Русские ювелирные украшения эпохи модерна. Эволюция стиля.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История костюма
  • 53 53 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 16.12.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
Глава 1. Стиль модерн в культуре конца XIX – начала XX вв.
1.1. Стиль модерн в искусстве
1.2. Мастера стиля модерн
1.3. Стиль модерн в моде. Ювелиры, работавшие в стиле модерн
Глава 2. Русское ювелирное искусство в эпоху модерн: техника, стиль, мастера
2.1. Общие тенденции развития ювелирного искусства в России в эпоху модерн
2.2. Деятельность фирмы Фаберже
2.3. Стилевые особенности русских ювелирных украшений эпохи модерн
Заключение
Список литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Эти эффекты дополнялись «мотивами» цветочных лепестков, пейзажей или имитацией вкраплений агата, которые писались кистью перед наложением предпоследнего слоя эмалевого пигмента. Последний, верхний слой эмали – «fondant,» или его блестящее покрытие - тщательно и бережно, многими часами полировался на деревянном колесе и шлифовался для придания предмету его уникального сияния. Использовали мастера фирмы Фаберже и традиционную технику эмалирования, однако стоит отметить особую смелость мастеров при выборе цвета эмали (тона желтых примул, лилово-сливовый, розово-семужный, лилово-зеленый или голубой прусский).
Кроме того, мастера Фаберже не отказывались и от воспроизведения старинных русских техник, в частности, использовали в работе скань новорусского стиля.
Кроме фирмы Фаберже в России работали такие крупные предприятия, как «Сазиков», «Хлебников», «Овчинников», которые также способствовали демократизации ювелирных изделий. Мастера использовали традиционные техники: эмалирование, литьё, чеканку. Большое внимание уделяли изготовлению предметов обихода – к примеру, столовых приборов и т.д.
В начале XX века классицизм стал сменяться стилем модерн, в котором на первый план «выступила причудливость ломаных линий, сложность цветовых отношений, вычурность пластических форм».
2.3. Стилевые особенности русских ювелирных украшений эпохи модерн

