Познер в программе Познер

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Журналистика
  • 36 36 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 15.03.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Теоретическая часть
1.1.Интервью как жанр тележурналистики
1.2.Роль ведущего в ведении интервью
1.3.Тактика и стратегия ведения интервью
Глава 2. Практическая часть
2.1. Структура передачи «Познер»
2.2. Стиль ведения интервью Владимира Познера
2.3. Тематика интервью в программе «Познер»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Однако Владимир Познер не делает выводов за зрителя, предоставляя это право ему. Он лишь указывает: «Зачем я вам это рассказал? Да просто мне это показалось интересным».
Познер также может выразить мерило оценки интеллигентного человека: «На всякий случай расскажу содержание книги Шварца для наших зрителей, которые его не читали (а это ужасно!)…» (из интервью с М.Захаровым). Другие ведущие могут пояснить значение некоторых слов, якобы спрашивая у другого ведущего о значении определенное слова: «Кто такие апологеты?» («На ночь глядя», из интервью с Гариком Мартиросяном).

2.3. Тематика интервью в программе «Познер»

Собеседниками Владимира Познера становились не только известные политики, но и деятели культуры и искусства – совершенно разные по характеру, судьбе и складу ума. Однако, всех их объединяет активная жизненная позиция как гражданина своей страны. Несмотря на то, что вопросы задаются и на общие темы (политика, культура и искусство), зрителю дается возможность увидеть известного политика и как гражданина своей страны и как личность.
Сам ведущий так характеризует то, что происходит в его программе: «Интервью касается всего того, что касается любого человека. Не только политики и экономики».
Вопросы, которые задает сам ведущий, направлены на выяснение ценностей и убеждений собеседника.
Однако ему не так интересны какие-то бытовые подробности жизни собеседника, как, например, в программе «Школа Злословия», где ведущие могут задавать следующие вопросы:
«Как вы отмечаете свой день рожденья?» (из интервью с В.Познером)
«Вы редьку с хреном любите?», «Вы когда-нибудь матом ругались?», «Вы ездите на красный свет?» (из интервью с А.Волочковой)
Раскрытие личности собеседника происходит по следующему сценарию – вначале Владимир Познер задает не самые злободневные вопросы, те, которые помогли бы расположить собеседника в разговоре. При этом ведущий может предварять вопрос случаем из жизни:
«На этой неделе мне позвонила девушка и обратилась ко мне по имени. Я спросил, сколько ей лет: а, 19, а мне – 74. Какой же я для вас Владимир? Как вы предпочитаете общаться – на ты или на вы?» (из интервью с Г. Хазановым от 24.11.08).
Затем он задает более серьезные вопросы, связанные с профессиональной деятельностью гостя:
«Несколько лет прошло с тех пор, как вы ушли с эстрады. В одном из интервью вы сказали, что «Эстрада – прибежище убогих». Так что же это для вас?» (из интервью с Г. Хазановым от 24.11.08).
Обращение к цитатам из интервью помогает снять вопрос о неверной интерпретации ответов – Познер пользуется этим приемом. Несколько цитат, смысл которых противоречит друг другу, дают возможность задать острый вопрос, который стимулирует собеседника отвечать за свои слова.
Далее идут вопросы о реакции собеседника на явления действительности, настоящие события:
«Я вам напомню, нет, не вам, а зрителям, что вы занимались политической сатирой. На прошлой неделе обсуждался вопрос о поправках в Конституции: согласно данным ВЦИОМа позитивно к этому отнеслись 65 %. как вы к этому относитесь?» (из интервью с Г.Хазановым от 28.11.08)
При этом он может раскрыть тему в новом неожиданном (более личностном) ракурсе, что до него никто еще не делал. Во время интервью с М.Горбачевым он спросил, что тот сказал своей внучке, когда она заплакала, увидев реакцию людей на слова политика.
Владимир Познер часто зачитывает выдержки из интервью с участником передачи, а также обращается к видео-вопросам и кадрам из выступлений, фотографиям своего гостя (они выводятся на большой экран позади участников беседы). Он внимательно изучает всю информацию в СМИ, связанную с героем программы.
