Система социальной защиты населения в муниципальных образованиях ( на примере Мосальского района Калужской области).

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная работа
  • 69 69 страниц
  • 60 + 60 источников
  • Добавлена 20.06.2009
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
Глава 1. Социальная защита населения как основная задача системы социальной защиты
1.1. Основы социальной защиты населения
1.2. Социальная защита населения муниципальных образований
Глава 2. Социальная защита населения, варианты ее решения
2.1. Политика государства в области защиты населения
2.2. Модели социальной защиты
Глава 3. Особенности социальной защиты в муниципальном образовании Мосальского р-на Калужской области
3.1. Организация и методика исследования
3.2. Особенности социальной защиты пожилых людей в муниципальном образовании Мосальского р-на Калужской области
3.3. Рекомендации по повышению эффективности социальной защиты в муниципальном образовании Мосальского р-на Калужской области
Заключение
Список литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

14% находятся ниже этого уровня – “На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения”, 3 % находятся на уровне бедности.
Рисунок 4 Материальное положение респондентов

3.2. Особенности социальной защиты пожилых людей в муниципальном образовании Мосальского р-на Калужской области

Большинство респондентов после выхода на пенсию отметили изменения своего физического и психологического состояния. При анализе ответов респондентов мужского пола выявились следующие показатели. Наибольшее число ответивших (67%) указывали на снижение работоспособности и увеличение числа жалоб на здоровье. Другие наиболее частые ответы (62%) были связаны с жалобами на уменьшение двигательной активности, нарушение сна и бессонницу. Обращает внимание высокая частота (52%) страданий, обусловленных ощущением потери энергии, а также заметным сужением круга интересов. Почти половина пожилых и старых мужчин, принимавших участие в опросе (48%), отметили появление чувства никчемности. Несколько меньшее число респондентов (43%) указали на уменьшение общения с кем-либо.
Анализ ответов опрошенных лиц обоего пола по возрастным группам показывает следующее. В возрастной группе до 70 лет максимальный процент (56%) опрошенных указали на увеличение числа жалоб на здоровье, нарушение сна и бессонницу, а также на нарушение аппетита или уменьшение веса тела. Следующими по частоте (44%) были отмечены — снижение работоспособности, появление чувства никчемности, сужение круга интересов, самообвинения. Треть опрошенных этой возрастной группы указали также на снижение чувства радоваться чему-либо и возникновение суициидальных идей. В возрастной группе 71–75 лет 91% опрошенных отметили увеличение числа жалоб на здоровье. Более двух третей респондентов (78%) указывали на снижение работоспособности, уменьшение двигательной активности и чувство потери энергии. Нарушение сна и бессонницу выделили в своих ответах 61% пожилых. К значимым показателям в ответах можно отнести и то, что свыше половины опрошенных (52%) жаловались на сужение круга интересов и почти половина (48%) на уменьшение общения. В возрастной группе 76–80 лет наибольший процент респондентов (82%) отметил наличие навязчивых мыслей о смерти.
Таким образом можно констатировать, что после выхода на пенсию особую актуальность приобретает организация жизнедеятельность, пожилых людей, адаптация к происходящим изменениям.
Если говорить о том, какими услугами социального обеспечения пользуются пенсионеры, то 57% респондентов находятся на обслуживании в учреждении социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, 43% нет
Рисунок 5. Находитесь ли вы на обслуживании в учреждении социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов?


Их тех, кто находится на обслуживании, наибольшее количество респондентов состоят на обслуживании– от 1 года до 3 лет (46%), 30% - от 3 до 5 лет.
На вопрос почему респондент не состоит на обслуживании в КЦСО, част отвечает нежелание зависеть от организации, часть сложности с постановкой на обслуживание (незнание своих прав, сложности с оформлением документации). Отдельно стоит отметить низкий уровень осведомленности пожилых людей о своих правах и возможностях.
Рисунок 6.Сколько времени Вы находитесь на обслуживании в учреждении социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов?


Качество предоставляемых услуг оценивается наибольшим количеством респондентов как удовлетворительное (56%), 34 % говорят о хорошем уровне обслуживания, 10% оценивают как плохой уровень.
Причины неудовлетворенностью услугами КЦСО респонденты называют следующие: формальный подход, очереди, сложности с оформлением документов. Многим пожилым людям физически тяжело посещать ЦСО, учитывая, что приходится проводить часть времени в очередях. Некоторые отмечают отсутствие информации по необходимым вопросам, сложности в восприятии этой информации. В качестве положительных моментов отмечают работу отдельных специалистов, отдельные предоставленные услуги.
Рисунок 7.Как Вы оцениваете качество предоставляемых Вам услуг?

