Социально-психологический климат в коллективе ДДОУ
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 01.09.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Общая характеристика социально-психологического климата в коллективе ДДОУ
1.1.Социально-психологические особенности коллектива ДДОУ
1.2. Понятие социально-психологического климата в коллективе ДДОУ
1.3.Факторы социально-психологического климата в коллективе ДДОУ
Выводы
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологического коллектива ДДОУ
2.1. Методики диагностики социально-психологического климата ДДОУ
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложения
Практически у всех членов коллектива неплохие взаимоотношения, но особенно тесных дружеских связей немного. Доминирующим мотивом в выборе людей является «с этим человеком легко работать», затем идет «мы тесно сотрудничаем по роду своей деятельности» и «он приятный в общении человек». В группе существует несколько лидеров (3 человека) и все взаимоотношения "завязаны" именно на них, причем существуют достаточно тесные связи между членами группы всех статусных образований, кроме последнего (тех людей, которые не получили ни одного выбора, хотя и их выборы находят своего адресата во всех статусных уровнях, либо тех, кто получил очень много отрицательных выборов).
Таким образом, если соотнести результаты диагностики по всем трем методикам можно резюмировать, что в данном коллективе наблюдается высокий коэффициент взаимности, хорошие взаимоотношения в целом, нет явного разделения на микрогруппы, группировки, хотя в качестве лидеров можно выделить трех членов группы, вокруг которых завязано большинство взаимоотношений. Большинство членов коллектива входят в категории «предпочитаемые» и «принятые».
Наблюдается совпадение приятельских и деловых интересов. Педагоги, которые непосредственно вместе заняты в одном деле, также отмечают друг друга как партнеров по общению и времяпрепровождению. В коллективе не выявлено межличностных конфликтов, атмосфера достаточно благоприятна. Коллектив выступает как одна команда, однако не имеет самых высоких показателей сплоченности. В коллективе есть люди, которые хотя и не являются явными «изгоями», однако получили отрицательную оценку со стороны коллег по нескольким показателям – 3 человека. Причем эти педагоги выставили менее высокие баллы по методике «СПСК» и в целом не готовы общаться с коллегами вне рабочих отношений. Несколько педагогов (5 человек) находятся в тесных дружеских отношениях, остальные члены коллектива в основном отдают свои отрицательные выборы 3 педагогам. Двое из них не устраивают коллектив в профессиональном плане. Один педагог выступает как «не принятый», несмотря на то, что сам выбирает людей для общения и сотрудничества, в свою сторону не получил ни одного положительного выбора. При оценке коллектива по когнитивному, эмоциональному и поведенческому компоненту именно эти люди давали более низкие оценки по сравнению с остальными, но тем не менее находящиеся в рамках среднего уровня. Это говорит о том, что в целом они нормально чувствуют себя в данном коллективе, однако не являются активными участниками в дружеских взаимоотношениях.
Выводы
1. Для диагностики социально-психологического климата в коллективе ДДОУ использовались методики: экспресс-методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе (А. С. Михайлюк, Л. Ю. Шарыто), методика «СПСК» — социально-психологическая самооценка коллектива (О. Немова), методика «Социометрия» (Дж. Морено). Все методики направлены на диагностику социально-психологического климата в коллективе, однако первая и вторая методика позволяет определить, каким видят и чувствуют атмосферу коллектива сами члены коллектива, с помощью третьей методики определяется структура взаимоотношений в группе и степень сплоченности коллектива. В исследовании приняли участие 16 педагогов.
2. В данном коллективе высокий коэффициент взаимности, низкие коэффициенты конфликтности и изолированности, хорошие взаимоотношения в целом, нет явного разделения на микрогруппы, группировки, хотя в качестве лидеров выделены три члена группы. Большинство членов коллектива входят в категории «предпочитаемые» и «принятые». Наблюдается совпадение приятельских и деловых интересов. Средний уровень благополучия взаимоотношений, равновесие в групповых отношениях. Коллектив относится ко 2-ому уровню взаимности (средний уровень). Практически у всех членов коллектива хорошие взаимоотношения, но особенно тесных дружеских связей немного. Наблюдаются 3 педагога в статусе «непринятых», которые при оценке коллектива по когнитивному, эмоциональному и поведенческому компоненту именно давали более низкие оценки по сравнению с остальными, но тем не менее находящиеся в рамках среднего уровня. Они в целом нормально чувствуют себя в данном коллективе, однако не являются активными участниками в межличностных взаимоотношениях.
