Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе занятий по конструированию
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 31 + 31 источник
- Добавлена 10.02.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе конструирования
1.1. Дети с задержкой психического развития
1.2. Особенности речевого развития детей с ЗПР
1.3. Значение формирования языковой способности
Глава II. Методика формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе конструирования
2.1. Основы методики развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
2.2. Сущность процесса конструирования как вида деятельности. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе конструирования
Глава III. Результаты экспериментального исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение №1: Конспект комплексного занятия на тему «Сюрпризы воды» с изготовлением новогодних игрушек из бросовых материалов
Приложение №2: Макет плаката с новогодними игрушками
Приложение №3: Протоколы исследований связной речи испытуемых детей с задержкой психического развития
Т.е. они неплохо понимают обращенную речь, речь других людей. Когда воспитатель просил что-то сделать, прямо обращался к испытуемым, то большинство хорошо понимали обращенную речь и выполняли задание. Хотя при прослушивании диалога воспитателя и другого ребенка некоторые испытуемые переставали воспринимать смысл заданий.
В построении же собственного связного высказывания большинство детей испытывало значительные трудности. В речи детей преобладали фразы типа: «На картинке лето», «Из снега – вода», т.е. в речи испытуемых мало использовались глаголы, небольшое количество прилагательных. Однако при повторных наводящих вопросах педагогов практически все испытуемые называли нужные части речи.
При анализе образцов изделий многие не могли связно сказать о признаках предмета, хотя цвет и форму большинство называли правильно. Однако ответы в большинстве своем были двух-трех словные, неразвернутые и не характеризовали образец полностью. Что же касается словесного плана, то только двое из испытуемых смогли примерно, без грубых ошибок повторить его за воспитателем. И только после индивидуального проговаривания с воспитателем или дефектологом, почти все смогли повторить словесный план выполнения изделия.
При выполнении отчета о выполненной работе многие затруднялись в оценке своих действий, не могли описать свою работу поэтапно, т.е. установить последовательность своих действий. Большинство описывало свою работу так: «Я беру яйцо, делал игрушку. Вот моя бабочка». При этом жестикуляцией дети чётко показывали последовательность действий. После совместного оречевления каждого жеста, дети уже более подробно описывали свои действия по изготовлению поделок.
Полученные результаты подтвердили имеющиеся в специальной литературе сведения о трудностях развития связной речи детей с задержкой психического развития, выявили характерные ошибки, указанные нами в предыдущих главах. Однако проведенный эксперимент показал, что даже в условиях одного занятия по конструированию можно, при условии коррекционной направленности, работать над устранением недостатков связной речи детей с ЗПР. А при условии постоянной коррекционной работы над развитием связной речи детей с ЗПР в процессе конструирования мы уверены, что можно подготовить большую часть данной категории детей к дальнейшей успешной школьной деятельности.
Заключение
В ходе проведённого теоретического и практического исследования нами была исследована методика формирования связной речи у детей с ЗПР в процессе конструирования.
Анализируя научно-методическую литературу мы поняли, что проблема использования предметно-практической деятельности, в частности конструирования, в процессе развития связной речи детей с ЗПР затронута многими исследователями, но не достаточно освещена в специальной литературе. Это означает, что развитие данной проблемы не окончено и представляет собой интерес для дальнейших исследований.
В процессе исследовательской и практической деятельности мы поняли, что дети с задержкой психического развития испытывают значительные затруднения в овладении основными видами связной речи и не могут развиваться без специального коррекционного воздействия. Особое внимание в методике развития связной речи детей с задержкой психического развития уделено этапу формирования действий по усвоению внутренней и внешней программы связного речевого высказывания на основе материализованного действия. В этой связи занятия детским конструированием представляет огромный интерес, т.к. являет собой ту самую предметно-практическую деятельность, в процессе которой можно проводить успешное формирование связной речи детей. Основными условиями организации и содержания обучения на таких занятиях должны быть: организация предварительной работы; игровая мотивация ручной деятельности; организация системного обучающего анализа образца изделия; поэтапное обучение словесному отчету; активизация речи в процессе деятельности.
