Внешняя и внутренняя среда инновационной деятельности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Инновационный менеджмент
  • 35 35 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 21.04.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:

Введение
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1. Управление инновационной средой организации.
1.2. Внешняя среда и ее влияния на инновационную деятельность. Внутренняя среда организации, обеспечивающая готовность ее к инновациям.
Глава 2. Практическая часть. Разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) инновационного проекта.
2.1. Понятие технико-экономического обоснования.
2.2. Технико-экономическое обоснование нновационного проекта на примере ОАО «Типография».
Заключение
Список литературы:

Фрагмент для ознакомления

Одним из важных каналов информации о новинках в полиграфической технологии и техники являются выставки, в основном в Москве и Петербурге. Сохраняется связь с Госкомпечати России, обеспечивающей по требованию некоторой информацией. Былая система централизованной научно-технической информации и внедрения технических новинок в производство ушла в прошлое. Руководство предприятия самостоятельно решает вопросы о необходимости модернизации в принципе и том, где и как искать необходимую информацию. Поставщиками компьютеров и копировальной техники являются местные компьютерные фирмы, которые поставляют вычислительную технику согласно техническим требованиям. Институциональные рамки процесса принятия решений об инновации
Обоснование нововведений (бизнес-план и др. формы) Руководство типографии и акционерного общества принимает решения о приобретении новой техники, основываясь на своих примерных расчетах, часто граничащих со здравым смыслом. Строгих экономических выкладок, попыток прогнозировать и на этой основе обосновывать инновации не делается.
Существует годичный план организационно-технических мероприятий. Он составляется на основе заявок от руководителей цехов и отделов. Затем заявки обсуждаются руководством, определяются первоочередные проблемы с учетом имеющихся средств, назначаются ответственные за исполнение.
Заявки собираются раз в год, по весне.<> Где-то в июне мы составляли очередной, обсуждали, что-то выкидывали, что-то объединяли. Потом очередность. Сейчас все ждут с восторгом, когда закончится кредит этот, потому что сейчас всех ограничиваем. Как кредит закончится, начнем приобретать то, что по новому плану (Интервью с директором предприятия).
Бизнес-план на предприятии на составляется, объясняя его сугубо прикладной значимостью: для получения кредита или инвестиций. Поскольку модернизация производства осуществляется за счет собственных средств, то руководство не видит смысла в его составлении. Однако ведутся некоторые расчеты, позволяющие судить об окупаемости вложений.
Вообще, бизнес-план мы никогда не делали. Сейчас у нас есть практическое руководство по составлению бизнес-плана, разработанное для ГОСКОМИЗДАТом России. То есть его создали, что бы посмотреть по методике, основанной на опыте, на практике, на интуиции. Мы хотим все-таки сделать и просмотреть, чтобы говорить о дальнейшем привлечении инвестиций, это надо все-таки обосновать (Интервью с директором предприятия). Финансирование инноваций. Сохраняется приоритетная установка руководства типографии на финансирование модернизации оборудования за счет собственных средств: амортизационных отчислений и прибыли. Эта установка сохранялась и последние два года. Дополнительные источники: 1) Инвестиции фирмы «Двина», являющейся держателем контрольного пакета акций. Этот канал финансирования использовался только на первом этапе в 1993-96 годах. В настоящее время собственник не имеет возможности вкладывать средства в развитие предприятия. 2)Краткосрочные банковские кредиты. На приобретение переплетной машины был взят краткосрочный кредит в «Северном народном банке», который был погашен в течение нескольких месяцев. Потенциальные возможности: 1) Правительственные кредиты и инвестиции. Возможность их получения обсуждается на протяжении нескольких лет, но реально государственная поддержка получена ни разу не была. Такое положение объясняется руководством бюрократическими ограничениями и преимущественным финансированием стратегических отраслей: топливной, энергетической и лесозаготовительной. Существенным ограничением является также отсутствие опыта составления бизнес-планов, которые являются одним из непременных условий для получения государственной поддержки и участия в инвестиционных конкурсах. В связи с принятой в Республике программой реформирования предприятий руководство типографии рассчитывает получить льготный правительственный кредит на покупку печатной машины. Этот вопрос пока только обсуждается.
Была встреча у Каракчиева, вроде правительство готово выделить какой-то кредит, с пониженной процентной ставкой – 20 %: мы оформляем кредит, а они дают гарантии. Разговор был, но пока не продолжили его, мы к нему вернемся и попытаемся получить все-таки более льготный процент (Интервью с директором предприятия). 2) Внешние инвестиции.
Привлечение инвестиций, по мнению руководства, возможно только при условии передачи внешним инвесторам крупного пакета акций, что нарушает интересы нынешнего держателя контрольного пакета акций и уже не входит в компетенцию руководства предприятия.
Процедура оценки и отбора проектов
Заявки, собранные на уровне цехов и подразделений предприятий, накапливаются в течение года, а затем сводятся в единый план организационно-технических мероприятий. Обсуждение этого плана проходит на совещании руководителей всех подразделений. Здесь определяются приоритетные направления и первоочередные вложения исходя из имеющихся возможностей, назначаются ответственные за исполнение. Аналогичная ситуация была с планами на 2000 и 2001 год. В качестве первоочередных задач были определены покупка компьютеров, а на перспективу – приобретение печатных машин. Поскольку собственных ресурсов на обновление печатного оборудования нет и еще выплачивался банковский кредит 1998 года, то выполнение перспективного планирования поставлено в зависимость от возможности последующего кредитования, а все внимание было сконцентрировано на текущих проблемах: компьютеры, программы, копировальная техника.
СТАДИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИИ
С момента принятия решения о покупке техники до ее установки проходит около двух месяцев: «Покупаем оборудование, монтируем его и осваиваем, никаких проблем особых не бывает. Барахло, не покупаем, качественное, особенно компьютерная техника. В течении двух месяцев однозначно проходит реализация» (Интервью с техническим директором предприятия).
Монтирование дорогостоящей техники, как в случае с фотонаборным оборудованием, более продолжительно по времени, поскольку включает в себя не только сроки поставки, но и установку, наладку, а также пробное освоение и подготовку специалистов. Этот процесс занял около полугода.
Я не помню сроки поставки, какие были, не скажу точно. Месяца, наверное, четыре проходила реализация фотонабора. Стали запускать сначала с небольшой нагрузкой на оборудование, потому что его еще нужно узнать.<> Я думаю, что месяца два ушло на то, чтобы как-то с оборудованием более менее ознакомиться, приглашали специалистов по освоению [с фирмы поставщика]. <> То, что можно было выводить на старом оборудовании, выводили на старом, а это оборудование первоначально ставили только на высокохудожественные, качественные работы. А сейчас уже ситуация такова, что та машина выходит из строя все чаще и чаще, приходится все перекидывать на новое оборудование (Интервью с техническим директором предприятия).
В результате процесс освоения новой техники с момента ее покупки занял около полугода. Однако выплата кредита продолжалась еще около года.
Таким образом жизненный цикл внедрения инновации занимает более длительный временной промежуток из-за необходимости возврата кредита или окупаемости вновь установленной техники.
Другой пример продления жизненного цикла инновации – это отсрочка наладки оборудования. Так, установка переплетной машины отложена до получения заказа на выпуск книжной продукции. Кредит был погашен, но новая техника так и не была введена в производство.
Более успешной складывается ситуация с компьютеризацией. Установка и наладка вычислительной техники занимает 1-2 месяца. Покупка компьютеров для основного производства контролируется начальниками цехов и подразделений, которым согласно плану-заявке предназначалась техника. Установка компьютеров ведется фирмой-поставщиком под присмотром технического директора и специалиста, отвечающего за работу с техникой в каждом из подразделений: в дизайн-студии – это макетолог, в печатном цехе – специалист по фотовыводу.
Проблемы инновации производства
Основные проблемы модернизации производства связаны с финансированием технических инноваций. Полиграфическое оборудование требует крупных капиталовложений: стоимость только одной печатной машины колеблется в диапазоне от 15-ти до 25-ти миллионов рублей.
Собственные ресурсы предприятия ограничены. Банковские кредиты на приобретение дорогостоящей техники при высокой процентной ставке (от 25 до 30% годовых) не выгодны. После дефолта 1998 года кредит в $120 000 выплачивался в течение двух лет. Данный негативный опыт усилил ориентацию на использование собственных ресурсов и краткосрочные инновации, направленные на решение текущих проблем предприятия.
Сдерживающим фактором является то, что внешний собственник не имеет возможности вкладывать собственные средства в развитие производства. Привлечение внешних инвестиций ограничивается установкой сохранения status quo в распределении акций.
Государственная политика стимулирования инноваций через предоставление льгот в налогообложении считается недостаточной, так как предполагает только снижение процентной ставки на прибыль, израсходованную на приобретение нового оборудования.
Серьезную проблему создают высокие таможенные пошлины на импортные материалы и оборудование. Поскольку нет отечественных аналогов современной печатной техники, то снижение расходов возможно только за счет покупки относительно устаревшей или бывшей в использовании техники.
Оценка эффективности инновации
Расчеты экономической эффективности нововведений не ведутся. Руководство предприятия результатом нововведений считают прибыльную работу предприятия в целом и отдельных подразделений.
Экономическая эффективность краткосрочных технических инноваций, направленных на решение текущих проблем, поглощается результатами предыдущих глобальных нововведений в сфере офсетной печати и фотовывода. Они являются своего рода «доводкой» прежних инноваций.
В комплексе все: одно без другого совершенно невозможно. Если это делать не в комплексе, то вообще ничего не будет. Ну и что, что мы купили дизайн-студию оборудование, а фотонаборную машину не купили. Что с этого оборудования можно вывести? Они сделали макет, на компьютере обработали, а вывести не могут на фотопленку, возможности у машины нет. Все, встало. Так же была бы фотонаборная машина, а дизайн-студии бы не было, то же встала бы машина. Это настолько все взаимосвязанная технология, что решаешь в комплексе, тогда результат. А если это будет здесь кусок, там кусок, то результата не будет (Интервью с техническим директором предприятия).
Социальная эффективность также не вычисляется, хотя отмечается в качестве достижения – отсутствие сокращений, сохранение стабильной численности занятых и достаточно высокой средней заработной платы (около 3 тысяч рублей в конце 2000 года).
Объем работ растет. Мы купили технику, у нас возможности расширились. Мы увеличили ассортимент. Это настолько все взаимосвязано, что идет перераспределение рабочих. Проводится переобучение: у нас в прошлом году 6 человек закончили Ленинградский техникум. Всех направляли, за двоих платили, а остальные бесплатно учились. Двоих учим в институте полиграфическом. В этом году трое поступили в университет, там есть факультет менеджмента, наш. Кадры готовим свои из работающих на производстве.
Покупка переплетной машины, так и неустановленной, возможно, потребует реструктуризации переплетного цеха, где занято 20 человек. Однако, решение этого вопроса отложено до наладки оборудования.













