статистика.- 2002.- 146с.
Батов Г. Проблемы организации местного самоуправления // Экономист.- №3.- 2008.- с. 81
Актуальные проблемы экономического развития региона: Сборник научных трудов/ Под ред.Рохчина В.Е..- СПб.: УНЦ ГМУ. Вып.2.- 2008.- 44с.
Кирсанов С.А., Ошурков А.Т., Истомин Е.П., Резанов Л.В. Муниципальное управление: эффективность муниципального менеджмента. – СПб.: ООО «Андреевский издательский дом».- 2008.- 204с.
Конституция РФ
Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2003.-74с.
Игнатов В.Г. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: Учебное пособие/ В.Г. Игнатов, В.И.Бутов.- 2-е изд., перераб. и доп..- М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2005.- 114с.
Игнатов В.Г. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: Учебное пособие/ В.Г. Игнатов, В.И.Бутов.- 2-е изд., перераб. и доп..- М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2005.- 127-128с.
Зотов В.Б. Система муниципального управления.- Ростов-на-Дону: Феникс.- 2007.- 49с.
Зотов В.Б. Система муниципального управления.- Ростов-на-Дону: Феникс.- 2007.- 53с.
Кирсанов С.А., Ошурков А.Т., Истомин Е.П., Резанов Л.В. Муниципальное управление: эффективность муниципального менеджмента. – СПб.: ООО «Андреевский издательский дом».- 2008.- 184с.
Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления.- М.: Юристъ, 2006.- 67с.
Воронин А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики.- М.: Финансы и статистика, 2002.-68с.
Состояние и перспективы законодательного обеспечения местного самоуправления в Российской Федерации. Аналитический вестник Федерального Собрания РФ.- №19.-М.- 2000, с.38
Цейтлин Р.С. История государственного и муниципального самоуправления в России: Учебное пособие/ Р.С. Цейтлин, С.А. Сергеев.- М.: Омега-Л, 2003.- 83с.
Зотов В.Б. Система муниципального управления.- Ростов-на-Дону: Феникс.- 2007.- 99с.
Зотов В.Б. Система муниципального управления.- Ростов-на-Дону: Феникс.- 2007.- 100с.
Зотов В.Б. Система муниципального управления.- Ростов-на-Дону: Феникс.- 2007.- 104с.
Зотов В.Б. Система муниципального управления.- Ростов-на-Дону: Феникс.- 2007.- 105с.
Зотов В.Б. Система муниципального управления.- Ростов-на-Дону: Феникс.- 2007.- 107с.
Закон г. Москвы от 6 ноября 2002 г.№ 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве»
Устав города Москвы (утв. Московской городской думой 28 июня 1995 г.) (с изменениями от 24 июня 1998 г., 12 июля 1999 г., 12 июля 2000 г., 13 июля 2001 г.)
Анисимова Л.В. Организация деятельности местного самоуправления (применительно к действующей модели организации местного самоуправления в г. Москве)
Анисимова Л.В. Организация деятельности местного самоуправления (применительно к действующей модели организации местного самоуправления в г. Москве)
Анисимова Л.В. Организация деятельности местного самоуправления (применительно к действующей модели организации местного самоуправления в г. Москве)
Анисимова Л.В. Организация деятельности местного самоуправления (применительно к действующей модели организации местного самоуправления в г. Москве)
4
Избирательные системы
Мажоритарная (по избирательным округам)
Пропорциональная (по партийным спискам)
Смешанная
(часть депутатов по избирательным округам, часть по партийным спискам)
Одномандатные округа
Двух- и многомандатные округа
Организационные формы ТОС
Формы с участием населения
Органы и должностные лица ТОС
Ассоциация органов ТОС
собрания (конференции)
выборы органов ТОС
референдумы, опросы
Правотворческая инициатива
обращения
обсуждения
Различные общественные инициативы
Председатель ТОС
Исполнительно-распорядительные органы
Общественные комиссии по отдельным вопросам
Контрольно-ревизионные
микрорайонов
жилых комплексов
кварталов, улиц, дворов
многоквартирных домов (подъездов)
Малых населенных пунктов
На части МО
В пределах МО
межмуниципальные
региональные
межрегиональные
общероссийская
Роли ТОС
Хозяйствующий субъект
Общественная организация
Посредник между жителями и властью
Распорядительные
Исполнительные
Информационные
Функции ТОС
Контрольные
Представительные
2. Федеральный Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Российская газета.- N 202.- 08.10.2003.
