Медико-социальная работа в амбулаторно-поликлиническом учреждении.
Заказать уникальную дипломную работу- 80 80 страниц
- 50 + 50 источников
- Добавлена 01.01.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СТРУКТУРА АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ГЛАВА 2.СОДЕРЖАНИЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПОЛИКЛИНИКЕ
ГЛАВА3. РОЛЬ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В своем мнении о мероприятиях по улучшению медико-социальной работы с пациентами в амбулаторно-поликлинических условиях пациенты предложили следующие:
участие в разработке комплексных программ профилактики заболеваемости и смертности;
участие в проведении медико-социальной экспертизы;
определение потребности больных и инвалидов в различных видах социальной защиты;
содействие больным и инвалидам в реализации его прав, представление интересов в органах власти;
участие в определении дееспособности, возможной опеке и попечительстве;
содействие в обеспечении родительских функций;
содействие в получении пенсий, пособий и выплат;
содействие в получении материальной помощи;
содействие в решении жилищных проблем;
размещение клиента в стационарные учреждения социального обслуживания;
социально-правовое консультирование и др.
содействие в организации лечения и медицинского контроля;
психотерапия и психокоррекция;
семейное консультирование;
разработка индивидуальной программы реабилитации больных и инвалидов;
проведение мер медицинской реабилитации больных и инвалидов – восстановительного и санаторно-курортного лечения, клинико-функционального контроля;
проведение мер социальной реабилитации больных и инвалидов – создание безбарьерной среды жизнедеятельности, социальная помощь и социальные услуги, обеспечение средствами передвижения и вспомогательными техническими средствами, обустройство сегрегационных систем жизнедеятельности больных и инвалидов;
проведение мер профессиональной реабилитации – профессиональная подготовка и профессиональное образование, содействие в изменении режима и характера труда, трудоустройстве, переквалификации;
содействие в создании реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры и др.
Подводя итог проведенным нами исследованиям можно отметить актуальность решения медико-социальных проблем пациентов с социально-значимыми заболеваниями в амбулаторно-поликлиническом учреждении с привлечением к данной деятельности специалиста социальной работы.
На основе анализа результатов проведенного нами исследования, мы определили, что большинство пациентов испытывают не только медицинские, но и огромное количество социальных проблем, решение которых не входит в компетенцию врача и его ассистента. Основная нагрузка по разрешению данных проблем может быть возложена на специалиста социальной работы.
Деятельность специалиста социальной работы с пациентами должна строиться с учетом принципов и направлений деятельности медико-социальной работы.
Для того чтобы начать детально описывать практическую деятельность специалиста социальной работы с пациентами, необходимо раскрыть понятие медико-социальная работа.
По мнению А. В Мартыненко «медико-социальная работа – это новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья населения».
Целью медико-социальной работы является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также лиц с социальным неблагополучием.
Таким образом, медико-социальную работу следует рассматривать с одной стороны, как деятельность, направленную на охрану и поддержку физического, психического и социального здоровья, а с другой стороны деятельность, направленную на достижение «социального благополучия» и значительного улучшения качества жизни с социальным неблагополучием. Конкретная структура медико-социальной работы в каждом конкретном случае определяется индивидуальным профилем патологии или проблемной жизненной ситуацией, в которой оказался клиент.
Объектом медико-социальной работы являются различные контингенты лиц, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, которые взаимно потенцируют друг друга и решение которых затруднено в рамках односторонних профессиональных мероприятий [25].
Опираясь на базовую модель А. В. Мартыненко в качестве объектов медико-социальной работы, мы можем выделить лиц с социально значимыми офтальмологическими заболеваниями, наблюдающихся у врача - окулиста.
Важнейшим документом, регламентирующим медико-социальную работу, а так же деятельность специалиста социальной работы в учреждениях здравоохранения, является Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (№ 5487 -1 от 22.07.1993 года). В разделе 4 «Права граждан в области здравоохранения» (статья 20) оговорено право граждан на медико-социальную помощь. Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях системы здравоохранения, социальной защиты, педагогических и других. Медико-социальная помощь предусматривает профилактическую, лечебно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплаты пособий по временной нетрудоспособности [2].
Правовой основой медико-социальной работы являются также законы:
ФЗ «О государственной социальной помощи от 17.07.1999 года № 178-ФЗ. [47]
ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации» [48].
ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [49].
ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав гражданам при ее оказании» [50].
Таким образом, мы предполагаем, что пациенты амбулаторно-поликлинического учреждения будут иметь высокий уровень информированности о своем заболевании, об особенностях образа жизни при имеющемся заболевании, о необходимости посещения диспансерных осмотров и прочих мероприятиях; благодаря совместной квалифицированной деятельности специалиста социальной работы и других специалистов будут решены многие медико-социальные проблемы клиентов.
Опираясь на базовую модель медико-социальной работы, пациентов с социально-значимыми офтальмологическими заболеваниями следует разделить на несколько групп: лица трудоспособного возраста и лица пенсионного возраста, а так же их членов семьи родственников.