Как показали результаты, далеко не все пенсионеры пользуются услугами ЦСО, возникает необходимость в организации новых форм социальной работы с пожилыми людьми. На вопрос о том, как часто респонденты пользуются услугами ряда учреждений и организаций, были получены следующие результаты:

Таблица 1. Как часто вы пользуетесь услугами следующих учреждений и организаций?
  часто иногда редко никогда КЦСО 9 19 15 57 Отделение дневного пребывания 2 5 1 92 Совет ветеранов 2 18 36 44 Санатории, пансионаты 2 5 20 73 поликлиника 46 30 21 3 дом культуры 2 15 12 71 Группы по интересам 2 12 24 62 Общественные организации 4 12 8 76
На обслуживании в КЦСО состоят 43 % респондентов, при этом 19% иногда пользуется услугами КЦСО, 15% редко, 9% часто.
Отделение дневного пребывания пожилых пользуется гораздо меньшей популярностью – 92% никогда его не посещали, 2 человека посещают часто, 5 человек иногда и редко прибегает к его услугам.
Совет Ветеранов довольно популярен в кругах пенсионеров - 36% пользуется услугами Совета Ветеранов, но редко, 18% иногда и только 2 человека – часто. 44% - не посещает Совет Ветеранов вообще.
Санатории, пансионаты также доступна узкому кругу пенсионеров: 20% посещает их, но редко, 5 человек иногда и 2 часто. 73% не посещает.
Поликлиника занимает лидирующее место среди данного ряда учреждения: за медицинской помощью вынуждены обращаться все респонденты, однако платные медицинские услуги доступны немногим. В тоже время поликлиника является средством общения для многих пенсионеров – 46% часто ее посещает, 30% иногда, 21% редко и только 3 человека не пользуются услугами поликлиники.
Дом Культуры не популярен среди пенсионеров – 71% не посещает его вообще. 15% иногда посещает, 12 % редко и 2 человека часто.
Группы по интересам в структуре досуга пенсионеров представлены следующим образом: 12% иногда их посещает, 12 % редко и 2 человека часто посещает подобные мероприятия.
Общественные организации также слабо популярны среди пенсионеров – 76% не посещает их вообще. 12% иногда посещает, 8% редко, 4 человека часто.
На вопрос о том, как часто хотели бы респонденты пользоваться услугами ряда учреждений и организаций, были получены следующие результаты:

Таблица 1. Как часто вы хотели бы пользоваться услугами следующих учреждений и организаций?
часто иногда редко никогда КЦСО 11 38 35 15 Отделение дневного пребывания 8 42 32 18 Совет ветеранов 5 34 35 26 Санатории, пансионаты 15 46 32 7 поликлиника 10 15 58 17 дом культуры 8 32 51 9 Группы по интересам 17 42 35 6 Общественные организации 12 25 42 21
Если говорить о том, какие организации и учреждения хотели бы посещать пожилые, то получены следующие результаты:
Услугами КЦСО хотели бы пользоваться 85% респондентов, при этом 38 %– иногда, 35% – редко и 11% готовы часто посещать КЦСО.
Отделение дневного пребывания также хотели бы посещать большее количество респондентов – 82%, из них 42% – иногда, 32% редко и 8% человек хотели бы часто посещать отделение дневного пребывания.
Совет Ветеранов 34% и 35% респондентов готовы иногда и редко посещать. 26% не интересуются мероприятиями, проводимыми Советом Ветеранов.
Санатории, пансионаты при наличии возможности хотели бы посещать 93% пожилых. 46% – иногда, 32% – редко и 15% готовы часто посещать санатории.
Поликлинику хотели бы посещать далеко не все пожилые – 58% хотели бы делать это как можно реже, 17% не хотели бы вообще. В то же время 25% готовы иногда и часто прибегать к услугам поликлиники.
Дом культуры хотели бы изредко посещать 51% пожилых, 32% –иногда и 8% часто.
Группы и клубы по интересам являются довольно востребованными среди пенсионеров - 42% готовы иногда их посещать, 35% изредко и 17% часто.
Общественные организации востребованы среди 79% респондентов: 42% хотели бы изредко их посещать, 25% иногда и 12% часто.
Что касается Дома Культуры, то большинство пожилых мало осведомлены о проводимых мероприятиях и редко их посещает. Несмотря на это большая часть проявляет заинтересованность и готовы посещать время от времени определенные мероприятия.
3.3. Пути улучшения социальной защиты населения в муниципальном образовании "Мосальский район" Калужской области

