Платность использования природных ресурсов

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Экологическое право
  • 24 24 страницы
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 15.05.2010
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Платность природопользования как один из основных принципов охраны окружающей среды
2. Основные виды платы за природопользование
Заключение
Список используемой литературы
Фрагмент для ознакомления

В-третьих, компенсационный платеж. Данный платеж должен обеспечивать возобновляемость ресурса, а также компенсировать стоимость утрачиваемого природного ресурса в результате использования другого ресурса, тесно с ним связанного. В-четвертых, экологические налоги и сборы, направляемые на компенсацию ущерба, наносимого окружающей среде в результате осуществления предпринимательской деятельности. К ним относятся различные налоги и платежи за выбросы в атмосферу, сбросы загрязняющих веществ в воду, размещение отходов и прочее вредное воздействие на окружающую среду.
При этом следует отметить, что платежи за пользование природными ресурсами и компенсационные платежи должны включаться в себестоимость продукции, а при начислении рентного платежа, соответственно, исключаться из налогооблагаемой базы. Это положение, на наш взгляд, более адекватно позволит учесть дополнительный рентный доход, образуемый на лучших по качеству природных объектах.
Различные по характеру природные налоги, сборы и платежи должны иметь и различные направления использования, отвечающие целям устойчивого развития территории. Поскольку природные ресурсы являются общественным достоянием, представляется совершенно справедливым, что доходы, получаемые государством от предоставления этого ресурса в пользование, должны использоваться прежде всего в интересах жителей ресурсного региона. Поэтому доходы, получаемые от платежей за пользование природным ресурсом, следует направлять на финансирование социальных программ региона.
Решению проблемы возобновления природных ресурсов и воспроизводства минерально-сырьевой базы во многом, на наш взгляд, будет способствовать создание специальных фондов, задачей которых как раз и будет являться финансирование восстановления природных ресурсов. Основным источником формирования таких фондов должны выступать компенсационные платежи. Также целесообразно направлять средства, получаемые от компенсационных платежей на развитие альтернативных экологически целесообразных видов деятельности, не связанных с выбытием или ликвидацией природных ресурсов (развитие туризма, использование вторичных ресурсов и т. д.).
Рентные доходы в целях устойчивого развития сырьевой территории должны направляться на формирование фондов будущих поколений, а также на диверсификацию моноотраслевой экономики сырьевых добывающих территорий.
Экологические налоги и платежи призваны в первую очередь обеспечить ликвидацию экологического ущерба, причиняемого хозяйственной деятельностью природным ресурсам и экосистемам. Сегодня ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены на чрезвычайно низком уровне, что в совокупности с отсутствием инвестиционных льгот по налогу на прибыль, слабым контролем со стороны компетентных органов за воздействием предприятий на окружающую среду не способствуют осуществлению природоохранных инвестиций. При этом следует повториться, что наряду с изменением состава и структуры природных налогов требуется значительное увеличение их размера с одновременным сокращением налоговой нагрузки на труд и капитал.
Таким образом, действующая система платежей за природные ресурсы, как впрочем, и вся налоговая система, не соответствует целям устойчивого развития ресурсного региона. Дальнейшее совершенствование системы налогообложения должно заключаться в изменении состава и структуры ресурсных платежей, повышении их роли при одновременном снижении налогов на прибыль и труд. Требуется также приведение механизма налогов на добычу невозобновимых минерально-сырьевых ресурсов в соответствие с рентными принципами налогообложения. Поскольку именно на региональном уровне решаются вопросы разработки и эксплуатации природных объектов, именно на ресурсные регионы ложатся проблемы защиты, охраны, возобновления и воспроизводства природных ресурсов, а также преодоления неблагоприятных последствий освоения и эксплуатации природных объектов. Необходимо также увеличить долю природных платежей, направляемую в бюджеты сырьевых территорий, а также расширить возможности региональных властей в установлении отдельных элементов природных налогов, что обеспечит им дополнительные рычаги регулирования процессами природопользования на их территории.



