Виды безработицы , их формы и специфика, проблемы занятости в России.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая теория
  • 30 30 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 11.03.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1. Сущность безработицы
Глава 2. Виды безработицы и формы их проявления
Глава 3. Проблемы занятости в России
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы.
Очень важно избежать такого положения, при котором возобновление экономического роста будет происходить при высокой и застойной безработице. Обострение проблемы занятости в этом случае просто неизбежно. Во-первых, может увеличиться высвобождение рабочей силы на предприятиях. Для решения этих проблем понадобится коренной перелом в динамике инвестиций, активизация работы по переподготовке кадров, стимулирование частного предпринимательства, расширение помощи безработным. Вместе с тем по мере усиления экономической отдачи от рыночных преобразований будет увеличиваться инвестиционный потенциал, стабилизироваться экономический рост, расширяться потребность народного хозяйства в рабочей силе.
Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости требуется:
появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности;
привлечение внутренних и иностранных инвестиций;
обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-технической базы.
Реализация этих требований возможна лишь на основе использования развитого рыночного хозяйственного механизма в сочетании с государственным регулированием. Прежде всего необходимо совершенствование территориальной структуры производства, а именно: преодоление неравномерности развития производительных сил по регионам, чрезмерной специализации регионов, более полное использование местных ресурсов и возможностей с учетом личного трудового потенциала, устранение отставания сфер социальной инфраструктуры регионов от потребностей. Для этого необходима территориальная мобильность рабочей силы, требующая определенного регулирования, т.к. велика опасность усиления различий в обеспеченности регионов рабочей силой, в частности возрастание дефицита кадров в регионах со сложным уровнем проживания.
Возможности федерального центра в улучшении территориального размещения производства ограничены. Основное значение для этого имеют перелив капитала, взаимодействие финансового и промышленного капитала, деятельность финансово-промышленных групп и других экономических объединений.
Для обеспечения занятости населения велико значение сферы услуг. Однако до сих пор развивается преимущественно одно посредничество, а не производственные услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной системы поддержки малого бизнеса, падения платежеспособного спроса населения, отсутствия необходимых навыков, ограниченности возможностей получения соответствующих профессий.
Значительно снижают трудовую мотивацию работников уравнительные тенденции, проявляющиеся как в старых, так и в новых формах. Этому способствуют компенсационные надбавки, натурализованная оплата. Резко возросли различия между оплатой труда руководящего состава и рядовых работников. Появилась необходимость гарантировать выплату заработка, формировать применительно к новым условиям цену рабочей силы, эквивалентно оплачивать повышенные затраты труда, стимулировать рост его качества. Особой проблемой является целесообразность увязки заработка различных категорий работников с рентабельностью производства.
Условием решения этих задач является не только увеличение ресурсного обеспечения на основе экономического роста, но и развитие законодательства и соответственное изменение общественного отношения к данным проблемам.
Основными направлениями государства в области содействия занятости населения и сокращения безработицы в 2009 году являются:[13, c.12]
развитие трудовых ресурсов: повышение качества рабочей силы путем перехода к реализации принципа непрерывного профессионального образования на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней в рамках национального проекта «Образование», усовершенствования образовательных программ и стандартов, ориентации на потребности рынка труда, определения государственных приоритетов в развитии профессионального образования, создания системы оценки качества работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на непрерывные изменения требований к квалификации и профессиональной подготовке работников;
повышение качества производственной среды: совершенствование системы охраны труда, создание условий экономической заинтересованности работодателей в снижении травматизма, усиление ответственности работодателей за обеспечение и соблюдение требований охраны труда, за нарушение законодательства по оплате труда, включая ответственность за нелегально выплачиваемую (получаемую) заработную плату;
снижение масштабов бедности и повышение уровня оплаты труда: реформирование системы оплаты труда в бюджетной сфере, направленное на стимулирование работников к оказанию качественных услуг, переход к отраслевым системам оплаты труда, максимально адаптированным к новым условиям хозяйствования;
демографическое развитие и миграционная политика: стимулирование замещающей миграции с целью частичной компенсации сокращения численности отдельных групп населения, развитие внутренней трудовой миграции граждан, снятие административных ограничений для перемещения рабочей силы внутри страны, стимулирование переселения в сельские районы, испытывающие недостаток трудовых ресурсов в рамках реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», развитие рынка жилья в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», развитие механизмов долгосрочного кредитования на приобретение жилья, создание эффективного механизма информирования населения о возможностях трудоустройства в различных регионах Российской Федерации, создание единого федерального банка вакансий с возможностью доступа удаленных пользователей, а также общероссийского регистра граждан, желающих переехать с целью трудоустройства в другую местность.
развитие региональных и отраслевых рынков труда: реализация региональной адресной политики, учитывающей особенности территориального развития, создание условий, стимулирующих субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к мобилизации доступных им ресурсов экономического роста, а также к активному перераспределению трудовых ресурсов внутри страны, развитие взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых и региональных рынках труда, поддержка развития малого предпринимательства и самозанятости населения на селе, содействие созданию новых рабочих мест в агропромышленном секторе;
повышение качества оказания услуг в сфере содействия занятости населения: разработка стандартов государственных услуг, предоставляемых органами службы занятости, эффективное использование средств федерального бюджета, совершенствование механизма распределения средств федерального бюджета с учетом ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации, повышение эффективности использования средств федерального бюджета на основе оценки результатов деятельности органов службы занятости;
совершенствование системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повышение действенности механизма экономической заинтересованности субъектов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
реализация Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации посредством:
содействия привлечению иммигрантов в Российскую Федерацию исходя из интересов обеспечения экономики государства и его регионов необходимыми трудовыми ресурсами, возвращению в Россию высококвалифицированных специалистов и разработка системы мер по натурализации и адаптации иммигрантов, желающих приобрести российское гражданство, вовлечению их в российский социум, усиление взаимодействия центральных и местных органов власти по контролю за привлечением и использованием иностранной рабочей силы, защите отечественного рынка труда;
разработка комплекса мер по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников из государств — участников СНГ и стран Балтии, в том числе предоставление необходимой информации об условиях переезда, возможностях приема, обустройства и проживания в Российской Федерации, развития системы оказания образовательных услуг на территории Российской Федерации для молодежи из государств — участников СНГ и стран Балтии.
Заключение

