Античная мифология

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 22 22 страницы
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 27.04.2009
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
1. Миф как форма культуры
2. Особенности античной мифологии
3. Общая характеристика греческой и римской мифологии
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Отсюда сформулированное впоследствии Варроном положение о приоритете гражданских установлений над религиозными, общин над почитаемыми ими культами.


Рис. 9. Капитолийский храм Юпитера

На дальнейшее развитие римской мифологии оказали влияние три фактора: демократизация общества, обусловленная победой плебса, победоносная римская агрессия и знакомство с более развитыми культурами и религиями, с которыми римляне вступили в сложные взаимоотношения. Демократизация, сделавшая доступными для плебеев жреческие должности, ранее занимавшиеся только патрициями, а должность главы культа – великого понтифика – выборной, в соединении с запрещением дарить и завещать земли храмам, не дала развиться ни жреческой касте, ни её оплоту – храмовому хозяйству.
Высшим авторитетом стала сама гражданская община, а чёткость социальной структуры делала бесполезным какое-либо вуалирование её божественной санкцией. Всё это обусловило отсутствие какой бы то ни было религиозной догмы.
Граждане обязаны были чтить богов, составлявших как бы часть их общины, но могли о них думать, говорить и писать, что угодно, вплоть до полного их отрицания. Такие мотивы встречаются уже у поэта III-II вв. до н.э. Энния, они всесторонне развиты в трактатах Цицерона «О природе богов» и «О дивинации».
Этика определялась не религией, хотя римляне и обожествляли различные добродетели, необходимые гражданам для служения государству, а благом гражданской общины, награждавшей достойных заслуженным почётом, каравшей и клеймившей презрением забывших свой долг. Питаемое римлянами отвращение к личной сильной власти, к людям, поставившим себя над народом, исключало культ царей и героев, и если таковой в древнейшее время существовал, то потом заглох. Даже культ Квирина-Ромула не играл заметной роли.
С другой стороны, беспрерывные победоносные войны Рима, стоившие огромного напряжения сил и многих жертв, требовали некоего идеологического оформления и оправдания. Их давал постепенно складывавшийся миф о Риме как городе, основанном по предначертанию богов, предназначивших ему власть над миром, о событиях его истории как этапах на пути к осуществлению этого предназначения, о римском народе как избранном богами и исполненном исключительных добродетелей, и о тех, кто во имя его величия, а не личной славы совершал невиданные подвиги, отдавал свои способности, свою жизнь и жизни детей на службу Рима.
Когда, каким образом, в какой последовательности, из каких компонентов создавался «римский миф», установить трудно за отсутствием соответственных источников. Наиболее существенные элементы «римского мифа» встречаются в первых дошедших до нас римских письменных источниках III-II вв. до н.э. (Пунические войны, несомненно, стимулировали его развитие). Потом уже у современников Августа – Тита Ливия и Вергилия («Энеида») они оказываются объединёнными в одну систему. Тогда провиденциальная миссия Рима казалась осуществившейся, и Вергилий сформулировал свою знаменитую мысль о предназначении Рима править миром, смирять дерзких и щадить покорных.
Так, «римский миф», объясняющий прошлое, оправдывающий настоящее и направляющий будущее, вытеснил, видимо, некогда существовавшие примитивные мифы о создании мира и людей. Потребность в них стала удовлетворяться за счёт проникновения в Рим развитой греческой мифологии и отождествления римских богов с греческими.
У автора нач. III в. до н.э. Ливия Андронника, переведшего на латынь «Одиссею» и первым писавшего пьесы для театра на сюжеты греческих мифов, выступают романизованные греческие боги, которые, очевидно, уже известны публике. Заимствование греческих богов началось не позднее кон. VI – нач. V вв. до н.э. с введения культа Аполлона, затем римляне стали знакомиться с греческими мифами, потом и с элевсинскими и самофракийскими мистериями, мистериями Диониса и греческими религиозно-философскими течениями. Интерпретируя мифы, ведущие государственные деятели стали претендовать на божественное происхождение, на особое покровительство божества, на уготованное их душам бессмертие и особое место в звёздных сферах или полях блаженных. В провинциях распространялся культ полководцев. Так был подготовлен императорский культ, начавшийся с обожествления Цезаря и Августа, а затем его преемников.
Императоры отождествляли себя с богами, их жёны – с богинями. С сер. III в. н.э., когда распространяются солярные культы в Риме, императоры стали отождествлять себя с этими богами.
С установлением империи «римский миф» в связи с обострением социальных противоречий, отстранением народа от участия в государственных делах, утратой Римом его характера гражданской общины, начал всё более терять свою популярность. Знать и интеллигенция обращаются к различным религиозно-философским течениям, по-своему толковавшим старые мифы и природу богов, к астрологии, демонологии, восточным культам. Народ сохраняет верность старым богам, но не официальным, а созданным им самим, богам земли, ремесла и пр. От них ждали покровительства при жизни и награды после смерти. Вера в бессмертие души и её загробную судьбу как результат поведения при жизни становится всеобщей. Вместе с тем растёт тяга к единому всемогущему богу, стоящему выше земных владык, но близкого «маленькому человеку» уже не как члену какой-то общины, а лично; тяга к примеру для подражания, к человеку, ставшему богом за труды и жертвы на благо людей. Все эти многообразные течения обусловили полное разложение «римского мифа» и подготовили победу христианства.
Итак, мифологией пронизан решительно весь античный мир. Мифы во многом зависели от социально-экономической формации греческого и римского обществ. Античные мифы считаются одной из самых старых форм не просто осознания, но и освоения мира. В них действительно содержится практически все, нуждавшееся в то время в пояснениях – и явления природы, и небесные светила, и силы, управляющие жизнью людей, и место, куда уходят умершие, ставшие тенями. С течением времени вопросов становилось больше, и потому многие мифы дополнялись новыми сюжетами, линиями, поворотами.
Римская мифология в отличие от греческой более молода, в ней содержится больше богов, несущих функциональное значение, что отражает общественный уклад жизни римского общества.
Заключение