В качестве рекомендаций по преодолению одиночества пожилых людей на примере КЦСО "Ивановский" важно отметить: повышение информированности жителей о существующих в районе услугах (наличие информации, ее доступность для пенсионеров) и повышение доступности различных услуг для пенсионеров. Важно формировать статус учреждений социально обслуживания.
Из услуг, которая пользуется особым спросом можно отметить клуб и группы по интересам. С выходом на пенсию у человека появляется больше свободного времени, и это может сказать на него благотворное влияние. Интересное проведение досуга может принести пожилому человеку чувство удовлетворения, по этому необходимо представить реальные возможности для разностороннего проявления социальной активности личности как предпосылки рационального образа жизни. Важно формировать в общественном мнении представления о пенсионном периоде как об активном этапе жизни; ориентировать пожилых людей на всесторонний поиск полезных и значимых занятий, соответствующих их индивидуальным склонностям, интересам способностям. При этом важно, чтобы пожилой человек имел возможность выбирать самому себе вид деятельности, в соответствии с внутренними интересами. Здесь возможна организация различных кружков и курсов по интересам (вязание, изготовление различных поделок, изучение искусства и др.). Данные занятия возможно организовать также на базе центров социального обслуживания и поликлиник. Геронтообразование должно сформировать новый облик старости – продуктивной, компетентной, деятельной, наполненной жизненной энергией и смыслом жизни.
Следует обратить внимание на то, что далеко не все специалисты ЦСО видят ценность досуговой деятельности населения и пытаются осуществить организацию досуга различных социальных групп - клиентов социальных служб. Отсутствие опыта работы в данном направлении, дефицит специальной литературы по организации досуга в социальных центрах с одной стороны и наличие потребностей в культурно-досуговой деятельности самих клиентов социальных служб с другой стороны позволяют говорить об актуальности научной и практической значимости организации досуга пожилых в системе социальных служб. Организации досуга служит и следующая форма социальной адаптации пожилых.
Группы по интересам являются широко востребованными среди пенсионеров, однако в реальной ситуации мало кто их посещает. Во-первых, такие группы и клубы существуют далеко не в каждом микрорайоне, пенсионеры плохо информированы о существующих группах, многим сложно найти необходимую информацию и начать планомерно посещать те или иные занятия. Как уже отмечалось, существует высокая степень одиночества, тоски и изоляции у престарелых. В то же время они способны не только работать, но и учиться и приспосабливаться к новым условиям. Эта трагическая ситуация рождает у престарелых чувство бесполезности, усугубляемое в условиях современного индустриального общества, в котором существует культ молодости и пренебрежительное отношение к старости. Участие в группах по интересам могут вернуть чувство принадлежности к некой общности, которое раньше давала работа, ощутить свою полезность, восстребованность. Это могут быть как занятия направленные на поддержание физической формы, релаксации, психокоррекционные мероприятия, мини-лекции по отдельным актуальным вопросам, так и занятия, посвященные различным видам творческого самовыражения, рукоделия.
Организация клубной работы помогает решить еще одну важную проблему пожилого возраста - наладить процесс взаимодействия пожилых, общение. Возможна организация индивидуальных консультаций по различным вопросам подготовке к выходу на пенсию. Основным достоинством данного метода является индивидуальный подход и устная форма подачи материала. В процессе консультирования появляется возможность расширить представления пожилых людей об образе жизни на пенсии, а также помочь решить различные психологические проблемы, которые могут затруднить процесс адаптации к пенсии.
Организация клубной работы помогает решить еще одну важную проблему пожилого возраста - наладить процесс взаимодействия пожилых, общение. Возможна организация индивидуальных консультаций по различным вопросам подготовке к выходу на пенсию. Основным достоинством данного метода является индивидуальный подход и устная форма подачи материала. В процессе консультирования появляется возможность расширить представления пожилых людей об образе жизни на пенсии, а также помочь решить различные психологические проблемы, которые могут затруднить процесс адаптации к пенсии. Большое внимание следует уделять обучению методам саморегуляции, релаксации.
Целесообразно размещать красочную рекламу в поликлиниках (плакаты, стенды), центрах социального обслуживания, издавать брошюры с подробным изложением всей информации. В рамках психологического просвещения в форме брошюр, памяток. Представить информацию об особенностях пожилого возраста, об основных трудностях, с которыми может столкнуться пожилой человек при выходе на пенсию. Эта форма наиболее доступна, но невозможность индивидуального подхода снижает ее эффективность.
Важно увеличить информированность о мероприятиях проводимых Советом Ветеранов, Домом Культуры, так как большая часть пенсионеров готовы посещать данные мероприятия, но не могут получить своевременную информацию. Также целесообразным является организация мероприятий и праздников геронтологической направленности - возможными мероприятиями могли бы стать национальные дни, недели геронтообразования, фестивали, «Диалог поколений», конкурсы «мудрейших», слеты, форумы, конференции, летние лагеря, акции общественной экспертизы деятельности органов власти и местного управления в интересах пожилых. В информировании населения могут помочь газеты, издаваемые на территории района, микрорайона.
Также важно отметить необходимость подготовки специалистов по работе с пожилыми людьми, разработку образовательных программ.
Заключение