В ходе проведенного экспериментального исследования мы изучили состояние связной речи выбранной группы испытуемых детей с задержкой психического развития и выявили характерные ошибки, свойственные данной категории детей. Проведенный эксперимент показал, что на занятиях по конструированию можно проводить успешную коррекционную деятельность по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Список использованной литературы
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе - М.: ВЛАДОС, 2004г. - 316 с.
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. - М.: НЦ ЭНАС, 2001г. - 136 с.
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. - М.: Гном-Пресс, 2002 - 64 с.
Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие - М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. - 158с
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М: Просвещение, 1976 г. - 175 с
Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя. - М.: Просвещение, 1985. - 72 с
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: АПН РСФСР, 1961г. - 472 с.
Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. - М.: ACT: Астрель, 2005г. - 351 с.
Золоткова Е.В., Минаева Н.Г., Чумакова И.В. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями развития - Саранск, 2004г. - 116 с.
Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2004, - 72 с.
Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб.пособие для вузов – М.: Феникс, 2006г. - 382 с.
Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Кн. для учителя.- Мн.: Нар. просвещ., 1989г. - 64 с.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981г. - 144 с.
Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. - М.: Полиграф сервис, 2002г. - 128 с.
Особенности лексики / Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: М.: ВЛАДОС, 2003. - c.64-72
План-программа педагогического процесса в детском саду. Сост. Гончарова Н.В., под редакцией Михайловой З.А. – С-Пб.: Детство-пресс, 2009г. – 255 с.
Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979г. - 223 с.
Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / Дефектология - 1994г. - № 2
Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции //Дефектология. – 1972г. - № 4
Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей / Дефектология. 1975г, - № 2
Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / Дефектология. - 1971г. - № 6
Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР// Дефектология. – 1990г. - №6
Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология – 2001г. - № 2
Лаврова Г.Н. Особенности обучения программированию связного высказывания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в процессе занятий ручным трудом. Автореферат – Екатеринбург: 1997г.
Борякова Н.Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. http://www.education.ssti.ru/ds6/stati1.html
Борякова Н.Ю. Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития. http://www.education.ssti.ru/ds6/stati2.html
Цветкова Л.С. Методический альбом к книге «Методика нейропсихологической диагностики детей».http://www.kluver.ru/load/tsvetkova/21-1-0-420
Парамонова Лариса. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Цикл лекций для курсов повышения квалификации педагогов http://dob.1september.ru/view_article.php?ID=200801815
Задержка психического развития//Педагогический энциклопедический словарь. http://www.pedlib.ru/Books/3/0030/3_0030-1.shtml
Рузаева И.В. "Развитие связной речи у детей 5-6 лет с речевыми патологиями. Методические разработки
http://www.ivalex.vistcom.ru/metod26.htm
Яковлева Г.Д. Развитие речи детей с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения
http://festival.1september.ru/articles/414182/
Приложение №1: Конспект комплексного занятия на тему «Сюрпризы воды» с изготовлением новогодних игрушек из бросовых материалов
Цели занятия:
- вспомнить и уточнить признаки зимы;
- показать детям, в каком виде существует вода – в процессе экспериментов с водой, паром, льдом;
- учить составлять словесный план по образцу воспитателя для изготовления игрушек;
- учить изготавливать изделия по словесному плану;
- развивать диалогическую форму связной речи в процессе общения воспитателя и детей, а также детей друг с другом;
- развивать творческое воображение и закреплять навыки работы с бросовым материалом;
- развивать монологическую форму связной речи в процессе описания изготовленных игрушек;
- проводить коррекционную работу по развитию разных форм связной речи;
- воспитывать чувство эмпатии, отзывчивость и умение работать в коллективе.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями, чтение стихотворений, загадок, рассматривание картинок о зиме, лепка снеговика на участке. Изготовление снеговиков из бросового материала, макета зимнего леса.
Материалы для занятия: пустые стержни от шариковых ручек; ножницы; клей «Момент»; нити; художественные масляные краски или маркеры для дисков (или для надписей по пластику); самоклеющаяся цветная пленка или бумага; нож; материалы для оформления (вата, сетка для упаковок, фольга и т.п.); пластиковые капсулы от конфет «Чупа-чупс» или от «Киндер-сюрпризов».
