Сравнение психики человека и животного

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 18 18 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 24.06.2009
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
План
Введение
1.Понятие психики
2. Развитие психики животных
2.Сравнение психики животных и человека
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща.
Только человек создает орудие по продуманным планом, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Она живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим.
3. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.
Трудность его решения состоит в том, что первичные эмоции, имеющиеся у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У высших животных – антропоидов – и человека имеется много общего и во внешних способах ворожения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.
Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.
4. Условия развития психики животных и человека является четвертой отличием. Развитие психики в животном мире по биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями.
5. Память животных по сравнению с человеком ограничена. Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они предают лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Остальной благоприобретенный опыт при уходе животного из жизни оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений.
Иначе обстоит дело у человека. Его память практически безгранична.
Он может запоминать, хранить и воспроизводить теоретически бесконечно количество информации благодаря тому, что ему самому нет необходимости всю эту информацию постоянно помнить и держать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации. Они могут не только записывать и хранить ее, но также передавать из поколения в поколение через предметы материальной и духовной культуры, обучение пользованию соответствующими знаковыми системами и средствами.
И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек.
С момента рождения ребенок овладевает способами выживания и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных.
Развитие психики, как и всякого другого явления в природе и обществе, имеет поступательный характер и состоит в закономерных переходах от низших, простых форм к высшим, более сложным и совершенным.
Развитие психики можно рассматривать онтогенетически, как совершающееся в течение жизни отдельного индивидуума, и филогенетически, как развитие, совершающееся в процессе смены различных видов животных, начиная от самых простейших и кончая человеком.
Нельзя рассматривать развитие психики как самодовлеющее, подчиненное внутренним закономерностям самих психических явлений.
Психика всегда проявляется в деятельности, обусловлена образом жизни животных и человека в конкретных условиях окружающей среды.
Развитие психики в мире животных подчинено законам биологии, оно совершается на основе изменчивости видов, наследственности и естественного отбора. Психика животных развивается в связи с вызываемыми внешними условиями изменениями их образа жизни и поведения, в процессе естественного приспособления к условиям среды, необходимого для удовлетворения их потребностей. В процессе этого приспособления развивается их нервная организация, а вместе с ней и поведение, принимая различные новые формы и постепенно достигая все более высоких степеней совершенства.
У человека психическая деятельность приобрела новые черты, отличающие ее от психики животных. В своем развитии психика человека подчиняется законам общественной жизни, она связана с развитием труда, различных форм производства и производственных отношений. У человека психика развилась исторически вместе с развитием всего человеческого общества. Высшая ступень развития психики, которой она достигает у человека, называется сознанием.
Есть также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о принципиальных различиях между человеком и животными представляется однозначно и определенно нерешаемым, т.е. спорным. Это – потребности в общении (контактах с себе подобными и другими живыми существами), альтруизме, доминировании (мотив власти), агрессивности. Их элементарные признаки можно наблюдать у животных, и окончательно до сих пор не известно, предаются они человеку по наследству или приобретаются им в результате социализма.
Исследование закономерностей развития сознания в процессе индивидуальной жизни человека составляет специальную и важную задачу детской и педагогической психологии. Без знания этих закономерностей нельзя правильно решить многие вопросы обучения и воспитания.
Однако нельзя ограничиться изучением развития психики только в процессе индивидуальной жизни. Большое значение для правильного понимания предмета психологии имеет исследование закономерностей развития психики в процессе филогенеза. У человека мы находим многообразные, сложные и совершенные виды психической деятельности. Для полного их понимания важно знать, как возникла психика в животном мире, как постепенно она совершенствовалась и как превратилась, наконец, в сознание человека.
Психика есть свойство мозга. Человек отражает в своем сознании внешнюю действительность только с помощью мозга, только потому, что у него имеется высокоразвитая нервная система, обеспечивающая необходимые для этого сложнейшие физиологические процессы.
Для правильного понимания нервно-физиологических основ психики существенное значение имеет вопрос о взаимодействии организма и среды. Жизнедеятельность любого организма немыслима без его постоянного взаимодействия с окружающей средой. Однако это взаимодействие нельзя понимать упрощенно, как простые ответные действия организма на исходящие из внешней среды раздражения, всецело определяемые характером и силой раздражителей. По учению И. П. Павлова, живой организм является очень сложной системой. Обладая определенным специфичным для него строением и присущими этому строению внутренними формами жизнедеятельности, организм активно взаимодействует со средой: ответные реакции организма на внешние раздражения обусловлены не только этими раздражителями, но и особенностями жизнедеятельности самого организма.
Это утверждение И. П. Павлова полностью согласуется с положением, высказанным в свое время еще Ф. Энгельсом: «Только органическое тело реагирует самостоятельно — разумеется, в пределах его возможностей (сон) и при предпосылке притока пищи,— но эта притекающая пища действует лишь после того, как она ассимилирована, а не непосредственным образом, как на низших ступенях, так что здесь органическое тело обладает самостоятельной силой реагирования, новая реакция должна быть опосредована им».
Связь организма с окружающей его внешней средой осуществляется при помощи нервной системы. В своих отношениях со средой организм выступает не как сумма разобщенных клеток, а как единое целое. В жизнедеятельности организма нервная система осуществляет двойную функцию: объединяет работу различных частей организма и вместе с тем обеспечивает связь всего организма со средой.
Заключение
В нашей работе мы, как можно полнее старались осветить проблему сравнение психики человека и животного, хотя в рамках данной работы, наверное, невозможно охватить все концепции и подходы к исследованию этой темы.
Все поставленные задачи исследования выполнены.
Исходя из проделанной работы, мы делаем выводы, что человек, в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных.
В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет в то и другое.
Итак, природа создаёт все живые организмы с признаками, которые в большой массе этих организмов заведомо имеются в самом разнообразном качественном и количественном выражении. Среди самых разнообразных живых организмов природа отбирает наиболее совершенные и наиболее приспособленные к окружающей среде особи. Таким образом, упорядоченное разнообразие всех живых организмов задумано природой и оно является залогом развития жизни от простого к сложному .
Список литературы
Общая психология/ Под редакцией Маклакова. -СПб.: Питер,2001
Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х т.Кн. I: Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Владос 1998.
Лурия А. Р. Эволюционное введение в психологию. - М.: МГУ, 1995.
Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.: Мир, 1992.
Петухов В. В., Столин В. В. Психология. Метод. указ. М.: Изд-во МГУ, 1999.
Психологический словарь./ Под общ. ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. - . М., 1990.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.
“Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии” под редакцией Н.Н. Мешковой, Е.Ю. Федорович М 1998 г.,