Роль местных сообществ в развитии России сейчас достаточно признана. Уже сегодня муниципалитеты для решения социальных проблем наделены рядом полномочий как собственных, так и переданных им государством. Но именно органы МСУ постоянно сталкиваются с вопросом, какое право на защиту и заботу государства имеют разные группы населения и по каким критериям степень этой защиты дифференцируется. Осуществляемые в настоящее время в государственной политике принципы социальной помощи населению основаны на выделении ряда категорий (групп), которым предоставляется набор льгот. С точки зрения ряда авторов нужно увеличивать адресность, учитывая степень малообеспеченности, так как многие малоообеспеченные семьи в сложившейся системе доступа не получают помощи. Таким образом, отправным пунктом такой работы должно являться изучение социальных потребностей населения
Для работы в муниципальном образовании приоритетны те группы населения, которые в силу меньшей мобильности или других причин основное время проводят по месту жительства, больше нуждаются в местной социальной инфраструктуре. В первую очередь такой группой являются пожилые люди. В работе было проведено исследование методом анкетного опроса потребностей в социальном обслуживании пожилых людей, проживающих на территории муниципального образования Мосальского района.
На основе результатов эмпирического исследования можно сделать вывод о том, что взаимодействие пожилых людей муниципального образования Мосальского района (КЦСО, отделение дневного пребывания, Совет Ветеранов, Дом Культуры, поликлиника, занятия по интересам), не соответствует требованиям и ожиданиям пожилых людей. Также важно отметить, что далеко не все пожилые пользуются услугами ЦСО, в данной ситуации важность приобретает организация новых форм социальной работы с пожилыми. Особый интерес у пенсионеров вызвала организация групп и клубов по интересам, посещения отделения дневного пребывания, различные мероприятия проводимые Домом Культуры и Советом Ветеранов. На основе полученных результатов исследования можно сделать вывод о том, что реальная и желательная модель социальной адаптации жителей Мосальского района Калужской области различаются. Наибольшие различия отмечаются: большее количество пенсионеров хотели бы посещать санатории и пансионаты, отделение дневного пребывания, занятия по интересам, мероприятия Дома Культуры. Поликлиника малоэффективна с точки зрения адаптации пожилых людей, но может быть использована для информирования посетителей о проводимых в районе мероприятиях. Таким образом в качестве самого перспективного направления работы с пожилыми людьми на базе муниципального образования Мосальского района Калужской области можно выделить формирование социальной среды с помощью досуговых форм. Причиной того, что многие пенсионеры не посещают тех организаций, которые они хотели бы посещать является плохая информированность о видах услуг, слабая осведомленность о необходимых условиях для того, что получать те или иные услуг, а также сложности бюрократического характера. Также надо отметить, что не все виды услуг доступны в силу либо финансовых средств (путевки в санатории дороги для большинства пенсионеров), либо территориальных – не во всех районах существуют группы и клубы по интересам для пожилых людей. Отдельно важно отметить низкий уровень осведомленности пожилых людей о своих правах и возможностях.
В качестве рекомендаций по улучшению социальной защиты пожилых людей на базе муниципального образования Мосальского района Калужской области важно отметить:
повышение информированности жителей о существующих услугах (наличие информации, ее доступность для пенсионеров) и повышение доступности различных услуг для пенсионеров. Важно увеличить информированность о мероприятиях проводимых Советом Ветеранов, Домом Культуры, так как большая часть пенсионеров готовы посещать данные мероприятия, но не могут получить своевременную информацию. В этом могут помочь газеты, издаваемые на территории района, микрорайона.
подготовка специалистов по работе с пожилыми людьми, разработку образовательных программ. Далеко не все специалисты ЦСО видят ценность досуговой деятельности населения и пытаются осуществить организацию досуга различных социальных групп - клиентов социальных служб. Отсутствие опыта работы в данном направлении, дефицит специальной литературы по организации досуга в социальных центрах с одной стороны и наличие потребностей в культурно-досуговой деятельности самих клиентов социальных служб с другой стороны позволяют говорить об актуальности научной и практической значимости организации досуга пожилых в системе социальных служб.
формирование статуса учреждений социально обслуживания. Несмотря на фактическое существование системы социальной защиты, она еще не принята общественным сознанием в нашей стране в качестве самостоятельного социального института. Поэтому важным является изучение потребностей жителей муниципального образования в социальной помощи, приближения спектра предоставляемых услуг к потребностям клиентов.
Полученная в результате исследования информация является необходимой для улучшения планирования социальной работы на базе МО. К числу трудностей организации социальной работы на территории МО можно отнести слабое информирование населения о целях и задачах МО, о необходимости непосредственного и постоянного участия в его делах для реализации естественного права самостоятельно решать собственные проблемы. Поэтому необходима широкая работа по обучению населения и активизации его участия в делах самоуправления, которое не может ограничиваться политическим участием, то есть голосованием, а должно иметь характер совместного решения важных проблем. Также важно способствовать муниципальным служащим в такой совместной работе (работе не для населения, а вместе с ним), методам привлечения и вовлечения населения, выявления активистов и волонтеров, создания групп взаимопомощи и т.п.
Цель работы достигнута, результаты позволяют подтвердить гипотезу.
Список литературы

