Сфера услуг;особенности функционирования, тенденции развития

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая теория
  • 30 30 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 20.02.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы функционирования сферы услуг
1.1Эволюция теоретических взглядов на структуру экономики
1.2Экономическая сущность услуг и их классификация
1.3Общая характеристика основных этапов развития и специфики функционирования сферы услуг
Глава 2. Анализ основных тенденций развития сферы услуг на современном этапе........................................................................................................................
2.1 Общая характеристика современных тенденций и факторов развития сферы услуг
2.2 Анализ динамики отраслевой структуры сферы услуг
2.3 Оценка влияния глобализации на развитие сферы услуг
Глава 3. Рекомендации по разработке основных направлений экономической политики устойчивого развития сферы услуг
3.1 Концептуальные основы экономической политики устойчивого развития сферы услуг
3.2 Экономический механизм устойчивого развития сферы услуг
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Кроме того,  должны быть четко обоснованы пропорции между импортом и экспортом услуг.
3.2 Экономический механизм устойчивого развития сферы услуг
Устойчивое развитие сферы услуг означает такое качественное состояние этой сверхсложной неравновесной системы,  в которой на протяжении длительного периода под воздействием внешних и внутренних факторов не нарушаются рациональные комбинации между её основными элементами:  объектами (трудовые, финансовые, материальные, информационные и др. ресурсы) и субъектами (государство, отрасли, предприятия всех форм собственности, частные предприниматели, домашние хозяйства, население).
Экономический механизм устойчивого развития сферы услуг представляет собой способ организации  их расширенного воспроизводства с помощью таких форм, методов и рычагов, которые гарантируют наиболее полное удовлетворение потребностей населения страны в соответствующих услугах.
Экономический механизм устойчивого развития сферы услуг включает в себя два органически взаимосвязанных блока:
- механизм рыночной самоорганизации воспроизводства на всех уровнях;
- систему государственного регулирования и поддержки устойчивого развития.
Однако из-за специфики функционирования сферы услуг механизм рыночной самоорганизации применим только для одного из макроагрегатов – спросовых видов услуг. Поэтому в целом для регулирования рынка платных услуг нами предложен неравновесный метод регулирования.
Он обосновывает возможности государственного регулирования рынка услуг исходя из двойственной сущности субъектов рынка. Потребители услуг стремится получить большее их количество при меньших затратах. Производители услуг, устанавливая индивидуальную цену, с одной стороны,  хотят получить прибыль, которая является убытком заказчика. С другой стороны, завышение цены приведет к тому, что заказчик выберет другое конкурирующее сервисное предприятие, предлагающее более низкую цену. Поэтому производители услуг не могут установить слишком высокую цену и вынуждены делиться с заказчиками частью своей прибыли, уменьшая размер их совокупного убытка, и на эту же величину – собственную прибыль.
Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что каждая цена представляет собой результат индивидуального акта обмена между производителем услуг и заказчиком в соответствии с их взаимовыгодным соглашением. Поэтому любой экономический субъект рынка услуг представляет собой ценность не только для себя, но и для всего государства, поскольку благополучие государства складывается из благосостояния каждого его члена.







Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Проблему структуры экономики рассматривали экономисты различных направлений. Классическая школа сосредоточила внимание на изучении материального производства. К. Маркс, анализируя материальное производство абстрагировался от непроизводственной деятельности.
2. Становление современной системы хозяйствования выявляет изъяны традиционного классического и марксистского подходов к структуре общественного хозяйства. Появилась точка зрения о выделении трехсекторной модели экономики: первичный сектор (добывающие отрасли); вторичный (обрабатывающие отрасли); третичный (сектор производства и оказания услуг).
3. Наиболее распространенными ошибками трактовки сущности услуг являются сведение ее к определенному функциональному содержанию конкретного труда или к его характеристикам; отождествление услуги с непроизводственной деятельностью или с товаром.
4. Основное отличие между товарной и услуговой формой обмена состоит в том, что товар – это материализованный и отчужденный от производителя результат труда, услуга же одновременно является и объектом, и носителем экономического субъект-субъектного отношения по поводу общественного обмена труда по заказу.
5. Классификация услуг может осуществляться по их направленности, степени неосязаемости, стадиям жизненного цикла, этапам развития и психологическим характеристикам человека.
6. Выделяют четыре этапа эволюции сферы услуг в XX-XI вв.: начальный этап; этап кризиса; этап «сервисизации» экономики; этап экспансии услуг в мировую экономику.
7. К основным особенностям функционирования сферы услуг относят такие аспекты, как специфика результата труда в сфере услуг; специфика процесса купли-продажи услуг; стоимостная (денежная) оценка услуг; конкуренция на рынках услуг; основное экономическое противоречие рынка услуг.
8. На современном этапе сфера услуг кардинально преобразилась. Важнейшая закономерность эволюции сферы услуг заключается в том, что она развивается в интеграции с производством, и от глубины интеграции во многом зависит эффективность современного хозяйства.
9. К основным факторам развития сферы услуг относят: влияние закона возвышения потребностей, крупномасштабная структурно-технологическая перестройка материального производства, научно-технический прогресс и другие.
10. По темпам роста во всех странах устойчиво лидирует комплекс деловых и профессиональных услуг, представленный службами маркетинга, рекламы, менеджмента, лизинга, научных исследований, а также информационно-компьютерными, консультационными, аудиторско-бухгалтерскими услугами.
11. Экономическая политика должна быть ориентирована на инновационную модель развития сферы услуг, главной целью ее концепции должно быть устойчивое направленное развитие сферы услуг.
12. На внутреннем рынке следует развивать следующие четыре триады услуг: удовлетворяющие физиологические потребности индивида; удовлетворяющие потребности субъекта; удовлетворяющие потребности развивающейся личности, услуги культурно-творческого самовыражения личности.
13. Экономический механизм устойчивого развития сферы услуг включает в себя два органически взаимосвязанных блока: механизм рыночной самоорганизации воспроизводства на всех уровнях; систему государственного регулирования и поддержки устойчивого развития


