Развитие у дошкольников образно-пластического творчества по программе "Выразительное движение".

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 18 18 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 18.11.2009
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1.Выразительные движения и их особенности в дошкольном детстве
2.Роль программы "Выразительное движение" в развитии образно-пластического творчества дошкольников
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Сложность в том, чтобы не просто смотреть на происходящее, но и «сыграть», как персонаж относится к тому, что видит: сопереживает, или делает вид, что не замечает, или старается не обнаружить своего присутствия и т. п. Кроме того, появление третьего персонажа может изменить позиции действующих лиц: тот, кто был нападающим (кошка крадется к птичке), сам подвергается угрозе нападения (с появлением волка), а избежав опасности (забравшись на дерево), остается сторонним, но активным наблюдателем дальнейших событий. Подобные перемены в поведении персонажа дают богатый материал для представления его образа – и во внешнем, двигательном, воплощении, и во внутреннем плане, т. е. воображении.
Это направление теснейшим образом связано со вторым главным направлением работы – развитием способности к образному перевоплощению.
Перевоплощение, или «вживание» в образ требует, чтобы ребенок-«артист» представил его как можно более полно, конкретно и подробно: каков характер персонажа, что и как он делает, как двигается, как реагирует на действия других персонажей, каково его сиюминутное настроение, как оно меняется и почему и т. п.. В связи с этим при пластическом воплощении образа используется детализация, которая в старшей группе становится центральным моментом методики и понимается как принцип непрерывного «проживания» игрового образа. В течение года осваиваются разные ее способы.
Другой вид заданий на детализацию – воплощение образов фантастических существ. Детям предлагается передавать необычную пластику и необычные («волшебные») действия этих персонажей, искать конкретные детали, чтобы воплотить их в движении подробно и выразительно. Необычность этих персонажей дает простор для фантазии – придумывания разных вариантов воплощения их образов в движениях [3].
В подготовительной к школе группе осваиваются более сложные способы образного перевоплощения и эмоционально-пластического взаимодействия (два-три и большее число партнеров в единой игровой ситуации) как продолжение работы, осуществлявшейся в предыдущие годы. Центральным звеном методики, которое проникает во все направления развивающего обучения, остается детализация образа.
Опыт, полученный детьми в отдельных упражнениях, этюдах, сюжетных эпизодах, реализуется в образно-пластических спектаклях по сказкам, действие в которых развивается непрерывно и воплощается средствами выразительных движений под музыку («Колобок», «Петя и волк», «Маша и Щелкунчик»). Эти спектакли композиционно выстраиваются взрослым, но включают и фрагменты детских импровизаций в коротких эпизодах. Разыгрывание таких спектаклей проводится с двоякой целью. С одной стороны, продолжается работа над развитием эмоционально-пластического «проживания» каждым ребенком своей роли (детей побуждают к исполнительскому творчеству). С другой стороны, дети получают наглядно-действенные представления о композиционной структуре образно-пластического сюжетного произведения, имеющего завязку, драматическое развитие, кульминацию и развязку.
Это подводит их к построению образно-пластических композиций, т. е. сочинительскому творчеству в собственном смысле слова. В подобных творческих заданиях задается общая сюжетная канва (персонажи, последовательность основных событий, концовка), а дети, разбившись по двое-трое, пытаются воплотить эту «историю» средствами выразительных движений. Для них творческая задача заключается не только в «переводе» с одного языка на другой (со словесного на двигательно-пластический); здесь требуется договориться с партнером о совместном замысле, детально и конкретно разработать в движениях каждый эпизод (смысл которого задан в общих чертах), выстроить «пространственный рисунок» (кто откуда появляется, как перемещается по «сценической площадке» и т. п.), наконец, показать зрителям всю композицию целиком. Педагог помогает детям, организует и направляет этот процесс, но по возможности предоставляет им максимальную самостоятельность и инициативу, которые от занятия к занятию становятся все более широкими и устойчивыми.
В итоге, к концу обучения дети самостоятельно сочиняют небольшие композиции по словесно заданной схеме сюжета, воплощая его в разных вариантах. Они более или менее детально выстраивают двигательные образы и, исполняя их, показывают своеобразную манеру эмоционально-пластической выразительности и перевоплощения [3].
Заключение
Таким образом, были выполнены поставленные задачи:
рассмотрены выразительные движения и их особенности в дошкольном детстве;
показана роль программы "Выразительное движение" в развитии образно-пластического творчества дошкольников.
На основе данной работы можно сделать следующие выводы:
Е.В. Горшкова в программа «Выразительное движение» под двигательно-пластическим образом понимает отражение свойств персонажа, которые воссоздаются посредством выразительных движений и пластики человеческого тела.
Работа воспитателя по этому разделу нацелена на развитие у дошкольников, с одной стороны, творческих способностей, а с другой – невербального общения путем развития образно-пластического творчества на материале художественно-игровой деятельности, где выразительность движений и пластика человеческого тела являются главным средством воплощения образного содержания.
Е.В. Горшкова выделяет два вида образно-пластического творчества: «сочинительское» творчество, которое понимается как соответствие используемых ребенком движений тому образу, который он должен показать, умение ребенком подобрать необходимые движения для выражения образа, и «исполнительство», которое связано с эмоциональным наполнением структуры образа, «проживанием» его содержания и проявляется в артистичности исполнения, умение ребенком показать образные эмоции.
Основные направления работы по развитию у дошкольников образно-пластического творчества – это развитие способности к образному перевоплощению и двигательно-пластического взаимодействия. Вспомогательные направления работы – это развитие умения свободно двигаться «всем телом», выразительности голоса при выполнении двигательно-пластических упражнений, действий с воображаемыми предметами и образно-пространственной ориентировки.
К концу обучения дети самостоятельно сочиняют небольшие композиции по словесно заданной схеме сюжета, воплощая его в разных вариантах. Они детально выстраивают двигательные образы и, исполняя их, показывают своеобразную манеру эмоционально-пластической выразительности и перевоплощения
Список литературы
Буренина А.И. Ритмическая мозаика. СПб.: Музыкальная палитра, 2000.- 220с.
Горшкова Е.В. Двигательно-пластическая выразительность и ее развитие в дошкольном детстве // Тезисы V Всероссийского съезда психологов. — СПб., 2003. – режим доступа http://www.fpo.ru/doshkol/gorsh_dvigat.html
Горшкова Е.В. Знакомьтесь: «Выразительное движение» // Дошкольное воспитание, №10, 1999. – 10-15с.
Горшкова Е.В. Особенности воплощения дошкольниками двигательно-пластического образа. // Тезисы конференции. — М., 2004.
Горшкова Е.В. Учимся танцевать. Путь к творчеству. М.: Психотехника, 1993. – 203с.
Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. / Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: Гном и Д , 1999.-80с.
Чистякова М.И. Психогимнастика. / Под редакцией кандидата медицинских наук М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990. – 51с.