В заключение хотелось бы подвести некоторые итоги. Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица – явление, свойственное стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.
Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экономических проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах независимо от их экономической системы.
Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д., ведь люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую. В связи с этим исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, конформность, пессимистичность и осторожность в поведении, недоверчивость или скептицизм, стойкое маргинальное эмоциональное состояние.
Главным в социальной политике является (т.е. должно быть) упреждение массовой безработицы, что обеспечивается прежде всего нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием. Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда, ведь именно нам, кому в будущем придется взять на себя бразды правления государством, и нужно будет решать проблемы, ставшие неотложными уже на сегодняшний день.
Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан. Государственная программа уже принята и начала действовать. Но она еще не достаточно сильна, и нуждается в активной государственной поддержке. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости, как важной социальной гарантии для экономически активного населения, является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
Таким образом, комлексный подход к системе занятости, мерам ее регулирования и социальной защите населения позволит смягчить социальную напряженность в сфере трудовых отношений.
В настоящее время, в связи с экономическим кризисом, политика в области регулирования рынка труда со стороны Правительства должна быть наиболее активной.
Список использованной литературы


О занятости населения в Российской Федерации: федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ // Собрание законодательства.-2003.-№2.-Ст.60.
Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория. / М.А.Абрамова, Л.С.Александрова.- М.: Юриспруденция, 2004.-658 с.
Баликоев, В.З. Общая экономическая теория: Учебное пособие. / В.З.Баликоев – Москва: «Издательство ПРИОР», 2005.- 356 с.
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник для вузов / Е.Ф.Борисов. – М.: «Юристъ», 2005.-256 с.
Вечканов Г.С.Экономическая теория.2-е изд.-СПб.: Питер, 2009.-614 с.
Глазьев С. Ю. О стратегии и концепции социально-экономического развития России до 2020 года / С. Ю. Глазьев / / Современная конкуренция. - 2008. - N 5. - С. 28-42
Дробышевский С.М., Трунин П.В., Гайдар Е., Дашкеев В.Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы./ С.М.Дробышевский и [др].-М.:ИЭПП, 2008.- 657 с.
Ждакаев И. Сметенные кризисом: [безработица] / И. Ждакаев / / Коммерсантъ-Деньги. - 2008. - N 42. - С. 35-39
Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник / В.Я.Иохин.-М.:Экономистъ, 2007.-861 с.
Камаев В. Д. Экономическая теория. Краткий курс : Учебник для вузов / В. Д. Камаев, М. З. Ильчиков, Т. А. Борисовская . - 3-е изд., стер . - М. : КноРус , 2008. - 382 с.
Капранов А.А.Состояние рынка труда и реальной сферы экономики/ А.А.Капранов//РЭЖ.-2007.-№2.-С.15-20.
Капранова Р.С.Реальный сектор экономики в условиях мирового финансового кризиса / Р.С.Капранова // Эксперт.-№254
Краснова Т.С. Меры в области содействия занятости населения в Российской Федерации./ Т.С.Краснова // ЭКО.-2008.-№9.-С.10-20.
Курс экономической теории: Учебник-5-е исправленное, дополненное и переработанное издание/ Под ред. Чепурина М.Н. -Киров: «АСА», 2005.- 832 с.
Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р.Макконел, С.Л.Брю. – М.: ИНФРА-М,2002. –974 с.
Основы экономики. Учебник / Под ред. Райзберга Б. А.. - М.: Инфра-М, 2006. –С.259.
Сабирьянова К. Макроэкономический анализ динамических изменений на российском рынке труда / К.Сабирьянова // Вопросы экономики- №1 – 2007.-С.15-25.
Социально-экономическое положение России: январь-октябрь 2008 года . - М. : [б. и.] , 2008. - 434 с
Шалыгина И. В. Образование и рынок труда в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации / И. В. Шалыгина / / Совет ректоров. - 2008. - N 7. - С. 4-15
Экономика: Учеб.пособие / Т.С.Бутырновой и др.; Под ред. К.И.Вахитова, Т.С.Ванеркиной.-М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.-363 с.
Экономическая теория : Учебник для вузов / В. И. Антипина, [и др.], ред. И. П. Николаева . - 2-е изд., перераб. и доп . - М. : Проспект , 2007. - 573 с.
Экономическая теория : учебник для вузов / общ. ред. А. А. Кочетков . - М. : Дашков и К' , 2007. - 606 с.
Экономическая теория : Учебник для ВУЗов / ред. Е. Н. Лобачева . - 2-е изд., перераб. и доп . - М. : Высш. образование , 2008. - 515 с. - (Университеты России)
Экономическая теория. Учебник. / Под ред. Добрынина А. И., Тарсевича Л. С. - М: Питер, 2006. -894 с.