В ювелирных украшениях конца 19 -начала 20 века прогрессивные черты связаны с утверждением новых форм, усовершенствованием технических приемов обработки металла, усилением внимания к драгоценным, полудрагоценным и особенно поделочным камням. Модерн по-новому подошел к оценке предметов, окружающих человека, учитывая требования пользы и целесообразности, красоты и гармонии. Одежда в совокупности с прической, обувью, украшениями - своеобразное художественное оформление внешнего облика человека.
Модерн значительно упростил, демократизировал женский костюм, сделав его легче, проще, удобнее. Модной одежде были созвучны украшения: броши с различными подвесками из опала, агата, сердолика и других поделочных камней; длинные тонкие цепи в несколько рядов, напоминающие аксельбант; «ошейники», то есть бусы или нити жемчуга в несколько рядов, соединенные остроовальной пряжкой-фермуаром; парные резные браслеты типа «решеток», «подков»; кольца на каждой руке (предпочитали носить на мизинце и безымянном пальце); маленькие круглые серьги; пряжки для пояса. Использовали в украшениях многоцветные эмали, полудрагоценные и поделочные камни, мозаику, перламутр и другие материалы. Ювелирные украшения этого периода очень декоративны, нарядны, пластичны, в основе их, несомненно, лежит стилизация природных форм. Ювелирные изделия - кольца, серьги, браслеты, подвески, броши - повторяли мотивы костюма: причудливые цветы, змеи, насекомые, женские лица, обрамленные развевающимися волосами, похожими на языки пламени, гибко изогнутые женские фигурки на фоне многолепесткового цветка или крыльев бабочек, миниатюрные стрелы, подковы.
Довольно популярны были броши в виде цветов ириса, камыша, цикламенов с эмалью в сканных обрамлениях, приколотые к стоячему кружевному воротнику или маленькому жабо (также вошедшему в моду), нитку крупного жемчуга до пояса, тонкие длинные цепочки с подвеской-жемчужиной или в виде бабочки с изображением в ней женского силуэта, создающего впечатление прозрачности и парения в воздухе. Приняты были также колье чуть ниже шеи с полудрагоценными камнями и небольшой подвеской в виде подковы или пасхального яичка, прорезные остроовальные или прямоугольные пряжки для пояса в виде виноградной лозы, листьев чертополоха, лилии.
Руки украшали гладкие браслеты (по одному-два на каждой руке) с резным орнаментом листьев на изогнутых стеблях или с накладным серебряным, «пояском с пряжкой», украшенной эмалью, кольца с накладными дубовыми веточками или цветами лотоса с эмалью. На лифе платья или накидке пришивались пуговицы ювелирной работы с поделочными камнями - агатом, сердоликом, нефритом - в сканных обрамлениях, которые являлись излюбленными дополнениями к костюму.
В моду в России вошли длинные шпильки и булавки, которыми закалывали шляпы, выполненные из металла, кости, дерева, перламутра, черепаховых станков и других материалов с эмалью, стразами, драгоценными или полудрагоценными камнями.
В 1901 году в моду вошли блузы с высоким стоячим или стояче-отложным воротником. Обычным украшением для них служили кружевные вставки, прошивки, пестрые вышивки, рюши, воланы, оборки. Элегантные броши, приколотые к воротникам блуз, обычно выполнялись из отечественных драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней. Такие броши, в которых прежде всего раскрывались редкая красота и художественное богатство камня, свидетельствовали о высоком профессиональном мастерстве ювелиров.
В собрании Государственного Исторического музея хранится работа одного из лучших мастеров фирмы Фаберже Аугуста Хольстрёма - брошь прямоугольной формы из дендрита, в котором удивительно тонко, самой природой изображен лесной пейзаж. Края броши опоясывает ряд алмазов огранки «роза», верхний край венчает бант из алмазов и одного небольшого рубина. Эта оригинальная по своему размеру и оформлению брошь могла не только существенно дополнить, но и украсить модный туалет. Кроме броши носили на длинной цепочке всевозможные подвески с жемчугом, эмалью или одну «простую» нитку жемчуга или кораллов.
Очень популярны были многочисленные нити жемчуга, перехваченные аметистами, заколки для жабо с жемчугом, золотые ажурные броши с рубинами, аметистами или брошь в виде полумесяца, внутри которого - цветочек из жемчуга.
В Историческом музее хранится очень красивая своей строгой простотой брошь из прямоугольного аквамарина необыкновенной чистоты в золотой рамочке, края которой украшены алмазами. Нарядное платье светской дамы часто украшали золотые часы с бриллиантами, самоцветами, эмалью, на длинных золотых цепочках, выполнявшие функционально-декоративное назначение. С бальным туалетом допускались и различные брелоки, миниатюрные флаконы в форме ореха, апельсина, имеющие в середине губку, смоченную духами, ожерелья с аметистами, горным хрусталем, гранатами, хризолитами и другими драгоценными камнями, подвески, часто - в виде бабочки с прозрачной многоцветной эмалью, бриллиантами, сапфирами, рубинами, опалами. Стремясь к созданию единого ансамбля в ювелирных украшениях, носили серьги с такими же камнями, из каких состояло ожерелье.
К глубоко декольтированному бальному платью надевали на шею бархатную ленту в цвет платья с небольшой брошью или медальоном с бриллиантами, в золотой оправе. Кольца этого периода отличались богатством творческой фантазии. Так, например, в собрании Исторического музея имеется кольцо в виде змеи, покрытой резной чешуей, хвост которой обвивает ее голову и завивается вокруг тела. В голову змеи вставлен алмаз и вместо глаз - две рубиновые искорки.
Популярны были кольца со щитком в виде банта или цветка с бриллиантами, сапфирами, жемчугом. Бальные прически в начале 20 века украшали большими шпильками и гребнями из рога, золота, серебра, кости, черепаховых станков, перламутра. Нарядность и изысканность им придавал резной или накладной орнамент, чаще - из золота или серебра с маленькими бриллиантами, рубинами или изумрудами. Иногда использовали декоративные цветы, кружевные розетки, страусовые перья, так называемые плерезы, а также эспри и эгреты из перьев или же брошь, часто в форме звезды или полумесяца с бриллиантами, гранатами, жемчугом. На больших балах встречались и бриллиантовые или жемчужные диадемы в виде полукороны, нити жемчуга или головные обручи, украшенные драгоценными камнями.
Начиная с 1901 года начали происходить изменения в женском костюме, что отразилось и на ювелирном искусстве того времени. Изделия из золота и серебра приобрели более спокойные формы; для их отделки употреблялись бриллианты, жемчуг, стразы, цветные камни в многочисленных сочетаниях. Богатство творческих замыслов заставило мастеров-ювелиров расширить круг используемых материалов. Все чаще в ювелирном деле стали применять фарфор. Наглядным подтверждением тому является хранящаяся в Историческом музее брошь из бледно-розового фарфора в серебряной гладкой оправе, украшенная накладной серебряной веточкой с цветами из мелких страз.