Федеральный закон “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” от 15 ноября 1995 г.
Федеральный закон “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” 1995 г.
Федеральный Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации 2004 г. — 24 c.
Федеральный закон “Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” от 24. 06. 99
Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.95. № 154-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Постановление Коллегии министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2002 г. № 8/1 «О состоянии системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на современном этапе».
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. № 739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами».

Алимурзаев Г. Местное самоуправление: к концептуальному обоснованию главных задач в сфере экономики // Российский экономический журнал. 2006. 3.
Антология социальной работы. В 5 т. – Т.1. / Сост. М.В. Фирсов – М., 1995. – 840 с.
Василькова Ю.В., Василькова Т.А.. Социальная педагогика. М.,1999.
. Воронин А. Основные принципы формирования структуры управления муниципальным образованием.// Городское управление. 2006. 1.
Воронин А. Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. Учебное пособие. - М.: Дело, 2005
Голованов В.И. Управление и самоуправление в крупном городе: теория, опыт, организация. М., 1997.
Гуслякова Л. Г., Холостова Е. И. Основы теории социальной работы. – М., 1997. – 334с.
Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. — М., 1995. – 301с.
Доэл М., Шадлоу С., Практика социальной работы, М., “Ао Аспект Пресс”, 1995
Доэл М., Шадлоу С., Обучение практике социальной работы. М., “Ао Аспект Пресс”, 1995
Европейская хартия о местном самоуправлении. Страсбург.,1991
Ельмеев В.Я., Воронин А.Г. и др. Местное самоуправление: технологии социально-экономического роста. 2-е изд. СПб, Изд-во СПбГУ, 1999. 470 с.
Игнатов В.Г. Экономика муниципальных образований. М.: Март, 2005. 544 с.
Комплексные методики активизации социальной работы с семьей. Под. ред. Меновщикова В. Ю., М.,2001
Малых В. Н. Социальная работа: теоретические вопросы и профилактические аспекты. – М., 2000. – 411 с.
Мокрый В.С. Государственное и муниципальное управление: реализация реформ Учебное пособие. М.: Кнорус, 2007. 218 с.
Настольная книга специалиста: Социальная работа с инвалидами / Под ред. Е.И. Холостовой, А.И. Осадчих. — М., 1996. – 280с..
Осадчая, Г.И. Социология социальной сферы: учеб. пособие / Г.И.Осадчая. – М.: Союз, 1999. – 279 с.
Основы социальной работы / Отв. ред. П. Д. Павленок. – М., 2007. – 368 с.
Основы социального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова. М.: Высш. шк., 2003
Основы теории и практики социальной работы / Под ред. С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова – Барнаул; М., 1994. – 541 с.
Организация взаимодействия специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности/ А.М.Шнов и др. М., 2002. С. 5-15.
Пенкова-Люейер П., Рагозина Л. Социальная политика муниципальных образований: содержание, приоритеты, механизмы осуществления: Муниципальное управление, вып. 3.- М.: 2000
Пинская, Е. В. Социально-экономическое развитие муниципальных образований :Конституционно-правовой аспект : Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. юр. н. -Челябинск, 2006. -31 с.
Право социального обеспечения России: Учебник / Авт.: М.О. Буянова, К.Н. Гусов, Р.И. Иванова и др.; Под ред. К.Н. Гусова.—М.: Велби: Проспект, 2004.—488с.
Ромм М. В., Ромм Т. А. Теория социальной работы. – Новосибирск, 1999. – 415 с.
Савранская О.Л. Территориальное общественное самоуправление // В сб. "Местное самоуправление: проблемы и пути их решения" С.-Пб. 2006
Салустович П. Европейский социум в условиях перехода: гражданское общество и социальная работа. В сб.: Проблемы теоретической социологии. Вып. 3. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та.2000
Сборник нормативных актов по социальной защите граждан России – М., 2005 г
Сборник нормативных и инструктивных документов по вопросам деятельности ЦСО в г. Москве – М., 1998 г.
Сидоров В. Н. Деятельность социального работника: роли, функции, умения. – М., 2000. – 245 с.
Система муниципального управления./ Под ред. Зотова В.Б. СПб.: Питер, 2007. - 560 с.
Словарь–справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой – М., 2000. – 536 с.
Социальная политика: Толковый словарь / Общ. ред. Н.А. Волгин; Отв. ред. Б.В. Ракитский.—М.: Изд-во Рос. акад. гос. службы, 2002.—453с.
Социальная работа в муниципальном образовании. Под ред. доц. Григорьевой И.А., проф. Келасьева В.Н. СПб.: Изд-во С.-петерб. ун-та, 2002. - 99 с.
Социальная работа в муниципальном образовании. Сборник текстов. СПбГУ.,2001.
Социальная энциклопедия.—М.: Большая Рос. энцикл., 2000.—436с.
Теория социальной работы. Под ред. М.В. Ромма. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2004. – 122 с.
Технологии социального обслуживания населения: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Холостовой– М: Изд. дом "Магистр-Пресс", 2000. – С. 46 - 49. 35
«Третий сектор» – М., 2001 г., №6.
Фасеев И. О структуре органов местного самоуправления// газета Местное самоуправление 7 (94), 2006
Фирсов, М.В. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. вузов / М.В.Фирсов, Е.Г.Студенова.—М.: ВЛАДОС, 2001.—430с.
Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1996
Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов: Учеб.-метод. пособие. — М., 1996. – 352с.
Холостова Е.И., Н.Ф. Дементьева Социальная реабилитации: Учеб. пособие. – 3-е изд. - М., 2004. – 510с.
Холостова, Е.И. Социальная работа: учебное пособие для вузов / Е. И. Холостова.—М.: Изд.-торг. корпорация "Дашков и К", 2005.—668 с. 41
Шамхалов Ф.И. Основы теории государственного управления. Учебник для ВУЗов. М.: Экономика, 2003. 518 с.
Шарин В. Социальная защита населения: зарубежные модели. Социальное обеспечение" №2, 2006, с.11-14 42
Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х.. Методика работы с детьми группы риска. СПб., 2002
Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / [Нац. ассоциация социал. работников США; Гл. ред. А.Минахен]; Гл. науч. ред. рус. пер. Л.Э. Кунельский. М.С. Мацковский.—М.: Изд-во Центра общечеловеч. ценностей, 1993.—480с.
Энциклопедический социологический словарь /Общ. ред. Г.В. Осипова. - М.: Изд-во РАН, 1995. - 939с.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М., 2001.
Якимец В. Социальное партнерство в России: исследования, механизмы, опыт / Социальное партнерство. Российский опыт. Год 2000. СПб.: ЦРНО, Интерлэнт, 2001