Заключение

Законодательство, определяющее основы управления в сфере природопользования, указывает на возмездность использования природных ресурсов. В частности, в соответствии со ст. 20 Водного кодекса РФ пользование водными объектами — платное, причем экономическое регулирование использования водных объектов предусматривает создание системы платежей, связанных с пользованием водными объектами. Одним из принципов земельного законодательства, предусмотренных в ст. 1 Земельного кодекса РФ, является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ. Платным является и использование других природных ресурсов, в том числе находящихся на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предусматривает в качестве принципа осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, платность природопользования (ст. 3).
Эти и другие нормы, определяющие платность природопользования рассмотрены с учетом действующей системы платежей в сфере природопользования, установленных Налоговым кодексом РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. К ним относятся акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (федеральные налоги и сборы – ст. 13) и земельный налог (местные налоги – ст. 15). Кроме того, в перечень специальных налоговых режимов включены единый сельскохозяйственный налог и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (ст. 18).
Проблемы платы за природопользование и негативное воздействие на окружающую среду не являются исчерпывающими. Однако они убедительно показывают необходимость совершенствования этого важного финансового рычага.
В научной литературе высказываются предложения по совершенствованию финансово-экономического механизма природопользования в современных рыночных условиях в контексте устойчивого развития. Стратегия формирования такого механизма должна быть направлена, в частности, на формирование системы платежей за природопользование, базирующихся на экономической оценке природных ресурсов. Для этого необходимо, опираясь на единую методологию платности природопользования и принцип обеспечения государственного регулирования в сфере природопользования, усовершенствовать методы расчета нормативов за природные ресурсы и поэтапно приближать их значения к «реальным ценам» с одновременным повышением рентной составляющей, обеспечить реформирование налоговой системы за счет повышения роли ресурсных платежей, расширить спектр природных ресурсов, используемых на платной основе и др. Систему же платежей за загрязнение окружающей среды целесообразно трансформировать в платное пользование ее ассимиляционным потенциалом.
Эти и другие предложения требуют совершенствования действующего законодательства.





Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты
1. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006) (ред. от 27.12.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2010) // СПС КонсультантПлюс.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 29.12.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.01.2010) // СПС КонсультантПлюс.
3. Федеральный закон от 06.05.1998 N 71-ФЗ (ред. от 29.06.2004) «О плате за пользование водными объектами» (принят ГД ФС РФ 15.04.1998) // СПС КонсультантПлюс.
4. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об охране окружающей среды» (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) // СПС КонсультантПлюс

Специальная литература

1. Вершило Н.Д., Агибалов А.Н. Экологическое право. Учеб. пособие. Саратов: ГУ Издательство СГАУ, 2005.- 174 с.
2. Дубовик О.Л. Экологическое право: Элементарный курс. - М., 2002.
3. Евдокимов П.В. Правовое регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду // Правовое регулирование природоресурсных платежей / под общ. ред. проф. А.А. Ялбулганова. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.
4. Львов Д. С., Гусев А. А., Медведева О. Е. и др. Механизм налого-замещения, как главное условие экономического роста (обеспечение ускоренного экономического роста России на основе эффективного использования ресурсной ренты) // Экономика природопользования. 2003. № 2. - С. 2—20.
Вершило Н.Д., Агибалов А.Н. Экологическое право. Учеб. пособие. Саратов: ГУ Издательство СГАУ, 2005.- 174 с.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об охране окружающей среды» (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) // СПС КонсультантПлюс

Федеральный закон от 06.05.1998 N 71-ФЗ (ред. от 29.06.2004) «О плате за пользование водными объектами» (принят ГД ФС РФ 15.04.1998) // СПС КонсультантПлюс.

Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (ред. от 14.06.2001, с изм. от 14.05.2009) «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» // СПС КонсультантПлюс.

Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006) (ред. от 27.12.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2010) // СПС КонсультантПлюс.
Дубовик О.Л. Экологическое право: Элементарный курс. - М., 2002. - С. 133–134.
Л ьвов Д. С., Гусев А. А., Медведева О. Е. и др. Механизм налого-замещения, как главное условие экономического роста (обеспечение ускоренного экономического роста России на основе эффективного использования ресурсной ренты) // Экономика природопользования. 2003. №2. - С. 2—20.