В отличие от «Школы злословия», где ведущие задают злободневные вопросы в лоб, по сути, критикуя своего собеседника, выискивая некие слабые места, нелогичности с тем, что было сказано собеседником, Владимир Познер ведет беседу более тонко.
«Что вам дает смелость научать?»
«Вы служите власти?»
«Можно ответить по существу?»
(из интервью с В.Познером, «Школа Злословия»)
Наиболее тяжелые для собеседника вопросы он камуфлирует за вопросами с цитатами и данными ВЦИОМ.
Несмотря на то, что вопросы предоставляются его командой, их отбором занимается сам Познер. При этом выбираются те самые вопросы, которые мучают зрителя – то есть если бы они были на месте ведущего, они бы задали такие же вопросы, которые задает он в явной или косвенной форме. Как и другие ведущие (программ «Школа злословия», «На ночь глядя»), он утверждает, что знакомился с многочисленными интервью гостя программы, делает комментарии и приводит цитаты для того, чтобы в дальнейшем задать новый вопрос.
Разговаривая о своем народе с гостями, он часто обращается к примерам из истории, литературы:
«Мы с вами еще поговорим по поводу Сталина – тема эта меня очень интересует. То, что было при Сталине, поддерживается многими людьми. Почему это сохраняется? Такая зомбированность…» (из интервью с М.Захаровым от 15.12.2008)
Иногда Познер может позволить себе оценить ответ собеседника в присущей ему тонкой манере:
«Ну хорошо, уклончиво, но ответили» (из интервью с М.Захаровым).
Ведущий также часто задает уточняющие вопросы, которые стимулируют собеседника на дальнейшее ведение темы, а также проясняют его позицию:
«Это как?»
«То есть, вы себя не причисляете к интеллигенции?»
«А интеллигенция должна находиться в оппозиции к власти?»
«И вы почувствовали радость?»
Ведущий не давит, если собеседник не хочет прямо отвечать на вопрос. Только однажды – в интервью с М.Захаровым - он сказал, что не хотел бы оставлять заданный вопрос:
«И все-таки я не хочу вас отпустить без ответа на этот вопрос».
Таким образом, можно выделить следующие особенности ведения интервью Владимиром Познером:
Манера ведения интервью интеллигентная, немного поучающая. Он внимателен к собеседнику, но может поправить допущенные им ошибки.
Вопросы.
Перед интервью ведущий внимательно знакомится со всей информацией о собеседнике в СМИ, выбирая некоторые непонятные или противоречащие друг другу реплики. А также отбирает самые злободневные и острые вопросы от зрителей.
Особым видом вопросов являются вопросы из опросника по Марселю Прусту, которые помогают раскрыть личность собеседника наиболее ярко.
По структуре передача «Познер» начинается и заканчивается историей из жизни или определенными событиями. Беседа с гостем прерывается на видеовопросы, которые задавали люди на улице.
Ведущий часто приводит цитаты из интервью с гостем, а также данные опросов ВЦИОМ для того, чтобы задать самые жесткие и злободневные вопросы.
Тематика передач – политика, экономика, события в стране и мире, а также жизни самого гостя, но через призму личности гостя.
Авторитетность ведущий подчеркивает благодаря своему опыту в цитатах.
Его позиция сторонняя – сторонняя («вроде как не вмешивается»).
В целом, для характеристики стиля Владимира Познера можно привести следующие слова Авдотьи Смирновой из интервью с ним же:
«Вам удается пройти на грани патетики, но с интонационным намеком на нее… Способность контролировать откровенность меня потрясла. Вы профессионал, но вы уходит в сторону от того, что «стучит». Как будто в вас есть счетчик Гейгера или дозиметр».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы рассмотрели стиль ведения интервью разными ведущими.
Несмотря на разнообразие видов интервью (информационное, оперативное, блиц-опрос или опрос на улице, интервью-расследование и интервью-портрет), существуют общие для всех интервью законы. Мы рассмотрели в данной работе роль и функции, которые выполняет ведущий во время интервью – особенности стиля беседы, манеры, тематику вопросов, а также сами вопросы.
