Специфика личностного развития дошкольников с нарушениям речи из неблагополучной семьи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Специальная психология
  • 43 43 страницы
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 25.04.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Общая характеристика речи в дошкольном возрасте
Нарушения развития речи детей дошкольного возраста и его причины
Роль семьи в процессе воспитания и развития языка детей
Неблагополучные семьи или семьи группы риска
Работа с неблагополучными семьями
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Слабой способностью обсуждать словесно проблемы семьи; члены этих семей плохо понимают, когда психолог пытается им объяснить на словах, как можно улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия.
Засильем в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью.
Высокой степенью риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков.
Подчас члены этих семей не верят, что они могут что-то изменить в своей судьбе и судьбе своих близких. Поэтому первым и необходимым этапом работы является развитие надежды. Для этого следует рассказать членам семьи несколько историй о семьях, жизнь которых была похожа на нынешнюю жизнь семьи, но потом изменилась к лучшему. Следует рассказать о шагах, которые предпринимали люди в этой семье, о том, какие были неудачи, и что именно помогало, а что нет. Истории должны быть понятными, вызывать эмоциональный отклик, короткими, чтобы не утомить людей. В связи с этим применительно к практике консультативной работы с семьями можно выделить специальную исследовательскую задачу – сбор, анализ и систематизации подобных историй, составление сборников подобных историй применительно к разным проблемам. Неблагополучные семьи подчас справляются со своим неблагополучием и без помощи психологов. Следует собирать информацию об этом опыте и исследовать ее качественными методами (в противовес количественным методам). Любой школьный психолог, психолог, работающий в детском доме, школе-интернате или приюте, может столкнуться с подобным опытом, подобной историей.
 Важной и необходимой на всех стадиях работы с семьей группы риска задачей является демонстрация психологом членам семьи иных форм поведения, эмоционального реагирования, чем принято в семье. Например, если в семье принято смеяться друг над другом, делать заметными чужие ошибки и долго о них помнить, то психологу следует демонстрировать бережное и внимательное отношение к другому человеку, подчеркивать, что ошибки может совершать каждый, а долг человека, оказавшегося при этом рядом, снизить неприятный эмоциональный осадок у человека, который ошибся (а не усугублять его). Недопустимо гордое, высокомерное, презрительное отношение к членам семей группы риска, ибо многие в этих семьях склонны так относиться к другим, и это является препятствием в этих семьях на пути к любви и заботе. Психологу следует демонстрировать прямо противоположное поведение – заинтересованность, стремление к отношениям на равных. Всегда следует найти, за что можно уважать каждого члена семьи, и демонстрировать ему это уважение, объясняя, за что психолог этого человека уважает.
   Важно научить всех членов семьи тому, как противостоять манипулятивным влияниям извне с целью выманить деньги, заставить делать не свою работу или склонить к приему алкоголя, наркотиков, подобному. Часто эти люди внушаемы, доверчивы и соглашаются на то, о чем потом сожалеют. А выход из ситуации сожаления они предпочитают искать в агрессивных действиях, вандализме, приеме алкоголя или обращении к иным влияющим на психическое равновесие веществам. Это только усугубляет их проблемы, дестабилизирует жизнь их семей. Следует предложить проиграть соответствующие ситуации психологического давления, и научить членов семьи разумно, словами, в социально приемлемой форме отказываться от того, что им не выгодно и не входит в их планы, отстаивать свои права. Каждая семья группы риска имеет в памяти своих членов груз информации о несправедливостях и обидах. Эта информация часто вытесняется, при этом люди не способны отстаивать свои права, поступать по-своему в значимых ситуациях. Полученные обиды и неспособность справиться с соответствующими проблемами ухудшают эмоциональный фон взаимоотношений в семьях.
Важно также вовлекать членов подобных семей в совместные (дети, родители, члены других семей) эмоционально насыщенные игры, которые делают позиции общения в семье более равными, отношения более заботливыми, а поведение за пределами семьи более смелым и предприимчивым. Такие игры создают радостное настроение. Важно добиться состояния веселья, радости.