31

Список использованной литературы


1.О занятости населения в Российской Федерации: федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ // Собрание законодательства.-2003.-№2.-Ст.60.
2.Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория. / М.А.Абрамова, Л.С.Александрова.- М.: Юриспруденция, 2004.-658 с.
3.Баликоев, В.З. Общая экономическая теория: Учебное пособие. / В.З.Баликоев – Москва: «Издательство ПРИОР», 2005.- 356 с.
4.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник для вузов / Е.Ф.Борисов. – М.: «Юристъ», 2005.-256 с.
5.Вечканов Г.С.Экономическая теория.2-е изд.-СПб.: Питер, 2009.-614 с.
6.Глазьев С. Ю. О стратегии и концепции социально-экономического развития России до 2020 года / С. Ю. Глазьев / / Современная конкуренция. - 2008. - N 5. - С. 28-42
7.Дробышевский С.М., Трунин П.В., Гайдар Е., Дашкеев В.Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы./ С.М.Дробышевский и [др].-М.:ИЭПП, 2008.- 657 с.
8.Ждакаев И. Сметенные кризисом: [безработица] / И. Ждакаев / / Коммерсантъ-Деньги. - 2008. - N 42. - С. 35-39
9.Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник / В.Я.Иохин.-М.:Экономистъ, 2007.-861 с.
10.Камаев В. Д. Экономическая теория. Краткий курс : Учебник для вузов / В. Д. Камаев, М. З. Ильчиков, Т. А. Борисовская . - 3-е изд., стер . - М. : КноРус , 2008. - 382 с.
11.Капранов А.А.Состояние рынка труда и реальной сферы экономики/ А.А.Капранов//РЭЖ.-2007.-№2.-С.15-20.
12.Капранова Р.С.Реальный сектор экономики в условиях мирового финансового кризиса / Р.С.Капранова // Эксперт.-№254
13.Краснова Т.С. Меры в области содействия занятости населения в Российской Федерации./ Т.С.Краснова // ЭКО.-2008.-№9.-С.10-20.
14.Курс экономической теории: Учебник-5-е исправленное, дополненное и переработанное издание/ Под ред. Чепурина М.Н. -Киров: «АСА», 2005.- 832 с.
15.Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р.Макконел, С.Л.Брю. – М.: ИНФРА-М,2002. –974 с.
16.Основы экономики. Учебник / Под ред. Райзберга Б. А.. - М.: Инфра-М, 2006. –С.259.
17.Сабирьянова К. Макроэкономический анализ динамических изменений на российском рынке труда / К.Сабирьянова // Вопросы экономики- №1 – 2007.-С.15-25.
18.Социально-экономическое положение России: январь-октябрь 2008 года . - М. : [б. и.] , 2008. - 434 с
19.Шалыгина И. В. Образование и рынок труда в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации / И. В. Шалыгина / / Совет ректоров. - 2008. - N 7. - С. 4-15
20.Экономика: Учеб.пособие / Т.С.Бутырновой и др.; Под ред. К.И.Вахитова, Т.С.Ванеркиной.-М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.-363 с.
21.Экономическая теория : Учебник для вузов / В. И. Антипина, [и др.], ред. И. П. Николаева . - 2-е изд., перераб. и доп . - М. : Проспект , 2007. - 573 с.
22.Экономическая теория : учебник для вузов / общ. ред. А. А. Кочетков . - М. : Дашков и К' , 2007. - 606 с.
23.Экономическая теория : Учебник для ВУЗов / ред. Е. Н. Лобачева . - 2-е изд., перераб. и доп . - М. : Высш. образование , 2008. - 515 с. - (Университеты России)
24.Экономическая теория. Учебник. / Под ред. Добрынина А. И., Тарсевича Л. С. - М: Питер, 2006. -894 с.