Существуют разные типы общения ведущего с участником передачи: стиль «я-центрация», стиль «другой-центрация», стиль «я-другой-центрация». По стилю ведения интервью выделяются следующие виды – ближнедистанционный, дальнедистанционный, среднедистанционный.
При этом наиболее привлекательным является тот коммуникатор, который обладает следующими элементами харизмы – внешность, привлекательность, «ожидаемость» высказываний, действия, профессиональное мастерство.
Выделяются следующие типы ведущих – герой, антигерой, мистическая личность.
Ведущий может выполнять следующие роли – как ретранслятора, конферансье, интервьюера, рефери, псевдокоммуникатора, комментатора.
Для любой беседы и дискуссии характерны набор стратегий и тактик ее участников. Выделяются следующие стратегии: конвенциональные (тактика комплимента, тактика интеграции, тактика конструирования образа партнера), презентационные (тактика оппозиционирования, апологизации собственной стороны, персонификации), конфликтные (аффектного реагирования, оценочного реагирования, шутки, диффамации, дегуманизации, актуализации психологической роли, отделения от роли, отказа от предложенной роли).
Эпоха гражданского общества и складывающийся на рубеже веков новый информационный порядок, поставили всех участников информационного обмена перед необходимостью пересмотра старых стратегий. Появляются и новые подходы в профессиональной журналистской практике, основанные на принципах открытости, прозрачности, толерантности и уважения к собеседнику.
Становятся неактуальными агрессивный почерк «сбора информации» и конфронтационный репортерский стиль. Все реже допускается вторжение журналиста в поле оценок и мнений, основная тяжесть которых целиком переносится на плечи ньюсмейкеров. Журналист постепенно снимает маску отпугивающей элитарности.
Когда самоценной становится информация, все менее популярным оказывается и «разговор по душам», беседа на равных с интервьюером. В этом случае на первый план как источник сведений выходит собеседник, а дело журналиста — эти сведения добыть, причем ненавязчиво, с профессиональной легкостью, изяществом, а затем передать по назначению, обществу, в интересах которого он работает.
Немалую роль в этом подходе играет и интерактивное участие аудитории, которая может, как полноценный партнер, включиться в процесс интервью.
Журналист тогда выступает в роли своего рода режиссера, модератора общения источника и конечного потребителя информационного продукта.
Известного российского телекомментатора Владимира Познера можно, пожалуй, причислить к последователям такого типа профессионального поведения.
Некоторые публицисты критиковали Владимира Познера за искажение исторических фактов и использование манипулятивных технологий в телепередаче «Времена». Однако программа «Познер» - это совершенно новая программа на российском телевидении, несмотря на то, что ведет ее тот же самый ведущий.
Времена — это информационно-аналитическая телепрограмма в России, которая выходила на Первом канале до сентября 2008 года. В программе участвовали ведущий Владимир Познер, четыре гостя (депутаты, представители науки и члены правительства) и участник-не специалист («свежая голова»). В программе «Познер» ведущий остается тет-а-тет с гостем, изредка прерываясь на видеовопросы, оставляя ответы на вопросы и рассуждения гостя без комментариев. В программе гость отвечает на все вопросы, раскрывает свою личностную позицию.
Стиль Владимира Познера в программе «Познер» основан скорее на «другой-центрация» подходе, при котором ведущий демонстрирует одобрение своего собеседника, поддерживает его и уступает инициативу в общении.
К его тактикам можно отнести:
- тактику конструирования образа партнера,
- тактику «шутка» и «ирония»,
- тактику «комплимент»,
- тактику оценочного реагирования,
- тактику аффективного реагирования,
- тактику аппологизации собственной персоны.
Если бы можно было охарактеризовать концепцию программы «Познер», мы бы сказали: «Человек должен отвечать за свои слова»



