Богатство и выразительность речи
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 3 + 3 источника
- Добавлена 26.01.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1.Богатство и разнообразие речи
2.Выразительность речи
3. Фигуры речи
Заключение
Список литературы
Литота — подчеркнутое преуменьшение; эту стилистическую фигуру называют обратной гиперболой. Благодаря несоответствию оценки и реальной ситуации происходит как бы усиление смысла: За границу они поехать, конечно, не откажутся (т. е. с удовольствием поедут); Поверьте, я немного разбираюсь в этих делах» (в устах первоклассного специалиста в какой-то области).
Паралипсис (претериция) — притворное умалчивание: оратор подчеркивает, что игнорирует какие-то факты, обстоятельства, оценки, но при этом перечисляет их, например: Я уж не буду говорить о нарушениях производственной дисциплины — нарушениях пропускного режима, систематических опозданиях на работу и т. д.; Я мог(ла) бы еще многое сказать о нашем юбиляре — о его скромности, тактичности, его любви к людям, постоянной доброжелательности к окружающим, но стоит ли об этом говорить? Ведь это и так хорошо всем известно.
Антиципация — предвосхищение, предвидение событий. Применительно к ораторской речи это формулирование возможных возражений слушателей и ответов на них. При этом создается впечатление объективности обсуждения проблемы, наглядного контакта оратора с аудиторией: Я предвижу возражения...; Мне, конечно, могут возразить, что...; Можно подумать, что это неправильно, потому что... (далее приводится опровержение возможных возражений слушателей, заранее продуманное оратором во время подготовки, а вовсе не по ходу речи).
Коммуникация — общение индивидуумов, основанное на взаимопонимании. Например: Что есть хитрость? Хитрость есть оружие слабого и ум слепого, как сказал Козьма Прутков; Что такое дружба? Дружба в наше время — это, наверное, то же, что связи; Почему многие люди не соблюдают законы? Да потому, что не хотят, да и не могут их соблюдать.
Эпитет — экспрессивное определение, выражаемое обычно словом в переносном значении - прилагательным, наречием, существительным-приложением: Опять весна душистая повеяла крылом (А. Фет); Одеваться крикливо; И вот сама идет волшебница-зима (А. Пушкин).
Полисиндетон — повторение одного и того же союза или предлога при однородных членах предложения: И сердце бьется в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь (А. Пушкин)».
Апозиопеза — риторический прием, больше известный под названием «фигура умолчания»: оратор делает вид, что хочет сказать о чем-то, но вдруг останавливается, предоставляя слушателям возможность самим сообразить, в чем дело. Например: Все шло хорошо, уже была назначена свадьба, но...; Вы ставите естественный вопрос: почему мы не установили, как собирались, контакты с этим популярным банком? Я бы мог (могла) дать вам исчерпывающие и убедительные объяснения, но я хотел(а) бы, чтобы вы поняли все без объяснений.
Риторический вопрос — утверждение в форме вопроса, который не требует ответа, зачастую выражающее какое-то чувство — возмущение, радость, удивление и др.: Как можно спокойно смотреть на творящиеся вокруг безобразия?!; Где же тут логика?!; Воины-победители той страшной войны — не с них ли нам нужно брать пример?!
Риторическим вопросом иногда целесообразно завершить какое-то рассуждение, перечисление фактов, доводов.
Именительный представления — простая, но эффектная (и эффективная) фигура речи: фраза начинается с какого-нибудь существительного в именительном падеже (или именного словосочетания), которое после двухсекундной паузы характеризуется целым предложением: Экономика... Сколько о ней произносится умных речей, сколько написано диссертаций, а она до сих пор пребывает в плачевном состоянии!; Наши дети... Никто не поручится за их будущее.
Параллелизм — подобие синтаксической структуры двух или нескольких предложений или их частей, следующих друг за другом: «Цезарь любил меня, и я его оплакиваю; он был удачлив, и я радовался этому..., но он был властолюбив, и я убил его» (из речи Брута).