Список использованной литературы

Антология экономической классики (в 2-х томах). Т. 1. /Под ред. И.А. Столярова. - М., 2001. - 475 с.
Беляев М.И. Мировая Экономика. – М., 2005. – 364 с.
Бурменко Т.Д. Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг. – М., 2007. – 298 с.
Даниленко Н.Н., Туренко Т.А. Сфера услуг. – М., 2007. – 305 с.
Демидова Л.С. Сфера услуг: изменение динамики производительности. //Мировая экономика м международные отношения.- 2006. - № 12. – С. 40 – 52.
Демидова Л.С. Сфера услуг в постиндустриальной экономике. //Мировая экономика и международные отношения. – 2008. - № 2. – С. 39 – 43.
Жильцов Е.Н., Казаков В.Н., Восколович Н.А. Экономика сферы платных услуг. – М., 2006. – 317 с.
Заиченко С.А. Развитие инноваций в сфере услуг. //ЭКО. – 2007. № 1. – С. 30 – 33.
Иноземцев В. Структурирование общественного производства в системе постиндустриальных координат (методолого-теоретические аспекты). // Российский экономический журнал. - 2007. - № 11. – С. 34 – 39.
Хлебович Д.И. Сфера услуг. – М., 2006. – 249 с.
Антология экономической классики (в 2-х томах). Т. 1. /Под ред. И.А. Столярова. - М., 2001. – С. 356.
Тот же. – С. 357.
Тот же. – С. 358.
Иноземцев В. Структурирование общественного производства в системе постиндустриальных координат (методолого-теоретические аспекты). // Российский экономический журнал. - 2007. - № 11. – С. 34.
Тот же. – С. 35.
Бурменко Т.Д. Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг. – М., 2007. – С. 49.
Тот же. - С. 52.
Хлебович Д.И. Сфера услуг. – М., 2006. – С. 51.
Беляев М.И. Мировая Экономика. – М., 2005. – С. 217.
Даниленко Н.Н., Туренко Т.А. Сфера услуг. – М., 2007. – С. 67.
Демидова Л.С. Сфера услуг в постиндустриальной экономике. //Мировая экономика и международные отношения. – 2008. - № 2. – С. 39.
Тот же. – С. 40.
Тот же. С. 41.
Демидова Л.С. Сфера услуг: изменение динамики производительности. //Мировая экономика м международные отношения.- 2006. - № 12. – С. 40.
Беляев М.И. Мировая Экономика. – М., 2005. – С. 223.
Тот же. – С. 225.
Жильцов Е.Н., Казаков В.Н., Восколович Н.А. Экономика сферы платных услуг. – М., 2006. – С. 231.
Даниленко Н.Н., Туренко Т.А. Сфера услуг. – М., 2007. – С. 198.
Тот же. С. 201.












3

Список использованной литературы

1.Антология экономической классики (в 2-х томах). Т. 1. /Под ред. И.А. Столярова. - М., 2001. - 475 с.
2.Беляев М.И. Мировая Экономика. – М., 2005. – 364 с.
3.Бурменко Т.Д. Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг. – М., 2007. – 298 с.
4.Даниленко Н.Н., Туренко Т.А. Сфера услуг. – М., 2007. – 305 с.
5.Демидова Л.С. Сфера услуг: изменение динамики производительности. //Мировая экономика м международные отношения.- 2006. - № 12. – С. 40 – 52.
6.Демидова Л.С. Сфера услуг в постиндустриальной экономике. //Мировая экономика и международные отношения. – 2008. - № 2. – С. 39 – 43.
7.Жильцов Е.Н., Казаков В.Н., Восколович Н.А. Экономика сферы платных услуг. – М., 2006. – 317 с.
8.Заиченко С.А. Развитие инноваций в сфере услуг. //ЭКО. – 2007. № 1. – С. 30 – 33.
9.Иноземцев В. Структурирование общественного производства в системе постиндустриальных координат (методолого-теоретические аспекты). // Российский экономический журнал. - 2007. - № 11. – С. 34 – 39.
10.Хлебович Д.И. Сфера услуг. – М., 2006. – 249 с.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические взгляды существуют на структуру экономики?

