Тема № 25.Макроэкономическая политика России в условиях переходной экономики
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 05.03.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Роль и функции государства в переходной экономике
1.1. Основные черты и противоречия экономики переходного периода
1.2. Цели и функции государственного регулирования переходной экономики
Глава 2. Направления государственного регулирования переходной экономики
2.1. Особенности государства переходного периода
2.2. Инструменты государственного регулирования
2.3. Инструменты денежно-кредитной политики в переходной экономике
2.4. Фискальная политика как инструмент госрегулирования экономики, механизм ее действия
2.5. Государственная система антиинфляционных мер
Заключение
Список использованной литературы
Политика свободы действий политиков характеризуется тем, что правительство и ЦБ оценивают экономическую ситуацию в каждый момент времени и подбирают меры дискреционной политики. Этот тип политики осуществляется при отсутствии количественных ограничений действий правительства и ЦБ по изменению госрасходов, налогов, денежной массы.
Преимущества политики твердого курса:
Снижение риска принятия некомпетентных решений.
Снижение влияния политического бизнес-цикла — от выборов до выборов — на занятость, выпуск и инфляцию.
Укрепление доверия населения к правительству. [10, с.94]
2.5. Государственная система антиинфляционных мер
Инфляция — это здоровая реакция экономического организма на финансовые расстройства, стремление к равновесию товаров и денег.
Особенности инфляции в переходной экономике:
открытая;
несбалансированная;
ожидаемая;
стагфляция;
галопирующая, перерастающая в гиперинфляцию (2680% в 1992 г.).
Инфляция характерна не только для переходной экономики, в плановой экономике существовала скрытая инфляция, подавленная, о чем свидетельствовали очереди, дефицит, т. е. недопроизводство в конце 80-х гг.
Одна из наиболее радикальных мер борьбы с инфляцией — это рост безработицы. Стабилизация инфляции ценой роста безработицы лежит в основе многих государственных антиинфляционных программ: США, Великобритания, Польша, Венгрия, и применима в СНГ и РФ, как следствие жесткой монетарной политики.
Отдельное предприятие не может бороться с инфляцией. Это макроэкономическая задача, задача государства.
В экономической политике существует два варианта борьбы с инфляцией:
активная стратегия — через спад деловой активности и рост безработицы;
пассивная политика — адаптационные государственные меры (индексация доходов и их контроль).
Составляющими пассивной антиинфляционной политики выступают:
политика доходов;
контроль цен и окладов;
государственные рекомендации по ценам и заработной плате;
минимизация государственного вмешательства в рынок — налоговые льготы для тех фирм, которые не повышают цены.
Стратегия активной борьбы с инфляцией основана на компромиссной теории инфляции — через увеличение безработицы.
Инфляция присуща экономике в силу ее конструктивных особенностей — бумажно-денежного обращения в условиях, когда бумажные деньги потеряли связь с золотом.
Антиинфляционная стратегия включает следующие меры длительного действия в переходной экономике:
развитие рыночных механизмов;
правительственная политика искоренения неуправляемой инфляцией (придерживать цены в рамках, определенных законом о бюджете);
жесткие ограничения прироста денежной массы — только соответствующего приемлемому контролируемому уровню инфляции;
сокращение бюджетного дефицита;
повышение курса валюты (внешний фактор).
Тактические антиинфляционные меры в переходной экономике:
государственная поддержка степени товарности народного хозяйства — льготное налогообложение предпринимателей, организующих свободную продажу побочных продуктов производства;
повышение нормы сбережений и уменьшение уровня их ликвидности для сокращения текущего спроса;
контроль доходов через налогообложение фонда заработной платы, превышающего нормируемый уровень до 1995 г. (3 минимальные зарплаты на среднесписочного работника).
В связи с либерализацией в России в 1992 г. цены повысились в 26 раз, в 1993 г. прирост инфляции составил 1008%, в начале 1993 г. темпы роста цен вернулись к 1992 г. и составили около 30% в месяц. Это было результатом временного лага после осенней накачки денег через взаимозачеты и сопровождалось ростом курса доллара и в целом долларизацией, т.е. бегством от рубля.
Государственные меры борьбы с инфляцией в этот период и на других временных интервалах повышения инфляции:
выброс на рынок валюты;
повышение процента для роста склонности населения к сбережениям;
сжатие дефицита бюджета и кредитов правительству через секвестирование бюджета.
