Физическая картина мира

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Естествознание
  • 17 17 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 23.01.2009
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1. Понятие физической картины мира
2. Этапы развития физической картины мира
2.1 Механическая картина мира
2.2 Электромагнитная картина мира
2.3 Квантово-полевая картина мира
3. Принципы современной физики
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Согласно соотношению неопределенностей Гейзенберга микрочастица не может иметь одновременно координату х и определенный импульс р, причем неопределенности этих величин удовлетворяют условию Δx·Δp ≥ h, где h – постоянная Планка.
Соотношение неопределенностей получено при одновременном использовании классических характеристик движения частицы (координаты, импульса) и наличия у нее волновых свойств. Поскольку в классической механике принято, что измерение координаты и импульса может быть произведено с любой точностью, то соотношение неопределенностей является, таким образом, квантовым ограничением применимости классической механики к микрообьектам.
Принцип дополнительности. Для описания микрообъектов H. Бор сформулировал в 1927 г. принципиальное положение квантовой механики – принцип дополнительности, согласно которому получение экспериментальной информации об одних физических величинах, описывающих микрообъект (элементарную частицу, атом, молекулу), неизбежно связано с потерей информации о некоторых других величинах, дополнительных к первым.
Такими взаимно дополнительными величинами можно считать, например, координату частицы и ее скорость (или импульс). С физической точки зрения принцип дополнительности часто объясняют влиянием измерительного прибора (микроскопического объекта) на состояние микрообъекта.
Принцип суперпозиции (наложения) – это допущение, согласно которому результирующий эффект представляет собой сумму эффектов, вызываемых каждым воздействующим явлением в отдельности. В ньютоновской физике он неуниверсален и во многих случаях справедлив лишь приближенно.
В микромире, наоборот, принцип суперпозиции – фундаментальный принцип, который наряду с принципом неопределенности составляет основу математического аппарата квантовой механики. Его интерпретируют так: до измерения система находится в суперпозиции двух возможных состояний, т.е. ее состояние неопределенно. Акт измерения переводит физическую систему скачком в одно из возможных состояний.
Принцип причинности. В классической механике, согласно принципу причинности – принципу классического детерминизма – по известному состоянию системы в некоторый момент времени и силам, приложенным к ней, можно абсолютно точно описать ее состояние в любой последующий момент. Следовательно, классическая физика основывается на следующем понимании причинности: состояние механической системы в начальный момент времени с известным законом взаимодействия частиц есть причина, а ее состояние в последующий момент – следствие.
В квантовой механике состояние микрообъекта полностью определяется волновой функцией. Задание волновой функции для данного момента времени определяет ее значение в последующие моменты. Таким образом, состояние системы микрочастиц, определенное в квантовой механике, однозначно вытекает из предшествующего состояния, как того требует принцип причинности.
Принцип соответствия. В становлении квантовомеханических представлений важную роль сыграл выдвинутый Н. Бором в 1923 г. принцип соответствия: всякая новая, более общая теория, являющаяся развитием классической, не отвергает ее полностью, а включает в себя классическую теорию, указывая границы ее применения, причем в определенных предельных случаях новая теория переходит в старую.
Так, формулы кинематики и динамики релятивистской механики переходят при скоростях, много меньших скорости света, в формулы механики Ньютона. Например, хотя гипотеза де Бройля приписывает волновые свойства всем телам, но волновыми свойствами макроскопических тел можно пренебречь и для них можно применять классическую механику Ньютона.




Заключение
Таким образом, физическая картина мира создается благодаря фундаментальным экспериментальным исследованиям, на которых основываются теории, объясняющие факты и углубляющие наше понимание природы.
Первой в истории естествознания физической картиной мира была механическая картина мира, связанная с именами Г. Галилея, И. Кеплера, и особенно И.Ньютона. Ее формирование потребовало нескольких столетий; практически оно завершилось лишь в середине XIX в. Механическая картина мира возникла на основе классической механики, обобщении законов движения свободно падающих тел и движения планет, а также создания методов количественного анализа механического движения в целом. Но в рамках механической картины мира не могли найти объяснения электромагнитные явления, и поэтому она была дополнена электромагнитной картиной.
Электромагнитная картина мира представляла огромный шаг вперед в познании мира. Многие ее детали сохранились и в современной естественно-научной картине: понятие физического поля, электромагнитная природа сил, отвечающих за различные явления в веществе (но не в самих атомах), ядерная модель атома, дуализм (двойственность) корпускулярных и волновых свойств материи и др.
Однако многочисленные необъяснимые физические явления, открытые в конце XIX в., показали ограниченность электромагнитной картины мира, что и привело к возникновению квантово-полевой картины мира.
Квантовой или волновой механике (физике), созданной в течение нескольких лет в двадцатые годы XX столетия, суждено было стать фундаментом современной физики. Фундаментом, несмотря на то, что представления о частицах, из которых состоит мир, об атомах этого мира стали, с одной стороны, более глубокими и определенными, с другой стороны, стали и остаются «размытыми» и неопределенными, благодаря соотношению неопределенности Гейзенберга и корпускулярно-волновому дуализму де Бройля.