В процессе работы над поставленной проблематикой мы пришли к следующим выводам.
Миф – способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с миром; человек здесь воспринимает психологические смыслы в качестве изначальных свойств вещей и рассматривает и переживает явления природы как одушевленные существа.
Среди особенностей античной мифологии выделяются следующие: отсутствие постоянно прямой связи между мифологией и религией; греческая и римская мифологии – самостоятельные явления. Они представляют собой постоянно изменяющиеся системы во многом зависящие от уровня социально-экономического развития. Кроме того, существенное особенностью античной мифологии является её живучесть, постоянная трансформация и вплетение в канву культуры последующих поколений.
Например, из античных мифов и сказаний черпали сюжеты литераторы и художники разных эпох. Художник Давид создал полотна: «Клятва Горациев», «Смерть Сократа» и др. На мифологические сюжеты писали Рубенс («Персей и Андромеда», «Венера и Адонис»), Ван-Дейк (Марс и Венера), Рембрандт («Даная», «Голова Паллады Афины») и др.
Русские писатели, художники, музыканты зачастую также обращались к образам и эпизодам античной мифологии. Кисти художника К. Брюллова принадлежат полотна «Встреча Аполлона и Дианы», «Сатурн и Нептун на Олимпе», М. Врубеля – «Пан» и т. д. Многократно упоминаются мифологические персонажи в произведениях И. Крылова, Г. Державина, А. Пушкина, В. Жуковского и многих других.
Мифология древних эллинов возникла на базе их стремления понять начала мироздания, объяснить появление жизни на земле, определить, почему идет дождь, дует ветер, в чем причины стихийных бедствий, каково место человека в окружающем мире и т.д. Она явилась шагом вперед в познании окружающего мира, самого себя, социальной организации, этапом в запечатлении знаний в чувственно-конкретных образах, осмыслении опыта, накопленного многими поколениями. Здесь художественный, мифологический, религиозный компоненты представлены в единстве. Мифологическое сознание создало целостный образ мира, где все имело свое значение, место и объяснение.
Несомненная заслуга Древнего Рима, имевшего свою мифологию, в восприятии, популяризации и сохранении греческой мифологии, в превращении ее в греко-римскую: большинство гениальных произведений греческих скульпторов человечество может лицезреть только благодаря их римским копиям; поэтические творения греческого народа были сохранены для нас римскими поэтами, многие мифологические сюжеты стали известны благодаря поэме Овидия «Метаморфозы».
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Список литературы