Отсутствие лишних украшений, удачный выбор материала делают брошь нежной, оригинальной, универсальной. Под влиянием элементов греческого искусства и стиля ампир прически стали скромнее: волосы, отодвинутые на затылок и скрученные в узел, укрепляли гребнями и шпильками из рога, черепахи или целлулоида. Шляпы этого периода отличались от предыдущего десятилетия маленькими узкими полями. Одновременно в моду вошли большие высокие токи (шляпы без полей) и шляпы с полями, опущенными или круто поднятыми с левой стороны. Страусовые перья прикрепляли в вертикальном положении к тулье или к краю поднятого поля. Иногда опущенный край шляпы украшала брошь в виде банта с фигурными краями, покрытого прозрачной эмалью, или серебряная сканная брошь в виде изогнутой веточки с листьями и бутоном цветка.
Наиболее популярны были ожерелья из горного хрусталя с аметистами, альмандинами и другими самоцветами, серьги в виде «колокольчика» с бирюзовой эмалью, каплевидного аметиста в тонкой золотой оправе, в виде цветка мака из золота с бриллиантами и рубинами, подвески в форме ажурного опахала с гранатами на длинной тонкой золотой цепочке. По-прежнему открытую глубоким декольте шею «закрывали» бархатной лентой с подвешенной небольшой брошью или медальоном, украшенными либо бирюзовой эмалью по гильошировке, с расположенной на этом живописном фоне веточкой розы, либо драгоценными камнями - бриллиантами, рубинами, аметистами. Броши этих лет отличались своим многообразием, например - золотая брошь в виде изогнутой веточки ландыша с листочками, украшенными хризолитами, и подвесками с хризолитами. На каждой руке носили по одному браслету, ажурному или гладкому, из золота с хризолитами, горным хрусталем или жемчугом, и по одному-два кольца самой разной формы: либо с небольшим щитком в виде многолепесткового цветка с гранатами, сапфирами, рубинами, изумрудами, либо с узким овальным щитком с бриллиантами, либо с квадратным щитком с бриллиантами и сапфиром в центре. Модны были и гладкие золотые кольца с драгоценными и полудрагоценными камнями в небольшом гнезде. Бальные и вечерние прически в эти годы украшали декоративными цветами, кружевными розетками, иногда - брошью или золотой пряжкой овальной или прямоугольной формы с драгоценными камнями. Своеобразным украшением для бальных причесок являлись бусы из аметиста, опала, хризолита или нитка жемчуга.
Большая заслуга в изготовлении модных ювелирных украшений принадлежала крупнейшей русской ювелирной фирме Фаберже.
Фаберже первым из русских ювелиров стал широко использовать разнообразные полудрагоценные камни, добываемые на Урале и в Сибири. Нефрит, аметист, ляпис-лазури, топаз, горный хрусталь, халцедон, кварц, всевозможные агаты наряду с драгоценными камнями - бриллиантами, рубинами, изумрудами, сапфирами и жемчугом - служили материалом для создания ювелирных изделий.
Модерн по-новому подошел к оценке предметов, окружающих человека, учитывая требования пользы и целесообразности, красоты и гармонии. Одежда в совокупности с прической, обувью, украшениями - своеобразное художественное оформление внешнего облика человека. Особенно популярными были такие ювелирные украшения: брелоки в виде пасхального яичка, украшенного опаловой эмалью по гильошировке и красным крестом или многоцветной эмалью в сканных обрамлениях, небольшие золотые или серебряные часы, которые закладывали за широкий пояс одежды, агатовые, перламутровые, серебряные с эмалью пуговицы, серебряные печатки и кольца. Украшениями мужского образа также служили часы с цепочкой, табакерка, набалдашник палки, булавка для галстука, запонки, цепочка для ключей и браслет. Золотые запонки для груди и манжет появились одновременно с сорочкой. Сначала запонки изготавливались из обыкновенной слоновой кости, перламутра, а затем из металла. Многие запонки были снабжены механизмом, дававшим возможность складывать их прежде, чем продевать сквозь петли.
В последующие десятилетия XX века особенно популярными были такие ювелирные украшения: агатовые, перламутровые, серебряные с эмалью пуговицы, которые, в зависимости от фасона и покроя платья, могли быть разных размеров, небольшие серьги с бирюзой, кораллом, жемчугом, янтарем, агатом и серебряное кольцо с таким же камнем в остроовальном или круглом щитке.
Необходимо также обратить внимание на деятельность фирмы К. Болина в Петербурге. Эта фирма являлась не только одной из первых самостоятельных ювелирных фирм в Петербурге, но и самой известной и прославленной (до появления фирмы Фаберже). Ее покупатели принадлежали к высшим слоям петербургского общества. Карл Болин получил в 1839 году звание придворного ювелира, которое осталось за фирмой после его смерти в 1864 году. С 1849 года мастерская Болина в Петербурге находилась на Невском проспекте, там работало около 50 человек. В 1871 году был организован торговый дом «К.Э. Болин», который поставлял изделия Двору до 1916 года. За заслуги перед государством и двором братьям Болин в 1912 году было присвоено звание потомственных дворян, фирма имела многочисленные награды. В  книге англичанина К. Хобхауса, посвященной Лондонской выставке 1851 г. («1851 год и Хрустальный дворец»), отмечено, что «... русские ювелирные украшения, изготовленные фирмой Болина, были самыми лучшими».
Самое большое украшение с огромными сапфирами и бриллиантами было куплено с выставки Николаем I для своей супруги и затем оказалось в Российском алмаз ном фонде (1920-е гг.). В «Обзоре мануфактурной выставки в Петербурге 1870 года» указывалось, что «первое место, как по изяществу рисунка, совершенству работы, так и по высокой ценности изделий, принадлежало богатой витрине петербургского ювелира г-на Болина... Знатоки не могли довольно налюбоваться его большою диадемою из листьев плюща, исполненных только бриллиантами, чрезвычайно искусно сплетенными, так что металл, их поддерживающий, совершенно исчезает». По итогам выставки фирма «К. Э. Болин» награждена первой наградой — правом употребления Государственного герба (это был уже второй герб — первый принадлежал Болину с 1839 г. как «придворному ювелиру» и подтвержден за его сыновьями как оценщиками Кабине та. Формулировка наградного листа 1870 г.: «За совершенную чистоту ювелирной работы, искусный подбор камней и изящество рисунков, при долговременном  существовании фирмы».
В целом, стиль модерн эволюционировал, что неизбежно сказалось и на ювелирном искусстве: оно всё более начало тяготеть к геометрическим формам, уходило от «капризности» линий стиля модерн. Можно даже сказать, что происходило «упрощение» стиля. Появилась большая строгость, чёткость и лаконичность. Формы изделий стали менее изощренными, а волнистые линии заменил геометрический декор. Ещё одной особенностью стало завершение флорального стиля в ювелирных украшениях, так как он был, конечно же, несовместим с геометрическим стилем. Так происходил постепенный переход от стиля модерн к конструктивизму и ар деко.