3.Европейская Хартия местного самоуправления // Сборник законодательства Российской Федерации..-1998.-№36.- ст.466
4.Закон г. Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве"
5.Закон г. Москвы от 10 марта 1999 г. № 13 "О территориальных единицах с особым статусом в городе Москве" (с изменениями от 21 февраля 2001 г.)
6.Закон г. Москвы от 25 июня 1997 г. № 22 "О местном референдуме в городе Москве" (с изменениями от 20 декабря 2000 г., 21 февраля 2001 г.)
7.Закон г. Москвы от 11 сентября 1996 г. № 28-91 «О районной Управе в городе Москве» (с изменениями от 10 марта, 1 декабря 1999 г., 14 июля 2000 г., 21 февраля, 27 июня, 24 октября 2001 г., 12 июля 2002 г.).
8.Устав города Москвы (утв. Московской городской думой 28 июня 1995 г.) (с изменениями от 24 июня 1998 г., 12 июля 1999 г., 12 июля 2000 г., 13 июля 2001 г.)
Монографии, учебники, учебные пособия
9.Абдурахимов Ю.В. Муниципальная экономика: тенденции перспективы развития.- Екб.: Изд-во УГГГА.- 2000.- 109 с.
10.Амелин Д.Е. Местное самоуправление в региональном развитии/ Филиал СПбГИЭУ в г. Вологде.- Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН.- 2006.- 181 с.
11.Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие для вузов.- М.: Финансы и статистика.- 2007.- 477 с.
12.Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие.- СПб: Питер.- 2005.- 192 с.
13.Берр Х. Содействие развитию экономики на муниципальном уровне. -М. – РНЦМС.- 2000.- 66с.
14.Воронин А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики.- М.: Финансы и статистика.- 2002.-176.
15.Голикова Т.А. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: проблемы и развитие. СПб.: СПбГИЭУ.- 2005.-128с.
16.Государственные и муниципальные финансы/Под ред. Г.Б.Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА.-2007.-319 с.
17.Государственные и муниципальные финансы: Учебник – Под общ. ред. Мацкуляка И.Д. – М.: Изд-во РАГС.- 2004.- 680с.
18.Гохберг М.Я. Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспективы развития.- М.: Финансы и статистика.- 2002.- 357 с.
19.Грицюк Т.В.Система государственного и муниципального управления.- М.: Издательство РДЛ.- 2004.- 592с.
20.Зотов В.Б. Система муниципального управления.- Ростов-на-Дону: Феникс.- 2007.- 179 с.
21.Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление. -М.: ЮНИТИ-ДАНА.-2003.-279с.
22.Иванова В.Н., Гузов Ю.Н., Безденежных Т.И. Технологии муниципального управления. -М.: Финансы и статистика.- 2005.-396с.
23.Игнатов В.Г. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: Учебное пособие/ В.Г. Игнатов, В.И.Бутов.- 2-е изд., перераб. и доп..- М.; Ростов-на-Дону: МарТ.- 2005.- 351 с.
24.Кирсанов С.А., Ошурков А.Т., Истомин Е.П., Резанов Л.В. Муниципальное управление: эффективность муниципального менеджмента. – СПб.: ООО «Андреевский издательский дом».- 2008.- 317с.
25.Муниципальный менеджмент: Учебное пособие/ В.Л. Асаул и др.- 2-е изд., испр. и доп..- М.: Муниципальный мир.- 2004.- 409 с.
26.Панкрухин А.П. Муниципальное управление: маркетинг территорий.- М.: Логос.- 2002.- 64с.
27.Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА.- 2001.-399с.