Но потом опять политика смягчилась: ЦБ выдал правительству кредиты, расширилась денежная эмиссия и темпы инфляции к началу 1994 г. выросли.
Таким образом, в первой половине 90-х гг. в России установился определенный (выматывающий экономику) инфляционный цикл: достижение положительных результатов (снижение темпов роста инфляции) → давление отраслевых лоббистов, политические события (выборы) → смягчение денежно-кредитной политики → рост темпов инфляции (до гиперинфляции на уровне 30%-ной инфляции в месяц) → необходимость усиления борьбы с инфляцией.
Причины инфляции в первой половине 90-х гг.:
дефицит госбюджета, финансируемый за счет денежной и кредитной эмиссии Центрального банка;
увеличение скорости обращения денежной массы;
скупка валюты Центральным банком за счет денежной эмиссии, превышающей установленные бюджетом лимиты (табл.).
Кредиты, деньги, инфляция в 1992 — 2000 гг.
1992 г. 1993г. 1993 г. 1994 г. 2000 г. Кредиты правительству (млрд. руб.) 6320 9518 13104 25867 593 Денежная база (Мо + обязательные резервы + средства на кор. счетах) (млрд. руб.) 4284
6344
9304
21426
1842
Мультипликатор (М2/ден. базу) 1,68 1,7 1,73 1,78 2,3 Скорость обращения 5 7,4 6,9 8,2 9,4 Среднемесячные темпы инфляции % 25 24 21 20 2,1
Источник: Государственный комитет статистики: www.gks.ru
Анализ приведенных в таблице данных позволяет сделать следующие выводы:
снижение инфляции в 1992 - 2000 гг. сделало реально положительной учетную ставку, но высокая ставка процента вела к снижению спроса на деньги и снижению инвестиций до 1999г.;
рост мультипликатора на основе снижения избыточных резервов коммерческих банков в ЦБ увеличил предложение денег;
несоблюдение требований к норме резервов — либо ниже (до 1998 г.), либо выше с 1999 г.
Таким образом, монетарное регулирование снижает темпы инфляции — от гиперинфляции экономика перешла в стадию глубокой депрессии 1994 - 98 гг. Но замена монетарных методов немонетарными (через ограничение цен на хлеб, 100%-ную продажу валютной выручки, государственно фиксируемый валютный курс на основу установления валютного коридора), а также свертывание политических и экономических реформ привело к разрушению финансовой системы государства в августе 1998 г.
Сочетание мер по усилению государства и его позиций в экономике с созданием благоприятных конкурентных условий для отечественных производителей при проведении жесткого монетарного регулирования позволяло, как контролировать инфляцию, так и обеспечить выход экономики России на траекторию экономического роста.
Заключение
Несмотря на экономические, социальные, национальные, геополитические и другие особенности каждой из постсоциалистических стран, реакция их экономик на рыночные преобразования является совершенно нормальной, что свидетельствует о внутренней присущности рыночной саморегуляции современной экономической цивилизации.
Различия в реализации общих закономерностей обусловлены различиями в стартовой экономической ситуации: уровне развития, зависимости от международной торговли, степени продвинутости экономических реформ, уровни несбалансированности экономики. Например, сельское хозяйство Польши состояло из множества мелких (слишком мелких, чтобы быть эффективными) хозяйств и неэффективных огромных госхозов и кооперативов. Венгрия вводила регулируемый рынок с 1968 года, а Чехословакия имела жестко управляемую государственную экономику до 1989 года, но в обоих было меньше макроэкономических дисбалансов, чем в России и Польше. Таким образом, сложившаяся экономическая ситуация в каждой стране повлияла на особенности реализации общих закономерностей.
Апробированный в разных странах набор преобразований, усиливающих рыночный характер экономики, позволяет выделить экономические этапы переходной экономики:
создание политических и институциональных предпосылок (1991);
либерализация экономики (1992);
приватизация (1992 — 1994);
макроэкономическая (финансовая) стабилизация (1996 — первое полугодие 1998, 1999 — настоящее время);
структурная перестройка.
Исторически последовательность этих этапов в России была следующей (гг.):
1991-93 — развал административной системы, становление основ рыночной экономики;
1994-95 — этап инфляционистской, протекционистской политики;
1996-97 — достижение финансовой стабилизации, реструктуризация предприятий, остановка падения производства;
1998-99 — финансовый кризис и его последствия;
2000 — выход на траекторию экономического роста.