Антисторфа — повторение слов первой части высказывания во второй его части, но в обратном порядке: «Возьмите... "Старосветских помещиков": что в них? Две пародии на человечество в продолжение нескольких десятков лет пьют и едят, едят и пьют, а потом, как водится исстари, умирают» (В.Г. Белинский. «О русской повести и повестях г. Гоголя»)».
Заключение
Богатство, разнообразие, оригинальность и самобытность русского языка позволяют каждому сделать свою речь богатой и оригинальной. Следует помнить: серая, наполненная словесными штампами речь не вызывает в сознании слушающих необходимых ассоциаций. Вряд ли человек, злоупотребляющий стандартными выражениями, может взволновать слушателей, убедить их в чем-то, воздействовать на них. Шаблонная, избитая фраза отскакивает от слушателей, не дает им возможность вникнуть в суть высказывания.
Кроме того, убогая, бедная в языковом отношении речь воспринимается как отрицательная характеристика человека, свидетельствует о его поверхностных знаниях, низкой речевой культуре, о недостаточном запасе слов. Но главное: бедность, серость, однообразие языка связывается с бедностью, серостью и неоригинальностью мысли.
Список литературы
Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 544 с.
Культура русской речи: Учебник для вузов / под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 560 с.
Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 240 с.
Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2007.
Культура русской речи: Учебник для вузов / под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: Издательство НОРМА, 2001.
Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2007.
Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2007.
Культура русской речи: Учебник для вузов / под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: Издательство НОРМА, 2001.
Культура русской речи: Учебник для вузов / под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: Издательство НОРМА, 2001.
Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2007.
15
1.Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 544 с.
2.Культура русской речи: Учебник для вузов / под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 560 с.
3.Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 240 с.
Вопрос-ответ:
Что такое богатство и выразительность речи?
Богатство и выразительность речи - это способы передачи информации с помощью слов, которые позволяют выделить особенности и богатство выражения, привлечь внимание слушателя и создать эмоциональную окраску текста.
Какие возможности дает богатство и разнообразие речи?
Богатство и разнообразие речи позволяют выразить свои мысли более точно и эффективно, использовать различные стилистические средства, такие как метафоры, гиперболы и др., чтобы усилить воздействие на аудиторию.
В чем заключается выразительность речи?
Выразительность речи - это способность передать эмоциональную окраску текста, используя интонацию, ритм, жесты и другие невербальные средства, а также акцентирование особенностей речи, чтобы привлечь внимание и удержать интерес слушателя.
Что такое фигуры речи?
Фигуры речи - это различные приемы и стилистические ухищрения, которые используются для придания особого звучания и выразительности тексту, включая метафоры, гиперболы, повторы и другие.
Что такое обратная гипербола?
Обратная гипербола - это стилистическая фигура речи, которая основывается на преувеличении или преуменьшении описываемого предмета или явления для создания эмоционального или комического эффекта.
Что такое богатство и выразительность речи?
Богатство и выразительность речи - это способность использовать широкий спектр языковых средств для передачи своих мыслей и эмоций. Речь становится выразительной, когда в ней использованы различные стилистические фигуры, образные выражения и разнообразные лексические единицы.
Какие примеры богатства и разнообразия речи можно найти в работе?
В работе можно обнаружить множество примеров богатства и разнообразия речи. Например, использование различных синонимов, антонимов, метафор, эпитетов и других стилистических фигур делает текст более зрелищным и интересным.
Что такое выразительность речи и как ее достичь?
Выразительность речи - это способность передать свои мысли и чувства с помощью языковых средств так, чтобы они удивляли, вдохновляли или вызывали эмоции у слушателей или читателей. Для достижения выразительности речи необходимо использовать разнообразные интонации, ритмы, паузы, а также подбирать подходящие стилистические фигуры и лексические единицы.
Что такое фигуры речи и как они влияют на выразительность речи?
Фигуры речи - это стилистические приемы, которые используются для придания выразительности и красочности речи. Они могут включать в себя метафоры, сравнения, гиперболы и другие средства. Фигуры речи способны привлечь внимание слушателей или читателей, сделать высказывание запоминающимся и эмоционально окрашенным.