28.Полбицын С.Н. Муниципальная экономика: инновационный путь развития.- Екб..- 2001.- 192 с.
29.Рохчин В.Е., Жилкин С.Ф., Знаменская К.Н. Стратегическое планирование развития городов России: системный подход-СПб.: ИРЭ РАН, «Скифия-принт».- 2004.-276с.
30.Социально-экономические проблемы регионального развития: Сборник научных трудов/ СПбГИЭУ; Отв.ред. С.Н.Максимов.- СПб: СПбГИЭУ Вып. 3.- 2006.- 639 с.
31.Самойленко В.А. Муниципальные связи на межгосударственном уровне.- Краснодар.- 1999.- 48с.
32.Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования/ Независимый институт выборов.- М.: ТК Велби; Проспект.- 2006.- 431 с.
33.Сопчук С.А. Отечественный и зарубежный опыт экономического развития муниципальных образований / Владивосток: изд-во ДВГТУ.- 2006.- 31с.
34.Состояние и перспективы законодательного обеспечения местного самоуправления в Российской Федерации. Аналитический вестник Федерального Собрания РФ.- №19.-М.- 2000, с.38
35.Степанов А.Г. Государственное регулирование экономики региона.- М.: Финансы и статистика.- 2004.- 239 с.
36.Ускова Т.В. Местное самоуправление: взаимодействие власти и бизнеса: Учебное пособие/ Филиал СПбГИЭУ в г. Вологде; Т.В.Ускова, Д.Е.Амелин, Д.П.Жаравин.- Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН.- 2006.- 91 с.
37.Цейтлин Р.С. История государственного и муниципального самоуправления в России: Учебное пособие/ Р.С. Цейтлин, С.А. Сергеев.- М.: Омега-Л.- 2003.- 119 с.
38.Цицин П.Г. Проблемы устойчивого социально-экономического развития муниципального образования и пути их решения – М.: «Издательский дом «НОВЫЙ ВЕК».- 2002.-364г.
39.Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления.- М.: Юристъ.- 2006.- 382 с.
40.Швецов А.Н. Экономические ресурсы муниципального развития: Финансы, имущество, земля.- Изд. 2-е испр..- М.: Едиториал УРСС.- 2002.- 198 с.
41.Широков А.Н. Местное самоуправление в Российской Федерации: основные понятия, термины и положения федерального законодательства: Справочное пособие для депутатов, должностных лиц и служащих органов местного самоуправления/ А.Н.Широков, С.Н.Юркова; Российский научный центр местного самоуправления.- М.: ФГНУ "Российский научный центр государственного и муниципального управления".- 2004.- 121 с.
42.Широков А.Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации – М.: «Редакционно-издательский центр «Муниципальная власть».- 2000.- 304 с.
43.Шопенко Д.В., Бушуев О.В. Государственное и муниципальное управление.-СПб.,СПбГИЭУ.-2006.-163с.
44.Юшина Е.А. Муниципальное управление: Учебник.- М.: ФГНУ « Российский научный центр государственного и муниципального управления».- 2003.- 220с.
Статьи периодических изданий, тезисы докладов
45.Алексеева Н. Об оценке эффективности межбюджетных отношений // Экономист.- №8.- 2007.- с.84-88
46.Актуальные проблемы управления в регионе: Сборник научных трудов/ СПбГИЭУ; Отв. ред. С.Н.Максимов.- СПб: СПбГИЭУ.- 2007.- 355 с.
47.Актуальные проблемы экономического развития региона: Сборник научных трудов/ Под ред.Рохчина В.Е..- СПб.: УНЦ ГМУ. Вып.2.- 2008.- 132 с.
48.Батов Г. Проблемы организации местного самоуправления // Экономист.- №3.- 2008.- с. 81-86.
49.Беляев М., Максимчук О. Механизм управления факторами развития современных экономических систем. // Проблемы теории и практики управления.- №11.- 2006. - с.19-24
50.Бердников П.В. Реформа местного самоуправления (на примере Ставропольского края) // ЭКО.- №1.- 2008.- с. 98-109.