По своему характеру экономика переходного периода является смешанной с преобладанием госсектора и коллективистских форм собственности. В ней присутствуют следующие сектора:
государственный (в 1995 году охватывал 50% основных фондов и производил треть ВВП, занимал 40% рабочей силы, в 2001 году производство ВВП в госсекторе снизилось до 20%);
частный (индивидуальный и совместный);
корпоративный;
мелкотоварный («челноки», уличная торговля, крестьянские хозяйства);
теневой.
Наличие в рыночной экономике множества экономических субъектов, представляющих различные формы собственности и формы хозяйствования, объективно обусловливает смешанный характер переходной экономики, т.е. сосуществование и новых и старых секторов, что отражает инерционность экономики.
Задачи реализуют цель переходной экономики — создание рыночной экономической системы. Они обусловлены чертами централизованно управляемой экономики:
Сверхмонополизм — сочетание крупных размеров предприятий и определенного стереотипа экономического поведения — стремления к удержанию высоких цен, единой политики (сговор) по выколачиванию дотаций, кредитов (льготных), налоговых льгот.
Милитаризованная производственная структура, главной составляющей которой является ВПК — основной потребитель ресурсов, квалифицированной рабочей силы (ра* бочей аристократии).
Затратная система цен, не позволяющая реально оценивать экономическую эффективность.
Отсутствие механизма экономической защиты природных ресурсов, ориентация производства на максимальное введение ресурсов, а не на рациональное использование, в т.ч. и при экспорте.
Низкий жизненный уровень: в РФ 4% — богатых, 62 — малообеспеченных и 34 — бедных; в США 8 — богатых, 80 — средний класс, 12 — бедных.
Коллективистская психология, препятствующая преобразованиям.
Экономической основой плановой экономики выступает государственная собственность, способом ее движения является планомерность, банковская система ограничивается единым государственным банком, ценообразование осуществляется единым экономическим центром.
В определении причин краха тоталитарных режимов сложились две противоположные позиции. Первая исходит из того, что до прихода Горбачева трудности социалистической системы не свидетельствовали о ее нежизнеспособности. Политически и экономически она была стабильна с 30-х годов, т.е. 55 лет. Неумелая политика перестройки привела к ее разрушению.
С позиций второй точки зрения, командная экономика нежизнеспособна, она существовала за счет высоких темпов введения новых факторов производства на основе репрессивного режима и низкого уровня жизни, ее недостатки системны.
К числу внешних причин падения централизованно управляемой экономики относятся: программа перевооружений США, расходы и поражение в афганской войне, падение цен на нефть, повышение уровня жизни в развитых странах. В целом считается, что социалистическая система могла просуществовать до 2000 года при росте НД около 2% в год.
Безусловно, создание рынка не самоцель, а средство формирования эффективной экономической системы. Она характеризуется следующими чертами:
экономическая основа — частная собственность в ее многообразных формах;
форма движения — регулируемый рынок;
банковская система — коммерческие банки во главе с Центральным банком;
ценообразование — свободное с рядом фиксированных цен.
Создание рыночной экономической системы — это целевая установка переходного периода. Для ее реализации необходимо в переходный период решение следующих задач:
Либерализация экономической деятельности (свобода торговли, внешнеэкономической деятельности, отказ от централизованного планирования).
Ликвидация механизмов воспроизводства дефицита — фиксированных цен (на первых этапах — инфляцит (Пол Колодко, Макмахон) т.е. ценовая (открытая и скрытая) инфляция при усилении дефицита).
Ликвидация мягких бюджетных ограничений (Я. Корнай)— финансовой поддержки предприятий, невозврата кредитов, т.е. введение жестких бюджетных ограничений.
Борьба с монополизмом, создание рыночной конкуренции.
Структурная перестройка, повышение удельного веса второго подразделения, достижение конкурентоспособности продукции.
Формирование новой мотивации труда (собственнической, хозяйской).
К числу методов решения задач переходного периода относятся:
1. Стабилизация — экономическая политика, направленная на ограничение инфляции и насыщение рынка, которая включает:
либерализацию цен;
минимизацию госбюджета через коммерциализацию деятельности госпредприятий;
удорожание кредита (максимально до 210% ставки финансирования ЦБ);
введение внутренней конвертируемости национальной валюты;
сдерживание роста доходов.
2. Преобразование форм собственности:
приватизация и реституция — возвращение бывшим собственникам в ряде европейских стран;
снятие ограничений для развития частного сектора.