Список литературы
Архипкин В.Г., Тимофеев В.П. Естественно-научная картина мира. Учебное пособие. – Красноярский государственный университет: Красноярск, 2002. – 320 с.
Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. – М.: Высшее образование, 2007. – 366 с.
Начала современного естествознания: концепции и принципы / В.Н. Савченко, В.П. Смагин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 608 с.
Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 447 с.


Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – С. 75
Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – С. 76-77
Начала современного естествознания: концепции и принципы / В.Н. Савченко, В.П. Смагин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С. 70
Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – С. 76- 77
Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – С. 78
Архипкин В.Г., Тимофеев В.П. Естественно-научная картина мира. Учебное пособие. – Красноярский государственный университет: Красноярск, 2002. – С. 116- 117
Архипкин В.Г., Тимофеев В.П. Естественно-научная картина мира. Учебное пособие. – Красноярский государственный университет: Красноярск, 2002. – С. 117-118
Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – С. 81
Начала современного естествознания: концепции и принципы / В.Н. Савченко, В.П. Смагин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С. 69
Архипкин В.Г., Тимофеев В.П. Естественно-научная картина мира. Учебное пособие. – Красноярский государственный университет: Красноярск, 2002. – С. 120-121
Начала современного естествознания: концепции и принципы / В.Н. Савченко, В.П. Смагин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С. 83-84
Архипкин В.Г., Тимофеев В.П. Естественно-научная картина мира. Учебное пособие. – Красноярский государственный университет: Красноярск, 2002. – С. 118
Начала современного естествознания: концепции и принципы / В.Н. Савченко, В.П. Смагин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С. 80
Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. – М.: Высшее образование, 2007. – С. 86
Начала современного естествознания: концепции и принципы / В.Н. Савченко, В.П. Смагин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С. 82-83
Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – С. 86-87
Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – С. 91
Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. – М.: Высшее образование, 2007. – С. 90
Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – С. 94
Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. – М.: Высшее образование, 2007. – С. 92




16

Список литературы
1.Архипкин В.Г., Тимофеев В.П. Естественно-научная картина мира. Учебное пособие. – Красноярский государственный университет: Крас-ноярск, 2002. – 320 с.
2.Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. – М.: Высшее об-разование, 2007. – 366 с.
3.Начала современного естествознания: концепции и принципы / В.Н. Савченко, В.П. Смагин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 608 с.
4.Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 447 с.

Вопрос-ответ:

Что такое физическая картина мира?

Физическая картина мира - это совокупность научных представлений о природе и законах ее функционирования.

Каковы этапы развития физической картины мира?

Этапы развития физической картины мира: механическая картина мира, электромагнитная картина мира и квантово-полевая картина мира.

Что представляет собой механическая картина мира?

Механическая картина мира основывается на представлении о материи как о совокупности частиц, движущихся в пространстве, взаимодействующих силами.

Что представляет собой электромагнитная картина мира?

Электромагнитная картина мира описывает взаимодействие электромагнитных полей и материи, основывается на электромагнитной теории Максвелла.

Что представляет собой квантово-полевая картина мира?

Квантово-полевая картина мира описывает взаимодействие элементарных частиц и полей с использованием квантовых законов и теорий.

Какое значение имеет понятие "физическая картина мира"?

Физическая картина мира представляет собой систему представлений о законах и принципах, объясняющих явления и процессы природы.

На какие этапы развития можно разделить физическую картину мира?

Физическую картину мира можно разделить на механическую, электромагнитную и квантово-полевую.

Что представляет собой механическая картина мира?

Механическая картина мира основана на представлении о взаимодействии материальных объектов в соответствии с законами механики.

Чем отличается электромагнитная картина мира от механической?

Электромагнитная картина мира основана на представлении о взаимодействии электрических и магнитных полей, а также на принципах электродинамики.

Как можно описать квантово-полевую картины мира?

Квантово-полевая картина мира основана на принципах квантовой механики и описывает взаимодействие микрочастиц через квантовые поля.

Какое понятие представляет собой физическая картина мира?

Физическая картина мира - это общая концепция о строении и функционировании Вселенной, которая основывается на физических законах и принципах.