Заключение

В эпоху модерн творили многие мастера ювелирного дела, к числу которых относятся Л.К. Тиффани, Рене Лалик, К. Фаберже, К. Болин и многие другие, они оказали сильное влияние на художественный вкус данной эпохи. Ювелирное искусство эпохи модерн включало в себя достаточно много различных течений: флореальное или Ар Нуво; неоромантическое; рациональное или геометрическое; «неопластицизм» и неоклассицизм и другие. Эти течения объединяло общее мировоззрение, настойчивые поиски нового «большого» стиля. Ювелирные украшения эпохи модерн развивались, конечно же, под влиянием моды на одежду. Женщина эпохи модерн украшала себя изысканными ювелирными изделиями из драгоценных камней, слоновой кости и даже сплетённых волос. Изысканные высокие причёски украшались по-разному: бантами, лентами, гребнями, алмазными шпильками, эгретами, чучелами птиц или цветами: розами, хризантемами, гвоздиками, зелеными побегами или мелкими цветочками. В стиле ювелирных украшений яркое развитие получило флоральное направление (от французского слова floral - цветочный). В украшениях использовались цветочные мотивы, орнаменты, изображения цветов и насекомых, особенно модны были бабочки и мотыльки. Особенно сильно эти тенденции проявились в украшениях фирмы К. Болина – одной из наиболее авторитетных и известных ювелирных фирм того времени.
Постепенно (данный процесс пришёлся на начало XX века) стиль модерн эволюционировал: начал упрощаться, флоральное течение уступило место геометрическому декору, прихотливые формы сменились большей чёткостью и лаконичностью. Эти тенденции нашли свое отражение в деятельности таких ювелирных фирм, как фирмы К. Болина и К. Фаберже (хотя здесь необходимо оговориться, что для фирмы Фаберже стиль модерн не являлся основополагающим в отличие от фирмы К. Болина, где создавались потрясающие по красоте и изысканности ювелирные украшения в стиле модерн).
Список литературы