Работа с неблагополучными семьями
Вне семьи невозможно полноценно воспитать человека, но не всегда условия воспитания в семье способствуют благоприятному развитию ребенка. Формы работы социального педагога с семьями очень разнообразны и зависят от структуры семьи и окружающего социума, характера возникающих у ребенка трудностей. Важно изучить и знать тип семьи, определить ее стремления, потребности, проблемы, сильные и слабые стороны воспитания, разобраться в мозаике межличностных взаимоотношений внутри семьи и в составе ее социокультурного окружения.
В конечном итоге целью изучения семьи является выяснение ее потенциальных воспитательных возможностей и обращение их на пользу развития ребенка (в том числе и ребенка с недостатками умственного развития).
Структура семейных взаимоотношений может быть дифференцирована по разным основаниям. Так, социально-культурный параметр жизни и развития ребенка предопределен, по нашим наблюдениям, во многом образовательным уровнем родителей и их участием в жизни общества; социально-экономический - определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей; технико-гигиенический - зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический - определяется структурой семьи.
Изучение семьи ведется нами не эпизодически, а на протяжении всей работы с ребенком. Все виды общения, все контакты с родителями в процессе совместной воспитательной деятельности обязательно дают педагогу новый материал, новые данные о семейном воспитании: о направленности образа жизни семьи, о способах использования семьей свободного времени, о любимых занятиях членов семьи, о взаимоотношениях членов семьи и стиле семейного воспитания.
Выделяется несколько категорий семей:
многодетные,
неполные,
малообеспеченные,
неблагополучные.
Выделяются также семьи нейтрального типа, в которых преобладает, условно говоря, "свободное воспитание" - дети чаще всего предоставлены сами себе, а родители заняты зарабатыванием денег. В основном это матери-одиночки, разведенные женщины, которым социальные условия не позволяют в полной мере заниматься воспитанием своих детей.
К неблагополучному типу относятся семьи с аморальным воздействием на развитие ребенка. Для таких семей характерны: ослабленная нравственно-трудовая атмосфера, постоянные конфликты, антипедагогическое отношение к детям, нервозные отношения между членами семьи, отсутствие общей культуры и духовных запросов. Дети в таких семьях стремятся компенсировать отсутствие любви и заботы родителей путем самоутверждения на улице, в дворовых компаниях.
В последнее время все чаще приходится наблюдать криминогенный тип семьи. Внутрисемейные отношения здесь построены таким образом, что приносят значительный вред духовному и физическому развитию ребенка: систематическое пьянство, часто совместное - матери и отца; развратный образ жизни родителей. Понятно, что здесь условия для полноценного воспитания ребенка отсутствуют полностью. В этих семьях необходимо экстренное педагогическое вмешательство, чтобы качественно преобразовать микроклимат в семье, не потерять растущего в нем человека. Такие семьи требуют постоянного внимания педагогов, чтобы защитить интересы ребенка, обеспечить право на его развитие.
Особенно сложны проблемы взаимодействия социального педагога с семьями, в которых воспитывается умственно отсталый ребенок или ребенок с задержкой в развитии, нарушениями речи и т.д. Существуют разные формы личностно-психологического отношения родителей к умственно отсталому ребенку в семье: любовь, жалость, обида, стеснение и даже стыд за своего ребенка.
Зная специфику каждой семьи, педагогу легче понять, с кем именно и какую он должен проводить работу. Для этого составляется программа совместных действий педагогов и родителей. А начинается эта работа со знакомства с семьей.
Перед посещением необходимо тщательно изучить личное дело учащегося и наметить ориентировочный план первого знакомства с семьей. Во время знакомства социальный педагог должен учитывать следующие факторы:
психофизические особенности учащегося;
положение ребенка в семье;
особенности типичных методов воспитания умственно отсталых детей;
социальное положение, культурный уровень и бытовые условия семьи;
удаленность места жительства семьи от школы.
В процессе исследования социальный педагог обязательно систематизирует следующие исходные данные о семье:
общие сведения (состав семьи, место работы и род занятий родителей, жилищные и материально-бытовые условия);
культурный и образовательный уровень родителей, других членов семьи, их интересы и стремления;
статусное положение умственно отсталого ребенка в семье (отношение к нему родителей, их влияние на него, стиль внутрисемейных отношений);
отношение семьи к специальной школе (считают ли родители целесообразным пребывание своего ребенка в этой школе; как осуществляется дома охранительный режим, трудовое воспитание, как организован досуг, какова связь ребенка со школой);
наличие потенциальных ресурсов внесемейного влияния на ребенка (соседи, друзья, товарищи во дворе).
Социальный педагог, а также учителя, работающие с семьей, постепенно формируют у родителей потребность доверять им, желание принять предварительно согласуемые меры, чтобы не допустить правонарушений, изменить отношение к ребенку, качественно преобразовать условия его жизни в семье.
На отношение родителей к ребенку с нарушениями речи, на взаимоотношения родителей между собой положительно влияют групповые и индивидуальные беседы. Подобные беседы позволяют укрепить у родителей уверенность в том, что от их правильного отношения к ребенку зависит его будущее.
Школа, целенаправленно осуществляя корректирующее воздействие на семью, знакомит родителей с особенностями воспитания, развития и обучения умственно отсталых детей. Это весьма непростая задача. На родительских собраниях и индивидуальных беседах родителей обычно интересуют следующие вопросы:
особенности психического развития детей с недостатками в развитии;
индивидуальные особенности каждого ребенка, обусловленные характером его дефекта;
особенности вторичных отклонений в развитии, которые могут возникнуть в неблагоприятных условиях под воздействием первичных дефектов;
специальные задачи школы;
содержание и методы воспитательной работы, осуществляемой в коррекционной в школе.
Еще одна перспективная форма работы с родителями - организация дней открытых дверей. Родители посещают уроки, беседуют с учителями, одноклассниками ребенка, приглашаются на различные спортивные соревнования и на праздники.
