Стресс и стрессоустойчивость личности.
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 12.12.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Стресс и его особенности
Глава 2. Стрессоустойчивость
Заключение
Список используемой литературы
Дети, воспитывавшиеся в домах ребенка и школах-интернатах, лишены возможности проходить самую важную школу выживания – семейную жизнь. Семья является основой нашего общества. Да, считается, что они обучаются законам социальной жизни, принятым в нем манипуляциям с пользой для себя. Но им сложнее ужиться с другим человеком в рамках семьи, поскольку нет той модели, которую копируют дети, воспитывающиеся с родителями.
Опять же, даже в семье определенные стили воспитания могут сделать ребенка дезадаптивным для жизни в конкретном сообществе.
Социальная дезадаптация в любом варианте делает человека менее стрессоустойчивым, прежде всего к факторам социального стресса.
5. Интересно взаимоотношение характеристик мотивации индивида с его стрессоустойчивостью. Защитные механизмы организма могут сильно изменяться в зависимости от нашего функционального состояния. Если наша мотивация настолько сильна, что мы осознанно идем на риск, уровень стрессоустойчивости также может повышаться. Как говорится в известных поговорках, «цель оправдывает средства» и «если нельзя, но очень хочется, то можно». Впрочем, планируя ситуацию, которая заведомо приведет наш организм в состояние стресса, мы делаем ее предсказуемой (что переживается нами гораздо легче).
6. С точки зрения стрессоустойчивости важна способность человека осуществлять анализ прожитой ситуации и подводить определенные позитивные для себя итоги, выводы. Ведение дневника, в котором человек пишет ежедневные отчеты сам для себя, – классический пример подобной стрессотерапии. Часто возникновение такой привычки совпадает с периодом половозрелости, когда стрессоустойчивость человека снижается в связи с перенастройкой нейроэндокринной системы на новый уровень работоспособности.
7. Субъективное отношение человека к стресс-ситуации тоже отражается на его состоянии (благодаря подсознанию, которое управляет не только мотивационной сферой, но и вегетативными функциями организма). Относится ли человек к возникающим проблемным ситуациям как к полезным (но уж очень неприятным) урокам жизни, либо же он фаталист или сторонник кармической теории? То, какую позицию – активную или пассивную – займет он в этой ситуации, и определит уровень его стрессоустойчивости. Здесь можно привести много примеров установок из законов Мерфи, типа «плохо, значит будет еще хуже» или «что ни случается, все к лучшему». По мнению О.Н. Поляковой удачным является подход кота Леопольда, который любил повторять фразу с психотерапевтическим эффектом самовнушения: «неприятность эту мы переживем».
Л.В. Куликов под ресурсами стрессоустойчивости личности понимает индивидуальные свойства и способности, обусловливающие психологическую устойчивость в стрессогенных ситуациях.
К наиболее изученным в настоящее время личностным ресурсам преодоления стресса относятся следующие:
• активная мотивация преодоления, отношение к стрессам как возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста;
• сила Я-концепции, самоуважение, самооценка, собственная значимость, самодостаточность;
• активная жизненная установка – чем активнее отношение к жизни, тем больше психологическая устойчивость в стрессовых ситуациях;
• позитивность и рациональность мышления;
• эмоционально-волевые качества;
• физические ресурсы (состояние здоровья и отношение к нему как к ценности).
Заключение
В монографии «Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу» К.В. Судаков, перечисляя важнейшие пути антистрессорных мероприятий, указывает на следующие способы: аутогенную тренировку; различные методы релаксации; системы биологической обратной связи; дыхательную гимнастику; включение в жизнь человека положительных эмоций; музыку; физические упражнения; психотерапию; физиотерапевтические мероприятия (массаж, сауна, электросон); иглоукалывание и др.