Вопрос-ответ:

Какова сущность безработицы?

Сущность безработицы заключается в состоянии, когда люди способны и готовы работать, но не могут найти подходящую работу. Безработица является социальной проблемой и может иметь различные причины и проявления, включая экономические и структурные факторы.

Какие виды безработицы существуют и каковы формы их проявления?

Существует несколько видов безработицы: структурная, фрикционная, сезонная и квалификационная. Каждый вид имеет свою специфику и форму проявления. Например, структурная безработица возникает из-за несоответствия квалификации работников и требований рабочих мест, а сезонная безработица связана с изменениями спроса на определенные товары или услуги в разные времена года.

Какие проблемы связаны с занятостью в России?

В России существуют различные проблемы, связанные с занятостью. Некоторые из них включают высокую безработицу, низкую занятость в отдельных регионах, неравномерное распределение рабочих мест и низкую оплату труда. Эти проблемы могут быть вызваны факторами, такими как экономический спад, демографические изменения и недостаточная развитость отраслей, способных обеспечить новые рабочие места.

Какую роль играет государство в решении проблем занятости?

Государство играет важную роль в решении проблем занятости. Оно должно стимулировать активность предпринимателей и создавать условия для развития бизнеса, что способствует созданию новых рабочих мест. В то же время, государству необходимо ограничивать определенные рамки, чтобы не нарушать права работников и обеспечить равноправие всех участников рынка труда.

Почему возможности государства в создании новых рабочих мест ограничены?

Возможности государства в создании новых рабочих мест ограничены по сравнению с частным капиталом. Государство обычно имеет ограниченные ресурсы и бюджетные ограничения, в то время как частный капитал может мобилизовать больший объем инвестиций и ресурсов для расширения бизнеса. Однако, это не означает, что роль государства в обеспечении занятости несущественна - государство должно создавать благоприятные условия для развития бизнеса и стимулировать экономический рост.

Какая сущность безработицы?

Сущность безработицы заключается в отсутствии работы у людей, желающих трудиться и готовых принять на себя соответствующие обязательства. Безработица является негативным социально-экономическим явлением, которое оказывает серьезное влияние на жизнь отдельных людей и общество в целом.

Какие виды и формы безработицы существуют?

Виды безработицы можно классифицировать по различным признакам. Например, по продолжительности безработицы выделяют временную и структурную безработицу. По причинам, вызывающим безработицу, выделяют экономическую, технологическую, сезонную, демографическую и др. Каждый вид безработицы имеет свои особенности и специфику проявления.

Какие проблемы с занятостью существуют в России?

Проблемы занятости в России включают низкую эффективность использования трудовых ресурсов, демографическую обусловленность безработицы, неравномерность распределения рабочих мест по регионам, проблемы с адаптацией крымских людей к новым условиям труда и др. Кроме того, государство имеет ограниченные возможности для создания новых рабочих мест по сравнению с частным капиталом.

Какую роль играет государство в гарантировании занятости?

Государство играет роль гаранта занятости, несмотря на ограниченные возможности создания новых рабочих мест. Оно должно стимулировать активность предпринимателей и создавать условия для развития бизнеса. Помимо этого, государство может предоставлять социальную поддержку безработным и проводить программы повышения квалификации для улучшения шансов на трудоустройство.

Какие ограничения должно установить государство?

Государству необходимо установить определенные рамки и ограничения для обеспечения занятости. Например, это может быть введение минимального уровня заработной платы, регулирование рынка труда, создание условий для развития малого и среднего бизнеса, поддержка инноваций и др. Такие меры помогают улучшить ситуацию с занятостью и снизить уровень безработицы.

Какова сущность безработицы?

Безработица - это экономическое состояние, при котором часть населения не имеет работы, но желает работать и активно ищет занятость.

Какие виды безработицы существуют и как проявляются?

Существуют такие виды безработицы, как структурная, фрикционная и циклическая. Структурная безработица связана с несоответствием навыков и квалификации безработных и требованиям рынка труда. Фрикционная безработица возникает из-за временных периодов поиска работы. Циклическая безработица возникает в периоды спада экономики и снижения производственного спроса.