Заключение
Курсовая работа была посвящена изучению социально-психологического климата в ДДОУ. Исследование было проведено на теоретическом и эмпирическом уровне. В теоретической части исследования были проанализированы особенности коллектива ДДОУ как организованной социальной группы, в которой межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной трудовой деятельности по осуществлению воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. Изучено понятие о социально-психологическом климате и его функции: консолидирующая, стимулирующая, стабилизирующая и регулирующая. Охарактеризованы факторы СПК на уровне макросреды и микросреды.
В эмпирической части исследования был подобран и описан комплекс методик для диагностики СПК коллектива ДДОУ. Была проведена диагностика СПК с помощью экспресс-методики оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе, методики «СПСК» и социометрии. На основе подсчета коэффициента взаимности, конфликтности и изолированности, выявления индивидуальных социометрических показателей и самооценке особенностей группы сделан вывод о в целом благоприятном социально-психологическом климате в коллективе. Поставленная цель данного исследования достигнута, задачи решены в полном объеме. Но данная проблема требует продолжения исследования в рамках других исследований, в частности в плане анализа отдельных факторов, влияющих на формирование СПК и путей его оптимизации. можно сформулировать рекомендации:
1. Использовать описанный и апробированный в данном исследовании комплекс методик для изучения СПК в педагогическом коллективе ДДОУ.
2. В зависимости от полученных результатов исследования проводить дополнительную диагностику отдельных факторов СПК.
3. На основе выявленных показателей предусматривать мероприятия по оптимизации СПК в коллективе. Среди них могут быть предложены следующие: разработать программу снятия психо-эмоционального напряжения у педагогов (например, обучение сотрудников навыкам саморегуляции в условиях профессионального стресса; функционирование комнаты психологической разгрузки и т.п.); создание и реализация программ профессионального и личностного развития педагогов; внедрить в практику работы педагогического коллектива обучение педагогов социально – психологическим навыкам общения в системе «педагог - педагог», «педагог - ребенок», «педагог - родитель»; любые действия реформаторского характера проводить при наличии длительного подготовительного этапа с чётким обоснованием актуальности, целей, методов, структуры и конечного результата деятельности в новых условиях; при взаимодействии руководства с коллективом использовать особенности мотивационной сферы сотрудников и их личностных особенностей; администрации пересмотреть некоторые аспекты стиля управления трудовым коллективом: сформировать единую административную команду и выработать общую стратегию управления персоналом для улучшения взаимодействий и достижения высоких результатов в педагогической деятельности; отдавать предпочтение демократическим методам управления для развития творческой инициативы, производственной смелости, самостоятельности и ответственности сотрудников.
Список литературы
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Московский Университет, 1980.-270 с.
Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Просвещение, 1989.- 120 с.
Донцов А.И. Психология коллектива. М., Издательство Московского Университета, 1984.- 90 с.
Жданов О.М. Социально-психологический климат в коллективе. http:// www.elitarium.ru
Коллектив. Личность. Общение.: Словарь социально-психологических понятий./ Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. Л.: Лениздат, 1987. – 140 с.
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 170 с.
Кузьмин Е.С., Семенов В.Е. Методы социальной психологии. - Ленинград: Издательство ленинградского университета, 1977. – 180с.
Методики социально-психологической диагностики личности и группы. — М., 1990. 200 с.
Немов Р.С. Психология. В3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии. М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 640с.
Общая психология / Под ред. Е.И. Рогова. М.: Владос, 2001 – 448 с.
Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. Курган: Изд-во КГУ, 2006. – 187 с.
Практическая психодиагностика / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Бахра-М, 2001.- 672 с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М. : ВЛАДОС, 1996-250с.
Сластенин В.А. и др. Педагогика. М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
Социальная психология / Под ред. Р.И. Мокшанцева. М.: Инфра-М, 2001.- 408 с.
Приложения
Приложение 1
Экспресс-методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе (А. С. Михайлюк, Л. Ю. Шарыто)
Инструкция. Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является оптимизация психологического климата в коллективе. Внимательно прочитайте варианты ответа. Выберите один из них, наиболее соответствующий Вашему мнению. Поставьте рядом с ним знак «+» или предлагаемую оценку.
Опросный лист
1.Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны:
А) большинство членов нашего коллектива — хорошие симпатичные люди;
Б) в нашем коллективе есть всякие люди;
В) большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные.
2. Думаете ли Вы, что было бы весьма неплохо, если бы члены Вашего
коллектива жили неподалеку друг от друга?
1 — нет;
2 — скорее нет, чем да;
3 — не знаю, не задумывался об этом;
4 — скорее да, чем нет;
5 — да, конечно.
3. Как Вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику:
А) деловых качеств большинства членов коллектива __________;
Б) личных качеств большинства членов коллектива ___________.
1 — нет;
2 — пожалуй, нет;
3 — не знаю, не задумывался об этом;
4 — пожалуй, да;
5 — да.
4. Цифра «один» на приведенной ниже шкале характеризует коллектив, который Вам очень не нравится, а цифра «девять» — коллектив, который Вам очень нравится. Какой цифрой Вы бы охарактеризовали свой коллектив?
1 2 3 4 5 6 7 8 9
5. Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись:
А) это меня бы вполне устроило;
Б) не знаю, не задумывался над этим;
В) это меня бы совершенно не устроило.
6. Могли бы Вы с достаточной уверенностью определить, с кем охотно общаются по деловым вопросам большинство членов Вашего коллектива?
А) нет, не мог бы;
Б) не знаю, не задумывался об этом;
В) да, мог бы.
7. Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе? На приведенной
ниже шкале цифра «один» соответствует нездоровой атмосфере, а цифра «девять» — наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения, понимания. Какой цифрой Вы бы охарактеризовали свой коллектив?
1 2 3 4 5 6 7 8 9
8. Как Вы думаете, если бы Вы по какой-либо причине долго не работали (болезнь, декретный отпуск, пенсия и т. п.), Вы бы стремились встречаться с членами Вашего коллектива?
1 — нет;
2 — скорее нет, чем да;
3 — не знаю, не задумывался об этом;
4 — скорее да, чем нет;
5 — да, конечно.
Приложение 2
Методика «СПСК»
Инструкция. Ознакомившись со списком суждений, оцените, какое количество ваших коллег проявляет отношения и формы поведения, зафиксированные в содержании этих суждений.
Варианты ответов:
«все» — 6 баллов;
«почти все» — 5 баллов;
«большинство» — 4 балла;
«половина» — 3 балла;
«меньшинство» — 2 балла;
«почти никто» — 1 балл;
«никто» — 0 баллов.
Выбранные оценки записывайте в опросном листе напротив порядкового номера соответствующих суждений.
