Религиозные конфликты современности

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 19 19 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 21.09.2010
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Ведение
1. Религия как социальный институт
2. Политика и религия
3. Религиозные конфликты в современном мире
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Такое положение сохранялось как при короле, вплоть до революции 1958 г., так и при последующих режимах, включая правление Саддама Хуссейна. Господство суннитов вызывало недовольство у шиитского большинства, что привело к шиитскому восстанию 1991 г. Конфликт между суннитами и шиитами дал о себе знать и во время событий 2003 г. Быстрое падение режима Саддама Хуссейна, всех его государственных и общественных институтов во многом было связано именно с тем, что значительная часть населения Ирака к началу вторжения американо-английских войск не поддерживала существующую политическую систему. Последние годы шииты играют все большую роль в политической жизни Ирака, они доминируют во вновь созданных органах власти, государственной безопасности и армии. Это, в свою очередь, вновь порождает конфликтную ситуацию внутри Ирака и провоцирует террористическую деятельность суннитских боевиков. Этот же фактор спровоцировал и внутренний конфликт на Филиппинах, где дискриминированное мусульманское меньшинство в 1969 г. подняло восстание под лозунгами свержения филиппинского «колониализма». [5, c. 72]
Экономическая, военная идеологическая или политическая поддержка оппозиционного религиозного движения извне. Особую роль этот фактор может сыграть в том случае, если на территории двух и более государств проживают приверженцы одной религии. Действие этого фактора становится очевидным при рассмотрении проблемы сепаратистского движения в индийских штатах Джамму и Кашмир. В 1947 г. британская Индия приобрела независимость, на ее территории на основе религиозного принципа было создано два государства: Индийский союз (большинство населения – индуисты) и Пакистан (большинство населения – мусульмане), причем территория Индийского союза разделяла Пакистан на Западный (современный Пакистан) и Восточный (современный Бангладеш). Княжествам было предоставлено право самостоятельно принимать решение о вхождении в состав Индии или Пакистана, в результате чего княжество Кашмир, несмотря на преимущественно мусульманский состав населения, вошло в состав Индии. Конфликт в Кашмире вылился в первую индо-пакистанскую войну, в ходе которой северо-западная часть княжества отошла Пакистану, другая часть – Индии, эти земли были соединены с сопредельными районами и составили индийский штат Джамму и Кашмир. Участники сепаратистского движения в этом штате требуют воссоединения со своими единоверцами в Пакистане. Ситуация осложняется тем, что восточная часть штата исторически тяготеет к Тибету, и после победы китайской революции в 1949 г. КНР стала также проявлять интерес к вопросу о Кашмире, так как Тибет находится под китайским контролем.
Вмешательство одних государств в дела других под предлогом борьбы с нарушениями прав единоверцев. В качестве примера можно привести ирано-иракский конфликт, начавшийся в 1980–1988 гг. Причиной этого конфликта стали соперничество за доминирование в регионе, а также экономические интересы – борьба за нефтяные месторождения в зоне Персидского залива. Однако в качестве одной из официальных причин было названо противостояние суннитов и шиитов. Другим примером могут служить события в Югославии: несмотря на введение эмбарго на поставку оружия, мусульмане Боснии и Герцеговины получали военную помощь от других мусульманских государств, что осложняло разрешение данного конфликта. [5, c. 74]
Иногда вмешательство политики в сферу религии приводит к конфликтам среди сторонников одного и того же религиозного учения внутри представителей одной конфессии. Такова, например, ситуация в современной Украине. Исторически сложилось так, что на западе этой страны в свое время утвердилась Уния, связавшая православную церковь с католическим Римом. Униатская церковь сыграла в свое время важную роль в формировании украинского национализма. В годы советской власти униатская церковь на территории Украинской ССР была насильственно ликвидирована, а ее приходы включены в состав Русской православной церкви. В последние годы перестройки сторонники униатской церкви стали выступать за ее легализацию и добились этого. В результате возникло противостояние между православными и униатами в западных регионах Украины. В этот религиозный конфликт стали вмешиваться политические силы националистической ориентации, активно поддерживающие униатов. Но этим вмешательство политического фактора в религиозную жизнь украинского общества не ограничилось. После обретения Украиной независимости некоторые из политических деятелей стали активно выступать за создание православной церкви, не зависимой от Московского патриархата. Итогом этого стал раскол украинского православия. Наряду с Украинской православной церковью, подчиняющейся Московскому патриархату и являющейся автономной частью Русской православной церкви, существует так называемая Украинская православная церковь Киевского патриархата. Эта церковь не признается другими православными церквями в качестве поместной (т. е. легитимной), но пользуется поддержкой некоторых представителей власти. В ряде регионов Украины именно церковным приходам сторонников так называемого Киевского патриархата передаются здания храмов. Это происходит в условиях, когда подавляющее большинство православных в Украине – прихожане Русской православной церкви (Украинской православной церкви Московского патриархата). Ситуация такова, что в западных областях Украины доминирует униатская (греко-католическая) церковь, в центральных регионах особую активность проявляет Украинская православная церковь Киевского патриархата, а на востоке и юге страны сторонников ни первой, ни второй церквей практически нет, и подавляющее большинство верующих принадлежит к канонической православной церкви во главе с Патриархом Московским и всея Руси. Такая территориальная конфигурация религиозных ориентаций населения почти полностью совпадает с линией цивилизационного разлома Украины на регионы, отличающиеся своими политическими ориентациями и предпочтениями. Это обстоятельство может и дальше подпитывать политические конфликты в Украине, проявлениями которых были события так называемой «оранжевой революции». Хотя эта «революция» осталась в прошлом, политическое противостояние в украинском обществе далеко от своего завершения. [5, c. 76]

