Медико-социальная работа профилактической направленности с лицами трудоспособного возраста заключается в следующих мероприятиях:
Формирование установок на ведение активного образа жизни;
Формирование навыков здорового образа жизни согласно имеющемуся;
Содействие в предоставлении пациенту в доступной для него форме информации о;
Содействие в проведении реабилитационных мероприятий, направленных на предупреждение инвалидизации в результате имеющегося заболевания:
формирование групп повышенного риска при данном заболевании,
содействие в организации и проведении диспансерных осмотров, необходимых для предупреждения дальнейшего усугубления миопии высокой степени и глаукомы;
содействие в постановке на диспансерный учет для дальнейшего тщательного наблюдения за прогрессированием болезни.
Содействие в реализации прав пациента в области здравоохранения;
Социально-правовое консультирование по вопросам:
прав клиента в области охраны здоровья граждан;
трудового законодательства.
7. Проведение консультирования:
по вопросам координат медицинских консультативных центров, НИИ и других ЛПУ предоставляющих медико-социальную помощь больным с социально-значимыми заболеваниями;
по вопросам содействия в приобретении средств коррекции слуха, зрения опорно-двигательной системы с помощью общественных организаций;
по вопросам содействия слабовидящим (миопия) в трудоустройстве с помощью общественных организаций;
по вопросам образа жизни при имеющемся заболевании;
по вопросам необходимости диспансерных осмотров;
по вопросам особенностей труда при данном заболевании;
8. Направление на юридическую консультацию при наличии в этом необходимости.
9. Содействие в проведении психологического консультирования.
Врачи часто недооценивают значение работы социальных работников в медицинских учреждениях и активно ее не принимают. Проявляется взаимное непонимание врачей и психологов. Безусловно, ни один врач не станет отрицать существование психики, а многие признают ее существенное влияние на соматические процессы. Сказывается недостаточная подготовка врачей в области социальной работы.
Несмотря на отмеченные трудности, в последние годы в России активно развивается медико-социальная работа в системе здравоохранения. Социальные работники в медицине должны работать во всех клинических и лечебно-профилактических направлениях.
Приоритетными сферами работы социальных работников должны были признаны:
1) работа в области охраны материнства и детства;
2) социальная работа в области экстремальной медицины (помощь людям, попавшим в стихийные бедствия, различные катастрофы);
3) службы, связанные с оказанием медицинской помощи в детских, геронтологических и других отделениях больниц;
4) работа социальных работников в онкологических, психоневрологических диспансерах.
Для развития социальной службы в системе здравоохранения необходимы квалифицированные кадры социальных работников. Их подготовка в течение многих лет проводилась только на факультетах и Московского и Санкт-Петербургского ВУЗов. В последние годы в ряде других университетов страны, в некоторых вузах также началась подготовка социальных работников.
Социальные работники могут работать в больницах, в центрах здоровья, в санаторно-курортных учреждениях, могут навещать людей на дому. Социальные работники работают обычно в команде, например, с психологами, врачами и другими специалистами по здоровью. Большинство работают в системе здравоохранения.
Социальные работники работают также со здоровыми людьми. Их работа направлена на то, чтобы предотвратить возникновение болезней, помочь людям улучшить психическое состояние. Социальные работники могут работать в центрах психического здоровья или в консультационных кабинетах. Трудность такой работы в том, что у населения нет навыков обращения за профессиональной медико-социальной помощью.
Медико-социальная работа патогенетической направленности с лицами трудоспособного возраста имеет много общего и заключается в следующих мероприятиях:
Социальная диагностика: комплексная оценка социального статуса клиента с целью выявления у него медико-социальных проблем;
Определение потребностей пациента в различных видах социальной защиты;
Содействие в определении оснований для признания лица инвалидом и при наличии таковых содействие в организации медико-социальной экспертизы;
Содействие в получении материальной компенсации за проведенную специализированную медицинскую помощь (оперативное лечение, связанное с устранением осложнений миопии высокой степени, замены мутного хрусталика при катаракте, оперативного лечения глаукомы);
Представление интересов клиента в амбулаторно-поликлиническом учреждении;
Предоставление интересов клиента по месту работы при наличии необходимости;
Содействие в разрешении конфликтной ситуации клиента на работе, связанной с временной нетрудоспособностью, незаконным увольнением, причиной которого является его заболевание;
Содействие в получении \предоставлении технических средств реабилитации (аудио книга, говорящий тонометр), необходимых для больных и инвалидов;
Направление на психологическую консультацию, психокоррекцию и психотерапию при наличии;
Оказание помощи в трудоустройстве: направление в центр занятости населения при потере места работы;
Содействие в профориентировании, профконсультировании, профобучении и переквалификации;
Содействие в приобретении дорогостоящих лекарственных препаратов.
Медико-социальная работа профилактической направленности пациентами пенсионного возраста предоставляет огромное поле деятельности для социального работника. Имея знания и опыт, соответствующие душевные качества, они в значительной мере могут содействовать улучшению образа жизни пожилых людей, обеспечению их независимости, достоинства, помочь им занять подобающее место в обществе.