Андреева А.Ю., Богомолов Г.И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. – СПб., 2000.
Большая Советская Энциклопедия. // http://www.enci.ru/
Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн // Е.А. Борисова, Г.Ю. Стернин – М.: Искусство, 1990.
Власов В.Г. Стили в искусстве. – СПб., 1998. В 3 т. Т.1.
Демиденко Ю. Модные женские и мужские причёски. Парикмахерское искусство эпохи модерна. /Юлия Демиденко//Теория моды. Одежда. Тело. Культура. - № 4, 2007.
Журнал «Collection». Модерн // http://www.collection.ru/journal/modern.shtml
Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности. – М., 2008.
Зуйкова Т., Пивоваров А. Ампир: стиль империи в ювелирном искусстве./Т. Зуйкова, А. Пивоваров.//Ювелирные известия. № 6, 2005 (#9).
Карпун А.Л. Русское ювелирное искусство, вторая половина 19-20 вв. – М.: Береста, 1994. 196 с.
Кассен-Скотт Дж. История костюма и моды. Иллюстрированная энциклопедия. – М., 2002.
Колпакова О.В. Карл Фаберже и русские ювелиры. – М.: Белый город, 2008. 47 с.
Коммиссаржевский Ф.Ф. История костюма. – Мн., 1999.
Лопато М.Н. Ювелиры старого Петербурга. – СПб.: Государственный Эрмитаж, 2006. 272 с.
Папкова В. Русская мода XX века (на основе лекций по истории моды Александра Васильева). //www.osinka.ru
Петракова А. Эмаль./А. Петракова//Ювелирные известия. № 6, 2005 (#9).
Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме. – Ростов н/Д, 2004.
Скурлов В., Смородинова Г. Фаберже и русские придворные ювелиры. – М.: Терра – Книжный клуб, 2001. 336 с.
Скурлов В.В. Придворные ювелиры Болины./Архив Валентина Скурлова// http://skurlov.blogspot.com/
Стернин Г. О модерне./Г. Стернин//Музей. № 10, 1989.
Уткин П.И. Русские ювелирные украшения. – М.: Лёгкая индустрия, 1970. 164 с.
Фаберже – «министр ювелирного искусства». Из истории фирмы. – М.: Русь – Олимп, 2006. 240 с.
Художественная обработка металла.// http://nashe-iskusstvo.ru/
Шаталова И.В. Стили ювелирных украшений/ И. В. Шаталова. - М.: 6 карат, 2004. - 153 с.// http://www.bibliotekar.ru/yuvelir/
Энциклопедия Википедия. //www.ru.wikipedia.org
Ювелирные украшения конец XIX - начало ХХ века //http://www.goldware.info/since19_to_20century/




Приложение
1. Конец XIX - начало XX века. Лорнет. Серебро с нечеткими клеймами, бирюза


























2. Женщина эпохи модерн – Лина Кавальери












3. Матильда Феликсовна Кшесинская











4. Изделия фирмы К. Болина, выполненные в стиле модерн
















































5. Эскизы ювелирных изделий, Париж, 1901 -1902 год
Иллюстрации с эскизами дизайна ювелирных украшений из каталога "Bijoux modernes" вышедшего в Париже в 1901 - 1902 году. Эскизы сделаны Рене Буклером.





















6. Драгоценности Сары Бернар, выполненные ювелиром Рене Лаликом в стиле Ар Нуво











7. Работы фирмы Фаберже (ювелирные изделия – украшения для интерьера)




Лягушка. Фирма Фаберже. Конец XIX века. Нефрит, оникс, бриллианты (художественная обработка камня, полировка, резьба)














Яйцо пасхальное. Фирма Фаберже. Мастерская В. Аарне, Петербург, начало XX века.









Коробочка. Фирма Фаберже (мастерская М. Перхина). 1899-1903. Серебро, позолота, эмаль (эмалирование, гильоширование)







8. Различные украшения эпохи модерн

































9. Портреты эпохи модерн


В. Серов. Портрет С.М. Лукомской, 1900 год



































В. Серов. Портрет Г.Л. Гиршман, 1906 год



































В. Серов. Портрет княгини З.Н. Юсуповой (фрагмент), 1902 год

























Энциклопедия Википедия. //www.ru.wikipedia.org
Власов В.Г. Стили в искусстве. – СПб., 1998. В 3 т. Т.1, с. 332
Цит. по: Власов В.Г. Стили в искусстве. – СПб., 1998. В 3 т. Т.1, с. 332
Власов В.Г. Стили в искусстве. – СПб., 1998. В 3 т. Т.1, с. 333
Там же.
Стернин Г. О модерне.//Музей. № 10, 1989. С. 7
Власов В.Г. Стили в искусстве. – СПб., 1998. В 3 т. Т.1, с. 334
Там же.
Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме. – Ростов н/Д, 2004. С. 433
Там же. С. 435

