Место и роль президента РФ в системе разделения властей

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 42 42 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 01.03.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ


1.ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ
ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА В РОССИИ

1.1.Институт президента и теория разделения властей

1.2.Возникновение и развитие института президента в России

1.3.Роль Президента Российской Федерации
как главы государства


2.СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ПОЛНОМОЧИЙ

2.1. Взаимодействие Президента Российской Федерации
с органами законодательной власти

2.2. Взаимодействие Президента Российской Федерации
с органами исполнительной власти

2.3. Взаимодействие Президента Российской Федерации
с органами судебной власти


3.ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА В РОССИИ

3.1.Комплексный анализ института президента в России
в системе разделения властей

3.2.Соотнесение конституционного статуса Президента
Российской Федерации с установленной формой правления


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Фрагмент для ознакомления

Из формально-правового анализа конституционных норм следует, что место Президента в системе органов государственной власти особое. Он не просто не отнесен ни к одной из ветвей власти, но, являясь главой государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти.
Таким образом, в ходе весьма непростого анализа конституционных полномочий Президента РФ, приходим к выводу, что глава государства обладает тем объемом полномочий, который позволяет ему влиять на все три ветви власти. Достигается это, прежде всего, определением Президентом РФ основных направлений внутренней и внешней политики, которые фактически не могут проигнорировать ни Федеральное Собрание, ни Правительство, ни судебная система, а также значительными кадровыми и распорядительными полномочиями.
Наибольшее влияние Президента РФ испытывает система органов исполнительной власти, что косвенно говорит о том, что глава государства одновременно возглавляет систему этих органов.
Вместе с тем, влияние законодательных, исполнительных и судебных органов на Президента РФ является слабовыраженным. Ни один из этих органов не уполномочен одномоментно и без каких-либо оснований лишить Президента РФ его властных полномочий, а потому вся их деятельность, определенная Конституцией РФ, ожидаемо будет сводится к поиску компромиссов во взаимоотношениях с Президентом РФ, а то и к полной поддержке президентского курса. Подобное положение прослеживается с начала 2000-х гг., когда большинство должностей в федеральных органах законодательной и исполнительной ветвях власти стало замещаться членами наиболее сильной политической партии – «Единой России», у истоков создания которой непосредственно стоял В.В. Путин – второй Президент России и нынешний Председатель Правительства РФ.
Соотнесение конституционного статуса Президента Российской Федерации с установленной формой правления
Результаты нашего исследования приводят к выводу, что роль Президента РФ, согласно Конституции РФ, выходит за рамки только главы исполнительной власти либо главы государства, он является своеобразным «арбитром» между ветвями власти и должен обеспечивать их взаимодействие.
В этой связи, очевидно, что Президент РФ играет важнейшую роль в политическом развитии России. Поэтому определение места Президента в системе органов государственной власти Российской Федерации помогает не только вскрыть закономерности реализации принципа разделения властей, но и сделать вывод о том, какая разновидность республиканской формы правления установлена в России Конституцией 1993 г.
Российскую Федерацию по форме правления обычно относят к числу полупрезидентских республик. Подтверждается это тем, что для организации и функционирования институтов российской государственности подобно другим полупрезидентским республикам характерно наличие сильной президентской власти, сопрягающейся с менее выраженным, чем в президентских республиках, разделением властей. Глава государства, по существу, де-факто возглавляет исполнительную власть, хотя формально и находится вне ее и не уполномочен Конституцией на ее осуществление. Для принятия ряда решений, в частности в процессе формирования Правительства, необходимо согласие главы государства и главы Правительства.