Место деятельности социального работника в связи с указанными обстоятельствами как бы перемещается, оно динамично. Вместе с тем, по мере внедрения в систему социальной защиты работников данной категории расширяются их функции. Деятельность социальных работников распространяется на все категории инвалидов и пожилых людей, находящихся и в населении (в том числе и в семьях), и в домах-интернатах. При этом особенно вырисовывается специфика деятельности социальных работников. В одних случаях она носит характер организации помощи различных служб (медицинской помощи, юридических консультаций и т.д.), в других она приобретает морально-психологический аспект, в третьих - характер коррекционно-педагогической деятельности и т.д.
Анализируя выше перечисленные мероприятия, необходимо отметить что:
- медико-социальная работа профилактического характера с лица трудоспособного возраста должна включать в себя мероприятия по формированию навыков здорового образа жизни, а также активного образа жизни при имеющемся заболевании; содействие в повышения уровня информированности о заболевании, прогнозах течения и т.п.; формирование групп факторов риска; содействие в предоставлении консультативной и юридической помощи; содействие в реализации прав пациента в области здравоохранения и прочие мероприятия.
- медико-социальная работа патогенетического характера с лицами трудоспособного возраста включает в себя обязательную социальную диагностику проблем клиента, содействие в предоставлении клиенту психологической помощи, помощи в трудоустройстве.
В проведении медико-социальной работы с лицами пенсионного возраста являющимися инвалидами преобладает патогенетический характер. Данный вид деятельности должен включать в себя следующие мероприятия:
- содействие в организации и предоставлении инвалиду медико-социальной экспертизы для очередного переосвидетельствования группы инвалидности, санаторно-курортного лечения; получения квот и материальной компенсации за специализированную медицинскую помощь. Содействие в приобретении/предоставлении технических средств реабилитации, необходимых для компенсации остаточного зрения и/ или ориентации в пространстве; организация психологической помощи, а также предоставления услуг социального работника со средним образованием для компенсации нарушений жизнедеятельности.
Вывод. Медико-социальная работа как важнейший раздел деятельности в области обслуживания пожилых людей и инвалидов в последние годы приобретает все большую актуальность. Социальная работа (в широком смысле этого слова) с такими категориями лиц, как инвалиды и пожилые люди, проводилась систематически в органах и учреждениях социального обеспечения (социальной защиты). В числе осуществляющих эту деятельность были работники домов-интернатов, Центров социального обслуживания, муниципальных и территориальных органов управления. Социальным работникам со времени введения этих должностей отводится специфическая роль, которая определяется и типом учреждения, и характером оказываемых услуг, и целями (задачами), и ожидаемыми результатами.
Деятельность специалиста социальной работы будет способствовать разрешению большинства медико-социальных проблем пациентов амбулаторно-поликлинических учреждений.
Заключение
Социальная работа позволяет решать широкий круг задач социальной защиты населения. Их число и разнообразие настолько велико, что порой заслоняет основную, конечную цель социальной работы. А конечной целью является охрана здоровья и жизни обслуживаемых лиц. От того не случайно, а вполне естественно, что среди разновидностей социальной работы предусмотрены медицинские услуги. Причем речь идет не о лечебных манипуляциях и оперативных вмешательствах, речь идет о координационной работе, позволяющей охватить необеспеченных и оказавшихся в трудной жизненной ситуации лиц услугами, которые так или иначе связаны с защитой их здоровья, то есть речь идет о социально-медицинских услугах населению. Эта форма социальной работы предусматривает посредничество между учреждениями здравоохранения и населением.
Здравоохранением России накоплен большой исторический опыт разработки теоретических основ и практической реализации принципов организации различных видов медицинской, в том числе первичной медико-санитарной помощи населению, берущий свое начало в земской медицине. Такие важные принципы организации здравоохранения, как государственный характер, всеобщность, доступность и бесплатность основных видов медицинской помощи, профилактическая направленность и другие, не потеряли своего значения и до настоящего времени.
В ходе работы над исследованием медико-социальной работы в амбулаторно-поликлиническом учреждении были поставлены цели исследования: 1) Изучить отношение социальных работников к необходимости внедрения медико-социальной работы в поликлинику. 2) Изучить мнение пациентов о потребности в медико-социальной помощи в амбулаторно-поликлиническом учреждении.
Задача исследования предполагала изучить медико-социальные проблемы в ходе работы в амбулаторно-поликлинических условиях.
Для обследования персонала были приглашены 20 социальных работников из числа работающих в амбулаторно-поликлинических условиях. В исследовании приняли участие 20 женщин в возрасте с 26 до 52 лет.
Для обследования пациентов были приглашены 50 человек, с которыми проводилась медико-социальная работа в амбулаторно-поликлинических условиях. В исследовании приняли участие 25 женщин и 25 мужчин, в возрасте с 21 до 70 лет.
По результатам изучения медико-социальной работы в амбулаторно-поликлиническом учреждении были сделаны следующие выводы:
1) Амбулаторно-поликлиническая помощь является самым массовым видом медицинской помощи. Основными принципами амбулаторно-поликлинической помощи являются доступность, профилактическая направленность, преемственность и этапность диагностических, лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий.
