Тема № 25.Макроэкономическая политика России в условиях переходной экономики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая теория
  • 36 36 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 05.03.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Роль и функции государства в переходной экономике
1.1. Основные черты и противоречия экономики переходного периода
1.2. Цели и функции государственного регулирования переходной экономики
Глава 2. Направления государственного регулирования переходной экономики
2.1. Особенности государства переходного периода
2.2. Инструменты государственного регулирования
2.3. Инструменты денежно-кредитной политики в переходной экономике
2.4. Фискальная политика как инструмент госрегулирования экономики, механизм ее действия
2.5. Государственная система антиинфляционных мер
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Политика свободы действий политиков характеризуется тем, что правительство и ЦБ оценивают экономическую ситуацию в каждый момент времени и подбирают меры дискреционной политики. Этот тип политики осуществляется при отсутствии количественных ограничений действий правительства и ЦБ по изменению госрасходов, налогов, денежной массы.
Преимущества политики твердого курса:
Снижение риска принятия некомпетентных решений.
Снижение влияния политического бизнес-цикла — от выборов до выборов — на занятость, выпуск и инфляцию.
Укрепление доверия населения к правительству. [10, с.94]

2.5. Государственная система антиинфляционных мер

Инфляция — это здоровая реакция экономического организма на финансовые расстройства, стремление к равновесию товаров и денег.
Особенности инфляции в переходной экономике:
открытая;
несбалансированная;
ожидаемая;
стагфляция;
галопирующая, перерастающая в гиперинфляцию (2680% в 1992 г.).
Инфляция характерна не только для переходной экономики, в плановой экономике существовала скрытая инфляция, подавленная, о чем свидетельствовали очереди, дефицит, т. е. недопроизводство в конце 80-х гг.
Одна из наиболее радикальных мер борьбы с инфляцией — это рост безработицы. Стабилизация инфляции ценой роста безработицы лежит в основе многих государственных антиинфляционных программ: США, Великобритания, Польша, Венгрия, и применима в СНГ и РФ, как следствие жесткой монетарной политики.
Отдельное предприятие не может бороться с инфляцией. Это макроэкономическая задача, задача государства.
В экономической политике существует два варианта борьбы с инфляцией:
активная стратегия — через спад деловой активности и рост безработицы;
пассивная политика — адаптационные государственные меры (индексация доходов и их контроль).
Составляющими пассивной антиинфляционной политики выступают:
политика доходов;
контроль цен и окладов;
государственные рекомендации по ценам и заработной плате;
минимизация государственного вмешательства в рынок — налоговые льготы для тех фирм, которые не повышают цены.
Стратегия активной борьбы с инфляцией основана на компромиссной теории инфляции — через увеличение безработицы.
Инфляция присуща экономике в силу ее конструктивных особенностей — бумажно-денежного обращения в условиях, когда бумажные деньги потеряли связь с золотом.
Антиинфляционная стратегия включает следующие меры длительного действия в переходной экономике:
развитие рыночных механизмов;
правительственная политика искоренения неуправляемой инфляцией (придерживать цены в рамках, определенных законом о бюджете);
жесткие ограничения прироста денежной массы — только соответствующего приемлемому контролируемому уровню инфляции;
сокращение бюджетного дефицита;
повышение курса валюты (внешний фактор).