В действительности, однако, российская модель, по мнению многих ученых, «больше тяготеет к президентской республике, причем отсутствие политической культуры и давние традиции авторитаризма, сопрягающиеся с глубоким расслоением общества и отсутствием в нем так называемого среднего класса, не гарантируют общество от тотальной трансформации отечественной государственности. Поэтому не случайно в обществе активно обсуждается проблема обновления действующей Конституции РФ, особенно в части, касающейся полномочий главы государства и его взаимоотношений с законодательной властью, усиления роли и значения парламента в политической системе общества, закрепления его контрольных полномочий.
Изменение Конституции РФ в сторону смягчения полномочий Президента РФ могло бы гарантировать общество от его превращения в заложника собственного неадекватного выбора, так как личность главы государства в России неизбежно накладывает отпечаток на характер его конституционных полномочий и формирующийся в стране политический режим.
На опасности, казалось бы, одной из самых совершенных форм правления в свое время обращал внимание и Ш.Л. Монтескье, по мнению которого: «чрезмерная власть, внезапно представленная в республике гражданину, образует монархию и даже больше, чем монархию».
В основу этого утверждения положены весьма глубокие выводы, открывающие сущность одного из возможных подводных камней республиканской формы правления, и прежде всего, ее президентской разновидности: «в монархии законы охраняют государственное устройство или приспосабливаются к нему, так что тут принцип правления сдерживает государя; в республике же гражданин, завладевший чрезвычайной властью, имеет гораздо больше возможностей злоупотреблять ею, так как тут он не встречает никакого противодействия со стороны законов, не предусмотревших этого обстоятельства.
Представляется, что именно данный сценарий имел место в последние годы нахождения у власти Президента РФ Б.Н. Ельцина, когда фактически бесконтрольное поведение Президента РФ привело к росту коррупции в высших эшелонах власти, расхищению собственности в рамках приватизации, фактической узурпации власти узким кругом лиц, приближенных к президенту. Это стало возможным благодаря тому, что внешне стройная система функционирования государственной власти по Конституции 1993 г., которая могла бы быть адекватной для государств с длительными демократическими традициями, оказалась недостаточно эффективной в условиях посттоталитарной России.
Можно заключить, что в России с ее полупрезидентской (или смешанной) формой правления президенту отведена роль хранителя основ государственности и государственного суверенитета. Эта роль имеет исторические корни, поскольку институт президента по сути является модернизированным институтом монарха.
Таким образом, проведенное в данной главе исследование позволяет сделать вывод о том, что принцип разделения властей, воплощенный в Конституции 1993 г., имеет свою, так называемую, «российскую» специфику. Подобное стало возможным в силу следующих обстоятельств:
1) сложность так называемого переходного периода от тоталитаризма к провозглашенной демократии, которая потребовала значительной концентрации власти в одних руках;
2) зачаточный характер большинства демократических институтов в совокупности с разбалансированным и неустойчивым характером политической системы;
3) наличие значительного влияния прежней идеологии на политическую природу и обстоятельства формирования института президента;
4) отсутствие реального опыта организации государственной власти на основе принципа разделения властей, и, соответственно, наличие сложностей в определении места Президента РФ в системе ветвей власти.
Как показывает практика последнего времени, Россия несколько отошла от принципов полупрезидентской (или, по мнению некоторых экспертов, президентской) республики в направлении парламентской республики – росту влияния Председателя Правительства РФ, но без какого-либо усиления роли парламента. И здесь также не обходится без российской специфики: в сегодняшних условиях, когда прежний Президент РФ стал Председателем Правительства РФ, прослеживается тенденция, по меньшей мере, к равноправному положению этих двух субъектов. Вместе с тем, Председатель Правительства РФ формально возглавляет крупнейшую в стране партию – «Единую Россию», имеющую наибольшее представительство в Государственной Думе, но не является ее членом.
Подобные перекосы в определении формы правления, предположительно, объясняются харизматичностью и высокой степенью поддержки Председателя Правительства РФ – В.В. Путина. Парадоксально, но при неизменных и сохраняющихся в полном объеме полномочиях Президента РФ, его роль в сегодняшней политической системе не выглядит безраздельной и бесконтрольной со стороны иных политических субъектов.