Опросный лист
1. Свои слова подтверждают делом
2. Осуждают проявления индивидуализма
3. Имеют сходные убеждения
4. Радуются успехам друг друга
5. Оказывают помощь новичкам и членам других подразделений
6. Умело взаимодействуют друг с другом
7. Знают задачи, стоящие перед коллективом
8. Требовательны друг к другу
9. Все вопросы решают сообща
10. Едины в оценках проблем, стоящих перед коллективом
11. Доверяют друг другу
12. Делятся опытом работы с новичками и членами других подразделений
13. Бесконфликтно распределяют обязанности между собой
14. Знают итоги работы коллектива
15. Никогда и ни в чем не ошибаются
16. Объективно оценивают свои успехи и неудачи
17. Личные интересы подчиняют интересам коллектива
18. Одному и тому же посвящают свой досуг
19. Защищают друг друга
20. Учитывают интересы новичков и представителей других подразделений
21. Взаимно дополняют друг друга в работе
22. Знают положительные и отрицательные стороны работы коллектива
23. Работают над решением задач и проблем с полной отдачей
24. Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива
25. Одинаково оценивают правильность распределения обязанностей
26. Помогают друг другу
27. К новичкам, старым членам коллектива и представителям других подразделений предъявляют одинаково справедливые требования
28. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе
29. Знают правила поведения в коллективе
30. Никогда и ни в чем не сомневаются
31. Не бросают начатое дело на полпути
32. Отстаивают принятые в коллективе нормы поведения
33. Одинаково оценивают интересы коллектива
34. Искренне огорчаются при неудачах коллег
35. Одинаково объективно оценивают работу старых, новых членов коллектива и представителей других подразделений
36. Быстро разрешают конфликты и противоречия, возникающие в процессе взаимодействия друг с другом при решении коллективных задач
37. Хорошо знают свои обязанности
38. Сознательно подчиняются дисциплине
39. Верят в свой коллектив
40. Одинаково оценивают неудачи коллектива
41. Тактично ведут себя в отношении друг друга
42. Не подчеркивают своих преимуществ перед новичками и представителями других подразделений
43. Быстро находят между собой общий язык
44. Хорошо знают приемы и методы совместной работы
45. Всегда и во всем правы
46. Общественные интересы ставят выше личных
47. Поддерживают полезные для коллектива начинания
48. Имеют одинаковые представления о нормах нравственности
49. Доброжелательно относятся друг к другу
50. Тактично ведут себя по отношению к новичкам и членам других подразделений
51. Берут на себя руководство коллективом, если потребуется
52. Хорошо знают работу товарищей по коллективу
53. По-хозяйски относятся к имуществу фирмы
54. Поддерживают сложившиеся в коллективе традиции
55. Дают одинаковые оценки социально значимым качествам личности
56. Уважают друг друга
57. Тесно сотрудничают с новичками и членами других коллективов
58. Принимают на себя обязанности других членов коллектива при необходимости
59. Знают черты характера друг друга
60. Все умеют делать
61. Ответственно выполняют любую работу
62. Оказывают активное сопротивление силам, разобщающим коллектив
63. Одинаково оценивают правильность распределения поощрений
64. Поддерживают друг друга в трудные минуты
65. Радуются успехам новичков и представителей других подразделений
66. Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях
67. Хорошо знают привычки и склонности друг друга
68. Активно участвуют в общественной работе
69. Постоянно заботятся об успехах коллектива
70. Одинаково оценивают справедливость наказаний
71. Взаимно относятся друг к другу
72. Искренне сопереживают неудачам новичков и членов других подразделений
73. Быстро находят вариант распределения обязанностей, который устраивает всех
74. Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга
29
1.Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Московский Университет, 1980.-270 с.
2.Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Просвещение, 1989.- 120 с.
3.Донцов А.И. Психология коллектива. М., Издательство Московского Университета, 1984.- 90 с.
4.Жданов О.М. Социально-психологический климат в коллективе. http:// www.elitarium.ru
5.Коллектив. Личность. Общение.: Словарь социально-психологических понятий./ Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. Л.: Лениздат, 1987. – 140 с.
6.Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 170 с.
7.Кузьмин Е.С., Семенов В.Е. Методы социальной психологии. - Ленинград: Издательство ленинградского университета, 1977. – 180с.
8.Методики социально-психологической диагностики личности и группы. — М., 1990. 200 с.
9.Немов Р.С. Психология. В3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии. М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 640с.
10.Общая психология / Под ред. Е.И. Рогова. М.: Владос, 2001 – 448 с.
11.Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. Курган: Изд-во КГУ, 2006. – 187 с.
12.Практическая психодиагностика / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Бахра-М, 2001.- 672 с.
13.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М. : ВЛАДОС, 1996-250с.