Ход занятия:
I этап: Организационный момент
II этап: Подготовка к работе
На доске закреплены три картины с временами года: лето, осень и весна.
Воспитатель: Что нарисовано на картинах?
Дети: Времена года.
Воспитатель: А какие времена года вы видите?
Дети: Лето, осень, весна.
Воспитатель: А мне кажется, что чего-то не хватает. Какой картинки не хватает?
Дети: Зимы.
Воспитатель: Правильно, не хватает изображения зимы. Значит о каком времени года мы будем говорить?
Дети: О зиме.
Воспитатель: А какие приметы у зимы? Расскажите. (Каждый ребенок высказывается отдельно, а другие ему помогают, подсказывают).
Воспитатель всех хвалит.
Далее проводится дидактическая игра «Подскажи словечко»
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Подскажи словечко». Я буду начинать стихотворение, а вы мне подсказывать конец.
Тихо, тихо, как во сне Падает на землю : (снег)
С неба все скользят пушинки Серебристые:(снежинки)
На полянку, на лужок Все снижается :(снежок)
Вот веселье для ребят- Все сильнее:(снегопад)
Все бегут вперегонки. Все хотят играть в:(снежки)
Словно в белый пуховик Нарядился :(снеговик)
Рядом снежная фигурка, Это девочка:(снегурка)
На снегу-то, посмотри С красной грудкой:(снегири)
Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил:(снег)
Воспитатель: Какие слова вы отгадали в этих загадках? Повторите. Чем похожи все эти слова?
Дети: Снег. Во всех словах есть слово снег.
Воспитатель: Действительно, все эти слова похожи на одно слово - снег.
Что можно сказать о снеге? Какой он? (Дети отвечают по очереди)
III этап: Изучение свойств воды
Воспитатель: А теперь мы с вами превратимся в волшебников и поэкспериментируем со снегом.
1. Снег - это вода.
В помещение вносится снег. Дети кладут на ладошки снег и смотрят, что с ним происходит.
2. Лед - твердая вода.
Обратить внимание детей, как постепенно уменьшаются льдинки и во что они превращаются. Обратить внимание детей на время, за которое тают снег и лед (снег быстрее, лед медленнее). Выясняют, что легче - лед или вода, проведя опыты - опустить в воду лед и снег.
3. Пар - это тоже вода.
Открыть термос с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром зеркальце, на котором образуются капельки воды.
Воспитатель: Снег, лед и пар - это вода.
Посмотрите, сколько снега лежит на улице. Как вы думаете, как образовались сугробы?
Дети отвечают. Остальные дети дополняют их ответы.
Воспитатель: А теперь представьте, что вы снежинки. На улице снегопад. Снежинки парят в воздухе, танцуют и, кружась, медленно опускаются на землю. Вот они опускаются все ниже-ниже и тихо ложатся на землю рядом друг с другом, друг на друга. Выпало так много снежинок, что образовался сугроб.
Далее танцевальная разминка детей: дети танцуют и кружатся под спокойную классическую музыку. Собираются вместе и образуют "сугроб".
Воспитатель: Я возьму немного снега, сделаю снежок и скатаю снежный ком. (Имитирует движениями, как она это делает.) А что можно слепить из снежного кома?
Дети: Снеговика, снежную бабу.
Воспитатель: А теперь представьте, что вы - снежинки и через открытую форточку вы попали в помещение и упали на ковер. Что с вами случилось?
Дети: Мы растаяли.
Воспитатель: Но не все снежинки растаяли. Я их соберу и слеплю снежный ком. А как в помещении я могу "слепить" снеговика?
Дети: Мы может сделать его сами. Мы делали его на прошлом занятии. Вот они. (Дети показывают на снеговиков, которые они делали на прошлом занятии и которые стоят на макете «Зимний лес»)
IV этап: Изготовление новогодних игрушек из коробочек от «Киндер-сюрприза» по словесному плану
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Это снегирь (игрушка) принес снеговикам приглашение на Новогодний карнавал. Но в приглашении сказано, что все должны прийти на праздник с новогодними игрушками, чтобы повесить их на новогоднюю елку и наши снеговики загрустили. Как мы можем помочь им?