Заключение
Итак, Президент РФ является ключевой фигурой в политической системе России. Изначально под эту должность по Конституции РФ 1993 г. подведен наибольший объем полномочий, который только можно представить.
Фактически один человек, а именно Президент РФ определяет направления внутренней и внешней политики в самых разных сферах развития общества, контролирует деятельность системы органов исполнительной власти, оказывает влияние на работу парламента и системы органов, осуществляющих правосудие. Вместе с тем это не мешает Президенту РФ единолично принимать решения в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени, представлять Российскую Федерацию на международной арене, влиять на формирование органов исполнительной власти в регионах. К тому Президент РФ успевает осуществлять собственное нормотворчество посредством издания указов и возможностью отмены постановлений и распоряжений Правительства РФ.
Президент РФ неподотчетен никакому другому государственному органу и не зависим ни от кого. Конституция не предусматривает каких-либо – хотя бы внешних – атрибутов подотчетности Президента РФ народу. Президента РФ нельзя досрочно переизбрать путем всеобщего голосования. Президент РФ не представляет официально не только каких-либо отчетов, но даже сообщений народу о своей деятельности либо о ее итогах за определенный период. Он не обязан выступать с регулярными обращениями к народу через средства массовой информации, хотя в последние годы такая практика в России распространена.
Несмотря на то, что Президент РФ – это выборная должность, занимающий этот пост не несет конституционно-правовой ответственности за выполнение или невыполнение своих предвыборной программы и обещаний. В данном случае речь идет только об этической стороне дела.
Конституция РФ не предусматривает ответственности Президента РФ за нарушение Конституции и законов РФ. Речь может идти об отрешении президента от должности лишь за измену Родине или иное тяжкое уголовное преступление. А поскольку предположить такое для президента трудно даже при самой большой нелюбви к нему, это означает, что понятие «вина» в юридическом смысле по отношению к президенту практически не применимо.
Российский президент – не часть системы разделения властей, а глава государства, поставленный Конституцией над другими властями. Вся логика конституционного регулирования такова, что в любой позиции в отношениях с другими органами Президенту РФ отдается приоритет. Именно он, как было показано, согласует деятельность других государственных органов. Президент РФ говорит последнее слово в отношениях с палатами парламента – например, он может пойти на роспуск Государственной Думы, отстаивая свою позицию, только он будет предлагать Совету Федерации кандидатуры на многие посты до тех пор, пока палата не согласится с его предложением.
Оберегая интересы Президента РФ, Конституция РФ дает одной палате право выдвинуть обвинение против него, но решать вопрос об отрешении от должности будет другая палата; эта палата, будучи вправе решать вопрос, сама не может выдвигать обвинения. Президент РФ независим в формировании не только Правительства РФ, но и всей системы федеральных органов исполнительной власти, а также своей Администрации.
Кроме того, Президент РФ не только руководит государственным аппаратом через Правительство РФ. Он создает ряд структур при себе или же выводит в непосредственное свое подчинение ряд ключевых органов или должностных лиц (к примеру, Администрация Президента РФ, Совет Безопасности России, различные комиссии и совещательные органы, Председатель Правительства РФ, его заместители, отдельные министры, в частности, силового блока).
Отметим, что и в общественно-политической жизни Президент РФ – тоже ключевая фигура. И дело не только в том, что его конституционные полномочия притягивают к этому посту внимание различных сил. Существенно то, что каких бы политических симпатий и антипатий он ни придерживался, должен решать вопросы с общегосударственных позиций. Причем считаться с действующими законами.
Суммируя все вышесказанное можно сказать, что Президент РФ наделен сверхполномочиями. Очевидно, что по какому бы пути ни шло развитие института президента в России, невозможно его сохранение, свободного от парламентского и конституционного контроля в той мере, в какой это проведено действующей Конституцией РФ. Поэтому предложения о реформе Конституции в данном направлении вполне обоснованны.
Пока же Президент РФ в полупрезидентской, а временами и президентской, республике подобен монарху при монархической форме правления. С начала 2000-х гг. все больше разговоров о том, что политический режим во главе с Президентом России, опирающимся на силовой блок в Правительстве РФ и спецслужбы, тяготеет к авторитаризму.
При этом, как видят ситуацию отдельные эксперты, режимы, подобные тому, что сложился в России, вовсе не обязательно эволюционируют в сторону все большей авторитарности – многое зависит от состояния общества, личности лидера. Однако время показало, что идея «отеческого попечения» вполне успешно внедряется в сознание наших граждан. Не имея возможности оппонировать патрону, разные сегменты власти объединяются вокруг него и все вместе через контролируемые массмедиа навязывают обществу ложную формулу: «лоялен президенту – лоялен стране». Так им удается получить легитимацию – через выборы, которые не влияют на политику, но зато, как в советское время, демонстрируют «единство власти и народа».
Необходимо отметить, что в последнее время, с одной стороны, Президент РФ получил право занимать свой пост не четыре, а шесть лет, а с другой стороны, возрастает роль Председателя Правительства РФ. Сегодня фактически исполнительная власть находится в авангарде системы разделения властей, а на ее вершине, практически на равных уровнях, действуют две политические фигуры – Президент РФ и Председатель Правительства РФ.
Это свидетельствует о том, что статус Президента РФ, возможно, будет претерпевать изменения, но в условиях, когда действиям Президента РФ не хватает конструктивной критики со стороны парламента и Правительства РФ, серьезных оппонентов институту президента в России в ближайшей перспективе не предвидится.
Таким образом, стабильность института президента в России сопряжена с нехваткой политической конкуренции. Подобную ситуацию нельзя назвать идеальной, но в целом она приносит обществу больше пользы, чем ситуация, наблюдавшаяся в конце 1990-х гг., когда ослабленный статус Президента РФ сопровождался ведением безрезультатной для общества борьбой различных политических сил в высших эшелонах власти.


Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997. – 80 с.
Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // «Парламентская газета», № 99, 01.06.2001, «Российская газета», № 105, 02.06.2001, СЗ РФ, 04.06.2001, № 23, ст. 2277.
Закон РСФСР от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве РСФСР» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 06.02.1992, № 6, ст. 243, «Российская газета», № 30, 06.02.1992.
Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 09.04.1992, № 15, ст. 769, «Российская газета», № 103, 06.05.1992.
Федеральный закон Российской Федерации от 03.04.1995 № 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» // СЗ РФ, 10.04.1995, № 15, ст. 1269, «Российская газета», № 72, 12.04.1995.
Федеральный закон РФ от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ, 17.07.1995, № 29, ст. 2757, «Российская газета», № 140, 21.07.1995.
Федеральный закон РФ от 10.01.1996 № 5-ФЗ «О внешней разведке» // СЗ РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 143, «Российская газета», № 9, 17.01.1996.
Федеральный закон РФ «О государственной охране» от 27.05.1996 № 57-ФЗ // СЗ РФ, 27.05.1996, № 22, ст. 2594, «Российская газета», № 106, 06.06.1996.
Федеральный закон РФ от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» // СЗ РФ, 03.06.1996, № 23, ст. 2750, «Российская газета», № 106, 06.06.1996.
Федеральный закон РФ от 06.02.1997 № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ, 10.02.1997, № 6, ст. 711, «Российская газета», № 29, 12.02.1997.
Федеральный закон РФ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // «Парламентская газета», № 140-141, 31.07.2004, «Российская газета», № 162, 31.07.2004, СЗ РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3215.

Учебная литература
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. 7-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2008. – 816 с.
Теория государства и права. Учебник. Изд. 3-е, расширенное и дополненное // под ред. М.Н. Марченко. – М.: Издательство Зерцало, 2001. – 624 с.
Чиркин В.Е. Конституционное право России: учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2008. – 444 с.
Шумилов М.М. История России: учебное пособие в 2 т. – Т. 2. – 6-е изд., перераб. – СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: Издательство «ОЛМА-ПРЕСС», 2000. – 527 с.

Словари
Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 1999. – 1456 с.