Заключение

Конституция РФ декларирует равенство всех религий и свободу человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Ряд законодательных актов, при соблюдении уважении всех религий, даёт возможность государственным органам влиять на формирование менталитета современного человека.
Этот процесс должен начинаться с самого раннего этапа развития человека. Воспитание патриотизма, уважение к окружающим как к личностям и их традициям, религиям необходимо воспитывать в человеке всю его жизнь. Сегодня одним из путей реализации этой концепции могут стать уроки по изучению основ религий. В высших учебных заведениях Государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования предусмотрено изучение дисциплины «Религиоведение» или «Религия и общество», что тоже можно считать одним из шагов на этом пути.
Сегодня в Российской Федерации стал остро вопрос о возможности изучении основ религий (конкретной или всех) в школах. Одно можно сказать с уверенностью - необходимость изучение такой дисциплины это факт. Какую бы цель не преследовали религиозные организации в попытках введения таких дисциплин, для государства это является стратегически важным вопросом, способным в дальнейшем сгладить многие конфликты на религиозной почве. Решение этого вопроса очень важно в налаживание межрелигиозного мира.
Проблема есть и её надо решать. Как уже упоминалось, частичные меры принимаются, но для того чтобы решить эту проблему необходим широкий комплекс мер предпринимаемых всеми заинтересованными сторонами. Необходимо помнить, что не атомное оружие самое страшное, самое страшное оружие гнев человека, который может создать, что-то более разрушительное, чем атомная бомба

Список использованной литературы

Веремчук В. И. Социология религии – М. : Юнити-Дана, 2004.
Веренко И.С. Конфликтология. – М. : Концерн Swiss, 1990.
Гараджа В. И. Социология религии – М. : Инфра-М, 2005.
Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М. : АО Аспект пресс, 1994.
Религия и конфликт. – М. : РОССПЭН, 2007.
Шелковая Н.В. Введение в религиоведение. – Ростов н/Д : Феникс, 2007.








18

Список использованной литературы

1.Веремчук В. И. Социология религии – М. : Юнити-Дана, 2004.
2.Веренко И.С. Конфликтология. – М. : Концерн Swiss, 1990.
3.Гараджа В. И. Социология религии – М. : Инфра-М, 2005.
4.Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М. : АО Аспект пресс, 1994.
5.Религия и конфликт. – М. : РОССПЭН, 2007.
6.Шелковая Н.В. Введение в религиоведение. – Ростов н/Д : Феникс, 2007.

Вопрос-ответ:

Какие религиозные конфликты наблюдаются в современном мире?

В современном мире наблюдается ряд религиозных конфликтов, включая конфликты между суннитами и шиитами, христианами и мусульманами, иудеями и палестинцами, а также конфликты, связанные с религиозным экстремизмом.

Какое влияние религия оказывает на политику?

Религия оказывает значительное влияние на политику. Она может влиять на принятие законов и политических решений, формирование общественного мнения и политических партий, а также на формирование идеологии и ценностей общества.

Какие религиозные конфликты возникли в Ираке?

В Ираке существует долгое время конфликт между суннитами и шиитами. Господство суннитов вызывало недовольство у шиитского большинства, что привело к шиитскому восстанию в 1991 году. Конфликт между суннитами и шиитами дал о себе знать и во время событий 2003 года, когда произошло быстрое падение режима Саддама Хусейна.

Как влияют религиозные конфликты на общество?

Религиозные конфликты могут иметь серьезные последствия для общества. Они могут привести к разрушению социальных связей, усилению неправедности и насилия, а также к политической и экономической нестабильности. Религиозные конфликты могут также способствовать разделению общества на группы с разными религиозными убеждениями, что затрудняет социальную интеграцию и межрелигиозный диалог.

Как религия влияет на общество как социальный институт?

Религия играет важную роль в обществе как социальный институт. Она служит средством общения и социализации, способствует формированию общественных ценностей и норм, а также может быть источником поддержки и утешения для верующих. Религиозные общины также играют важную роль в общественной жизни, оказывая помощь нуждающимся и участвуя в социальных и благотворительных программах.

Какова роль религии в современном обществе?

Религия играет важную роль в современном обществе, оказывая влияние на многие аспекты жизни людей. Она предлагает систему ценностей, нравственные установки, основы морали. Религия объединяет людей в обществе, формирует социальные институты, способствует созиданию сообщества.

Как политика связана с религией?

Политика и религия взаимосвязаны и тесно взаимодействуют друг с другом. Религия может влиять на политические процессы, влияя на формирование законов, нравственных принципов и идеологии государства. Политика в свою очередь, может оказывать влияние на религиозные организации, регулировать их деятельность и взаимодействие с обществом.

Какие религиозные конфликты наблюдаются в современном мире?

В современном мире наблюдаются различные религиозные конфликты. Одним из наиболее известных примеров является конфликт между суннитами и шиитами в Ираке. В течение долгого времени сунниты оказывались подавляющем силой в стране, что вызывало недовольство у шиитов. Это привело к шиитскому восстанию в 1991 году и конфликту во время событий 2003 года, связанных с падением режима Саддама Хусейна.

Какие последствия религиозных конфликтов?

Религиозные конфликты могут иметь серьезные последствия для общества и государства. Они часто приводят к насилию, разрушениям и потерям жизней. Конфликты могут разрушать социальную структуру общества, понижать качество жизни и снижать экономический рост. Они могут также привести к эскалации более широких конфликтов, включая политические разногласия и территориальные споры.