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Борецкий Р.А., Кузнецов Г.В. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. М., 1990.
Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. СПб, 2004.
Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М, 2004.
Лукина М. Технология интервью. Учебное пособие для вузов М., 2003.
Мельник Г.С. Mass-media: Психологические процессы и эффекты. СПб, 1996.
Рублева Е.В. Телеведущий – рефери или цензор? //Вопросы филологических наук. – 2006 - № 3. – С. 54-56.
Рублева Е.В. Речевое поведение участников политической теледискуссии. // Вопросы филологических наук. – 2006 - № 3. – С. 106- 108.
Рублева Е.В. Виды общения. //Вестник Чаньчуньского университета. – Изд-во Чаньчуньского Политехнического университета. – Чаньчунь. – 2005. № 2. – С. 20- 21.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати.
Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. М., 2004
Лукина М. Технология интервью. Учебное пособие для вузов М., 2003. С.16.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати. С. 115.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати. С 117.
Лукина М. Технология интервью. Учебное пособие для вузов М., 2003.
http://vladimirpozner.ru/?page_id=14









2

1.Борецкий Р.А., Кузнецов Г.В. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. М., 1990.
2. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. СПб, 2004.
3.Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М, 2004.
4.Лукина М. Технология интервью. Учебное пособие для вузов М., 2003.
5.Мельник Г.С. Mass-media: Психологические процессы и эффекты. СПб, 1996.
6.Рублева Е.В. Телеведущий – рефери или цензор? //Вопросы филологических наук. – 2006 - № 3. – С. 54-56.
7.Рублева Е.В. Речевое поведение участников политической теледискуссии. // Вопросы филологических наук. – 2006 - № 3. – С. 106- 108.
8.Рублева Е.В. Виды общения. //Вестник Чаньчуньского университета. – Изд-во Чаньчуньского Политехнического университета. – Чаньчунь. – 2005. № 2. – С. 20- 21.
9.Тертычный А.А. Жанры периодической печати.
10. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. М., 2004

Вопрос-ответ:

Какую роль играет ведущий в программе Познер?

Ведущий в программе Познер играет роль посредника между гостями и зрителями. Он задает вопросы, уточняет детали, развивает тему и создает комфортную атмосферу для общения.

Какие тактики и стратегии ведения интервью используются в программе Познер?

Ведущий Владимир Познер использует различные тактики и стратегии ведения интервью. Он может быть критичным и задавать острые вопросы, а может быть тактичным и внимательно слушать собеседника. В любом случае, его цель - получить максимально полное и интересное интервью.

Какова структура передачи Познер?

Структура передачи Познер обычно состоит из нескольких сегментов. В начале передачи обычно представляют гостя или тему программы, затем следует интервью, в котором участвуют Владимир Познер и гость. После интервью может быть презентация или обсуждение темы с участием других экспертов или зрителей.

Какой стиль ведения интервью присущ Владимиру Познеру?

Стиль ведения интервью Владимира Познера отличается от других тележурналистов. Он склонен слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и давать ему возможность свободно высказаться. Он старается создать доверительную атмосферу и не прерывать гостя.

Какая тематика интервью обсуждается в программе Познер?

В программе Познер обсуждаются самые разные темы: политика, искусство, культура, наука, спорт и т.д. Основное требование к тематике интервью - она должна быть актуальной и интересной для широкой аудитории.

Какой жанр тележурналистики рассматривается в статье?

В статье рассматривается жанр интервью в тележурналистике.

Какая роль играет ведущий при ведении интервью?

Роль ведущего в ведении интервью состоит в том, чтобы задавать вопросы и поддерживать диалог с гостями программы.

Какие тактика и стратегия могут быть использованы при ведении интервью?

При ведении интервью используются различные тактики: открывающие, провоцирующие, диалоговые, информационные. Стратегия ведения интервью может быть направлена на получение нужной информации, обсуждение определенных тем или формирование определенного образа гостя.

Какова структура передачи Познер?

Структура передачи Познер включает в себя различные сегменты: вступление, интервью с гостями, комментарии ведущего, репортажи, фрагменты из архивов. Она может варьироваться в зависимости от конкретной передачи.