Тактические антиинфляционные меры в переходной экономике:
государственная поддержка степени товарности народного хозяйства — льготное налогообложение предпринимателей, организующих свободную продажу побочных продуктов производства;
повышение нормы сбережений и уменьшение уровня их ликвидности для сокращения текущего спроса;
контроль доходов через налогообложение фонда заработной платы, превышающего нормируемый уровень до 1995 г. (3 минимальные зарплаты на среднесписочного работника).
В связи с либерализацией в России в 1992 г. цены повысились в 26 раз, в 1993 г. прирост инфляции составил 1008%, в начале 1993 г. темпы роста цен вернулись к 1992 г. и составили около 30% в месяц. Это было результатом временного лага после осенней накачки денег через взаимозачеты и сопровождалось ростом курса доллара и в целом долларизацией, т.е. бегством от рубля.
Государственные меры борьбы с инфляцией в этот период и на других временных интервалах повышения инфляции:
выброс на рынок валюты;
повышение процента для роста склонности населения к сбережениям;
сжатие дефицита бюджета и кредитов правительству через секвестирование бюджета.
Но потом опять политика смягчилась: ЦБ выдал правительству кредиты, расширилась денежная эмиссия и темпы инфляции к началу 1994 г. выросли.
Таким образом, в первой половине 90-х гг. в России установился определенный (выматывающий экономику) инфляционный цикл: достижение положительных результатов (снижение темпов роста инфляции) → давление отраслевых лоббистов, политические события (выборы) → смягчение денежно-кредитной политики → рост темпов инфляции (до гиперинфляции на уровне 30%-ной инфляции в месяц) → необходимость усиления борьбы с инфляцией.
Причины инфляции в первой половине 90-х гг.:
дефицит госбюджета, финансируемый за счет денежной и кредитной эмиссии Центрального банка;
увеличение скорости обращения денежной массы;
скупка валюты Центральным банком за счет денежной эмиссии, превышающей установленные бюджетом лимиты (табл.).
Кредиты, деньги, инфляция в 1992 — 2000 гг.
1992 г. 1993г. 1993 г. 1994 г. 2000 г. Кредиты правительству (млрд. руб.) 6320 9518 13104 25867 593 Денежная база (Мо + обязательные резервы + средства на кор. счетах) (млрд. руб.) 4284
6344
9304
21426
1842
Мультипликатор (М2/ден. базу) 1,68 1,7 1,73 1,78 2,3 Скорость обращения 5 7,4 6,9 8,2 9,4 Среднемесячные темпы инфляции % 25 24 21 20 2,1
Источник: Государственный комитет статистики: www.gks.ru
Анализ приведенных в таблице данных позволяет сделать следующие выводы:
снижение инфляции в 1992 - 2000 гг. сделало реально положительной учетную ставку, но высокая ставка процента вела к снижению спроса на деньги и снижению инвестиций до 1999г.;
рост мультипликатора на основе снижения избыточных резервов коммерческих банков в ЦБ увеличил предложение денег;
несоблюдение требований к норме резервов — либо ниже (до 1998 г.), либо выше с 1999 г.
Таким образом, монетарное регулирование снижает темпы инфляции — от гиперинфляции экономика перешла в стадию глубокой депрессии 1994 - 98 гг. Но замена монетарных методов немонетарными (через ограничение цен на хлеб, 100%-ную продажу валютной выручки, государственно фиксируемый валютный курс на основу установления валютного коридора), а также свертывание политических и экономических реформ привело к разрушению финансовой системы государства в августе 1998 г.
Сочетание мер по усилению государства и его позиций в экономике с созданием благоприятных конкурентных условий для отечественных производителей при проведении жесткого монетарного регулирования позволяло, как контролировать инфляцию, так и обеспечить выход экономики России на траекторию экономического роста.
Заключение