Власов В.Г. Стили в искусстве. – СПб., 1998. В 3 т. Т.1, с. 335
Там же.
Там же. С. 336
Власов В.Г. Стили в искусстве. – СПб., 1998. В 3 т. Т.1, с. 336
Там же. С. 338
Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности. – М., 2008. С. 204
Энциклопедия Википедия. //www.ru.wikipedia.org
Самецкая Э. Завораживающий модерн. /Эльвира Самецкая//Мир музея. № 5, 1995. С. 15
Там же.
Там же. С. 16
Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме. – Ростов н/Д, 2004. С. 435
Большая Советская Энциклопедия. // http://www.enci.ru/
Журнал «Collection». Модерн // http://www.collection.ru/journal/modern.shtml
Большая Советская Энциклопедия. // http://www.enci.ru/
Там же.
Энциклопедия Википедия. //www.ru.wikipedia.org
Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме. – Ростов н/Д, 2004. С. 454
Там же.
Там же. С. 457
Папкова В. Русская мода XX века (на основе лекций по истории моды Александра Васильева). //www.osinka.ru
Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме. – Ростов н/Д, 2004. С. 454
Папкова В. Русская мода XX века (на основе лекций по истории моды Александра Васильева). //www.osinka.ru
Там же.
Власов В.Г. Стили в искусстве. – СПб., 1998. В 3 т. Т.1, с. 338
Папкова В. Русская мода XX века (на основе лекций по истории моды Александра Васильева). //www.osinka.ru
Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности. – М., 2008. С. 204
Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности. – М., 2008. С. 200
Кассен-Скотт Дж. История костюма и моды. Иллюстрированная энциклопедия. – М., 2002. С. 146-147
Коммиссаржевский Ф.Ф. История костюма. – Мн., 1999. С. 448
Там же. С. 450
Там же.
Коммиссаржевский Ф.Ф. История костюма. – Мн., 1999. С. 452
Папкова В. Русская мода XX века (на основе лекций по истории моды Александра Васильева). //www.osinka.ru
Коммиссаржевский Ф.Ф. История костюма. – Мн., 1999. С. 453
Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме. – Ростов н/Д, 2004. С. 453
Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме. – Ростов н/Д, 2004. С. 453
Там же. С. 454
Там же. С. 455
Там же.
Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме. – Ростов н/Д, 2004. С. 456
Папкова В. Русская мода XX века (на основе лекций по истории моды Александра Васильева). //www.osinka.ru
Там же.
Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности. – М., 2008. С. 203
Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности. – М., 2008. С. 203.
Андреева А.Ю., Богомолов Г.И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. – СПб., 2000. С. 114.
Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности. – М., 2008. С. 201.
Там же. С. 202
Демиденко Ю. Модные женские и мужские причёски. Парикмахерское искусство эпохи модерна. /Юлия Демиденко//Теория моды. Одежда. Тело. Культура. - № 4, 2007
Демиденко Ю. Модные женские и мужские причёски. Парикмахерское искусство эпохи модерна. /Юлия Демиденко//Теория моды. Одежда. Тело. Культура. - № 4, 2007
Там же.
Папкова В. Русская мода XX века (на основе лекций по истории моды Александра Васильева). //www.osinka.ru

Шаталова И. В. Стили ювелирных украшений/ И. В. Шаталова. - М.: 6 карат, 2004. - 153 с.// http://www.bibliotekar.ru/yuvelir/
Шаталова И.В. Стили ювелирных украшений/ И. В. Шаталова. - М.: 6 карат, 2004. - 153 с.// http://www.bibliotekar.ru/yuvelir/