Проводятся тематические семинары с родителями, у которых "трудные" дети. Спектр проблем, обсуждаемых родителями на таких семинарах, разнообразен. Обычно родителей волнуют такие вопросы:
развитие ребенка в процессе обучения;
взаимосвязь воспитания и лечения;
нормализация взаимоотношений между аномальным ребенком и его окружением;
гармонизация отношений отца с ребенком;
сохранение и поддержка гармонии в семье;
формирование позитивного отношения ребенка к процессу обучения, к одноклассникам, к учителям.
Для того чтобы на практике родители могли постичь искусство воспитания детей с недостатками в развитии, наша школа привлекает их к активной воспитательной работе с детьми. Родительский комитет систематически помогает педагогам в организации различных воспитательных мероприятий: проведении экскурсий, посещений театров и выставок. Актив родителей привлекается также к оформлению кабинетов, ремонту классов, проведению школьных мероприятий.
Встречи родителей со школьным врачом-невропатологом, беседы, выступления врача на собраниях, лечение детей - все это, несомненно, помогает сглаживать последствия той или иной ошибки природы, улучшает состояние детей, настраивает родителей на оптимистический тон во взаимоотношениях с детьми, педагогами.
Еще один аспект системы работы социального педагога нельзя упускать из виду: для предотвращения социальных проблем в семье социальный педагог обязательно должен работать совместно с различными социальными службами, организациями, учреждениями. Так, совместно со службой социальной помощи населению ведется работа по выявлению малообеспеченных семей и оказанию им помощи и поддержки. В тесном контакте с инспекцией по делам несовершеннолетних осуществляется работа по профилактике преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества и других асоциальных явлений среди подростков. Совместно с отделом охраны прав детства социальный педагог оказывает помощь в оформлении опекунства, в защите детей от асоциальных родителей, собирает информацию, связанную с нуждами подопечных, а также организует консультации по вопросам имеющихся у детей прав и обязанностей, льгот и пособий.
Кроме того, совместно с врачом-наркологом в школе регулярно проводятся мероприятия, направленные на предупреждение негативных социально-психологических проявлений среди учащихся, ведется пропаганда здорового образа жизни. Нарколог встречается с детьми "группы риска", выступает на общешкольных и классных родительских собраниях, на собраниях родителей "трудных" детей, проводит индивидуальные беседы с детьми и родителями.
Следует помнить, что вовремя и правильно найденные слова, искреннее желание помочь родителям поверить в свои силы, умение поддержать их в трудную минуту иногда значат для них гораздо больше, чем нудно прочитанная обстоятельная лекция. Доверительное общение, как мы убедились, сближает педагога с семьей и укрепляет его авторитет в глазах учеников и их родителей.
Заключение
В практике работы коррекционной школы, как правило, встречаются две основные категории умственно отсталых детей:
I группа - дети, у которых наблюдается более или менее равномерное поражение нервно-психической сферы;
II группа - дети, у которых встречается задержка в области развития отдельных психических функций (например, речи, одни не могут научиться читать, другие не могут овладеть простейшим счетом). Надо помнить, что больной ребенок испытывает значительные трудности в обучении. Ему трудно, например, сосредоточиться на уроке, быть внимательным. Это накладывает своеобразный отпечаток на поведение и весь образ его жизни (усиливается подчас нелюдимость, замедляется общее развитие, появляются затруднения в общении). От сознания собственной неполноценности ученик ожесточается, замыкается в себе и может совершать неприемлемые в нравственно-правовом отношении поступки.
По нашим наблюдениям, большинство родителей таких детей имеют низкий уровень образования и культуры, а отношение к ребенку во многих случаях отличается определенной неустойчивостью. В зависимости от собственного настроения и от поведения ребенка родители или балуют его, или унижают, или даже бьют. Напряженная семейная обстановка, конфликты между родителями - все это губительно сказывается на нервной системе ребенка, препятствует его развитию.
В силу охарактеризованной выше ситуации в нашей стране возникает острая необходимость в совершенствовании социально-педагогической помощи детям и их семьям, причем как детям с недостатками в развитии, так и тем детям, у которых таких недостатков нет. И особая роль в данной работе по праву отводится социальному педагогу, ибо его главная сфера деятельности - сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении. Именно он стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику различных негативных явлений, отклонений в поведении личности.
В данной работе было проведено изучение особенностей личностного и речевого развития дошкольников с нарушениями речи из неблагополучных семей. Таким образом, в заключении можно сделать вывод о том, что именно семья является важным и определяющим фактором в развитии и воспитании ребенка. Дети из неблагополучных семей находятся в группе риска нарушений в развитии и нуждаются в особом внимании со стороны педагогов, которое должно быть так же направленно на работу непосредственно с их семьями.
Список литературы
Белова-Давид Р. А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей// Нарушение речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1969.
Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2006.
Громова О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи // Журнал «Логопед», 2007 №3.
Елизаров А.Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска //Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества" 13 - 15 апреля 2004 года. - М.: Консорциум "Социальное здоровье России", 2004.
Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994.
Листратенко Н.П. Семейные взаимоотношения и их влияние на развитие личности ребенка// Воспитание и дополнительное образование, 2004.
Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000.
Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003.
Психология детей дошкольного возраста. /Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. – М., 1964.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования, М.: 2000.


Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981.

Громова О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи // Журнал «Логопед», 2007 №3.

Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003.

Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994.

Белова-Давид Р. А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей// Нарушение речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1969.

Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2006.

Листратенко Н.П. Семейные взаимоотношения и их влияние на развитие личности ребенка// Воспитание и дополнительное образование, 2004.

Елизаров А.Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска //Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества" 13 - 15 апреля 2004 года. - М.: Консорциум "Социальное здоровье России", 2004.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования, М.: 2000.

Психология детей дошкольного возраста. /Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. – М., 1964.










1


Список литературы
1.Белова-Давид Р. А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей// Нарушение речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1969.
2.Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2006.
3.Громова О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи // Журнал «Логопед», 2007 №3.
4.Елизаров А.Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска //Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества" 13 - 15 апреля 2004 года. - М.: Консорциум "Социальное здоровье России", 2004.
5.Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994.
6.Листратенко Н.П. Семейные взаимоотношения и их влияние на развитие личности ребенка// Воспитание и дополнительное образование, 2004.
7.Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000.
8.Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003.
9.Психология детей дошкольного возраста. /Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. – М., 1964.
10.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981.
11.Ядов В.А. Стратегия социологического исследования, М.: 2000.

Вопрос-ответ:

Что такое общая характеристика речи в дошкольном возрасте?

В дошкольном возрасте развивается речь, которая характеризуется некоторыми особенностями. В этом возрасте дети только начинают учиться говорить и формировать свои мысли в слова. Речь дошкольников обычно недостаточно грамматична, они часто допускают ошибки в образовании слов и их употреблении. Также у детей этого возраста часто встречаются дефекты в произношении отдельных звуков. Однако в целом, речь дошкольников развивается достаточно быстро, и к началу школьного возраста она становится более грамотной и правильной.