18


Список литературы
1.Буренина А.И. Ритмическая мозаика. СПб.: Музыкальная палитра, 2000.- 220с.
2.Горшкова Е.В. Двигательно-пластическая выразительность и ее развитие в дошкольном детстве // Тезисы V Всероссийского съезда психологов. — СПб., 2003. – режим доступа http://www.fpo.ru/doshkol/gorsh_dvigat.html
3.Горшкова Е.В. Знакомьтесь: «Выразительное движение» // Дошкольное воспитание, №10, 1999. – 10-15с.
4.Горшкова Е.В. Особенности воплощения дошкольниками двигательно-пластического образа. // Тезисы конференции. — М., 2004.
5.Горшкова Е.В. Учимся танцевать. Путь к творчеству. М.: Психотехника, 1993. – 203с.
6.Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. / Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: Гном и Д , 1999.-80с.
7.Чистякова М.И. Психогимнастика. / Под редакцией кандидата медицинских наук М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990. – 51с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеют выразительные движения в дошкольном детстве?

Выразительные движения в дошкольном детстве характеризуются спонтанностью, эмоциональностью и непредсказуемостью. Дети на этом возрастном этапе еще не обремены стереотипами и ограничениями, поэтому их движения часто являются непосредственным выражением их эмоций и чувств. Они могут быть бурными, резкими, грациозными или мягкими, но всегда отражают текущее внутреннее состояние ребенка.

Каким образом программа "Выразительное движение" способствует развитию образно-пластического творчества дошкольников?

Программа "Выразительное движение" предлагает разнообразные задания и упражнения, направленные на развитие моторики, координации движений, пространственного восприятия и чувства ритма. В ходе занятий с использованием этой программы дети учатся выражать свои эмоции и чувства через движения, развивают воображение и креативное мышление. Они экспериментируют с различными материалами и инструментами, создают собственные произведения и учатся воспринимать и анализировать произведения других детей. В результате этих занятий образно-пластическое творчество детей становится более выразительным и разнообразным.

Какая роль игры ролевыми персонажами в развитии образно-пластического творчества детей?

Игра ролевыми персонажами позволяет детям вжиться в различные роли, воплотить свои фантазии и идеи, выразить себя через движения и жесты. В ходе игры ребенок может стать кем угодно: героем сказки, животным, предметом или даже абстрактным понятием. Это помогает развить воображение, творческое мышление, а также способность выражать себя через образы и символы. Игра ролевыми персонажами также способствует развитию социальных навыков и эмоционального интеллекта, поскольку дети учатся сопереживать, сотрудничать и общаться друг с другом.

Какие особенности есть у выразительных движений в дошкольном детстве?

В дошкольном детстве у детей выразительные движения имеют такие особенности, как непосредственность, импульсивность, эмоциональность. Дети могут выражать свои эмоции и чувства с помощью движений, показывать свое воображение и творческие способности.

Какая роль играет программа "Выразительное движение" в развитии образно-пластического творчества дошкольников?

Программа "Выразительное движение" играет важную роль в развитии образно-пластического творчества дошкольников. Она помогает детям расширять свой эмоциональный и творческий потенциал, развивать музыкальную и ритмическую чувствительность, улучшать координацию движений, формировать представления о форме, пространстве и цвете.

Какая сложность связана с обучением детей игре ролей и сопереживанию?

Связанная со сложностью обучением детей игре ролей и сопереживанию заключается в том, чтобы не только смотреть на происходящее, но и активно участвовать, играя роль персонажа. Дети должны уметь сопереживать, выражать свои эмоции, а также делать вид, что не замечают или стараются не обнаружить свое присутствие в игровой ситуации.

Какие другие аспекты развиваются у детей в процессе программы "Выразительное движение"?

В процессе программы "Выразительное движение" дети развивают такие аспекты, как музыкальная чувствительность, творческое мышление, умение выражать свои эмоции и чувства, координацию движений, представления о форме, пространстве и цвете, а также усидчивость и сосредоточенность.

Какие преимущества есть у программы "Выразительное движение" для развития образно-пластического творчества дошкольников?

Программа "Выразительное движение" имеет такие преимущества для развития образно-пластического творчества дошкольников, как расширение эмоционального и творческого потенциала, развитие музыкальной и ритмической чувствительности, улучшение координации движений, формирование представлений о форме, пространстве и цвете, а также развитие усидчивости и сосредоточенности.