Художественная обработка металла.// http://nashe-iskusstvo.ru/
Уткин П.И. Русские ювелирные украшения. – М.: Лёгкая индустрия, 1970. 164 с. С. 102
Художественная обработка металла.// http://nashe-iskusstvo.ru/
Там же.
Там же.
Там же.
Уткин П.И. Русские ювелирные украшения. – М.: Лёгкая индустрия, 1970. 164 с. С. 103
Там же.
Уткин П.И. Русские ювелирные украшения. – М.: Лёгкая индустрия, 1970. 164 с. С. 85
Там же. С. 88
Уткин П.И. Русские ювелирные украшения. – М.: Лёгкая индустрия, 1970. 164 с. С. 95
Зуйкова Т., Пивоваров А. Ампир: стиль империи в ювелирном искусстве./Т. Зуйкова, А. Пивоваров.//Ювелирные известия. № 6, 2005 (#9). С. 17
Уткин П.И. Русские ювелирные украшения. – М.: Лёгкая индустрия, 1970. 164 с. С. 110
Петракова А. Эмаль./А. Петракова//Ювелирные известия. № 6, 2005 (#9). С. 33
Уткин П.И. Русские ювелирные украшения. – М.: Лёгкая индустрия, 1970. 164 с. С. 113-114
Там же. С. 114.
Карпун А.Л. Русское ювелирное искусство, вторая половина 19-20 вв. – М.: Береста, 1994. 196 с. С. 31
Лопато М.Н. Ювелиры старого Петербурга. – СПб.: Государственный Эрмитаж, 2006. 272 с. С. 57
Уткин П.И. Русские ювелирные украшения. – М.: Лёгкая индустрия, 1970. 164 с. С. 116
Там же. С. 119
Колпакова О.В. Карл Фаберже и русские ювелиры. – М.: Белый город, 2008. 47 с. С. 17
Фаберже – «министр ювелирного искусства». Из истории фирмы. – М.: Русь – Олимп, 2006. 240 с. С. 38-39
Скурлов В., Смородинова Г. Фаберже и русские придворные ювелиры. – М.: Терра – Книжный клуб, 2001. 336 с. С. 96
Карпун А.Л. Русское ювелирное искусство, вторая половина 19-20 вв. – М.: Береста, 1994. 196 с. С. 32
Уткин П.И. Русские ювелирные украшения. – М.: Лёгкая индустрия, 1970. 164 с. С. 122
Ювелирные украшения конец XIX - начало ХХ века //http://www.goldware.info/since19_to_20century/
Ювелирные украшения конец XIX - начало ХХ века //http://www.goldware.info/since19_to_20century/
Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн // Е.А. Борисова, Г.Ю. Стернин – М.: Искусство, 1990. – С. 210.
Ювелирные украшения конец XIX - начало ХХ века //http://www.goldware.info/since19_to_20century
Скурлов В.В. Придворные ювелиры Болины./Архив Валентина Скурлова// http://skurlov.blogspot.com/












2

Список литературы

1.Андреева А.Ю., Богомолов Г.И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. – СПб., 2000.
2.Большая Советская Энциклопедия. // http://www.enci.ru/
3.Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн // Е.А. Борисова, Г.Ю. Стернин – М.: Искусство, 1990.
4.Власов В.Г. Стили в искусстве. – СПб., 1998. В 3 т. Т.1.
5.Демиденко Ю. Модные женские и мужские причёски. Парикмахерское искусство эпохи модерна. /Юлия Демиденко//Теория моды. Одежда. Тело. Культура. - № 4, 2007.
6.Журнал «Collection». Модерн // http://www.collection.ru/journal/modern.shtml
7.Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности. – М., 2008.
8.Зуйкова Т., Пивоваров А. Ампир: стиль империи в ювелирном искусстве./Т. Зуйкова, А. Пивоваров.//Ювелирные известия. № 6, 2005 (#9).
9.Карпун А.Л. Русское ювелирное искусство, вторая половина 19-20 вв. – М.: Береста, 1994. 196 с.
10.Кассен-Скотт Дж. История костюма и моды. Иллюстрированная энциклопедия. – М., 2002.
11.Колпакова О.В. Карл Фаберже и русские ювелиры. – М.: Белый город, 2008. 47 с.
12.Коммиссаржевский Ф.Ф. История костюма. – Мн., 1999.
13.Лопато М.Н. Ювелиры старого Петербурга. – СПб.: Государственный Эрмитаж, 2006. 272 с.
14.Папкова В. Русская мода XX века (на основе лекций по истории моды Александра Васильева). //www.osinka.ru
15.Петракова А. Эмаль./А. Петракова//Ювелирные известия. № 6, 2005 (#9).
16.Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме. – Ростов н/Д, 2004.
17.Скурлов В., Смородинова Г. Фаберже и русские придворные ювелиры. – М.: Терра – Книжный клуб, 2001. 336 с.
18.Скурлов В.В. Придворные ювелиры Болины./Архив Валентина Скурлова// http://skurlov.blogspot.com/
19.Стернин Г. О модерне./Г. Стернин//Музей. № 10, 1989.
20.Уткин П.И. Русские ювелирные украшения. – М.: Лёгкая индустрия, 1970. 164 с.
21.Фаберже – «министр ювелирного искусства». Из истории фирмы. – М.: Русь – Олимп, 2006. 240 с.
22.Художественная обработка металла.// http://nashe-iskusstvo.ru/
23.Шаталова И.В. Стили ювелирных украшений/ И. В. Шаталова. - М.: 6 карат, 2004. - 153 с.// http://www.bibliotekar.ru/yuvelir/
24.Энциклопедия Википедия. //www.ru.wikipedia.org
25.Ювелирные украшения конец XIX - начало ХХ века //http://www.goldware.info/since19_to_20century/




Вопрос-ответ:

Какие особенности имеет стиль модерн в русских ювелирных украшениях эпохи?

