Народные игры как средство воспитания у детей младшего школьного возраста положительного отношения к физкультуре

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 34 34 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 04.04.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1. Педагогические аспекты воспитания положительного отношения к физической культуре у детей младшего школьного возраста
1.1.Значение воспитания положительного отношения к физической культуре у детей младшего школьного возраста
1.2. Понятие и общая характеристика физической культуры
1.3. Формы работы по физическому воспитанию
2. Роль народных игр в воспитании положительного отношения к физической культуре у детей младшего школьного возраста
2.1. Актуальность вопроса проведения народных игр с детьми младшего школьного возраста
2.2. Понятие и общая характеристика народных игр у детей младшего школьного возраста
2.3. Особенности обучения народных игр у детей младшего школьного возраста
Заключение
Библиографический список

Фрагмент для ознакомления

Мышцы в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах.
Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела.
В связи с этим, у младших школьников можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений.
Чаще всего сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей в младшем школьном возрасте оказывается больше, чем сила левой стороны туловища и левых конечностей. Полная симметричность развития наблюдается довольно редко, а у некоторых детей асимметричность бывает очень резкой.
Поэтому при занятиях физическими упражнениями нужно уделять большое внимание симметричному развитию мышц правой стороны туловища и конечностей, а также левой стороны туловища и конечностей, воспитанию правильной осанки.
Симметричное развитие силы мышц туловища при занятиях различными упражнениями приводит к созданию "мышечного корсета" и предотвращает болезненное боковое искривление позвоночника. Рациональные занятия спортом всегда способствуют формированию полноценной осанки у детей.
Большое значение для развития функции мышления имеют те народные игры, требующие проявления силы, ловкости, быстроты, как самих движений, так и реагирования на различные обстоятельства и ситуации игры.
Воспитательное значение подвижных игр велико: в процессе игровой деятельности развиваются буквально все психические функции и качества ребенка: острота ощущений и восприятия, внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества.
Однако такое положительное влияние достигается лишь при правильном педагогическом руководстве народными играми. Подвижные народные игры полезны и для развития способностей младших школьников регулировать свои эмоциональные состояния.
Интерес к играм связан у детей с яркими эмоциональными переживаниями. Для них характерны следующие особенности эмоций: непосредственный характер, яркое внешнее выражение в мимике, движениях, возгласах.
Дети этого возраста пока еще не способны скрывать свои эмоциональные состояния, они стихийно им поддаются. Эмоциональное состояние быстро меняется как по интенсивности, так и по характеру.
Дети не способны контролировать и сдерживать эмоции, если это требуется обстоятельствами. Эти качества эмоциональных состояний, представленные стихийному течению, могут закрепиться и стать чертами характера.
В младшем школьном возрасте формируются и воспитываются волевые качества. Как правило, они в своей волевой деятельности руководствуются лишь ближайшими целями. Они не могут пока выдвигать отдаленные цели, требующие для их достижения промежуточных действий. Но даже в этом случае у детей этого возраста часто нет выдержки, способности настойчивого действия, требуемого результата. Одни цели у них быстро сменяются другими. Поэтому у ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность.
Ознакомившись с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, необходимо обратить внимание на правильную организацию и построение дополнительных занятий физическими упражнениями с детьми младшего школьного возраста.
Упражнения должны даваться с учетом физической подготовленности учеников. Нагрузка не должна быть чрезмерной. Занятия проводятся не более 1-2 раз в неделю с учетом того, что ребята 2 раза занимаются на уроках физкультуры. Обучение должно носить наглядный характер с простым и доходчивым объяснением.
Нужно обратить особое внимание на формирование правильной осанки у детей и обучение правильному дыханию при выполнении физических упражнений. На занятиях широко использовать подвижные народные игры, как незаменимое воспитательное средство развития морально-волевых и физических качеств младшего школьника.
Применение народных игр в младших классах должно быть поэтапным.
На первом этапе (1-й класс) происходит ознакомление с предельно общими нормами и ценностями, составляющими базис и фон любой человеческой культуры.
Второй этап (2-й и 3-й классы) предполагает освоение норм и ценностей, составляющих содержание собственных культурных традиций, которые должны быть осознаны не как безусловная данность, а как духовно-нравственные ориентиры, включенные в общий контекст жизненного уклада народа и проявляться в нравах и обычаях, нормах бытового поведения, в непосредственной практике межличностного общения.
На третьем этапе (4-й класс) проводится сравнительный анализ культурных традиций других народов.
Итогом должно стать понимание многообразия человеческих культур, общности между эпохами, уважение культурных традиций иных народов, стремление к расширению знаний в этом направлении.
В основе такой программы лежит использование русских народных игр и развлечений в физкультурном образовании младших школьников в сельской местности, основанное на реализации принципа сопряженности двигательного обучения и активизации познавательных процессов через формирование основ русской культуры.
В теоретический материал должно быть включено изучение истории возникновения русских народных игр, традиций, обычаев и развлечений, знакомство с физическими упражнениями, применяемыми во время народных праздников. Теоретический материал дается непосредственно во время прохождения запланированного учебного материала по разделам программы, а также в блоках по народной культуре. Блоки даются в конце каждой учебной четверти.
Практический материал предлагается младшим школьникам в виде разделов программы с видовой дифференциацией применяемых русских народных игр, а также в виде блоков.