Общая психология/ Под редакцией Маклакова. -СПб.: Питер,2001

Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х т.Кн. I: Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Владос 1998.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.

“Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии” под редакцией Н.Н. Мешковой, Е.Ю. Федорович М 1998 г.,



Лурия А. Р. Эволюционное введение в психологию. - М.: МГУ, 1995.

Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.: Мир, 1992.

Психологический словарь./ Под общ. ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. - . М., 1990.


Петухов В. В., Столин В. В. Психология. Метод. указ. М.: Изд-во МГУ, 1999.

Петухов В. В., Столин В. В. Психология. Метод. указ. М.: Изд-во МГУ, 1999.- 45 с.

Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х т.Кн. I: Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Владос 1998.










17


24

Список литературы
1.Общая психология/ Под редакцией Маклакова. -СПб.: Питер,2001
2. Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х т.Кн. I: Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Владос 1998.
3.Лурия А. Р. Эволюционное введение в психологию. - М.: МГУ, 1995.
4.Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.: Мир, 1992.
5.Петухов В. В., Столин В. В. Психология. Метод. указ. М.: Изд-во МГУ, 1999.
6. Психологический словарь./ Под общ. ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. - . М., 1990.
7.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.
8.“Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии” под редакцией Н.Н. Мешковой, Е.Ю. Федорович М 1998 г.,

Вопрос-ответ:

Что такое психика?

Психика - это сложная система психологических процессов, которые позволяют человеку воспринимать, обрабатывать и интерпретировать информацию из внешнего и внутреннего мира.

Как развивается психика животных?

Психика животных развивается в процессе накопления опыта, общения с другими представителями своего вида и воздействия окружающей среды.

В чем отличие психики животных и человека?

Одно из отличий психики животных и человека заключается в том, что только человек способен создавать и использовать ручные инструменты, а также передавать опыт использования орудий труда.

Какие способности человека выделяют его среди животных?

Среди особенностей психики человека можно выделить способность к абстрактному мышлению, метасознанию, а также к планированию и прогнозированию действий.

Могут ли животные действовать сообща?

Наблюдая за действиями других животных, они могут нести взаимную пользу и совместно реализовывать определенные цели, однако, в отличие от человека, они не способны планировать и обсуждать свои действия.

Что такое психика?

Психика - это совокупность психологических процессов и состояний, связанных с восприятием, мышлением, эмоциями и поведением.

Как развивается психика у животных?

Развитие психики у животных происходит постепенно. Они учатся реагировать на внешние стимулы и приспосабливаться к окружающей среде.

В чем отличие психики животных и человека?

Одним из главных отличий является способность человека к абстрактному мышлению и использованию орудий труда. Также люди способны передавать опыт друг другу и обучаться на основе этого опыта.