Наиболее распространенные теоретические взгляды на структуру экономики включают классическую, неоклассическую и институциональную школы. Классическая школа видит экономику как двухсекторную систему, состоящую из производства товаров и производства услуг. Неоклассическая школа расширяет эту картину, включая в нее еще и сектор обслуживания. Институциональная школа смотрит на экономику с точки зрения институциональных факторов, таких как правовая система, политические институты, социальные нормы и т.д.

Что такое услуги и как их классифицировать?

Услуги - это нематериальные активы, которые предоставляются одним лицом другому и удовлетворяют определенные потребности. Они могут включать такие виды деятельности, как здравоохранение, образование, туризм, транспорт и др. Услуги классифицируются по различным критериям, например, по характеру предоставляемого блага (личные, производственные, общественные), по способу оказания (прямые, косвенные) и по секторам экономики (торговля, финансы, транспорт и др.).

Какие основные этапы развития и специфика функционирования сферы услуг можно выделить?

В развитии сферы услуг можно выделить несколько основных этапов. Первый этап - это развитие рынка услуг в условиях традиционной экономики, когда большинство услуг предоставлялись внутри семьи или сообщества. Второй этап - это период индустриализации, когда услуги стали предоставляться организованными предприятиями. Третий этап - это эпоха информационных технологий, когда основная деятельность сферы услуг стала связана с обработкой и передачей информации.

Какие особенности функционирования сферы услуг можно выделить?

Особенности функционирования сферы услуг включают высокую долю трудовых затрат, интенсивное использование информационных технологий, значительный вклад в экономический рост и развитие страны, необходимость взаимодействия с клиентами и высокий уровень качества предоставляемых услуг.

Какие этапы развития и специфики функционирования сферы услуг можно выделить?

Развитие сферы услуг можно разделить на несколько этапов: первый - переход от производства товаров к предоставлению услуг, второй - развитие информационных технологий и увеличение доли услуг в экономике, третий - растущую роль международной торговли услугами. Специфика функционирования сферы услуг включает быстротечность и динамичность, высокую степень клиентоориентированности и взаимодействие с клиентами.

Какова экономическая сущность услуг и их классификация?

Экономическая сущность услуг заключается в предоставлении нематериальных благ или услуг населению с целью удовлетворения их потребностей. Услуги классифицируются по различным признакам: по виду деятельности (транспортные, финансовые, туристические и др.), по объекту потребления (личные, коммерческие, государственные), по степени вовлеченности человека в процесс предоставления услуги (личные, безличные).

Какие основные тенденции развития сферы услуг можно выделить на современном этапе?

На современном этапе развития сферы услуг можно выделить следующие тенденции: рост доли услуг в экономике, развитие digital-экономики, увеличение роли онлайн-платформ и сервисов, усиление конкуренции и внедрение новых технологий, повышение качества предоставляемых услуг и персонализации, расширение международных торговых отношений в сфере услуг.

Какие основные этапы развития и специфики функционирования сферы услуг можно выделить?

Сфера услуг прошла несколько этапов развития. В начале XX века основной акцент был на производстве товаров, и услуги были вспомогательным сектором экономики. Второй этап пришел с ростом потребительского рынка и сервисной индустрии. Современная эпоха отличается развитием информационных технологий и онлайн-сервисов.

Какие тенденции развития сферы услуг можно выделить на современном этапе?

На современном этапе сфера услуг продолжает развиваться и претерпевает определенные изменения. Одной из основных тенденций является рост роли информационных технологий и цифровизации сервисов. Также наблюдается увеличение спроса на персонализированные услуги и обращение к концепции "экспертности". Сервисные компании также стараются интегрировать свои услуги в цепочку поставок и сотрудничать с другими организациями.

В чем экономическая сущность услуг и как они классифицируются?

Экономическая сущность услуг заключается в предоставлении профессиональной деятельности или помощи, не связанной с производством материальных товаров. Услуги классифицируются по различным признакам: по отношению к времени (непрерывные, прерывистые), по отношению к предоставления услуги (индивидуальные, коллективные), по природе потребителя (бытовые, профессиональные) и др.

Какие теоретические взгляды существуют на структуру экономики сферы услуг?

В теории экономики существуют разные подходы к определению структуры экономики сферы услуг. Одни авторы рассматривают сектор услуг как отдельную сферу экономики, другие считают его частью сферы торговли. Также существуют классификации услуг по отраслям и сегментам рынка, например, финансовые, туристические, медицинские услуги и т.д.

Какие основные этапы развития сферы услуг можно выделить?

В сфере услуг можно выделить несколько основных этапов развития. На первом этапе, услуги были ограничены предоставлением услуг в сфере обслуживания (такие как гостиничные услуги, рестораны и так далее). На втором этапе, сфера услуг начала расширяться и включать новые виды услуг, такие как финансовые услуги, медицинские услуги и туризм. На третьем этапе, услуги начали становиться все более цифровыми и автоматизированными, с развитием интернет-технологий и электронной коммерции. Сейчас мы находимся на этапе, где услуги становятся все более персонализированными и адаптированными к индивидуальным потребностям клиентов.