Структура блока включает: русские народные игры, применяемые в течение четверти; игры, которые соответствуют русским народным праздникам в данный временной период; игры, которые применимы на предстоящих каникулах. Блоки русских народных игр даются компактно.
Контроль за обучением элементов русской культуры осуществляется в виде контрольных нормативов, которые разработаны в соответствии со спецификой программы.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования, гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Заключение
Так как уровень развития личности во многом зависит от уровня развития межличностных отношений социальной группы, в которую она включена.
Социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы.
В истории и в современную эпоху в мире существовало и существует огромное разнообразие видов культур как локально-исторических форм общности людей. Каждая культура своими пространственными и временными параметрами тесно связана со своим творцом-народом.
Культура выражает специфику уклада жизни, поведение отдельных народов, их особый способ мировосприятия в мифах, легендах, системе религиозных верований и ценностные ориентации, придающие смысл существованию человека.
А народная игра – это наиболее привычная и доступная форма взаимодействия детей между собой, осуществляющаяся в речевом общении, ритмичном или мелодичном выражении, совместных действиях и движениях.
Народная игра всегда интересна для младших школьников, что позволяет привить им положительное отношение к занятиям физической культуры, следовательно, именно с помощью внедрения народных игр в программу уроков физической культуры для детей младшего школьного возраста оптимально для развития в этих детях как физических и психических процессов в формирующимся организме, так одновременно развития патриотический отношений и воспитания ценностных отношений к культуре и традициям родной страны, малой родины ребенка, что очень важно в современном обществе.
Подразумевается, что по окончании начальной школы учащийся должен обладать определенной суммой знаний по культурно-историческому наследию русского народа. А также иметь навыки самостоятельной организации и проведения русских народных игр и развлечений вне школы.
Библиографический список
Бабанский Ю.К. Педагогика. - Москва: «Просвещение», 1983.
Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – Москва, 1988.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика, 2000.
Васильцова В. Н. Народная педагогика. М.: «Школа-Пресс», 1996.
Викулов А.Д., Пузанов Ю.В., Мариничев Н.А. Новые подходы в физическом воспитании детей и подростков. Омск, 1996.
Виленский М.Я., Литвинов Е.Н. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки,. 1990.
Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926 .
Давиденко Д.Н. Социальные и биологические основы физической культуры. Учебное пособие. СПб., 2001.
Зверев И.О., Мейксон Г.Б. Учитель физкультуры. - М.: «Просвещение», 1979.
Зелинская.Д. Школа здоровья,т.2-Москва, 1995.
Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств. - М.: «Советский спорт», 1991.
Измайлов. А Э. Народная педагогика. Москва. «Педагогика», 1991.
Ильин Е.П. От культуры физической – к культуре здоровья. М., 1990.
Карпушко Н.А., М.А. Петрачев, С.В. Молчанов. Анализ диссертационных исследований по проблемам школьной физической культуры и пути их внедрения в практику педагогической деятельности. – М., 1990.
Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. - М.: «Просвещение», 1995
Коссов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников. М., 1989.
Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: «Линка – Пресс», 2000.
Кузина Т.Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. М.: «Школа-Пресс», 1998
Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М., 1992
 Лях В.И., Мейксон Г.Б. Физическая культура в школе. – М., 1991.
Народная мудрость: Энциклопедия. М., 1995.
Николаев Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты. СПб., 2000.
Попова А.Н. Народные художественные промыслы. М.: «Прогресс», 1993.
Рыбникова М. А. Избранные труды. М., 1958.
Серегина О.Б. Формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к физической культуре. – М., 2000.
Зелинская.Д. Школа здоровья,т.2. - Москва, 1995.
Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. – Москва, 1992.
Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств. - Москва: «Советский спорт», 1991.
Серегина О.Б. Формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к физической культуре, - Москва, 2000.
 Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. – Москва, 1992.
Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - Мсква, 1988.
 Лях В.И., Мейксон Г.Б. Физическая культура в школе, - Москва, 1991.
Николаев Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты. СПб., 2000.
Давиденко Д.Н. Социальные и биологические основы физической культуры, - СПб, 2001.
Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – Москва,1988.
Карпушко Н.А.,. Петрачев М.А., Молчанов С.В. Анализ диссертационных исследований по проблемам школьной физической культуры и пути их внедрения в практику педагогической деятельности, - Москва, 1990.
Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: «Линка – Пресс», 2000.
Викулов А.Д., Пузанов Ю.В., Мариничев Н.А. Новые подходы в физическом воспитании детей и подростков. - Омск, 1996.
Виленский М.Я., Литвинов Е.Н. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки, - Москва, 1990.
Зверев И.О., Мейксон Г.Б. Учитель физкультуры. - М.: «Просвещение», 1979.
Ильин Е.П. От культуры физической – к культуре здоровья, - Москва, 1990.
Народная мудрость: Энциклопедия. М., 1995.
Попова А. Н. Народные художественные промыслы. М.: «Прогресс», 1993.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов, 2000.
Васильцова В.Н. Народная педагогика. - М.: «Школа-Пресс», 1996.
Бабанский Ю.К. Педагогика. - Москва, 1983.
Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926 .
Кузина Т.Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. М.: «Школа-Пресс», 1998.
Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. - М.: «Просвещение», 1995.
Карпушко Н.А. Теория и практика физической культуры о физическом воспитании школьников. - Москва, 1995.
Рыбникова М. А. Избранные труды. М., 1958.
Коссов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников. М., 1989.
Измайлов. А Э. Народная педагогика. - Москва. «Педагогика», 1991.