Несмотря на экономические, социальные, национальные, геополитические и другие особенности каждой из постсоциалистических стран, реакция их экономик на рыночные преобразования является совершенно нормальной, что свидетельствует о внутренней присущности рыночной саморегуляции современной экономической цивилизации.
Различия в реализации общих закономерностей обусловлены различиями в стартовой экономической ситуации: уровне развития, зависимости от международной торговли, степени продвинутости экономических реформ, уровни несбалансированности экономики. Например, сельское хозяйство Польши состояло из множества мелких (слишком мелких, чтобы быть эффективными) хозяйств и неэффективных огромных госхозов и кооперативов. Венгрия вводила регулируемый рынок с 1968 года, а Чехословакия имела жестко управляемую государственную экономику до 1989 года, но в обоих было меньше макроэкономических дисбалансов, чем в России и Польше. Таким образом, сложившаяся экономическая ситуация в каждой стране повлияла на особенности реализации общих закономерностей.
Апробированный в разных странах набор преобразований, усиливающих рыночный характер экономики, позволяет выделить экономические этапы переходной экономики:
создание политических и институциональных предпосылок (1991);
либерализация экономики (1992);
приватизация (1992 — 1994);
макроэкономическая (финансовая) стабилизация (1996 — первое полугодие 1998, 1999 — настоящее время);
структурная перестройка.
Исторически последовательность этих этапов в России была следующей (гг.):
1991-93 — развал административной системы, становление основ рыночной экономики;
1994-95 — этап инфляционистской, протекционистской политики;
1996-97 — достижение финансовой стабилизации, реструктуризация предприятий, остановка падения производства;
1998-99 — финансовый кризис и его последствия;
2000 — выход на траекторию экономического роста.
По своему характеру экономика переходного периода является смешанной с преобладанием госсектора и коллективистских форм собственности. В ней присутствуют следующие сектора:
государственный (в 1995 году охватывал 50% основных фондов и производил треть ВВП, занимал 40% рабочей силы, в 2001 году производство ВВП в госсекторе снизилось до 20%);
частный (индивидуальный и совместный);
корпоративный;
мелкотоварный («челноки», уличная торговля, крестьянские хозяйства);
теневой.
Наличие в рыночной экономике множества экономических субъектов, представляющих различные формы собственности и формы хозяйствования, объективно обусловливает смешанный характер переходной экономики, т.е. сосуществование и новых и старых секторов, что отражает инерционность экономики.
Задачи реализуют цель переходной экономики — создание рыночной экономической системы. Они обусловлены чертами централизованно управляемой экономики:
Сверхмонополизм — сочетание крупных размеров предприятий и определенного стереотипа экономического поведения — стремления к удержанию высоких цен, единой политики (сговор) по выколачиванию дотаций, кредитов (льготных), налоговых льгот.
Милитаризованная производственная структура, главной составляющей которой является ВПК — основной потребитель ресурсов, квалифицированной рабочей силы (ра* бочей аристократии).
Затратная система цен, не позволяющая реально оценивать экономическую эффективность.
Отсутствие механизма экономической защиты природных ресурсов, ориентация производства на максимальное введение ресурсов, а не на рациональное использование, в т.ч. и при экспорте.
Низкий жизненный уровень: в РФ 4% — богатых, 62 — малообеспеченных и 34 — бедных; в США 8 — богатых, 80 — средний класс, 12 — бедных.
Коллективистская психология, препятствующая преобразованиям.
Экономической основой плановой экономики выступает государственная собственность, способом ее движения является планомерность, банковская система ограничивается единым государственным банком, ценообразование осуществляется единым экономическим центром.
В определении причин краха тоталитарных режимов сложились две противоположные позиции. Первая исходит из того, что до прихода Горбачева трудности социалистической системы не свидетельствовали о ее нежизнеспособности. Политически и экономически она была стабильна с 30-х годов, т.е. 55 лет. Неумелая политика перестройки привела к ее разрушению.
С позиций второй точки зрения, командная экономика нежизнеспособна, она существовала за счет высоких темпов введения новых факторов производства на основе репрессивного режима и низкого уровня жизни, ее недостатки системны.
К числу внешних причин падения централизованно управляемой экономики относятся: программа перевооружений США, расходы и поражение в афганской войне, падение цен на нефть, повышение уровня жизни в развитых странах. В целом считается, что социалистическая система могла просуществовать до 2000 года при росте НД около 2% в год.
Безусловно, создание рынка не самоцель, а средство формирования эффективной экономической системы. Она характеризуется следующими чертами:
экономическая основа — частная собственность в ее многообразных формах;
форма движения — регулируемый рынок;
банковская система — коммерческие банки во главе с Центральным банком;
ценообразование — свободное с рядом фиксированных цен.
Создание рыночной экономической системы — это целевая установка переходного периода. Для ее реализации необходимо в переходный период решение следующих задач:
Либерализация экономической деятельности (свобода торговли, внешнеэкономической деятельности, отказ от централизованного планирования).
Ликвидация механизмов воспроизводства дефицита — фиксированных цен (на первых этапах — инфляцит (Пол Колодко, Макмахон) т.е. ценовая (открытая и скрытая) инфляция при усилении дефицита).
Ликвидация мягких бюджетных ограничений (Я. Корнай)— финансовой поддержки предприятий, невозврата кредитов, т.е. введение жестких бюджетных ограничений.
Борьба с монополизмом, создание рыночной конкуренции.
Структурная перестройка, повышение удельного веса второго подразделения, достижение конкурентоспособности продукции.
Формирование новой мотивации труда (собственнической, хозяйской).
К числу методов решения задач переходного периода относятся:
1. Стабилизация — экономическая политика, направленная на ограничение инфляции и насыщение рынка, которая включает:
либерализацию цен;
минимизацию госбюджета через коммерциализацию деятельности госпредприятий;
удорожание кредита (максимально до 210% ставки финансирования ЦБ);
введение внутренней конвертируемости национальной валюты;
сдерживание роста доходов.
2. Преобразование форм собственности:
приватизация и реституция — возвращение бывшим собственникам в ряде европейских стран;
снятие ограничений для развития частного сектора.
3. Изменение структуры экономики:
антимонопольная политика;
конверсия;
механизм банкротства;
интеграция в мировой рынок.
Список использованной литературы