2) Содержание медико-социальной помощи включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Данные научной литературы предоставляют достаточно полный перечень медико-социальных проблем и сложных жизненных ситуаций, в решении которых необходимо участие квалифицированных специалистов социальной работы для участия в оказании эффективной медико-социальной помощи населению.
3) Практическое изучение роли специалиста социальной работы в амбулаторно-поликлиническом учреждении показало, что медико-социальная работа имеет много общего по своей сути с медицинской помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение сфер ответственности.
Медико-социальная работа в амбулаторно-поликлиническом учреждении необходима, востребована и все 100% опрошенных респондентов ответили положительно.
Анализ распределения мнения о необходимости ввода консультаций специалиста компетентного, в вопросах медико-социальной работы с пациентами в амбулаторно-поликлинических условиях показал, что 65% пациентов считают необходимыми консультации данного специалиста, также 65% пациентов, проходя лечение в амбулаторно-поликлинических условиях, нуждаются в помощи специалиста социальной работы.
4) Медико-социальная работа как важнейший раздел деятельности в области обслуживания пожилых людей и инвалидов в последние годы приобретает все большую актуальность. Социальная работа (в широком смысле этого слова) с такими категориями лиц, как инвалиды и пожилые люди, проводилась систематически в органах и учреждениях социального обеспечения (социальной защиты). В числе осуществляющих эту деятельность были работники домов-интернатов, Центров социального обслуживания, муниципальных и территориальных органов управления. Социальным работникам со времени введения этих должностей отводится специфическая роль, которая определяется и типом учреждения, и характером оказываемых услуг, и целями (задачами), и ожидаемыми результатами.
5) Деятельность специалиста социальной работы будет способствовать разрешению большинства медико-социальных проблем пациентов амбулаторно-поликлинических учреждений. Следовательно гипотеза исследования, предполагающая доказать, что на сегодняшний день работа медико-социальная работа в амбулаторно-поликлиническом учреждении является актуальной и востребованной – доказана.
Исследование позволило изучить актуальные и перспективные задачи развития медико-социальной работы в системе здравоохранения:
1. Развитие амбулаторно-поликлинической медико-социальной помощи. Для этого создаются медико-социальные кабинеты в поликлиниках общего профиля, психоневрологических и наркологических диспансерах, консультативно-диагностические центры медицинской психологии.
Целью медико-социальной работы является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также лиц с социальным неблагополучием.
Основными целями деятельности специалиста социальной работы являются:
проведение консультативной и санитарно-просветительной работы с клиентами офтальмологической поликлинике;
содействие разрешению медико-социальных проблем клиентов.
Основными задачами деятельности специалиста социальной работы являются:
создание заинтересованности клиентов в поддержании своего здоровья;
обучение клиентов сохранять активный образ жизни;
организация проведения санитарно-просветительской работы среди клиентов;
привитие навыков к самопомощи в решении медико-социальных проблем;
создание групп самопомощи и взаимопомощи.
Основными направлениями будущей деятельности специалиста социальной работы будут являться:
формирование адекватного восприятия клиентами своего заболевания;
реализация мероприятий, способствующих сохранению долголетней жизненной активности клиентов;
выработка навыков для самостоятельного решения клиентами возникающих у них медико-социальных проблем.
2. Создание детской и подростковой медико-социальной службы. Социальные работники участвуют в диспансеризации детей дошкольного и школьного возраста для своевременного выявления и коррекции задержек и искажений психического развития. С этой целью создаются медико-социальные кабинеты в детских поликлиниках, больницах, санаториях, детские и подростковые медико-психологические консультативные центры. Задачи их деятельности – раннее выявление и коррекция аномалий психического развития, консультативная помощь по воспитанию детей и подростков с отклонениями в развитии; выявление и психологическая коррекция психосоматической и соматопсихической патологии, оказание медико-социальной помощи семьям с больными детьми и инвалидами.
3. Создание службы медико-социальной реабилитации больных с соматической, неврологической и нервно-психической патологией. Социальные работники в штате соматических, неврологических, психиатрических и наркологических больниц призваны решать задачи медико-психологической реабилитации и медико-социальной экспертизы
4. Создание службы экстренной медико-социальной помощи. На базе центров экстренной медицинской помощи организуются бригады экстренной медико-социальной помощи, которые оказывают совместно с органами здравоохранения – по оказанию экстренной медицинской помощи, осуществлению диагностики в туберкулезном, кожно-венерологическом диспансерных отделениях, осуществлению амбулаторного и стационарного лечения в медицинских учреждениях района.
Список литературных источников
Нормативно-правовая база:
Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. № 1202-р.
Концепция государственной социальной службы помощи населению: семье и личности. Под ред. Л. С. Ржаницыной. М., 1992. – 246 с.
Концепция развития медико-социальной помощи населению в Российской Федерации. Авт. коллектив: О. П. Щепин, И. П. Каткова, Л. П. Чичерин и др. М., 1992. – 143 с.