Бирлайн, Дж. Ф. Параллельная мифология / Пер. с англ. А. Блейз. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. – 336 с.
Введение в культурологию: Учеб. пособие / Рук. авт. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос, 1995. – 336 с.
Голосовкер, Я.Э. Логика мифа. – М.: Наука, 1987. – 218 с.
Колобов, А.В., Гущин, В.Р., Братухин, А.Ю. Античная мифология в историческом контексте. – [Электронный ресурс]: Режим доступа: ancientrome.ru/publik/kolobov/kolob10f.htm.
Культурология: Учебное пособие / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 2003. – 304 с.
Лосев, А.Ф. Греческая мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: «Советская энциклопедия», 1980. – Т. I. – С. 321-335.
Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 2 кн. Кн. I. – М.: Изд-ва: АСТ, Фолио, 2000. – 830 с. – Серия: Вершины человеческой мысли
Лосев, А.Ф., Тахо-Годи, А.А. и др. Античная литература: Учебник для высш. шк. / Под ред. А.А. Тахо-Годи. – 5-е изд., дораб. – М.: ЧеРо, 1997. – 543 с., ил.
Мифологический словарь / Сост. М.Н. Ботвинник, М.А. Коган, М.Б. Рабинович, Б.П. Селецкий. – М.: Просвещение, 1985. – 300 с.: ил.
Семочкина, М.Б. Культурология: Учебное пособие: В 2 ч. Ч. 2. История культуры. Кн. 1. – Екатеринбург, 1998. – 144 с.
Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1986. – 575 с.
Токарев, С.А. Религия и мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: «Советская энциклопедия», 1982. – Т. II. – С. 377-384.
Штаерман Е.М. Римская мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: «Советская энциклопедия», 1982. – Т. II. – С. 380-384.
Элиаде, М. Аспекты мифа: Пер. с фр. – М.: «Инвест – ППП», СТ «ППП», 1996. – 240 с.
Бирлайн Дж. Ф. Параллельная мифология / Пер. с англ. А. Блейз. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. – С. 14-15.
Культурология: Учебное пособие / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 2003. – С. 108.
Семочкина М.Б. Культурология: Учебное пособие: В 2 ч. Ч. 2. История культуры. Кн. 1. – Екатеринбург, 1998. – С. 44.
См. об этом: Элиаде М. Аспекты мифа: Пер. с фр. – М.: «Инвест – ППП», СТ «ППП», 1996. – 240 с.
Голосовкер Я.Э. Логика мифа. – М.: Наука, 1987. – С. 8.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 2 кн. Кн. I. – М.: Изд-ва: АСТ, Фолио, 2000. – С. 201.
Там же.
Введение в культурологию: Учеб. пособие / Рук. авт. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос, 1995. – С. 14.
См., например: Токарев С.А. Религия и мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: «Советская энциклопедия», 1982. – Т. II. – С. 377.
Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1986. – С. 406
Мифологический словарь / Сост. М.Н. Ботвинник, М.А. Коган, М.Б. Рабинович, Б.П. Селецкий. – М.: Просвещение, 1985. – С. 166
Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Политиздат, 1986. – С. 406.
Там же.
Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Политиздат, 1986. – С. 441.
Штаерман Е.М. Римская мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: «Советская энциклопедия», 1982. – Т. II. – С. 381.
Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Политиздат, 1986. – С. 419.
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. и др. Античная литература: Учебник для высшей школы. / Под ред. А.А. Тахо-Годи. - 5-е изд., дораб. - М.: ЧеРо, 1997. – С. 13.
Лосев А.Ф. Греческая мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: «Советская энциклопедия», 1980. – Т. I. – С. 321.
Колобов, А.В., Гущин, В.Р., Братухин, А.Ю. Античная мифология в историческом контексте. – [Электронный ресурс]: Режим доступа: ancientrome.ru/publik/kolobov/kolob10f.htm.
Лосев А.Ф. Греческая мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: «Советская энциклопедия», 1980. – Т. I. – С. 323.
Лосев А.Ф. Греческая мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: «Советская энциклопедия», 1980. – Т. I. – С. 324-325.
Там же. – С. 327.
Лосев А.Ф. Греческая мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: «Советская энциклопедия», 1980. – Т. I. – С. 328.
Там же.
Колобов А.В., Гущин В.Р., Братухин А.Ю. Указ. раб.
Штаерман Е.М. Римская мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: «Советская энциклопедия», 1982. – Т. II. – С. 380.
Там же. – С. 381.
Штаерман Е.М. Указ. раб. – С. 382-383.
Штаерман Е.М. Указ. раб. – С. 384.