Приложение
Приложение 1

Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Ваши ответы помогут нам объективно оценить качество выполняемых работ, повысить качество социальных услуг и оптимизировать работу с населением.

При ответе на вопросы Вам необходимо отметить любым знаком вариант ответа, который наиболее соответствует Вашему мнению.
Заранее благодарим Вас за участие в анкетировании!

Укажите свой пол

Укажите свой возраст

3. Укажите свое социальное положение:
пенсионер
инвалид
безработный
ваш вариант

4. Оцените уровень своих доходов.
Мы едва сводим концы с концами. Денег не хватает даже на продукты.
На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения.
Денег хватает на продукты и на одежду, но покупка вещей длительного пользования (телевизора, холодильника) вызывает затруднения.
Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования, но крупные дорогостоящие вещи (квартиру, дачу) для нас приобретать затруднительно.
Мы можем позволить себе достаточно дорогостоящие вещи (квартиру, дачу).
Затрудняюсь ответить (НЕ ЗАЧИТЫВАТЬ)

5. Находитесь ли вы на обслуживании в учреждении социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов?
Да
Нет (к вопросу 12)

Если да, то:
6. Сколько времени Вы находитесь на обслуживании в учреждении социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов?
Менее года
От 1 года до 3 лет
От 3 до 5 лет
Более 5 лет

7. Как Вы оцениваете качество предоставляемых Вам услуг?
хорошо
удовлетворительно
плохо
ваш вариант

8. Какие услуги наиболее значимы для Вас?




9. Что Вам хотелось бы изменить в предоставлении данных услуг?
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
10. Какие изменения произошли с вами после выхода на пенсию?
____________________________________________________________________________________________

11. Как часто Вы обращаетесь за медицинской помощь, к каким специалистам (за последний год)?
____________________________________________________________________________________________


12. Как часто вы пользуетесь услугами следующих учреждений и организаций?

часто иногда редко никогда КЦСО Отделение дневного прибывания Совет ветеранов Санатории, пансионаты поликлиника Группы по интересам Общественные организации

13. Как часто вы хотели бы пользоваться услугами следующих учреждений и организаций?