14.Сластенин В.А. и др. Педагогика. М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
15.Социальная психология / Под ред. Р.И. Мокшанцева. М.: Инфра-М, 2001.- 408 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности социально-психологического климата можно выделить в коллективе ДДОУ?
Социально-психологический климат в коллективе ДДОУ характеризуется высокой степенью доверия, сотрудничества и поддержки между членами коллектива. Разделяют общие цели, ценности и нормы поведения, что способствует плодотворному сотрудничеству и успешной работе.
Что такое социально-психологический климат в коллективе ДДОУ?
Социально-психологический климат в коллективе ДДОУ - это общая атмосфера, которая царит в коллективе, и включает в себя отношения между сотрудниками, степень доверия, сотрудничества и поддержки, а также общие цели, ценности и нормы поведения.
Какие факторы влияют на социально-психологический климат в коллективе ДДОУ?
На социально-психологический климат в коллективе ДДОУ влияют различные факторы, такие как лидерство, коммуникация, организационная культура, структура и распределение власти, а также отношение коллектива к инновациям и изменениям.
Какие методики используются для диагностики социально-психологического климата в коллективе ДДОУ?
Для диагностики социально-психологического климата в коллективе ДДОУ используются различные методики, такие как анкетирование, наблюдение, интервью и групповые дискуссии. Эти методики помогают выявить характеристики и особенности климата, а также выявить проблемы и потенциал для улучшения.
Какие выводы можно сделать из эмпирического исследования социально-психологического климата в коллективе ДДОУ?
Из эмпирического исследования социально-психологического климата в коллективе ДДОУ можно сделать вывод, что достигнута высокая степень доверия, сотрудничества и поддержки между сотрудниками. Коллектив имеет общие цели, ценности и нормы поведения, что способствует успешной работе и плодотворному сотрудничеству.
Какие особенности можно отметить в коллективе ДДОУ?
Особенности коллектива ДДОУ связаны с его социально психологическим климатом, который определяется спецификой взаимодействия и отношений между сотрудниками. В коллективе ДДОУ отмечается высокий уровень коммуникабельности и сотрудничества, что способствует созданию благоприятной атмосферы для работы и развития детей. Кроме того, в коллективе преобладает профессиональная ответственность и взаимоподдержка между педагогами и другими сотрудниками.
Что понимается под социально психологическим климатом в коллективе ДДОУ?
Социально психологический климат в коллективе ДДОУ представляет собой совокупность взаимодействующих факторов, которые определяют взаимоотношения между сотрудниками и создают общую атмосферу в коллективе. Он включает в себя такие аспекты, как уровень доверия и поддержки, эмоциональная атмосфера, коммуникативные навыки, профессиональное общение и др. Социально психологический климат имеет важное значение для эффективной работы и благополучия коллектива.
Какие факторы определяют социально психологический климат в коллективе ДДОУ?
Социально психологический климат в коллективе ДДОУ определяется различными факторами. Важными из них являются лидерство руководителя, стиль коммуникации, уровень взаимодействия и поддержки между сотрудниками, профессиональное разнообразие коллектива, а также внешние условия работы, например, материальное обеспечение и организационные процессы. Взаимодействие этих факторов формирует социально психологический климат в коллективе ДДОУ.
Какими методиками осуществляется диагностика социально психологического климата в коллективе ДДОУ?
Для диагностики социально психологического климата в коллективе ДДОУ могут использоваться различные методики, например, опросники, анкеты, интервью и наблюдение. Вопросы в таких методиках могут касаться взаимоотношений между сотрудниками, уровня коммуникации и поддержки, эмоциональной атмосферы и др. Результаты диагностики позволяют выявить сильные и слабые стороны социально психологического климата и разработать меры для его улучшения.
Какую роль играет социально психологический климат в коллективе ДДОУ?
Социально психологический климат в коллективе ДДОУ имеет важное значение, так как он определяет атмосферу взаимоотношений между сотрудниками и влияет на их комфорт, мотивацию и производительность работы.