2

Библиографический список
1)Бабанский Ю.К. Педагогика. - Москва: «Просвещение», 1983.
2)Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – Москва, 1988.
3)Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика, 2000.
4)Васильцова В. Н. Народная педагогика. М.: «Школа-Пресс», 1996.
5)Викулов А.Д., Пузанов Ю.В., Мариничев Н.А. Новые подходы в физическом воспитании детей и подростков. Омск, 1996.
6)Виленский М.Я., Литвинов Е.Н. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки,. 1990.
7)Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926 .
8)Давиденко Д.Н. Социальные и биологические основы физической культуры. Учебное пособие. СПб., 2001.
9)Зверев И.О., Мейксон Г.Б. Учитель физкультуры. - М.: «Просвещение», 1979.
10)Зелинская.Д. Школа здоровья,т.2-Москва, 1995.
11)Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств. - М.: «Советский спорт», 1991.
12)Измайлов. А Э. Народная педагогика. Москва. «Педагогика», 1991.
13)Ильин Е.П. От культуры физической – к культуре здоровья. М., 1990.
14)Карпушко Н.А., М.А. Петрачев, С.В. Молчанов. Анализ диссертационных исследований по проблемам школьной физической культуры и пути их внедрения в практику педагогической деятельности. – М., 1990.
15)Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. - М.: «Просвещение», 1995
16)Коссов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников. М., 1989.
17)Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: «Линка – Пресс», 2000.
18)Кузина Т.Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. М.: «Школа-Пресс», 1998
19)Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М., 1992
20) Лях В.И., Мейксон Г.Б. Физическая культура в школе. – М., 1991.
21)Народная мудрость: Энциклопедия. М., 1995.
22)Николаев Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты. СПб., 2000.
23)Попова А.Н. Народные художественные промыслы. М.: «Прогресс», 1993.
24)Рыбникова М. А. Избранные труды. М., 1958.
Серегина О.Б. Формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к физической культуре. –

Вопрос-ответ:

Почему народные игры являются эффективным средством воспитания у детей положительного отношения к физкультуре?