О внесение изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 1 февраля 2005г. № 46-ПП.
Приказ МЗ РФ от 20.11.2002 № 350 «О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации».
Постановление правительства Москвы. № 1038-ПП, от 28 декабря 2005 года.
Постановление правительства РФ «Об утверждении перечня социально-значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих». От 1 декабря 2004 г.
Научная, учебная и методическая литература.
Альперович В.Д. и др. Справочник социального работника. Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 336 с.
Багненко С.Ф., Мирошниченко А.Г., Архиров В.В. Основные проблемы организации экстренной медицинской помощи на современном этапе // Скорая медицинская помощь,2010. – 8-10 с. №3.
Генш Н.А. Справочник по реабилитации. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 348 с.
Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы: учебное пособие. - М., 1997. – 438 с.
Гусов К.Н. Право социального обеспечения. М.: ИНФРА-М, 2005. – 406 с.
Данакин Н. С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы. - М., 1995. - № 1.
Евдокимов В.И., Есауленко И.Э., Губина О.И. Качество жизни: оценка и системный анализ. Воронеж: Истоки, 2007. – 242 с.
Источник: Российский статистический ежегодник. 2004. М.: 2004. с. 279-292
Кича Д. И., Гринина О. В. Развитие первичной медико-социальной помощи в России: Материалы 2-й научно-практической конференции 30-31 мая 1995 г. М., 1995. – 114 с.
Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право) – М.: ИНФРА-М, 2005. – 412 с.
Казаковец Б.А. Развитие служб психического здоровья. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 672 с.
Козлов А.А. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. М.: Международный проект, 2004. – 356 с.
Кравченко А.И. Социальная работа. М.: Проспект, 2008. – 416 с.
Концепция развития медико-социальной помощи населению в Российской Федерации. Авт. коллектив: О. П. Щепин, И. П. Каткова, Л. П. Чичерин и др. М., 1992. – 322 с.
Лебединская О. И., Кошовская Т. В. Роль и место социальных работников в учреждениях здравоохранения. Социальная работа в учреждениях здравоохранения. - М., 1992. – 232 с.
Лисицын Ю. П. О стратегии, тактике и концепции здравоохранения // Бюллетень НИИ СГЭ и УЗ им. Н. А. Семашко. - М., 1993. - Вып. 3.
Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 520 с.
Мартыненко А. В. Теория медико-социальной работы. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 160 с.
Мартыненко А. В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование. - М.: Наука, 1999. – 344 с.
Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть 1. Общественное здоровье. М.: Медицина, 2003. – 368 с.
Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть 2. Организация медицинской помощи. М.: Медицина, 2003. – 456 с.
Общественное здоровье и здравоохранение. Под редакцией Миняева В.А., Вишнякова Н.И. М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 528 с.
Организация работы медицинских сестер амбулаторно-поликлинической службы. Под редакцией Т.В.Рябчиковой. М.: Медицина, 2007. – 192 с.
Охрана психического здоровья. Под редакцией Бойко О.В. М.: Академия, 2004. – 268 с.
Овчаров В. К. Современные социально-экономические условия и здоровье населения // Вестник РАМН. - М., 1997. - № 1.
Овчаров В. К., Щепин В. О. Необходимость структурных перемен и их медико-экономические тенденции в здравоохранении / Здравоохранение XXI века: лидеры и горизонты управления // Проблемы социальной гигиены и история медицины. -М., 1996. - № 4.
Организация и оценка качества лечебно-профилактической помощи населению. Под редакцией В.З. Кучеренко. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 560 с.
Основы социальной работы. Ответственный редактор Павленок П.Д. М.: ИНФРА-М, 2006. – 560 с.
Основы социально-психологических исследований. Под редакцией Бодалева А.А., Деркача А.А., Лаптева Л.Г. М.: Гардарики, 2007. – 334 с.
Прохоров Б.Б. Условия жизни населения и общественное здоровье // Проблемы прогнозирования, 2003. – №5. – С. 127-139.
Социальная работа. Под общей редакцией Курбатова В.И. Ростов на Дону: Феникс, 2003. – 480 с.
Социальная политика. Под общей редакцией Волгина Н.А. М.: Экзамен, 2006. – 734 с.
Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Под редакцией Паленок П.Д. М.: Дашков и К, 2007. – 608.
Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. М.: Академия, 2007. – 192 с.
Фролова О. Г. О деятельности социальных работников в учреждениях здравоохранении. Социальная работа в учреждениях здравоохранения. - М., 1992. – 232 с.
Холостова Е.И. Практикум по социальной работе. М.: Дашков и К, 2008. – 296 с.
Черносвитов Е.В. Социальная медицина. - М.: Владос, 2000. - 304с.
Элланский Ю.Г., Рисенко В.Л. Словарь по социальной медицине, организации здравоохранения, медицинскому страхованию. – Ростов на Дону, 1995. – 247 с.
Нормативно-правовое документы:
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ, от 24 ноября 1995 г.
ФЗ « О государственной социальной помощи от 17.07.1999 года № 178-ФЗ.