Какие нарушения развития речи могут возникать у детей дошкольного возраста и почему?

У детей дошкольного возраста могут возникать различные нарушения развития речи. Например, дети могут перепутывать звуки или заменять одни звуки другими. Это может происходить из-за проблем с образованием артикуляционного аппарата или отсутствия должного внимания к звукам родителей. Также у детей могут возникать проблемы с грамматикой и лексикой, что может быть связано с отсутствием общения и развития речи в семье.

Какую роль семья играет в развитии и воспитании речи детей?

Семья играет очень важную роль в развитии и воспитании речи детей. Роль родителей заключается в создании комфортной обстановки для развития ребенка и его речи. Родители должны общаться с ребенком, разговаривать с ним и интересоваться его рассказами. Также они могут помогать ребенку расширять свой словарный запас и правильно произносить звуки. Если в семье есть проблемы со связью и общением, это может негативно сказаться на развитии речи ребенка.

Что такое неблагополучные семьи или семьи группы риска?

Неблагополучные семьи или семьи группы риска - это семьи, в которых есть определенные проблемы и негативные факторы, которые могут негативно сказаться на развитии ребенка. К таким семьям относятся семьи с низким уровнем образования, низким достатком, семьи, в которых родители злоупотребляют алкоголем или наркотиками, и семьи, в которых есть проблемы со связью и общением.

Какова специфика личностного развития дошкольников с нарушениями речи из неблагополучных семей?

У дошкольников с нарушениями речи из неблагополучных семей есть своя специфика личностного развития. В таких семьях, члены которых плохо понимают проблемы семьи, дети часто имеют слабую способность обсуждать свои проблемы словесно. Это может затруднять работу психолога, когда он пытается объяснить им на словах. Также, в неблагополучных семьях может быть недостаточное внимание к развитию речи у ребенка, что приводит к нарушениям в этой сфере.

В каком возрасте проявляются нарушения развития речи у детей дошкольного возраста?

Нарушения развития речи у детей дошкольного возраста могут проявляться с момента начала активного использования речи, то есть с 2-3 лет. В этом возрасте дети начинают образовывать слова, строить простые предложения, но у некоторых детей могут возникать трудности в этом процессе. Нарушения речи могут проявляться в форме замедленного развития, нечеткой артикуляции, слабого словарного запаса и других особенностей.

Какую роль играет семья в процессе воспитания и развития языка детей с нарушениями речи?

Семья играет важную роль в процессе воспитания и развития языка детей с нарушениями речи. В неблагополучных семьях или семьях группы риска, члены которых плохо понимают проблемы семьи, может быть недостаточное внимание к развитию речи у ребенка. Однако, семья также может оказать поддержку и помощь в развитии речи через различные игры, артикуляционную гимнастику, чтение книг и общение с ребенком на разных языках.

Чем характеризуется речь детей дошкольного возраста?

Речь детей дошкольного возраста характеризуется развитием словарного запаса, грамматики и звуковой стороны. Дети начинают активно использовать слова для обозначения предметов, действий и эмоций, учатся строить простые предложения и правильно произносить слова.

Что приводит к нарушению развития речи у детей дошкольного возраста?

Нарушение развития речи у детей дошкольного возраста может быть вызвано различными причинами: генетическими факторами, недостаточной стимуляцией речевого развития в семье, неблагоприятными условиями окружающей среды, психологическими проблемами.

Какую роль играет семья в процессе развития языка у детей?

Семья является основной средой, где ребенок начинает учить язык. Родители и близкие взрослые играют важную роль в развитии речи ребенка, создавая условия для его общения, обогащая его словарный запас и учат правильно использовать язык.

Что такое неблагополучные семьи и какие особенности их характеризуют?

Неблагополучные семьи - это семьи, где существуют проблемы взаимоотношений, эмоциональные и материальные трудности, наличие нарушений в развитии ребенка. Особенности таких семей могут включать низкий уровень образования родителей, наличие алкоголизма или наркомании, нарушение родительских функций и др.