часто иногда редко никогда КЦСО Отделение дневного прибывания Совет ветеранов Санатории, пансионаты поликлиника Дом культуры Группы, клубы по интересам Общественные организации











2


Список литературы

1.Федеральный закон “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” от 15 ноября 1995 г.
2.Федеральный закон “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” 1995 г.
3.Федеральный Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации 2004 г. — 24 c.
4.Федеральный закон “Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” от 24. 06. 99
5.Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.95. № 154-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
6.Постановление Коллегии министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2002 г. № 8/1 «О состоянии системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на современном этапе».
7.Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. № 739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами».

8.Алимурзаев Г. Местное самоуправление: к концептуальному обоснованию главных задач в сфере экономики // Российский экономический журнал. 2006. 3.
9.Антология социальной работы. В 5 т. – Т.1. / Сост. М.В. Фирсов – М., 1995. – 840 с.
10.Василькова Ю.В., Василькова Т.А.. Социальная педагогика. М.,1999.
11.. Воронин А. Основные принципы формирования структуры управления муниципальным образованием.// Городское управление. 2006. 1.
12.Воронин А. Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. Учебное пособие. - М.: Дело, 2005
13.Голованов В.И. Управление и самоуправление в крупном городе: теория, опыт, организация. М., 1997.
14.Гуслякова Л. Г., Холостова Е. И. Основы теории социальной работы. – М., 1997. – 334с.
15.Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. — М., 1995. – 301с.
16.Доэл М., Шадлоу С., Практика социальной работы, М., “Ао Аспект Пресс”, 1995
17.Доэл М., Шадлоу С., Обучение практике социальной работы. М., “Ао Аспект Пресс”, 1995
18.Европейская хартия о местном самоуправлении. Страсбург.,1991
19.Ельмеев В.Я., Воронин А.Г. и др. Местное самоуправление: технологии социально-экономического роста. 2-е изд. СПб, Изд-во СПбГУ, 1999. 470 с.
20.Игнатов В.Г. Экономика муниципальных образований. М.: Март, 2005. 544 с.
21.Комплексные методики активизации социальной работы с семьей. Под. ред. Меновщикова В. Ю., М.,2001
22.Малых В. Н. Социальная работа: теоретические вопросы и профилактические аспекты. – М., 2000. – 411 с.
23.Мокрый В.С. Государственное и муниципальное управление: реализация реформ Учебное пособие. М.: Кнорус, 2007. 218 с.
24.Настольная книга специалиста: Социальная работа с инвалидами / Под ред. Е.И. Холостовой, А.И. Осадчих. — М., 1996. – 280с..
25.Осадчая, Г.И. Социология социальной сферы: учеб. пособие / Г.И.Осадчая. – М.: Союз, 1999. – 279 с.
26.Основы социальной работы / Отв. ред. П. Д. Павленок. – М., 2007. – 368 с.
27.Основы социального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова. М.: Высш. шк., 2003
28.Основы теории и практики социальной работы / Под ред. С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова – Барнаул; М., 1994. – 541 с.
29.Организация взаимодействия специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности/ А.М.Шнов и др. М., 2002. С. 5-15.
30.Пенкова-Люейер П., Рагозина Л. Социальная политика муниципальных образований: содержание, приоритеты, механизмы осуществления: Муниципальное управление, вып. 3.- М.: 2000
31.Пинская, Е. В. Социально-экономическое развитие муниципальных образований :Конституционно-правовой аспект : Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. юр. н. -Челябинск, 2006. -31 с.
32.Право социального обеспечения России: Учебник / Авт.: М.О. Буянова, К.Н. Гусов, Р.И. Иванова и др.; Под ред. К.Н. Гусова.—М.: Велби: Проспект, 2004.—488с.
33.Ромм М. В., Ромм Т. А. Теория социальной работы. – Новосибирск, 1999. – 415 с.
34.Савранская О.Л. Территориальное общественное самоуправление // В сб. "Местное самоуправление: проблемы и пути их решения" С.-Пб. 2006
35.Салустович П. Европейский социум в условиях перехода: гражданское общество и социальная работа. В сб.: Проблемы теоретической социологии. Вып. 3. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та.2000
36.Сборник нормативных актов по социальной защите граждан России – М., 2005 г
37.Сборник нормативных и инструктивных документов по вопросам деятельности ЦСО в г. Москве – М., 1998 г.
38.Сидоров В. Н. Деятельность социального работника: роли, функции, умения. – М., 2000. – 245 с.
39.Система муниципального управления./ Под ред. Зотова В.Б. СПб.: Питер, 2007. - 560 с.
40.Словарь–справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой – М., 2000. – 536 с.
41.Социальная политика: Толковый словарь / Общ. ред. Н.А. Волгин; Отв. ред. Б.В. Ракитский.—М.: Изд-во Рос. акад. гос. службы, 2002.—453с.
42.Социальная работа в муниципальном образовании. Под ред. доц. Григорьевой И.А., проф. Келасьева В.Н. СПб.: Изд-во С.-петерб. ун-та, 2002. - 99 с.
43.Социальная работа в муниципальном образовании. Сборник текстов. СПбГУ.,2001.
44.Социальная энциклопедия.—М.: Большая Рос. энцикл., 2000.—436с.
45.Теория социальной работы. Под ред. М.В. Ромма. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2004. – 122 с.
46.Технологии социального обслуживания населения: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Холостовой– М: Изд. дом "Магистр-Пресс", 2000. – С. 46 - 49. 35
47.«Третий сектор» – М., 2001 г., №6.
48.Фасеев И. О структуре органов местного самоуправления// газета Местное самоуправление 7 (94), 2006
49.Фирсов, М.В. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. вузов / М.В.Фирсов, Е.Г.Студенова.—М.: ВЛАДОС, 2001.—430с.
50.Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1996
51.Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов: Учеб.-метод. пособие. — М., 1996. – 352с.
52.Холостова Е.И., Н.Ф. Дементьева Социальная реабилитации: Учеб. пособие. – 3-е изд. - М., 2004. – 510с.
53.Холостова, Е.И. Социальная работа: учебное пособие для вузов / Е. И. Холостова.—М.: Изд.-торг. корпорация "Дашков и К", 2005.—668 с. 41
54.Шамхалов Ф.И. Основы теории государственного управления. Учебник для ВУЗов. М.: Экономика, 2003. 518 с.
55.Шарин В. Социальная защита населения: зарубежные модели. Социальное обеспечение" №2, 2006, с.11-14 42
56.Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х.. Методика работы с детьми группы риска. СПб., 2002
57.Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / [Нац. ассоциация социал. работников США; Гл. ред. А.Минахен]; Гл. науч. ред. рус. пер. Л.Э. Кунельский. М.С. Мацковский.—М.: Изд-во Центра общечеловеч. ценностей, 1993.—480с.
58.Энциклопедический социологический словарь /Общ. ред. Г.В. Осипова. - М.: Изд-во РАН, 1995. - 939с.
59.Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М., 2001.
60.Якимец В. Социальное партнерство в России: исследования, механизмы, опыт / Социальное партнерство. Российский опыт. Год 2000. СПб.: ЦРНО, Интерлэнт, 2001