ФЗ « О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации».
ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав гражданам при ее оказании».
Приложения
Приложение 1
Анкета
1. Ваш возраст:
а. 20-25 лет.
б. 25-30 лет.
в. 30-35 лет.
г. 35 лет и старше.
2. Нравится ли вам ваша профессия?
а. Да, очень нравится.
б. Скорее нравится, чем не нравится.
в. К профессии отношусь безразлично.
г. Затрудняюсь ответить.
д. Профессия скорее не нравится;
е. Профессия совершенно не нравится.
3. Изменилось ли ваше представление о профессии за период работы?
а. Изменилось в лучшую сторону.
б. Изменилось в худшую сторону.
в. Не изменилось.
4. Хотели бы вы сейчас работать по другой специальности, не связанной с вашей нынешней профессией?
а. Да, хотел бы перейти.
б. Нет.
в. Не знаю.
5. Как вы представляете свою трудовую перспективу через несколько лет?
6. Что побуждает вас трудиться в настоящее время?
7. К настоящему времени вы имеете в достаточной степени: уважение, призвание и благодарность других! (Да / Нет)
8. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе? (Да / Нет)
9. Вы считаете, что сначала человек должен думать о себе, а потом уже о других? (Да / Нет)
10. Ваша работа дает вам, чувство своей полезности! (Да / Нет)
11. Среди Ваших рабочих дел много места занимает: работа, связанная с ответственностью перед другими! (Да / Нет)
12. Считаете ли Вы, что ваша работа необходима в амбулаторно-поликлиническом учреждении.
13. Насколько Вы удовлетворены качеством существующего лечения?
Отлично удовлетворительно неудовлетворительно
14. Довольны ли Вашей работой пациенты амбулаторно-поликлинического учреждения. (Да / Нет)
15. Довольны ли Вашей работой коллеги амбулаторно-поликлинического учреждения. (Да / Нет)
16. Довольны ли Вашей работой управление амбулаторно-поликлиническим учреждением. (Да / Нет)
17. Нужен ли социальный работник в амбулаторно-поликлиническом учреждении. (Да / Нет)
18. Нужны ли изменения в медико-социальной работе в амбулаторно-поликлиническом учреждении.
19. Считают ли Ваши коллеги - медицинские работники, что социальный работник нужен в амбулаторно-поликлиническом учреждении. (Да / Нет)
20. Считаете ли Вы, что Медико-социальная работа необходима в амбулаторно-поликлиническом учреждении. (Да / Нет)
Приложение 2
Анкета
Здравствуйте! Уважаемые пациенты! Прошу Вас принять участие в исследовании, посвященном изучению медико-социальной работы в амбулаторно-поликлинических условиях.
Порядок заполнения анкеты.
1. Внимательно прочтите вопрос анкеты и все предложенные варианты ответов,
2. Обведите в кружок номер(а) варианта(ов) ответа на вопрос. с которым Вы согласны.
3. Если предложенные варианты ответа не соответствуют Вашему мнению, то в позиции «другое» вписывайте свой ответ на вопрос.
Анкетирование является анонимным, его результаты будут использоваться в обобщенном виде.
Заранее благодарю за участие в анкетировании.
1. Ваш возраст
а) до 20 лет;
б) 20 – 30 лет;
в) 40 – 50 лет;
г) 51 год и старше.
2. Семейное положение
а) замужем;
б) женат;
в) разведен(а);
г) другое _________________________________________________.
3. Есть ли у Вас дети?
а) да;
б) нет.
4. Считаете ли ВЫ себя достаточно информированным в вопросах медико-социальной работы в амбулаторно-поликлинических условиях?
а) да;
б) скорее да, чем нет;
в) скорее нет, чем да;
г) нет;
д) затрудняюсь с ответом;
е) такая информация мне не нужна.
5. Имеется ли у Вас инвалидность?
а) да;
б) нет.
6. Если да, то что является основной причиной инвалидности?
а) наследственное заболевание;
б) приобретённое;
в) заболевание, связанное с загрязнённой окружающей средой;
г) другое __________________________________________________.
7. Как Вы оцениваете уровень своего психологического состояния:
а) скорее хорошее, чем плохое;
б) скорее плохое, чем хорошее;
в) другое __________________________________________________.
8. Какие психологические проблемы чаще всего Вы испытываете?
а) чувство одиночества;
б) чувство стеснения;
в) чувство дискомфорта при общении;
г) чувство жалости со стороны окружающих;
д) другое _________________________________________________.
9. Какие проблемы социального характера Вы испытываете?
а) проблемы при трудоустройстве;
б) проблемы жилищного характера;
в) семейные проблемы;
г) проблемы в ходе выполнения домашней работы;
д) другое _______________________________________________.
10. Какие проблемы медицинского характера Вы испытываете?
а) некачественное на Ваш взгляд лечение;
б) длительные сроки лечения;
в) дорогие лекарственные средства и очень дорогостоящее лечение;
г) потребность в санаторно-курортном лечении;
д) другое ____________________________________________________.