2

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты
1. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006) (ред. от 27.12.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2010) // СПС КонсультантПлюс.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 29.12.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.01.2010) // СПС КонсультантПлюс.
3. Федеральный закон от 06.05.1998 N 71-ФЗ (ред. от 29.06.2004) «О плате за пользование водными объектами» (принят ГД ФС РФ 15.04.1998) // СПС КонсультантПлюс.
4. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об охране окружающей среды» (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) // СПС КонсультантПлюс

Специальная литература

1. Вершило Н.Д., Агибалов А.Н. Экологическое право. Учеб. пособие. Саратов: ГУ Издательство СГАУ, 2005.- 174 с.
2. Дубовик О.Л. Экологическое право: Элементарный курс. - М., 2002.
3. Евдокимов П.В. Правовое регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду // Правовое регулирование природоресурсных платежей / под общ. ред. проф. А.А. Ялбулганова. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.
4. Львов Д. С., Гусев А. А., Медведева О. Е. и др. Механизм налого-замещения, как главное условие экономического роста (обеспечение ускоренного экономического роста России на основе эффективного использования ресурсной ренты) // Экономика природопользования. 2003. № 2. - С. 2—20.

Вопрос-ответ:

Что такое платность природопользования и какую роль она играет в охране окружающей среды?

Платность природопользования - это один из основных принципов охраны окружающей среды, который предполагает введение оплаты за использование природных ресурсов. Она играет важную роль в регулировании использования ресурсов и стимулирует их более эффективное использование.

Какие виды платы за природопользование существуют?

Существуют различные виды платы за природопользование, включая компенсационные платежи, оплату экологических налогов и сборов. Компенсационные платежи направлены на обеспечение возобновляемости ресурса и компенсацию стоимости утрачиваемого ресурса в результате использования другого ресурса, с ним тесно связанного.

Какой экономический механизм лежит в основе компенсационного платежа?

Компенсационный платеж обеспечивает экономическую целесообразность использования природных ресурсов. Он позволяет учесть стоимость утрачиваемого ресурса и активизировать его возобновление, а также осуществить компенсацию за использование другого ресурса, который с ним тесно связан.

Каковы основные принципы использования экологических налогов и сборов?

Основные принципы использования экологических налогов и сборов состоят в том, чтобы направить эти средства на компенсацию ущерба окружающей среде, осуществление мер по ее охране и восстановлению природных ресурсов. Эти налоги и сборы стимулируют экологически ответственное поведение и эффективное использование ресурсов.

Какие источники информации можно использовать для более подробного изучения данной темы?

Для более подробного изучения данной темы можно использовать следующие источники информации: научные статьи и публикации, учебники по экологии и природопользованию, законодательные акты, отчеты охранного или экономического характера, проведение интернет-поиска и т.д.

Какой принцип охраны окружающей среды связан с платностью природопользования?

Один из основных принципов охраны окружающей среды, связанный с платностью природопользования, это принцип компенсации. Он предполагает, что при использовании природных ресурсов должна быть обеспечена их возобновляемость, а также компенсирована стоимость утрачиваемого ресурса.

Какие основные виды платы за природопользование существуют?

Основные виды платы за природопользование включают в себя компенсационные платежи и экологические налоги и сборы. Компенсационные платежи направлены на обеспечение возобновляемости ресурса и компенсацию утрачиваемой стоимости при использовании другого ресурса. Экологические налоги и сборы направляются на компенсацию вредных воздействий на окружающую среду.

Как обеспечивается возобновляемость ресурса при использовании компенсационных платежей?

Компенсационные платежи при использовании природных ресурсов должны обеспечивать их возобновляемость. Это достигается путем направления этих платежей на меры по восстановлению и сохранению ресурса, а также на улучшение условий его использования и защиты экологической среды.