Электронные информационные ресурсы
Бобылева К.Н. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти. - Аналитика действующего законодательства, http://www.lawrf.ru, 2008 г.
Дмитриева Л.И. Президент Российской Федерации в системе разделения властей по Конституции 1993 г. – аналитическая статья с информационного ресурса http://www.erudition.ru, 2005 г.
Кагарлицкий Б. Кинг Конг РФ. – Интеллектуальный капитал, выпуск 3, № 25, http://www.intellectualcapital.ru, 1999.
Краснов М. Конституционная модель отеческого попечения. – Отечественные записки, № 6 (39), http://www.strana-oz.ru, 2007.
Чиркин В.Е. Конституционное право России: учебник. – М., 2008. С. 292 – 293.
Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М., 1999. С. 954.
Бобылева К.Н. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти. - Аналитика действующего законодательства, http://www.lawrf.ru, 2008 г.
Дмитриева Л.И. Президент Российской Федерации в системе разделения властей по Конституции 1993 г. – аналитическая статья с информационного ресурса http://www.erudition.ru, 2005 г.
Теория государства и права. Учебник. Изд. 3-е, расширенное и дополненное // под ред. М.Н. Марченко. – М., 2001. – С. 242.
Дмитриева Л.И. Президент Российской Федерации в системе разделения властей по Конституции 1993 г. – аналитическая статья с информационного ресурса http://www.erudition.ru, 2005 г.
Дмитриева Л.И. Президент Российской Федерации в системе разделения властей по Конституции 1993 г. – аналитическая статья с информационного ресурса http://www.erudition.ru, 2005 г.
Конституция Российской Федерации, ст. 10.
Шумилов М.М. История России: учебное пособие в 2 т. – Т. 2. – 6-е изд., перераб. – СПб., 2000. С. 398.
Шумилов М.М. История России: учебное пособие в 2 т. – Т. 2. – 6-е изд., перераб. – СПб., 2000. С. 423.
Шумилов М.М. История России: учебное пособие в 2 т. – Т. 2. – 6-е изд., перераб. – СПб., 2000. С. 424.
Шумилов М.М. История России: учебное пособие в 2 т. – Т. 2. – 6-е изд., перераб. – СПб., 2000. С. 424.
Конституция Российской Федерации, ч. 1, ст. 80.
Конституция Российской Федерации, ч. 2, ст. 81.
Там же, ч. 1, ст. 81.
Там же, ч. 3, ст. 81.
Там же, ст. 91.
Там же, ч. 2, ст. 92.
Там же, ч. 2, ст. 80.
Там же, ч. 3, ст. 80.
Конституция Российской Федерации, ч. 4, ст. 80.
Там же, ст. 86.
Там же, ст. 89.
Закон РСФСР от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве РСФСР», ст. 33 // «Ведомости СНД и ВС РФ», 06.02.1992, № 6, ст. 243, «Российская газета», № 30, 06.02.1992.
Конституция Российской Федерации, ч. 1, ст. 87.
Там же, ч. 2, ст. 87.
Там же, ст. 88.
Федеральный закон РФ от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», ст. 4 // СЗ РФ, 03.06.1996, № 23, ст. 2750, «Российская газета», № 106, 06.06.1996.
Федеральный закон РФ от 06.02.1997 № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», ст. 9 // СЗ РФ, 10.02.1997, № 6, ст. 711, «Российская газета», № 29, 12.02.1997.
Конституция Российской Федерации, п. 1-2, ст. 90.
Там же, ч. 3, ст. 90.
Там же, ч. 1, ст. 85.
Конституция Российской Федерации ч. 2, ст. 85.
Федеральный закон РФ «О государственной охране» от 27.05.1996 № 57-ФЗ, ст. 6 – 7 // СЗ РФ, 27.05.1996, № 22, ст. 2594, «Российская газета», № 106, 06.06.1996.
Конституция Российской Федерации, ст. 84.
Конституция Российской Федерации, ч. 1, ст. 93.
Там же, ч. 2, ст. 93.
Там же, ч. 3, ст. 93.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – М., 2008. С. 499.
Конституция Российской Федерации, ст. 83.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – М., 2008. С. 500.
Федеральный закон РФ от 10.01.1996 № 5-ФЗ «О внешней разведке», ст. 12 // СЗ РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 143, «Российская газета», № 9, 17.01.1996.
Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности», ст. 11 // «Ведомости СНД и ВС РФ», 09.04.1992, № 15, ст. 769, «Российская газета», № 103, 06.05.1992.
Федеральный закон РФ от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», ст. 11 // СЗ РФ, 17.07.1995, № 29, ст. 2757, «Российская газета», № 140, 21.07.1995.
Федеральный закон РФ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 5 // «Парламентская газета», № 140-141, 31.07.2004, «Российская газета», № 162, 31.07.2004, СЗ РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3215.
Кагарлицкий Б. Кинг Конг РФ. – Интеллектуальный капитал, выпуск 3, № 25, http://www.intellectualcapital.ru, 1999.
Конституция Российской Федерации, п. е) ст. 83.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – М., 2008. С. 501.
Конституция Российской Федерации, ч. 3, ст. 92.
Там же, ч. 3, ст. 115.
Конституция Российской Федерации, ч. 3, ст. 11.
Краснов М. Конституционная модель отеческого попечения. – Отечественные записки, № 6 (39), http://www.strana-oz.ru, 2007.
Дмитриева Л.И. Президент Российской Федерации в системе разделения властей по Конституции 1993 г. – аналитическая статья с информационного ресурса http://www.erudition.ru, 2005 г.
Краснов М. Конституционная модель отеческого попечения. – Отечественные записки, № 6 (39), http://www.strana-oz.ru, 2007.