15

Список литературы


1.Бирлайн, Дж. Ф. Параллельная мифология / Пер. с англ. А. Блейз. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. – 336 с.
2.Введение в культурологию: Учеб. пособие / Рук. авт. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос, 1995. – 336 с.
3.Голосовкер, Я.Э. Логика мифа. – М.: Наука, 1987. – 218 с.
4.Колобов, А.В., Гущин, В.Р., Братухин, А.Ю. Античная мифология в ис-торическом контексте. – [Электронный ресурс]: Режим доступа: ancientrome.ru/publik/kolobov/kolob10f.htm.
5.Культурология: Учебное пособие / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 2003. – 304 с.
6.Лосев, А.Ф. Греческая мифология // Мифы народов мира. Энциклопе-дия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: «Советская энциклопедия», 1980. – Т. I. – С. 321-335.
7.Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего разви-тия. В 2 кн. Кн. I. – М.: Изд-ва: АСТ, Фолио, 2000. – 830 с. – Серия: Вершины человеческой мысли
8.Лосев, А.Ф., Тахо-Годи, А.А. и др. Античная литература: Учебник для высш. шк. / Под ред. А.А. Тахо-Годи. – 5-е изд., дораб. – М.: ЧеРо, 1997. – 543 с., ил.
9.Мифологический словарь / Сост. М.Н. Ботвинник, М.А. Коган, М.Б. Рабинович, Б.П. Селецкий. – М.: Просвещение, 1985. – 300 с.: ил.
10.Семочкина, М.Б. Культурология: Учебное пособие: В 2 ч. Ч. 2. История культуры. Кн. 1. – Екатеринбург, 1998. – 144 с.
11.Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1986. – 575 с.
12.Токарев, С.А. Религия и мифология // Мифы народов мира. Энцикло-педия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: «Советская энциклопедия», 1982. – Т. II. – С. 377-384.
13.Штаерман Е.М. Римская мифология // Мифы народов мира. Энцикло-педия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: «Советская энциклопедия», 1982. – Т. II. – С. 380-384.
14.Элиаде, М. Аспекты мифа: Пер. с фр. – М.: «Инвест – ППП», СТ «ППП», 1996. – 240 с.

Вопрос-ответ:

Каковы особенности античной мифологии?

Особенности античной мифологии заключаются в ее богатстве и многообразии божеств, сюжетов и символов. Мифология играла важную роль в жизни древних греков и римлян, она объясняла происхождение мира, природные явления, исторические события и поведение людей. Боги и герои античной мифологии были образцами для подражания и источником вдохновения для художественного творчества.