11.В консультации, каких специалистов по состоянию здоровья Вы нуждаетесь?
а) психолога;
б) узких специалистов;
в) специалиста социальной работы
г) сотрудника службы занятости;
д) сотрудника органа социальной защиты;
е) другое __________________________________________________.
12.Как вы считаете, необходимо ли в организациях здравоохранения ввести консультации специалиста компетентного в вопросах медико-социальной работы в амбулаторно-поликлинических условиях?
а) да;
б) нет;
в) другое __________________________________________________.
13. Нуждаетесь ли Вы в медико-социальной работе в Вашей поликлинике?
а) да;
б) нет;
в) другое __________________________________________________.
24. Какие мероприятия по улучшению медико-социальной работы в амбулаторно-поликлинических условиях вы предложили бы?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Благодарю за участие!
2
Нормативно-правовая база:
1.Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. № 1202-р.
2.Концепция государственной социальной службы помощи населению: семье и личности. Под ред. Л. С. Ржаницыной. М., 1992. – 246 с.
3.Концепция развития медико-социальной помощи населению в Российской Федерации. Авт. коллектив: О. П. Щепин, И. П. Каткова, Л. П. Чичерин и др. М., 1992. – 143 с.
4.О внесение изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 1 февраля 2005г. № 46-ПП.
5.Приказ МЗ РФ от 20.11.2002 № 350 «О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации».
6.Постановление правительства Москвы. № 1038-ПП, от 28 декабря 2005 года.
7.Постановление правительства РФ «Об утверждении перечня социально-значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих». От 1 декабря 2004 г.
Научная, учебная и методическая литература.
8.Альперович В.Д. и др. Справочник социального работника. Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 336 с.
9.Багненко С.Ф., Мирошниченко А.Г., Архиров В.В. Основные проблемы организации экстренной медицинской помощи на современном этапе // Скорая медицинская помощь,2010. – 8-10 с. №3.
10.Генш Н.А. Справочник по реабилитации. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 348 с.
11.Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы: учебное пособие. - М., 1997. – 438 с.
12.Гусов К.Н. Право социального обеспечения. М.: ИНФРА-М, 2005. – 406 с.
13.Данакин Н. С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы. - М., 1995. - № 1.
14.Евдокимов В.И., Есауленко И.Э., Губина О.И. Качество жизни: оценка и системный анализ. Воронеж: Истоки, 2007. – 242 с.
15.Источник: Российский статистический ежегодник. 2004. М.: 2004. с. 279-292
16.Кича Д. И., Гринина О. В. Развитие первичной медико-социальной помощи в России: Материалы 2-й научно-практической конференции 30-31 мая 1995 г. М., 1995. – 114 с.
17.Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право) – М.: ИНФРА-М, 2005. – 412 с.
18.Казаковец Б.А. Развитие служб психического здоровья. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 672 с.
19.Козлов А.А. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. М.: Международный проект, 2004. – 356 с.
20.Кравченко А.И. Социальная работа. М.: Проспект, 2008. – 416 с.
21.Концепция развития медико-социальной помощи населению в Российской Федерации. Авт. коллектив: О. П. Щепин, И. П. Каткова, Л. П. Чичерин и др. М., 1992. – 322 с.
22.Лебединская О. И., Кошовская Т. В. Роль и место социальных работников в учреждениях здравоохранения. Социальная работа в учреждениях здравоохранения. - М., 1992. – 232 с.
23.Лисицын Ю. П. О стратегии, тактике и концепции здравоохранения // Бюллетень НИИ СГЭ и УЗ им. Н. А. Семашко. - М., 1993. - Вып. 3.
24.Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 520 с.
25.Мартыненко А. В. Теория медико-социальной работы. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 160 с.
26.Мартыненко А. В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование. - М.: Наука, 1999. – 344 с.
27.Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть 1. Общественное здоровье. М.: Медицина, 2003. – 368 с.
28.Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть 2. Организация медицинской помощи. М.: Медицина, 2003. – 456 с.
29.Общественное здоровье и здравоохранение. Под редакцией Миняева В.А., Вишнякова Н.И. М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 528 с.
30.Организация работы медицинских сестер амбулаторно-поликлинической службы. Под редакцией Т.В.Рябчиковой. М.: Медицина, 2007. – 192 с.
31.Охрана психического здоровья. Под редакцией Бойко О.В. М.: Академия, 2004. – 268 с.
32.Овчаров В. К. Современные социально-экономические условия и здоровье населения // Вестник РАМН. - М., 1997. - № 1.
33.Овчаров В. К., Щепин В. О. Необходимость структурных перемен и их медико-экономические тенденции в здравоохранении / Здравоохранение XXI века: лидеры и горизонты управления // Проблемы социальной гигиены и история медицины. -М., 1996. - № 4.
34.Организация и оценка качества лечебно-профилактической помощи населению. Под редакцией В.З. Кучеренко. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 560 с.
35.Основы социальной работы. Ответственный редактор Павленок П.Д. М.: ИНФРА-М, 2006. – 560 с.