37

Нормативно-правовые акты
1.Конституция Российской Федерации. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997. – 80 с.
2.Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // «Парламентская газе-та», № 99, 01.06.2001, «Российская газета», № 105, 02.06.2001, СЗ РФ, 04.06.2001, № 23, ст. 2277.
3.Закон РСФСР от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве РСФСР» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 06.02.1992, № 6, ст. 243, «Российская газета», № 30, 06.02.1992.
4.Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 09.04.1992, № 15, ст. 769, «Российская газета», № 103, 06.05.1992.
5.Федеральный закон Российской Федерации от 03.04.1995 № 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» // СЗ РФ, 10.04.1995, № 15, ст. 1269, «Российская газета», № 72, 12.04.1995.
6.Федеральный закон РФ от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ, 17.07.1995, № 29, ст. 2757, «Рос-сийская газета», № 140, 21.07.1995.
7.Федеральный закон РФ от 10.01.1996 № 5-ФЗ «О внешней разведке» // СЗ РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 143, «Российская газета», № 9, 17.01.1996.
8.Федеральный закон РФ «О государственной охране» от 27.05.1996 № 57-ФЗ // СЗ РФ, 27.05.1996, № 22, ст. 2594, «Российская газета», № 106, 06.06.1996.
9.Федеральный закон РФ от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» // СЗ РФ, 03.06.1996, № 23, ст. 2750, «Российская газета», № 106, 06.06.1996.
10.Федеральный закон РФ от 06.02.1997 № 27-ФЗ «О внутренних вой-сках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ, 10.02.1997, № 6, ст. 711, «Российская газета», № 29, 12.02.1997.
11.Федеральный закон РФ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // «Парламентская газета», № 140-141, 31.07.2004, «Российская газета», № 162, 31.07.2004, СЗ РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3215.

Учебная литература
12.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб-ник. 7-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2008. – 816 с.
13.Теория государства и права. Учебник. Изд. 3-е, расширенное и до-полненное // под ред. М.Н. Марченко. – М.: Издательство Зерцало, 2001. – 624 с.
14.Чиркин В.Е. Конституционное право России: учебник. – 5-е изд., пе-рераб. и доп. – М.: Юристъ, 2008. – 444 с.
15.Шумилов М.М. История России: учебное пособие в 2 т. – Т. 2. – 6-е изд., перераб. – СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: Издательство «ОЛМА-ПРЕСС», 2000. – 527 с.

Словари
16.Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 1999. – 1456 с.