Чем отличаются греческая и римская мифологии?

Греческая и римская мифологии имеют много общих черт, так как римская мифология была под сильным влиянием греческой. Однако, есть некоторые различия. Например, греки более пристрастно относились к своим богам и героям, у них были многочисленные культы богов и заполненные религиозные обряды. В римской мифологии религиозный аспект был более формальным. Также, некоторые боги имели разные имена и атрибуты в греческой и римской мифологии.

Какие факторы повлияли на развитие римской мифологии?

На развитие римской мифологии оказали влияние три фактора: демократизация общества, обусловленная победой плебса, победоносная римская агрессия и получение новых знаний при знакомстве с другими культурами. В результате демократизации общества, мифология стала более доступной для всех слоев населения и стала основой единой римской идентичности. Победы Рима на военном и политическом поле привнесли новые боги и героев в мифологию. А взаимодействие с другими культурами, такими как греческая, эфиопская и кельтская, привнесло новые элементы и мотивы в римскую мифологию.

Что такое мифология?

Мифология - это система мифов (рассказов) о богах, героях, природе и истории, которые служат объяснением бытия, природных явлений и человеческих поступков. Мифология обычно связана с религиозными верованиями и служит основой для развития культуры, искусства и воображения. Мифы передавались из поколения в поколение устно или в письменной форме и играли важную роль в жизни древних цивилизаций.

Что такое мифология?

Мифология - это система мифов, легенд и религиозных преданий определенной культуры или народа. В мифологии отражены боги, герои и другие сверхъестественные существа, а также их взаимодействие с людьми и окружающим миром.

Какие особенности присутствуют в античной мифологии?

Античная мифология отличается наличием обширного пантеона богов и героев, связанных между собой сложными мифологическими сюжетами и родственными связями. Также характерной особенностью является использование мифов для объяснения природных явлений, образования мира и происхождения человека.

Как отличается греческая и римская мифология?

Греческая и римская мифология имеют много общих черт, так как римская мифология была в значительной степени заимствована у греков. Однако римская мифология характеризуется большим количеством богов и героев, а также более реалистичными представлениями о человеческих страстях и поведении.

Какие факторы повлияли на развитие римской мифологии?

На развитие римской мифологии оказали влияние три фактора: демократизация общества, обусловленная победой плебса; победоносная римская агрессия и знакомство с мифологиями завоеванных народов; и, наконец, влияние греческой мифологии, которая была широко распространена в Риме.

Какое значение имеют мифы в культуре античных народов?

Мифы играли важную роль в культуре античных народов. Они помогали объяснить происхождение мира, позволяли людям понять своё место во вселенной и формировали моральные и этические ценности. Они также служили основой для создания литературных произведений, искусства и религиозных обрядов.

Что такое античная мифология?

Античная мифология – это система мифов и легенд, которые существовали в Древней Греции и Древнем Риме. Мифология играла важную роль в культуре этих древних цивилизаций, объясняя происхождение мира и природных явлений, описывая деяния богов и героев, а также формируя нравственные и этические ценности.

Какие особенности характерны для античной мифологии?

Основные особенности античной мифологии включают: множество божеств, которые являются персонификацией различных аспектов жизни; сложные мифы и легенды, рассказывающие о происхождении мира и людей; взаимодействие богов и людей; нравственные уроки и этические ценности, которые мифы преподносили. Большинство мифов имело гротескную и фантастическую сюжетную линию, но в то же время служило средством обучения и образцом для подражания.

Какая связь между греческой и римской мифологией?

Греческая и римская мифологии имеют очень много общего, так как римская мифология была основана на греческой. Римляне воспринимали и заимствовали греческие богов и героев, давая им собственные имена и толкования. Некоторые греческие мифы и легенды были адаптированы под римских условия и влияние, однако общие мотивы, боги и герои оставались практически неизменными.