Дети: Мы можем сделать новогодние игрушки и помочь снеговикам.
Воспитатель: Да, давайте изготовим новогодние игрушки для наших снеговиков. Вот посмотрите, какие игрушки можно сделать из пластиковых коробочек от «Киндер-сюрпризов». Показывает плакат с изображением готовых игрушек.
Воспитатель: Выберите себе любую игрушку, какая вам больше нравится. (Поочередно спрашивает у детей, какую игрушку они выбрали.)
Воспитатель: Из чего мы будем делать игрушки?
Дети: Из коробочек от «Киндер-сюрпризов».
Воспитатель: Правильно. А как мы будем делать игрушки?
Дети: Мы будем наклеивать цветную бумагу, рисовать фломастером, приделывать ниточки.
Воспитатель. А как мы повесим игрушки на елку? Как они там будут держаться?
Дети: Надо приклеить петельку.
Воспитатель: Да, мы сделаем шилом отверстие и вставим туда петельку. Это будет основа для нашей игрушки. А уже после этого можно будет делать игрушки.
Воспитатель: Так по какому плану мы будем делать игрушки? Что сделаем сначала? Что потом?
Далее воспитатель с каждым из детей поочередно обсуждает изготовление игрушки.
Дети приступают к работе. Каждый выполняет свою игрушку. В процессе они общаются между собой, показывают друг другу результаты.
После изготовления игрушек, воспитатель хвалит всех деток, показывает всем каждую работу и просит рассказать – как каждый делал свою игрушку.
Каждый ребенок рассказывает свой отчет о проделанной работе.
V. Окончание занятия.
Воспитатель: Вы большие молодцы. Не оставили своих снеговиков в беде. Давайте отдадим им новогодние игрушки. (Дети идут и ставят свои игрушки на макет зимнего леса рядом со снеговиками).
Воспитатель: Как вы думаете, какое теперь настроение у наших снеговичков?
А у вас какое настроение?
Воспитатель: Если нашим снеговичкам у нас стало весело, значит мы с вами волшебники. Видите, как хорошо помогать кому-то, делать добрые дела. Всем вокруг становится весело и солнечно, поэтому будьте всегда такими отзывчивыми, добрыми и веселыми.
Приложение №2: Макет плаката с новогодними игрушками
Приложение №3: Протоколы исследований связной речи испытуемых детей с задержкой психического развития
Индивидуальный протокол №1:
Имя испытуемого: Ксения К.
Возраст: 6 лет
Оценка импрессивной стороны речи Ответы испытуемого Понимание простых и сложных конструкций (посмотрите на картинку, выберите игрушку и т.д.) 5 Понимание устной речи (педагог рассказывает и просит сделать задание) 4 Понимание диалога (педагог разговаривает с одним ребенком, а другие слушают) 4 Оценка экспрессивной стороны речи Ответы испытуемого Активность спонтанной речи 5 Активность в диалоге 5 Активность в повторной речи 3 Умение называть предметы по картинке 4 Умение называть действия по картинке 4
Индивидуальный протокол №2:
Имя испытуемого: Кирилл В.
Возраст: 5,5 лет
Оценка импрессивной стороны речи Ответы испытуемого Понимание простых и сложных конструкций (посмотрите на картинку, выберите игрушку и т.д.) 5 Понимание устной речи (педагог рассказывает и просит сделать задание) 4 Понимание диалога (педагог разговаривает с одним ребенком, а другие слушают) 4 Оценка экспрессивной стороны речи Ответы испытуемого Активность спонтанной речи 5 Активность в диалоге 4 Активность в повторной речи 4 Умение называть предметы по картинке 4 Умение называть действия по картинке 4
Индивидуальный протокол №3:
Имя испытуемого: Никита Б
Возраст: 6,5 лет
Оценка импрессивной стороны речи Ответы испытуемого Понимание простых и сложных конструкций (посмотрите на картинку, выберите игрушку и т.д.) 4 Понимание устной речи (педагог рассказывает и просит сделать задание) 3 Понимание диалога (педагог разговаривает с одним ребенком, а другие слушают) 3 Оценка экспрессивной стороны речи Ответы испытуемого Активность спонтанной речи 4 Активность в диалоге 4 Активность в повторной речи 3 Умение называть предметы по картинке 4 Умение называть действия по картинке 3
Индивидуальный протокол №4:
Имя испытуемого: Вера С.
