Общая хар-ка культуры петровского Петербурга

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 18 18 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 23.05.2009
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Внешний вид Санкт-Петербурга при Петре
Архитектура
Быт и интерьеры Петровского Петербурга
Культура столицы Петровского времени
Скульптура
Живопись
Просвещение
Образование
Ассамблеи
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Царевна Наталья Алексеевна, родна сестра царя, организовала в Петербурге театр.
Петербург к концу царствования Петра становился центром научной мысли – там была создана Академия наук, являвшаяся тоже его детищем.
Мысль об организации академии Петр, как о том свидетельствуют документы, вынашивал довольно долго. В те времена, как, впрочем, и сейчас, слово «академия» имело два значения: под академией подразумевалось и высшее учебное заведение, и научно-исследовательское учреждение – «академия, или социетет художеств и наук», как сказано в проекте ее устава.
Своеобразие Петербургской академии состояло в то, что она призвана была объединить три учреждения, действовавшие в странах Западной Европы самостоятельно и независимо друг от друга, а именно: университет, под которым подразумевалось «собрание ученых людей», обязанных обучать юношей юриспруденции, медицине и философии; гимназию, готовившую учеников для прохождения курса в университете, и собственно академию, т.е. «собрание ученых и искусных людей». Объединение трех названных структурных частей в одном учреждении мотивировалось малочисленным контингентом ученых людей; на Западе они существуют раздельно «для множества ученых людей».
С открытием в 1725 г. Российской Академии наук завершилось превращение Петербурга в ведущий научный и образовательный центр страны.
Ассамблеи
В конце 1718 г. верхи столичного общества были извещены о введении еще одного новшества – ассамблей. Заметим, 1718 год является годом официального введения ассамблей. Фактически они устраивались ранее этой даты, о чем свидетельствуют записи в «Походном журнале» царя за 1714 г.: под 11 марта отмечена ассамблея у Меньшикова по случаю крестин его сына Александра; под 17 марта: «Тезоименитство государя царевича. Сей день государь изволил быть до обеда в Сенате, а после обеда были царское величество и государыня царица, и светлейший князь, и все сенаторы у именинника, где была ассамблея».
Петр сам составил правила организации ассамблей и поведения на них гостей. «Ассамблеи, - разъяснял царь, - слово французское, оно значит некоторое число людей, собравшихся вместе или для своего увеселения, или для рассуждения и разговоров дружеских». На ассамблеи приглашалось избранное общество: высшие офицеры, вельможи, чиновники, корабельные мастера, богатые купцы, ученые. Они должны были являться вместе с женами и детьми. Начинались ассамблеи в четыре-пять часов после полудня и продолжались до десяти вечера. Хозяева-устроители освобождались от обязанности встречать и провожать гостей. Они должны были предоставить в их распоряжения помещения, сладости, табак и трубки, напитки для утоления жажды и столы для игры в шашки и шахматы. Как уже отмечалось, сам Петр любил шахматы и играл в них превосходно. Чаще других партнером царя был его духовник – поп по прозвищу Битка.
Петр придавал ассамблеям значение школы светского воспитания. По его замыслу на них должна была царить непринужденная обстановка. Каждый из гостей мог распоряжаться своей особой и временем в соответствии со своими вкусами и привязанностями: те, кого увлекали танцы, кружились, исполняя польский и англез; другие, склоняясь над шахматным столиком, сосредоточенно размышляли об очередном ходе; третьи оживленно беседовали, делились новостями; четвертые, наконец, могли выступать в роли слушателей или зрителей.
Однако то, ради чего учреждались ассамблеи, - непринужденность в общении, неподдельное веселье установились далеко не сразу. На первых балах Петровского времени царили удручающая скука и скованность: над гостями тяготела угроза вызвать раздражение царя каким-либо неловким действием. Танцевали, словно отбывали неприятнейшую повинность, с каменными от напряжения лицами и плохо повиновавшимися ногами. Беседы тоже не клеились – после кратковременного обмена новостями наступали тягостные паузы. Генерал-прокурор Сената Павел Иванович Ягужинский, слывший весельчаком и гораздым на выдумки, как ни старался, не мог вызвать оживление.
Петр часто присутствовал на ассамблеях, иногда сам устраивал приемы в Летнем саду либо в своей загородной резиденции – Петергофе. Царь обучал придворных и вельмож правилам этикета с таким же усердием, как офицеров и солдат военному артикулу. Он составил инструкцию, которой должны были следовать приглашенные в Петергоф. Она примечательна как свидетельство того, какие элементарные правила поведения приходилось царю внушать своим придворным. Один из пунктов гласил: «Кому дана будет карта с нумером постели, то тут спать имеет, не перенося постели, ниже другому дать или от другой постели что взять». Или: «Не разувая, сапогами или башмаками не ложиться на постели».
Главное значение ассамблей состояло в том, что их введение положило конец затворнической жизни столичных женщин. Из терема, закрытого для посторонних глаз, где томились в скуке боярыни и боярышни, они вышли в свет.
Верхи столичного общества учились при Петре расточать улыбки, быть предупредительными и вежливыми не только на ассамблеях. Светскими манерами, культурой общения дворянские дети овладевали и в учебных заведениях. Широкой популярностью среди столичного населения пользовалось наставление для молодых людей под маловразумительным названием «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». При Петре оно печаталось трижды и излагало правила поведения молодых людей в семье, в гостях, в общественных местах и на службе.
Широкому распространению этого и других печатных изданий способствовало открытие в 1711 г. первой типографии в Петербурге и реформа гражданской азбуки, сменившей церковную вязь и вырвавшей письменное слово из монопольного владения церкви.
Таким образом, Петровское наследие, плоды экономических, социальных, политических, культурных преобразований полностью были поставлены на службу «образованному», «благородному сословию», как оно стало именоваться. Петербург становится столицей дворянской России, ведущим центром дворянской культуры.
Заключение