3. Изменение структуры экономики:
антимонопольная политика;
конверсия;
механизм банкротства;
интеграция в мировой рынок.
Список использованной литературы
Абалкин Л.И. Новая парадигма экономической теорий // Вопросы экономики. - 1993.- № 1.
Белокрылова О.С. Теория переходной экономики. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Бим А. Экономическая политика в условиях кризиса государственности и неопределенности реформаторских стратегий // Вопросы экономики. - 1993. - №9.
Моисеев С. Инфляционное таргетирование: международный опыт и российские перспективы. // Вопросы экономики. – 2005. - №9.
Нуреев Р. Теории развития: новые модели экономического роста. // Вопросы экономики. – 2008. - №9.
Пансков В. Идет ли в России налоговая реформа? // РЭЖ. – 2005. - №8.
Радаев В. В. Концептуальные основы анализа переходной экономики. - М., 1995.
Статистика // Экономика и жизнь. - 2004. - № 32.
Трофимов Г. Внешний долг и денежно-кредитная политика. // Вопросы экономики. – 2000. - №11.
Экономика переходного периода. / Под ред. Радаева В.В., Бузгалина А.В. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005.
Экономическая теория. / Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д.Камаев. – М.: ВЛАДОС, 2004.
www.gks.ru
2
Цели
Социальные
Политические
Экономические
Производство общественных товаров
Жизнеобеспечение безработных
Экономическое развитие
Управление госсектором
Повышение благосостояния
Социальная защита населения
регулирование процентной ставки
обеспечение полной занятости
стимулирование экспорта и импорта
воздействие на общий уровень цен
поддержание экономического роста
перераспределение доходов
Формы косвенного вмешательства государства в экономику
1.Абалкин Л.И. Новая парадигма экономической теорий // Воп¬росы экономики. - 1993.- № 1.
2.Белокрылова О.С. Теория переходной экономики. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
3.Бим А. Экономическая политика в условиях кризиса государственности и неопределенности реформаторских стратегий // Вопросы экономики. - 1993. - №9.
4.Моисеев С. Инфляционное таргетирование: международный опыт и российские перспективы. // Вопросы экономики. – 2005. - №9.
5.Нуреев Р. Теории развития: новые модели экономического роста. // Вопросы экономики. – 2008. - №9.
6.Пансков В. Идет ли в России налоговая реформа? // РЭЖ. – 2005. - №8.
7.Радаев В. В. Концептуальные основы анализа переходной эко¬номики. - М., 1995.
8.Статистика // Экономика и жизнь. - 2004. - № 32.
9.Трофимов Г. Внешний долг и денежно-кредитная политика. // Вопросы экономики. – 2000. - №11.
10.Экономика переходного периода. / Под ред. Радаева В.В., Бузгалина А.В. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005.
11.Экономическая теория. / Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д.Камаев. – М.: ВЛАДОС, 2004.
12.www.gks.ru
Вопрос-ответ:
Какие основные черты экономики переходного периода?
Экономика переходного периода характеризуется основными чертами, такими как долгосрочные структурные проблемы, нестабильность и риск, низкая производительность, высокая инфляция, недостаток финансовых ресурсов и т.д.
Какие цели и функции государственного регулирования переходной экономики?
Целями государственного регулирования переходной экономики являются стабилизация экономического положения, обеспечение социальной защиты населения, поддержка промышленности и развитие конкурентоспособности. Функции государственного регулирования включают бюджетное и фискальное регулирование, денежно-кредитную политику, промышленную политику и другие виды регулирования.
Какие особенности государства в переходный период?
Государство в переходный период характеризуется особенностями, такими как высокий уровень вмешательства и регулирования, неэффективность и коррупция, нестабильность и риск, недостаток ресурсов и дефицит бюджета.
Какие инструменты используются в государственном регулировании переходной экономики?
В государственном регулировании переходной экономики используются различные инструменты, такие как налоговая политика, фискальное регулирование, денежно-кредитная политика, тарифная политика, промышленная политика, инвестиционная политика и другие меры.
Какие инструменты денежно-кредитной политики применяются в переходной экономике?
В переходной экономике применяются различные инструменты денежно-кредитной политики, такие как установление процентных ставок, контроль над эмиссией денег, регулирование банковской системы, фондовый рынок и другие меры. Эти инструменты используются для стабилизации экономики, контроля инфляции и поддержки финансовой системы.