Заключение
При осуществление инновационной деятельности на предприятие воздействуют различные факторы инновационной среды. Инновационная среда делится на внутреннюю и внешнюю среды. Каждая среда имеет свои особенности и свою специфику. К факторам внутренней среды относят те факторы, которые могут контролироваться руководством предприятия. Соответственно, к внешним факторам относят те, которые не подлежат непосредственному контролю руководства организации (например, потребители и государственная политика как в общем регулировании экономической деятельности предприятия, так и инновационной деятельности). Если рассмотреть инновационную деятельность ОАО «Типография», то можно сделать следующие выводы: 1. Внешние факторы, влияющие на инновационную деятельность, оказывают неблагоприятное влияние. Инновационная деятельность была заторможена во время кризиса 98-го года, также нет государственной поддержки (отсутствуют государственные инвестиции и государственные заказы). 2. Руководство ОАО «Типография» пытается регулировать внутренние факторы. Это видно из того, что часть персонала была отправлена на переквалификацию, амортизационные фонды и прибыль предприятия используются на модернизацию техники, на введение новых технологий. 3. Руководству предприятия следует уделить большое внимание созданию бизнес-планов, с целью привлечения сторонних инвесторов, в том числе государство. 4. Стоит развивать маркетинговый отдел, т.к. у предприятия появилась своя розничная сеть, которая в дальнейшем может стать одной из самых прибыльных нововведений.

Список литературы:
Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент : учебное пособие для вузов. – СПб. : Питер, 2001. – 542с.
Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учеб. для вузов по спец. "Менеджмент организации". — М.: ИНФРА-М, 2002. — 293 с.
Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учебное пособие / Под ред. Завлина П.Н. и др. – М.: ОАО «НПО «Изд-во «Экономика», 2000. – 475.
Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 368с.
Фатхудинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов, 6-е изд. – Спб.: Питер, 2008. – 448с.










Фатхудинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов, 6-е изд. – Спб.: Питер, 2008. С.20
Фатхудинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов, 6-е изд. – Спб.: Питер, 2008. С.32

Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. С. 223

Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учебное пособие / Под ред. Завлина П.Н. и др. – М.: ОАО «НПО «Изд-во «Экономика», 2000. С.235

Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учебное пособие / Под ред. Завлина П.Н. и др. – М.: ОАО «НПО «Изд-во «Экономика», 2000. С.241
Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. С. 258

Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент : учебное пособие для вузов. – СПб. : Питер, 2001. С.129
Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент : учебное пособие для вузов. – СПб. : Питер, 2001. С. 425












2



Среда, формирующая инновационную деятельность предприятия


Факторы внешней
среды
















Микросреда








Макросреда



Внутренняя среда

Производственная среда
-Производственная структура
-Технология производства
-Продукция
-Производственные кадры
-Сырье материалы
-Технологическое оборудование
-Маркетинг
-НИОКР