Осуществляя реформы государственно управления, армии, флота, Петр вдохновлялся передовыми для своего времени идеями «просвещенного абсолютизма», разработанными в европейской философии нового времени, стремившейся сбалансированным распределением сословных обязанностей добиться общественной гармонии. Признание самостоятельной ценности и прав человеческой личности, независимо от ее происхождения, сочеталось с просветительским требованием неукоснительного исполнения гражданского долга.
Идеалом петровской эпохи становится человек-гражданин, человек-патриот. Петербург с его упорядоченной и величественной планировкой, гражданственной монументальностью общественных и государственных знаний, мощью военных предприятий и крепостных сооружений, тщательно продуманной символикой храмов, всем строем духовной и бытовой культуры был наглядным и впечатляющим воплощением этих идеалов.
Множество невиданных ранее вещей было создано в новой России – по-новому обмундированные и вооруженные полки регулярной армии, многопушечные корабли военного флота, библиотеки, общедоступный театр, Кунсткамера, а затем и Академия наук, парки и парковая скульптура, фонтаны и каналы, «образцовые дома» и проспекты Петербурга, новая одежда, новые манеры, новый стиль общения, развлечений и празднеств. И новая столица, естественно, стала местом наивысшей концентрации всех этих культурных новаций.
Список литературы

Ключевский В.О. Петр Великий в оценке своих сотрудников. Сб. статей. М., 1913.
Костина А.В. Культурология: учеб. пособие / А.В. Костина. – М.: КНОРУС, 2006. – 320 с.
Ленинград: Путеводитель/Сост.: В.А. Витязева, Б.М. Кириков. – Л.: Лениздат, 1986. – 336 с.
Павленко Н.И. Петр Великий. – М.: Мысль, 1990.- 591 с.
Павленко Н.И. Петр Первый. – Молодая гвардия, 1991. -380 с.

Костина А.В. Культурология: учеб. пособие / А.В. Костина. – М.: КНОРУС, 2006. – с. 257.
Павленко Н.И. Петр Великий. – М.: Мысль, 1990. - С. 517.
Павленко Н.И. Петр Первый. – Молодая гвардия, 1991. – С. 343.
Павленко Н.И. Петр Великий. – М.: Мысль, 1990. - С. 547.












8

Список литературы

1.Ключевский В.О. Петр Великий в оценке своих сотрудников. Сб. статей. М., 1913.
2.Костина А.В. Культурология: учеб. пособие / А.В. Костина. – М.: КНОРУС, 2006. – 320 с.
3.Ленинград: Путеводитель/Сост.: В.А. Витязева, Б.М. Кириков. – Л.: Лениздат, 1986. – 336 с.
4.Павленко Н.И. Петр Великий. – М.: Мысль, 1990.- 591 с.
5.Павленко Н.И. Петр Первый. – Молодая гвардия, 1991. -380 с.

Вопрос-ответ:

Как выглядел Санкт-Петербург при Петре?