51.Грызлов Б. «Наравне с полной реализацией 131-го закона важнейшая задача – насыщение бюджетов» // Муниципальная власть.- №1.- 2008.- с.6-7.
52.Дементьева О. Собственные доходы бюджетов: российское законодательство и международные нормы // Муниципальная экономика.-№1 (33).- 2008.- с.32-37.
53.Казанцев С.В. Оценка внутренней конкурентоспособности регионов России // ЭКО.- №5.-2008.-с. 63-81.
54.Кандилов В.П. Человеческий потенциал как фактор ресурсного потенциала территории // Вопросы статистики.- №12.- 2007.- с.13-20.
55.Клисторин В.И., Сумская Т.В. Роль института местного самоуправления в развитии федеративных отношений // Регион: экономика, социология // №1- 2008.-с.58-75.
56.Козак Д. «Выравнивание должно быть минимальным, а дотации – поощрение за наращивание экономического потенциала» // Муниципальная власть.- №1.-2008.- с.7-9.
57.Проблемы финансового обеспечения муниципальных и пути их решения на основе повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления. Совет по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы РФ // Муниципальная экономика.- №3 (35).- 2008.-с.18-54.
58.Черданцева Н. Муниципальное планирование: организационно-экономические аспекты // Экономист.- №8 .- 2008.- с. 93-96.
Вопрос-ответ:
Какие организационные основы развития местного самоуправления существуют в России?
Организационные основы развития местного самоуправления в России определены Конституцией РФ. Согласно статье 12 Конституции, Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и муниципальных образований. Местное самоуправление обеспечивается органами местного самоуправления, избираемыми населением, и насчитывает три уровня: муниципальные образования, сельские поселения и городские округа.
Что такое местное самоуправление и каково его значение?
Местное самоуправление – это форма организации и реализации прав и интересов населения на местах. Оно является важной составляющей демократического устройства государства, так как позволяет гражданам принимать решения о важных вопросах, касающихся их жизни и благополучия. Местное самоуправление способствует развитию территорий, повышению их эффективности и качества жизни населения.
Какие органы местного самоуправления существуют и какие полномочия они имеют?
В рамках местного самоуправления существуют различные органы, в зависимости от уровня муниципального образования. Например, на уровне города Глава города, исполнительный орган местного самоуправления и представительный орган местного самоуправления. Глава города руководит исполнительными органами и принимает решения по вопросам своей компетенции. Исполнительный орган местного самоуправления осуществляет реализацию принятых решений, а представительный орган принимает решения по вопросам своей компетенции и осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов.
Какие организационные основы развития местного самоуправления существуют в РФ?
Организационные основы развития местного самоуправления в РФ включают в себя конституционные основы, формы непосредственной демократии и специфическую организацию местного самоуправления в г. Москве.
Что такое местное самоуправление?
Местное самоуправление - это система государственного управления, в рамках которой жители определенной территории имеют право участвовать в принятии решений по вопросам, которые влияют на их жизнь и благосостояние.
Какие органы самоуправления существуют на местном уровне?
На местном уровне существуют органы местного самоуправления, такие как участковые советы, муниципальные советы и исполнительные органы государственной власти в субъектах РФ.
Какие правовые основы регулируют местное самоуправление?
Правовые основы местного самоуправления включают в себя Конституцию РФ, Федеральный закон "О местном самоуправлении" и законодательство субъектов РФ о местном самоуправлении.
Как организовано местное самоуправление в г. Москве?
Местное самоуправление в г. Москве организовано по особой схеме, которая включает в себя Московскую мэрию, Московскую городскую Думу и участковые советы. При этом Московская мэрия осуществляет руководство городом, Московская городская Дума - законодательную деятельность, а участковые советы - представляют интересы местных жителей.
Какие конституционные основы местного самоуправления существуют в России?
В России конституционные основы местного самоуправления определены Федеральным законом "О местном самоуправлении" и Конституцией Российской Федерации. Они устанавливают права и полномочия муниципалитетов, определяют порядок формирования органов местного самоуправления и регулируют их деятельность.