Для коррекции стресса необходимо помимо специфических мер психологического воздействия использовать и общеукрепляющие методы. Например, профилактика нарушений сердечно-сосудистой системы, вызванных экзаменационным стрессом, должна быть комплексной, включающей в себя уменьшение гиподинамии, мероприятия по оптимизации режима дня, чередование напряжения нервной системы с отдыхом, систематическое пребывание на свежем воздухе и правильное питание.
Среди различных способов снятия стресса можно выделить как последние научные разработки психологов, так и традиционные народные средства, проверенные временем. На одном из антистрессорных семинаров, проводимых Ю.В. Щербатых, его участники в числе способов, применяемых для уменьшения стресса, назвали: общение с природой; музыку; алкоголь; сон; домашних животных; общение с друзьями; экстремальные физические нагрузки; секс; хобби; парную баню; просмотр хорошего видеофильма; чтение книги; занятие спортом и т.д.
Помимо этих, «житейских», приёмов, были названы и методы, которые можно назвать «психологическими»:
♦ загрузить себя работой так, чтобы не хватило времени и сил на переживания;
♦ изменить отношение к ситуации;
♦ вспомнить о тех людях, которым еще хуже;
♦ излить душу другу или подруге;
♦ отнестись к ситуации с юмором;
♦ выслушать совет компетентного человека и т.д.
Данный пример показывает, что множество людей обладают знаниями о методах уменьшения стресса, но тем не менее испытывают стрессы в своей жизни. Такая ситуация связана с тем, что в большинстве случаев антистрессорные методы применяются спонтанно и не всегда обоснованно, а в результате – с низкой эффективностью.
Если мы обратимся к научной литературе по стрессу, то ситуация будет похожей – широкий диапазон методов уменьшения психического напряжения и проблема их выбора. Кто-то из психологов отдает предпочтение аутогенной тренировке, другие – мышечной релаксации, третьи – дыхательным упражнениям, четвертые – медитации и т.д. Американский психолог Джозеф Вольпе в свою очередь полагает, что существуют только три, занятия несовместимых с напряжением: это секс, еда и упражнения на релаксацию. Таким образом, перед практическими психологами стоит задача дифференциации антистрессорных методов, а также оптимального подбора тех методов, которые в максимальной степени соответствуют характеру стресса и индивидуальным особенностям человека.
Список используемой литературы
Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.: ил.
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.: ил.
Общая психология, под ред. Карпова А.В. – М.: Гардарики, 2005. – 232 с.
Общая психология, под ред. Тугушева Р.Х., Гарбера Е.И. – М.: Эксмо, 2007. – 560 с.
Полякова О.Н. Стресс: причины, последствия, преодоление. – СПб.: Речь, 2008. – 144 с.
Трошин В.Д. Стресс и стрессогенные расстройства: диагностика, лечение, профилактика. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 784 с.
Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.: ил.
Трошин В.Д. Стресс и стрессогенные расстройства: диагностика, лечение, профилактика. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – С. 12 – 13.
Общая психология, под ред. Тугушева Р.Х., Гарбера Е.И. – М.: Эксмо, 2007. – С. 351.
Трошин В.Д. Стресс и стрессогенные расстройства: диагностика, лечение, профилактика. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – С. 13.
Общая психология, под ред. Карпова А.В. – М.: Гардарики, 2005. – С. 156 – 157.
Общая психология, под ред. Тугушева Р.Х., Гарбера Е.И. – М.: Эксмо, 2007. – С. 351.
Общая психология, под ред. Тугушева Р.Х., Гарбера Е.И. – М.: Эксмо, 2007. – С. 351 – 353.
Общая психология, под ред. Карпова А.В. – М.: Гардарики, 2005. – С. 158 – 159.
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – С. 12.
Там же. – С. 12.
Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2008. – С. 133.
Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – С. 290.
Полякова О.Н. Стресс: причины, последствия, преодоление. – СПб.: Речь, 2008. – С. 98 – 100.
Там же. – С. 100.
Полякова О.Н. Стресс: причины, последствия, преодоление. – СПб.: Речь, 2008. – С. 102 – 104.
Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – С. 294.
Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – С. 296 – 297.
Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2008. – С. 154.
Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2008. – С. 154 – 155.
Там же. – С. 155.
4
Список используемой литературы
1.Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.: ил.
2.Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.: ил.
3.Общая психология, под ред. Карпова А.В. – М.: Гардарики, 2005. – 232 с.
4.Общая психология, под ред. Тугушева Р.Х., Гарбера Е.И. – М.: Эксмо, 2007. – 560 с.
5.Полякова О.Н. Стресс: причины, последствия, преодоление. – СПб.: Речь, 2008. – 144 с.
6.Трошин В.Д. Стресс и стрессогенные расстройства: диагностика, лечение, профилактика. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 784 с.
7.Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.: ил.
Вопрос-ответ:
Что такое стресс и какие его особенности?
Стресс - это состояние психического напряжения, вызванное негативными воздействиями на организм. Особенности стресса включают его временный характер, индивидуальную реакцию каждого человека на стрессоры, а также возможность развития различных физических и психологических проявлений.
Что такое стрессоустойчивость?
Стрессоустойчивость - это способность личности справляться с стрессом и продолжать функционировать эффективно. Это свойство помогает человеку не поддаваться давлению в стрессовых ситуациях, сохранять психическое равновесие и адаптироваться к негативным событиям.
Каким образом дети, воспитывавшиеся в домах ребенка и школах интернатах, становятся менее стрессоустойчивыми?
Дети, воспитывавшиеся в домах ребенка и школах интернатах, лишены возможности проходить самую важную школу выживания - семейную жизнь. Семья является основой нашего общества, в ней дети учатся законам социальной жизни и манипуляциям, полезным для себя. Однако, детям, воспитывающимся в учреждениях, сложнее ужиться с другим человеком в рамках семьи, поскольку у них нет той модели, к которой можно было бы придерживаться.
Что является основой нашего общества?
Основой нашего общества является семья. Она играет важную роль в формировании социальных навыков, воспитании и развитии личности.
Какие преимущества стрессоустойчивости в семейной жизни?
Стрессоустойчивость в семейной жизни позволяет лучше уживаться с другим человеком, находить компромиссы и решать конфликты. Также это помогает сохранять психическое равновесие в условиях повседневных стрессовых ситуаций, что способствует более гармоничным и стабильным отношениям.
Что такое стресс?
Стресс - это состояние психологического и эмоционального напряжения, которое возникает в ответ на внешние или внутренние факторы, называемые стрессорами.
Какие особенности имеет стресс?
Стресс может проявляться различными способами, включая физические, эмоциональные и поведенческие реакции. Важно отметить, что стресс может быть как позитивным (эустрессом), которое возникает при ситуации вызывающей вовлечение и энтузиазм, так и негативным (дистрессом), когда ситуация вызывает тревогу и беспокойство.
Что такое стрессоустойчивость?
Стрессоустойчивость - это способность человека справляться с повседневными стрессовыми ситуациями и переживать их без значительных негативных последствий для психического и физического здоровья. Это своего рода адаптивная реакция на стрессоры.
Почему дети, воспитывавшиеся в домах ребенка и школах интернатах, могут быть лишены возможности проходить школу выживания в семейной жизни?
Дети, воспитывавшиеся в домах ребенка и школах интернатах, могут быть лишены возможности проходить школу выживания в семейной жизни, потому что они не имеют возможности наблюдать и участвовать в ежедневной жизни семьи, взаимодействовать с близкими людьми и учиться усваивать нормы и ценности, которые присущи семейной обстановке.
Почему семья является основой общества?
Семья является основой общества, потому что она является первичной ячейкой общественной организации. Семья обеспечивает формирование и развитие личности, передает ценности, нормы и традиции от одного поколения к другому. Она является местом воспитания детей, формирования моральных и этических принципов, оказывает социальную поддержку и создает благоприятную атмосферу для развития личности каждого ее члена.