36.Основы социально-психологических исследований. Под редакцией Бодалева А.А., Деркача А.А., Лаптева Л.Г. М.: Гардарики, 2007. – 334 с.
37.Прохоров Б.Б. Условия жизни населения и общественное здоровье // Проблемы прогнозирования, 2003. – №5. – С. 127-139.
38.Социальная работа. Под общей редакцией Курбатова В.И. Ростов на Дону: Феникс, 2003. – 480 с.
39.Социальная политика. Под общей редакцией Волгина Н.А. М.: Экзамен, 2006. – 734 с.
40.Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Под редакцией Паленок П.Д. М.: Дашков и К, 2007. – 608.
41.Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. М.: Академия, 2007. – 192 с.
42.Фролова О. Г. О деятельности социальных работников в учреждениях здравоохранении. Социальная работа в учреждениях здравоохранения. - М., 1992. – 232 с.
43.Холостова Е.И. Практикум по социальной работе. М.: Дашков и К, 2008. – 296 с.
44.Черносвитов Е.В. Социальная медицина. - М.: Владос, 2000. - 304с.
45.Элланский Ю.Г., Рисенко В.Л. Словарь по социальной медицине, организации здравоохранения, медицинскому страхованию. – Ростов на Дону, 1995. – 247 с.
Нормативно-правовое документы:
46.Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ, от 24 ноября 1995 г.
47.ФЗ « О государственной социальной помощи от 17.07.1999 года № 178-ФЗ.
48.ФЗ « О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации».
49.ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
50.ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав гражданам при ее оказании».
Вопрос-ответ:
Как устроены амбулаторно-поликлинические учреждения?
Амбулаторно-поликлинические учреждения имеют определенную структуру, включающую различные подразделения, такие как регистратура, кабинеты врачей, лаборатория и т.д. Каждое подразделение выполняет свои функции в рамках обеспечения медицинской помощи пациентам.
Какие задачи решает медико-социальная работа в поликлинике?
Медико-социальная работа в поликлинике направлена на оказание помощи пациентам, которым необходима не только медицинская, но и социальная поддержка. Основными задачами медико-социальной работы являются организация социального обслуживания пациентов, консультирование и поддержка в решении различных жизненных проблем.
Какова роль специалиста социальной работы в амбулаторно-поликлиническом учреждении?
Специалист социальной работы играет важную роль в амбулаторно-поликлиническом учреждении. Он проводит индивидуальные консультации с пациентами, помогает им разрешать социальные проблемы, связанные с здоровьем и лечением. Специалист также осуществляет координацию работы с другими социальными службами и организациями для решения сложных ситуаций.
Какие мероприятия предлагают пациенты по улучшению медико-социальной работы в амбулаторно-поликлиническом учреждении?
Пациенты предлагают участие в разработке комплексных программ профилактики и лечения, повышение квалификации работников амбулаторно-поликлинического учреждения, улучшение доступности и качества медицинской и социальной помощи, а также создание специального отделения для социальной работы с пациентами и их сопровождением.
Где можно найти дополнительную информацию по медико-социальной работе в амбулаторно-поликлиническом учреждении?
Дополнительную информацию по медико-социальной работе в амбулаторно-поликлиническом учреждении можно найти в специализированной литературе и научных статьях, а также на сайтах организаций, занимающихся социальной работой в медицине.
Что такое медико социальная работа в амбулаторно поликлиническом учреждении?
Медико социальная работа в амбулаторно поликлиническом учреждении – это комплекс мероприятий, направленных на оказание социальной помощи и поддержки пациентам в условиях поликлиники. Это включает в себя планирование и организацию социально-медицинских мероприятий, консультацию и психологическую поддержку пациентов, координацию работы с другими специалистами и обеспечение доступности медицинских услуг для всех слоев населения.
Какова структура амбулаторно поликлинических учреждений?
Амбулаторно поликлинические учреждения состоят из нескольких структурных подразделений. Основными из них являются поликлиника, лечебно-профилактическое отделение, отделение социальной работы и стоматологическое отделение. Поликлиника обеспечивает медицинскую помощь населению, лечебно-профилактическое отделение занимается профилактикой заболеваний, отделение социальной работы оказывает социальную помощь пациентам, а стоматологическое отделение занимается лечением заболеваний полости рта и зубов.
Какие мероприятия проводятся по медико социальной работе в поликлинике?
Медико социальная работа в поликлинике включает в себя различные мероприятия. Это могут быть проведение консультаций и психологической поддержки для пациентов, организация профилактических программ и мероприятий, направленных на улучшение общего благосостояния пациентов, координация работы с другими специалистами и учреждениями, а также обеспечение доступности медицинских услуг для всех слоев населения.
Какую роль играет специалист социальной работы в амбулаторно поликлиническом учреждении?
Специалист социальной работы в амбулаторно поликлиническом учреждении играет важную роль в оказании помощи пациентам. Он занимается организацией социально-медицинских мероприятий, консультацией и психологической поддержкой пациентов, координацией работы с другими специалистами и обеспечением доступности медицинских услуг для всех слоев населения.