Петровский Петербург имел совершенно особый внешний вид. Он был построен в стиле голландской архитектуры, то есть дома были низкими и широкими, с крышами-террасами. Основными материалами для строительства были дерево и кирпич. Город был пронизан каналами и протоками, а также был окружен земляным валом и рвом. Центральным элементом архитектуры были площади, регулярно расположенные по городу.

Какие были интерьеры и быт в Петровском Петербурге?

В Петровском Петербурге интерьеры были необычной роскошью и пышностью. В основном они отражали требования западноевропейской моды. Здания были украшены мебелью, коврами, картиными галереями, хрустальными люстрами, зеркалами и разнообразными декоративными элементами. Быт жителей Петербурга также отличался от традиционного русского быта. В городе возникли театры, рестораны, кафе, салоны и другие места для развлечений и общения.

Что представляла собой культура Петровского Петербурга?

Культура Петровского Петербурга была интернациональной и отражала западноевропейские влияния. В городе развивались различные виды искусств, такие как живопись, скульптура и музыка. Театр играл особую роль в культурной жизни Петербурга, представляя разнообразные спектакли для жителей. Также в городе были созданы образовательные учреждения, такие как Академия наук, которая стала центром научной мысли.

Какие достижения были в области науки и образования в Петербурге времен Петра?

В Петербурге времен Петра было создано множество учебных заведений, включая Академию наук. В городе развивалась научная мысль, проводились исследования и эксперименты. Были открыты новые области знаний и разработаны новые методы исследования. Петербург стал центром научных открытий и интеллектуальной деятельности.

Как выглядел Санкт-Петербург при Петре?

Внешний вид Санкт-Петербурга при Петре был довольно простым и скромным. Город был основан на болотистой местности, поэтому многие здания были построены из дерева. Однако Петр Великий стремился придать городу европейский вид, поэтому с течением времени в Петербурге начали появляться каменные здания, арки, мосты и каналы.

Какая архитектура была характерна для Петровского Петербурга?

Архитектура Петровского Петербурга была в основном представлена классическим стилем. Здания были построены в соответствии с европейскими архитектурными традициями, они отличались простотой и сдержанностью форм. Некоторые из наиболее известных архитектурных сооружений того времени включают Зимний дворец, Александрийскую колонну, Смольный монастырь и другие.

Каким был быт и интерьеры Петровского Петербурга?

Быт и интерьеры в Петровском Петербурге были представлены в простой и практичной форме. Мебель была скромной, но функциональной. Интерьеры помещений были украшены картинами, вазами и другими предметами искусства. В то же время, Петр Великий вел активную политику западного влияния, поэтому в домах высших слоев населения можно было встретить элементы роскоши и изысканности.

Какой была культура столицы Петровского времени?

Культура столицы Петровского времени отражала стремление Петра Великого придать России европейский облик. В Санкт-Петербурге были организованы театры, цирки, концерты и другие культурные мероприятия. Также были созданы академии и научные организации, которые способствовали развитию науки и образования. Благодаря активной политике Петра Великого, Петербург стал центром научной мысли и просвещения того времени.

Как выглядел Санкт-Петербург при Петре?

При Петре I Санкт-Петербург был молодым городом, скачкообразно развивавшимся от года к году. Его архитектура была представлена преимущественно одноэтажными деревянными домами с глиняными крышами. Улицы были неровными и пыльными, без асфальтового покрытия. Однако уже к концу царствования Петра в городе начали строиться первые каменные здания.

Каков был быт и интерьеры в Петровском Петербурге?

В быту Петровского Петербурга преобладали простые условия: маленькие комнаты с деревянными полами и стенами, простая мебель и минимальное количество предметов быта. Интерьеры были скромными, без роскошных украшений. Однако с приходом иностранных специалистов, стала появляться иностранная мебель и предметы интерьера, которые добавили изысканности в петербургские дома.

Какую роль играла культура в Петровском Петербурге?

Культура играла важную роль в Петровском Петербурге. Город становился центром научной мысли и образования. В Петербурге была создана Академия наук, организовано просвещение и образование. Также в городе были театры, где проводились различные представления и спектакли. Петр I сам поддерживал и развивал культуру в городе, особенно театральное искусство.

Какая роль была у Царевны Натальи Алексеевны в культурной жизни Петровского Петербурга?

Царевна Наталья Алексеевна, родная сестра царя Петра I, имела значительную роль в культурной жизни Петровского Петербурга. Она организовала театр в городе, который стал одним из первых постоянных театров в России. Также Наталья Алексеевна активно поддерживала развитие и распространение искусства и культуры в городе.