Электронные информационные ресурсы
17.Бобылева К.Н. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти. - Аналитика действующего законодательства, http://www.lawrf.ru, 2008 г.
18.Дмитриева Л.И. Президент Российской Федерации в системе разделе-ния властей по Конституции 1993 г. – аналитическая статья с информацион-ного ресурса http://www.erudition.ru, 2005 г.
19.Кагарлицкий Б. Кинг Конг РФ. – Интеллектуальный капитал, выпуск 3, № 25, http://www.intellectualcapital.ru, 1999.
20.Краснов М. Конституционная модель отеческого попечения. – Отече-ственные записки, № 6 (39), http://www.strana-oz.ru, 2007.

Вопрос-ответ:

Кем является Президент Российской Федерации в системе разделения властей?

Президент Российской Федерации является главой государства и исполнительной власти. Он также играет важную роль в системе разделения властей, контролируя и координируя работу других органов государственной власти.

Как возник и развивался институт президента в России?

Институт президента в России возник в 1991 году с принятием новой Конституции. С тех пор он прошел через несколько этапов развития, приобретая все больше полномочий и влияния. Президент России стал центральным фигурантом политической системы страны.

Какова роль Президента Российской Федерации как главы государства?

Роль Президента Российской Федерации как главы государства заключается в представлении страны на международной арене, поддержании политической стабильности и национальной безопасности, а также в решении важных стратегических вопросов развития государства.

Какие полномочия и статус имеет Президент Российской Федерации в системе органов государственной власти?

Президент Российской Федерации имеет широкий круг полномочий и высокий статус. Он является главнокомандующим вооруженными силами, осуществляет руководство внешней политикой, назначает и отзывает руководителей федеральных органов исполнительной власти, одобряет законы, принятые Федеральным Собранием, и т.д.

Как Президент Российской Федерации взаимодействует с органами законодательной власти?

Президент Российской Федерации взаимодействует с органами законодательной власти, в частности, с Федеральным Собранием, через представленных ими спикеров и сочленов. Президент имеет право на референдум, может вето исполнить законы и направлять законодательные инициативы в парламент.

Какой статус и полномочия имеет президент Российской Федерации в системе органов государственной власти?

Президент Российской Федерации имеет высокий статус и широкие полномочия в системе органов государственной власти. Он является главой государства и политического руководителя России. Президент обладает полномочиями в области внутренней политики, обороны, внешней политики, экономики, правосудия и других сферах. Он назначает и отзывает руководителей федеральных органов исполнительной власти, на него возлагается ответственность за защиту Конституции России и обеспечение стабильности и безопасности страны.

Каким образом возник и развился институт президента в России?

Институт президента в России возник и развился в результате политических и правовых преобразований после распада Советского Союза. В 1991 году в России был проведен референдум о создании должности Президента Российской Федерации. Вскоре после этого состоялись первые президентские выборы, и Борис Ельцин стал первым президентом России. С тех пор институт президента был закреплен в Конституции Российской Федерации и существует до сегодняшнего дня.

Какова роль президента РФ в системе разделения властей?

Президент РФ является главой исполнительной власти, а также главой государства. Он занимает центральное положение в системе разделения властей, обеспечивая единство системы государственной власти.

Какие исторические факторы способствовали становлению института президента в России?

Становление института президента в России связано с распадом Советского Союза и переходом страны к демократическим принципам правления. Основные этапы становления президентской власти были связаны с принятием Конституции 1993 года и избранием первого президента РФ Бориса Ельцина.

Какие полномочия и статус имеет президент Российской Федерации?

Президент Российской Федерации имеет широкие полномочия в области исполнительной власти, в том числе в области внешней политики, обороны, экономики и социальной политики. Он также является верховным командующим вооруженными силами страны. Статус президента определен Конституцией РФ как главы государства и символа единства нации.

Каково взаимодействие президента РФ с органами законодательной власти?

Президент РФ взаимодействует с органами законодательной власти, такими как Федеральное Собрание, через отправление законопроектов на рассмотрение и подписание принятых законов. Он также может предлагать внести изменения в Конституцию страны. Приемственный процесс между президентом и законодательной властью является одним из ключевых принципов системы разделения властей в России.