В русских ювелирных украшениях эпохи модерна присутствуют особенности этого стиля, такие как геометрические формы, изгибы, флористические мотивы, вплетение ленточных и листовых узоров, использование драгоценных и полудрагоценных камней.

Какие мастера работали в стиле модерн?

В эпоху модерна в русском ювелирном искусстве творческую жилку проявили такие мастера, как Фаберже, Серебряный, Михаилов, Овчинников и другие.

Какую роль играла фирма Фаберже в развитии русского ювелирного искусства в эпоху модерна?

Фирма Фаберже сыграла важную роль в развитии русского ювелирного искусства в эпоху модерна. Ее мастера создавали уникальные ювелирные изделия, которые отличались изяществом и красотой. Фаберже стал символом роскоши и изысканности того времени.

Какие техники использовались в русских ювелирных украшениях эпохи модерна?

В русских ювелирных украшениях эпохи модерна применялись такие техники, как эмаль, гравировка, филигрань, инкрустация, резьба по слоновой кости и прочие. Использование разных техник позволяло создавать уникальные и прекрасные ювелирные изделия.

Какие были общие тенденции развития ювелирного искусства в России в эпоху модерна?

В эпоху модерна в России в ювелирном искусстве были заметны такие общие тенденции, как возвращение к национальным традициям, применение новых материалов и техник, стремление к простоте и изящности в формах, использование символических и философских мотивов.

Какие характерные стилистические особенности можно наблюдать в русских ювелирных украшениях эпохи модерна?

В русских ювелирных украшениях эпохи модерна можно наблюдать характерные стилистические особенности, такие как изящные изгибы линий, фантазийные формы, использование мотивов природы (цветы, листья, птицы), а также применение ярких и цветных камней.

Кто являлся мастерами стиля модерн в русском ювелирном искусстве эпохи модерна?

Мастерами стиля модерн в русском ювелирном искусстве эпохи модерна были такие известные ювелиры, как Фаберже, Овчинников, Вагин, Сапожников и многие другие. Они создавали уникальные украшения, отличающиеся высоким качеством исполнения и оригинальным дизайном.

Какие наиболее известные фирмы занимались производством ювелирных изделий в эпоху модерна в России?

В эпоху модерна в России наиболее известными фирмами, занимавшимися производством ювелирных изделий, были фирма Фаберже и фирма Овчинникова. Фаберже славилась своими яйцами, созданными для императорской семьи, а фирма Овчинникова известна своими изделиями в стиле панславизма.

Какие техники были популярны в русском ювелирном искусстве эпохи модерна?

В русском ювелирном искусстве эпохи модерна были популярны такие техники, как эмаль, гравировка, филигрань и инкрустация камнями. Мастера использовали различные техники для создания сложных и утонченных узоров на ювелирных изделиях.

Какие общие тенденции можно отметить в развитии русского ювелирного искусства в эпоху модерна?

В развитии русского ювелирного искусства в эпоху модерна можно отметить общие тенденции к использованию природных мотивов, высокой технической отделки, а также созданию уникальных и эксклюзивных изделий. Мастера стремились сделать каждое украшение по-настоящему уникальным и оригинальным.

Какие мастера работали в стиле модерн?

В стиле модерн работали такие мастера, как Петр Федорович Бирюков, Георгий Карлович Вассильев, Илья Фомич Генрихсон, Павел Петрович Овчинников и другие.

Какие были стилевые особенности русских ювелирных украшений эпохи модерна?

Русские ювелирные украшения эпохи модерна отличались отзывчивостью на местные и региональные традиции, использованием мотивов из народного искусства, оригинальными формами и орнаментами. Они также привлекали внимание своими декоративными элементами, часто включали в себя изображения растительных и животных мотивов, а также символов и эмблем. Мастера умело сочетали драгоценные и полудрагоценные камни с металлами, чтобы создать уникальные и неповторимые украшения.