Народные игры представляют собой интересные и увлекательные активности, в которых дети принимают участие вместе с другими сверстниками. Они помогают развивать координацию движений, физическую выносливость и гибкость. Кроме того, игры способствуют формированию командного духа, развивают такие важные качества, как сотрудничество, уважение к правилам и спортивная акультуренность.

Какое значение имеет воспитание положительного отношения к физической культуре у детей младшего школьного возраста?

Воспитание положительного отношения к физической культуре является важной задачей, поскольку оно способствует формированию здорового образа жизни у детей. Увлечение спортом и физическими активностями с раннего детства помогает предотвратить ряд заболеваний и развивает физическую силу и выносливость. Кроме того, положительное отношение к физкультуре способствует развитию самодисциплины, уверенности в себе и достижению успеха в других областях жизни.

Какие формы работы по физическому воспитанию с использованием народных игр могут быть применены в работе с детьми младшего школьного возраста?

В работе с детьми младшего школьного возраста можно использовать различные формы работы, такие как индивидуальные и групповые занятия, конкурсы, спортивные игры и эстафеты. Все эти формы предполагают активное участие детей, соревновательный элемент и возможность развивать различные физические навыки и умения.

Какие положительные аспекты воспитания положительного отношения к физической культуре могут быть достигнуты с помощью народных игр?

Воспитание положительного отношения к физической культуре с помощью народных игр способствует развитию физических навыков у детей, а также формирует командный дух и способность работать в коллективе. Народные игры также помогают развивать такие качества, как сотрудничество, уважение к правилам и спортивная акультуренность. Они создают положительный опыт участия в физкультурных занятиях и могут стать отправной точкой для дальнейшего увлечения спортом и активным образом жизни.

Зачем нужно воспитание положительного отношения к физкультуре у детей младшего школьного возраста?

Воспитание положительного отношения к физкультуре у детей младшего школьного возраста имеет ряд важных причин. Во-первых, это способствует формированию здорового образа жизни, включающего регулярные физические нагрузки. Во-вторых, положительное отношение к физкультуре развивает у детей интерес к занятиям спортом, что может стать основой для их дальнейшей спортивной карьеры. В-третьих, физкультура способствует развитию физической и эмоциональной выносливости детей, что положительно влияет на их общее развитие. И наконец, занятия физкультурой дают детям возможность активно проводить время, участвовать в соревнованиях и получать положительные эмоции.

Что такое физическая культура и как она может быть обобщена?

Физическая культура - это система физических упражнений и активных игр, направленных на поддержание и укрепление здоровья человека. Она включает в себя разнообразные виды спорта, фитнес, силовые тренировки и другие формы физической активности. Физическая культура обобщается через различные виды физической активности, которые она предлагает. Это могут быть как индивидуальные занятия (например, бег, плавание), так и коллективные игры (футбол, волейбол), целью которых является развитие физических и психологических качеств человека.

Какие формы работы по физическому воспитанию используются в работе с детьми младшего школьного возраста?

Работа по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста осуществляется через различные формы. В первую очередь, это игры и занятия на свежем воздухе, которые способствуют физическому развитию и укреплению здоровья. Также используются комплексы физических упражнений, которые осуществляются как в помещении, так и на специальных спортивных площадках. Важным аспектом в работе с детьми младшего школьного возраста является проведение спортивных мероприятий и соревнований, на которых дети могут проявить свои спортивные навыки и получить положительные эмоции.

Каково значение воспитания положительного отношения к физической культуре у детей младшего школьного возраста?

Воспитание положительного отношения к физической культуре у детей младшего школьного возраста имеет огромное значение для их физического и психологического развития. Это помогает формировать здоровый образ жизни, активное движение, развитие моторики, социализацию, развитие коммуникативных навыков и сплочение в коллективе.

Какие формы работы по физическому воспитанию существуют?

Для физического воспитания детей младшего школьного возраста используются различные формы работы, включая уроки физической культуры, спортивные игры, занятия на свежем воздухе, физкультурные мероприятия, физические паузы, утренники и внеклассные мероприятия с элементами физической активности.

Какую роль играют народные игры в воспитании положительного отношения к физкультуре у детей младшего школьного возраста?

Народные игры играют важную роль в воспитании положительного отношения к физкультуре у детей младшего школьного возраста. Они представляют собой доступную и интересную форму физической активности, которая способствует развитию координации, выносливости и силы. Кроме того, народные игры учат детей взаимодействовать в коллективе, соблюдать правила, развивают такие качества, как выдержка, смелость и трудолюбие.