Возраст: 6 лет
Оценка импрессивной стороны речи Ответы испытуемого Понимание простых и сложных конструкций (посмотрите на картинку, выберите игрушку и т.д.) 3 Понимание устной речи (педагог рассказывает и просит сделать задание) 3 Понимание диалога (педагог разговаривает с одним ребенком, а другие слушают) 3 Оценка экспрессивной стороны речи Ответы испытуемого Активность спонтанной речи 4 Активность в диалоге 3 Активность в повторной речи 2 Умение называть предметы по картинке 3 Умение называть действия по картинке 2
Индивидуальный протокол №5:
Имя испытуемого: Слава К.
Возраст: 6 лет
Оценка импрессивной стороны речи Ответы испытуемого Понимание простых и сложных конструкций (посмотрите на картинку, выберите игрушку и т.д.) 4 Понимание устной речи (педагог рассказывает и просит сделать задание) 3 Понимание диалога (педагог разговаривает с одним ребенком, а другие слушают) 3 Оценка экспрессивной стороны речи Ответы испытуемого Активность спонтанной речи 4 Активность в диалоге 3 Активность в повторной речи 0 Умение называть предметы по картинке 3 Умение называть действия по картинке 2
24
1.Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе - М.: ВЛАДОС, 2004г. - 316 с.
2.Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. - М.: НЦ ЭНАС, 2001г. - 136 с.
3.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. - М.: Гном-Пресс, 2002 - 64 с.
4.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие - М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. - 158с
5.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М: Просвещение, 1976 г. - 175 с
6.Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя. - М.: Просвещение, 1985. - 72 с
7.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: АПН РСФСР, 1961г. - 472 с.
8.Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. - М.: ACT: Астрель, 2005г. - 351 с.
9.Золоткова Е.В., Минаева Н.Г., Чумакова И.В. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями развития - Саранск, 2004г. - 116 с.
10.Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2004, - 72 с.
11.Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб.пособие для вузов – М.: Феникс, 2006г. - 382 с.
12.Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Кн. для учителя.- Мн.: Нар. просвещ., 1989г. - 64 с.
13.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981г. - 144 с.
14.Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. - М.: Полиграф сервис, 2002г. - 128 с.
15.Особенности лексики / Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: М.: ВЛАДОС, 2003. - c.64-72
16.План-программа педагогического процесса в детском саду. Сост. Гончарова Н.В., под редакцией Михайловой З.А. – С-Пб.: Детство-пресс, 2009г. – 255 с.
17.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979г. - 223 с.
18.Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / Дефектология - 1994г. - № 2
19.Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции //Дефектология. – 1972г. - № 4
20.Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей / Дефектология. 1975г, - № 2
21.Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / Дефектология. - 1971г. - № 6
22.Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР// Дефектология. – 1990г. - №6
23.Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология – 2001г. - № 2
24.Лаврова Г.Н. Особенности обучения программированию связного высказывания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в процессе занятий ручным трудом. Автореферат – Екатеринбург: 1997г.
25.Борякова Н.Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. http://www.education.ssti.ru/ds6/stati1.html
26.Борякова Н.Ю. Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития. http://www.education.ssti.ru/ds6/stati2.html
27.Цветкова Л.С. Методический альбом к книге «Методика нейропсихологической диагностики детей».http://www.kluver.ru/load/tsvetkova/21-1-0-420
28.Парамонова Лариса. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Цикл лекций для курсов повышения квалификации педагогов http://dob.1september.ru/view_article.php?ID=200801815
29.Задержка психического развития//Педагогический энциклопедический словарь. http://www.pedlib.ru/Books/3/0030/3_0030-1.shtml
30.Рузаева И.В. "Развитие связной речи у детей 5-6 лет с речевыми патологиями. Методические разработки
http://www.ivalex.vistcom.ru/metod26.htm
31.Яковлева Г.Д. Развитие речи детей с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения
http://festival.1september.ru/articles/414182/
Вопрос-ответ:
Какие основные проблемы возникают у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?
У детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития могут возникать различные проблемы, связанные как с физическими, так и с психологическими аспектами. Например, они могут испытывать трудности с общением, а также с формированием инициативы и самостоятельности. Также дети с ЗПР могут иметь ограниченные возможности в усвоении и использовании речи. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и его возможности и проблемы могут различаться.
Какие особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР?
Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития могут иметь различные особенности в речевом развитии. Например, они могут испытывать затруднения с произношением звуков и формированием грамматической структуры предложений. Также наблюдается ограниченный словарный запас и слабое понимание смысла слов. Часто дети с ЗПР имеют проблемы с формированием связной речи, так как им трудно соединять слова в предложения и выражать свои мысли последовательно и логично.
Почему формирование языковой способности важно для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР?
Формирование языковой способности очень важно для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, так как язык является основным инструментом коммуникации. Через развитие связной речи дети с ЗПР могут улучшить свои возможности в общении с окружающими и выразить свои желания, мысли и эмоции. Кроме того, развитие связной речи способствует развитию других когнитивных навыков, таких как внимание, память и мышление.
Какие особенности речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?
Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития имеют определенные особенности в речевом развитии. Они могут испытывать сложности с формированием связной речи, отставать в развитии словарного запаса и грамматических навыков, иметь проблемы со смысловой структурированностью высказываний. Также у них может быть затруднено использование речи в коммуникации с другими людьми.
Какая роль имеет формирование языковой способности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?
Формирование языковой способности играет важную роль в развитии детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. С помощью развития языковой способности, эти дети могут улучшить свои навыки в области связной речи, что поможет им лучше общаться с окружающими и участвовать в активностях, таких как конструирование.
Какая методика используется для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе конструирования?
Для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе конструирования используется определенная методика. Эта методика включает в себя использование специальных заданий, игр и упражнений, направленных на развитие лексических и грамматических навыков, а также научение детей использовать свою речь для коммуникации и самовыражения в ходе конструирования.
Какие результаты можно ожидать от использования методики формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе конструирования?
Использование методики формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе конструирования может привести к различным результатам. Эти дети могут улучшить свои навыки в области связной речи, усвоить новые слова и грамматические структуры, научиться использовать свою речь для коммуникации и самовыражения. Они также могут стать более активными и уверенными в процессе конструирования и в общении с другими людьми.
Какие особенности речевого развития у детей с задержкой психического развития?
Дети с задержкой психического развития имеют определенные особенности в речевом развитии. Они могут испытывать проблемы с произношением звуков, формированием связной речи, пониманием и использованием грамматических правил. Они могут также испытывать трудности с лексикой и синтаксисом. Все эти особенности нужно учитывать при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Какую роль играет формирование языковой способности у детей старшего дошкольного возраста?
Формирование языковой способности играет важную роль в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Языковая способность включает в себя умение правильно образовывать и использовать слова, понимать значение слов, устанавливать связи между словами и строить правильные предложения. Развитие языковой способности способствует формированию связной речи у детей с задержкой психического развития и помогает им успешно функционировать в обществе.
Какая методика используется для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе конструирования?
Для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе конструирования используется специальная методика. Она включает в себя использование конструктивных материалов, таких как кубики, пазлы, конструкторы и т. д. В процессе игры с этими материалами дети развивают не только моторику и пространственное воображение, но и связную речь. Взрослый руководитель игры помогает детям формировать связные высказывания, расширять словарный запас и правильно использовать грамматические правила. Такая методика позволяет развивать связную речь у детей с задержкой психического развития и повышает их коммуникативные навыки.