Абалкин Л.И. Новая парадигма экономической теорий // Вопросы экономики. - 1993.- № 1.
Белокрылова О.С. Теория переходной экономики. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Бим А. Экономическая политика в условиях кризиса государственности и неопределенности реформаторских стратегий // Вопросы экономики. - 1993. - №9.
Моисеев С. Инфляционное таргетирование: международный опыт и российские перспективы. // Вопросы экономики. – 2005. - №9.
Нуреев Р. Теории развития: новые модели экономического роста. // Вопросы экономики. – 2008. - №9.
Пансков В. Идет ли в России налоговая реформа? // РЭЖ. – 2005. - №8.
Радаев В. В. Концептуальные основы анализа переходной экономики. - М., 1995.
Статистика // Экономика и жизнь. - 2004. - № 32.
Трофимов Г. Внешний долг и денежно-кредитная политика. // Вопросы экономики. – 2000. - №11.
Экономика переходного периода. / Под ред. Радаева В.В., Бузгалина А.В. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005.
Экономическая теория. / Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д.Камаев. – М.: ВЛАДОС, 2004.
www.gks.ru















2











Цели

Социальные


Политические

Экономические

Производство общественных товаров

Жизнеобеспечение безработных

Экономическое развитие

Управление госсектором

Повышение благосостояния

Социальная защита населения

регулирование процентной ставки

обеспечение полной занятости

стимулирование экспорта и импорта

воздействие на общий уровень цен

поддержание экономического роста

перераспределение доходов

Формы косвенного вмешательства государства в экономику

Список использованной литературы

1.Абалкин Л.И. Новая парадигма экономической теорий // Воп¬росы экономики. - 1993.- № 1.
2.Белокрылова О.С. Теория переходной экономики. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
3.Бим А. Экономическая политика в условиях кризиса государственности и неопределенности реформаторских стратегий // Вопросы экономики. - 1993. - №9.
4.Моисеев С. Инфляционное таргетирование: международный опыт и российские перспективы. // Вопросы экономики. – 2005. - №9.
5.Нуреев Р. Теории развития: новые модели экономического роста. // Вопросы экономики. – 2008. - №9.
6.Пансков В. Идет ли в России налоговая реформа? // РЭЖ. – 2005. - №8.
7.Радаев В. В. Концептуальные основы анализа переходной эко¬номики. - М., 1995.
8.Статистика // Экономика и жизнь. - 2004. - № 32.
9.Трофимов Г. Внешний долг и денежно-кредитная политика. // Вопросы экономики. – 2000. - №11.
10.Экономика переходного периода. / Под ред. Радаева В.В., Бузгалина А.В. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005.
11.Экономическая теория. / Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д.Камаев. – М.: ВЛАДОС, 2004.
12.www.gks.ru

Вопрос-ответ:

Какие основные черты экономики переходного периода?

Экономика переходного периода характеризуется основными чертами, такими как долгосрочные структурные проблемы, нестабильность и риск, низкая производительность, высокая инфляция, недостаток финансовых ресурсов и т.д.

Какие цели и функции государственного регулирования переходной экономики?

Целями государственного регулирования переходной экономики являются стабилизация экономического положения, обеспечение социальной защиты населения, поддержка промышленности и развитие конкурентоспособности. Функции государственного регулирования включают бюджетное и фискальное регулирование, денежно-кредитную политику, промышленную политику и другие виды регулирования.

Какие особенности государства в переходный период?

Государство в переходный период характеризуется особенностями, такими как высокий уровень вмешательства и регулирования, неэффективность и коррупция, нестабильность и риск, недостаток ресурсов и дефицит бюджета.

Какие инструменты используются в государственном регулировании переходной экономики?

В государственном регулировании переходной экономики используются различные инструменты, такие как налоговая политика, фискальное регулирование, денежно-кредитная политика, тарифная политика, промышленная политика, инвестиционная политика и другие меры.

Какие инструменты денежно-кредитной политики применяются в переходной экономике?

В переходной экономике применяются различные инструменты денежно-кредитной политики, такие как установление процентных ставок, контроль над эмиссией денег, регулирование банковской системы, фондовый рынок и другие меры. Эти инструменты используются для стабилизации экономики, контроля инфляции и поддержки финансовой системы.