Управленческая среда
-Структура управления
-Функция управления
-Управленческие кадры
-Методы и приемы управления

Экономические результаты деятельности

Поставщики

Посредники

Конкуренты

Потребители

Рынок

Внешний внутренний

-индивидуль-
ные
-массовые

-марочные
-товарные
-параметри-
ческие

-торговые
-маркетин-
говые
-кредитно-финансовые

Политические

Демографические

Научно-технические

Социально-культурная

Природная

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент : учебное пособие для вузов. – СПб. : Питер, 2001. – 542с.
2.Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учеб. для вузов по спец. "Менеджмент организации". — М.: ИНФРА-М, 2002. — 293 с.
3.Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учебное пособие / Под ред. Завлина П.Н. и др. – М.: ОАО «НПО «Изд-во «Экономика», 2000. – 475.
4.Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 368с.
5.Фатхудинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов, 6-е изд. – Спб.: Питер, 2008. – 448с.

Вопрос-ответ:

Как внешняя среда влияет на инновационную деятельность организации?

Внешняя среда оказывает значительное влияние на инновационную деятельность организации. Она может создавать благоприятные условия или, наоборот, препятствия для разработки и внедрения инноваций. Например, изменения в законодательстве или экономической ситуации могут повлиять на доступность финансирования инновационных проектов или спрос на инновационные продукты и услуги.

Какая роль внутренней среды организации в инновационной деятельности?

Внутренняя среда организации играет важную роль в обеспечении готовности к инновациям. Она включает в себя такие факторы, как организационная культура, структура, ресурсы, компетенции сотрудников и многое другое. Наличие подходящей внутренней среды способствует развитию инноваций, повышает креативность и мотивацию сотрудников, а также облегчает внедрение новых идей в практику.

Что такое технико-экономическое обоснование инновационного проекта?

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) инновационного проекта - это комплексный анализ и оценка эффективности предлагаемого инновационного решения. В рамках ТЭО проводится техническая оценка возможности внедрения, а также экономическая оценка ожидаемых результатов и затрат. Целью ТЭО является обоснование целесообразности инвестиций в инновационный проект и принятие обоснованных решений по его реализации.

Как выполняется технико-экономическое обоснование инновационного проекта?

Выполнение технико-экономического обоснования инновационного проекта включает несколько этапов. Сначала проводится техническая оценка, которая включает разработку технического задания, анализ технической осуществимости и выбор наилучшего варианта реализации. Затем проводится экономическая оценка, которая включает расчет затрат, прогнозирование доходов и оценку эффективности инвестиций. На основе полученных результатов делается вывод о целесообразности и рентабельности инновационного проекта.

Как внешняя среда организации влияет на инновационную деятельность?

Внешняя среда организации, такая как политические, экономические, социальные и технологические факторы, может оказывать существенное влияние на инновационную деятельность. Например, правительственные политики, экономические кризисы, социокультурные тенденции и развитие технологий могут стимулировать или ограничивать возможности организации для разработки и внедрения инноваций.

Какова роль внутренней среды организации в инновационной деятельности?

Внутренняя среда организации играет важную роль в инновационной деятельности, поскольку она определяет готовность организации к инновациям. Инновационная культура, наличие ресурсов, поддержка топ-менеджмента и способность к быстрой адаптации являются ключевыми элементами успешной инновационной среды внутри организации.

Что такое технико-экономическое обоснование инновационного проекта?

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) инновационного проекта - это процесс формирования аргументов и доказательств, подтверждающих целесообразность и эффективность реализации инновационного проекта. Он включает анализ технических, экономических, финансовых, социальных и экологических аспектов проекта для принятия обоснованного решения о его дальнейшей реализации.

Каким образом технико-экономическое обоснование помогает при разработке инновационного проекта?

Технико-экономическое обоснование помогает при разработке инновационного проекта, поскольку оно позволяет оценить ожидаемые результаты проекта, его стоимость, рентабельность, риски и потенциал для организации. Это позволяет принять информированное решение о целесообразности реализации проекта и определить необходимые ресурсы для его успешной реализации.

Какие факторы внешней среды влияют на инновационную деятельность организации?

Внешняя среда оказывает существенное влияние на инновационную деятельность организации. Сюда относятся экономические, политические, социальные и технологические факторы. Например, экономические факторы могут включать уровень инфляции или ставки кредитования, которые определяют доступность финансирования для инноваций. Политические факторы, такие как законодательство о патентах и авторском праве, также оказывают влияние на инновационные процессы. Социальные факторы могут включать изменения в потребительских предпочтениях или трендах, которые могут повлиять на спрос на новые продукты и услуги. Технологические факторы, такие как появление новых технологий или конкуренция в индустрии, также важны для инноваций.