Вопрос-ответ:

Какие основы социальной защиты населения есть в системе социальной защиты на муниципальном уровне?

Основами социальной защиты населения на муниципальном уровне являются различные социальные программы и меры поддержки, предоставляемые местными органами власти. В Мосальском районе Калужской области, например, реализуются программы по предоставлению жилья, социальным услугам, материальной поддержке малоимущих семей и другие.

Как государство осуществляет политику в области социальной защиты населения?

Государство осуществляет политику в области социальной защиты населения путем создания и реализации различных законов, программ и мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан. Например, в Мосальском районе Калужской области действуют социальные программы и меры, которые финансируются из местного и областного бюджетов.

Какие модели социальной защиты используются на муниципальном уровне?

На муниципальном уровне могут использоваться различные модели социальной защиты, включая модель обеспечения социальных услуг через государственные учреждения или модель сотрудничества государства с негосударственными организациями. В Мосальском районе Калужской области, например, существуют как государственные учреждения, предоставляющие социальные услуги, так и некоммерческие организации, с которыми власти сотрудничают для решения социальных проблем.

Какие особенности социальной защиты в муниципальном образовании Мосальского района Калужской области?

Особенности социальной защиты в Мосальском районе Калужской области включают наличие местных социальных программ и мер поддержки населения, а также сотрудничество государства с негосударственными организациями для решения социальных проблем. Кроме того, система социальной защиты в районе финансируется из местного и областного бюджетов.

Какие основы социальной защиты населения рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются основы социальной защиты населения, включающие в себя политику государства в области защиты населения и модели социальной защиты.

Какая задача является основной в системе социальной защиты населения?

Основная задача системы социальной защиты населения - это предоставление помощи и поддержки людям в различных сферах и обеспечение их основных потребностей.

Какие варианты решения социальной защиты населения описываются в статье?

В статье описываются различные варианты решения социальной защиты населения, такие как политика государства в области защиты населения и различные модели социальной защиты.

Какие особенности социальной защиты обсуждаются в статье?

В статье обсуждаются особенности социальной защиты в муниципальном образовании, а именно в Мосальском районе Калужской области.

Для чего предназначена политика государства в области защиты населения?

Политика государства в области защиты населения предназначена для обеспечения социальной защиты населения и улучшения их жизненного уровня, а также для предоставления различных социальных услуг и льгот.

Какая основная задача системы социальной защиты населения в муниципальных образованиях?

Основной задачей системы социальной защиты населения в муниципальных образованиях является обеспечение социальной защиты и поддержки населения, включая предоставление социальных услуг и выплату социальных пособий.